Тренажеры для капитального ремонта скважин

Тренажеры для капитального ремонта скважин

Тренажеры • Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411 учебный класс

Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411 учебный класс

Разработан для повышения эффективности и удобства компьютерного обучения. Позволяет индивидуальное и бригадное обучение. Обслуживает до нескольких десятков рабочих мест. Обеспечивает контроль действий обучаемых с рабочего места инструктора. Предназначен для инженерного персонала подразделений капитального ремонта скважин нефтегазодобывающих предприятий, а также студентов по специальностям бурение скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Программное обеспечение тренажера содержит средства проектирования учебных заданий с любыми начальными условиями выполнения капитального ремонта скважин: характеристиками продуктивного пласта, конструкцией скважины, набором оборудования и инструмента, технологий выполнения ремонта, нестандартными ситуациями. Оно также содержит средства контроля и оценки действий обучаемых, ведения персональных журналов прохождения учебного процесса, формирования протокола обучения. Кроме того, программное обеспечение учебного класса позволяет выполнять учебные задания как индивидуально, так и в составе бригады.

Тренажер позволяет обучаемым увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, происходящие в скважине, наблюдать процессы возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций. Он дает возможность обучаемым проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач.

Преподавателю даны возможности:

  • варьировать форму проведения занятий с помощью режимов: каждый своё, все одно и все смотри на меня.
  • полностью контролировать работу всех обучаемых со своего рабочего места.
  • назначать задания и организовывать бригадную работу.
  • Разнообразить предустановленный ход выполнения учебных заданий вызовом имитации различных нештатных ситуаций и осложнений.

    Учебный класс тренажера АМТ-411 является новейшим эффективным техническим средством обучения и повышения квалификации работников предприятий по капитальному ремонту скважин. Позволяет приобрести и усовершенствовать практические навыки выполнения, контроля и оптимизации основных технологических процессов, распознавания и предотвращения осложнений и аварийных ситуаций, ликвидации нефтегазопроявлений и выбросов. Приобрести понимание физических процессов в скважине. Приобрести навыки коллективной работы в составе ремонтной бригады.

    Базовая поставка учебного класса АМТ-411 включает лицензию на 15 рабочих мест.

    Источник

    Тренажеры для капитального ремонта скважин

  • Тренажеры • Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411

    Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411

    Предназначен для обучения рабочего и инженерного персонала подразделений капитального ремонта скважин нефтегазодобывающих предприятий, а также студентов по специальностям бурение скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

    Аппаратно-программный комплекс тренажера состоит из пультов и постов управления оборудованием для капитального ремонта скважин, персонального компьютера и программного обеспечения.

    Тренажер имитирует в реальном и ускоренном масштабах времени технологические процессы капитального ремонта скважин:

    • глушение скважины
    • ремонтное цементирование
    • разбуривание
    • спуско-подъем
    • ликвидацию нефте-газопроявлений при бурении
    • обработку призабойной зоны
    • освоение скважины свабом
    • освоение скважины компрессором
    • гидроразрыв пласта
    • гидропескоструйную перфорацию

    Программное обеспечение тренажера содержит средства проектирования учебных заданий с любыми начальными условиями выполнения капитального ремонта скважин: характеристиками продуктивного пласта, конструкцией скважины, набором оборудования и инструмента, технологий выполнения ремонта, нестандартными ситуациями. Оно также содержит средства контроля и оценки действий обучаемых, ведения персональных журналов прохождения учебного процесса, формирования протокола обучения.

    Преподавателю дана возможность разнообразить предустановленный ход выполнения учебных заданий вызовом имитации различных нештатных ситуаций и осложнений.

    При имитации технологических процессов на экран монитора выводятся: числовые характеристики условий имитируемого процесса, графики важнейших контролируемых технологических параметров, а также анимации, отображающие в реальном времени работу оборудования, инструмента и состояние скважины. Имитация работы оборудования сопровождается звуком.

    Тренажер позволяет обучаемым увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, происходящие в скважине, наблюдать процессы возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций. Он дает возможность обучаемым проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач.

    Тренажер является новейшим эффективным техническим средством обучения и повышения квалификации работников предприятий по капитальному ремонту скважин. Позволяет приобрести и усовершенствовать практические навыки выполнения, контроля и оптимизации основных технологических процессов, распознавания и предотвращения осложнений и аварийных ситуаций, ликвидации нефтегазопроявлений и выбросов.

    Используя новейшую технологию УКМ (учебный класс модульный), для удобства пользователей можно разделить тренажер капитального ремонта скважин на три независимых модуля. Покупка модулей снизит единовременные затраты и требования к площади помещения.

    Модуль 1: Повышение нефтеотдачи

    Имитируемые задачи:

    • ремонтное цементирование под давлением через отверстия перфорации;
    • кислотная обработка продуктивного пласта;
    • гидравлический разрыв пласта;
    • процесс гидропескоструйной перфорации.

    Используемые оборудование из набора пультов и постов АМТ-411:

    • пульт гидроразрыва пласта (с монитором и компьютером управления модулем);
    • пост устьевой арматуры.

    Модуль 2: глушение и вызов притока

    Имитируемые задачи:

    • глушение скважины методом прямой и обратной промывки;
    • освоения скважины с помощью компрессора (вызов притока методом понижения плотности в скважине путем закачки облегченного раствора, воды, нефти, пены);
    • процесс освоения скважины скважин с помощью сваба (вызов притока методом понижения уровня в скважине при помощи сваба).

    Используемые оборудование из набора пультов и постов АМТ-411:

    • пульт бурильщика (с монитором и компьютером управления модулем);
    • пульт циркуляционной системы;
    • пост фонтанной арматуры (с двумя дросселями);
    • пост манифольда;
    • пульт управления компрессором.

    Модуль 3: бурение, СПО, ГНВП

    Имитируемые задачи:

    • процесс бурения, разбуривания цементной пробки.
    • спуско-подъемные операции.
    • ликвидация газонефтеводопроявлений методом бурильщика.
    • ликвидация газонефтеводопроявлений методом ожидания и утяжеления.
    • контроль всплывающей пачки газа объемным методом
    • процесс спуско-подъемных операций под давлением (СПО при закрытом универсальном превенторе).
    • процесс герметизации скважины с использованием запорной компоновки с шаровым краном (аварийной трубы).

    Используемые оборудование, пульты и посты АМТ-411:

    • пульт бурильщика (с монитором и компьютером управления модулем).
    • пульт циркуляционной системы.
    • пульт превенторов.
    • пост устьевого оборудования (три превентора).
    • пост манифольда.
    • пост блока дросселирования.
    • пост показывающих приборов.

    Источник

    Тренажеры для капитального ремонта скважин

    Семейство тренажеров АМТ

    Cовременные и эффективные средства для подготовки квалифицированных буровых кадров предприятий нефтегазодобычи.

    Высокая стоимости ликвидации последствий ошибок, допущенных персоналом нефте- и газодобывающих предприятий, делает обучение значимым и предъявляет к нему повышенные требования.

    • быть конкретным — не допускать возникновения ни одного неосознанного навыка;
    • быть многократным — закрепляющим на психомоторном уровне чувство скважины и реакции на изменение ее состояния;
    • натаскивать на диагностику нештатных ситуаций;
    • обеспечивать возможность анализа действий обучаемого после выполнения учебного задания — основу персонального, эффективного обучения;
    • в безопасной, контролируемой обстановке многократно обучать возможным осложнениям процесса проводки скважин и методам их ликвидации.

    Удовлетворение этих требований невозможно без средств компьютерного моделирования состояний скважины, инструмента и оборудования при время технологических процессах проводки скважины. Все это легло в основу разработки семейства тренажеров-имитаторов АМТ, которыми в настоящее время оснащено большинство учебных центров нефтедобывающих предприятий России.

    Наличие в тренажере «натуральных» пультов и постов управления современным оборудованием позволяет погрузить обучаемых в обстановку реальной работы и воспитать у них необходимые психо-моторные навыки.

    Подсистема создания сценариев обучения, организующая в единое целое наборы описаний оборудования, инструмента, геологии скважин, а также осложнений различного типа, дает инструктору неограниченные возможности проектирования учебных занятий, адаптированных к любым конкретным условиям будущей работы.

    Имитационное программное обеспечение и подсистемы технологических процессов обеспечивают компьютерное моделирование геолого-технологического состояния скважины по заданному сценарию и соответственно управляющим воздействиям со стороны обучаемого.

    Подсистема имитации и сопровождения аварий позволяет разнообразить процесс обучения множеством осложнений, как записанных в сценарии, так и по воле инструктора.

    Ход занятия сопровождается анимацией работы оборудования на экране компьютера, выводом технологических параметров на графики, цифровые индикаторы и стрелочные приборы.

    Подсистема регистрации обеспечивает ведение журнала прохождения обучаемым курса работ на тренажере, содержащего записи о всех учебных заданиях и зафиксированных в процессе их выполнения осложнениях и ошибках. Кроме того, предусмотрена возможность детального анализа действий обучаемого на основе изучения временных графиков основных технологических параметров записываемых ежесекундно во время занятия. Сохраняемые данные могут быть распечатаны.

    Обучение ответственным и дорогостоящим операциям до того, как обучаемый столкнется с ними на практике, способствует cохранению человеческих жизней, оборудования и скважины от возможных последствий ошибок персонала.

    Источник

    «КАФЕДРА:«Бурение нефтяных и газовых скважин» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению лабораторных работ на тренажере – имитаторе капитального ремонта скважин АМТ-411по дисциплине . »

    Федеральное государственное бюджетное

    образоватедьное учреждениевысшего образования

    «Самарский государственный технический университет»

    КАФЕДРА:«Бурение нефтяных и газовых скважин»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    к проведению лабораторных работ на тренажере – имитаторе капитального

    ремонта скважин АМТ-411по

    дисциплине «Реконструкция и восстановление скважин»

    Печатается по решению методического совета факультета Составитель: Мозговой Г.С., Милькова С.Ю.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению лабораторных работ по дисциплине «Реконструкция и восстановление скважин».

    Мозговой Г.С., Милькова С.Ю. — Самара, Самар. гос. техн. ун-т, 2015г., 40стр.

    Даны методические указания при работе на тренажере — имитаторе капитального ремонта скважин АМТ-401(411). Описаны основные технологические этапы при гидравлическом разрыве пласта, цементировании обсадной колонны под давлением, соляно-кислотной обработки скважин, глушении скважин. Приведены основные формулы для расчетов параметров данных технологических процессов. Методические указания рассчитаны на студентов, обучающихся по направлению131000.62 (21.03.01) «Нефтегазовое дело», профиль «Бурение нефтяных и газовых скважин».

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

    Гидравлический разрыв пласта Цель работы:Освоить технологию интенсификации притока из пласта путем его гидравлического разрыва.

    Гидравлический разрыв пласта — процесс обработки призабойной зоны пласта с целью расширения и углубления естественных и образования новых трещин в породах призабойной зоны. Достигается это путем создания высоких давлений на забое скважины закачкой в пласт вязких жидкостей при больших расходах. Когда давление превысит гидростатическое в 1,5-2,5 раза, произойдет разрыв или расслоение пласта, т.е. расширятся естественные и образуются новые трещины. Для сохранения трещин в раскрытом состоянии их заполняют песком, который вводят вместе с вязкой жидкостью. В дальнейшем эта жидкость извлекается из призабойной зоны в процессе эксплуатации скважины.

    Создание в призабойной зоне пласта одной или нескольких трещин, проникающих в пласт на десятки метров, приводит к увеличению проницаемости пласта в зоне распространения трещин и к значительному улучшению условий притока жидкости.

    Гидравлический разрыв пласта применяют для: а) увеличения продуктивности нефтяных (газовых) и приемистости нагнетательных скважин;

    б) регулирования притоков и приемистости по продуктивной толще пласта; в) создания водоизоляционных экранов в обводненных скважинах.

    Различают три основных процесса гидравлического разрыва пласта: а) однократный; б) многократный; в) направленный (поинтервальный).

    Приоднократном разрыве предполагается образование одной трещины в продуктивной толще пласта, многократном — нескольких трещин по всей некрытой продуктивной толще пласта; направленном — образование трещин и заранее предусмотренных интервалах пласта.

    Поскольку при гидравлическом разрыве пласта в большинстве случаев (за исключением мелких скважин) давления превышают допустимые для обсадных колонн, то в скважину на НКТ спускают пакер, изолирующий кольцевое пространство и предохраняющий колонну от создаваемого давления. Пакер спускают с якорем — устройством, предупреждающим смещение пакера по колонне, и устанавливают его выше верхних отверстий фильтра (кровли пласта).

    Устье оборудуют головкой, к которой подключают агрегаты для нагнетания рабочих жидкостей.

    Процесс ГРП состоит из следующих последовательных этапов:

    1) закачки в скважину жидкости разрыва для создания трещины в пласте;

    2) закачки жидкости-песконосителя;

    3) закачки продавочной жидкости для проталкивания песка в трещины и предохранения их от смыкания.

    Задача: «Имитация гидроразрыва пласта» на тренажере-имитаторе капитального ремонта скважин АМТ-401(411).

    Исходные данные: см. Приложение Необходимо определить следующие показатели: давление разрыва;

    допустимое давление на устье скважины; объем жидкости разрыва; объем жидкости-песконосителя; объем продавочной жидкости; общую продолжительность процесса ГРП; число насосных агрегатов.

    2. Расчет параметров гидроразрыва пласта.

    По спущенным НКТ нагнетают сначала жидкость разрыва в таких объемах, чтобы создать на забое давление, достаточное для разрыва пласта. При этом непрерывно наблюдают за давлением и расходом жидкости на устье. Момент разрыва на поверхности отмечается резким увеличением расхода жидкости (поглотительной способности скважины) при одном и том же давлении на устье или резким уменьшением давления на устье при одном и том же расходе.

    Обычно о моменте гидроразрыва судят по условному коэффициенту:

    где Q — расход жидкости, м3/с; Ру- давление на устье, МПа.

    При резком увеличении Кув процессе закачки жидкости разрыва происходит гидроразрыв пласта. После разрыва пласта, не снижая давления, в скважину закачивают жидкость-песконоситель — вязкую жидкость, смешанную с песком (180 — 400 кг песка на 1 м3жидкости), которая под воздействием продавочной жидкости (маловязкой углеводородной жидкости) проталкивается в НКТ и в пласт.

    Общую продолжительность процесса гидроразрыва (в часах) можно определить по формуле:

    T= где Vр- объем жидкости разрыва, м3; Vжп- объем жидкости-песконосителя, м3;Vпр объем продавочной жидкости, м3; Q — средний расход жидкости, м3/ч.

    Потребное число агрегатов устанавливают, исходя из подачи одного агрегата qаги максимального расхода Qmax жидкости в процессе ГРП с учетом одного резервного агрегата:

    n=

    где Qmax- максимальный расход жидкости в процессе ГРП; qаг- подача одного агрегата.

    В неглубоких скважинах для разрыва пласта жидкость обычно закачивают непосредственно в обсадную колонну.

    При большой толщине продуктивного пласта проводят многократный разрыв, т.е. несколько разрывов в пласте за одну операцию.

    Порядок выполнения работы:

    В качестве объекта имитации на тренажере АМТ-401 (411) реализуется однократный гидроразрыв пласта как наиболее часто встречающийся на практике.

    Модель имеет следующие ограничения и допущения:

    • поэтапная схема работы задачи (строгая последовательность действий);

    • используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ);

    • гидроразрыв осуществляется только при наличии пакера;

    • продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины.

    Для управления задачей «Имитация гидроразрыв пласта» используются:

    • пульт управления гидроразрывом пласта,

    • пост устьевой арматуры.

    На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления:

    1. — насосные агрегаты;

    2. — пробковый кран 3;

    3. — пробковый кран 5;

    4. — пробковый кран 1;

    5. — пробковый кран 4;

    6. — пробковый кран 6;

    7. — пробковый кран 2;

    8. — смесительная машина;

    9. — водоподающий насос;

    10. — переключатель емкостей.

    1. Установка начальных (стартовых) значений.

    На посту устьевой арматуры:

    • закрыть пробковый кран 3,

    • закрыть пробковый кран 4,

    • закрыть пробковый кран 5,

    • закрыть пробковый кран 6.

    На пульте управления гидроразрывом пласта:

    • открыть пробковый кран 1 или пробковый кран 2;

    • выключить привод насосной установки;

    • выключить привод пескосмесительной машины;

    • выключить привод насоса;

    • трехходовой кран перевести в положение «емкость 0»;

    • количество насосных агрегатов — 1;

    • плотность раствора на вариаторе плотности (в скважине) — от 1,0 до 1,5 г/см3.

    При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных установок.

    2.Iэтап. Закачка необходимого объема, жидкости разрыва в скважину методом прямой промывки.

    2.1. На ПУА гидроразрывом пласта задать плотность жидкости разрыва, включить насос, привод пескосмесительной машины и поставить трехходовой кран в положение «емкость 1».

    2.2.На посту устьевой арматуры открыть пробковый кран 4 или 3. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной.

    2.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, устанавить необходимое значение забойного давления и закачать в НКТ расчетный объем жидкости разрыва.

    2.4. После того как жидкость разрыва выйдет из колонны НКТ в кольцевое пространство, создатьв зоне продуктивного пласта давление большее, чем давление гидроразрыва, в соответствии с условием (условие гидроразрыва пласта):

    Pзаб Pгр где Рзаб- забойное давление, кг/см2; Ргр- допустимое давление на забое по гидроразрыву пласта, кг/см2.

    Создание необходимого забойного давления осуществляется либо путем увеличения числа оборотов вала двигателя, либо увеличением количества насосных агрегатов в обвязке манифольда.

    2.5. После закачки необходимого объема жидкости разрыва выключить привод насосного агрегата, приводы насоса и пескосмесительной машины, закрыть пробковые краны 3или 4 на посту устьевой арматуры.

    На этом первый этап заканчивается.

    3.II этап. Закачка необходимого объема жидкости песконосителя в скважину методом прямой промывки.

    3.1. На ПУА гидроразрывом пласта устанавить плотность жидкости песконосителя, включить привод насоса и пескосмесительной машины и ожидать, пока закончится процесс приготовления песконосителя.

    3.2. На посту устьевой арматуры открыть пробковый кран 4 или 3. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной.

    3.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, устанавливить необходимое значение забойного давления и закачать в НКТ расчетный объем жидкости песконосителя.

    3.4. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 3, 4 на посту устьевой арматуры. На этом второй этап заканчивается.

    4. III этап.Закачка продавочной жидкости для проталкивания песка в трещины пласта и предохранения их от смыкания.

    4.1. На ПУА гидроразрывом пласта устанавить вариатором плотность продавочной жидкости, включить привод насоса пескосмесительной машины и ожидать, пока закончится процесс приготовления продавочной жидкости.

    4.2. На посту устьевой арматуры открыть пробковый кран 4 или 3.

    4.3. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной.

    4.4. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя для регулирования забойного давления, подать жидкость-песконоситель в пласт.

    4.5. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 3 или 4 на ПУА. На этом процесс гидроразрыва пласта заканчивается.

    Форма отчетности:По результатам выполнения работы подготовить отчет с изложением реализованной технологии гидроразрыва пласта.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

    Цементирование обсадной колонны под давлением Цель работы: Освоить технологию ремонтного цементирования обсадной колонны под давлением.

    Основной метод ликвидации негерметичности обсадных колонн (ОК) и заколонного пространства при КРС — цементирование под давлением через отверстия фильтра скважины или через дефект в колонне с целью продавить в пласт или за колонну расчетный объем раствора, необходимый для надежной изоляции нефтяного горизонта от проникновения чуждых вод. При этом чем медленнее продавливают раствор в пласт, чем выше давление, тем надежнее перекрываются пути движения чуждых вод, тем эффективнее сама изоляция нефтяного пласта (горизонта). При этом, однако, давление не должно превышать допустимого внутреннего для данной эксплуатационной колонны (ЭК) с учетом ее состояния, диаметра и марки стали труб. В противном случае могут произойти слом или смятие колонны. Способы тампонирования под давлением необходимо планировать в зависимости от положения динамического уровня жидкости в колонне при проверке скважины на заполнение и расчетной продолжительности операции, которая должна составлять не более 75% от срока загустевания тампонажного материала.

    На практике применяют следующие разновидности тампонирования под давлением. Тампонирование под давлением через трубы с последующим разбуриванием стакана. В скважину спускают НКТ и устанавливают на 5 — 10 м выше верхних отверстий фильтра или дефекта в колонне и через них под давлением продавливают тампонажный раствор.

    Оставшиеся излишки раствора вымывают способом обратной или прямой промывки. Стакан, образующийся в скважине ниже конца НКТ, после твердения разбуривают. Тампонирование под давлением через трубы с вымыванием излишков цементного раствора применяют в случаях, если необходимо избежать разбуривание цемента в колонне. При этом конец НКТ должен быть установлен у верхних отверстий фильтра. После продавки раствора в пласт колонну НКТ наращивают и вымывают тампонажный раствор из скважины. Эту операцию можно выполнять и без наращивания труб, для чего конец их следует устанавливать ниже нижних отверстий фильтра. В таком случае процесс вымывания будет протекать с противодавлением на пласт, а сама промывка должна закончиться до начала схватывания цемента. Этот способ рекомендуется применять при использовании нефтецементных растворов. Комбинированные способы применяют при необходимости оставления скважины под давлением до конца схватывания раствора. Сущность его заключается в следующем. Нижний конец НКТ устанавливают у нижних отверстий фильтра. После прокачки и вытеснения тампонажного раствора из труб, последние поднимают с таким расчетом, чтобы конец их оказался выше уровня раствора; затем устьегерметизируют, тампонажный раствор продавливают в пласт закачкой жидкости в трубы и в затрубное пространство. Затем скважину герметически закрывают и оставляют под давлением до конца схватывания раствора.

    Задача:Задача «Имитация тампонирования при КРС» тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401 (411).

    Исходные данные:см. Приложение 1 Необходимо определить следующие показатели: температуру на забое скважины; допустимое время цементирования; объем колонны заливочных труб;

    время, необходимое для полного заполнения колонны заливочных труб; время вымыва излишков тампонажного раствора при обратной промывке;время на затворение и продавку тампонажного раствора в пласт; объем раствора, который необходимо закачать в пласт; количество сухого цемента; количество тампонажного материала; количество жидкости, необходимой для затворения тампонажного материала; плотность в скважине.

    Расчет цементирования скважины под давлением:

    Определим температуру на забое скважины по формуле:

    Тзаб=tср+ТНскв (2) где tср- среднегодовая температура воздуха, °С;

    T- температурный градиент, (0,01 — 0,025) °С/м; (max) Hскв — глубина скважины, м.

    Выбираем тип цемента и определяем время начала схватывания с момента затворения — Tзат. (цемент для горячих скважин (ГЦ).)

    Допустимое время цементирования рассчитывается по формуле:

    Tдоп =0, 75Тзат (3)

    Затем определяем объем комбинированной колонны заливочных труб:

    V= ( (4)

    где d — внутренний диаметр НКТ, м;

    h — длина колонны заливочных труб, м;

    — коэффициент сжимаемости продавочной жидкости, равный 1,01-1,10 (принимаем 1,02).

    Затем определяем время, необходимое для полного заполнения колонны заливочных труб при работе одним агрегатом ЦА-320М на 4 скорости при диаметре втулок насоса 100 мм:

    qIV- подача ЦА на 4й скорости (13,5л/с);

    Время вымыва излишков тампонажного раствора при обратной промывке при работе одним агрегатом ЦА-320М на 3 скорости составит:

    где То– время на подготовительные и заключительныеработы при затворении цемента (5 – 10 мин).

    Определим объем раствора, который необходимо закачать в пласт за расчетное время T мин:

    Wтр = QпрT (8) где Qпр — приемистость пласта, м3/мин.

    Определим плотность тампонажного раствора по формуле:

    (9) где m – жидкостно-цементное отношение (m = 0,4- 0,5);

    и – плотность, соответственно, тампонажного цемента и жидкости ц ж

    Подставив численные значения, получаем:

    Количество тампонажного материала, которое необходимо заготовить с учетом потерь при его затворении, составит:

    G1 = K1G (11) где K1 – коэффициент, учитывающий потери при затворении тампонажного материала (при использовании цементосмесительных машин K1=1,01, при затворении в ручную K1=1,05 — 1,15). Принимаем К1 = 1,01 Количество жидкости, необходимой для затворения тампонажного материала, определяем по формуле:

    (12) где K2 – коэффициент, учитывающий потери жидкости при затворении, который на практике принимают K2 = 1,05 — 1,10.

    Определим плотность раствора в скважине по формуле:

    P = gh(13) P – пластовое давление, Па;

    g – ускорение свободного падения, Н/м;

    h – высота столба жидкости, м.

    Порядок выполнения работы:

    Задача «Имитация цементирования при КРС» моделирует процесс ликвидации негерметичности обсадных колонн и заколонного пространства методом тампонирования под давлением через отверстия фильтра скважины с целью продавить в пласт расчетный объем раствора, необходимый для надежной изоляции нефтяного горизонта от проникновения чуждых вод.

    В процессе работы имитационной задачи не контролируются требуемые объемы тампонажного и продавочного растворов и корректные диапазоны по плотности и расходу при закачке тампонажного и продавочного растворов, а только правильная последовательность действий и общие аварийные ситуации, такие как поглощение, проявление и т.д.

    Модель имеет следующие ограничения и допущения:

    • поэтапная схема работы задачи (строгая последовательность действий);

    • используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ);

    • тампонирование осуществляется через отверстия фильтра;

    • продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины.

    Для управления имитационной задачей используются:

    • пульт управления гидроразрывом (ПГП)

    • пост устьевой арматуры (ПУА).

    На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления:

    1. — насосные агрегаты;

    2. — пробковый кран 3;

    3. — пробковый кран 5;

    4. — пробковый кран 1;

    5. — пробковый кран 4;

    6. — пробковый кран 6;

    7. — пробковый кран 2;

    8. — смесительная машина;

    9. — водоподающий насос;

    10. — переключатель емкостей

    Последовательность действий обучаемого состоит в следующем:

    1.Установка начальных (стартовых) значений.

    На посту устьевой арматуры:

    • закрыть пробковый кран 3 (верхний левый);

    • закрыть пробковый кран 4 (верхний правый);

    • закрыть пробковый кран 5 (нижний левый);

    • закрыть пробковый кран 6 (нижний правый).

    На пульте гидроразрыва пласта:

    • открыть пробковый кран 1 или пробковый кран 2;

    • выключить привод насосной установки;

    • выключить привод цементно-смесительной машины (ЦСМ);

    • выключить привод вспомогательного насоса;

    • трехходовой кран в положение — емкость 0 (закр);

    • колличество насосных агрегатов -1;

    • плотность раствора в смесительной машине — от 1.0 до 1.5 г/см3.

    Плотность, заданная до Старта задачи, определяет плотность раствора в скважине.

    Произвести Старт задачи.

    При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных установок.

    2. I этап. Закачка необходимого объема тампонажного раствора в скважину методом прямой промывки.

    2.1. Поставить трехходовой кран в положение емкость 1 или 2. Задать на ПГП расчетную плотность тампонажного раствора, включить привод насоса, привод ЦСМ. Подождать пока закончится процесс приготовления тампонажного раствора. Плотность раствора на входе должна стать равной плотности цемента в смесительной машине.

    2.2. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной. Задать обороты вала двигателя.

    2.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать в НКТ расчетный объем тампонажного раствора.

    После закачки необходимого объема тампонажного раствора, 2.4.

    выключить привод насосного агрегата, вспомогательного насоса и ЦСМ, закрыть пробковые краны 3, 4, 5 и 6 на ПУА.

    На этом первый этап заканчивается.

    3. II этап. Продавка тампонажного раствора в заколонное пространство методом прямой промывки.

    3.1. Установить на ПГП плотность продавочной жидкости, включить вспомогательный насос и подождать пока закончится процесс приготовления продавочной жидкости. Плотность на входе должна стать равной плотности продавки в смесительной машине.

    3.2. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной. Задать обороты вала двигателя.

    3.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и продавить в заколонное пространство тампонажный раствор так, чтобы его нижняя граница дошла до забоя, а верхняя граница в КП была примерно на 20 — 30 м выше верхних отверстий перфорации.

    3.4. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3, 4, 5 и 6 на ПУА.

    На этом второй этап заканчивается.

    4. III этап. Продавка тампонажного раствора в пласт через отверстия перфорации методом прямой промывки.

    4.1. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4 (верхние краны).

    4.2. Включить привод насосного агрегата и вспомогательный насос. Задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя.

    4.3. Изменяя число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, продавить необходимый объем тампонажного раствора в пласт так, чтобы часть цемента осталась в НКТ.

    4.4. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3 и 4 на ПУА и закрыть пробковые краны 1 и 2 для изменения способа промывки на ПГП.

    На этом третий этап заканчивается.

    5. IV этап. Вымывание излишков тампонажного раствора из КП и НКТ методом обратной промывки.

    5.1. Открыть пробковые краны 1 и 2. При этом на мультипликации перекидываются шланги с прямой промывки на обратную. На ПУА открыть пробковый кран 5 или 6. Открыть пробковый кран 3 или 4. Включить вспомогательный насос, привод насосного агрегата, задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя.

    5.2. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, вымыть излишки тампонажного раствора из скважины и НКТ. Вымывание цемента можно контролировать по изменению плотности на выходе.

    5.3. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, на ПУА закрыть пробковый кран 3, 4, 5 и 6.

    5.4. На ПУА открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата. Создать в скважине давление равное 70% от конечного давления продавки.

    5.5. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 5 и 6 на ПУА. На этом процесс тампонирования заканчивается.

    Форма отчетности. По результатам выполнения работы подготовить отчет, с результатами расчетов и описанием хода выполнения на тренажере АМТ-401 (411) безаварийного ремонтного цементирования обсадной колонны.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

    Соляно-кислотная обработка скважин Цель работы:Освоить технологиюсоляно-кислотной обработки скважин.

    Производительность нефтяных и газовых скважин, поглотительная способность нагнетательных скважин зависят, главным образом, от вязкости нефти и проницаемости продуктивных пород. Чем больше проницаемость пород в зоне действия скважины, тем при прочих равных условиях больше ее производительность или приемистость.

    Первоначальная проницаемость пород пласта в процессе бурения и эксплуатации скважины под влиянием различных причин с течением времени может ухудшиться. Так при вскрытии продуктивного пласта в процессе бурения призабойная зона скважины закупоривается глинистым раствором, что приводит к снижению проницаемости пород и к уменьшению притока нефти и газа.

    При эксплуатации скважин проницаемость пород призабойной зоны может ухудшиться в результате закупорки пор и трещин в породе глинистыми частицами, парафинистыми и смолистыми отложениями.

    В нагнетательных скважинах проницаемость призабойной зоны ухудшается в результате отложения в порах и трещинах породы механических примесей, содержащихся в нагнетаемой воде.

    Кислотные обработки скважин предназначены для увеличения проницаемости призабойной зоны скважины, для очистки забоев (фильтров), призабойной зоны, НКТ от солевых, парафинисто-смолистых отложений и продуктов коррозии.

    Кислотная обработка призабойной зоны скважин основана на способности соляной кислоты растворять карбонатные породы (известняки, доломиты) или карбонатные породообразующие минералы, входящие в состав песчаников или других пород.

    При взаимодействии соляной кислоты и карбонатных пород происходят следующие реакции:

    для известняков СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2О + СО2 для доломитов MgСа (СО3)2 + 4НСl = СаСl2 + МgСl2 + 2Н2О + 2СО2 Под воздействием соляной кислоты в породах призабойной зоны скважины (ПЗС) образуются пустоты, каверны, каналы разъедания, в следствии чего увеличивается проницаемость пород, а следовательно, и производительность нефтяных и приемистость нагнетательных скважин.

    Кислотные обработки под давлением применяют с целью продавки кислоты в малопроницаемые интервалы продуктивного пласта. При простых солянокислотных обработках кислота проникает в хорошо проницаемые пропластки, а плохо проницаемые остаются не охваченные обработкой. Кислотные обработки под давлением устраняют этот недостаток, обусловленный слоистой неоднородностью пласта.

    Вначале путем закачки нефти или воды создают циркуляцию. Затем в трубы нагнетают заготовленный раствор солной кислоты. Обьем нефти, вытесненной из скважины через кольцевое пространство, измеряют в мернике. При этом объем первой порции кислоты рассчитывают так, чтобы она заполнила трубы и кольцевое пространство от башмака до кровли пласта. После этого закрывают кран на отводе затрубного пространства и под давлением закачивают в скважину остатки кислотного раствора. Кислота начинает проникать в пласт. Оставшуюся в трубах и в фильтровой части скважины кислоту продавливают в пласт нефтью или водой.

    Объем рабочего раствора соляной кислоты устанавливают в зависимости от толщины и физических свойств пласта, химического состава пород и числа предыдущих обработок.

    Задача:Проведение«Имитациисоляно-кислотной обработки скважин»

    тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401 (411).

    Исходные данные:см. Приложение 2 Необходимо определить:объем рабочего раствора соляной кислоты, выбранной концентрации; количества воды, необходимой для его приготовления;

    количества различных добавок к рабочему раствору.

    Расчет данных соляно-кислотной обработки скважин.

    Рекомендуемые средние объемы кислоты, расходуемые на 1 мобрабатываемого интервала (8 — 15% -ной концентрации) для карбонатных пород, установленные на основании имеющегося опыта по обработкам, приведены в табл. 1.

    Объем раствора HClм3/м № ПОРОДА Первичная обработка Вторичная обработка Гранулярная малопроницаемая 0,4 – 0,6 0,6 – 1,0 1 Тонкопористая 0,4 – 0,6 0,6 – 1,0 2 Гранулярная высокопроницаемая 0,6 – 1,0 1,0 – 1,5 3 Трещиноватая 0,6 – 0,8 1,0 – 1,5

    Объем концентрированной товарной кислоты (Wтк), необходимый для получения расчетного объема рабочего раствора заданной концентрации (в м3) определяют по формуле:

    (1) где: Wр.р. — объем рабочего раствора заданной концентрации, м3;

    — плотность товарной кислоты, кг/м3;

    — плотность готового рабочего раствора, кг/м3 (находят по таблице, приложение 5).

    Количество воды (Wв), необходимое для получения рабочего раствора заданной концентрации определяется по формуле:

    Wв = Wр.р. – (2) Добавки ингибитора, стабилизатора, хлористого бария и интенсификатора обычно настолько незначительны, что поправки на объемы этих реагентов не вводят.

    Порядок выполнения работы:

    Задача Имитация кислотной обработки при КРС моделирует процесс обработки призабойной зоны соляной кислотой с целью увеличения проницаемости пород, слагающих коллектор.

    В процессе работы имитационной задачи не контролируются требуемые объемы кислотного раствора и корректные диапазоны по плотности и расходу при закачке, а только правильная последовательность действий и общие аварийные ситуации, такие как поглощение, проявление и т.д.

    Модель имеет следующие ограничения и допущения:

    • поэтапная схема работы задачи (строгая последовательность действий);

    • используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ);

    • кислотная обработка осуществляется через отверстия фильтра;

    • продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины.

    Для управления имитационной задачей используются:

    • пульт управления гидроразрывом пласта (ПУГП);

    • пост устьевой арматуры (ПУА).

    На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления:

    1. — насосные агрегаты;

    2. — пробковый кран 3;

    3. — пробковый кран 5;

    4. — пробковый кран 1;

    5. — пробковый кран 4;

    6. — пробковый кран 6;

    7. — пробковый кран 2;

    8. — смесительная машина;

    9. — водоподающий насос;

    10. — переключатель емкостей

    Последовательность действий обучаемого состоит в следующем:

    1. Установка начальных (стартовых) значений.

    На посту устьевой арматуры:

    • закрыть пробковый кран 3 (верхний левый);

    • закрыть пробковый кран 4 (верхний правый);

    • закрыть пробковый кран 5 (нижний левый);

    • закрыть пробковый кран 6 (нижний правый).

    На пульте гидроразрыва пласта:

    • открыть пробковый кран 1 или пробковый кран 2;

    • выключить привод насосной установки;

    • выключить привод смесительной машины (СМ);

    • выключить вспомогательный насос;

    • трехходовой кран в положение — емкость 0 (закрыто);

    • колличество насосных агрегатов -1;

    • плотность раствора в смесительной машине — от 0.9 до 1.5 г/см3.

    Плотность раствора, заданная до Старта, определяет плотность раствора в скважине.

    Произвести Старт задачи.

    При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных установок.

    2. I этап. Закачка необходимого объема кислотного раствора в скважину методом прямой промывки.

    2.1. Поставить тр хходовой кран в положение мкость 1 или 2. Задать на ПГП плотность кислотного раствора, включить вспомогательный насос, привод кислотного агрегата (КСА) и подождать пока закончится процесс приготовления кислотного раствора. Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью кислоты в КСА (в качестве КСА в данной задаче выступает смесительная машина).

    2.2. На ПУА открыть пробковые краны 3 или 4, а также 5 или 6, включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя.

    2.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать расчетный объем кислоты.

    2.4. После закачки необходимого объема, выключить привод насосного агрегата, вспомогательный насос и КСА, закрыть пробковые краны 3, 4, 5, 6 на ПУА.

    На этом первый этап заканчивается.

    3. II этап. Продавка кислотного раствора в КП скважины продавочным раствором.

    3.1. Если расчетный объем кислоты меньше, чем суммарный объем НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта, то в скважину закачивается продавочный раствор с целью продавить кислоту из НКТ в КП так, чтобы она заполнила кольцевое пространство от башмака до кровли продуктивного пласта.

    3.2. Для этого необходимо задать на ПГП плотность продавочного раствора, включить вспомогательный насос и подождать пока закончится процесс приготовления. Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью в смесительной машине.

    3.3. На ПУА открыть пробковые краны 3 или 4, а также 5 или 6, включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя.

    3.4. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать необходимый объем продавочного раствора, так, чтобы кислота заполнила КП от башмака ОК до кровли продуктивного пласта.

    3.5. После закачки необходимого объема продавочного раствора, выключить привод насосного агрегата, вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3, 4, 5, 6 на ПУА.

    На этом второй этап заканчивается.

    4. III этап. Продавка кислотного раствора в пласт.

    4.1. Если объем кислоты, закачанной на 1-ом этапе занял все НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта и все равно меньше расчетного, то ее продавку в пласт необходимо осуществлять дальнейшей закачкой кислоты до тех пор, пока в скважине не окажется достаточное количество кислотного раствора.

    Для этого, не изменяя плотность на задатчике плотности ПГП, открыть пробковый кран 3 или 4, включить вспомогательный насос и привод насосного агрегата, задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя. После того, как расчетный объем будет закачан, выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3 и 4.

    4.2. Если объем кислоты, закачанной на I этапе занял все НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта и при этом равен расчетному, то дальнейшую продавку ее в пласт необходимо осуществлять продавочным раствором другой плотности. Для этого установить на задатчике плотности ПГП плотность продавочного раствора, включить вспомогательный насос и подождать пока завершится процесс приготовления.

    Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью в смесительной машине. Открыть на ПУА пробковый кран 3 или 4, включить привод насосного агрегата и задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя.

    Если на предыдущем (втором) этапе кислота уже была продавлена из НКТ в КП скважины до кровли продуктивного пласта продавочным раствором, то ее продавку в пласт осуществляют тем же самым продавочным раствором. Для этого на ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Включить привод насосного агрегата и задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя.

    4.3. Изменяя число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, продавить кислоту в пласт из расчета ее полного вытеснения из НКТ в КП, а из КП — в пласт.

    4.4. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 3 и 4 на ПУА. На этом процесс кислотной обработки заканчивается. Скважину оставляют на некоторое время (8 -12 часов, а иногда и больше) в покое для реагирования кислоты с породой.

    Форма отчетности. По результатам выполнения работы подготовить отчет, с результатами расчетов и описанием хода выполнения на тренажере АМТ-401 (411) соляно – кислотной обработки.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

    Глушение нефтяной скважины Цель работы: Научиться глушить скважину для производства в ней ремонтных работ в условиях репрессии на пласт.

    Перед проведением в скважине ремонтных работ скважину необходимо заглушить, т.е. заменить имеющуюся в скважине жидкость на промывочный раствор заданной плотности. Для этого в скважину закачивается раствор глушения с плотностью, обеспечивающей предотвращение поступления флюида из продуктивного пласта в кольцевое пространство. Закачку раствора глушения можно осуществлять прямой или обратной промывкой.

    Задача:«Имитация глушения нефтяной скважины» тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401.

    Исходные данные:см. Приложение 4 Необходимо определить плотность раствора глушения, объем раствора глушения.

    Расчет параметровглушения скважины:

    Плотность раствора глушения можно определить по формуле

    •используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ);

    •НКТ спущена до продуктивного пласта;

    •глушение осуществляется за один этап;

    •продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины.

    Для управления имитационной задачей используются:

    •пульт управления ЦС;

    •пост фонтанной арматуры.

    На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления:

    3. пробковый кран 7;

    4. пробковый кран 9;

    5. лубрикаторный пробковый кран;

    6. центральный пробковый кран;

    7. пробковый кран 8;

    8. задвижка прямой промывки;

    9. пробковый кран 10;

    10. задвижка обратной промывки;

    11. задвижка линии обратной промывки;

    12. насосный агрегат;

    13. задвижка линии прямой промывки;

    14. задвижка сепаратора;

    16. трехходовой кран;

    19. блок очистки.

    1. Установка начальных (стартовых) значений.

    При прямой промывке:

    А. На посту манифольда:

    •закрыть задвижку линии обратной промывки;

    •открыть задвижку прямой промывки;

    •открыть задвижку линии прямой промывки.

    Б. На посту фонтанной арматуры:

    •закрыть пробковый кран 7,

    •закрыть пробковый кран 8,

    •закрыть пробковый кран 9,

    •закрыть пробковый кран 10,

    •закрыть пробковый кран лубрикатора,

    •открыть центральный пробковый кран.

    В. На пульте управления циркуляционной системой:

    •выключить привод насоса;

    •трехходовой кран в положении «емкость 0»;

    •закрыть выходную задвижку сепаратора;

    •плотность раствора в скважине 0,8-0,9 г/см3.

    При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных условий.

    При обратной промывке:

    A. На посту манифольда:

    •открыть задвижку линии обратной промывки;

    •закрыть задвижку линии прямой промывки;

    •закрыть задвижку прямой промывки;

    •открыть задвижку обратной промывки.

    Б. На посту фонтанной арматуры:

    •закрыть пробковый кран 7;

    •закрыть пробковый кран 8;

    •закрыть пробковый кран 9;

    •закрыть пробковый кран 10;

    •закрыть пробковый кран лубрикатора;

    •открыть центральный пробковый кран.

    B. На пульте управления циркуляционной системой:

    •выключить привод насоса;

    •трехходовой кран перевести в положение «емкость 0»;

    •закрыть выходную задвижку сепаратора;

    •плотность раствора в скважине 0,8-0,9 г/см3.

    Произвести Старт задачи.

    При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных условий.

    2.Закачать в скважину раствор глушения в одну стадию методом пря мой или обратной циркуляции.

    2.1.Задать на пульте управления циркуляционной системой плотность раствора глушения для выбранной емкости, ожидая пока закончится переходный процесс.

    При прямой промывке:

    • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 8;

    • на пульте управления циркуляционной системой включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной;

    • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 9 и регулируемый штуцер 1.

    При обратной промывке:

    • открыть пробковый кран 10;

    • на пульте управления циркуляционной системой включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной;

    • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 7 и регулируемый штуцер 2.

    2.2. Регулируя диаметр открытия штуцера и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать в скважину расчетный объем раствора глушения.

    2.3. После закачки необходимого объема раствора глушения выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 7, 8, 9, 10.

    На этом процесс глушения заканчивается.

    Форма отчетности: По результатам выполнения работы подготовить отчет с описанием реализованной технологии глушения скважины, привести результаты расчетов параметров, произведенных и использованных при выполнении работы.

    Контроль и распознавание аварийных ситуаций.

    При управлении ИМИТАТОРОМ КРС в процессе имитации гидропескоструйной перфорации, гидроразрыва пласта, цементирования, кислотной обработки скважины возможны ошибочные действия, которые при управлении установкой КРС могли бы привести к поломкам оборудования или авариям в скважине.

    Реакция ИМИТАТОРА КРС на такие ошибки состоит в следующем:

    • выдается сигнал об ошибке — загорается красная лампочка на пульте бурильщика, пульте ЦС, пульте гидроразрыва пласта и стойке показывающих приборов (в инженерном варианте красный сигнал появляется в левом верхнем углу экрана);

    • если ошибка изменяет параметры технологического процесса, то эти изменения отражаются на показывающих контрольно-измерительных приборах (в инженерном варианте в бланках оперативной информации);

    • название ошибки и начисленное штрафное время записывается в журнал (протокол выполнения задачи) обучаемому, которые после выполнения задачи можно вывести на печатающее устройство.

    Ниже приводится перечень возможных ошибок управления, описание реакции на ошибки, способы исправления ошибок, если они не приводят к необратимым (для условий установки КРС) последствиям:

    В процессе истечения песчаножидкостной смеси через насадки, после того, как произошла перфорация, закачки жидкости разрыва, кислотного, тампонажного и продавочного растворов рекомендуется поддерживать забойное давление в следующем диапазоне:

    Рпл Рзаб Рпгл (1) где: Рпл — пластовое давление, кг/см2;

    Рзаб — забойное давление, кг/см2;

    Рпгл — давление начала поглощения, кг/см2.

    Нарушение диапазона ведет к появлению аварийных ситуаций.

    Если выполняется неравенство:

    Рзаб Рпгл, (2) то имеет место аварийная ситуация ПОГЛОЩЕНИЕ. При этом стрелками на мультипликации призабойной зоны скважины показывается поступление раствора в пласт. Для ликвидации аварийной ситуации нужно, управляя расходом снизить забойное давление.

    Если выполняется неравенство:

    Рзаб Рпл, (3) то имеет место аварийная ситуация ПРОЯВЛЕНИЕ. При этом стрелками на мультипликации призабойной зоны скважины показывается поступление флюида из пласта в скважину. Для ликвидации аварийной ситуации нужно, управляя расходом повысить забойное давление.

    Открыт выходной пробковый кран.

    Если в процессе закачки продавочного раствора его нижняя граница дошла до конца НКТ, а продавка кислоты в пласт еще не началась, либо если в процессе продавки кислоты в пласт был открыт пробковый кран 5 или 6, то имеет место аварийная ситуация «ОТКРЫТ ВЫХОДНОЙ ПРОБКОВЫЙ КРАН». Для ее ликвидации нужно закрыть пробковые краны 5 и 6.

    Перегрузка насосного агрегата.

    Если в процессе работы насосного агрегата возникнет ситуация при которой давление на входе (на насосе) на данной скорости превысит максимально допустимое давление для этой скорости (берется из сценария), то происходит перегрузка насосного агрегата. При этом давление на насосе приравнивается максимально допустимому на данной скорости, а расход на входе обнуляется.

    Если: (Рн Р1 max); (Рн Р2 max); (Рн Р3 max); (Рн Р4 max) (4) то имеет место аварийная ситуация ПЕРЕГРУЗКА НАСОСНОГО АГРЕГАТА.

    Для имитации ремонта насосного агрегата необходимо выключить его привод, а потом опять включить.

    Блокирован насосный агрегат.

    Если в процессе работы насосного агрегата перевести тр хходовой кран в положение мкость 0 (закрыто), то возникает аварийная ситуация БЛОКИРОВАН НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ. Для е ликвидации тр хходовой кран открыть.

    Фатальные аварийные ситуации.

    Если в процессе имитации задача перестала реагировать на внешние управляющие воздействия, то произошла фатальная аварийная ситуация и дальнейшая работа не имеет смысла. Рекомендуется выйти из задачи.

    Распознаются следующие фатальные аварийные ситуации:

    • разрыв эксплуатационной обсадной колонны.

    Если выполняется неравенство:

    Ре Ргр.доп или Рзаб Рз.гр, (5) где: Ре — давление на выходе, кг/см2;

    Ргр.доп — допустимое давление на устье по гидроразрыву пласта, кг/см2;

    Рз.гр — допустимое давление на забое по гидроразрыву пласта, кг/см2, то имеет место фатальная аварийная ситуация Гидроразрыв пласта.

    Если выполняется неравенство:

    Ре Рэк.доп или Рн Рэк.доп, (6) где: Рэк.доп — допустимое рабочее давление для эксплуатационной ОК, кг/см2, то имеет место фатальная аварийная ситуация Разрыв эксплуатационной обсадной колонны.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Молчанов А.Г. Подземный ремонт скважин. М: Недра, 1986, 207 стр.

    2. Лаврушко П.И. Подземный ремонт скважин. М: ГНТИ нефт. и горн. — топл.

    3. Сулейманов А.В. и др. Техника и технология капитольного ремонта скважин. М: Недра, 1987,315 стр.

    4. Сулейманов А.Б., Карапетов К.А., Яшин А.С. Практические расчеты при текущем и капитальном ремонте скважин. М.: Недра,1984, 224 стр.

    5. Самохвалов М.А. Методические указания по выполнению лабораторных работ на тренажерах-имитаторах бурения АМТ-221 и капитального ремонта АМТ-401 нефтяных скважин. Томск: Из-во ИОА СО РАН, 2008, 100 стр.

    0,36 1,000 0,099 2 1,008 0,553 4 0,018 1,118 6 1,028 1,692 8 1,038 2,276 10 1,047 2,872 12 1,057 3,481 14 1,068 4,100 16 1,078 4,729 18 1,088 5,370 20 1,098 6,022 22 1,108 6,686 24 1,119 7,364 26 1,129 8,049 28 1,139 8,746 30 1,149 9,455 32 1,159 10,170 34 1,169 10,903 36 1,179 11,643 38 1,189 12,381

    СОДЕРЖАНИЕ

    «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова Энергетический факультет Кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий» Л. Н. Татьянченко МОДЕЛЬ КАСКАДНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Учебно-методическое пособие Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Техника высоких напряжений» для студентов направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Внимание! Ссылки на локальные ресурсы (файла PDF, презентаций, видео и т.д.) доступны. »

    «КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра Управления качеством А.Р. ЗАКИРОВА Статистические методы в управлении качеством Пособие для проведения практических занятий Казань – 2015 УДК 65.011 ББК (Ж/О) 30.606 Принято на заседании учебно-методической комиссии Инженерного института Протокол № 3 от 26 ноября 2014 года Рецензенты: кандидат технических наук, доцент кафедры Управления качеством КФУ И.И. Хафизов; доктор технических наук, профессор кафедры Производства летательных. »

    «1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины Производственно-техническая инфраструктура предприятий является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и практических навыков в области организации технической эксплуатации транспортных и транспортнотехнологических машин и комплексов, проектирования и реконструкции производственно-технических баз автотранспортных предприятий с учетом интенсификации и ресурсосбережения производственных процессов. Основные задачи. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Налоги и налогообложение Методические указания к выполнению контрольной работы Составители: Н. В. Свиридова, А. А. Акимов, А. Н. Денисенко Пенза Издательство ПГУ УДК 336.22 Н23 Рецензент кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Бирос» А. А. Оськин Налоги и налогообложение : метод. указания к. »

    «Федеральное агентство по образованию Архангельский государственный технический университет НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕРЕВООБРАБОТКЕ Методические указания к курсовой и дипломной работам Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механической технологии древесины Архангельского государственного технического университета 5 ноября 2008 года Составитель А.Д. Голяков, канд. техн. наук, проф. кафедры лесопильно-строгальных производств Рецензент Г.П. Бородина, доц. кафедры. »

    «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ АлтГТУ Н. П. Щербаков «»2015 г. Программа преддипломной практики Направление подготовки 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника Направленности (профили) подготовки Электроснабжение Электропривод и автоматика Электрооборудование и. »

    «Запрос ценовых предложений. Объект закупки: на оказание услуг по техническому обслуживанию кислородногазификационной станции и системы газораспределения для нужд ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в 2016 году г. Москва «17» ноября 2015 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального. »

    «МИНОБРНАУКИ РОССИИ ВОТКИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА» (ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова») Кафедра: «Экономика и организация производства» Краткие методические указания ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», очно-заочной и. »

    «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Государственный научный центр Российской Федерации УДК 678.747.2:620.179 Генералов Александр Сергеевич ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ УГЛЕПЛАСТИКОВ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ РЕВЕРБЕРАЦИОННО-СКВОЗНЫМ МЕТОДОМ Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Специальность: 05.11.13 – Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий Научный. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» В. В. БОБРОВА Ю.И. КАЛЬВИНА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург УДК 339.9 (07) ББК 65.5 я Б Рецензент Боброва. »

    «МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Технология и машины лесовосстановительных работ Часть 4. Машины и механизмы для борьбы с грибными болезнями леса и вредителями Методические указания Ухта, УГТУ, 2015 УДК 630*23 (075.8) ББК 43.4 я7 К 61 Коломинова, М. В. К 61 Технология и машины лесовосстановительных работ. Часть 4. Машины и механизмы для борьбы с. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Кафедра начального образования О. А. КОЛМОГОРОВА ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ Учебное пособие Магнитогорск УДК 91 ББК Д820я73 Колмогорова О. А. Землеведение: учебное пособие. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2015. – 176 с. Рецензенты: кандидат педагогических наук. »

    «УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Д.В. БУЛГАКОВ « 30 » января 2015 года МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации, планированию и порядку проведения паркового дня в Вооруженных Силах Российской Федерации ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации, планированию и порядку проведения паркового дня в Вооруженных Силах Российской Федерации Утверждено заместителем Министра обороны Российской. »

    «Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Кафедра информационных технологий и моделирования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ С2.В.5 Прикладное программирование Специальность 23.05.01 (190109.65) «Наземные транспортно-технологические средства» Специализация – Автомобили и тракторы Квалификация (степень) – специалист Количество зачетных единиц (Трудоемкость, час) 4 (144) Разработчик ст.преподаватель Т.С. Крайнова Екатеринбург 2015 Содержание. »

    «Министерство образования и науки Российской Федерации Иркутский государственный технический университет БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа и методические указания к выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения Иркутск 2011 Рецензент: канд.техн.наук, профессор кафедры Управления промышленными предприятиями Иркутского государственного технического университета Конюхов В.Ю. Груничев Н.С., Захаров С.В., Голодкова А.В., Карасев С.В. Безопасность жизнедеятельности: Метод. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Сборник материалов III международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 9 сентября 2015 г.) Ростов-на-Дону ДГТУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ. »

    «ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ А. В. Островский РОССИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Допущено Ученым советом университета в качестве учебного пособия по дисциплине Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе для специальностей 030701.65 Международные отношения, 080102.65 Мировая экономика Мурманск ББК 65.59 (2Рос)я 73 УДК 339.92 (075.8) О 77. »

    «МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Экономическое обоснование дипломных проектов Часть I. Обоснование и расчёт сметной стоимости при проектировании поисково-оценочных и научно-исследовательских работ в дипломных проектах для студентов специальности 130306 М и ГГ «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» Методические указания 2-е издание. »

    «Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский лесотехнический техникум» РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Тюмень, 20 ББК 74.04. П 2 Рекомендации по аттестации педагогических работников. /Составитель Пащенко Т.С., заместитель директора по НМР ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум». – Тюмень: ГАПОУ ТО «ТЛТ», 2015 Рецензент: Рагозина Т.М., заведующая учебно-методической. »

    «Министерство образования и науки Российской Федерации Вологодский государственный университет Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения (выпуск 3) Вологда УДК 378.16 (076) ББК 74.48 Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очнозаочной (вечерней) и заочной форм обучения. – Вологда: ВоГУ, 2015. –. »

    2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

    Источник

    Читайте также:  Ремонт турецких карданных валов газель
    Оцените статью