Схема ремонта кпп ямз 236

Схема ремонта кпп ямз 236

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Коробка передач ЯМЗ-236 и ее компоненты

Технические характеристики и параметры коробки передач ЯМЗ-236

Тип — 5-ступенчатая, механическая с синхронизаторами на 2-5 передачах

Максимальный входной крутящий момент, Нм. — 930

Передаточные числа: 1 передача — 5,22, 2 передача — 2,90, 3 передача — 1,52, 4 передача — 1,00, 5 передача — 0,66, Задний ход – 5,22

Управление переключением передач КПП ЯМЗ-236 — Рычаг или фланец для установки механизма дистанционного привода

Фланец крепления карданного вала — Гладкий, 8 болтов М10

Дополнительный отбор мощности:

— От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.)

— От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.)

Первичный вал 2 (рис.53) коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя.

Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП ЯМЗ-236 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.

Рис.53. КПП ЯМЗ-236

1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15–крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10–синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13– верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17–промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23–шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала КПП ЯМЗ-236 установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП ЯМЗ-236 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей
вращения шестерни и вала.

Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода КПП ЯМЗ-236 осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода.

Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач в КПП ЯМЗ-236 имеется блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках.

Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Через шестерню 23 (рис.53) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности КПП ЯМЗ-236 крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач ЯМЗ-236 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б–Б).

Система смазки коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 – смешанная.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом, установленным на передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и приводимым от промежуточного вала.

Маслозаборник закрыт сеткой и имеет постоянный магнит для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2).

В коробку передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач КПП ЯМЗ-236 с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

Возможные комплектации коробок передач ЯМЗ-236

КПП ЯМЗ-236 У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствим на крышке выходного вала фланца для деталей привода спидометра.

КПП ЯМЗ-236 У3 — 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.

КПП ЯМЗ-236 У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка.

КПП ЯМЗ-236 У5 — 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка.

Коробки передач ЯМЗ-236 могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробок передач 5,5+0,3 л.

Источник

Схема ремонта кпп ямз 236

УСТРОЙСТВО И РАБОТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236

Первичный вал 2 (рис. 119) коробки передач установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя. Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол-24 по ГОСТ 21150-87 и уплотнена манжетой. Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала. Задний конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке. На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.

Рис. 119. Коробка передач ЯМЗ-236П:
1- муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3, 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5, 10-
синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8, 22-шестерни пятой передачи; 9, 21-шестерни третьей передачи; 11, 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17-
промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала имеет паз для привода масляного насоса. Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности. Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10. Синхронизатор инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала. Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары — конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки размещен трехходовой механизм переключения передач. На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода. Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется блокирующее устройство (вид А-А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках. Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Управление коробкой передач ЯМЗ-236Н осуществляется рычагом качающегося типа по схеме (рис. 120).

Рис. 120. Схема положений рычага переключения передач ЯМЗ-236Н

Рис. 121. Схема системы смазки:
А-засасывание масла; В-высокое давление; 2-магнит
маслозаборника; 3-сетка маслозаборника; 4-сливная пробка; 5-масляный насос; 6-редукционный клапан; 7-пробка заливного отверстия

Через шестерню 23 (рис. 119) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б-Б).

Система смазки коробки передач — смешанная (рис. 121). Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом 5, установленным на передней стенке картера коробки передач и приводимым от промежуточного вала. Маслозаборник закрыт сеткой 3 и имеет постоянный магнит 2 для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном 6, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2). В коробку передач масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой 1 (рис. 121), до уровня контрольного отверстия 3, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

Источник

Кпп ямз 236: устройство, схема и ремонт коробки передач

Подробно о коробке передач ЯМЗ 2361

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.

Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Состав коробки передач ЯМЗ

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.

Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.

Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Подробная сборка КПП14 Камаз Часть 1.

Вопрос-ответ

Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала

В рейсе начала выскакивать первая передача на КПП ЯМЗ-236. Вторичный вал мне пообещали и как раз приближалась суббота. Дело за немногим — снять, разобрать и перебрать коробку.

Придя в выходной на стоянку, принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, я сильно не расстроился. КПП была демонтирована, вытащена из под машины и разобрана.

Проводя дефектовку КПП, сразу же бросилось в глаза, что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрошены, а кое где вообще отсутствовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом, разборка КПП только подтвердила мои догадки — нужно было ехать за валом.

Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, я нисколько не удивился, что он отдает его вместе с набором шестерен. Он сказал, что у запчастей есть один недостаток — нужно перепрессовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно ее сразу нельзя.

На первых порах, я приуныл. Перебросить вал в сборе пара пустяков, а вот возиться с перепрессовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Пару раз мне в автобазе перепрессовывали вторичный вал и я сам видел и слышал, как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса.

Хорошо понимал, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Терять еще и понедельник, мне никак не хотелось, поэтому стал размышлять, стараясь найти хоть какое то решение для выхода из ситуации.

Бракованную шестерню, резаком или сваркой, я мог срезать или сбить, а вот как снять целой шестерню с вала для меня оставалось непонятно. Ведь греть ее нельзя, т.к. можно загубить. Одним словом, что сделаешь, если из инструмента: резак, сварка и кувалда.

Решил почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался чисткой магнита и постановкой на место, меня не покидало чувство, что решение где то совсем рядом.

Через некоторое время, меня осенило. Надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники и замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни.

Начал потихоньку исполнять задуманное. Снял подшипники и замочное кольцо, положил на верстаке вал таким образом, чтобы расплав выдуваемого металла легко стекал из вала и принялся за работу.

Надо отметить, что выдувание металла из вала — это не такая уж и сложная работа, но бесспорно, это сложнее, чем просто резать металл. Не быстро, конечно, но работа продвигалась и через некоторое время, мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни.

После нескольких ударов, шестерня сошла. Для меня, это была победа профессионального плана. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа была намного проще предыдущей и я просто начал резать шестерню так, чтобы расплавленный метал не летел на блок шестерен.

Таким образом, я прорезал негодную шестерню практически до вала и потому с ее снятием с вала никаких трудностей не возникло. Однако, пришлось ждать, чтобы комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.

Для запрессовки подшипников, шестерен втулок и так далее, можно применять нагрев, но не выше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Сам раньше при запрессовке подшипников, клал их на электроплитку, закрытую железной пластиной, а на нее сверху ложил подшипники.

Проверял температуру, периодически прыская на них водой. Если вода начинала кипеть, значит пора набивать подшипник на вал. Брал подшипник войлочными рукавицами, надевал его на вал и легкими постукиваниями молотка ставил на место.

В этот раз, под рукой такой плитки у меня не было. Поэтому, положив шестерню на треногу, стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню, между делом присмотрел место, где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил металлическую полосу и кувалду.

После того, как вода на шестерне начала закипать, переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу, направил шпонку в шестерню. Затем, несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу и судя по звуку, вал сел на место. Тогда, не теряя времени, я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом, мне удалось перепрессовать шестерню на промежуточном валу.

Поставить остальные подшипники на вал и собрать КПП, большой проблемы для меня не составило. Затем, пришло время установить КПП на место. На все это у меня ушел целый день, но в понедельник машина была уже на линии.

Также, хотелось бы рассказать о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7-ой. Он позвонил мне и поинтересовался, что это может быть. Скорее всего, полетел передний подшипник первичного вала.

Коллега с 30-ю тоннами на 3 и 7 передачах, проехал около 40 км и разгрузился, а затем пустым вернулся домой, проехав еще 70 км. На стоянке снял КПП, а там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал.

Что можно сделать в такой ситуации? Подумали и пришли к выводу, что покупать вал и перепрессовывать шестерни — это долгая история. Поэтому, пошли другим путем. Сняли замочное кольцо держащее шестерню и купили новый подшипник, а также сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю.

Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр, вот за него в конус и зажал в патрон токарь вал, вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта, ходила у него несколько лет.

Оцените статью «Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала»

Сборка вторичного вала КПП ЯМЗ-238. Бонус-разборка. (Перезалито).

Подробно о коробке передач ЯМЗ 2361

Общая сборка коробки передач

Общую сборку коробки передач выполняют в такой последовательности:

  • устанавливают сетку заборника с прокладкой в сборе в нижний люк картера 18 (см. рис. 236) коробки передач;
  • на сетку помещают крышку заборника 20 с магнитом в сборе и в совмещенные отверстия ввертывают болты с пружинными шайбами, затянув их равномерно;
  • устанавливают на боковые люки картера коробки прокладки и крышки и в совмещенные отверстия ввертывают болты. Прокладки крышек люков и резьбовые отверстия под болты смазывают перед установкой герметизирующей пастой;
  • продувают масляные каналы и внутреннюю полость картера коробки сжатым воздухом;
  • ввертывают в картер маслосливные пробки и пробку контроля уровня масла, предварительно смазав резьбовые отверстия герметизирующей пастой;
  • устанавливают промежуточный вал 17 в сборе в картер коробки передач подшипником в переднее гнездо;
  • устанавливают стопорное кольцо в канавку наружной обоймы шарикового подшипника;
  • напрессовывают задний шариковый подшипник на конец промежуточного вала и в отверстие картера одновременно;
  • устанавливают на торец промежуточного вала упорную шайбу;
  • ввертывают в совмещенные отверстия болты, затянув их до отказа;
  • собирают блок 27 шестерен заднего хода с роликовыми подшипниками и промежуточной втулкой, предварительно смазав роликовые подшипники консистентной смазкой ЦИАТИМ-201;
  • устанавливают блок шестерен заднего хода в картер 18 коробки передач малым зубчатым венцом к заднему торцу картера, запрессовывают ось 26 блока шестерен в отверстия картера номинального или ремонтного размера (см. табл. 53) таким образом, чтобы лыска на торце оси была обращена к заднему подшипнику промежуточного вала;

Диаметр отверстия под задний конец оси, мм (допуск +23 мкм)

Диаметр шейки переднего конца оси, мм (допуск -8-22 мкм)

Диаметр шейки заднего конца оси, мм (допуск -9-27 мкм)

  • устанавливают крышку заднего подшипника промежуточного вала на торец картера коробки выступом к лыске на оси блока шестерен и ввертывают в совмещенные отверстия болты с пружинными шайбами, затянув их равномерно;
  • проверяют вращение блока шестерен заднего хода и промежуточного вала подачей сжатого воздуха под давлением 0,5-0,7 МПа (5-7 кгс/см2) на зубья блока шестерен. Стуки, скрежет и неравномерный шум не допускаются;
  • устанавливают шестерню 12 первой передачи и заднего хода на шлицы ведомого вала 14 и проверяют легкость ее перемещения вдоль шлицев, снимают шестерню с вала и помещают ее в картер 18 коробки передач, продувают ведомый вал в сборе сжатым воздухом и плавно устанавливают его в картер коробки, одновременно установив на него шестерню первой передачи и заднего хода;
  • продувают каналы ведущего вала сжатым воздухом и устанавливают ведущий вал 2 в сборе с подшипником в отверстие картера 18, совместив маслоотводную трубку с отверстием в ведомом вале;
  • устанавливают стопорное кольцо в канавку наружной обоймы заднего шарикового подшипника ведомого вала 14 и запрессовывают подшипник на задний конец ведомого вала в отверстие картера коробки одновременно;
  • проверяют легкость вращения валов от руки. Валы должны вращаться легко, без заеданий при нейтральном положении синхронизаторов и шестерни 12 первой передачи и заднего хода;
  • напрессовывают ведущую шестерню привода спидометра на задний конец ведомого вала 14;
  • устанавливают прокладку и крышку 15 заднего подшипника ведомого вала, предварительно смазав рабочую поверхность сальника в крышке консистентной смазкой ЦИАТИМ-201;
  • ввертывают в совмещенные отверстия болты с пружинными шайбами и затягивают их равномерно до отказа;
  • напрессовывают фланец 16 крепления карданного вала до упора;
  • на шлицевой конец ведомого вала надевают тарельчатую шайбу, навёртывают и затягивают гайку до совмещения прорези гайки с отверстием в вале и вставляют шплинт;
  • смазывают винтовую канавку и рабочую поверхность сальника в крышке 3 подшипника ведущего вала 2 консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, а уплотнительную прокладку крышки с обеих сторон и резьбовые отверстия в картере под болты крепления крышки — уплотняющей пастой «Герметик»;
  • накладывают прокладку на фланец крышки, совместив отверстия под болты;
  • устанавливают крышку 3 на ведущий вал 2, совместив маслоотводной канал в крышке с дроссельной втулкой в картере 18 коробки передач, вворачивают в совмещенные отверстия болты, затянув их до отказа, предварительно подложив под них плоские шайбы, и контрят болты попарно шплинтовочной проволокой диаметром 1,2 мм;
  • смазывают уплотнительную прокладку масляного насоса 25 с обеих сторон и резьбовые отверстия в картере 18 коробки под болты крепления масляного насоса уплотняющей пастой «Герметик»;
  • накладывают прокладку на основание масляного насоса 25, совместив отверстия под болты, устанавливают насос в сборе на картер 18 коробки передач, совместив положение выступа хвостовика валика ведущей шестерни с пазом в промежуточном валу 17 и срезанную часть основания направив в сторону крышки 3 подшипника ведущего вала;
  • ввертывают в совмещенные отверстия болты с подложенными плоскими шайбами, которые контрят попарно;
  • проверяют вращение валов коробки от руки, которые должны вращаться легко, без заедания;
  • устанавливают на люки картера 4 сцепления верхнюю и нижнюю крышки и закрепляют их болтами с подложенными пружинными шайбами;
  • смазывают резьбовые отверстия в картере 18 коробки передач под болты крепления картера 4 сцепления уплотнительной пастой «Герметик»;
  • устанавливают подсобранный картер 4 сцепления на торец коробки передач, ввертывают в совмещенные отверстия картера сцепления и коробки передач болты с подложенными пружинными шайбами и контрят их попарно шплинт-проволокой диаметром 1,6 мм;
  • вставляют вал вилки выключения сцепления во втулки картера 4 сцепления таким образом, чтобы шлицевой конец вала находился слева, если смотреть на коробку передач со стороны фланца карданного вала;
  • проверяют легкость вращения вала от руки;
  • вставляют в канавку вала шпонку;
  • выдвигают вал из одной втулки, устанавливают на него вилку выключения сцепления обработанными площадками вперед;
  • ввертывают в отверстие вилки стяжной болт с шайбами;
  • выставляют вилку симметрично трубе крышки 3 подшипника ведущего вала;
  • затягивают стяжной болт окончательно;
  • напрессовывают на горловину муфты 1 выключения сцепления подшипник до упора. После напрессовки внутреннее кольцо и наружная обойма подшипника должны свободно вращаться от руки;
  • устанавливают муфту 1 в сборе на крышку 3 подшипника ведущего вала, проверяют легкость движения муфты вдоль крышки ведущего вала;
  • соединяют муфту пружинами, вставив их концы в отверстия муфты и вилки;
  • закрепляют шланг смазки муфты выключения сцепления, ввертывая его наконечники в муфту и картер сцепления;
  • ввертывают в наконечник шланга, закрепленного на картере сцепления, и в отверстия для смазки опорных шеек вала выключения сцепления угловые масленки;
  • устанавливают синхронизаторы 5, 10, шестерню 12 первой передачи и заднего хода в нейтральное положение;
  • накладывают прокладку на плоскость сопряжения картера 18 коробки передач с верхней крышкой 13, совместив отверстия под болты;
  • устанавливают на прокладку верхнюю крышку 13 в сборе, совместив вилки переключения передач с пазами синхронизаторов 5 и 10 и шестерни 12 первой передачи и заднего хода;
  • ввертывают в совмещенные отверстия болты и затягивают их равномерно;
  • устанавливают прокладку механизма дистанционного переключения передач на шпильки верхней крышки;
  • ставят на прокладку механизм дистанционного переключения передач в сборе таким образом, чтобы он был направлен в сторону шлицевого конца вала выключения сцепления, а рычаг переключения передач вошел в паз головки штока переключения передач;
  • надевают на шпильки пружинные шайбы, навертывают гайки и затягивают их до отказа;
  • вставляют в крышку 15 заднего подшипника ведомого вала 14 шестерню привода спидометра, устанавливают крышку сменных шестерен с валиком ведомой цилиндрической шестерни и закрепляют болтами;
  • смазывают муфту выключения сцепления и втулки валика привода выключения сцепления через масленки универсальной тугоплавкой смазкой.
  • Источник

    Читайте также:  Ремонт контактной группы bmw e39
    Оцените статью