Меню

Ямочный ремонт методом термопрофилирования

Ямочный ремонт методом термопрофилирования

З апросы
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)

Технологии устранения дефектов дорожного покрытия, ямочный ремонт, санация трещин Технологии содержания, благоустройства и декорации дорожных покрытий Технологии строительства дорожных покрытий Нормативная и техническая документация

Для восстановления верхнего слоя асфальтобетонных покрытий все более широкое применение находит новая технология, основанная на регенерации (восстановлении утраченных свойств).

Регенерацию выполняют различными способами термопрофилирования, основными операциями которых являются: разогрев покрытия; рыхление его на глубину 2 — 5 см; планирование разрыхленной смеси; уплотнение. Способы термопрофилирования имеют разновидности: термопланирование; термогомогенизация; термоукладка; термосмешение; термопластификация.

Способ термопланирования — наиболее простой, предусматривает выполнение только основных операций, указанных выше. Средняя глубина рыхления ремонтируемого покрытия зависит от ряда факторов, в том числе от типа асфальтобетона и температуры воздуха.

В режиме термопланирования ремонтируют покрытия из песчаного асфальтобетона с водонасыщением, не превышающим 3 % по объему (1,5 % для районов с избыточным увлажнением).

При ремонте покрытия из мелкозернистого асфальтобетона с водонасыщением, не превышающим 4 % (3 % для районов с избыточным увлажнением), или песчаного с водонасыщением более 3 % (до 4 % включительно), термопланирование сочетают с поверхностной обработкой или ковриком износа. При этом достигается исправление поперечного уклона покрытия в пределах до 4 %.

В остальных случаях после термопланирования на покрытие укладывают защитный слой из новой асфальтобетонной смеси.

Наиболее эффективно осуществлять эту операцию в одном потоке с термопланированием. Асфальтоукладчик перемещается на 15 — 20 м от термопрофилировщика. Благодаря тому, что окончательное уплотнение старой и новой смесей производится в одном слое, повышается его плотность. Кроме того, толщина защитного слоя из новой смеси может быть уменьшена до 1 — 2 см против 3 см в традиционном способе. Данный режим является разновидностью способа термоукладки.

Способ термогомогенизации отличается от термопланирования тем, что кроме основных операций он предусматривает и регенерацию асфальтобетона путем перемешивания старой асфальтобетонной смеси. При этом повышается однородность асфальтобетона и улучшается уплотняемость слоя, что позволяет несколько расширить область применения этого способа по сравнению с предыдущим.

Способом термогомогенизации ремонтируют покрытия с водонасыщением, не превышающим 4 %. Термогомогенизацию осуществляют с применением термопрофилировщиков, оснащенных мешалкой в виде одной машины или комплекта машин.

Способ термоукладки, кроме основных операций, предусматривает добавление новой смеси в виде самостоятельного слоя над разрыхленной старой смесью.

Этот способ в отличие от предыдущих имеет более широкую область применения, так как позволяет ремонтировать покрытия с большими амплитудами неровностей, более глубокими колеями, значительной ямочностью, неудовлетворительными поперечными уклонами и более высоким водонасыщением. Кроме того, этот способ эффективен, когда по каким-либо причинам покрытие не удается разрыхлить на глубину, равную или превышающую минимально допустимую.

Способом термоукладки можно ремонтировать покрытия с водонасыщением до 6 %. Количество добавляемой новой смеси зависит от ровности ремонтируемого покрытия, степени его износа и обычно назначается в пределах 25 — 50 кг/м2. При необходимости исправления поперечного уклона покрытия более чем на 4 % расход добавляемой асфальтобетонной смеси увеличивают.

Преимущество способа термоукладки — возможность одновременного уплотнения старой и новой смеси в одном слое, что повышает его плотность. Термоукладку осуществляют с применением термопрофилировщика, оснащенного оборудованием для приема и распределения новой смеси в виде одной машины или комплекта машин. Можно также использовать комплект оборудования, включающий асфальтоукладчик для добавления новой смеси.

Способ термосмешения в отличие от термоукладки предусматривает перемешивание новой добавляемой смеси со старой и укладку полученной смеси одним слоем.

Его преимущество — возможность коррекции в определенной мере состава старой смеси и ее регенерации. При производстве работ этим способом не предъявляется к старому покрытию требований, ограничивающих его водонасыщение. Расход добавляемой смеси устанавливают в зависимости от ровности ремонтируемого покрытия, степени его износа и желаемого изменения свойств старого асфальтобетона. Термосмешение осуществляют с применением термопрофилировщика, оснащенного, кроме оборудования для термоукладки, также и мешалкой.

Способ термопластификации отличается от предыдущих добавлением пластификатора в старую смесь в количестве 0,1 — 0,6 % от массы последней. Эта операция должна сопровождаться перемешиванием. Способ обладает всеми преимуществами термопланирования и термогомогенизации, так как не требует добавления новой смеси. Кроме того, он позволяет регенерировать старый асфальтобетон, расширяет область применения этого способа, распространяя его покрытия с водонасыщением, превышающим 3 %. Единственное ограничение применимости способа термопластификации — наличие больших неровностей на покрытии и сильного износа, требующих добавления смеси.

Термопластификацию осуществляют теми же машинами, что и термогомогенизацию, при условии оснащения их узлом введения пластификатора. В качестве пластификатора целесообразно использовать масла нефтяного происхождения, содержание ароматических углеводородов не менее 25 % по массе. Наиболее доступен ренобит — пластификатор, предложенный Гипродорнии. Можно также применять экстракты селективной очистки масляных фракций нефти, моторную нефть, зеленое масло. Показатели физических свойств пластификаторов должны отвечать требованиям:

Вязкость кинематическая при 50 °С, м2/с (25 — 70) 1000000

Температура вспышки в открытом тигле, °С, не менее 100

Механические примеси, % массовой доли, не более 2,0

Вода, % массовой доли, не более 4,0

Горючее, % массовой доли, не более 6,0

Расход пластификатора зависит от глубины рыхления покрытия и скорости термосмесителя.

При капитальном ремонте асфальтобетонных покрытий необходимо стремиться к максимально эффективному повторному использованию старого асфальтобетона. С этой целью применяют технологию регенерации способами термопрофилирования или удаления. В последнем случае покрытие разрыхляют на глубину, превышающую толщину верхнего слоя, не менее чем на 3 см, а разрыхленный асфальтобетон или регенерируют на месте, или используют повторно на другом объекте. Как правило, поверх регенерированного слоя устраивают слои износа, если коэффициент прочности старой дорожной одежды не менее 0,9 или слои усиления при коэффициенте прочности менее 0,9. При этом толщина слоя усиления по сравнению с расчетной может быть уменьшена на 20 — 25 %.

Во втором случае по обнажившемуся слою укладывают обычным способом новый асфальтобетонный слой (или несколько слоев). Снятый старый материал можно регенерировать на специально оборудованных АБЗ.

Источник

Всё об асфальтировании / Справочник / Термопрофилирование

Общие сведения о термопрофилировании (горячем ресайклинге)

Термопрофилирование асфальта (горячий ресайклинг) — технология восстановления целостности изношенного асфальтобетонного дорожного покрытия путем его разогревания, рыхления, переработки старого асфальтобетонного материала и его повторного использования в качестве смеси для асфальтирования.

Термины «горячий ресайклинг», «горячий рециклинг», а также менее распространенное «терморесайклинг» являются русскоязычной транскрипцией английского слова «recycling», в то время как «термопрофилирование» и «горячая регенерация» являются русскоязычными терминами. Все это множество понятий описывает один и тот же технологический процесс и в большинстве случаев является равнозначным.

Назначение и область применения технологии горячего ресайклинга

Главным назначением технологии термопрофилирования является восстановление изношенного верхнего слоя асфальтобетонного покрытия с целью ликвидации имеющихся дефектов и поддержания его допустимой ровности.

Применяется термопрофилирование в качестве альтернативы традиционному способу ремонта асфальтобетонных покрытий «методом фрезерования и повторного асфальтирования», когда путем холодного фрезерования удаляется изношенный верхний слой асфальтобетона, а на его место укладывается новый слой асфальтобетонной смеси (с устройством дополнительного асфальтированного слоя износа или без такового).

Поводом для ремонта дороги по технологии горячего ресайклинга (термопрофилирования) может быть интенсивное колееобразование, прогрессирующее появление трещин, выбоин, а также других дефектов, не связанных с потерей дорожным основанием несущей способности. В случае, когда несущая способность основания дорожной одежды имеет недостаточные показатели, возможна реализация технологии горячей регенерации способом «термоусиления» или методом «Ремикс+», с укладкой двух слоев асфальтобетонной смеси — нижнего слоя из регенерированной смеси и верхнего слоя из новой асфальтобетонной смеси.

Горячая регенерация асфальтобетонных покрытий относится к ресурсосберегающим технологиям, позволяющим максимально эффективно использовать материал старого асфальтобетонного покрытия, сокращая тем самым общий расход дорожно-строительных материалов (щебня, битумного вяжущего для подгрунтовки, новой асфальтобетонной смеси и др.) и снижая таким образом себестоимость работ связанных с асфальтированием дорожных покрытий.

В процессе термопрофилирования асфальтобетонного покрытия происходит ликвидация всех дорожных дефектов: трещин, выбоин, колейности и других более мелких повреждений. За счет интенсивного перемешивания разогретого и разрыхленного асфальтогранулята (асфальтовой крошки) достигается гомогенность (однородность) регенерируемой асфальтобетонной смеси, а возможность в процессе перемешивания вводить в нее новую асфальтобетонную смесь, битум, пластификатор и/или другие добавки позволяет корректировать и улучшать зерновой состав регенерируемой смеси, изменять ее структуру, физико-механические и эксплуатационные показатели.

Так, при избытке битума в старой смеси в нее может вводиться новая смесь с пониженным содержанием битумного вяжущего, при недостатке — с повышенным. При недостаточном содержании в старой смеси крупнозернистого минерального заполнителя, добавляется новая асфальтобетонная смесь с повышенным содержанием щебня.

Регенерируемая смесь — разогретый и разрыхленный в процессе горячей регенерации, материал старого асфальтобетонного покрытия.

Регенерированная смесь — материал старого асфальтобетонного покрытия, восстановленный путем нагревания, разрыхления и перемешивания (с добавлением новой смеси, пластификатора, вяжущего компонента, минерального заполнителя или без добавления).

Основные этапы технологического процесса термопрофилирования

В общем случае цикл термопрофилирования предусматривает разогревание верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, его рыхление, перемешивание и повторную укладку. В зависимости от конкретного способа реализации этой технологии на различных ее стадиях могут добавляться такие процедуры как введение новой асфальтобетонной смеси, распределение щебня по покрытию, добавление битума, введение пластификатора и других добавок. Главной особенности технологии термопрофилирования является то, что все вышеперечисленные операции осуществляются непосредственно на дороге комплектом термопрофилировочной техники.

Типовой комплект термопрофилировочной техники

Термопрофилировочный комплект машин включает в себя следующую дорожно-строительную технику:

  • Асфальторазогреватель — дорожно-строительная техника оборудованная горелками инфракрасного излучения и предназначенная для предварительного разогревания регенерируемого слоя асфальтобетонного покрытия.
  • Горячий ресайклер (термопрофилировщик) — дорожно-строительная техника предназначенная для ремонта асфальтобетонного покрытия по технологии горячего ресайклинга (термопрофилирования). Осуществляет основной разогрев асфальтированного покрытия, рыхление разогретого слоя, перемешивание асфальтобетонного гранулята, введение битумного вяжущего, новой асфальтобетонной смеси, пластификатора и/или зернистого минерального материала, укладку и предварительное уплотнение регенерированной смеси.
  • Гладковальцовые асфальтовые катки для основного уплотнения регенерированного слоя покрытия.

Типовой процесс восстановления дорожного покрытия по технологии термопрофилирования включает такие операции:

  1. Определение гранулометрического состава минеральной части и расчет остаточной доли битумного вяжущего в старом асфальтобетонном покрытии.
  2. Установление объема недостающей фракции зернистого минерального материала (щебня) и доли битумного вяжущего в старом асфальтобетоне для приведения его к норме.
  3. Распределение щебня по поверхности дорожного покрытия в пределах зоны термопрофилирования (выполняется при необходимости корректировки гранулометрического состава регенерируемой смеси).
  4. Предварительное разогревание поверхности покрытия с помощью асфальторазогревателей.
  5. Основное разогревание поверхности с помощью разогревателей ресайклера (термопрофилировщика).
  6. Рыхление разогретого асфальтобетонного покрытия ресайклером (термопрофилировщиком).
  7. Добавление (при необходимости) битума, пластификатора или новой асфальтобетонной смеси и перемешивание.
  8. Укладка регенерированной смеси и ее предварительное уплотнение органами ресайклера.
  9. Основное уплотнение регенерированного покрытия звеном гладковальцовых асфальтовых катков.

Термопрофилирование начинают при устойчивой температуре окружающего воздуха не менее 10 °С. Движение транспорта по отремонтированному покрытию открывают сразу после окончания работ.

Классификация методов восстановления покрытия по технологии горячего ресайклинга

В зависимости от степени изношенности асфальтированного покрытия, наличия неровностей, выбоин, колейности и других повреждений, исходя из результатов компонентного анализа и структуры регенерируемого покрытия, а также в зависимости от других факторов, в технологии термопрофилирования (горячего ресайклинга) выделяют следующие методы реализации:

  • Метод термопланирования — наиболее простой метод выравнивания и восстановления первоначальной формы дорожного полотна, не предусматривающий добавление новой асфальтобетонной смеси к регенерируемой смеси. Данный метод горячего ресайклинга включает разогревание старого асфальтобетонного покрытия, его рыхление, перемешивание полученного асфальтобетонного гранулята, повторную укладку регенерированной смеси, а также ее предварительное уплотнение. Метод термопланирования применим в тех случаях, когда битумное вяжущее в составе старого асфальтобетона не имеет признаков старения, а также не требуется введения в регенерируемую смесь каких-либо других добавок (щебня, пластификатора, новой асфальтобетонной смеси). В некоторых случаях, после процедуры термопланирования, на регенерированное покрытие может укладываться тонкий защитной слой износа из новой асфальтобетонной смеси, путем традиционной технологии асфальтирования. Описанный метод горячего ресайклинга является актуальным для участков автодорог с небольшой интенсивностью движения.
  • Метод термоукладки — восстановление дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга с добавлением новой асфальтобетонной смеси. Особенностью данного метода является то, что новая смесь не перемешивается со старой, а укладывается в виде самостоятельного слоя поверх регенерированного. Очередность операций при термоукладке следующая:
    1. Разогревание старого асфальтобетонного покрытия.
    2. Рыхление разогретого слоя.
    3. Перемешивание разогретого асфальтобетонного гранулята.
    4. Укладка регенерированной (перемешанной) асфальтобетонной смеси.
    5. Укладка новой асфальтобетонной смеси поверх регенерированной.
    6. Предварительное уплотнение обоих слоев (регенерированного и нового).
    7. Основное уплотнение обоих слоев с помощью гладковальцовых катков.

    Несмотря на то, что термоукладка не предусматривает введение новой асфальтобетонной смеси непосредственно в регенерируемый материал, при необходимости в него могут добавляться такие компоненты как щебень, битум или пластификатор. Введение битума может происходить при перемешивании разогретого асфальтобетонного гранулята, а добавление щебня осуществляется перед началом всей процедуры горячего ресайклинга путем его равномерного распределения по регенерируемой поверхности с помощью щебнераспределителя.

  • Метод термопластификации — восстановление асфальтированного дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга с добавлением пластификатора, улучшающего свойства регенерируемой смеси. Добавление новой асфальтобетонной смеси данный метод не предусматривает. Пластификатор — органическое вещество, применяемое с целью снижения хрупкости асфальтобетона и повышения уплотняемости асфальтобетонной смеси.
  • Метод термосмешения (другое название — метод «ремикс») — восстановление изношенного асфальтобетонного дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга с добавлением новой асфальтобетонной смеси, щебня, битумного вяжущего и/или пластификатора. Последовательность операций при термосмешении следующая:
    1. Нагревание старого асфальтобетонного покрытия.
    2. Рыхление (фрезерование) разогретого слоя.
    3. Перемешивание разогретого асфальтобетонного гранулята с добавлением новой асфальтобетонной смеси, битумного вяжущего, пластификатора и/или щебня.
    4. Укладка регенерированной (восстановленной) смеси.
    5. Предварительное уплотнение регенерированного слоя.

    Термосмешение является одним из самых популярных методов термопрофилирования, т. к. помимо компенсации недостающего объема материала, позволяет эффективно корректировать состав старого асфальтобетона, устраняя последствия старения битума и другие недостатки покрытия.

  • Метод термоусиления (другое название — метод «ремикс+») — восстановление старого дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга с добавлением новой асфальтобетонной смеси, зернистого материала, битумного вяжущего и/или пластификатора, а также дополнительным устройством нового асфальтобетонного слоя поверх регенерированного. Отличие термоусиления от термосмешения в том, что после укладки регенерированного слоя, следует процедура устройства нового слоя из свежей асфальтобетонной смеси, после чего следует процедура предварительное уплотнение двух слоев одновременно.

Источник

Читайте также:  Ремонт катализатора хонда срв рд1

Про ремонт © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Термопрофилирование асфальтобетонных покрытий