Трамвай волчанск ремонт путей

Покинет ли «Россель» Волчанск?

Фото: Павел Ворожцов

Трамвай курсирует по Волчанску почти семь десятилетий. Единственный его маршрут соединяет северную и южную части города, разделённые угольным карьером. Маршрутки между ними тоже ходят, но по междугородней трассе, делая большой крюк. В следующем году в городе должны запустить новую дорогу, которая сегодня прокладывается рядом с рельсами – этот факт осложнит и без того непростую жизнь волчанского электротранспорта.

Трамвайные вагоны в Волчанске в народе именуют «росселями» не просто так. По традиции на юбилей города губернатор Эдуард Россель дарил волчанцам очередной вагон. Губернаторский пост Эдуард Эргартович покинул 9 лет назад, но по сей день на кольце трамвайной линии появление вагона сопровождается дружным приветствием: «Россель идёт!».

— Восемь километров он проходит за полчаса. Стоимость билетов – 18 рублей, как и на автотранспорте, – рассказывает директор МУП «Автоэлектротранспорт» Лариса Бушуева.

Городку с населением 8 722 человека электротранспорт приносит значительные убытки. Ежесуточный пассажиропоток невелик – от 100 до 150 человек. За год выручка муниципального предприятия составляет 643 тысячи рублей, а дотации в местном бюджете на следующий год предусмотрены в сумме 14 миллионов рублей.

— Наш трамвай нерентабелен, но предпринимаются меры по дополнительным видам деятельности МУПа. В частности, обслуживание дорог. Электротранспорт для города – не только достопримечательность. Он экологичен и удобен для населения. Считаю необходимым его сохранение, – считает мэр Волчанска Александр Вервейн.

Больших затрат требует ремонт пути, контактной сети и подвижного состава. Ранее старые вагоны разбирали на запчасти, но сейчас этот ресурс полностью исчерпан, детали приходится покупать. Всё оборудование здесь настолько древнее, что ремонтники буквально не отходят от него. Вершиной механического искусства стал снегоочиститель со сварной лопатой, созданный на базе вагона с 25-летней историей.

В Екатеринбурге и Нижнем Тагиле реализуются программы по модернизации подвижного состава и строительства трамвайных линий. Волчанские трамвайщики крупную модернизацию позволить себе не могут, но восстановительные ремонты в последние годы стали нормой. Пассажиры это чувствуют. Пятилетку назад путешествие по рельсам проходило на твёрдых сиденьях под дребезжание и угрожающее раскачивание вагона. Сегодня в салоне вполне современно, а сам трамвай плавно покачивается на стыках.

— Половина дороги проходит по лесу. Здесь летом люди выходят, чтобы грибов собрать. Многие признаются, что путь с работы в трамвае для них – настоящий релакс. Посмотрят на деревья в окно, побеседуют со знакомыми, вот и оттают, – рассказывает жительница Волчанска Вера Белоглазова.

Всего полгода назад она была рядовым пассажиром трамвая. Потом, дождавшись вакансии, прошла обучение и теперь путешествует по городку с 7 до 23 часов в качестве водителя. Вера признаётся, что профессию выбрала не за красивые пейзажи за окном. Просто в магазине, где она раньше торговала, зарплата была ещё меньше.

Биография трамвая в Волчанске несколько раз чуть не завершилась. В 1990-е годы он страдал от безденежья и постоянных набегов охотников за металлом. В 2011-м в области решили, что волчанские рельсы – анахронизм, и дотировать их не стоит. Тогда жители собрали под обращением сотни подписей и уговорили власти не лишать их трамвая. Чем же он так дорог волчанцам? Во-первых, транспортный МУП, выполняя перевозки и отвечая за содержание автодорог в городе, обеспечивает работой 32 человека. Во-вторых, трамвай, славящийся своей точностью, не заставляет себя ждать и доставляет строго по графику рабочих завода и студентов колледжа. Особенно вагончики любят воспитанники спортшколы. Попробуйте зайти в маршрутку с лыжами или хоккейной амуницией. А вот в трамвае для них простор. В дни, когда в городе проходят торжественные мероприятия или праздничные гуляния, трамвай идёт, нагруженный под завязку, но и в будни не пустует.

Каждый из жителей на вопрос о трамвае обязательно расскажет, что Волчанск попал в Книгу рекордов России как самый маленький город с трамвайным движением. Насколько волчанцы на самом деле дорожат своими вагончиками, покажет открытие параллельной рельсам автодороги. Трамвай будет жить, если не опустеет.

Источник

Трамвай волчанск ремонт путей

Волчанск — самый тихий и печальный город в
Богословском горном округе, самый депрессивный город в Североуральской агломерации. Выросший у буроугольного разреза, с упадком угледобычи пришёл в упадок и сам город; когда в тогда ещё посёлке Волчанка в 1951 г. открывали трамвайную линию, его население было почти вчетверо больше, чем сейчас. В те годы трамвай гораздо меньше смотрелся здесь как «метро в деревне».
В 1950-е годы на Северном Урале, в довольно изолированном промышленном районе, сложился целый трамвайный заповедник — ещё в 1946 г. был открыт трамвай в Карпинске, в 1953 г. Волчанск был связан с Карпинском 16-километровой трамвайной линией.

В 1954 г. трамвай появился и в более крупном Краснотурьинске.
однако, трамвайные сети Краснотурьинска и Карпинска не были соединены (хотя расстояние между ними вдвое меньше, чем между Волчанском и Карпинском). Североуральский трамвайный заповедник так и не стал единой сетью; в противном случае это был бы аналог польских интерурбанов Верхней Силезиии.
Здесь, как и в Краснотурьинске, трамвай строился и вплоть до 1994 г. эксплуатировался градообразующим предприятием — сначала трестом «Волчанскуголь», потом — трестом «Вахрушевуголь».
Как и все остальные североуральские трамвайные сети, волчанская сеть была и остаётся однопутной с разъездами.

В 1956 г. Волчанка наконец стала городом Волчанском, в 1959 г. трамвай был пущен непосредственно на угольный разрез; но пик развития города был уже пройден.
Объём добычи угля рос до 1965 г., но население Волчанска уже начало уменьшаться.
В 1965 г. была закрыта междугородняя трамвайная линия Волчанск — Карпинск; впрочем, это лишь косвенно было связано непосредственно с упадком города. Трамвайные пути проходили через маршрут переброски шагающего экскаватора, и их временно демонтировали; после переброски эскаватора решили, что теперь для междугородних пассажирских перевозок тут хватит и автобусов.

С одной стороны, дороги и автобусы стали несколько лучше, с другой стороны — народу в обоих городах жило всё меньше и, соответственно, спрос на междугородние перевозки также падал.
За последующие десятилетия население Волчанска уменьшилось почти вдвое; состояние волчанской трамвайной системы оставалось стабильным.

А в 1994 г. закрылась линия на угольный разрез — украли контактный провод, но добыча угля падала, и восстанавливать движение не имело особого смысла.
Городская трамвайная сеть вновь стала состоять из одной семикилометровой линии.

Эта линия соединяет две части Волчанска, примерно одинаковые по размеру и населению
Северная — Лесная Волчанка — в прошлом периферия рядом с железнодорожной станцией, сейчас — развивающаяся часть города с магазинами, автовокзалом и храмом.
Южная — Волчанка — в прошлом однозначный центр города, построенный в более-менее едином стиле 1950-х годов рядом с угольным разрезом, сейчас — скорее тихая периферия, где из организаций общегородского значения только администрация, трамвайное депо и ДК (сгоревший).
Собственно, основная функция городского трамвая — это связь Волчанки и Лесной Волчанки.
Другая функция: трамвай — это основная достопримечательность городка.

Единственная 7-километровая линия начинается на севере практически в центре Лесной Волчанки, официальное название конечной — Волчанск-1.

Рядом с автовокзалом и храмом; интересно, что в здании автовокзала есть и специальная трамвайная комната ожидания — нигде больше такого не видел.

Трамвайная остановка в Лесной Волчанке:

Почти половина линии проходит по лесу между двумя Волчанками.

Причём большая часть трассы — она даже не вдоль дороги, а просто через лес.
Пути и контактная сеть в плохом состоянии, вагон качается как на волнах, но идёт довольно быстро.

Потом линия проходит через всю южную часть города, заканчиваясь у трамвайного депо, которое ещё миниатюрнее, чем в соседнем Краснотурьинске
Трамвайная остановка в Волчанке — пример государственно-частного партнёрства:) точнее, муниципально-частного партнёрства.

Волчанский трамвай такой маленький и заповедный, что здесь вагоны оборачиваются прямо через трамвайное депо, и можно легко таким образом посетить его территорию.

Официальное название южной конечной — Волчанск-2.
Несмотря на такое состояние инфраструктуры, городской трамвай востребован — с поправкой на маленький размер и депрессивность Волчанска. Кроме трамвая в городе нет городского общественного транспорта, при этом Волчанке и Лесной Волчанке без общественного транспорта не обойтись.
Раньше конкуренцию трамваю составляли междугородние автобусы, идущие с автовокзала в Лесной Волчанке на Карпинск и Краснотурьинск (да и то их расписание было согласовано с трамвайным графиком таким образом, чтобы они отправлялись в разное время).
Но с 2010 г. автобусы направлены из северной части города напрямую на объездную дорогу, и трамвай остался вне конкуренции; можно сказать, что в Волчанске существует осмысленная транспортная политика, что можно поставить в пример подавляющему большинству городов нашей страны.
Правда, между Волчанкой и Лесной Волчанкой курсируют маршрутки, но они это делают не очень регулярно (я за несколько часов пребывания в городе видел их только один раз), и они заканчивают работу раньше трамвая.
В общем, в отличие от того же Краснотурьинска, в Волчанске существование трамвая выглядит осмысленным.
Как ни странно, местному трамваю помогает и то, что Волчанск очень маленький: меньше присущего большому городу отстранённого отношения, местные (включая администрацию) справедливо относятся к трамваю как к главной местной фишке. Ремонт путей и контактной сети производится своими силами, чуть ли не вручную, заметного вандализма с 1990-х гг. (когда активно крали контактный провод) не было.
Трамвай в Волчанске имеет совершенно европейское преимущество: он ходит чётко по расписанию — 4 рейса утром, 5 рейсов вечером, перерыв с 10 до 16. На преодоление линии у вагонов уходит 30 минут.
Расписание вывешено на конечных (этому тоже поучиться бы той же Москве), и к моменту прихода трамвая всегда скапливается некоторое количество пассажиров.

Вагоны конечно не заполненные, но и не пустые.

Точных данных пассажиропотока я не нашёл, но, по моей оценке, он может достигать нескольких сотен человек в день, что не так уж мало для 9-тысячного города.
Всего в городе 5 вагонов (2 КТМ-5, 1 «Спектр», который не используется из-за проблем с эксплуатацией, 1 КТМ-8, 1 КТМ-19). На линии используется один вагон; таким образом, волчанскую трамвайную систему можно назвать одной из самых обеспеченных подвижным составом в стране.

Не только транспортная диковинка, но всё же ещё и транспорт.
Стоит распространить волчанское отношение к трамваю во всероссийском масштабе, я считаю.

Источник

Трамвай волчанск ремонт путей

Волчанский трамвай — нетипичная трамвайная система, расположенная в городе Волчанске Свердловской области. Главная особенность и достопримечательность города, благодаря которой он достаточно известен в России и мире.

Волчанск — небольшой город, расположенный у станции Лесная Волчанка на железнодорожной линии Серов — Бокситы — Черёмухово. Название совпадает с городом в Харьковской области, на железнодорожной линии Белгород — Купянск.

Отсчёт истории города ведётся с появления деревни Волчанка в 1850-е годы. В 1902 году здесь началась добыча угля для Богословского медеплавильного завода. Объём добычи был небольшим. Затем угольные шахты были надолго остановлены.

В 1942 году началась разработка первого угольного разреза. С 1944 года на нём ведётся массовая добыча угля. До 1960 года появилось ещё пять угольных разрезов.

В 1956 году посёлок Волчанка был преобразован в город Волчанск. Пиковая численность населения была в 1959 году — 25 тысяч жителей. Дальнейшее снижение численности населения отчасти связано с механизацией работ на разрезах и меньшей потребностью в рабочих местах. В 1990 году было 14 тысяч жителей, в 2010 году — 10 тысяч жителей, в 2016 году — 9 тысяч жителей.

В пятнадцати километрах от южной части Волчанска находится город Карпинск, до 1933 года Богословск, до 1941 года Угольный. Самая первая трамвайная система Северного Урала возникла именно в нём. Дата открытия — 26 июня 1946 года.

31 декабря 1951 года началось трамвайное движение в Волчанске, на тот момент ещё посёлке Волчанка. Крайне редкий и нетипичный случай открытия трамвайного движения в населённом пункте без статуса города.

Интересно, что трамвай в Краснотурьинске, который больше Карпинска и Волчанска, был открыт позднее — в 1954 году. А в Серове (Надеждинске), самом большом городе и неофициальной столице Северного Урала, трамвая нет и никогда не было.

Карпинск, как и Волчанск — «угольный» город. Более старый и более крупный, чем Волчанск. В 1953 году была открыта крайне нетипичная для СССР междугородная трамвайная линия Карпинск — Волчанск. Сеть стала единой. В трамвайном вагоне пассажиры ехали пятнадцать километров по глухому лесу.

Междугородная линия Карпинск — Волчанск была закрыта в 1965 году. Изначально было объявлено, что это временная мера, связанная с необходимостью переместить гигантский шагающий экскаватор из Карпинска в Волчанск. Экскаватор передвигали по автодороге, проложенной параллельно трамвайной линии. Опоры контактной сети препятствовали его движению, и их пришлось убрать.

Трамвайную линию не восстановили. Постепенно она была полностью разобрана. Хотя в книге о Свердловской области, изданной в 1980-е годы, когда местным руководителем был Б. Н. Ельцин, я читал упоминание этой линии как действующей и как местной гордости.

Трамвайная сеть непосредственно в Карпинске действовала вплоть до 1994 года в виде кольца по городским улицам. В октябре 1994 года движение остановилось. В дальнейшем линию разрушили, подвижной состав порезали.

В Волчанске трагического сценария удалось избежать. В 1994 году была закрыта линия на «Разрез №5», крайняя южная часть сети. Но оставшийся участок между двумя жилыми частями города продолжил работать. Постепенно он стал получать всё большую известность как очень нетипичный объект.


Трамвайная линия в Волчанске на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1981 году. В оригинале карты была
обозначена не полностью. Линии, закрытые в 1965 и 1994 годах, не показаны. Обозначенные на карте
«УЖД» — ошибка картографов, в действительности это карьерные пути широкой колеи.

Состояние Волчанского трамвая на 2010 год

Система, во многом сходная с Краснотурьинским трамваем. Однако в отличие от промышленного Краснотурьинска с огромным Богословским алюминиевым заводом и девятиэтажными домами, Волчанск — небольшой городок, в обеих частях — суммарно 10 000 жителей. И сам по себе факт наличия в нём трамвая удивителен.

Именно благодаря трамваю Волчанск известен, по крайней мере, среди неравнодушных к железной дороге во всём мире. Сюда многократно приезжали иностранные «фанаты» железных дорог.

Так называемый «кризис» 2008 года, по данным на 2010 год, поставил дальнейшее функционирование Волчанского трамвая под угрозу. Несмотря на то, что почти каждый житель этого города готов сделать всё возможное для сохранения главного городского символа, трамвайная система находится под серьёзной угрозой.

В Волчанске имеется одна трамвайная линия длиной около 8 километров. Линия полностью однопутная, разъездов нет.

В лучшие времена трамвайной сети, конечно же, промежуточное путевое развитие было. Все разъезды демонтированы в разное время, последний — в 2006 году. Необычный факт: в документах трамвайного хозяйства разъезды назывались «по-шахтному» — разминовки.

Линия соединяет две обособленные части города — южную (Южная Волчанка или Южный посёлок) и северную, она же Лесная Волчанка.

Между двумя обособленными частями города трамвайная линия пролегает среди леса и лугов. Местность может показаться очень глухой. Хотя впечатление обманчивое — рядом находятся действующие угольные разрезы.

На линии работает один трамвайный вагон. Интервал движения составляет 1 час. Отправление первого поезда от депо в 7:05, последнего — в 23:05. Расписание движения поездов не вывешено — почти все местные жители его помнят. С мая 2010 года из-за нехватки средств отменены все поезда с 10 до 16 часов. Время движения по линии — около 30 минут.

Трамвайное депо находится в южной части города, вблизи административного здания Волчанского угольного разреза. Здание депо более крупное, чем в Краснотурьинске. Оно вмещает два вагона.

Парк подвижного состава избыточен для существующих объёмов движения: 5 вагонов, в том числе новые. Самый новый вагон 71-619КТ (КТМ-19) производства Усть-Катавского вагоностроительного завода был получен в январе 2008 года.

Основным используемым вагоном, по состоянию на 2010 год, был вагон 71-608КМ (КТМ-8) постройки 2000 года с «бортовым» номером 1. Изначально на нём была надпись: «Подарок губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя». Вагону дали прозвище «Россель».

В отличие от Краснотурьинска, в Волчанске нет вагона-снегоочистителя. Путь приходится чистить трактором.

Непривычно видеть на новых трамвайных вагонах дуговой токоприёмник (бугель), вместо традиционного для новых вагонов пантографа. Все трамвайные вагоны в Волчанске, как и в Краснотурьинске, имеют бугель, а не пантограф.

Причина — состояние контактной сети оставляет желать лучшего. Пантограф более требователен к качеству контактной сети и в связи с этим для Волчанского трамвая непригоден.

Опоры контактной сети почти повсеместно деревянные на железобетонном основании. Кроме небольшого участка по центру улицы и редких металлических опор на Лесной Волчанке. В Краснотурьинске за пределами центральной части улиц то же самое.

Состояние Волчанского трамвая на 2016 год

Ситуация плохая до крайности. Остался один исправный вагон. Только один вагон, тот самый «Россель». Заменить его нечем. Остальные вагоны неисправны и не поддаются ремонту своими силами.

Вопреки всему движение продолжается. Четыре пары поездов утром и шесть пар вечером.

Добыча угля на последнем угольном разрезе города Волчанска прекратилась в 2015 году. Статус города угольщиков — теперь уже история.

Поездка автора, 22 июля 2010 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html)

Прибываю в Волчанск автостопом из Краснотурьинска. Обследование трамвая начинается недалеко от депо.

Территория депо, в отличие от Краснотурьинска — обширная, как в крупных городах. Но большая часть этой территории — заросли кустарника. Есть старые вагоны, представляющие историческую ценность.

От конечной остановки у депо двигаюсь трамвайным вагоном 71-608 (KTM-8) с «бортовым» номером 1 на противоположный край линии — в Лесную Волчанку.

Билеты для проезда в Волчанском трамвае — оригинальные, не сходные со стандартными билетами Краснотурьинска. Но изначально были напечатаны, скорее всего, для другого города.



Билет для проезда в Волчанском трамвае, 2010 год.

Фотографирую линию через заднее стекло вагона. От северной конечной станции «Лесная Волчанка» — пешая фотодокументация на небольшом участке. Через час фотографирую тот же вагон с «бортовым» номером 1. Далее — автостопом в сторону Ивделя.

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДВИЖЕНИЕ ПО ЛИНИИ, СЕВЕРНАЯ КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ ВОЛЧАНКА»)

Источник

Читайте также:  Дизайн проект отделка ремонт
Оцените статью