Цех для ремонта судов

Производственная структура судоремонтного предприятия

Под производственной структурой промышленного предприятия принято понимать состав его производственных подразделений (цехи) и заводские службы производственного назначения, а также формы их производственных связей.

Производственная структура предприятия предусматривает разделение труда между его цехами и хозяйствами, т. е. внутризаводскую специализацию и кооперирование производства.

Основной структурной единицей предприятия является цех. В цехе объединяются однородные технологические процессы по изготовлению продукции (или части ее) или процессы по обслуживанию основного производства.

Цех представляет внутризаводское производственное подразделение, имеющее в своем составе специальное оборудование и устройства для изготовления предусмотренной планом продукции или части ее. Каждый цех в зависимости от расчленения производственного процесса делится на отделения и участки. Производственный участок (токарный, слесарный, гальванических покрытий, термический, металлизационный и др.) выполняет однотипную работу или выпускает однотипную продукцию.

Литейный, кузнечный и лесопильный цехи занимаются переработкой сырья и изготовлением заготовок (полуфабрикатов), которые подвергают окончательной обработке в обрабатывающих цехах.

Обрабатывающие и сборочно-монтажные цехи выполняют работы, непосредственно относящиеся к ремонту и постройке судов, изготовлению и ремонту судовых механизмов и устройств, а также обрабатывают заготовки (полуфабрикаты), поступающие из заготовительных цехов.

Корпусно-сварочный цех является одним из крупных по значимости и объему выпускаемой продукции. В его состав входят заготовительные и сборочные отделения.

В заготовительном обрабатывающем отделении находятся: плаз, участок разметки и наметки по металлу, участок холодной обработки металла с оборудованием для правки, резки и гибки заготовок (правильные и гибочные вальцы, газорезательные машины, пресс-ножницы, гибочные прессы и др.) и участок горячей обработки металла.

Читайте также:  Учебник по монтажу ремонту

Сборочное отделение располагает сборочными стендами и сварочным оборудованием с участками: узловой сборки металлических конструкций в цехе; ремонта корпуса на стапельной площадке; общей сборки корпусов строящихся судов на стапельной площадке; достроечных работ и ремонту паровых котлов, а также сварки, газовой резки и пневматических работ. В сварочном отделении (или участке) размещаются специализированные сварочные посты.

Основным назначением корпусно-сварочного цеха является ремонт корпусов и надстроек судов, паровых котлов и емкостей. На заводах, занимающихся постройкой судов, корпусно-сварочный цех выполняет работы по постройке корпусов и надстроек судов.

Механосборочный (механический) цех состоит из станочного, слесарно-сборочного и монтажного отделений. В состав станочного отделения входят токарный, фрезерный, шлифовальный и другие участки. Слесарно-сборочное и монтажное отделения состоят из участков по ремонту, главных и вспомогательных механизмов, судовых устройств, валопроводов, деталей котлов, теплообменных аппаратов, дельных вещей и арматуры систем и трубопроводов, судовых холодильных установок, а также из участков по производству демонтажных, монтажных и ремонтных работ на судах.

Трубопроводно-медницкий цех производит ремонт, обработку и изготовление труб судовых систем и трубопроводов, заливку и перезаливку подшипников, лудильные и другие медницкие работы, а также жестяницкие и кровельные работы.

Деревообделочный цех состоит из станочного, плотничного и столярно-сборочного отделений. Деревообделочный цех предназначен для ремонта и изготовления деревянных и пластмассовых деталей и частей, входящих в состав корпуса и надстроек судна, а также для ремонта судовой мебели, шлюпок и судового инвентаря.

Малярно-такелажный цех состоит из малярного и такелажно-парусного отделений. Цех выполняет очистку и окраску судовых помещений, корпусов и надстроек судов, цементировочные, теплоизоляционные, стекольные, такелажно-парусные и другие работы.

Электроремонтный цех выполняет работы по ремонту электромашин, распределительных устройств, трансформаторов, электрических сетей, электроизмерительных приборов, приборов точной механики и автоматики.

Судоподъемный цех имеет в своем составе судоподъемные сооружения (слип, эллинг, плавучий или сухой док) и выполняет работы по подъему и спуску судов.

На отдельных судоремонтных заводах имеются специализированные цехи по ремонту двигателей внутреннего сгорания, топливной аппаратуры, электрооборудования и др.

Цех навигационного ремонта предназначен для выполнения работ по ремонту навигационного оборудования судов и оказания услуг по техническому обслуживанию эксплуатируемых судов.

Цех технической эксплуатации флота имеется в ремонтно-эксплуатационных базах Министерства речного флота и на судоремонтных заводах. Он обеспечивает в навигационный (летний) период техническое обслуживание судов и производство навигационного ремонта этих судов силами береговых производственных участков, а в межнавигационный (зимний) период выполняет текущий ремонт судов силами судовых команд.

Инструментальный цех занимается изготовлением специального нестандартного инструмента и штампов, различных приспособлений и ремонтом инструмента:
ремонтно-механический и электроремонтный цехи поддерживают заводское оборудование, энергетические установки и системы в исправном эксплуатационном состоянии;
ремонтно-строительный цех выполняет ремонт заводских зданий и сооружений.

К заводским службам относят: транспортный цех, выполняющий межцеховые и внешние перевозки, энергетическое хозяйство (котельная завода, компрессорные, ацетиленовые и кислородные станции, трансформаторные подстанции, энергетические системы) и складское хозяйство (склады производственного назначения, материальные и специализированные).

Источник

Организация судоремонтного завода и рабочего места судокорпусника-ремонтника

Назначение и классификация судоремонтных промышленных предприятий

Судоремонтные промышленные предприятия представляют специализированные промышленные предприятия, предназначенные для производства всех видов ремонта корпусов судов, судовых механизмов, судового оборудования. Значительное пополнение морского и речного флота, а также рыбного хозяйства крупными судами новейших типов со сложными судовыми механизмами потребовало коренной реконструкции судоремонтных предприятий. Для их ремонта построены крупные судоремонтные предприятия на морях и больших реках.

Судоремонтные предприятия характеризуются по следующим признакам:
принадлежности — предприятия Министерства морского флота, Министерства речного флота, Министерства рыбного хозяйства;
степени сложности основного производства — предприятия, выполняющие малый, текущий, навигационный ремонты; все виды ремонта; одновременно с ремонтом и постройку судов; ремонт, содержание, техническое обслуживание судов;
типам судов — предприятия, предназначенные для ремонта судов с дизельными, паровыми, турбинными установками; пассажирских, сухогрузных, буксирных судов; несамоходного флота.

В Министерстве морского флота большинство предприятий выполняют все виды ремонта; отдельные наряду с ремонтом производят постройку судов; специализированные выполняют малый и навигационный ремонты.

В Министерстве речного флота многие судоремонтные предприятия одновременно с выполнением ремонта занимаются техническим обслуживанием судов; кроме того, техническим обслуживанием занимаются специализированные транспортно-промышленные предприятия — ремонтно-эксплуатационные базы (РЭБ) флота, имеющие цехи технической эксплуатации. Вопросами технической эксплуатации судов занимаются их судовладельцы.

Для выполнения производственных заданий, возложенных на судоремонтные промышленные предприятия, они должны иметь:
полный комплекс оборудованных цехов и другие производственные участки;
территорию, удобную и достаточную для размещения производственных и хозяйственных сооружений с оборудованной причальной линией;
акваторию — водную площадь, примыкающую к территории судоремонтного предприятия и защищенную от волнения и ледохода, с подходами достаточной глубины для обеспечения проводки и размещения на ней всех ремонтируемых судов;
производственные цехи — заготовительные, обрабатывающие, сборочно-монтажные и специализированные производственные участки, вспомогательные цехи;
судоподъемные средства — эллинги, слипы, доки; заводские хозяйства, обслуживающие предприятия, — энергетические, транспортные и складские; административные здания.

В номенклатуру работ, выполняемых судоремонтными предприятиями, входят: механические, слесарно-сборочные и монтажные, корпусные, котельные, сварочные, медницкие, столярные, плотничные, кузнечные и др. В связи с многообразием типов и размеров судов судоремонтные работы выполняются не только в цехах, но и непосредственно на судах, находящихся на плаву, акватории завода или судоподъемных сооружениях.

На большинстве судоремонтных предприятий основные работы по ремонту выполняют по следующей схеме: детали и узлы металлического корпуса, дерево в составе корпуса, судовые устройства, системы трубопроводов и оборудование заготовляют в цехах и устанавливают по месту на судне взамен снятых дефектных и изношенных. Механизмы разбирают на судне, отдельные узлы этих механизмов транспортируют в цех для ремонта; после ремонта и доставки узлов и деталей на судно сборку механизмов производят на судне; отдельные механизмы демонтируют в неразобранном виде (агрегатный метод), транспортируют в цехи для ремонта, а вместо них ставят другие из обменного фонда; после ремонта снятые механизмы поступают в обменный фонд.

Источник

Судоремонтная промышленность

Судоремонтная промышленность считается одной из наукоемких и финансово затратных. Отрасль включает в себя не только предприятия по ремонту морских и речных судов, но и фирмы, занимающиеся производством комплектующих деталей для «водоплавающей» техники, а также научные, образовательные и проектные организации, в которых происходит разработка инноваций и обучение будущих специалистов индустрии.

Характеристика отрасли

Судоремонтные компании – это предприятия, специализирующиеся на выполнении всех видов ремонтов корпусов морских и речных судов, аппаратов и механизмов, оборудования.

Все фирмы отрасли классифицируются по нескольким признакам:

  • Принадлежность – речь идет о том, к какому «подвиду» относятся суда (морской или речной флот, рыбное хозяйство).
  • Уровень сложности выполняемых работ – фирмы, занимающиеся текущим или небольшим ремонтом, навигационным, капитальным. К этой группе относятся и компании, специализирующиеся на постройке судов, а также обслуживании оборудования.
  • Типы судов – компании, ремонтирующие только дизельные, паровые, турбинные, грузовые, пассажирские, буксирные и прочие корабли.

Примечание: в последнее время в России произошло значительное пополнение «плавающего парка» новыми судами с более современными механизмами. Это повлекло за собой необходимость практически полного переоснащения имеющихся судоремонтных хозяйств, а также запуск новых фирм по этой специализации.

Наиболее «многофункциональные» предприятия – те, что относятся к Министерству морфлота. Они, помимо ремонта (капитального, навигационного и мелкого), занимаются постройкой судов.

Предприятия Министерства речного флота специализируются на ремонте и обслуживании речных кораблей. Но вопросы эксплуатации находятся под юрисдикцией владельцев водного транспорта.

Исторические факты

В России судоходство и судостроение появилось еще в древнейшие времена. Славяне использовали речные и морские пути не только для товарообмена и рыболовства, но и для не слишком благородных, зато прибыльных целей – набегов. Например, для похода на Византию в 907 году по приказу князя Олега был отстроен флот численностью 2000 боевых кораблей.

Первые плавсредства были довольно примитивными, но с течением времени усовершенствовались. Они передвигались в основном самосплавом (вниз по течению), а вверх – веслами, шестами. Скорость такого движения была довольно низкой.

В конце XVIII века в России появилось первое водоходное судно (разработчик – Кулибин). Оно могло двигаться против течения самостоятельно. Однако массово этим изобретением пользоваться не стали.

Переломный момент в судостроении и сопутствующем ему судоремонте наступил в середине XIX века. В это время в России бурно развивается промышленность, что требует не только сбыта, но и поставок сырья, не говоря уже о том, что перевозки не ограничивались только грузами. Этот период характеризуется появлением новых разновидностей водного транспорта.

В последующие годы эта тенденция сохранилась вплоть до Октябрьской революции. Экономический кризис, который она принесла с собой, едва ли не разрушил судоремонт и судостроительную отрасль: часть предприятий были заморожены, а другие и вовсе закрыты. И только спустя 10 лет индустрия понемногу начала восстанавливаться.

С 1933 года отрасли начинают уделять особое внимание. Это положительно сказывается на динамике ее развития. Однако начавшаяся ВОВ снова затормозила процесс: в период 1941-1942 гг. было разрушено множество судоремонтных и судостроительных предприятий (особенно тех, что размещались в акватории Черного моря).

В послевоенные годы предпринята еще одна попытка «поднять» отрасль. Это было успешное время, однако очередной кризис (постперестроечный) снова практически свел к нулю все старания. Ситуация усугубилась еще и тем, что после распада СССР множество отраслевых компаний оказалось за границей. Однако в этот раз положение восстановилось достаточно быстро: уже в 1996 году начато строительство атомных подводных крейсеров. А после 2001 г. индустрия снова стала развиваться быстрыми темпами.

В настоящее время судоремонтной индустрии уделяется внимание со стороны государства: отстраиваются новые предприятия, специализирующиеся на возведении крупных танкеров, гражданских и промысловых судов.

Кроме того, после вхождения в состав РФ Крыма в страну вернулись многие предприятия судоремонтной отрасли. И хотя в них нужно вложить достаточное количество средств, чтобы восстановить их былое состояние, все же это стало хорошим подспорьем для того, чтобы индустрия смогла выйти на высокий уровень.

Крупные игроки

Известные фирмы, которые занимаются судоремонтом:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Судоремонтные заводы.

Условия размещения компаний

Для того чтобы выполнять производственные цели, предприятия судоремонтной отрасли должны отвечать определенным требованиям:

  • иметь полностью оборудованные цеха (заготовительные, обрабатывающие, сборочно-монтажные, кузнечные, сварочные, котельные, медницкие, столярные) и прочие производственные площадки;
  • территория должна обладать удобной причальной линией и при этом быть достаточно большой для размещения судов;
  • иметь собственную хорошо оборудованную акваторию достаточного размера и глубины, защищенную от ледоходов и водных волнений;
  • акватория должна вплотную примыкать к судоремонтному предприятию.

А еще они обязаны обладать всеми необходимыми судоподъемными средствами:

  • доками – специальными инженерными сооружениями для хранения судов и их постройки, в которых есть возможность для проведения как подводных, так и надводных работ;
  • эллингами – своеобразными «гаражами» для плавсредств, оснащенными приспособлениями для их подъема и спуска на воду;
  • СЛИПами – подъемно-спусковыми механизированными сооружениями, движение судов в которых осуществляется по рельсовым наклонным путям, имеющим подводные и надводные части.

Примечание: работы по ремонту могут выполняться не только в цехах, но и на кораблях. Механизмы обычно разбирают на борту речного или морского судна, а отдельные узлы перевозят в соответствующий цех. После выполненной реконструкции готовое оборудование монтируется на корабле.

Принципы работы

Основными показателями качества работы судостроительных предприятий считаются:

  • время, затраченное на выполнение реконструкции;
  • количество «водного транспорта», которое одновременно может быть обслужено на фирме.

Некоторые механизмы могут быть демонтированы в общем виде, то есть в неразобранном. Такой метод называется агрегатным. Его особенность заключается в том, что вместо испортившегося узла на судно поставят аналогичный – из обменного фонда оборудования. После ремонта механизмы будут возвращены на свое место: временный поедет в обменный пункт, а родной установят на плавсредство.

Трудности отрасли

Проблема российской судоремонтной индустрии заключается в том, что большинство кораблей – советского производства. Их техническое состояние за длительное время эксплуатации значительно ухудшилось. А это приводит к необходимости часто пользоваться услугами ремонтных организаций.

Провести качественную капитальную реконструкцию не всегда удается. И речь даже не идет о необходимости затрачивать глобальные финансовые средства. Дело в том, что периодические экономические «тряски» привели к тому, что были практически полностью разрушены системы управления и технологии, а квалифицированные кадры утеряны. Грамотных управленцев, способных принимать правильные решения, очень мало.

Еще один нюанс – несовершенство законодательной системы: внешне может показаться, что принимаются нормативные акты, призванные улучшить состояние промышленности, но по факту эти документы не работают. Например, в ФЗ № 305 «О поддержке судостроения и судоходства» нет ни единого упоминания о судоремонте. А ведь без этой «ветки» не сможет развиваться и само производство. Не бывает таких кораблей, которые не будут изнашиваться и нуждаться в ремонте:

  • ежегодная реконструкция и осмотр должны проходить все плавсредства;
  • каждые три года выполняется промежуточный ремонт;
  • каждые 5 лет – починка на класс судоходства.

Что касается финансирования: судоремонт отличается от любых других производств тем, что нельзя заранее предугадать, какие работы потребуются, их количество и стоимость. Поэтому важно, чтобы предприятия имели возможность в кратчайшие сроки провести требующуюся реконструкцию судна. Для этого нужны кадры, бесперебойные поставки сырья и оборудования.

Однако если устранить все эти сложности, то общие перспективы развития судоремонтной промышленности довольно хорошие. Наличие предприятий с современным оборудованием и квалифицированных кадров, задействованных на производстве, способно обеспечить постоянный приток заказов на выполнение работ даже от зарубежных судовладельцев. А это в свою очередь принесет значительные прибыли не только руководству предприятий, но и бюджету (региональному и федеральному).

Источник

Оцените статью