Трактор ремонт водяной помпы

Трактор ремонт водяной помпы

Разборка и ремонт водяного насоса трактора МТЗ

По каким признакам можно сделать вывод, что возникли проблемы с водяным насосом? Во-первых, появилась течь воды из дренажного отверстия. Во-вторых, слышится нехарактерный шум и стуки при работе водяного насоса.

Еще одной поломкой водяного насоса является образование значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника. Это может быть причиной повреждения сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Громкие стуки и гул являются признаками предельного износа, либо вообще разрушения подшипников насоса. Возможно так же разбалансировка посадочного места валика под приводной шкив.

Протечка охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что произошло разрушение уплотнений валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240, устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Читайте также:  Ремонт вилки кавасаки ер6ф

Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае ослабления внутренних колец подшипников на валике.

Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ

Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Уплотняющую шайбу торцового уплотнения можно эксплуатировать даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа. Но их глубина не должна превышать 0,5 мм. А вообще толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм. Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.

Если вы вдруг обнаружили трещину на корпусе водяного насоса, то его следует заменить. Далее диагностируют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:
номинальное 47,0—47,3
допустимое 48,5
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:
305 62,07
304 52,06

Если в процессе осмотра вы обнаружили на торцовой части опорной втулки корпуса насоса следы стачивания (как правило кольцевые канавки) глубиной значительно больше 0,5 мм, втулку в этом случае выпрессовывают и сменяют на новую.

Собирая насос, резиновые манжеты ставят таким образом, чтобы отвороты с пружинами «смотрели» в сторону подшипников. Гайка ступицы в этом случае затянута моментом 16—19 Н·м. После компоновки всех деталей насоса, валик вращается от усилия руки без торможения крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора располагаются в одной плоскости.

Источник

Трактор ремонт водяной помпы

Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).

Рис. 2.1.98. Водяной насос в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.

Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-24,0, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

При появлении неисправностей снимают водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника

Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

При наличии трещин корпус водяного насоса выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:

Источник

Водяной насос МТЗ: подбор помпы для МТЗ-80, 82, 1221 и др, как снять, разобрать и собрать, пошаговый ремонт

Водяной насос МТЗ входит в систему охлаждения дизельного мотора. В процессе работы он вызывает принудительную циркуляцию техжидкости, которая отводит избыточную тепловую энергию от двигателя. За счет этого водяной насос трактора помогает поддерживать оптимальный температурный режим для стабильной работы дизельной установки.

О том, как работает водяной насос, какие особенности конструкции насосов на МТЗ 80, 82, 50, 1221, 1025 и др, как выполняется ремонт, разборка и установка, поговорим далее в статье.

Устройство и принцип работы водяного насоса

Водяная помпа системы охлаждения дизельного двигателя представляет собой центробежный насос, перекачивающий охлаждающую жидкость. Водяная помпа МТЗ состоит из следующих узлов:

  • корпуса – он имеет сложную форму с двумя патрубками – всасывающим (подсоединяется к магистрали от радиатора) и напорным (подсоединяется к магистрали рубашки охлаждения агрегата);
  • вал – передает вращательное движение от привода к крыльчатке водяного насоса;
  • крыльчатка – за счет вращения лопастей жидкость подается в систему охлаждения;
  • приводной шкив;
  • сальники – уплотнители не дают антифризу просачиваться в местах крепления водяной помпы к магистрали;
  • подшипники.

Несмотря на то, что насос называется водяным, в качестве охлаждающей жидкости используется не вода. Она применялась раньше, на старых версиях насосов, поэтому они и получили такие название. Тем не менее сегодня водяная помпа на МТЗ перекачивает не воду, а антифриз или другую техническую жидкость. Состав смесей может различаться в зависимости от климатических условий и времени года.

Опасен как полный выход из строя водяного насоса, так и ухудшение его эксплуатационных параметров. В частности, снижение скорости циркуляции охлаждающей жидкости приведет к пиковому перегреву двигателя. Это приведет к аварийному заклиниванию деталей мотора.

Принцип работы водяных помп на разных моделях Белорусов одинаковый. Насосы различаются лишь размерами и конфигурацией, которые определяются различиями в установленных двигателях. Рассмотрим устройство и особенности конструкции водяных насосов на разных тракторах МТЗ.

Водяной насос МТЗ 80 и 82

На тракторы МТЗ 80 и 82 устанавливаются водяные насосы, подходящие под двигатель Д-240 и Д-243. Дизельная установка оснащается центробежным насосом, который встроен в рубашку охлаждения мотора.

На схеме водяной помпы МТЗ 80 и 82 числами отмечены следующие детали:

1 – вентилятор;

5 – шкив водяного насоса МТЗ-80;

6 – упорное кольцо;

8 – прижимная пружина;

9 – крыльчатка водяной помпы;

12 – уплотнительное кольцо;

15 – ремень вентилятора;

16 – сальник.

Водяная помпа МТЗ 80 и 82 расположена в передней части силовой установки. Насос приводится в действие через клиновидный ремень от коленчатого вала дизеля. На шкив коленчатого вала, помимо помпы, смонтирован вентилятор. Он прогоняет воздух через охлаждающий теплообменник радиатора. При номинальных оборотах двигателя 2200 об/мин водяной насос вместе с вентилятором развивают частоту вращения в 2600 об/мин.

Устройство водяного насоса МТЗ 80 и 82 следующее. Помпа собрана в литом чугунном корпусе, который состоит из двух отсеков. В первом – водяном − расположена улитка и крыльчатка насоса. Во втором – масляный отсек с двумя опорными подшипниками вала.

Улитка подсоединяется к блоку тремя болтами. Чтобы жидкости не просачивались сквозь соединения, используется прокладка (торцевое уплотнение). Уплотнение состоит из:

  • текстолитовой шайбы;
  • резиновой манжеты;
  • поджимной пружины.

Чтобы резиновая манжета плотнее прилегала к валику, на нее надеты обоймы.

Крыльчатка водяного насоса МТЗ ставится на валик при помощи торцевого болта. От проворачивания ее удерживает лыска. Валик и крыльчатка вращаются на 2 шариковых подшипниках. Чтобы снизить трение, подшипниковый узел в корпусе между подшипниками заполняется масляной смазкой, например, ЛИТОЛ-24.

Крыльчатка находится в профилированной полости корпуса водяного насоса. Когда она вращается, на входе в эту полость создается область разряжения, которое в свою очередь передается в приемную камеру. Приемная камера через патрубок водяного насоса МТЗ 80 или 82 соединяется с нижним бачком радиатора.

За счет созданного разряжения вода поступает на лопатки крыльчатки водяного насоса МТЗ. Далее под давлением жидкость выталкивается в спиральный канал – улитку. Чтобы сделать водяной насос МТЗ более компактным, улитка «оборачивает» крыльчатку. После прохождения спиральной улитки вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров двигателя.

Отличие водяной помпы МТЗ 80/82 старого и нового образца

Устройство водяной помпы МТЗ 80 и 82 старого и нового образца (с 1987 года) различается. Поэтому при ремонте или выборе ремкомплекта водяного насоса необходимо обязательно обращать внимание на версию трактора. Водяной насос МТЗ нового образца имеет ряд существенных отличий от предыдущих модификаций Белорусов, и детали не являются взаимозаменяемыми.

Ремонт водяного насоса МТЗ 80 старого образца требуется достаточно редко, поскольку это надежный узел с деталями, отличающимися высокой ремонтопригодностью. К недостаткам водяной помпы МТЗ 80 и 82 старого образца можно отнести то, что деталей в узле много. Это повышает вероятность того, что какой-то из компонентов выйдет из строя.

Ремкомплект водяного насоса МТЗ 80 старого образца подходит только для тракторов с двигателем Д-240. На более современные модели тракторов с двигателями Д-240, Д-242 и Д-243 устанавливаются водяные насосы МТЗ 80 или 82 нового образца.

При необходимости можно шкив нового образца поставить на водяную помпу старого образца. Для этого ступица нового образца выкручивается из шкива – вместо нее нужно установить ступицу старого образца.

Водяная помпа МТЗ 82 нового образца устанавливается на Белорусы после 1987 года выпуска. Главные отличия водяного насоса нового образца следующие:

  • используется электрический температурный датчик (на тракторах старого образца он механический);
  • другой диаметр вала;
  • устанавливаются усиленные опоры вращения;
  • водяная полость изолируется графитовым сальником в стальном корпусе (на насосах старого образца используется фибра).

Крыльчатка водяного насоса МТЗ старого образца производится из чугуна. После ее замены или повторной установки обязательно выполняется балансировка. Крыльчатка водяного насоса МТЗ 80 и 82 нового образца производится из пластмассы. Она имеет стальную втулку для напрессовки на вал. Уплотняется вал посредством трения стальной шайбы о графитное уплотняющее кольцо сальника. Шайба скольжения уплотняется изготовленной из резины манжетой, которую прижимает крыльчатка.

Водяная помпа для МТЗ-100 и 102

Тракторы МТЗ-100 и 102 являются доработанными версиями МТЗ-80, поэтому имеют много общего в конструкции. В том числе устройство водяной помпы этих тракторов практически идентичное. Различия связаны с тем, что на МТЗ-80 и 82 устанавливаются атмосферные дизельные моторы Д-240 и Д-243, а на 100-й серии идут турбированные Д-245.

При частоте вращения двигателя 2200 об/мин водяной насос вращается с частотой 2590 об/мин.

Водяной насос МТЗ-50

Тракторы МТЗ-50 послужили основой при разработке МТЗ-80, поэтому многие конструктивные решения у них схожи. Найти подходящий ремкомплект на 50-й серии довольно сложно, но подойдет насос водяной для Д-240, в частности для МТЗ-80 старого образца.

Водяной насос МТЗ-1221

На МТЗ-1221 ставится насос водяной под двигатель Д-260. Помпа работает аналогично описанным выше механизмам и лишь незначительно отличается в плане конфигурации.

Насос водяной МТЗ 1221 центробежный, предназначен для перекачивания жидкости в охлаждающей системе дизельного мотора Д-260. Помпа под давлением прокачивает техническую жидкость или антифриз, в результате чего избыточная тепловая энергия отводится от поршневой группы.

Сальник водяного насоса МТЗ нового образца ставится при помощи специальной оправки. Торцевое уплотнение – картриджное. Это означает, что графитное уплотнительное кольцо и ответное керамическое кольцо скольжения находятся в общем корпусе. Таким образом, сальник водяного насоса нового образца представляет собой узел с неподвижной частью (она запрессовывается в посадочное место корпуса насоса) и подвижной (напрессовывается на вал водяного насоса трактора МТЗ). Благодаря такой конструкции дополнительная изоляция блока подшипников от жидкости системы охлаждения не требуется.

Водяная помпа МТЗ-1221 имеет лучшую герметизацию за счет наличия уплотняющей каймы из силиконового герметика. Когда насос устанавливается в посадочное место, герметик заполняет все неровности. Если ремкомплект идет без заводской прослойки, силиконовый герметик нужно будет нанести самостоятельно при установке детали.

Водяной насос МТЗ-320

На тракторах МТЗ-320 устанавливается ДВС Ламборджини. Водяная помпа для него визуально значительно отличается от остальных водяных насосов для модельного ряда МТЗ.

Какие насосы подходят для разных МТЗ: соответствие двигателям и каталожные номера

Рассмотрим, какие водяные помпы устанавливаются на различные тракторы МТЗ в зависимости от модели и года выпуска.

Каталожный номер водяного насоса (артикул) Подходит для двигателей Модель трактора
1307010 Д-240, Д-245 МТЗ-80
1307010-А1 Д-240, Д-242, Д-243, Д-244, Д-245 МТЗ-82.1, МТЗ-821, МТЗ-80, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-510, МТЗ-512, МТЗ-520, МТЗ-522, МТЗ-952
1307121 Д-260 МТЗ-1221
1307012-А1 Д-240 МТЗ-82.1, МТЗ-800, МТЗ-900, МТЗ-822, МТЗ-922, МТЗ-923, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-510, МТЗ-512, МТЗ-520, МТЗ-522
1307010 А1-М Д-240, Д-241, Д-242, Д-243, Д-244, Д-245 МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-821, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-822, МТЗ-923, МТЗ-922
1307115/1307116 Д-260 МТЗ-1221
6584.447.188 ДВС Ламборджини МТЗ-320
3ld-1307010-Б ДВС Ламборджини МТЗ-320
1307010-А1-08М Д-245 МТЗ-80, МТЗ-82

Как снять водяную помпу с МТЗ

Чтобы произвести замену водяного насоса МТЗ, необходимо сначала снять старую помпу. Сделать это не так просто, поскольку свободного пространства между блоком и радиатором практически нет.

Прежде чем переходить к замене водяной помпы, нужно слить с охлаждающей системы МТЗ жидкость. Для этого к кранику подсоединяется сливной шланг с канистрой.

Чтобы снять водяную помпу, выполняют следующие действия:

  • поднимают капот трактора;
  • по правой стороне трактора отворачивают диффузор радиатора, ослабляют кронштейны генератора и снимают тягу и шланг на печку;
  • по левой стороне также снимают компрессор, диффузор, отсоединяют патрубок от насоса;
  • вынимают водяную помпу.

На схеме цифрами обозначены:

Подробнее о том, как снять водяную помпу с МТЗ, можно посмотреть тут:

Как разобрать водяную помпу на тракторе МТЗ

Устройство водяного насоса на разных тракторах Белорус практически одинаковое, поэтому принцип разборки будет идентичен за исключением небольших особенностей, которые не представляют особой сложности при демонтаже. Рассмотрим, как разобрать водяную помпу после того, как вы сняли ее с МТЗ:

  • Снять вентилятор.
  • Открутить гайку, при помощи которой крепится шкив на валу.

1 – гайка, 2 – шкив, 3 – стопорная пластина (она присутствует только на тракторах старого образца, на машинах, выпущенных после 1987 года, стопорной пластины нет).

  • Опрессовать шкив при помощи специального съемника.

Корпус водяного насоса нужно надежно зажать в тисках и лишь после этого снимать шкив при помощи винтового съемного устройства.

1 – шкив, 2 – двухрычажное съемное устройство для опрессовки.

  • Снять стопорное кольцо подшипника, удерживающее вал в расточке корпуса.
  • Открутить болт, фиксирующий крыльчатку.

1 – корпус водяной помпы, 2 – крыльчатка, 3 – болт.

  • Выпрессовка вала при помощи винтового съемника.

На тракторах МТЗ нового образца валик выпрессовывается после демонтажа крыльчатки и уплотнителя.

1 – корпус водяной помпы, 2 – выколотка, 3 – крыльчатка.

  • Спрессовка подшипника с валика.

1 – подшипник, 2 – валик, 3 – шток пресса.

Как собрать водяной насос? Для этого все этапы разборки выполняются в обратном порядке. В результате после сборки узла крыльчатка должна вращаться ровно, без перекосов, не цепляясь за корпус и не рисуя «восьмерку».

Самый ответственный этап в том, как собрать водяной насос, − установка ступицы шкива на шпонку валика. Нужно следить за тем, чтобы не сместить шпонку с посадочной канавки. Только в этом случае при вращении крыльчатки не будет осевого люфта. При сборке надо тщательно зачистить все контакты и использовать новые прокладки и уплотнители.

Ремонт водяного насоса

Перечислим основные поломки, по которым можно судить о выходе из строя помпы на тракторе МТЗ 82 и других:

  • появилась течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия;
  • появились следы масляных подтеков на шкиве;
    нарушение герметичности соединений насоса;
  • появился посторонний шум при работе водяной помпы.

На водяные насосы МТЗ нового образца устанавливаются более надежные уплотнители и усиленные подшипники.

Как правило, к ремонту водяного насоса на тракторе МТЗ приводят:

  • потеря эластичности уплотнителей;
  • повреждение сальников (нарушение их герметичности);
  • перегрев системы;
  • механическое истирание деталей вследствие неправильной установки (отсутствие центровки, некачественная запрессовка и т.д.);
  • попадание в систему охлаждения грязи и твердых включений;
  • использование некачественных жидкостей, которые в процессе эксплуатации дают осадок или накипь.

Далеко не все поломки требуют полной замены водяного насоса на тракторе МТЗ. Довольно часто достаточно перебрать узел и установить новый ремкомплект, выбрать вариант с подходящей комплектацией. Рассмотрим основные этапы текущего и капитального ремонта водяного насоса на примере МТЗ 80 или 82.

Обслуживание и проверка водяного насоса

При эксплуатации трактора МТЗ в теплом климате допускается заполнение системы охлаждения дистиллированной водой. В холодное время года используют низкозамерзающие жидкости – антифризы. Но антифризами можно пользоваться и круглый год.

Плановое обслуживание водяного насоса МТЗ предполагает:

  • проверку уровня охлаждающей жидкости;
  • отслеживание ее температуры (оптимально поддерживать ее в диапазоне 75-95 градусов);
  • проверку натяжения ремня вентилятора;
  • визуальный осмотр узла на предмет подтеков и масляных пятен.

Этапы проведения ремонта помпы

Если обнаруживается неисправность, далее возможны два варианта:

  • установка ремкомплекта водяного насоса;
  • замена водяной помпы на новую.

Чтобы определить стратегию ремонта водяной помпы МТЗ, ее разбирают и производят дефектовку. Уплотнители всегда меняются на новые, а остальные детали – только при видимых следах износа.

Использовать ремкомплект можно лишь в том случае, если чугунный корпус водяной помпы не поврежден. Если после разборки и очистки на корпусе видны трещины или сколы, лучше сразу поставить новый водяной насос – монтаж новых уплотнителей не даст положительного результата, и спустя короткое время снова появятся протечки.

Допускаются следующие следы износа водяной помпы на тракторах МТЗ:

  • глубина кольцевых канавок на торцевой поверхности опорной втулки менее 0,5 мм;
  • толщина уплотняющей шайбы более 2,5 мм, а глубина повреждений на ней не превышает 0,5 мм;
  • манжета с потертостями, но без сквозных дыр;
  • расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема не более 48,5 мм;
  • диаметр отверстий корпуса под 305 подшипник не более 62,07 мм, под 304 – менее 52,06;
  • корпус помпы без трещин, сколов и следов сильного износа.

Если износ превышает указанные выше значения, при ремонте нужно будет заменить соответствующую деталь водяной помпы. Ремкомплект подбирается с тем количеством запчастей, которые необходимо заменить.

Источник

Оцените статью