Меню

Ямочный ремонт покрытий обработанных вяжущими материалами

Технология ямочного ремонта способом пропитки, применяемые материалы

Метод пропитки является одним из наименее трудоемких и быстро выполняемых способов ремонта ямочного покрытия. Его суть заключается в том, что заполнитель и вяжущее перемешиваются (вяжущее пропитывает пространство между зернами заполнителя) непосредственно в заделываемой выбоине.

Существует две разновидности этого способа: метод пропитки и метод обратной пропитки. Рассмотрим их подробнее.

Для ремонта методом пропитки выбоина очищается с помощью щетки или воздуходувки, а затем просушивается.

Подготовка выбоин

Для ремонта дорог способом пропитки подготовка выбоин к ремонту почти ничем не отличается от других технологий, за исключением того, что этот способ не требует обработки кромок. Хотя для качества заделки ее проводить рекомендуется.

Затем проводится очистка мест ремонта. Для нее используют механические щетки или ручной инструмент (метелки, лопаты, скребки). Эффективно также применение мощной воздуходувки. Затем проводится просушка выбоины (если используется катионная эмульсия, от этой операции можно отказаться). Для этого используется или промышленный фен, или воздуходувка. После этого место готово к ремонту.

Метод пропитки не требует обработки кромок выбоины, но для эффективности рекомендуется его выполнять.

Метод пропитки

При методе пропитки в выбоину сразу засыпают щебень. Рекомендуется, чтобы его фракционный состав и свойства максимально соответствовали тому материалу, который использовался при изготовлении асфальтобетона, из которого сделано покрытие. Но на практике это трудноосуществимо, поэтому применяют смесь нескольких фракций максимально заполняющую полость.

После засыпки щебня в выбоину производят проливку битумом с помощью лейки или раздающего устройства.

Затем проводится проливка заполненной ямы с помощью лейки или раздающего устройства. При необходимости место ремонта (если у ямы большая площадь) выравнивают гладилкой.

Метод обратной пропитки

При методе обратной пропитки в полость дефекта сразу заливается битум. Важно, чтобы нагрев битума был максимально близок к верхнему пределу, который обозначается в марке битума цифрой после дроби, тогда происходит наиболее интенсивное вспенивание, которое необходимо для полного обволакивания зерен щебня.

Технология обратной пропитки позволяет обеспечить более полное наполнение полости дефекта. В этом случае получается более плотная структура ремонтной массы. По окончании работ поверхность также выравнивается лопатой или гладилкой.

Метод обратной пропитки заключается в том, что сначала выбоину заливают битумом, а затем засыпают щебнем. Это обеспечивает более полное наполнение полости выбоины.

Завершение работ

Завершаются работы уплотнением с помощью виброплиты ручного или самоходного катка. Но знаки, которые ограничивают скорость движения и предупреждают о выбросе щебня, убираются только после полного отвердевания вяжущего и удаления несвязавшихся частиц щебня с поверхности.

Ручная виброплита используется для уплотнения щебня в том случае, если выбоины была глубиной более 5 см.

Материалы для ремонта пропиткой

Для ремонта способом пропитки используются вяжущие и заполнители.

Рассмотрим требования к ним:

  • Вяжущие вещества чаще всего представляют собой битум или вещества на его основе. Хотя в последнее время все шире используют составы на основе разнообразных полимеров, которые обеспечивают большую прочность заделанных участков дороги, а также позволяют применять метод пропитки в тех случаях (пониженная температура, влажность), когда битум или эмульсии на его основе не обеспечивают гарантированного качества. Но все же битум является основным материалом. Для ремонта способом пропитки используют марки с высокой температурой плавления и размягчения, таким образом, стараются предотвратить появление летней скользкости. Вторым по распространенности материалом являются катионные эмульсии на основе битума. Преимуществом такого вяжущего является небольшая требуемая температура разогревания (60-80 градусов против 150-200 у чистого битума), а также хорошая способность сцепления с влажными поверхностями. При использовании эмульсий можно работать даже в дождь.
  • В качестве заполнителя используют щебень и песок из твердых пород (чаще всего гранита). Для более плотного заполнения выбоин тщательно подбирают фракционный состав с той целью, чтобы вяжущее занимало минимальный объем. Также обязательно обеспечить отсутствие пылевидных и глинистых частиц, ухудшающих контакт с вяжущим, поэтому щебень обязательно промывают. При использовании чистого битума, заполнитель для ямочного ремонта предварительно покрывают слоем битума.

Таким образом, технология ямочного ремонта способом пропитки является наиболее экономной, не требующей больших затрат средств и времени.

Источник

Ямочный ремонт покрытий

Из асфальтобетона и битумоминеральных

Материалов

Методы и способы ямочного ремонта. Задача ямочного ремонта состоит в восстановлении сплошности, ровности, прочности, сцепных качеств и водонепроницаемости покрытия и обеспечении нормативного срока службы отремонтированных участков.

Традиционный способ предусматривает обрубку кромок выбоины с приданием ей прямоугольного очертания, очистку ее от асфальтобетонного лома и грязи, подгрунтовку дна и кромок выбоины, заполнение её ремонтным материалом и уплотнение.

Для придания выбоине прямоугольного очертания используют небольшие холодные фрезерные машины, дисковые пилы, перфораторы.

В качестве ремонтного материала преимущественно используют асфальтобетонные смеси, требующие уплотнения, а из средств механизации — малогабаритные катки и вибротрамбовки.

При проведении работ в условиях повышенного увлажнения выбоины перед подгрунтовкой просушивают сжатым воздухом (горячим или холодным), а также с применением горелок инфракрасного излучения. Если покрытие ремонтируют небольшими участками — картами (до 25 м 2 ), разогревают всю площадь; при ремонте большими картами — по периметру участка.

После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учётом запаса на уплотнение. При глубине выбоин до 5 см смесь укладывают в один слой, более 5 см — в два слоя. Уплотнение производят от краёв к середине ремонтируемых участков. При заделке выбоин глубже 5 см в нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют.

Такой метод позволяет получить высокое качество ремонта, но требует выполнения значительного количества операций. Применяется при ремонте всех видов покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных материалов.

Мелкие выбоины глубиной до 2 см на площади 1…2 м 2 и более ремонтируют по методу поверхностных обработок с применением щебня мелких фракций.

Метод ремонта с разогревом поврежденного покрытия и повторным использованием его материала основан на применении специального оборудования для разогрева покрытия — асфальторазогревателя. Метод позволяет получить высокое качество ремонта, обеспечивает экономию материала, упрощает технологию производства работ, но имеет существенные ограничения по погодным условиям (ветер и температура воздуха). Применяют данный метод при ремонте всех видов покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных смесей.

Метод ремонта заполнением выбоин, ям и просадок без вырубания или разогрева старого покрытия заключается в заполнении этих деформаций и разрушений холодной полимерасфальтобетонной смесью, холодным асфальтобетоном, влажной органоминеральной смесью и т. п.

Метод отличается простотой исполнения, позволяет выполнять работу в холодную погоду при влажном и мокром покрытии, однако не обеспечивает высокого качества и долговечности отремонтированного покрытия. Применяют данный метод при ремонте покрытий на дорогах с низкой интенсивностью движения или как временную, экстренную меру на дорогах с высокой интенсивностью движения.

По типу применяемого ремонтного материала различают две группы способов ямочного ремонта: холодные и горячие.

Холодные способы основаны на использовании в качестве ремонтного материала холодных битумоминеральных смесей, влажных органоминеральных смесей (ВОМС) или холодного асфальтобетона. Применяют эти способы в основном для ремонта покрытий из чёрного щебня и холодного асфальтобетона на дорогах низких категорий, а также при необходимости срочной или временной заделки выбоин в более ранние сроки на дорогах высоких категорий.

Работу по ямочному ремонту этим способом начинают весной, как правило, при температуре воздуха не ниже +10 о С. При необходимости холодные смеси могут быть использованы для ямочного ремонта и при более низкой температуре (+5…–5 о С). В этом случае перед укладкой холодный чёрный щебень или холодную асфальтобетонную смесь разогревают до температуры 50…70 о С, при помощи горелок нагревают дно и стенки выбоин до момента появления на их поверхности битума. При отсутствии горелок поверхность дна и стенок обмазывают вязким битумом с пенетрацией 130/200 или 200/300, разогретым до температуры 140…150 о С. После этого укладывают и уплотняют ремонтный материал.

Формирование покрытия в месте ремонта холодным способом происходит под действием движущихся автомобилей в течение 20-40 суток и зависит от свойств жидкого битума или битумной эмульсии, вида минерального порошка, погодных условий, интенсивности и состава движения.

Холодные асфальтобетонные слои для ямочного ремонта готовят с применением жидкого средне- или медленногустеющего вязкого битума с пенетрацией 70/130, по той же технологии, что и горячие асфальтобетонные смеси, при температуре нагрева битума 80…90 о С и температуре смеси на выходе из смесителя 90…120 о С. Смеси можно хранить в штабелях высотой до 2 м. В летний период их можно держать на открытых площадках, в осенне-зимний период — в закрытых складах или под навесом.

Ремонтные работы можно выполнять при более низкой температуре воздуха, заранее заготавливая ремонтный материал. Стоимость работ по данной технологии ниже, чем при горячем способе. Главный недостаток состоит в сравнительно небольших сроках службы отремонтированного покрытия на дорогах с движением тяжёлых грузовых автомобилей и автобусов.

Читайте также:  Ремонт huawei p20 lite экран

Горячие способы ямочного ремонта основаны на применении в качестве ремонтного материала горячих асфальтобетонных смесей: мелко- и крупнозернистых, песчаных, литого асфальтобетона и др.

Состав и свойства применяемой для ремонта асфальтобетонной смеси должны быть аналогичны той, из которой сделано покрытие. Смесь готовят по обычной технологии приготовления горячего асфальтобетона.

Горячие способы применяют при ремонте дорог с асфальтобетонным покрытием. Работы можно выполнять при температуре воздуха не ниже +10 о С при оттаявшем основании и сухом покрытии. При использовании разогревателя ремонтируемого покрытия допускается выполнять ремонт при температуре воздуха не ниже +5 о С.

Горячие способы ямочного ремонта позволяют обеспечить более высокое качество и длительный срок службы отремонтированного покрытия.

Как правило, все работы по ямочному ремонту выполняют ранней весной, как только позволят погодные условия и состояние покрытия. Летом и осенью заделку выбоин и ям производят немедленно после их появления.

Технология и организация работ различными способами имеют свои особенности.

Однако для всех способов ямочного ремонта есть общие технологические операции, которые выполняются в определенной последовательности. Все эти операции можно разделить на подготовительные, основные и заключительные.

Подготовительные операции включают в себя:

• установку ограждения мест производства работ, дорожных знаков и устройство освещения, если работы выполняют в ночное время;

• разметку мест ремонта (карт);

• вырубку, разломку или фрезерование поврежденных участков покрытия и уборку снятого материала;

• очистку выбоин от остатков материала, пыли и грязи;

• просушку дна и стенок выбоины, если ремонт производится горячим способом при мокром покрытии;

• обработку (подгрунтовку) дна и стенок выбоины битумной эмульсией или битумом.

Разметку мест ремонта (карт ремонта) производят при помощи натянутого шнура или мелом с помощью рейки. Карту ремонта очерчивают прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными оси дороги, придавая контуру правильную форму и захватывая неповреждённое покрытие на ширину 3…5 см. Несколько выбоин, находящихся на расстоянии до 0,5 м одна от другой, объединяют в общую карту.

Вырубку, разломку или фрезерование покрытия в пределах размеченной карты производят на толщину разрушенного слоя покрытия, но не менее 4 см по всей зоне ремонта. При этом если выбоина по глубине затронула нижний слой покрытия, разрыхляется и удаляется толщина нижнего слоя с разрушенной структурой.

Очень важно снять и удалить весь разрушенный и ослабленный слой асфальтобетона, захватывая по всему размеченному контуру полосу шириной не менее 3 см из прочного, неразрушенного асфальтобетона. Нельзя оставлять неудалёнными краевые полосы выбоины, поскольку монолитность асфальтобетона здесь ослаблена за счёт микротрещин, расшатывания и выкрашивания отдельных щебёнок из стен выбоины (рис. 14.9, а). В выбоине собирается вода, которая под динамическим действием колёс автомобилей проникает в межслойное пространство и ослабляет сцепление верхнего слоя асфальтобетона с нижним.

Поэтому, если оставить ослабленные стенки 1 выбоины, после укладки ремонтного материала через некоторое время ослабленные края могут разрушаться, вновь уложенный материал потеряет связь с прочным старым материалом и начнётся развитие выбоины.

Стенки кромок 4 выбоины после вырубания (рис. 14.9, б) должны быть вертикальными по всему контуру. Вырубка и разломка покрытия может осуществляться при помощи отбойного пневматического молотка или лома, бетонолома, нарезчика швов и рыхлителя или при помощи дорожной фрезы.

При использовании дорожной фрезы для разделки выбоины образуются округленные передняя и задняя стенки выбоины, которые должны быть обрезаны дисковой пилой или отбойным молотком. В противном случае верхняя часть уложенного слоя ремонтного материала в местах сопряжения со старым материалом будет очень тонкой и быстро разрушится.

Разрыхлённый материал старого покрытия удаляется из выбоины вручную, а при использовании дорожной фрезы снятый материал (гранулят) погрузочным конвейером подают в самосвал и вывозят.

Рис. 14.9. Разделка выбоины перед укладкой ремонтного материала

а – разделка ослабленных мест; б – разделка краев выбоины после фрезерования;

1 – ослабленная стенка выбоины; 2 – отслоившаяся часть покрытия;

3 – разрушенная часть дна выбоины; 4 – обрубленная или скошенная стенка выбоины

Очистку карты осуществляют с помощью лопат, сжатого воздуха, а при большой площади карты — с помощью подметально-уборочных машин.

Просушку дна и стенок карты производят по необходимости путём продувки горячим или холодным воздухом.

Обработку вяжущим (подгрунтовку) дна и стенок выбоин производят в случае укладки в качестве ремонтного материала горячих асфальтобетонных смесей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее приживание материала старого асфальтобетона к новому.

Дно и стенки очищенной карты обрабатывают жидким среднегустеющим битумом с пенетрацией 40/70, разогретым до температуры 60…70 о С с расходом 0,5 л/м 2 или битумной эмульсией с расходом 0,8 л/м 2 . При отсутствии средств механизации битум нагревают в передвижных битумных котлах и распределяют по основанию с помощью лейки.

Основные операции — заполнение выбоин ремонтным материалом — возможны только после выполнения всех подготовительных операций. Технология укладки и последовательность операций зависит от способа и объёмов выполнения работ, а также от вида ремонтного материала.

При небольших объёмах работ и отсутствии средств механизации укладку ремонтного материала можно производить вручную.

Температура горячей асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, должна быть близкой к температуре приготовления, но не ниже 110 о С.

Наиболее целесообразно укладывать смесь при такой температуре, когда она легко обрабатывается, а в процессе укладки не образуются волны и деформации при проходе катка. В зависимости от типа смеси и ее состава температура укладки: для многощебенистой смеси — 140…160 о С; для среднещебенистой смеси — 120…140 о С; для малощебенистой смеси — 100…130 о С.

Укладывают смесь в карту в один слой при глубине вырубки до 50 мм и в два слоя при глубине более 50 мм. При этом в нижний слой может быть уложена крупнозернистая смесь с размером щебня до 40 мм, а в верхний слой — только мелкозернистая смесь фракций до 20 мм.

Толщина слоя укладки в рыхлом теле должна быть больше толщины слоя в плотном теле с учётом коэффициента запаса на уплотнение, который принимают равным:

1,25…1,30 — для горячих асфальтобетонных смесей;

1,5…..1,6 — для холодных асфальтобетонных смесей;

1,3…..1,4 — для щебёночных и гравийных материалов, обработанных вяжущим.

При укладке ремонтного материала механизированным способом смесь подается из бункера-термоса через поворотный лоток или гибкий рукав большого диаметра непосредственно в выбоину и равномерно разравнивают по всей площади.

Асфальтобетонные смеси при заделке карт площадью 10…20 м 2 можно укладывать асфальтоукладчиком. При этом смесь укладывают на всю ширину карты за один проход, чтобы избежать дополнительного продольного шва сопряжения полос укладки.

Асфальтобетонную смесь, уложенную в нижний слой покрытия, уплотняют пневмотрамбовками, электротрамбовками или ручными виброкатками по направлению от краев к середине.

Асфальтобетонную смесь, уложенную в верхний слой, а также смесь, уложенную в один слой при глубине выбоины до 50 мм, уплотняют самоходным

виброкатком (вначале два прохода по следу без вибрации, а затем два прохода по следу с вибрацией) или статическими гладковольцовыми катками легкого типа массой 6…8 т до шести проходов по одному следу, а затем тяжёлыми катками с гладкими вальцами массой 10…18 т до 18 проходов по одному следу.

Коэффициент уплотнения должен иметь значение не ниже 0,98 для песчаных и малощебенистых асфальтобетонных смесей и 0,99 для средне- и многощебенистых смесей.

Уплотнение горячих асфальтобетонных смесей начинают при максимально возможной температуре, при которой не образуются деформации в процессе укатки.

Уплотнение должно обеспечить не только требуемую плотность, но и ровность ремонтного слоя, а также расположение в одном уровне отремонтированного покрытия со старым. Для лучшего сопряжения нового покрытия со старым и формирования единого монолитного слоя при укладке горячих смесей стык по всему контуру вырубки прогревают при помощи линейки горелок или электроразогревателя. Линейка горелок — это передвижная металлическая рама с укрепленными на ней горелками инфракрасного излучения, в которые поступает газ из баллонов по гибкому шлангу.

Выступающие над поверхностью покрытия стыки заделок выбоин устраняют фрезерующими или шлифовальными машинами.

Заключительные операции — это уборка оставшихся отходов от ремонта с погрузкой их в самосвалы и снятие ограждений и дорожных знаков, восстановление линий разметки в зоне выполнения ямочного ремонта.

Качество ремонта и срок службы отремонтированного покрытия зависит, прежде всего, от соблюдения требований к качеству выполнения всех технологических операций (рис. 14.10).

Наиболее важными являются следующие требования:

Рис. 14.10. Последовательность выполнения основных операций ямочного ремонта:

Читайте также:  Виды работ ремонта водопровода

а – правильно; б – неправильно; I – выбоины до ремонта; II – вырубка или вырезание, очистка и обработка вяжущим (подгрунтовка); III – заполнение ремонтным материалом; IV – уплотнение; V – вид отремонтированной выбоины; h – глубина вырубки; h1 – толщина слоя ремонтного материала

• ремонт должен выполняться при температуре воздуха не ниже допустимой для данного ремонтного материала на сухом и чистом покрытии;

• при вырубке старого покрытия должен быть удалён ослабленный материал из всех зон выбоины, где имеются трещины, обломы и выкрашивания; карта ремонта должна быть очищена и просушена;

• формы карты ремонта должны быть правильными, стенки отвесными, а дно ровным; вся поверхность выбоины должна быть обработана вяжущим;

• ремонтный материал должен быть уложен при оптимальной температуре для данного вида смеси; толщина слоя должна быть больше глубины выбоины с учётом запаса на коэффициент уплотнения;

• ремонтный материал должен быть тщательно выровнен и уплотнён вровень с поверхностью покрытия;

• не допускается образование слоя нового материала на старом покрытии у кромки карты для избежания толчков при наезде автомобиля и быстрого разрушения отремонтированного участка.

Результатом правильно выполненного ремонта является высота уложенного слоя после уплотнения, точно равная глубине выбоины без неровностей; правильные геометрические формы и незаметные швы, оптимальное уплотнение уложенного материала и его хорошее соединение с материалом старого покрытия, большой срок службы отремонтированного покрытия.

Результатом неправильно выполненного ремонта могут быть неровности

уплотнённого материла, когда его поверхность выше или ниже поверхности покрытия, произвольные формы карты в плане, недостаточное уплотнение и плохое соединение ремонтного материала с материалом старого покрытия, наличие выступов и наплывов на кромках карты и т. д. Под действием движущихся автомобилей и климатических факторов участки такого ремонта быстро разрушаются.

Ямочный ремонт покрытий из чёрного щебня или гравия. При ремонте таких покрытий могут быть использованы более простые материалы и методы ремонта, позволяющие снизить затраты на содержание дорог с чёрнощебёночными и чёрногравийными покрытиями. Чаще всего эти методы ремонта основаны на применении в качестве ремонтного материала холодных битумоминеральных смесей или материалов, обработанных битумной эмульсией.

Одним из таких материалов является смесь органического вяжущего (жидкого битума или эмульсии) с влажным минеральным материалом (щебнем, песком или гравийно-песчаной смесью), укладываемая в холодном состоянии. В качестве активатора при применении жидкого битума или гудрона используется цемент или известь.

При подготовке смеси минеральные материалы не подогревают и не просушивают, что существенно упрощает технологию приготовления и снижает стоимость материала. Смесь можно заготавливать впрок.

Перед укладкой смеси дно и стенки выбоины не подгрунтовывают битумом или эмульсией, а смачивают или промывают водой. Уложенную смесь уплотняют и открывают движение. Окончательное формирование слоя происходит под действием движущихся автомобилей.

Ямочный ремонт с применением влажных битумоминеральных смесей можно производить при положительной температуре не выше +30 о С и при отрицательной температуре не ниже -10 о С в сухую и сырую погоду.

Ямочный ремонт чёрнощебенистых покрытий методом пропитки. В качестве ремонтного материала применяют щебень, предварительно обработанный в мешалке горячим вязким битумом в количестве 1,5…2 % от массы щебня. Ремонт производят методами прямой и обратной пропитки.

При применении метода прямой пропитки после разметки контура выбоины обрубают её края, вскирковывают старое покрытие и удаляют разрыхлённый материал, обрабатывают дно и стенки выбоины горячим битумом с расходом 0,6 л/м 2 . Затем укладывают чёрный щебень фракции 15…30 мм и уплотняют ручной трамбовкой или виброкатком; разливают битум с расходом 4 л/м 2 укладывают второй слой чёрного щебня фракций 10…20 мм и уплотняют его; обрабатывают щебень битумом с расходом 2 л/м 2 , рассыпают каменный отсев фракций 0…10 мм и уплотняют пневматическим вибрационным катком. Для пропитки применяют вязкие битумы с пенетрацией 130/200 и 200/300 при температуре 140…160 о С.

По такой же технологии можно производить ремонт методом пропитки и с применением щебня, не обработанного битумом. При этом увеличивается расход битума: при первом разливе — 5 л/м 2 , при втором — 3 л/м 2 .

Распределённый битум пропитывает слои щебня на всю глубину, в результате чего формируется единый монолитный слой.

При применении метода обратной пропитки на дно подготовленной карты разливают вязкий битум с пенетрацией 90/130 или 130/200, разогретый до температуры 180…200 о С. Толщина слоя битума должна быть равна 1/5 глубины выбоины. Сразу после разлива горячего битума засыпают минеральный материал: щебень фракций 5…15; 10…15; 15…20 мм, рядовой щебень или гравийно-песчаную смесь с размером частиц до 20 мм. Минеральный материал разравнивают и уплотняют трамбовкой.

При взаимодействии минерального материала, имеющего естественную влажность, с горячим битумом происходит пенообразование и материал пропитывается битумом снизу вверх. Если пена не поднялась до поверхности материала, производят повторный разлив вяжущего из расчёта 0,5 л/м 2 , засыпают тонким слоем щебня и уплотняют.

При глубине выбоины до 6 см все ее заполнения выполняют в один слой, при большей глубине — слоями толщиной 5…6 см.

Работы по ямочному ремонту этим способом можно выполнять и при отрицательной температуре воздуха. Однако срок службы отремонтированных участков в этом случае сокращается до 2 лет и менее.

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий с применением асфальторазогревателя. Технология работы значительно упрощается при выполнении ямочного ремонта с предварительным разогревом асфальтобетонного покрытия по всей площади карты. Для этих целей может быть использована специальная самоходная машина — асфальторазогреватель, который позволяет разогревать асфальтобетонное покрытие до 100…200 о С. Эту же машину применяют для просушивания в сырую погоду ремонтируемых участков.

Режим разогрева состоит из двух периодов: разогрев поверхности покрытия до температуры 180 о С и дальнейший более плавный нагрев покрытия по всей ширине до температуры около 80 о С в нижней части разогреваемого слоя при неизменной температуре на поверхности покрытия. Режим разогрева регулируется изменением расхода газа и высоты горелок над покрытием 10…20 см.

После разогрева асфальтобетонное покрытие разрыхляется граблями на всю глубину выбоины, к нему добавляют новую горячую асфальтобетонную смесь из бункера-термоса, перемешивают со старой смесью, распределяют по всей ширине карты слоем больше глубины в 1,2-1,3 раза с учётом коэффициента уплотнения и уплотняют от краёв к середине ремонтируемого места ручным виброкатком или самоходным катком. Места сопряжения старого и нового покрытий разогревают с помощью линейки горелок, входящих в состав асфальторазогревателя. Во время проведения ремонтных работ температура покрытия должна быть в пределах 130…150 о С, а к концу работ по уплотнению — не ниже 100 о С.

Применение асфальтонагревателя значительно упрощает технологию ямочного ремонта и повышает качество работ.

Применение асфальторазогревателей, работающих на газе, требует особого внимания и соблюдения правил техники безопасности. Не допускается работа газовых горелок при скорости ветра более 6 м/с, когда порывом ветра может быть погашено пламя на части горелок, а поступающий из них газ может концентрироваться в большом количестве и взорваться.

Значительно безопаснее асфальторазогреватели, работающие на жидком топливе или с электрическими источниками инфракрасного излучения.

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий с применением дорожных ремонтеров. Наиболее эффективным и качественным видом ямочного ремонта является ремонт, выполняемый с применением специальных машин, которые называют дорожными ремонтёрами. Дорожные ремонтёры применяют как средство комплексной механизации дорожно-ремонтных работ, поскольку с их помощью производят не только ямочный ремонт дорожных покрытий, но также заделку трещин и заливку швов.

Технологическая схема ямочного ремонта с использованием дорожного ремонтёра включает в себя обычные операции. Если ремонтёр оснащён разогревателем, технология ремонта значительно облегчается (рис. 14.11).

Упрощённые способы ямочного ремонта (с применением инъекционных методов). В последние годы все более широкое распространение получают упрощенные способы ямочного ремонта с использованием специальных машин типа

Рис. 14.11. Технологическая схема ремонта с применением дорожного ремонтера

Savalco (Швеция), Packo, Blow-Patcher (Германия) и др. В России аналогичные машины выпускают в виде специального прицепного оборудования — пломбировщика марки БЦМ-24 и УДН-1. Ремонт выбоин инъекционным методом выполняют с применением катионной эмульсии. При проведении ямочного ремонта инъекционным методом обрубку кромок можно не производить.

В качестве ремонтного материала используют щебень фракции 5…8 (10) мм и эмульсию типа ЭБК-2. Применяют концентрированную эмульсию (60…70 %) на битумах БНД 90/130 или 60/90 с ориентировочным расходом 10…11 % массы щебня. Поверхность отремонтированного участка присыпают белым щебнем слоем в одну щебёнку. Движение автомобилей после проведения ремонта открывают через 10…15 мин. Работы выполняют при температуре воздуха не ниже +5 о С как на сухом, так и влажном покрытии.

Ямочный ремонт по упрощенной технологии инъекционным методом выполняют в следующем порядке (рис. 14.12):

Читайте также:  Замена крыльца это текущий или капитальный ремонт

первый этап — место ямы или заплаты очищают струей воздуха под давлением, чтобы удалить кусочки асфальтобетона, воду и мусор;

второй этап — подгрунтовывают битумной эмульсией дно, стенки выбоины и поверхности прилегающего к ней асфальтобетонного покрытия. Поток эмульсии регулируют контрольным клапаном на основном сопле. Эмульсия поступает в воздушный поток из разбрызгивающего кольца. Температура эмульсии должна быть около 50 о С;

третий этап — заполнение выбоины ремонтным материалом. Щебень вводят в поток воздуха при помощи винтового транспортёра, затем он попадает в главный мундштук, где покрывается эмульсией из разбрызгивающего кольца, а из него обработанный материал с высокой скоростью выбрасывается в выбоину, где распределяется тонкими слоями. Уплотнение происходит за счёт сил, возникающих в результате высоких скоростей выбрасываемого материала. Управление подвесным гибким рукавом оператор осуществляет дистанционно;

четвёртый этап — нанесение защитного слоя из сухого необработанного щебня на участок заплаты. При этом клапан на основном сопле, управляющем потоком эмульсии, выключен.

Следует отметить, что исключение предварительной обрубки краёв выбоины приводит к тому, что в прикромочной зоне выбоины остаётся старый асфальтобетон с нарушенной структурой, имеющий, как правило, пониженное сцепление с нижележащим слоем. Срок службы такой заплаты будет меньше, чем при традиционной технологии. Кроме того, заплаты будут неправильной формы, что ухудшает внешний вид покрытия.

Рис. 14.12. Ямочный ремонт по упрощенной технологии:

а – очистка выбоин продувкой сжатым воздухом; б – подгрунтовка битумной эмульсией;

в – заполнение щебнем, обработанным эмульсией; г – нанесение тонкого слоя

Ямочный ремонт с применением литых асфальтобетонных смесей. Отличительной особенностью литых асфальтобетонных смесей является то, что их укладывают в текучем состоянии, вследствие чего они легко заполняют выбоины и не требуют уплотнения. Мелкозернистую или песчаную литую асфальтобетонную смесь можно применять для ремонта при пониженной температуре воздуха (до -10 о С). Чаще всего для ремонтных работ применяют песчаную литую асфальтобетонную смесь, состоящую из природного или искусственного кварцевого песка в количестве 85 % по массе, минерального порошка — 15 % и битума — 10…12 % от смеси.

Для приготовления литой асфальтобетонной смеси применяют вязкий тугоплавкий битум с пенетрацией 40/60. Смесь приготовливают в смесительных установках с мешалками принудительного действия при температуре перемешивания 220…240 о С. Транспортировка смеси к месту укладки осуществляется в специальных передвижных котлах или в бункерах-термосах.

Доставленная смесь при температуре 200…220 о С выливают в подготовленную выбоину и разравнивают с помощью деревянных гладилок.

Легкоподвижная смесь заполняет все неровности, благодаря высокой температуре разогревает дно и стенки выбоины, в результате чего достигается прочное соединение ремонтного материала со стороны покрытия.

Поскольку мелкозернистая или песчаная литая смесь создает поверхность покрытия с повышенной скользкостью, необходимо применять меры для повышения его сцепных качеств.

В этих целях немедленно после распределения смеси по ней рассыпают чёрный щебень фракцией 3…5 или 5…8 с расходом 5…8 кг/м 2 так, чтобы он был равномерно распределен слоем в одну щебенку.

После остывания смеси до 80…100 о С щебень прикатывают ручным катком массой 30…50 кг. Когда смесь остынет до температуры окружающего воздуха, лишний щебень, который не втопился в смесь, сметают и открывают движение транспортных средств.

Литые асфальтобетонные смеси при ямочном ремонте можно укладывать вручную или специальным асфальтоукладчиком с системой обогрева.

Достоинство этой технологии состоит в том, что исключаются операции по подгрунтовке ремонтной карты и уплотнению смеси, а также в высокой прочности ремонтного слоя и надёжности швов сопряжения нового и старого материалов.

Недостатки состоят в необходимости применения специальных смесителей, передвижных катков с подогревом или термосов-бункеров, вязких тугоплавких битумов, а также повышенных требований к безопасности и охране труда при работе со смесью, имеющей очень высокую температуру.

Кроме того, литой асфальт в процессе эксплуатации имеет значительно большую прочность и меньшую деформативность по сравнению с обычным асфальтобетоном. Поэтому в случае, когда литым асфальтом ремонтируют покрытие из обычного асфальтобетона, через несколько лет это покрытие первым начинает разрушаться вокруг заплаты из литого асфальтобенона, что объясняется разницей в физико-механических свойствах старого и нового материала. Литой асфальтобетон чаще всего применяют при ямочном ремонте городских дорог и улиц.

Одним из путей упрощения технологии работ и увеличения строительного сезона является применение в качестве ремонтного материала холодных асфальтобетонных смесей на полимербитумном вяжущем (ПБВ).

Полимеробитумное вяжущее представляет собой комплексное вяжущее, которое состоит из битума вязкостью 60/90 в количестве около 80 % по мас. % вяжущего, полимерной модифицирующей добавки в количестве 5…6 мас. % и растворителя, например, дизельного топлива, в количестве 15 % по мас. % вяжущего. Вяжущее готовится путём перемешивания составляющих при температуре 100…110 о С.

Асфальтобетонная смесь на ПБВ готовится в смесителях с принудительным перемешиванием при температуре 50…60 о С. Смесь состоит из мелкого щебня фракций 3…10 мм в количестве 85 % минерального материала, отсева фракций 0…3 мм в количестве 15 % и вяжущего в количестве 3…4 % от общей массы минерального материала. Затем смесь складируют в открытый штабель, где она может храниться до 2 лет или загружается в мешки или бочки, в которых она может храниться несколько лет, сохраняя свои технологические свойства, в том числе подвижность, пластичность, отсутствие слёживаемости и высокие адгезионные характеристики.

Технология ремонта с применением этой смеси чрезвычайно проста: смесь из кузова автомобиля-самосвала или из бункера дорожного ремонтера вручную или при помощи рукава подают в выбоину и разравнивают, после чего открывают движение транспортных средств, под действием которого происходит формирование дорожного слоя. Весь процесс ремонта выбоины занимает 2…4 минуты, поскольку исключаются операции по разметке карты, вырубке и очистке выбоины, а также уплотнению катками. Адгезионные свойства смеси сохраняются и при укладке её в выбоины, заполненные водой. Работы по ремонту могут выполняться при отрицательной температуре воздуха, предел которой требует уточнения на месте проведения работ.

Все это делает указанный метод ямочного ремонта весьма привлекательным для практических целей.

Однако он обладает и рядом существенных недостатков. Прежде всего, есть вероятность быстрого разрушения отремонтированной выбоины вследствие того, что не удаляются её ослабленные края.

При выполнении работ в сырую погоду или при наличии воды в выбоине часть влаги может попасть в микротрещины и поры старого покрытия и при понижении температуры покрытия ниже 0 о С замерзнуть.

При этом может быть инициирован процесс разрушения зоны сопряжения нового и старого материалов.

Вторым недостатком этого метода ремонта является сохранение после ремонта неправильной внешней формы выбоины, что ухудшает эстетическое восприятие дороги.

Наличие большого количества способов ямочного ремонта даёт возможность выбора оптимального из них, исходя из конкретных условий с учётом состояния дороги, количества и размеров дефектов покрытия, наличия материалов и оборудования, сроков выполнения ремонта и других обстоятельств.

В любом случае необходимо стремиться к ликвидации ямочности на ранней стадии её развития. После ямочного ремонта во многих случаях целесообразно устроить поверхностную обработку или уложить защитный слой, которые придадут однообразный внешний вид покрытию и предотвратят его разрушения.

Обеспыливание дорог

Усовершенствованные покрытия очищают механическими щётками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой.

При большом скоплении грязи на покрытии (около переездов, съездов и т. д.) прибегают к комбинированной очистке, т.е. механической щёткой и поливомоечной машиной.

Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без применения органических вяжущих, осуществляют обработкой их поверхности обеспыливающими материалами. Виды обеспыливающих материалов, ориентировочные нормы их расхода на 1 м 2 и продолжительность действия приведены в Справочной энциклопедии дорожника. В качестве обеспыливающих материалов применяют хлористый кальций, морскую, лимонную воду или воду соленых озер, лигносульфанаты, сульфитную щелочь, жидкие битумы, битумные эмульсии и др.

Повторную обработку производят при появлении первых признаков образования пыли. Нормы расхода обеспыливающих материалов при этом уменьшают в 2 раза по сравнению с нормами для первой обработки.

Число обработок за сезон определяют с учётом продолжительности тёплого периода, в течение которого наблюдается образование пыли, числа дождливых дней и срока действия обеспыливающих материалов.

Гравийные покрытия обеспыливают двумя способами: пропиткой или смешиванием на дороге минерального материала покрытия с обеспыливающим материалом.

При пропитке раствором его разливают на покрытие, материал которого имеет влажность, равную или меньшую оптимальной. При норме более 1,5 л/м 2 раствор разливают за 2-3 приёма. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитался в покрытие. Органические обеспыливающие материалы разливают при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание.

Твёрдые гигроскопические соли распределяют в такой последовательности: разливают воду 0,5…2 л/м 2 (при сухом покрытии), а затем распределяют по проезжей части твёрдые соли.

Источник

Adblock
detector