Типовые работы при ремонте насосов

Ремонт центробежных насосов – техническое обслуживание, регулировка, виды неисправностей

Несмотря на то, что насосы центробежного типа относятся к надежным устройствам, используемым для перекачивания жидкости, им тоже может потребоваться ремонт. Не всегда причиной неисправностей центробежных насосов становится неправильная эксплуатация, связано это может быть и с качеством перекачиваемой среды, и с целым рядом других факторов. Если в работе центробежного насоса возникли нарушения, то сначала надо исключить внешние причины и только после этого осуществлять диагностику самого оборудования.

Разборка центробежного насоса

Правильная эксплуатация

Чтобы значительно продлить срок эксплуатации центробежного насоса и сталкиваться с ремонтом такого оборудования как можно реже, следует правильно использовать это устройство. Инструкция по эксплуатации центробежного насоса предполагает соблюдение следующих правил.

  1. Перед включением центробежного насоса проверьте, чтобы рабочая камера была полностью заполнена жидкостью.
  2. Перед всасывающим патрубком необходимо установить сетчатый фильтр, который защитит внутреннюю часть устройства от попадания в нее твердых нерастворимых включений, содержащихся в перекачиваемой жидкой среде.
  3. Защита приводного двигателя от перегрузок обеспечивается специальной задвижкой, устанавливаемой на всасывающую трубу, которая ограничивает поток поступающей в насос жидкости.
  4. При запуске насоса надо проконтролировать, чтобы вал приводного электродвигателя и крыльчатка вращались по часовой стрелке.
  5. Глубина резервуара, из которого осуществляется откачивание жидкой среды, не должна превышать допустимый уровень, указанный в техническом паспорте.
  6. Труба, по которой осуществляется всасывание жидкой среды из резервуара, должна иметь как можно меньше изгибов и соединительных мест, а ее внутренний диаметр должен быть максимально возможным.
  7. Трубу, по которой жидкая среда от насоса транспортируется в горизонтальной плоскости, желательно расположить с уклоном по отношению к месту подачи жидкости. Если же выполнить данное требование не представляется возможным, то насос следует установить как можно выше относительно поверхности земли.
Читайте также:  Технология капитального ремонта асфальтового покрытия

При эксплуатации этого насоса была допущена разгерметизация ввода кабеля, в результате которой сгорела обмотка электродвигателя

Наиболее распространенные причины поломок

Первое, что необходимо сделать, если в работе насосного оборудования замечены неисправности, – прекратить его эксплуатацию и приступить к тщательной проверке всех узлов. Достаточно распространенной ситуацией, при которой насосному оборудованию требуется техническое обслуживание или даже ремонт, является износ сальников. Более активному протеканию процесса износа сальниковых элементов насосного оборудования может способствовать целый ряд причин:

  • неравномерное вращение и биение вала приводного электродвигателя;
  • слишком сильное затягивание болтов, которыми крепится крышка насоса (лучше всего сальники справляются с задачей уплотнения в том случае, если они достаточно увлажнены);
  • перегрев приводного электродвигателя;
  • неправильно выполненное техническое обслуживание или ремонт центробежного насоса (замена не всех уплотнительных колец и др.).

Основные неисправности в работе центробежных насосов

Еще одной распространенной причиной некорректной работы и даже поломки насосного оборудования является неточно выполненная центровка вала приводного электродвигателя с корпусом насоса. Последствиями в данном случае могут стать как разрушения сальниковых элементов, так и выход из строя подшипниковых узлов.

Подшипниковые узлы центробежного насоса – это элементы, требующие наиболее пристального внимания и регулярного ухода. Чтобы минимизировать риск выхода из строя таких узлов и обеспечить им наиболее оптимальные условия эксплуатации, необходимо контролировать количество смазки.

Рекомендации по ремонту центробежных насосов

Ремонт центробежных насосов, как и любых других технических устройств, требует наличия определенных знаний и навыков. Между тем, если соблюдать руководство по выполнению такой процедуры и следовать предложенным ниже рекомендациям, то сложностей с ее осуществлением возникнуть не должно.

Специалисты, имеющие опыт работы с насосным оборудованием, рекомендуют выполнять его ремонт в следующей последовательности:

  1. Разобрать устройство и тщательно осмотреть элементы внутренней конструкции.
  2. Проверить техническое состояние ротора, выполнить замеры зазоров в посадочных узлах уплотнительных элементов.
  3. Заменить изношенные и вышедшие из строя подшипники на новые.
  4. Проверить геометрические параметры шеек вала и в случае выявления дефектов выполнить их проточку и шлифовку.
  5. После исправления всех выявленных дефектов собрать насос, проверить состояние его корпуса и правильность выполненной сборки.

Разбирая насос, следует запоминать (записывать или фотографировать) расположение деталей

По вышеописанному алгоритму выполняется плановый ремонт насосов центробежного типа, который, согласно рекомендациям производителей, следует осуществлять через каждые 4500 часов его эксплуатации.

Более сложный в техническом плане ремонт требуется насосному оборудованию после каждых 26000 часов его эксплуатации. В рамках такого ремонта с центробежными насосами осуществляют следующие действия:

  • заменяют колесо и рабочий вал;
  • заменяют кольца уплотнения корпуса насоса, распорных и прижимных втулок;
  • в отдельных случаях у секционных насосов полностью заменяют секции;
  • выполняют наплавку и расточку посадочных мест в корпусе устройства;
  • после сборки насоса осуществляют его гидравлические испытания.

Если сезонного эксплуатируемый насос оставит на зиму с влагой внутри, то весной он может заклинить. Проблема решается разборкой и очисткой

Наибольшую сложность в процессе ремонта центробежного насоса по вышеописанной схеме вызывают следующие процедуры:

  • разборка подшипниковых узлов;
  • снятие вкладышей;
  • снятие полумуфты при помощи специального съемника, идущего в комплекте с насосным оборудованием;
  • демонтаж разгрузочного диска (гидропяты);
  • снятие нажимного фланца.

При разборке центробежного насоса следует очень аккуратно снимать с вала рабочие колеса, важно не доводить их до заедания. Выполняется такая процедура по очереди с каждой секцией. В том случае, если рабочее колесо не снимается или снимается с трудом, можно его немного разогреть.

Нагреть крыльчатку можно с помощью портативной газовой горелки

Сборка центробежного насоса – достаточно сложная процедура, в процессе которой необходимо выполнять следующие действия:

  1. проверять, насколько точно соответствуют новые детали тем, которые уже были установлены в насосе, а также чертежам ремонтируемого насосного оборудования;
  2. точно подгонять новые детали под размеры мест, в которых они будут устанавливаться;
  3. выполнять шлифовку и притирку поверхностей сопрягаемых деталей;
  4. резьбовые крепежные элементы затягивать равномерно, используя для этого динамометрический ключ, позволяющий точно контролировать прикладываемое к таким элементам усилие;
  5. при установке на вал рабочего колеса проверять точность формируемого осевого зазора;
  6. контролировать, чтобы погрешность перпендикулярности торцевой стороны разгрузочного диска при его установке не превышала 0,02 мм.

Если при эксплуатации центробежного насоса вы столкнулись с такой поломкой устройства, как разрушение рабочего колеса или корпуса, то не стоит пытаться их восстановить, используя для этого, например, сварку. Восстановленные таким образом колесо или корпус не прослужат долго и могут стать причиной еще более серьезной поломки.

Эти детали насоса, поврежденные вследствие «сухого хода», не подлежат ремонту и требуют замены

При техническом обслуживании центробежных насосов в домашних условиях выполняются такие процедуры, как:

  • проверка технического состояния подшипников и их замена, если в этом возникла необходимость;
  • очистка и промывка картера;
  • замена смазки в подшипниковых узлах;
  • проверка технического состояния сальниковых элементов;
  • промывка маслопроводящих каналов;
  • проверка центровки насоса и в случае необходимости регулировка данного параметра.

Столкнувшись с выходом из строя центробежного насоса, вы должны оценить, во сколько может обойтись его ремонт. В отдельных случаях, когда поломка насоса слишком серьезная, его ремонт будет стоить значительно дороже, чем приобретение нового оборудования. В любом случае принимать решение о целесообразности и возможности ремонта центробежного насоса следует лишь после проведения полной диагностики оборудования и выявления причин его выхода из строя.

Источник

Типовые работы при ремонте насосов

НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ НАСОСОВ

СОГЛАСОВАНО: Председатель ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности Н.П.Симочатов 6 августа 1980 г.

УТВЕРЖДАЮ: Заместитель министра энергетики и электрификации СССР М.В.Борисов 10 сентября 1980 г.

Настоящие Нормы времени на ремонт насосов разработаны Среднеазиатским филиалом Энергонот и издаются в двух выпусках.

Выпуск 1 включает следующие разделы:

Характеристику применяемого оборудования.

Нормативную часть (пп.1.1-1.14).

Разделы «Общая часть» и «Организация труда» являются общими для обоих выпусков.

Предложения следует направлять по адресу: 109432, Москва, Ж-432, 2-й Кожуховский проезд, д.29, корп.6.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Нормы времени на ремонт насосов обязательны для применения на предприятиях Минэнерго СССР и предназначены для нормирования труда рабочих, занятых ремонтом насосов на месте установки, а также в специализированных ремонтных предприятиях и ремонтно-механических мастерских энергопредприятий: при выдаче нарядов рабочим-сдельщикам и нормированных заданий рабочим-повременщикам.

2. В основу разработки Норм времени положены следующие данные:

— технические характеристики оборудования, механизмов и приспособлений;

— материалы анализа организации труда.

3. Нормы времени установлены на полный объем работ, предусмотренный содержанием операций и подлежащий выполнению бригадой (звеном).

4. Нормами учтено время на:

— подготовительно-заключительные работы, которые включают подготовку рабочего места и приведение его в порядок в конце смены, ознакомление с чертежами и технической документацией, получение нормированного задания и сдачу выполненной работы мастеру;

— разгрузку материалов (запчастей), инструментов, приспособлений и подноску их к месту работы в пределах рабочей зоны, а также уборку по окончании работы;

— переходы в процессе работы в пределах рабочей зоны до 50 м;

— установку и снятие несложных приспособлений (тали, съемника);

— отдых и личные надобности.

Нормы времени указаны в человеко-часах и рассчитаны по формуле

,

где — норма времени на операцию;

— оперативное время на операцию;

— время на обслуживание рабочего места, % оперативного времени;

— время на подготовительно-заключительные работы, % оперативного времени;

— время на отдых и личные надобности, % оперативного времени.

Время на подготовительно-заключительные работы и на обслуживание рабочего места составляет 7% оперативного времени, на отдых и личные надобности — 5%.

5. Нормы не учитывают время на:

— оформление допуска к работе;

— транспортирование со склада материалов и запасных частей;

— изготовление приспособлений постоянного и разового пользования;

— устранение недостатков в организации работ при ремонте насосов.

6. Время на оформление и закрытие наряда при проведении ремонта на месте установки нормируется отдельно и составляет 0,3 ч на одного исполнителя.

7. В нормативной части Норм указана новая маркировка насосов. Таблица новой и старой маркировки насосов приведена в приложении 1.

8. В содержании работ перечислены основные операции. Операции, не приведенные в содержании работ, но по своему характеру входящие в их состав, нормами времени учтены.

9. Наименование профессии «слесарь по ремонту оборудования машинных цехов тепловых и гидроэлектростанций» (далее по тексту слесарь) и разряды работ в настоящих Нормах указаны в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих». Вып.9. «Ремонт оборудования электростанций и сетей». (НИИ труда, 1969).

10. Выполнение работ рабочими не тех разрядов, которые указаны в настоящих Нормах, а также недостатки в организации труда не могут служить основанием для изменений Норм времени.

11. В тех случаях, когда ремонт насосов производится в стесненных, неудобных условиях, разрешается применять поправочный коэффициент 1,1.

12. Если подлежащие ремонту насосы имеют значительные налеты, коррозию в результате воздействия агрессивной среды, вызывающие дополнительные затраты труда слесарей при разборке таких насосов, администрация предприятия по согласованию с профсоюзной организацией может применять поправочный коэффициент к предусмотренным нормам времени на соответствующие операции не выше 1,2.

13. Если по условиям производства выполнение ремонтных работ производится при температуре воздуха на рабочем месте выше +42°С и при пониженной относительной влажности (20-30%), то к установленным нормам времени применяется поправочный коэффициент 1,3.

14. На работы, не предусмотренные Нормами, устанавливаются местные технически обоснованные нормы времени.

15. До введения настоящих Норм времени необходимо привести организационно-технические условия на производственных участках и рабочих местах (организацию труда, оснастку и т.д.) в соответствие с этими Нормами.

16. При внедрении на энергопредприятиях более совершенных, чем это предусмотрено настоящими Нормами, организации труда, технологии работы и т.п., обеспечивающих более высокий уровень производительности труда рабочих, разрабатываются методом технического нормирования и вводятся в установленном порядке местные нормы времени.

17. С введением настоящих Норм времени все ранее действовавшие нормы на соответствующие работы, кроме более прогрессивных, отменяются.

18. Пример расчета фактической годовой экономической эффективности от внедрения норм времени приведен в приложении 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Наименование и краткая техническая характеристика оборудования

Тип, марка, ГОСТ, ТУ. Номер чертежа. Завод-изготовитель

При каких работах применяется (номера пунктов)

Краны мостовые электрические специальные грузоподъемностью 100 и 125 т

ТУ 34-222-74*.
Днепропетровский механический завод (г.Запорожье, ГСП-337)

1.1.1-1.1.3; 1.1.5; 1.2.1-1.2.3; 1.3.1-1.3.4; 1.4.1-1.4.3; 1.4.5; 1.5.1; 1.5.3; 1.5.4; 1.6.1-1.6.4; 1.7.1; 1.7.3; 1.8.1; 1.8.3; 1.8.4; 1.10.1; 1.10.3; 1.10.4; 1.11.1; 1.11.3; 1.11.4; 1.12.1; 1.12.3; 1.12.4; 1.13.1-1.13.4

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Кран мостовой электрический грузоподъемностью 10 т

Завод подъемно-транспортного оборудования (г.Ташкент, ул.Полторацкого, д.14)

Таль ручная червячная грузоподъемностью 1 т

ГОСТ 1107-62.
Опытно-экспериментальный завод монтажной техники (111141, Москва, 1-й проезд Перова Поля, д.9)

1.1.1; 1.1.2; 1.1.4; 1.2.1-1.2.4; 1.3.1-1.3.4; 1.4.1-1.4.5; 1.5.1; 1.5.3; 1.5.4; 1.6.1-1.6.4; 1.7.1-1.7.3; 1.7.4; 1.8.1-1.8.4; 1.10.1-1.10.4; 1.11.1; 1.11.3; 1.11.4; 1.12.1; 1.12.3; 1.12.4; 1.13.1-1.13.4; 1.14.1-1.14.4

Кран козловой грузоподъемностью 2 т

КК-2.
ТУ 34-42-247-78.
Завод котельно-вспомогательного оборудования и изготовления трубопроводов (г.Ангарск Иркутской обл., ул.Советская, д.124)

1.1.1-1.1.5; 1.2.1-1.2.4; 1.3.1-1.3.4; 1.4.1-1.4.5; 1.5.1; 1.5.3; 1.5.4; 1.6.1-1.6.3; 1.10.1; 1.10.3; 1.10.4; 1.11.1; 1.11.3; 1.11.4; 1.12.1; 1.12.3; 1.12.4; 1.13.1-1.13.4; 1.14.1-1.14.4

2А-135.
Одесский завод радиально-
сверлильных станков (г.Одесса, ул.Инструментальная, д.25)

1.1.5; 1.2.4; 1.3.4; 1.4.5; 1.5.4; 1.6.4; 1.7.4; 1.10.4; 1.11.4; 1.12.4; 1.14.4

1А-616.
Средне-Волжский станкостроительный завод (г.Куйбышев, ул.Красноармейская, д.1)

1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.2.4; 1.3.2; 1.3.4; 1.4.2; 1.4.4; 1.4.5; 1.5.4; 1.6.2; 1.6.4

1-К-62.
Московское ПО «Красный пролетарий» (117071, Москва, ул.Малая Калужская, д.15)

1.7.4; 1.8.4; 1.9.2-1.9.4; 1.10.4; 1.11.4; 1.12.4; 1.13.2; 1.13.4; 1.14.2; 1.14.4

6М-82.
Горьковский завод фрезерных станков (г.Горький, ГСП-1109)

1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.2.4; 1.3.2; 1.3.4; 1.4.2; 1.4.4; 1.4.5; 1.5.4; 1.6.2; 1.6.4; 1.7.4; 1.8.4; 1.9.2-1.9.4; 1.10.4; 1.11.4; 1.12.4; 1.13.2; 1.13.4; 1.14.2; 1.14.4

Тележка для перемещения грузов

Чертеж N АД.11.37.03.
ПРП «Свердловэнергоремонт» (г.Свердловск, ул.Энергетиков, д.16)

1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.2.4; 1.3.2; 1.3.4; 1.4.2; 1.4.4; 1.4.5; 1.5.2; 1.5.4; 1.6.2; 1.6.4; 1.7.2; 1.7.4; 1.8.2; 1.8.4; 1.9.2-1.9.4; 1.9.7-1.9.12; 1.10.2; 1.10.4; 1.11.4; 1.12.2; 1.12.4; 1.13.2; 1.13.4; 1.14.2; 1.14.4

2Н-55.
Одесский завод радиально-сверлильных станков (г.Одесса, ул.Инструментальная, д.25)

1.1.5; 1.2.4; 1.3.4; 1.4.5; 1.5.4; 1.6.4; 1.7.4; 1.10.4; 1.11.4; 1.12.4; 1.14.4

Съемник гидравлический, ручной с тяговым усилием 12 и 8 т

СГР-12М.
ТУ 34-13-2141-75.
Волжское производственное опытно-техническое объединение «Энерготехмаш» (г.Волжский Волгоградской обл.)

1.1.1; 1.2.1; 1.3.1; 1.4.1, 1.5.1; 1.6.1; 1.7.1; 1.8.1; 1.10.1; 1.11.1; 1.12.1; 1.13.1; 1.14.1

Приспособление для снятия рабочего колеса с вала центробежных насосов типов НД, Д (рис.1)

НО-68-0000.
ПРП «Молдэнергоремонт» (г.Кишинев, 612, ул.Котовского, д.78)

Рис.1. Приспособление для снятия рабочего колеса с вала центробежных насосов типов НД и Д:

1 — вал насоса; 2 — упорная рама; 3 — рабочее колесо; 4 — натяжной болт; 5 — нажимной болт

Приспособление для спрессовки рабочих колес (рис.2)

Чертеж N 018-26.
ПРП «Пермэнергоремонт»
(г.Пермь, Комсомольский проезд, д.48)

1.1.1; 1.2.1; 1.3.1; 1.4.1; 1.5.1; 1.6.1; 1.7.1; 1.8.1; 1.10.1; 1.11.1; 1.13.1; 1.14.1

Рис.2. Приспособление для спрессовки рабочих колес:

1 — захваты; 2 — болт; 3 — корпус; 4 — упор; 5 — втулка; 6 — болт

Приспособление для спрессовки подшипников и муфт (рис.3)

ПРП «Севказэнергоремонт»
(г.Павлодар, Административный городок)

1.1.1; 1.2.1; 1.3.1; 1.4.1; 1.5.1; 1.6.1; 1.7.1; 1.8.1; 1.10.1; 1.11.1; 1.12.1; 1.13.1; 1.14.1

Рис.3. Приспособление для спрессовки подшипников и муфт:

1 — захваты; 2 — винт

Приспособление для выпрессовки опорно-упорного шарикоподшипника (рис.4)

Чимкентские ТЭЦ
(г.Чимкент, ул.Моторная, д.1)

Рис.4. Приспособление для выпрессовки опорно-упорного шарикоподшипника:

1 — вал; 2 — корпус; 3 — втулка; 4 — шарикоподшипник; 5 — винт

Приспособление для выпрессовки подшипников качения (рис.5)

Чертеж N А1063-0000.

(г.Свердловск, ул.Энергетиков, д.16)

Рис.5. Приспособление для выпрессовки подшипников качения:

1 — захват; 2 — шарикоподшипник; 3 — вал; 4 — траверса; 5 — винт

Приспособление для разборки сетевых насосов (рис.6)

Чертежи N А-558, A-554.

(г.Свердловск, ул.Энергетиков, д.16)

Рис.6. Приспособление для разборки сетевых насосов:

а — для спрессовки шарикоподшипников:

1 — вал; 2 — шарикоподшипники; 3 — тяга; 4 — траверса; 5 — винт;

б — для спрессовки полумуфты:

1 — вал; 2 — полумуфта; 3 — шпилька; 4 — винт; 5 — траверса

Приспособление для вырезки прокладок на сверлильном станке (рис.7)*

Чертеж N 7120.
Союзэнергоремтрест (105266, Москва, Семеновский вал, д.6)

1.1.2; 1.2.2; 1.3.2; 1.4.2; 1.5.2; 1.6.2; 1.7.2; 1.8.2; 1.10.2; 1.11.2; 1.12.2; 1.13.2; 1.14.2

________________
* Рис.8 см. «Нормы времени на ремонт насосов». Выпуск 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1982).

Рис.7. Приспособление для вырезки прокладок на сверлильном станке:

1 — траверса; 2 — оправка (конус Морзе); 3 — болт М-16; 4 — ножи; 5 — болты М-10

Приспособление для статической балансировки ротора (рис.9)

ПРП «Центрказэнергоремонт»
(г.Караганда, ул.Горношахтная, д.25)

1.1.5; 1.2.2; 1.3.2; 1.4.2; 1.6.2; 1.11.4; 1.12.4; 1.13.4; 1.14.2

Рис.9. Приспособление для статической балансировки ротора:

1 — балансировочные призмы; 2 — станины; 3 — ограничители

Источник

Оцените статью