Трактор мтз стартер как ремонт

Трактор мтз стартер как ремонт

Неисправности стартера трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Чем обусловлены переменные включения и выключения тягового реле стартера без вращения вала? Скорее всего такие повторяющиеся щелчки возникают из-за недостаточного напряжения которое подводится к стартеру. При работающем стартере, но отсутствии вращения вала двигателя не вращается, неисправным является сцепляющий механизм. Проскальзывают ролики обгонной муфты.

Бывает, что при включении стартера возникает скрежет. В этом случае нарушена регулировка сцепляющего механизма и тягового реле. Срабатывание тягового реле стартера без вращения якоря обозначает, что контакты реле подгорели.

При вращении коленвала двигателя трактора МТЗ в стартере раздается посторонний шум или скрежет. Что это может быть? Скорее всего происходит касание якорем башмаков статора, по причине износа втулок скользящих подшипников (вкладышей) или из-за погнутости вала якоря.

Стартер после включения двигателя не отключился, какова причина? Такой дефект может возникнуть при спекании контактов реле стартера РС502 или контактов тягового реле.

Стартер можно проверить на тракторе не снимая переносным прибором КИ-1093 (см. рис. 2.2.3).

Рис. 2.2.3. Как проверить стартер 24.3708, схема:
1 — стартер; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — вольтамперметр КИ-1093

Читайте также:  Октопус комплектующие для ремонта обуви

Чтобы проверить стартер с аккумуляторной батареи откидывают провод, идущий к стартеру, а на вывод «+» накидывают выносной шунт «Ш» из комплекта вольтамперметра, подключив его к прибору. Врубают высшую передачу и трактор намертво тормозят. Проверив, что нет подачи топлива, включают стартер на 5—10 с и следят за показаниями вольтметра и амперметра. Далее сравниваем эти данные с данными в нижней таблице.

Основные данные стартера 24.3708

Режим холостого хода: частота вращения якоря, об/мин
не менее 5000
потребляемый ток, А, не более 150
напряжение на клеммах, В 11,5 ±0,5
Режим полного торможения: потребляемый ток, А, не более 1700
напряжение на клеммах, В, не более 8,5
максимальный тормозной момент, Н-м, не менее 68,5
номинальная мощность при напряжении 12 В, кВт 4 ±0,4

Если уровень напряжения при проверке мал, то это аккумуляторная батарея разряжена или неисправна. Касается и окисление зажимов. Когда закисляются зажимы аккумуляторной батареи, появляется налет непроводящий ток, происходит падение напряжения. А это, как известно, неблагоприятно влияет на условия работы стартера, т.е. на пуск двигателя. Малый ток, который используется стартером, является признаком значительных переходных сопротивлений во внешней его цепи (контактная часть реле, выводные клеммы).

А из-за чего бывает большая величина тока потребляемого стартером трактора? «Копаем в сторону» межвиткового замыкания обмоток якоря или стартера, либо проверяем количество и качество смазки в подшипниках вала якоря. Либо ее нет, либо она загустела до неприличия.

Что делать, если при проверке якорь вращается? При таком дефекте неисправен сцепляющий механизм. Во всех случаях выявленных неисправностей стартер нужно менять.

Мониторинг стартера осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М. Стенды оснащены специальными устройствами для определения тормозного момента стартера.

Проверку принято проводить с режима холостого хода, а затем в режиме полного торможения. Поверочные показания испытания должны соответствовать приведенным в таблице.

Источник

Устройство и неисправности стартера на тракторе Т–25

Трактор Т-40

Стартер трактора Т-40. Устройство и ремонт

Дизельный двигатель трактора (Д-144) заводится при помощи электрического стартера оснащенный электромагнитным тяговым реле. Стартер трактора Т-40 (241.3708) находится с правой стороны двигателя и включается удаленно путем поворота ключа включателя свечи накаливания и стартера из кабины тракториста. Для того, чтобы завести двигатель необходимо повернуть ключ зажигание в первое положение (в этот момент включается свеча накаливания), а затем во второе положение — включается стартер.
Стартер выполнен в виде электродвигателя постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. На нем использован торцовой коллектор.

Схема стартера трактора Т-40: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — контактный диск; 3 — шток; 4 — электромагнитное реле; 5 — сердечник-якорь; 6 — эксцентриковая ось; 7 — вилка рычага привода; 8 — крышка со стороны привода; 9 — шестерня; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — защитный кожух; 14 — торцовый коллектор; 15 — щетки.

В среднем опорном диске и в крышках (со стороны коллектора и привода) запрессованы три подшипника скольжения в которых вращается вал якоря. При помощи пружин к коллектору прижимаются восемь щеток, смонтированных в щеткодержателях на крышке. Вал якоря оснащен приводом. Муфта привода передает вращающий момент в единственном направлении: к коленчатому валу двигателя, создавая автоматическое разъединение валов дизеля и стартера после пуска. Электромагнитное тяговое реле установлено на крышке со стороны привода и предназначено для зацепления шестерни привода (бендикс) с венцом маховика двигателя и присоединения стартера к аккумулятору. Во время включения стартера, тяговое реле, при помощи рычага привода, перемещает привод по винтовым шлицам вала и зацепляет бендикс Т-40 с венцом маховика, а после чего включает электрическую цепь стартера.

Как только тяговое реле отключается — шестерня привода, при помощи возвратной пружины, выводится из зацепления с маховиком. Главные контакты реле размыкаются и стартер отключается.

Ремонт стартера Т-40

1. Снимите защитный кожух, который закрывает щеточные лючки и проверьте состояние щеткодержателей, щеток и коллектора. Удалите тряпкой и продуйте воздухом скопившуюся грязь и пыль на коллекторе, щеткодержателях и крышке.

2. Если на коллекторе имеется замасливание или нагар, протрите ламели коллектора чистой тряпкой, пропитанной бензином. Если после этого нагар все еще остался — удалите его при помощи наждачной бумаги зернистостью 00, а затем продуйте воздухом или протрите ветошью.

3. Удостоверьтесь в том, что щетки могут перемещаться в щеткодержателях. Щетки должны перемещаться без заеданий.

4. Снимите крышку с реле стартера и проверьте состояние контактов. При наличии в реле грязи и пыли — продуйте сжатым воздухом. В случае присутствия на контактах сильного нагара необходимо зачистить их напильником и продуть сжатым воздухом. При серьезном подгорании контактных болтов стартера и отсутствия возможности их очистки — поверните их на 180º, а контактный диск переверните обратной стороной.

5. Проверьте давление щеток на коллектор при помощи специального динамометра. Усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток должно составлять 7,5-10 Н 0,75-1 кгс). Если щетки изношены и высота их менее 10 мм, то их необходимо заменить на новые.

6. В случае необходимости разберите стартер.

7. Очистите все наружные и внутренние поверхности крышек, корпуса, якоря, включателя и защитного кожуха от масла, грязи и пыли при помощи тряпки и сжатого воздуха. Ни в коем случае не протирайте детали в воде и керосине.

8. Если коллектор имеет выработку или сильный подгар, не удаляемый шлифованием, проточите его не допуская при этом большой съем металла и затем зачистите его наждачной бумагой с зернистостью 100.

9. Проверьте состояние зубьев венца маховика двигателя и шестерни привода. В случае наличия выработки или торцевых забоин — запилите их. Зубья шестерни должны иметь торец закругленной формы.

10. Смажьте моторным маслом все трущиеся детали стартера: шейки вала якоря, втулки привода, винтовую нарезку вала, подшипники и пр.).

11. Соберите стартер.

12. Проверка и регулировка стартера осуществляется на специальном стенде.

Проверка стартера

Полную исправность стартера гарантирует его проверка на холостом ходу. При испытании стартера применяются такие же провода, что и на тракторе Т-40. Аккумулятор должен быть исправен и его заряд должен составлять не менее 75%.

Во время испытания стартера на холостом ходу измеряют потребляемую силу тока и частоту вращения якоря. Их величины должны соответствовать данным указанные в таблице ниже.

Значение Сила тока А Не более 150 Напряжение на клеммах стартера В 11,5+0,5 Частота вращения якоря стартера об/мин Не менее 5000

При испытание стартера также проверяется качество сборки, так, при перекосе втулок подшипников или при тугой посадке втулок на валу, потребляемая сила тока будет значительно больше, а частота вращения якоря — меньше.

При проверке также проверяется отсутствие сильного искрения под щетками. При хорошо подогнанных щетках искрение может вызываться неисправной обмоткой или большом биении коллектора.

Разбирать и собирать стартер рекомендуется опытными специалистами в соответствующих условиях при мастерской.

Регулировка стартера трактора Т-40

Регулировка стартера осуществляется следующим образом: на выводную клемму обмоток реле подается напряжение с силой тока 8-12 В от аккумулятора или низковольтного устройства. Корпус стартера должен соединяться с минусовой клеммой аккумулятора или массой. Для предотвращения вращения якоря стартера необходимо обесточить главные контакты реле. При подаче тока, тяговое реле должно сработать, а сердечник-якорь займет крайнее включенное положение. Шестерня привода должна занять крайнее правое положение. Зазор между гайкой на валу якоря и шестерней должен быть в диапазоне 3±1 мм.

Для регулировки данного размера необходимо расконтрить эксцентриковую ось и повернув ее вокруг собственной оси установить требуемый зазор. После окончания регулировки застопорите ось гайкой.
12.01.2021

3.2. Неисправности стартера.

Периодические включения и выключения тягового реле стартера без вращения вала (слышны повторяющиеся щелчки) указывают на недостаточное напряжение, подводимое к стартеру. Если стартер работает, а вал дизеля не вращается, это указывает на неисправность сцепляющего механизма (пробуксовывают ролики обгонной муфты). Скрежет при включении стартера свидетельствует о нарушении регулировки сцепляющего механизма и тягового реле. Срабатывание тягового реле стартера при отсутствии вращения якоря указывает на подгорание контактов реле. Если при прокручивании коленчатого вала дизеля в стартере прослушивается посторонний шум или скрежет, то это указывает на задевание якорем башмаков статора вследствие износа втулок скользящих подшипников (вкладышей) или погнутости вала якоря. Отсутствие выключения стартера после пуска дизеля свидетельствует о спекании контактов реле стартера РС502 или контактов тягового реле. Стартер (без снятия с трактора) проверяют с помощью переносного прибора КИ-1093 (рис. 2.2.3).

Рис. 2.2.3. Схема проверки стартера 24.3708: 1 — стартер; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — вольтамперметр КИ-1093.

Для проверки с аккумуляторной батареи снимают провод, идущий к стартеру, а на плюсовой вывод надевают выносной шунт «Ш» из комплекта вольтамперметра, соединив его с прибором. Включают высшую передачу и трактор надежно затормаживают. Убедившись, что подача топлива выключена, включают стартер на 5 — 10с и наблюдают за показаниями вольтметра и амперметра, которые сравнивают с приводимыми ниже данными.
Основные показатели стартера 24.3708

Режим холостого хода: частота вращения якоря, мин-1, не менее 5000
потребляемый ток, А, не более 150
напряжение на клеммах, В 11,5+0.5
Режим полного торможения: потребляемый ток, А, не более 1700
напряжение на клеммах, В, не более 8,5
максимальный тормозной момент, Н-м, не менее 68,5
номинальная мощность при напряжении 12 В, кВт 4 ±0,4

Заниженные значения напряжения при проверке указывают на разряженность аккумуляторной батареи или на её неисправность, в том числе на окисление зажимов. При окислении зажимов аккумуляторной батареи, особенно если на них появляется белый налет окиси свинца, который не проводит ток, происходит падение напряжения, что отрицательно влияет на условия работы стартера, на пуск дизеля. Малая величина тока, потребляемого стартером, свидетельствует о больших переходных сопротивлениях во внешней его цепи (контактная группа электромагнитного реле, выводные клеммы). Большая величина тока, потребляемого стартером, указывает на межвитковое замыкание обмоток якоря или стартера, отсутствие или загустевание смазки в подшипниках вала якоря. Если при проверке якорь вращается, это указывает на неисправность сцепляющего механизма. Во всех случаях обнаружения неисправностей стартер заменяют. Испытания стартера проводят на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М. Стенды имеют специальные устройства для замера тормозного момента стартера. Испытания проводят сначала в режиме холостого хода, а затем в режиме полного торможения. Данные испытания должны соответствовать приведенным выше величинам.

Источник

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

На современных тракторах МТЗ стартер двигателя состоит из электромотора, втягивающего реле стартера и механизма привода. Конструкция отличается надежностью и продуманностью, поэтому обычно служит много лет без каких-либо проблем. Но при превышении нагрузки при работе трактора тяговое реле может прогореть в районе болтовых креплений. Как устроено втягивающее реле стартера МТЗ? В чем отличие между тяговыми реле на тракторах 80, 82, 1221 и других? Как заменить выгоревшее реле стартера? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Принцип работы втягивающего реле стартера на МТЗ

Втягивающее реле на тракторе МТЗ управляет работой электрического стартера и неподвижно смонтировано на его корпусе.

Тяговое реле представляет собой соленоид цилиндрической формы, который совмещен с контактной группой. Именно втягивающее реле производит подключение стартера к АКБ, а также механически соединяет стартер и маховик, когда запускается силовая установка.

Основные задачи тягового реле следующие:

  • Соединение бендикса при запуске мотора с зубчатым венцом маховика и удержание его в нужном положении до момента отпускания ключа зажигания.
  • Подсоединение мотора стартера к аккумулятору.
  • Отключение стартера в момент отпускания ключа зажигания.

Несмотря на то, что фактически втягивающее реле является составным элементом стартера МТЗ, смонтированным на его корпусе, тяговое реле считается самостоятельным узлом, который отвечает за стабильную работу системы запуска двигателя.

Конструкция втягивающего реле на примере стартера СТ212-А для Д-240 (МТЗ-80, МТЗ-82)

Конструкция втягивающего реле стартеров МТЗ 80 и 82 идентичны, поскольку на оба трактора устанавливается дизельный двигатель Д-240. Подходящим вариантом стартера для такого мотора является СТ212-А. Встретить его на тракторах можно достаточно часто, это одна из наиболее распространенных модификаций. Рассмотрим механизм тягового реле на примере этого стартера.

На схеме цифрами обозначены следующие компоненты:

1. корпус;

2. стальной якорь круглого сечения;

3. соленоид возбуждения;

7. жесткий кожух;

9. соединительная шина;

10. цилиндрический поршень;

11. сервисная обмотка;

12. шунтовая обмотка;

14. возвратная пружина;

16. рычаг;

17. крышка;

18. стопорное полукольцо;

21. шестеренка привода;

22. муфта свободного хода;

23. буферная пружина;

24. втулка отводки;

26. промежуточная опора;

27. наружная обойма;

28. роликовый механизм;

31. крышка муфты.

Втягивающее реле соединяет шестерню привода с венцом маховика дизельного агрегата и запитывает электрическую систему стартера МТЗ путем подключения его к аккумулятору. Тяговое реле зафиксировано на литом фланце, который соединяет его с крышкой со стороны привода.

У втягивающего реле стартера две обмотки:

  1. большая втягивающая (сервисная) (11),
  2. удерживающая, намотанная поверх первой (шунтовая) (12).

Когда реле включается, обе обмотки создают магнитное поле, которое затягивает якорь в пространство внутри обмоток. Якорь представлен в виде стального стержня с круглым сечением. Он не имеет жесткого крепления, легко передвигается и даже вынимается, если это необходимо.

Перемещение якоря через рычаг (16) приводит в движение привод стартера МТЗ. Он в свою очередь передвигается по винтовым шлицам вала якоря. Шестеренка привода стартера приходит в соединение с венцом маховика.

В крайнем положении якорь тягового реле надавливает на плунжер (для этого на торце стального стержня имеется специальное углубление), а его контактный диск (он также изготовлен из стали) замыкает главные контакты реле. В результате такой передачи движения к стартеру подключается АКБ.

В тот момент, когда главные контакты замыкаются, втягивающая обмотка реле выводится из цепи. После этого якорь втягивающего реле держится внутри обмотки магнитным полем, созданным исключительно удерживающей обмоткой.

На случай попадания зубцов шестерни на зубья маховика устанавливается буферная пружина. Она перемещает рычаг включения, что дает возможность контактам замкнуться. Таким образом, стартер МТЗ в любом случае начнет вращаться, и при повороте шестеренки буферная пружина зацепит ее с венцом маховика.

Во время работы стартера контакты реле остаются замкнутыми благодаря включенной в цепь удерживающей обмотке. Размыкается соединение только после отключения механизма. После этого возвратная пружина (14) расцепляет привод и маховик. Следствием этого является возврат якоря в первоначальное положение (в этой позиции он выступает из цилиндрической катушки). Как следствие – стартер отключается.

Корпус тягового реле выполнен из диэлектрика. В зависимости от модификации он может разбираться или быть неразборным. Корпус тягового реле жестко зафиксирован на стартере.

Клеммы (контактные болты) расположены на торце корпуса. Поскольку через контакты втягивающего реле стартера МТЗ проходят высокие токи (до 800 А), контактные болты производятся из латуни, стали или меди. Клеммы из других металлов не выдержали бы настолько большой ток и расплавились бы.

Как снять тяговое реле стартера МТЗ

Втягивающее реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 снимается только после демонтажа стартера. Далее выполняются следующие действия.

Как проявляются проблемы с втягивающим реле стартера на МТЗ

Тяговое реле отвечает за подключение стартера МТЗ к аккумуляторной батарее и запускает дизельный двигатель. Поэтому неисправности этого узла напрямую влияют на работу мотора трактора. Заподозрить наличие поломки можно по следующим характерным признакам:

  • Слышен скрежет при включении стартера.

Появление металлического скрежета при включении стартера может свидетельствовать о том, что тяговое реле и сцепляющий механизм работают разлаженно, их положение нужно отрегулировать.

  • Втягивающее реле стартера МТЗ работает, но нет вращения якоря.

Это одна из самых распространенных поломок тягового реле. Она вызвана прогоранием контактных болтов.

  • Стартер МТЗ не выключается после пуска дизеля.

Эта проблема также может указывать на сгорание контактов тягового реле.

  • Слабое вращение стартера при нормальном заряде АКБ.

Диагностика втягивающего реле стартера МТЗ обычно проводится визуально. Поверхность корпуса детали и контакты внимательно осматриваются. Насторожить должны следы спекания и прогорания, загрязнение клемм. Также тяговое реле «прозванивается» на наличие обрыва в обмотках, повышения сопротивления силовой цепи и т.д.

Чтобы исключить другие повреждения, которые могут давать схожую картину, проводится диагностика аккумуляторной батареи.

Выбор втягивающего реле стартера МТЗ

Выбирать под замену тяговое реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 нужно в точном соответствии с рекомендациями производителя. Втягивающее реле другой модели может просто не встать или делать работу стартера нестабильной.

Источник

Оцените статью