Устройство воздушных линий ремонт

Ремонт воздушных линий электропередачи

Ремонт проводов.

При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его. При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис. 3, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м.
Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Нормальное количество проволок в проводе

Поврежденные проволоки подогнать под один размер, а на концах установить ремонтные муфты

Поврежденные проволоки подогнать под один размер, на дефектном участке вплести проволоки, на одну меньше числа отсутствующих, после чего в местах обрыва установить ремонтные муфты

Поврежденный участок вырезать, установить соединительный зажим

Овальный соединитель с введенными в него проводами:

о — овальный, монтируемый обжатием; 5 — овальный, монтируемый скручиванием; в — овальный, прессуемый для монометаллических проводов; г — то же для сталеалюминиевых проводов

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис. 3): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием молотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты.
При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20—40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений.

Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис. 4); снимают верхнюю откидную плашку 2; соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец — на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм;
устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора; вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединительца 4—4,5 оборотов в любую сторону. При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага.

Рис. 4. Заушные узлы приспособления МИ-189А:

а — ползушка; б — поворотная часть

Скрученный соединитель (рис. 3, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре) и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.

§ 33. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, монтаж, демонтаж и
техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 — 110 кВ, средств
изоляции и грозозащиты с применением средств механизации. Техническое
обслуживание ЛЭП всех напряжений, ответвлений к помещениям, перемычек,
заземляющих спусков, контуров заземлений. Оформление результатов обследования и
составление технической документации. Подготовка рабочих мест и допуск бригады
к работе на ЛЭП напряжением 35 — 110 кВ. Верховые проверки высоковольтных линий
электропередачи с выемкой проводов и тросов из зажимов с детальной проверкой
подвесной и оттяжной арматуры. Проверка ржавления металлических опор и
металлических траверс железобетонных опор. Проверка состояния механизмов и
защитных средств при выполнении работ на высоте и под напряжением. Очистка и
окраска металлических опор под напряжением в сложных условиях вручную и при
помощи механизмов. Руководство простейшими работами на высоковольтных линиях
напряжением до 35 кВ. Такелажные работы с грузами при помощи грузоподъемных
механизмов и специальных приспособлений.

Должен знать: основные характеристики воздушных линий
электропередачи и их классификацию; категории электроприемников в части
обеспечения их надежности электроснабжения; требования, предъявляемые к
фундаментам опор; технические условия на производство и приемку строительных и
монтажных работ при сооружении фундаментов; технические требования к деревянным
опорам, допуски при сборке деревянных опор; инструменты, применяемые при
замерах опор; марки стали, применяющиеся при изготовлении металлических опор;
конструкцию проводов и тросов, их маркировку и область применения; конструкцию
изоляторов, их технические данные, способы отбраковки; конструкции сцепной
арматуры; конструкцию поддерживающих и натяжных зажимов; устройство защитной
арматуры; дефекты, возникающие в арматуре, разрядниках, молниеотводах на линиях
электропередачи и способы их устранения; технологию антисептирования древесины
опор; приемы работ по безопасности при проведении верхолазных работ и работ под
напряжением; сложные монтажные приспособления, такелажные средства,
грузоподъемные машины и механизмы, применяемые при ремонте высоковольтных линий
электропередачи.

1. Гирлянды изоляторов подвесные на линии напряжением 110
кВ на промежуточной опоре — замена под напряжением.

2. Заземление — устройство, замена заземляющего спуска,
контура заземления.

3. Изоляторы — сборка в двойные и тройные гирлянды,
установка и снятие, замена натяжной и поддерживающей гирлянды изоляторов и
зажима.

4. Линии электропередачи напряжением до 20 кВ — верховые
осмотры, составление схем и паспортов, накладывание заземления, устройство
оттяжек.

5. Линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше — ремонт
заземления опор, раскатка и подъем провода и троса на опору, устройство якорей
и расчалок.

6. Опоры сложные и конструкции мачтовых подстанций —
замена.

7. Зажимы соединительные ВЛ-220 кВ — установка, верховая
проверка.

8. Провода и тросы — замер стрелы провеса и визировка,
сращивание способом обжатия и опрессования, раскатка на трассе и подъем на
опоры.

9. Разрядники на линии напряжением 35 кВ — установка и
снятие под напряжением.

10. Шунты на дефектные соединители — установка.

11. Соединители на ВЛ-110 кВ — установка и замена.

Источник

Ремонт воздушных линий электропередачи

Эксплуатация воздушных линий электропередачи включает техническое обслуживание (эксплуатационное обслуживание), капитальный ремонт и работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений на ВЛ.

Затраты труда по названным видам работ распределяются следующим образом: аварийно-восстановительные работы — 0,3 — 1,2 % (всех затрат труда), техническое обслуживание — 9,5 — 12,6%, капитальный ремонт 86,4 — 89,5%.

Техническое обслуживание и капитальный ремонт являются основными условиями, обеспечивающими нормальную, безаварийную работу воздушных линий электропередачи. Эти работы плановые и составляют приблизительно 99 % всех затрат труда ремонтно-эксплуатационного персонала. В структуре затрат труда по разделу капитальные ремонты основная доля приходится на расчистку трасс и замену дефектных изоляторов.

Доля затрат труда по расчистке трасс составляет около 45 % всего объема работ по капитальному ремонту. По объему затраты труда на эти работы растут быстрее, чем увеличивается протяженность обслуживаемых линий. Вызвано это тем, что трассы вновь введенных и вводимых в настоящее время в эксплуатацию ВЛ (около 30 %) проходят по лесистой местности.

Сроки проведения текущего и капитального ремонта ВЛ

Текущий ремонт воздушных линий электропередачи проводится ежегодно. Объем выполняемых работ включает: ремонт и выправку опор, замену поврежденных изоляторов, перетяжку отдельных участков сети, проверку трубчатых разрядников, вырубку разросшихся деревьев. При капитальном ремонте проводится плановая замена опор, перетяжка и выправка линий, замена неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.

Для устранения дефектов, обнаруженных при осмотрах, составляется график отключения воздушных линий электропередачи для проведения ремонта.

Ремонт деревянных опор

При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.

Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Перед наложением бандажа участок древесины очищают от гнили, затем кистью наносят антисептическую пасту слоем 3 — 5 мм и накладывают ленту из синтетической пленки или рубероида, которую фиксируют с помощью гвоздей, а верхний обрез обвязывают проволокой диаметром 1 — 2 мм.

Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.

В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.

Ремонт железобетонных опор

Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.

Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.

При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор. Перед проведением покраски поверхность промывают растворителем, затем грунтуют слоем лака марки ХСЛ и покрывают смесью лака с цементом (в отношении 1:1 по массе).

После сушки наносят слой перхлорвиниловой эмали ХВ-1100. Для приготовления полимерцементного раствора первоначально смешивают цемент с песком (цемент марки 400 или 500 с песком в пропорции 1:2), затем добавляют 5 % полимерную эмульсию. Полученную массу перемешивают и вмазывают в поврежденное место. Через 1 час заплату смачивают водным раствором эмульсии.

При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.

При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см 2 производится замена опоры.

Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи

Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды. Для обмыва изоляторов используется телескопическая вышка, в которой устанавливается вспомогательная стойка для ствола с насадкой, по которому под давлением поступает вода. Вода привозится в цистерне. Работу выполняют специально обученные лица.

Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.

После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок. Перед установкой нового колпачка его предварительно нагревают в горячей воде при температуре 85 — 90° С. Затем ударами деревянного молотка насаживают на крюк, устанавливают изолятор, закрепляют провода.

Регулировка стрел провеса проводов

Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.

В сетях 0,38 — 10 кВ такая работа обычно выполняется в летнее время, причем стрела провеса устанавливается «на глазок». Это нежелательно. Указанная регулировка может привести к обрыву проводов в зимнее время.

При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится.

Ремонтная муфта представляет собой разрезанный вдоль овальный соединитель. При монтаже края разреза разводят, муфту надевают на поврежденный участок и опрессовывают с помощью прессов МГП-12, МИ-2. Длина муфты зависит от размеров поврежденного участка.

При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода. Отрезок нового провода должен иметь то же направление свивки, что ремонтируемый. Длина вставки берется от 5 до 10 м в зависимости от сечения провода. При ремонте используется телескопическая вышка, провод опускается на землю.

Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.

Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов. К работам по сварке допускаются лица, прошедшие обучение и могущие выполнять эту операцию самостоятельно.

Очистка трассы воздушной линии

Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.

Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.

Работу выполняет специально подготовленная бригада. Лица моложе 18 лет к вырубке и валке деревьев не допускаются. Обычно на место работы при большом ее объеме вывозится передвижной вагончик.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Читайте также:  Возможность не платить за капитальный ремонт
Оцените статью
Количество поврежденных проволок на длине до 15 м