Ученик по ремонту очков

Профессия — сборщик очков

Из самого названия профессии понятно, что обладатель специальности СПО «Сборщик очков» занят следующим:

  • монтирует очки;
  • проверяет линзы на чистоту;
  • разогревает составленные оправы перед вставкой в них линз;
  • исправляет готовые очки по шаблону.

Где пройти обучение

Понятно, что для многих ребят после прочитанного встал вопрос где учиться. Сборщиков успешно готовят как государственные, так и частные образовательные структуры:

  • РЦ «Московская школа медицинской оптики» – курсы для мастеров-сборщиков очков;
  • Московский Политехнический колледж №19;
  • Санкт-Петербургский Медико-технический колледж;
  • Новосибирский Профессиональный лицей №41;
  • Новосибирский приборостроительный техникум имени Б.С. Галущака;
  • курсы повышения квалификации сборщика в городе Екатеринбурге.

Если в приватных учебных центрах и на курсах переквалификации желающих обучат только техническим аспектам специальности сборщика, то в государственных и приравненных к ним учебных заведениях учащимся преподадут такие дисциплины:

  • геометрическую оптику;
  • основы человеческой физиологии и анатомии;
  • физиологическую оптику;
  • азы черчения;
  • технологию изготовления очков – оправ и линз;
  • методику ремонта оправ и линз;
  • технологию сборки прописанных и заказанных очков.

Чему учат в колледже

Профессия сборщика сегодня вышла на одну ступень со специальностью провизора – сегодня так много офтальмологических салонов, как и аптек. Если работнику аптеки необходимо высшее образование, то для получения знаний для работы оптиком достаточно порядка 10 месяцев при очной форме обучения. Это, правда, если студент окончил 11 классов. Девятикласснику понадобится 2,5 года. Но обоих желающих ждет колледж.

Читайте также:  Обязателен гарантийный талон при ремонте

Сборщики под руководством опытных преподавателей и наставников-практиков осваивают специальность, чтобы по завершении учебы приступить к деятельности уже самостоятельно. Молодые люди учатся:

  1. Изготавливать очки с астигматическими линзами согласно технологическому процессу;
  2. Руководствуясь утвержденными правилами, оформлять заказ на изготовление;
  3. Запоминать перечень общих рекомендаций по сборке различных очков;
  4. Выполнять заказы на сборку изделий с любыми линзами;
  5. Контролировать параметры необходимых заказчику линз – оптические показатели и геометрию;
  6. Обрабатывать поверхности любых линз;
  7. Неукоснительно соблюдать требования ОТ и ТБ.

По завершении курса обучения будет предложена практика, затем дипломная работа, и, как венец всего, госэкзамен.

Какие у сборщиков очков обязанности

Ответ на вопрос, кем работать сборщику, также вытекает из самого наименования специальности. Сегодня существуют тысячи салонов оптики и гораздо меньше предприятий, занятых производством очков.

Сборщик выполняет свои функции согласно должностной инструкции:

  • сборку и ремонт изделий в массовом производстве и по индивидуальным заявкам;
  • ознакомление с выписанным рецептом и подбор линз с параметрами рефракции согласно рецептуре;
  • проведение проверки рефракции выбранных линз при помощи диоптриметра;
  • разметка подобранных и промеренных линз с последующей обрезкой по форме, предложенной заказчиком;
  • сверление размеченных отверстий;
  • монтирование очков по всем параметрам, предусмотренных на бланке рецепта;
  • проверка изделий на соответствие рецептуре и требованиям госстрандарта;
  • ремонт оправ.

Если в трудовой книжке специалиста указано 200409.03 «Сборщик очков», то это означает, что работник:

  • обладает компетентностью в основных сведениях о стеклах для оптической индустрии;
  • умеет различать виды и уровень рефракционной аномалии глаз;
  • обладает информацией о методиках коррекции остроты зрения;
  • без ошибок читает рецепты;
  • умеет работать c диоптриметрами;
  • знаком с методикой ремонта оправ;
  • изучил техническую характеристику существующих оправ и линз для изделий;
  • разбирается в установленных стандартах и технических условиях.

Источник

Практическое обучение мастера

Найти работу в крупном городе, особенно в том, где есть специализированные учебные заведения, такому мастеру очень трудно, но возможно. В городах, удаленных от мест обучения мастеров на первое место при поиске сотрудника, выходит другая проблема – отсутствие кадров с профильном образованием. Найдя сотрудника, желающего работать сборщиком-очков, руководитель компании пытается научить его базовым принципам работы и обучить его на месте собственными силами.

В результате не опытный, но с профильным образованием или без него сборщик-очков начинает изготавливать корригирующие очки так как может. Конечно, с годами он набьет руку и на собственных ошибках научится их делать правильно, но кто из руководителей будет ждать так долго и оплачивать такое обучение?

Сотрудники нашей компания, осуществляя комплексное оснащение оптической мастерской современным оборудованием, ежедневно сталкиваются с неквалифицированными сборщиками-очков пытаясь помочь им при изготовлении очков. Не так важно какое оборудование было установлено в оптической мастерской, если сборщик-очков не понимает, что и для чего он делает.

Поэтому мы решили внедрить дополнительную платную услугу для наших клиентов – практическое обучение сборщика-очков. Наш опытный мастер-наставник в кратчайшие сроки проведет обучение основным навыкам профессии с последующей дистанционной поддержкой. Программа обучение формируется в зависимости от того, есть ли у сборщика-очков базовое профильное образование и проходил ли он программы повышения квалификации. Минимальная программа обучения для уже работающего сборщика-очков рассчитана на 3 дня. Для сборщиков-очков, не имеющих базового образования и опыта работы, программа обучения составляется индивидуально.

Что получает руководитель компании отправив своего сборщика-очков на практическое обучение:

  • анализ уровня готовности кандидата,
  • безотрывное обучение сотрудника в собственной мастерской,
  • удаленного опытного консультанта.

Что получает сборщик-очков в процессе практического обучения:

  • оптимизированные обучающие материалами,
  • индивидуальную подачу материала,
  • базовые знания и практические советы,
  • дистанционного помощника в последующей работе.

Наши специалисты, мастер-наставник и сервисные инженеры, имея большой опыт работы в области очковой коррекции зрения и соответствующее профильное образовании, поделятся своими профессиональными знаниями и секретами для достижения максимального результата в процессе обучения.

Коллаборация хорошего оборудования и компетентного сборщика-очков, залог успеха современного салона оптика.

Наши специалисты

Третьяков Сергей Сергеевич

Базовое образование:

2005 — 2009 гг. — ГАПОУ Колледж предпринимательства №11, специальность «Медицинская оптика».

Трудовой стаж:

С 2008 г. — по 2019 – сеть салонов оптики «ОПТИК СИТИ», мастер-оптик.

С 2019 г. – компания ИнтерОПТИК-Сервис, специалист по обучению мастеров.

Источник

Подготовка квалифицированных кадров для оптической мастерской

Разберемся, что должен знать и уметь такой специалист и какое обучение содействует его профессиональному росту

Хороший специалист по изготовлению очков способствует процветанию оптического предприятия, где он работает, поскольку позволяет избежать испорченных линз и оправ, равно как и многочисленных поломок дорогостоящего оборудования. Также он зарабатывает салону оптики добрую репутацию, предоставляя клиентам только качественно выполненные заказы на очки. Разберемся, что должен знать и уметь такой специалист и какое обучение содействует его профессиональному росту.

Определяемся с терминологией

С самого начала хотелось бы определиться с правильной терминологией в отношении работников оптической мастерской. Некоторое время тому назад к ним применялся термин «техник-оптик». Еще раньше, в 80-е и 90-е годы XX столетия, такой работник именовался просто «сборщик очков», что указывало на довольно узкий спектр его обязанностей, ограничивающийся, по сути, непосредственно сборкой очков. Однако в настоящее время профессия сотрудника, занимающегося выполнением заказов на рецептурные очки, называется «специалист по изготовлению медицинской оптики», или «медицинский оптик»*. И это вполне обоснованно, поскольку в 2016 году был утвержден и затем вступил в юридическую силу новый профессиональный стандарт, разработанный при активном участии Оптической ассоциации**. И как мы увидим, этот документ включает в себя довольно широкий спектр знаний и навыков, не ограничивающихся одной лишь сборкой очков. Основными видами профессиональной деятельности в соответствии с данным стандартом стали изготовление: очков по индивидуальным заказам, оправ очков корригирующих, линз для очков, контактных линз.

Спектр знаний и навыков медицинского оптика

Несмотря на формулировку «специалист по изготовлению медицинской оптики», используемую в стандарте, при получение профильного образования в среднем специальном учебном заведении, где можно получить эту специальность, учащемуся присваивается квалификация «медицинский оптик», а при дополнительном обучение в течение 1 года по направлению «оптометрия» – квалификация «медицинский оптик – оптометрист».

В 2010 году были конкретизированы функциональные обязанности медицинского оптика-оптометриста***. В их перечень было включено изготовление всех видов средств коррекции зрения (очков и контактных линз), контроль качества выпускаемой продукции в соответствии с требованиями действующих стандартов (ГОСТов), выполнение юстировки и ремонта корригирующих очков, исследование функций и остроты зрения, а также подбор средств коррекции зрения. В результате обученный специалист способен оказывать полный спектр услуг, предоставляемых оптическим салоном, начиная с диагностики зрения и заканчивая изготовлением и выдачей готовых очков клиенту, что можно наблюдать во многих частных салонах оптики западных стран.

Однако в данной статье мы рассмотрим подробнее обязанности медицинского оптика (мастера), ответственного за изготовление корригирующих очков. Поскольку практически все требуемые для этого операции осуществляются с использованием современного технологического оборудования, мастер обязан иметь навыки работы на нем. В перечень оснащения оптической мастерской входят следующие позиции: автоматический станок, осуществляющий обработку очковых линз по контуру; сканер очковых оправ, демонстрационных линз и шаблонов; центратор-блокиратор; ручной станок, предназначенный для дополнительной обточки очковых линз и снятия фаски на линзе; дрель для изготовления отверстий в полимерной линзе для очков с креплением линз на винтах; прибор для проточки паза под леску; диоптриметр; фен для нагрева полимерных оправ. В связи с появлением безободковых конструкций, в которые могут быть установлены линзы нестандартной формы, все более актуальными становятся автоматические станки со встроенной функцией фрезерования края линзы и сверления отверстий, позволяющие сделать труд мастера более производительным и комфортным. Правда, данные удобства владельцу компании обходятся недешево, так как стоимость покупки и обслуживания таких автоматических станков существенно выше, чем их аналогов без встроенной функции сверления.

Несмотря на высокую технологичность современного оборудования, мастер обязан хорошо ориентироваться во всем многообразии современной оптической продукции, с которой он имеет дело. Речь идет об оправах и линзах. Он должен представлять себе, как влияет показатель преломления линзы на ее толщину, чем отличается кривизна поверхности сферических и асферических линз, разбираться в особенностях конструкции лентикулярных линз.

Поскольку медицинский оптик выполняет заказы на очки, руководствуясь сведениями, которые содержатся в рецепте, выписанном врачом-офтальмологом или оптометристом, ему необходимо уметь его «читать», то есть понимать все содержащиеся в нем пункты. Мастер должен знать сам и уметь объяснить другим сотрудникам салона оптики, какие типы оправ соответствуют выписанным очковым линзам; при этом должны учитываться и антропологические особенности клиента. Насколько важно мастеру уметь хорошо ориентироваться в таких вопросах, видно из приведенных ниже примеров.

Пример 1. Допустим, в рецепте клиента указана оптическая сила линзы в диапазоне от –0,5 до – 3,0 дптр, и клиент выбрал оправу с креплением линз на леске. В таком случае ему не нужно предлагать утонченные линзы с показателем преломления 1,6 и выше, ведь тогда толщина края линз может быть менее 1,5 мм. При толщине паза под леску не менее 0,6 мм такие линзы в процессе эксплуатации будут неизбежно повреждаться по контуру.

Пример 2. Если клиенту назначены очковые линзы с оптической силой более –6,0 дптр, то ему не стоит подбирать серийные линзы с невысоким показателем преломления, да еще рекомендовать крупную ободковую оправу или безободковую конструкцию: при любой, даже очень красивой оправе эстетика очков будет испорчена толстым краем линз. В этом случае разумнее использовать сочетание высокопреломляющей линзы (а еще лучше – рецептурной с оптимизацией толщины) и оправы с небольшими световыми проемами: в таком случае толстая часть линзы будет сточена при обработке на станке, и толщина края линзы существенно уменьшиться.

Отличие требований профстандарта от должностных инструкций

Разумеется, это далеко не все требования, содержащиеся в профстандарте «Специалист по изготовлению медицинской оптики», что вполне понятно. Ведь профессиональный стандарт является базовым документом, включающим в себя максимально широкий перечень обязанностей медицинского оптика. И любому работодателю важно отличать его от должностной инструкции, представляющей собой внутренний документ того или иного оптического предприятия, в котором руководитель, в зависимости от существующих на предприятии потребностей, прописывает, что конкретно он вменяет в обязанности мастера.

Например, где-то, помимо изготовления очков, медицинский оптик будет обязан оказывать содействие продавцу-консультанту в выборе оптимальной для клиента оправы или принимать участие в выдаче заказа. Причем такая выдача может включать в себя контрольную примерку и окончательную юстировку изготовленных очков с линзами сложного дизайна непосредственно на клиенте, с последующим удалением разметки с прогрессивной линзы. Некоторые руководители салонов оптики привлекают мастеров к выбору поставщика очковых линз и нестандартных оправ. Это обусловлено тем, что, например, не все очковые линзы равномерно окрашиваются в условиях оптической мастерской или не все нанесенные на производстве оптические покрытия устойчивы при обработке на автоматическом станке.

Где и как обучают медицинских оптиков

Высококвалифицированные медицинские оптики очень ценятся в любой оптической компании, занимающейся производством средств коррекции зрения. Благодаря их опыту и навыкам сводится к минимуму количество некачественно выполненных заказов, испорченных оправ и линз, а также исключается выход из строя дорогостоящего оборудования.

Да, ценность качественного обучения будущих работников оптической мастерской переоценить трудно. Где же его можно получить? В настоящее время в России обучиться этой востребованной профессии, относящейся к уровню среднего профессионального образования, возможно в ряде учебных заведениях. Наиболее известными из них являются Санкт-Петербургский медико-технический колледж и Центр медицинской техники и оптики ГАПОУ города Москвы «Колледж предпринимательства № 11» (РЦ «МШМО»). Получить образование по специальности «медицинская оптика» можно и в таких специализированных учебных заведениях, как Северо-Кавказский колледж инновационных технологий (Пятигорск), Свердловский областной медицинский колледж (Екатеринбург), Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака (Новосибирск), а также в некоторых других.

Процесс обучения, позволяющий выпускнику получить квалификацию «медицинский оптик» и успешно выполнять все связанные с этим рабочие обязанности, длится порядка трех лет, а то и дольше (в зависимости от наличия у студента полного или неполного среднего образования). Во время учебы студент обретает целый ряд знаний и навыков, которые могут потребоваться в его будущей профессиональной деятельности: это умение осуществлять консультативную деятельность (в качестве продавца-консультанта), овладение маркетинговыми знаниями, основами диагностики зрения, базовыми знаниями о глазных болезнях, знаниями об ассортименте и характеристиках такой продукции, как очковые линзы и оправы, средства контактной коррекции зрения.

Разумеется, существенная часть учебного процесса посвящена технологии изготовления очков, что подразумевает в числе прочего практические занятия на современном технологическом оборудовании. Причем обретение учащимися профессиональных навыков происходит как в учебной мастерской самого образовательного учреждения (учебная практика), так и по договоренности на предприятиях, например в салонах той или иной оптической сети (производственная практика). Тесное взаимодействие учебного заведения с участниками оптического рынка и потенциальными работодателями будущих выпускников позволяет снабдить последних знаниями и навыками, которые будут действительно актуальны и востребованы на текущий момент времени. И потому представителям образовательной сферы никак не обойтись без сотрудничества с производителями и поставщиками очковых линз, оправ, технологического оборудования, то есть всей той современной продукцией, с которой соприкоснется выпускник в будущем при трудоустройстве.

Вклад поставщиков оборудования в формирование ценных кадров

Как уже отмечалось выше, привитие будущим мастерам востребованных на рынке навыков напрямую зависит от возможности обучать их на современном технологическом оборудовании. Ведущие российские поставщики данного оборудования, такие как компании «ИнтерОПТИК» и «Техно-профиль», всегда идут учебным заведениям навстречу в этих вопросах, на договорных условиях содействуя оснащению их мастерских всем необходимым оборудованием. Причем очевидно, что этот процесс является выгодным и для поставщика, поскольку будущие специалисты «взращиваются» на его продукции, что содействует ее популяризации на рынке.

Кроме того, компания «ИнтерОПТИК» осуществляет практическое обучение специалистов по изготовлению корригирующих очков работе на японском оборудовании марки Takubomatic. Обучение проходит в два этапа: сначала оно в течение нескольких дней проходит в оптической мастерской заказчика, далее оказывается дистанционная поддержка с помощью современных средств связи. Мастер получает дополнительное пособие и рекомендации, оптимизированные для более быстрого усвоения материалов. Занятия проводит дипломированный специалист, выпускник Центра медицинской техники и оптики Колледжа предпринимательства № 11 с большим опытом работы мастером.

Помимо обучения мастеров, сервисная служба компании «ИнтерОПТИК» в рамках технической поддержки проданного оборудования Takubomatic «вооружает» сервисного специалиста компании-покупателя навыками текущего обслуживания и мелкого ремонта. Автоматические станки Takubomatic не имеют ограничений к доступу в сервисное меню, поэтому любой специалист способен осуществить их обслуживание и ремонт. На время проведения комплексного обслуживания автоматических станков Takubomatic в авторизованном производителем сервисном центре «ИнтерОПТИК» (располагается в Москве) клиентам бесплатно предоставляется аналогичное подменное оборудование той же марки.

Как мы увидели, для тех, кто сегодня решает стать медицинским оптиком, на российском рынке созданы все условия для того, чтобы сформироваться как высококвалифицированный работник оптической мастерской. Руководителям оптических предприятий также было бы полезно знать о том, какие возможности существуют для профессионального роста мастеров, и о содействии в этом со стороны поставщиков оборудования, что позволит им оптимизировать свой бизнес и повысить качество предоставляемых услуг.

ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА СОДЕЙСТВИЕ В НАПИСАНИИ СТАТЬИ РУКОВОДИТЕЛЮ КОМПАНИИ «ИНТЕРОПТИК», А ТАКЖЕ ЧЛЕНАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ И ОПТИКИ ГАПОУ Г. МОСКВЫ «КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА № 11» ВИКТОРУ ЕРОХИНУ И АЛЕКСАНДРУ ЛУКЬЯНОВУ

* В статье для краткости медицинский оптик будет также называться словом «мастер», которое довольно часто применяется к нему в обиходной речи.

** Документ утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2016 года № 607н и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 2016 года.

*** В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Текст: Александр Козловцев

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко» [2020. № 2 (237)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

Источник

Оцените статью