Трудоемкость ремонта транспортного средства

Расчет трудоемкости работ по обслуживанию и текущему ремонту автомобилей

Трудоемкость работ по обслуживанию автопарка на пред­приятии состоит из объема работ по ТО (ТО-1, ТО-2, СО), диагностированию (Д-1, Д-2), текущему ремонту (ТР) и самооб­служиванию предприятия. Капитальные ремонты автомобилей, их агрегатов выполняют на специализированных ремонтных предприятиях. Ежесменное техническое обслуживание подвижного состава осуществляют водители.

Перед расчетом трудоемкости работ в зоне обслуживания необходимо скорректировать нормативы трудоемкости по видам РОВ в зависимости от модификации подвижного состава, органи­зации работы и размера автопарка.

Корректировка трудоемкости ТО-1, ТО-2 автомобилей осу­ществляется по формулам

; (1.10)

, (1.11)

где tТО-1д, tТО-2д – дифференцированная величина трудоемкости обслуживания, чел.∙ч;

tТО-1н, tТО-2н — нормативное значение трудоемкости обслужи­вания i-й группы автомобилей соответственно при ТО-1, ТО-2, чел.∙ч (таблица 3 приложения 1);

К5 – коэффициент, учитывающий количество обслуживаемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп и подвижного состава (таблица 8 приложения 1).

Корректировка трудоемкости единицы текущего ремонта осуществляется по i-й группе на 1000 км пробега (для автомобилей, работающих без прицепа):

, (1.12)

где tТРд – дифференцированная величина трудоемкости текущего ремонта, чел.∙ч;

К4 – коэффициент, учитывающий величину пробега с начала эксплуатации (таблица 7 приложения 1).

Пример. Для автомобилей второй группы:

чел.∙ч;

чел.∙ч;

чел.∙ч/1000 км.

Для прицепов и полуприцепов коэффициент К2 при коррек­тировке нормативной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км не применяется. Трудоемкость ТО каждого вида для прицепов и полуприцепов определяется по формулам

; (1.13)

. (1.14)

где , – дифференцированная величина трудоемкости соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч; ;

, – нормативная трудоемкость соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч.

Трудоемкость ТР на 1000 км пробега для прицепа и полуприцепа определяется по формуле:

, (1.15)

где – нормативная трудоемкость ТР на 1000 км пробега прицепа или полуприцепа, чел.∙ч.

Далее необходимо определить трудоемкость диагностирования Д-1 и Д-2 автомобилей. При отсутствии нормативов трудоемкости диагностирования Д-1, трудоемкость принимается равной 10 % от трудоемкости ТО-1, а трудоемкость Д-2 – 15 % от скорректированной трудоемкости ТО-2.

Расчет годовых объемов работ по техническому

Обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту

Автомобилей и распределение трудоемкости

По местам выполнения

Порядок распределения объема планируемых работ опре­деляется составом автопарка, особенностями его использования, а также развитостью производственно-технической базы. В част­ности, наиболее распространенной считается схема технологиче­ского процесса, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей на автопредприятиях

Распределение объема работ по местам выполнения зависит от уровня специали­зации производства. Для небольших предприятий целесообразно совмещение процессов проведения ТО-1 и ТО-2 (включая диаг­ностирование), при этом уровень специализации работ минима­лен. Крупные предприятия имеют существенно большие возмож­ности для специализации работ. На рисунке представлена типич­ная схема технологического процесса, на основе которой прово­дится предварительный расчет распределения трудоемкости и персонала по постам зоны ТО и ремонта. По уровню занятости слесарей на каждом из постов и принимается решение о специа­лизации.

Распределение годового объема работ, выполняемого на по­стах диагностирования, ТО-1, ТО-2 и ТР, осуществляется в соот­ветствии с принятой технологической схемой процесса раздельно по каждой группе автомобилей.

, (1.16)

где ТТО-1г – годовая трудоемкость ТО-1 автомобилей и прицепов, чел.∙ч.

Целесообразно совместно с ТО-2 выполнять технологически связанные с ним часто повторяющиеся операции сопутствующего ТР, не превышающие 20 % трудоемкости ТО-2. Годовая трудоемкость работ ТО-2 с операциями ТР, выполняемыми в зоне ТО-2 и с учетом выполнения сезонного технического обслуживания определяется по выражению:

,(1.17)

где ТТО-2г – годовая трудоемкость на посту ТО-2, чел.∙ч;

ТСОi – трудоемкость сезонного обслуживания, чел.∙ч.

В соответствии с существующей системой обслуживания ав­томобилей предусмотрено выполнение сезонного обслуживания, совмещаемого с проведением ТО-2. Выполняется СО два раза в год по каждому автомобилю при переходе с зимней экс­плуатации на летнюю (весной) и осенью при переходе с летней эксплуатации на зимнюю.

Доля трудоемкости сезонного ТО (Ф) составляет 20, 30, 50% от норматива трудоемкости ТО-2. Для очень холодного (очень жаркого) климата принимают Ф=0,5, для холодного и жаркого Ф=0,3, для остальных климатических зон Ф=0,2.

Трудоемкость работ по диагностированию автомобилей:

; (1.18)

. (1.19)

Трудоемкость текущего ремонта сокращается за счет выяв­ления неисправностей при плановом ТО и диагностировании. Поэтому удельная трудоемкость цеховых работ по ТР должна быть скор­ректирована. С учетом того, что 20 % работ по текущему ремонту выполняется на постах ТО-2, годовая трудоемкость ТР для подвижного состава будет равняться

, (1.20)

где Lгi – годовой средний пробег автомобиля i-ой группы, км;

К’ i – количество i-ых автомобилей, работающих с прицепами или полуприцепами, шт.

На постах текущего ремонта выполняются в основном рабо­ты, связанные с демонтажем и монтажом агрегатов, их регули­ровкой и т.д. То есть в основном используется агрегатный метод восстановления работоспособности. Неисправный агрегат или узел поступает на специализированные участки мастерской, где и производится его ремонт. Трудоемкость работ, выполняемых на постах текущего ремонта, определяется по формуле

, (1.21)

где Кп – коэффициент, учитывающий долю постовых работ (Кп=0,45…0,6);

Объем работ на специализированных участках мастерской по ремонту агрегатов и сборочных единиц определяется как оста­ток трудоемкости текущего ремонта

, (1.22)

Общая трудоемкость постовых работ по автомобилям, выполняемых в зоне ТО и ремонта за год

. (1.23)

Общая годовая трудоемкость работ, выполняемых на постах ТО и специализированных участках:

. (1.24)

Результаты расчета представляют в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Результаты расчета годовой трудоемкости ТО и ТР

Трудоемкость постовых работ, чел.∙ч

Трудоемкость работ на специализирован­ных участках мас­терской, чел.∙ч

2 3 4 Сумма Распределение трудоемкости текущего ремонта Суммарная трудоем­кость постовых работ

Далее рассчитывают трудоемкость работ по самообслужива­нию предприятия (работы по обслуживанию и ремонту станочно­го, энергетического и силового оборудования; изготовление, об­служивание и ремонт технологического оборудования; ремонт зданий, сооружений, систем тепловодоснабжения и др.). Трудоемкость этих работ определяется в процентах от тру­доемкости ТО, диагностирования и ТР автомобилей:

, (1.25)

где Ксам – доля работ по самообслуживанию предприятия (таблица 1.3).

Таблица 1.3 – Значение коэффициента, учитывающего объем работ по самообслуживанию (Ксам)

Количество автомобилей в парке, шт. 100 — 200 200 — 400 свыше 400
Значение Ксам 15. 12 10. 12 8. 10

Объем работ по самообслуживанию предприятия распреде­ляется по цехам текущего ремонта и отдела главного механика в соответствии с принятыми нормами на предприятии. Результаты расчетов рекомендуется систематизировать и свести в таблицу (таблица 2, приложение 2).

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1329 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов автомобилей

Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется трудоемкость в чело­веко-часах, человеко-минутах или нормо-часах (соответственно чел-час, чел-мин, нормо-час).

Для уяснения понятия трудоёмкости следует изучить виды составляющих времен при выполнении любого технологического процесса. Их схема представ­лена на рис.9[3].

Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специали­зированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей данное время неже­лательно и должно быть всячески минимизировано.

Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.


Билет №12

Назначение и задачи различных видов технических

Обслуживаний автомобилей

Техническим обслуживанием (ТО) является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава автомобильного транспорта в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонтах. В обобщенном смысле ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.

Техническое воздействие ТО является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Основными видами ТО АТС по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ являются:

– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– первое техническое обслуживание (ТО-1);

– второе техническое обслуживание (ТО-2);

– сезонное техническое обслуживание (СО).

При изменении конструкций подвижного состава и условий эксплуатации для конкретных моделей во второй части Положения допускается обоснованное сокращение (или увеличение) числа и видов ТО.

Задачей ЕО является: общий контроль агрегатов, механизмов и систем автомобилей, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание их надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и техническими жидкостями, а для некоторых видов подвижного состава еще и санитарная обработка кузова. Выполняется ЕО в основном после работы подвижного состава и реже перед выездом на линию. Перед выпуском автомобиля из парка производится обязательный контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.). Это предварительно делает водитель, а при выезде из АТП – механик отдела технического контроля («механик на воротах»). Механик ОТК несет персональную ответственность за техническое состояние выпущенного из АТП АТС. В вопросе выпуска АТС на линию он не подчиняется никаким вышестоящим должностным работникам АТП, включая начальника ОТК. В критической ситуации дежурный механик ОТК может выпустить на линию АТС только с письменного указания директора АТП с передачей полной ответственности за это директору.

Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния АТС, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других видов работ.

Цель контроля (диагностирования) заключается в определении действительной потребности в выполнении операций ТО, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного (неработоспособного) состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ ТО.

В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1) и поэлементное углубленное (Д-2) диагностирование. Работы Д-1 направлены в основном на контроль технического состояния систем, механизмов и прочих КЭ автомобилей, отвечающих за безопасность движения. Выполняется Д-1 перед ТО-1. В зоне Д-1 АТП обязательно должны находиться: тормозной стенд (для контроля параметров тормозных систем); люфтомер (для измерения люфта рулевого колеса), другое оборудование для диагностирования рулевого управления; рабочее место для проверки шарниров рулевых тяг; оборудование для проверки исправности работы световых приборов.

Поэлементное углубленное диагностирование Д-2 выполняется перед ТО-2. В зоне Д-2 обязательно должны находиться: стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей; стенд для проверки амортизаторов со снятием или без снятия их с автомобиля; стенд для проверки и регулировки мощностных, экономических и экологических показателей автомобиля («беговые барабаны») с соответствующими приборами и прочим переносным оборудованием.

Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). Этот вид обслуживания автомобилей обычно совмещается с очередным ТО-2. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для подвижного состава, эксплуатирующегося в очень холодном, холодном, жарком сухом и очень жарком сухом климатических районах.

Трудоемкость СО нормируется в зависимости от трудоемкости ТО-2 и составляет: 50% – для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; 30% – для холодного и жаркого сухого районов и 20% – для всех прочих климатических районов. В умеренном климатическом районе СО совмещается с соответствующим времени года ТО-2 при увеличении трудоемкости данного комплексного технического воздействия на 20%.

Источник

Читайте также:  Резерв по гарантийному ремонту проводки
Оцените статью