Устройства для ремонта тепловозов

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВ

Устройство и ремонт тепловозов: Учебник для нач. проф. образования / Л. А. Собенин, В. И. Бахолдин, О. В. Зинченко, А. А. Воробьев. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

Рассмотрены устройство и ремонт тепловозов серии 2ТЭ10, 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТЭМ7 и дизель-поездов. Описан принцип действия механического оборудования, электрических передач постоянно-постоянного и переменно-постоянного тока, гидравлических передач и др.

Для учащихся учреждений начального профессионального образования, осваивающих профессии «Помощник машиниста тепловоза», «Слесарь по ремонту тепловозов»; может быть использован при подготовке рабочих на производстве

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ТЕПЛОВОЗОВ

1.1. Особенности конструкции тепловоза

Локомотив, на котором установлен дизель для получения тяговых сил, называется тепловозом. Независимость от стационарного источника энергии качественно отличает тепловозы своей автономностью от электровозов. Дизель преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала. Однако дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы. Чтобы обеспечить возможность его работы при постоянной частоте вращения коленчатого вала с движущимися колесными парами тепловоза, частота вращения которых при движении должна изменяться от нуля до максимума, применяют специальное устройство, называемое передачей. Передача адаптирует дизель к условиям работы тепловоза:

  • отключает на период пуска дизеля привод колесных пар;
  • обеспечивает плавное включение нагрузки при трогании тепловоза с места и отключение нагрузки от дизеля после разгона тепловоза при движении его на выбеге;
  • изменяет направление движения тепловоза (осуществляет реверсирование) при неизменном направлении вращения вала дизеля;
  • автоматически поддерживает такой режим нагрузки, который способен реализовать дизель в конкретных условиях эксплуатации.

На тепловозе применяют электрическую или гидравлическую передачу.
При электрической передаче механическая энергия вращения коленчатого вала дизеля передается тятовому генератору, который преобразует ее в электрическую. Электрическая энергия тягового генератора поступает в тяговые электрические двигатели (ТЭД), которые преобразуют ее в энергию вращения колесных пар.
На тепловозах с гидравлической передачей энергия дизеля затрачивается на привод гидравлического центробежного насоса, сообщающего энергию жидкости, которая циркулирует по замкнутому контуру. Поступающая на лопатки гидравлической турбины жидкость вращает ее, а вместе с ней через карданные валы и осевые редукторы — колесные пары тепловоза.

Оглавление

Глава 1. Общие сведения об устройстве тепловозов
1.1. Особенности конструкции тепловоза
1.2. Образование силы тяги
1.3. Назначение основных систем тепловоза
1.4. Экипажная часть тепловоза
1.5. Классификация и обозначение серий тепловозов и дизель-поездов
Глава 2. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта тепловозов
2.1. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тепловозов
2.2. Постановка тепловоза на ремонт
2.3. Подготовка и разборка объектов ремонта
2.4. Очистка и мойка деталей
2.5. Классификация повреждений деталей
2.6. Измерение износа и деформации
2.7. Методы контроля
2.8. Методы и принципы организации ремонта
Глава 3. Технология восстановления поврежденных деталей, частей и оборудования тепловоза
3.1. Способы восстановления изношенных и деформированных деталей
3.2. Слесарно-механическая обработка
3.3. Восстановление деталей давлением
3.4. Металлизация
3.5. Электролитическое наращивание
3.6. Сварка и наплавка
3.7. Электроискровая обработка
3.8. Восстановление деталей полимерными материалами
3.9. Газопрессовая сварка
3.10. Методы повышения износостойкости
и усталостной прочности деталей
Глава 4. Технология ремонта типовых соединений и узлов механических частей оборудования тепловоза
4.1. Общие сведения
4.2. Резьбовые соединения
4.3. Прессовые соединения
4.4. Подшипники скольжения
4.5. Подшипники качения
4.6. Цилиндрические детали, движущиеся возвратно-поступательно
4.7. Подвижные конусные соединения
4.8. Неподвижные конусные соединения
4.9. Сальниковые уплотнения
4.10. Шлицевые соединения
4.11. Шпоночные соединения
4.12. Зубчатые передачи
4.13. Ременные передачи
4.14. Соединения с резиновыми деталями
4.15. Контроль состояния и ремонт витых пружин
Глава 5. Сборка, балансировка и установка объекта ремонта
5.1. Комплектование деталей
5.2. Балансировка деталей
5.3. Сборка и контроль ее качества
5.4. Центрирование валов механизмов
Глава 6. Общие сведения о двигателях внешнего и внутреннего сгорания
6.1. Тепловые двигатели
6.2. Основные понятия и определения
6.3. Четырехтактный двигатель
6.4. Двухтактный двигатель
6.5. Термодинамические циклы ДВС
6.6. Мощность и КПД дизеля
6.7. Тепловой баланс и характеристики дизелей
Глава 7. Устройство и ремонт основных частей дизеля
7.1. Работа дизеля в условиях эксплуатации
7.2. Поддизельная рама и блок цилиндров
7.3. Коленчатый вал и его подшипники
7.4. Вертикальная передача дизелей типа Д100
7.5. Крышки цилиндров и газораспределительный механизм
7.6. Шатунно-поршневая группа дизеля
7.7. Турбокомпрессоры и воздуходувки
Глава 8. Устройство и ремонт топливоподающей и регулирующей аппаратуры дизеля
8.1. Общие сведения
8.2. Топливоподающая аппаратура
8.3. Регулирующая аппаратура
8.4. Объединенный регулятор частоты вращения
и мощности
Глава 9. Устройство и ремонт вспомогательных агрегатов дизеля
9.1. Масляная система и ее оборудование
9.2. Водяная система и ее оборудование
9.3. Приводы вентиляторов
Глава 10. Устройство и ремонт электрических машин
10.1. Общие сведения
10.2. Тяговые электродвигатели
10.3. Тяговые генераторы постоянного тока
10.4. Тяговые генераторы переменного тока
Глава 11. Устройство и ремонт вспомогательных электрических машин
11.1. Двухмашинный агрегат
11.2. Однокорпусный агрегат
11.3. Синхронный подвозбудитель
11.4. Стартер-генератор
11.5. Электродвигатели типа «П»
11.6. Одноякорный преобразователь
11.7. Асинхронные электродвигатели привода вентиляторов
11.8. Основные неисправности и ремонт вспомогательных электрических машин
Глава 12. Устройство и ремонт электрических аппаратов
12.1. Общие сведения
12.2. Коммутационные аппараты
12.3. Аппараты управления, защиты и контроля
12.4. Аппараты регулирования
Глава 13. Электрические схемы тепловозов и дизель-поездов
13.1. Общие сведения
13.2. Силовая схема тепловоза с электрической передачей мощности
13.3. Электрические схемы пуска и контроля работы
дизеля тепловозов и дизель-поездов
13.4. Цепи дистанционного управления тяговой передачей
13.5. Вспомогательные цепи тепловозов
Глава 14. Устройство и ремонт аккумуляторных батарей
14.1. Общие сведения
14.2. Кислотные аккумуляторные батареи
14.3. Щелочные аккумуляторные батареи
14.4. Основные неисправности и ремонт аккумуляторных
батарей
Глава 15. Устройство и ремонт гидравлических передач
15.1. Устройство и принцип действия
15.2. Устройство гидравлических передач отечественных тепловозов
15.3. Организация производственного процесса ремонта, испытание и регулирование гидравлической передачи
15.4. Проверка работы гидравлической передачи
на тепловозе
Глава 16. Испытания тепловоза после ремонта
16.1. Виды испытаний и подготовка к ним
16.2. Обкаточный этап испытаний
16.3. Сдаточный этап испытаний
Список литературы

Источник

ТЕПЛОВОЗЫ. МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ

Тепловозы: Механическое оборудование: Устройство и ремонт: Учебник для техн. школ / А. А. Пойда, Н. М. Хуторянский, В. Е. Кононов.— М.: Транспорт, 1988. — 320 с: ил., табл.

Подробно описано устройство, работа и ремонт основных агрегатов и сборочных единиц тепловозов типа ТЭ10, ТЭП70 и ТЭМ2; дизелей и их систем (топливной, масляной, воздухоснабжения), охлаждающих устройств, приводов вспомогательных машин и агрегатов, рам и кузовов, ударно-тяговых приборов, тележек, песочной и противопожарной систем. Приведены основы организации ремонта. Учебное пособие может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Основные сведения об устройстве и работе тепловозов

Тепловозом называется локомотив, у которого в качестве первичной энергетической установки применен двигатель внутреннего сгорания — дизель. В отличие от электровоза тепловоз — автономный локомотив, так как энергия для приведения колес в движение вырабатывается непосредственно на локомотиве. У электровоза она поступает от контактной сети.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1 Основы устройства и характеристики тепловозов

Глава I Общие сведения о тепловозах
1. СССР — родина тепловоза
2. Основные сведения об устройстве и работе тепловозов
3. Технико-экономические тепловозов
4. Классификация и обозначения тепловозов

Глава II Устройство и технические характеристики тепловозов
5. Магистральные тепловозы
6. Маневровые тепловозы
7. Технические и тяговые характеристики магистральных и маневровых тепловозов

Раздел 2 Дизели и вспомогательное оборудование тепловозов

Глава III Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания
8. Основы работы двигателей внутреннего сгорания
9. Наддув дизелей

Глава IV Основы тепловых процессов дизелей
10. Основные термодинамические процессы и циклы
11. Индикаторные диаграммы рабочего процесса четырех и двухтактных дизелей
12. Горение топлива в цилиндрах дизеля
13. Тепловой баланс дизелей

Глава V Мощность, к. п. д. и характеристики дизелей
14. Мощность и к.п.д. дизеля
15. Измерение давления в цилиндрах и снятие индикаторных диаграмм дизелей
16. Основные требования к тепловозным дизелям и технические данные
17. Технико-экономические характеристики тепловозных двигателей

Глава VI Устройство тепловозных дизелей
18. Дизель 10ДШ0
19. Дизель 2А-5Д49
20. Дизель ПД1М

Глава VII Блоки цилиндров
21. Поддизельиые рамы и картеры
22. Блоки дизелей. Глушители
23. Втулки цилиндров блока

Глава VIII Коленчатые валы и их подшипники
24. Коленчатые валы
25. Коренные подшипники
26. Общие понятия о крутильных колебаниях коленчатого вала дизеля. Антивибраторы

Глава IX Шатунно-поршневая группа дизеля
27. Поршни
28. Поршневые кольца
29. Шатуны. Силы, действующие в шатунно-кривошипном механизме дизеля

Глава X Крышки цилиндров и газораспределительные механизмы
31. Крышки цилиндров
32. Газораспределительные механизмы

Глава XI Топливоподающие устройства дизелей
33. Работа топливоподающей аппаратуры
34. Топливные насосы и их привод
35. Форсунки

Глава XII Автоматическое регулирование частоты вращения коленчатого вала и нагрузки дизеля. Системы управления двигателем
36. Основы работы и устройства регуляторов
37. Система управления дизелем 10Д100
38. Система управления дизелем ПД1М

Глава XIII Системы воздухоснабжения тепловозных дизелей
39. Схемы систем воздухоснабжения
40. Оборудование систем воздухоснабжения дизелей

Глава XIV Системы дизелей
41. Топливные системы
42. Масляные системы
43. Водяные системы тепловозов

Глава XV Охлаждающие устройства и приводы вентиляторов
44. Назначение и принцип действия охлаждающих устройств
45. Особенности охлаждающих устройств тепловозов 2ТЭ10М, ТЭП70 и ТЭМ2
46. Секции радиаторов охлаждающего устройства и теплообменники
47. Вентиляторные колеса и их привод
48. Автоматическое регулирование температуры воды и масла дизеля

Глава XVI Вспомогательное оборудование тепловозов
49. Отбор мощности от дизеля для привода вспомогательного оборудования.
50. Вентиляторы охлаждения электрических машин и их привод
51. Привод скоростемера

Раздел 3 Экипажная часть тепловоза

Глава XVII Основные сведения об экипажной части
52. Общие сведения
53. Взаимодействие экипажа с рельсовым путем
54. Устройство тележек тепловозов
55. Рамы тележек

Глава XVIII Опорно-возвращающие устройства и рессорное подвешивание
56. Опорно-возвращающие устройства
57. Рессорное подвешивание

Глава XIX Колесные пары и их привод
58. Колесные пары
59. Буксы
60. Подвешивание тяговых электродвигателей

Глава XX Устройство рам и кузовов. Песочная система и противопожарная установка
61. Рамы и кузова тепловозов
62. Санитарно-гигиенические требования к кабинам машиниста
63. Ударно-тяговые устройства
64. Песочная система
65. Противопожарное оборудование

Раздел 4 Ремонт тепловозов

Глава XXI. Основы организации технического обслуживания и ремонта тепловозов
66. Система организации технического обслуживания и ремонта
67. Изнашивание деталей и способы их вос­становления
68. Методы и средства повышения надежности и долговечности деталей тепловозов

Глава XXII Подготовка тепловоза и его сборочных единиц к ремонту
69. Подготовка тепловоза к ремонту и его разборка
70. Очистка деталей тепловоза
71. Освидетельствование и проверка деталей

Глава XXIII Ремонт экипажной части тепловозов
72. Рамы тележек
73. Колесные пары
74. Ревизия букс
75. Элементы тягового привода
76. Ремонт рессорного подвешивания и автосцепного оборудования

Глава XXIV Ремонт дизеля и вспомогательного оборудования
77. Объем работ, выполняемых по дизелю при ТО и ТР
78. Ремонт шатунно-поршневой группы дизеля
79. Проверка и ремонт топливных насосов и форсунок
80. Регулирование частоты вращения коленча­того вала
81. Неисправности оборудования систем дизеля

Глава XXV Испытания тепловоза после ремонта
82. Виды испытаний и подготовка к ним
83. Обкаточный этап испытаний
84. Сдаточный этап испытаний и обкатка тепловоза

Глава XXVI Тепловозы 2ТЭ121, ТЭ136, ТЭП75, ТЭМ7
85. Грузовой тепловоз 2ТЭ121
86. Грузовой тепловоз 2ТЭ1Э6
87. Пассажирский тепловоз ТЭП75
88. Маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ7

Источник

Читайте также:  Ремонт водяного насоса калибр
Оцените статью