Трактор т 16 руководство по эксплуатации ремонту

Руководство по ремонту трактора Т-16 своими руками

Трактор Т-16: описание и устройство

Трактор Т-16 (тракторное самоходное шасси или «шассик») является детищем Харьковского тракторного завода. Выпуск модели начался в 1961-ом году и продолжался 6 лет. Т-16 является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника модель отличается новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Создателями «шассика» выступили сотрудники харьковского СКБ.

Трактор Т-16, производимый сотрудниками завода в городе Харьков, обладает самоходным шасси. Является сильно модернизированной версией ДСШ-14. Обладает улучшенным двигателем, выносными цилиндрами, подвесной гидравлической системой, шинами с более низким давлением. Первые модели были выпущены в 1961-ом году. Выпуск продолжался на протяжении шести лет. За это время было изготовлено более 600 тысяч экземпляров.

До сих пор находит широкое применение в сельском хозяйстве. Используется как машина для работы на приусадебном участке или различного рода заготовительных мероприятиях. Хорошо зарекомендовал себя в условиях работы при повышенной влажности почвы, обладает отличной проходимостью.

Заложенный первоначально функционал включал в себя богатый спектр работ в области овощеводства: орошение полей, уборка урожая, различная пропашная деятельность. Впоследствии нашел куда более широкое применение в качестве погрузочной техники для выполнения задач в условиях плохой проходимости и при строительстве.

Читайте также:  Редуктор червячный с двигателем ремонт

Имеет огромный набор дополнительных съемных приспособлений: устройство для кошения сена, компрессор, погрузчик мелкого габарита, упаковщик стогов, опрыскиватель.

Наследником данной модели стал Т-16М с двигателем на 25 лошадиных сил и улучшенной коробкой передач. Так же отличался наличием каркасной двух дверной кабины и тента. Такая комплектация использовалась вплоть до 1995-го года. За счет снижения минимальной допустимой скорости до 1.5 км/час стал практически незаменим для коммунальных нужд и при дорожно-строительных работах.

Ремонт трактора Т-16: Основные параметры

  • Двигатель, расположенный в задней части корпуса, обладает мощностью 16 лошадиных сил и воздушным охлаждением. Максимальная скорость передвижения 17 км/час.
  • Габариты: длина – 382 см, высота – 260 см, ширина – 200 см.
  • Расстояние между дорожным полотном и дном равно 56 см.
  • Масса – 1.7 тонны.
  • Удельные затраты горючего составляют 4.5 г/кВт в минуту.

Ремонт трактора Т-16: Особенности конструкции

Имеет жесткий остов с различными облицовочными элементами. С каждой новой версией добавлялись или улучшались отдельные его составляющие, начиная с крыши и дверных панелей и заканчивая стеклами. Защитный каркас предотвращает травмы и способствует повышенной устойчивости конструкции. Не допускает попадание в салон выхлопных газов или осадков. Состоит из сваренных воедино металлических прямоугольных труб для дополнительной прочности скрепленных болтами. Вентиляционная система установлена на крыше. Внутри корпуса расположены очистители стекла, щиток для защиты от солнца, крючки и зеркала. Так же был инструментальных ящик, установленный на левом крыле. По периметру корпуса есть большое количество креплений для подсоединения дополнительного оборудования, что делает его еще более универсальным.

Ремонт трактора Т-16: Средняя стоимость

Учитывая тот факт, что производство данного экземпляра остановлено, новый агрегат получить невозможно. Среди доступных вариантов покупка бывшего в употреблении трактора в хорошем состоянии. Стоит обратить внимание на функциональность механизмов и детально узнать, где применялся. За счет простоты конструкции легко отремонтировать и привести в норму. Цена на такой модели составит от 70 до 200 тысяч рублей.

Скачать руководство по ремонту трактора Т-16 своими руками

Тракторы Т-16, Т-16М, Т-16МГ (ремонт трактора Т-16)
Автор:
Год выпуска:
Формат: rar (17 Мб)
Краткое описание:

Довольно старая книжка в не очень хорошем качестве, но достаточном для чтения. Авторы постарались дать подробное описание техническим характеристикам тракторов серии Т-16. Кроме того, во второй части содержится подробный каталог деталей.

Источник

Трактор т 16 руководство по эксплуатации ремонту

Трактор Т-16. Техническое обслуживание дизелей (Д-16, Д-21А) — часть 1

Для обеспечения надежной и длительной работы дизеля трактора Т-16 необходимо соблюдать следующие правила:
— начинать работу только после прогрева двигателя;
— не перегружать двигатель, предельные нагрузки должны быть как можно краткосрочные;
— не допускать работу двигателя с давлением масла ниже 0,15 МПа;
— следить за температурным режимом (40-120°С);
— не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу;
— использовать топливо и масло только рекомендованных сортов;
— ежедневно проверять уровень масла, своевременно производить его замену.
При падении мощности, интенсивном дымлении и выходе газов через сапун, трудном пуске, падении давлении масла ниже 0.15 МПа, появлении стуков, предположительно связанных с кривошипно-шатунным механизмом, а также при большом выгорании моторного масла дизель следует разобрать и осмотреть (в закрытом помещении), а после этого — провести техническое обслуживание его дизеля.
При разборке дизеля для ремонта нужно очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Для этого следует вынуть шплинты и вывернуть резьбовые пробки.
Осматривают разобранный дизель с учетом того, какие признаки наблюдались при проведении его технического обслуживания, перед разборкой. Так, если дизель сильно дымил, расходовал много масла, не развивал требуемой мощности, трудно запускался, нужно проверить, в первую очередь, состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней, цилиндров, после этого — направить данные механизмы на тех. обслуживание.

Трактор Т-16. Замена поршневых колец дизелей Д-16, Д-21А

Поршневые компрессионные кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 2.5 мм или если зазор по высоте между кольцом и канавкой превышает 0.3 мм (Д-16), у Д-21 соответственно 3 и 0.5 мм.
Перед заменой поршневых колец тщательно очищают от нагара канавки под кольца и маслоотводящие отверстия в поршне и промывают дизельным топливом.
Перед установкой нового поршневого кольца его нужно проверить по цилиндру и поршню. Чтобы проверить кольцо по цилиндру, его устанавливают внутрь и замеряют зазор в замке. Затем кольцо прогоняют поршнем до самого низа цилиндра. Чтобы установить характер возможной выработки цилиндра. При проверке кольца по поршню его прокатывают по его канавке; при толщине кольца большей, чем глубина канавки поршня, оно считается непригодным, в этом случае необходима замена поршневых колец трактора Т-16.
Для подгонки по зазору в замке кольцо нужно осторожно зажать в тисках (с применением съемных медных, свинцовых паи алюминиевых губок, чтобы не нарушить его правильной формы), и личным напильником осторожно спилить лишний металл с одной стороны. Для подгонки по высоте кольцо нужно положить на разостланный на ровном месте кусок наждачного полотна и аккуратно, с равномерным нажином руки, круговыми движениями сточить его с одной торцевой стороны. Признаком правильной подгонки колец но высоте является их медленное перемещение в канавках без заедания под влиянием собственного веса, если поршень на весу вращать руками в осевом направлении.
Снимать старые и надевать на поршень новые кольца лучше специальным съемником, если его нет, можно использовать несколько узких и тонких металлических пластинок, которые осторожно, по одной заводят под каждое снимаемое (надеваемое) кольцо.
Маслосъемное («двойное») кольцо с расширителем ставят так, чтобы в верхней части канавки находилось кольцо с дренажными пазами (пазами вниз), а в нижней части кольцо без дренажных пазов, прямоугольной выточкой вниз (рис. 52).

Рис. 52. Расположение колец на поршне (Д-21А):
1 — верхнее компрессорное кольцо; 2 — второе компрессорное кольцо; 3 — третье компрессорное кольцо; 4 — маслосъемное кольцо; 5 — расширитель.

При установке поршня в цилиндр замки колец располагают под углом 90° одно к другому, но так, чтобы замки колец не были бы напротив отверстия под палец. Поршни ставят в те же цилиндры, в которых они работали, зеркало цилиндра перед установкой поршня смазывают моторным маслом.
Новый поршень и цилиндр перед установкой подбирают по размером (табл.4)

Таблица 4. Размерные группы поршней и цилиндров (Д-21 А)

Размерная группа цилиндра нанесена на бобышке верхнего высокого ребра, а поршня — на днище. Поршень и цилиндр должны быть одной размерной группы.
При выполнении замены поршневых колец трактора Т-16, для обеспечения правильного сопряжения поршни по диаметру отверстий в бобышках и поршневые пальцы сортируют на две размерные группы (табл. 5) и подбирают (размерная группа поршня нанесена на днище).

Таблица 5
Размерные группы поршней и пальцев (Д-21А)

Палец шатуна

Шатун и палец комплектуют в группу по выбитым номерам (табл. 6) и при сборке подбирают. Размерная группа пальца нанесена на его цилиндрической поверхности, а шатуна на верхней головке (иди часть стержня шатуна окрашена в красный цвет при группе М).

Таблица 6
Размерные группы шатунов и пальцев (Д-21А)


Для предотвращения повреждения поршня при сборке его с пальцем, который ставят в отверстие легким постукиванием деревянного молотка, поршень предварительно нагревают в масле до 120-150°C. Палец в шатуне, будучи несмазанным, должен от руки поворачиваться и выпадать из него под действием собственного веса.
Массу поршня маркируют на днище одной цифрой, обозначающей десятки граммов (число единиц граммов до пяти откидывают, а свыше пяти округляют до целого десятка граммов). При замене устанавливают на дизель поршни одной весовой группы.
Каждый шатун и палец устанавливают на дизель Т-16 только со своей крышкой, при этом, крышку ставят в том же положении, в котором она была до разборки. Гайки шатунных болтов при креплении крышек затягивают равномерно с усилием 200-240 Н на плече 0,5 м. Перестановка болтов и гаек не допускается. При креплении цилиндра с головкой к картеру гайки анкерных силовых шпилек затягивают равномерно в 2-3 приема накрест (рис. 53 окончательно с усилием 220-260 Н на плече 0.5 м).

Рис. 53. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров.

Поршни в сборе с шатунами устанавливают на дизель так, чтобы полусферическая выемка в днище поршня располагалась ни стороне распределительного вала.

Трактор Т-16. Износ шатунных подшипников дизеля Д-16, Д-21А

О большом износе подшипников кривошипно-шатунного механизма свидетельствуют характерные звуки двигателя, а также снижение рабочего давления в системе смазки. Износ шатунных подшипников обнаруживается по глухим стукам на уровне нижней мертвой точки хода поршня, износ коренных характеризуется четкими стукам низкою тона, в зоне расположения коленчатого вала.
Определяя необходимость замены вкладышей подшипников по падению давления масла, следует убедиться в отсутствии других причин снижения давления (неисправность манометра, засорение фильтра масляного насоса, неисправность сливного клапана, перегрев двигателя и пр.). Величину зазора нужно проверить сначала у шатунных подшипников, так как они изнашиваются значительно раньше коренных.
Величина радиального зазора между шейкой вала и вкладышем может быть определена с помощью свинцовой проволоки или калиброванной латунной пластинки щупа. Для этого у одного из шатунов расшплинтовывают и отворачивают гайки шатунных болтов и снимают крышку вместе с нижним вкладышем. Вкладыши и шейка насухо протираются. На внутреннюю поверхность вкладыша кладутся наискосок два отрезка смазанной маслом проволоки из чистого свинца длиной 70-80 мм и толщиной 1-1,5 мм. Затем крышка шатуна осторожно ставится на место, шатунные болты затягиваются с усилием 70-80 Н и коленчатый вал проворачивается на 360°. После этого нужно проверить, не ослабли ли гайки шатунных болтов, снять крышку подшипника и вынуть куски обжатой проволоки. Если после проворачивания вала гайки шатунных болтов окажутся ослабленными, их необходимо подтянуть, вновь провернуть вал на 360° и опять проверить затяжку болтов. Толщина обжатой проволоки замеряется, и, если она будет превышать определенную величину радиального зазора, вкладыши заменяются у всего комплекта шатунов (обаятельно одновременно верхние и нижние). Также с помощью свинцовой проволоки могут быть замерены зазоры и в коренных подшипниках коленчатого вала.

Источник

Трактор т 16 руководство по эксплуатации ремонту

Трактор Т-16. Техническое обслуживание трансмиссии

По мере износа фрикционных накладок ведомых пиков уменьшается свободный ход педали сцепления. Для обеспечения нормальной работы сцепления нужно проверить свободный ход педали и при необходимости отрегулировать. Свободный ход педали должен составлять 25-40 мм, а полный ход — не более 150 мм.
Уход за сцеплением заключается в наблюдении за состоянием резьбовых соединений и своевременной ременной подтяжке их, а также в проведении регулировок и технического обслуживания трансмиссии Т-16.
Для обеспечения нормальной работы сцепления соблюдайте следующие правила:
— не держите ногу на педали сцепления при движении шасси;
— не держите долго сцепление в выключенном положении при работающем двигателе;
— включайте сцепление плавко, не допуская рывков шасси при трогании с места. Пробуксовывание сцепления можно проверить следующим образом.
Включить пятую или шестую передачу; рычаг управления установить в положение полной подачи топлива и, затормозив шасси, медленно включить сцепление. Если при этом двигатель глохнет, значит сцепление работает нормально. Если же двигатель только снижает обороты и продолжает работать при включенном сцеплении и заторможенном шасси, диски сцепления пробуксовывают, что вызывает повышенный износ фрикционных накладок.
Неполное выключение сцепления можно определить при переключении передач. При неполном выключении вращения ведомых частей сцепления не прекращается, и при переключении передач слышен характерный резкий звук, возникающий от ударов торцов зубьев зубчатых колес. В этих случаях требуется регулировка.

Трактор Т-16. Регулировка сцепления

Регулировка сцепления трактора Т-16 заключается в восстановлении зазоров между концами отжимных рычагов и упорным нажимным подшипником (зазор должен быть 2,5 мм) и между упорами нажимного диска главного сцепления и регулировочными болтами (зазор должен быть 1.3 мм).
Вследствие износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником уменьшается. При значительном износе фрикционных накладок отжимные рычаги упрутся в подшипник, и пружины перестанут с достаточной силой сжимать диски. В этом случае сцепление начнет пробуксовывать. Зазор между упорами нажимного диска и регулировочными болтами по мере износа накладок увеличивается, в результате чего при полном нажатии па педаль сцепления вал отбора мощности выключаться не будет.

Регулируйте сцепление уменьшением свободного хода педали, изменяя длину тяги привода. При регулировке расконтрите вилки тяги. Затем, проворачивая тягу при помощи специально приваренной гайки в ту или иную сторону, установите нормальный свободный ход педали. После окончания регулировки вилки законтрите. Зазоры между нажимными подшипниками и отжимными рычагами должны составлять 2.5 мм. Разница в зазорах для каждого из отжимных рычагов не должна превышать 0,3мм,
Дня того, чтобы установить отжимные рычаги в одной плоскости и выполните следующие операции:
— откройте люк корпуса трансмиссии, отверните четыре болта и снимите крышку;
— проверьте щупом зазор между рычагами и подшипниками;
— если разница в зазорах между отжимными рычагами и подшипниками составляет более 0,3 мм, отверните контргайку 20 (рис. 31) нажимного болта и выверните нажимной болт на необходимое число витков;
— заверните контргайку 20.

Регулировки сцепления ВОМ производится болтами 23. Нормально между упорами и регулировочными болтами зазор должен составлять 1.5 мм. После регулировки надежно закрепите болты гайками 22. Если регулировкой устранить буксование сцепления не удалось, значит рабочие поверхности дисков замаслились.
Замасленные поверхности дисков и маховика промойте чистым керосином.

Трактор Т-16. Обслуживание КП, главной передачи и дифференциала

Механизмы КП, главной передачи и дифференциала Т-16 смазываются маслом, залитым в корпус и разбрызгиваемым при работе шестернями вторичного вала, дифференциала и дополнительной передачи. При работе СШ на стационаре вращающиеся конические шестерни, шестерни привода и подшипники вала отбора мощной и первичного вала смазываются маслом, разбрызгиваемым установленной на валу отбора мощности шестерней.
Сателлиты дифференциала и конические шестерни полуосей смазываются следующим образом: при вращении дифференциала масло попадает в окна и захватывается корпусом, попадая при этом на шестерни и ось сателлитов. Под действием центробежных сил оно поступает к лыскам на оси и по ним попадает к торцовой сферической поверхности сателлитов и в зазоры. Для смазки конических полуосевых шестерен и корпусе выполнены спиральные канавки.
При работе трансмиссии температура в корпусе повышается, вследствие чего, может повысится давление и, как следствие, возможно подтекание масла через уплотнение. Для предупреждения этого в верхней пробке имеется отверстие с набивкой из тонкой проволоки. Спускное отверстие закрыто пробкой с магнитом, который улавливает металлические частицы, имеющееся в масле в результате износа шестерен.
Зазор между зубьями конических шестерен нужно регулировать в случае возникновения при работе шасси шума, сопровождающегося металлическими ударами. Максимальный боковой зазор в зацеплении шестерен 1,5 мм, после чего изношенные конические шестерни 3 (рис. 58, а) и 27 (рис. 57) нужно заменить. Нормальный боковой зазор 0,2-0,6 мм. Для регулировки зазора между зубьями конических шестерен под фланец крышки стакана подшипников 55 (рис. 58, б) устанавливаются регулировочные прокладки.
При регулировке необходимо обратить внимание на совпадение тыльных поверхностей обеих конических шестерен: несовпадение не должно превышать 1 мм, иначе зацепление будет неполным, что вызовет шум и преждевременный износ зубьев.
Если после удаления прокладок из-под фланца стакана подшипника первичного вала тыльные поверхности шестерен не будут совпадать, необходимо под фланец установить прокладки общей толщиной, равной половине вынутых прокладок. Одновременно из-под фланца корпуса подшипников вала сцепления следует удалить прокладку толщиной, равной толщине прокладок, помешенных под фланец стакана подшипника первичного вала.

Трактор Т-16. Обслуживание конечной передачи

Конечные передачи. Осевой зазор роликовых подшипников 15 (см. рис. 60) и 5 валов ведущих колес должен быть в пределах 0,1-0,3 мм без ощутимого осевого люфта при свободном поворачивании колее от руки.
При возникновении зазора более 0.5 мм произведите следующую регулировку:
— поднимите домкратом шасси до отрыва заднего колеса от грунт;
— отверните все гайки крепления диска поднятого колеса и снимите его;
— выверите болты и снимите крышку 20;
— выньте из оси колеса шплинт и снимите прорезную гайку 18;
— вверните во фланец стакана 22 два съемных болта, после вывода стакана с подшипником из корпуса на 2-3 мм вывинтите оба болта;
— подложите под фланец сверху и снизу стакана столько парных пластин регулировочных прокладок (из ЗИПа), чтобы был обеспечен осевой зазор в подшипниках в допустимых пределах. Парные половины пластин должны иметь одинаковую толщину, отверстия в пластинах должны совпадать с отверстиями во фланце;
— поставьте болты крепления стакана, наверните прорезную гайку 18 на ось колеса и затяните болты и гайку;
— проверьте люфт в подшипниках, перемещая и поворачивая вал за фланец рукой;
— выверните болты крепления стакана, зашплинтуйте прорезную гайку 18, закрепите крышку 20;
— поставьте и закрепите колесо, опустите домкрат.
Если в рукавах тормозов скапливается масло, необходимо осмотреть и, в случае необходимости, заменить манжеты в корпусах конечных передач или главной передачи.

Трактор Т-16. Техническое обслуживание тормозов

Безопасность работы шасси зависит от состояния тормозов и привода управления ими, поэтому нужно систематически осматривать соединения рычагов с тягами привода тормозов, регулировать зазор между тормозной лентой и шкивом, промывать тормозные ленты при пробуксовке тормоза, регулировать ход тормозных педалей.
Вследствие износа фрикционной накладки увеличивается зазор между ободом шкива и накладкой, а также ход тормозной педали. Нормальный ход педали, измеренный по торцу подушки, должен находится в пределах 75-100 мм. Зазор между тормозной лентой и ободом шкива и ход педали регулируются одновременно. Для этого следует выполнить следующие операции:
— отвернуть на 2-3 оборота контргайку 15 (рис. 61) установочного винта 14 и установить рычаг 7 в верхнее положение;
— завернуть установочный винт до упора тормозной ленты в обод шкива 1;
— отвернуть установочный винт на ?…1 оборот и зафиксировать его в этом положении контргайкой;
— отвернуть контргайки вилок и вращать тягу управления тормозом до получения нормального хода педали, после чего снова завернуть контргайки.
Тормозной путь при движении шасси со скоростью 20 км/ч по горизонтальной сухой дороге должен быть не более 6 м. Одновременность торможения ведущих колес проверяйте по тормозному следу.
Перед выездом тщательно проверяйте качество шплинтовки тяг, затяжку контргаек вилок, крепление оттяжных пружин, затяжку гаек шпилек крепления рукавов и работу тормозов. В случае замасливания фрикционные накладки тормозной ленты нужно промыть. Замасливание накладок определяют при работе тормозов: если при нормальном ходе педалей и правильно отрегулированных зазорах между накладками и шкивами тормозов торможение шасси проходит при большом усилии, прикладываемом к педалям, значит, накладки замаслены.
Для промывки тормоза сливают из рукава просочившееся масло, вывернув регулировочный болт, по окончании саква болт вворачивают на место. Заливают в рукав 2-3 л керосина, запускают двигатель двигаются на 3 и 4 передачах 10 -5 мин. без применения тормозов. Останавливают шасси, сливают керосин. После этого промывают еще раз тормоз керосином, включив несколько раз тормоза во время движения. Затем сливают керосин и оставляют шасси на 2-3 часа с открытым сливным отверстием а рукаве. После этого ввертывают регулировочный болт, регулируют зазор между накладками и шкивом и проверяют работу тормозов при движении. При использовании шасси Т-16 необходимо выполнять следующие правила:
— не следует держать ногу на педали, если не производится торможение;
— затормаживать шасси следует плавно, нажимая па педаль до отказа;
— нельзя тормозить без предварительного выключения сцепления, чтобы избежать поломок деталей тормозов.
После каждой регулировки, промывки или ремонта нужно обязательно проверять тормозы на одновременность торможения обоих ведущих колес что особенно важно при использовании СШ на транспортных работах.
Основные показатели и регулировочные данные сборочных единиц трансмиссии СШ приведены в табл. 10.

Таблица 10
Основные показатели и регулировочные данные трансмиссии

Трактор Т-16. Возможные неисправности трансмиссии

Неисправности сборочных единиц трансмиссии, обусловленные нарушением регулировок, условий работы, износом и способы их устранения приведены в таблице 11.

Источник

Оцените статью