Трансальп ремонт своими руками

2016 Перебрал мотор. Во все тяжкие

Мотоцикл Honda — Transalp

Это все могло случиться только со мной. Осенью 2 ноября 2015 года, за день до моего ДР, мотор на моем трансальпе застучал. Я даже не удивился. Ибо это уже традиция: мои мотоциклы дарят мне «подарки» к днюхе. Вернее он не застучал, а скорее загремел. Громыхание, цепной лязг появлялось выше 3000-3500 об/мин. Я решил, что это цепи ГРМ кончились. Что ж, купить 15-летнюю хонду и не заглянуть в мотор – я в сказки не верю.

Мотоцикл ехал, я даже добрался до дома, осторожно, не крутя мотор выше 4000об/мин. Холодно, а возится в холод с мотором, мне не улыбалось. Тем более что цепи грм меняются, не снимая мотор с рамы, я решил, что поменяю их спокойно весной. Помыл мотоцикл и поставил его на зиму. Тем более что мне, действительно было не до мотоцикла. «Жаркая» у меня выдалась осень.

В феврале, я завел еще раз мотоцикл, прослушал. Звук цепной, хоть ты тресни, думаю, наелся натяжитель или цепь. Очень похоже. Ну ок, поменяю, будет чуть теплее. Ближе к марту, я попал больничку, в хирургию, когда через пару недель оклемался, пришел в гараж и меня ждал сюрприз. Наш гск сносили под предлогом ремонта труб. По докам мы открытая парковка. Поэтому кыш-кыш в 24 часа, сказала аварийная служба.

Пришел я вовремя, мой гараж еще стоял. В экстренном порядке вывез все, что мог домой, вывез фабию по крышу барахла. Инструмент, тиски, точило, подкат, жижки. Эвакуация во время бомбежки просто-таки. Бросил верстак, мебель, полки, много материала, трубы, арматуру, сталь листовую. Жалко до слез. Но времени и места не было.

Читайте также:  Ремонт жидкокристаллических телевизоров philips

Мотоцикл переставил к другу в соседнее гск. Март, лужи со льдом, я толкаю мотоцикл 2 км до ГСК. Феерия. Но это было только начало. В новом гск я тоже не смог сразу начать работать с мотом. 2 недели меня мурыжили с изготовлением пропуска. Очень строго там у них с этим. Скрипел зубами и ждал, штудируя мануал и как мог, унимал зуд рук по гайкам.

Наконец я добрался до комиссарского тела. Принялся искать причину – разобрал грм, проверил цепи, натяжители, распредвалы, их звезды, зубья ГРМ на коленвале. Все просто ОГОНЬ! Странно. Не ГРМ это.

Ради интереса вскрыл боковые крышки. Корзина была собрана неправильно. Гайка не дотянута. Классика. Еще я обнаружил хренову тонну пасты из масла и пыли фрикционов в картере и на лепестках корзины сцепления. Сраные рукожопы. Как я вас ненавижу.

Насторожило. Отмыл корзину, промыл бензином картер, поменял маслофильтр. Собрал ГРМ, выставил зазоры на клапанах, собрал мотоцикл, Завел. Стучит.

По-прежнему на 3000+ об/мин появляется звенящий-дребезжащий звук из правой передней части мотора. Более точно источник звук локализован при помощи автомобильно стетоскопа в области переднего цилиндра от картера до головки, справа где гильза звук характерный, звонкий. слева на цилиндре, где шахта грм звук тоже прослушивается, от картера до головки, но тише. В остальных местах звука практически не слышно. звук точно исходит из гильзы переднего цилиндра, в такт ходу поршня. Я исключил залегшие кольца или прогоревший клапан, так как в первом случае был бы высер масла, во втором потеря мощности. При отключении зажигания от переднего цилиндра, и пуска мотора звук почти пропадает. Крутанул до 8000 об/мин. Он практически не слышен. Из чего следует вывод, что звук вызван процессом, зависимым от вспышки в цилиндре. Мне думается это либо палец, либо верхняя шатунная шейка, либо поршень, его посадочные места под палец. Менее возможно шатунная шейка коленвала, и ее вкладыши. При этом звук был бы глухой и локализация его была бы по картеру. А тут звонкий и в цилиндре. Стало совершенно очевидно, что мотор нужно снимать и вскрывать. Для начала хотя бы поршневую.

гораздо важнее найти причину произошедшего. меня несколько беспокоит, что когда колупался с крышками, внутри картер немного забрызган (особенно справа) черной мелкой пылью. но и слевой крышки она тоже была найдена, но в меньших количествах. в головках на распредвалах ее не было, маслофильтр справляется с ней. (кстати надо бы его вскрыть и посмотреть много ли там этой пыли) предположительно это отработка фрикционных дисков. Скорее всего из-за неправильно собранной корзины сцепления и повышенного ее люфта.

Взял таймаут на пару дней. Узнал расценки сервисов. 25 кусков. Но взяться сейчас были не готовы. Много работы. Весна. Что ж, может оно и к лучшему. Буду делать сам. Как обычно. Я приступил к снятию двигателя с рамы.

Проблема конструкции этого мотоцикла в том, что одна из осей крепления двигателя служит и осью маятника. Рамное пространство маленькое. И чтобы снять мотор, надо выдвинуть маятник назад, повернуть мотор на правый бок и вынуть его боком из рамы. То еще развлечение. За полдня, я раздел полностью собранный мотоцикл и снял мотор с рамы.

Кроме как комментарий Андрея Гаврилова про «Ублюдок, мать твою…» у меня в голове в этот момент, других мыслей не возникло. Мотор стоял и ждал разборки. Я прибрался в гараже, собрал обратно мотоцикл, маятник, колесо, заварил себе чаю. Думаю, передохну и продолжу работать.

Но посидев, попив чаю, чего-то на меня такая леность навалилась. Время 8 вечера, прыгаю с обеда. Еще жена звонит, заманивает домой фасолевым супом с мясом. Дочка в трубку пищит: Папа! Папа! Я сдался. Иду домой.

На следующий день, утром я 2 рывками поднял мотор на стол. Сначала на табуретку, потом второй на стол. Не Бог весть, какой вес, но спину рвать не хотелось. Все-таки 80 кг где-то. Поднимал ногами, по-правильному.

И так я приступил к разборке. Разобрал оба цилиндра. Все сложил аккуратно по коробкам с надписями, что есть что.

Передняя верхняя головка шатуна оказалась в плачевном состоянии. Руками я пошатал палец в головке и прям, прощупывается вполне ощутимая выработка. Нутромера такого размера у меня понятно нет, но все понятно и без него. Шатун и палец под замену. Лезу во второй горшок. Примерно такая же картина. Пошатываю палец в головке шатуна. Криминала пока нет, но по состоянию он уже на подходе. Тоже под замену. Итак, пальцы, шатуны, наверняка и вкладыши.

на следующий день я свозил мотор в сервис, к знакомому и он мне открутил пневмо-гайковертом, болты коленвала и гайку сцепления, которую я 2 дня назад тянул метровым дрыном, упираясь в тормоз заднего колеса. Так же мы спрессовали ротор.

Я продолжил разбирать двигатель, стараясь не думать, что если на верху мотора такая прелесть, то, что же внизу. (В конце концов, есть контрактные моторы.) Хотя распредвалы и их пастели были в хорошем состоянии, и это вселяло некую робкую надежду.

На удивление визуально все было в порядке, кроме остатков пыли фрикционов на дне картера все было, в общем прилично. Коренные вкладыши и шейки коленвала визуально живые.

Сетка маслоприемника отчиталась, что просто таки грудью держала оборону. Судя по количеству, герметика на стыках в картере, мотор разбирался. Собрали не очень аккуратно, ошметков герметика было прилично.

Мне надо было снять шатуны и убедиться в целостности шатунной шейки коленвала. Визуально она тоже оказалась без проточек. уже хорошо. шейку мерить позже.

Пока разбирал, извлек и осмотрел масляные форсунки, которые побрызгивают маслом в дно поршня. Дополнительно смазывая вгш и охлаждая поршень. Форсунка переднего цилиндра оказалась частично забитой кусочком герметика. Дунул в обратку. Приемное отверстие меньше 1/3 мм. Масштаб пальцев и отверстия оцените на фото. явилось ли это причиной? как герметик попал в маслоканал? проклятые рукожопы.

Итак, причины… после многодневного мозгового штурма на профильном форуме. Пришли к мнению, что фрикционная пыль (откуда бы она не взялась в моторе) за 6000км наглухо забила маслофильтр и тот погнал масло в перепускной клапан. Пыли было много. Откуда она – я не знаю. Но диски сцепления свежие и в допусках. Это видимо от старых дисков. Рукожопы, в сервисе, когда меняли прошлому хозяину диски сцепления, не удосужились помыть корзину. А может, скопилось за овердохрена лет, тк видимо масло мотоциклу меняли раз в пятилетку.

Так вот, масло с пылью и мелкими ошмётками герметика погнало дальше по масло каналам, минуя фильтр, через перепускной клапан. В коренных и шатунных вкладышах ситуация более-менее, так масло-ток там хороший, каналы большие, широкие (до 3-4мм), и узлы подразумевают вращение. Грязь оттуда хорошо вымывается маслом, даже если и попадает туда.

А вот верхняя головка шатуна имеет качание, а не вращение. И мало того что фрикционную гадость ей приносило с масляно-воздушной пылью, стоящей в моторе при работе. Этим намыло туда грязи. А поскольку узел, нагруженный температурно, и не вращается, а качается, то грязь вымывается оттуда сложно. Так еще и форсунка плевать как следует перестала. Грязь и температура сделали свое дело. Выработка достигла критичного значения и палец застучал.

Была предпринята попытка спасти шатуны. Отвез их и колено в «механику» на замер и показал мастеру можно ли завтулить верхнюю головку шатуна или может развернуть под больший палец. Увы. Нет. Мало «мяска» на головке шатуна. Велик шанс что оторвет. Ну что же, новые, так новые. Заказал 2 шатуна, 2 пальца, прокладки под блок цилиндра и головки. все суммарно на 35.000р. Маслонасос я нашел Б/У. в отличном состоянии.

К сожалению, заказывать вкладыши я смог только после прихода шатунов. Ибо заказываются они почему-то по весовым группам, а номиналы размеров 1 или 2 какие придут, такие придут. это все хорошо, когда у тебя есть все группы вкладышей в наличии и ты официальный сервис Хонды. Так что заказываю шатуны, потом под них вкладыши. Увы, только так. Благо есть для каждого варианта группа вкладышей. Почему так – не спрашивайте. Япошки нам, наверное, так за Курильские острова мстят.

Проинспектировал так же и маслонасос. К сожалению он тоже под замену, не смотря на то, что по зазорам он еще был в пределах. но внешний вид корпуса и ротора заставляет думать, что он жевал песок.

Было обидно, что эти моторы работают в адских условиях жары всяких пустынь, на масле вперемешку с соломой, и мочой ишака. И у всех все зашибись… а у меня… какая-то карма, злой рок меня преследует. Все дается через какие-то анальные муки. Но видимо мирозданию виднее, что мне нужно сейчас. Кататься или повышать скилл механика-моториста. Ну хорошо: в конце концов, это тоже интересно. Что ж, посмотрим, есть ли дно у этой Марианской впадины невезения.

Пока ехали запчасти, были отмыты половинки картера, промыты бензином и продуты компрессором маслоканалы. отмыты головки, промерено все, что можно было промерить.

Приехали запчасти, пошла сборка. Шатуны мне приехали разных размерных групп. весовая группа одинаковая. С помощью моего хорошего знакомого, при помощи пластикаки подобрали шатунные вкладыши, добившись зазора 0.04мм.

Маслонасос был куплен от XL600. при покупки промерил зазоры, все устроило. приехал домой. разобрал, промыл. единственное что я в нем поменял — вал. взял со своего. перед сборкой я все же налил в него немного масла. чтобы при пуске мотора он не крутился даже и пол оборота без масла. Слева маслонасос ТА 650 справа ТА 600 (куплен). по партномерам они не взаимозаменяемы по каталогам. хз зачем япошки так делают. а насосы абсолютно идентичны.

ну вот как так то? главный маслокнал! надпись в книге — «убедитесь, что резинки стоят скосами концами наружу.» а потом я удивляюсь, откуда говно в маслокналах?! хотя в принципе, чего я хочу от этих людей, кто заколхозил этот мотоцикл до такого состояния?

При сборке половинок тонюсеньким слоем герметика (я использовал АБРО серый 999) нанес герметик как указано на картинке. Со внутренней стороны на треть ширины стенки сдтер тряпочкой. Это сделано для того, чтобы минимизировать выпирание герметика внутрь картера. Его последующий отрыв и попадание в маслонасос, шестерни маслоканалы и т.д.

После сборки половинок, фиксатора селектора кпп, одеваем лапку на вал переключателя кпп и прокручиваем первичный вал и вторичный вал, имитируя подачу газа и езду накатом, переключаем передачи, проверяя все ли верно собрано.

После минут 30 порева я надро4ился в смазанную маслом гильзу, смазанный маслом поршень и масляными руками запихивать масляными ногтями масляные поршневые кольца. Развел кольца как сказано в мануале. с шагом в 120 градусов от верхнего. была собрана поршневая. Второй цилиндр собрался гораздо быстрее.

Далее, соблюдая абсолютно ВСЕ технологические рекомендации, был собран механизм ГРМ, выставлены фазы газораспределения по мануалу. отрегулированы клапанные зазоры, и закрыты клапанные криышки цилиндров.

Видео проверки фаз грм

Абсолютно все резьбовые соединения в моторе были затянуты с усилием в соответствии с таблицами затяжек.

далее, я объявил этот мотор собранным.

так же как и снимал, ставил я мотор тоже в одиночку. Снял заднее колесо, вынул ось маятника, отвел его максимально назад, оперев на табуретку. снизу под раму подставил домкрат, раму накрыл кусоком ковролина. чтобы не царапать мотор об уши крепежа и не сдирать с рамы краску.

мотор пододвинул на табуретке справа к раме, наклонил наружу котлами. и передвинул на доску домкрата, как бы ввертывая мотор в раму. поставил его вертикально, вытащил ковролин и наживил на ось переднего нижнего крепления. затем поставил маятник на место, просунул ось. и играя домкратом подогнал ухо мотора по высоте и продвинул ось маятника до конца. обильно смазав ее литолом. все, после этого убрал домкрат.

Еще через день работы я технически был готов к пуску. осталось поставить маслофильтр, залить жижек, подключить аккумулятор и можно заводить.

потом, когда убедился что все работает как надо, я пошел собирать мотоцикл с самого низа. натянул цепь, уложил нормально дренажные шланги, поставил дуги и защиту картера.

Поставил бак, уже насовсем, а не просто чтоб завести. поставил нормальный прозрачный бошевский бензофильтр. завел, прогрел. И прокатился пару кругов вокруг гаражей. около 500м. пощелкал передачками, все ок. выше 4 тыс не крутил. (Дырчик на фото тоже мой. купил на время ремонта мотоцикла)

занялся пластиком. вылечил пару крепежей, убрав противный скрип поворотника. наконец-то.

восстановил утраченный крепеж. цианоакрилатный клей и сверху термоклей.

собрал пластик, прокачал тормоза, подкачал давление в покрышках и выкатил на солнышко.

поставил багажные рамки. не без танцев с бубном но встали. перенес поворотники на багажник, кронштейнами, которые шли к айрон-скиловским рамками.

хоть в кой-то веки собрал нормально приборку и морду. избавился от скрипов, перекосов, болтанки пластика и прочего. приятно глянуть. поставил грипсы с грузиками, валявшиеся без дела с зимы.

сделал из П-образного резинового профиля от жигулей окантовку стекла. точечно приклеил на ребро стекла цианоакрилатным клеем. с шагом в 5-7см.

переставил обратно кофр с дырчика на мотоцикл. я в хирурги бы пошел, пусть меня научат!

на момент написания статьи проехал около 300+ км. выше 4500 об/мин не кручу. быстрее 80-90 не еду. быстро не ускоряюсь. медленно и нежно. так же исключаю торможение мотором. на подъем понижаю передачу, чтобы мотору было полегче. проеду 1000 — начну ездить веселее. проеду еще 1000 — поменяю масло и фильтр.

Запчасти (примерно на память)

шатуны — 2х14.000р = 28.000р

пальцы — 2х1.000р = 2.000р

прокладки на круг — 5.000р

маслонасос б/у — 2.000р

всякой мелочевки еще тысячи на 3-4, резиночки всякие, пробка болта коленвала и тд и тп.

ну что-то около 40 тыс вышло по зачастям.

работа в сервисе встала бы еще тысяч в 25. но там прилипло бы еще чистка/синхронизация карбов, настройка клапанов и прочее. а так все сам делал, поэтому бесплатно.

в процессе были куплены еще резинки суппортов, трос сцепления, еще всякой мелочевки. тысяч на 7000 гдето. но это к ремонту не относится.

сам ремонт занял около 20 рабочих дней. + около месяца ждал запчасти.

подробный фото-пост о ремонте мотора дам ссылку если нужно

Источник

Оцените статью