Тип асфальта для ямочного ремонта

Типы и марки асфальтобетонных смесей

Асфальтобетоном называют обширное семейство строительных материалов, которые, в отличие от природного асфальта, получают искусственным способом. Основная область применения – дорожное строительство. Различные виды искусственного асфальта, предназначенного для создания дорожных покрытий, различаются по технологии изготовления, составу сырьевых материалов и техническим характеристикам. Средняя плотность АБ составляет 2,5 т/м3. Требования ко всем видам асфальтобетонных смесей регламентирует ГОСТ 9128-2013.

Состав асфальтобетона

В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.

  • битум – 2,5-9 %;
  • минеральные порошки;
  • каменные материалы – необязательные компоненты, хотя большинство АБ производится на базе щебня и гравия;
  • модифицирующие добавки разного функционального назначения – для улучшения звукоизоляционных параметров, увеличения шероховатости и сцепления автопокрышек с дорожным покрытием.

Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.

Читайте также:  Ремонт струйного мфу canon

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:

  • А. Щебень – 50-67%. Используются только с горячим битумом.
  • Б. Щебень или гравий – 40-50%. АБ может применяться как в холодном, так и в горячем виде.
  • В. Щебень или гравий – 30-40%. Смеси могут быть холодными и горячими.
  • Г. Песок – искусственный, получаемый путем дробления различных материалов. Содержание – 30%.
  • Д. Песок из отсева дробления. Содержание – 70%.

Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона

Марка Состав Тип
1 песок или отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2 песок, отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые
3 песок, отсев дробления, минпорошок, битум плотные Б, В, Г, Д
Читайте также:  Пособие для слесаря по ремонту котельного оборудования

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Источник

Как выбрать асфальтовое покрытие?

Асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для строительства автомобильных дорог во всем мире. Кроме дорог, трасс и автомагистралей, асфальтовое покрытие используется при строительстве аэродромов, паркингов, придомовых территорий, пешеходных зон и многого другого.

Перед тем, как начать строительство, необходимо определиться с выбором асфальтовой смеси. От правильности выбора будет зависеть качество полотна, срок его службы, расход материалов и финансовая нагрузка. Мы расскажем вам, как выбрать асфальтовое покрытие, что нужно учесть при выборе, каким может быть асфальт, а также некоторые особенности дорожного строительства.

Что нужно учитывать, если вы выбираете асфальтовое покрытие

Определяющим критерием при выборе асфальтобетонной смеси является назначение полотна. От особенностей эксплуатации зависит то, какая нагрузка и с какой интенсивностью будет оказываться на асфальтовое покрытие. Чем выше и интенсивнее нагрузка, тем более прочным должно быть дорожное полотно. Для наглядности можно разделить возможную нагрузку на несколько категорий.

Категории нагрузок на асфальтовое покрытие

Тип нагрузки Расшифровка
Малая Только пешеходные зоны: тротуары, тропинки, придомовые территории, дворовые площадки и т.д.
Небольшая Личные стоянки для легковых автомобилей, подъездные пути, гаражи, паркинги и т.д.
Средняя Автомобильные дороги, по которым будет двигаться только легковой транспорт
Высокая Автомобильные дороги, по которым будет двигаться легковой и грузовой транспорт
Очень высокая Скоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и т.д.

Для площадей с малой нагрузкой можно обустраивать асфальтовое покрытие с низким расходом материала, а также с составом из бюджетной категории – этого будет вполне достаточно. Для объектов с высокой и очень высокой нагрузкой требуется использовать больше асфальтобетона с наилучшими характеристиками.

Основные виды асфальтовых смесей

В первую очередь асфальтовые смеси можно классифицировать по температуре и методу укладки. Таким образом, выделяются 3 основные разновидности асфальтобетона:

  • Горячий асфальт;
  • Холодный асфальт;
  • Литой асфальт;

Горячий асфальт наиболее востребован в дорожном строительстве, так как обладает высокими эксплуатационными характеристиками, совмещенными с умеренной стоимостью. При укладке смесь должна быть разогрета до 110-130°C (поэтому ее и называют горячей), а температура воздуха не должна быть ниже +5°C. Эти требования обусловлены наличием в составе вязкого битума.

Такое асфальтовое покрытие получается достаточно прочным, твердым, износостойким и долговечным. Именно из горячего асфальта построена львиная доля автомобильных дорог. При этом горячий асфальтобетон может использоваться и для личных нужд, строительства пешеходных зон, а также для ямочного ремонта.

Холодный асфальт обладает более низкими физико-механическими характеристиками, чем горячие смеси. Отличительной особенностью является то, что такой асфальт производится в готовом для укладки виде. Другими словами, данную смесь не нужно разогревать, а можно сразу укладывать. Температура воздуха при укладке может быть минусовой.

Однако из-за относительно невысоких характеристик холодный асфальт не используется для строительства автомобильных дорог. При этом такой асфальтобетон подходит для ямочного ремонта и использования в пешеходных зонах. Уложить такую смесь можно без привлечения тяжелой спецтехники.

Литой асфальт представляет собой жидкую смесь, не требующую уплотнения, в отличие от холодного и горячего асфальта. Перед асфальтированием смесь должна разогреваться до 190-230 ° C. Литые смеси обладают максимальной плотностью, а после укладки набирают прочность в процессе охлаждения, за счет чего и не требуется их уплотнять.

Литой асфальтобетон обладает самыми высокими эксплуатационными характеристиками, превосходящими горячие и холодные смеси. Однако из-за высокой стоимости используется не так часто, как горячий асфальт.

Для укладки литого асфальтобетона требуется специальное оборудование и спецтехника. Однако, так как смесь не требует уплотнения, использование дорожных катков или ручного инструмента для трамбовки также не нужно.

Какой состав может иметь асфальтовое покрытие

Состав асфальтобетона напрямую влияет на качество и другие характеристики, которыми будет обладать асфальтовое покрытие. Кроме набора компонентов важную роль также играют и их пропорции. Поэтому лучше всего обращаться в дорожно-строительную компанию, которая имеет собственное производство асфальтобетона.

Состав асфальтовой смеси будет изменяться при добавлении хотя бы одного компонента, однако на сегодняшний день существуют 3 основных варианта:

  • 1. Песчаный асфальт;
  • 2. Асфальтовая крошка;
  • 3. Щебеночно-мастичный асфальт;

Асфальтовое покрытие из песчаного асфальтобетона обладает достаточно однородной структурой, а основным его компонентом выступает песок. Является бюджетным вариантом, подходит для обустройства пешеходных зон, подъездных путей, стоянок для личного транспорта. Также может использоваться для дорог местного назначения, на которых планируется небольшая или средняя нагрузка.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон является наиболее качественным вариантом, отлично подходящим для асфальтирования территории с любой нагрузкой: от малой до очень высокой. В состав входят твердые горные породы (70-80%), создающие надежный каменный «скелет» дорожного полотна.

Также в составе присутствуют специальные волокна целлюлозы, препятствующие растеканию битума. Из-за высоких характеристик асфальтовое покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона является основным на территории многих стран мира.

Асфальтовая крошка представляет собой дробленый асфальт, за счет чего данный материал обладает бюджетной стоимостью. Однако это не значит, что такое асфальтовое покрытие будет низкого качества. Если крошка была получена, например, из щебеночно-мастичного асфальтобетона, то ее качество будет достаточно высоким. Подходит для пешеходных зон, подъездных путей, парковок и дорог с небольшой или средней нагрузкой.

Как еще классифицируется асфальтобетон

Помимо температуры укладки, требований к уплотнению и состава, асфальтовые смеси можно подразделить по:

Помимо песчаного асфальта, смеси можно разделить на мелко- и крупнозернистые. Мелкозернистый асфальтобетон включает в себя фракции от 5 до 20 мм, тогда как крупнозернистый – до 40 мм. При укладке асфальта используются оба варианта: сначала укладывается крупнозернистый асфальт, а поверх него мелкозернистый. Это нужно, чтобы асфальтовое покрытие обладало высокой плотностью.

Асфальт по пористости принято подразделять на 3 категории:

  • плотный (до 1,5%);
  • пористый (от 5 до 12%);
  • высокопористый (от 12 до 18%);

Качественная асфальтовая смесь обладает низкой пористостью, т.е. является плотной.

Марка асфальтобетона указывает на процентное содержание основного компонента, например, щебня. На сегодняшний день выделяют 5 марок: А, Б, В, Г и Д.

Марка Содержание щебня
А от 50% и выше
Б 40-50%
В 30-40%
Г и Д Песчаные смеси без щебня

Также асфальтовое покрытие может быть разного цвета. Это достигается включением в состав следующих компонентов:

  • красящие пигменты;
  • вяжущее вещество (на замену битума);
  • минеральный наполнитель (не все наполнители подходят);

На сегодняшний день можно получить асфальтовое покрытие любого цвета по шкале RAL. Однако только при условии, что в качестве вяжущего будет выступать специальное бесцветное вещество. Если же вяжущим компонентом остается, например, нефтяной битум, можно получить только некоторые темные оттенки.

Цветной АБ имеет более высокую стоимость, чем аналогичный по составу серый или черный асфальт, однако, благодаря широкому выбору расцветок, такой асфальтобетон довольно востребован.

Какой толщины должен быть асфальт

Толщина дорожного полотна или другой асфальтируемой территории зависит напрямую от назначения покрытия. Чем более серьезная планируется нагрузка, тем толще нужен асфальт. Если для тротуара можно сделать всего один небольшой слой, то для скоростной автомагистрали потребуется множество слоев.

Как нагрузка влияет на толщину асфальта

12 сантиметров

18 сантиметров

Тип нагрузки Толщина асфальтобетона
Малая 3 сантиметра
Небольшая 6 сантиметров
Средняя
Высокая
Очень высокая до 30 сантиметров или больше

Стоит обратить внимание, что при укладке нескольких слоев асфальтобетона друг на друга требуется уплотнение каждого слоя. Если этим пренебречь, асфальтовое покрытие будет деформироваться, а также потеряет свои физико-механические свойства.

Как основание влияет на качество дорожного полотна

Также при строительстве дорог важную роль играет основание дорожного полотна – оно должно быть выполнено в полном соответствии технологии дорожного строительства, для чего специалисты дорожно-строительной компании обязаны учесть массу факторов.

Если «дорожная подушка» будет возведена с нарушениями в технологическом процессе, то даже качественное асфальтовое покрытие в несколько слоев в скором времени деформируется. Поэтому внимательно подходите к выбору подрядчика.

Как возводится дорожное основание:

  • 1. В первую очередь нужно провести разведку местности и геодезические исследования.
  • 2. Производятся все необходимые расчеты, составляет план работ.
  • 3. Подготавливается местность: площадь для проведения работ расчищается, устраняются преграды, переносятся коммуникации и т.д.
  • 4. Далее следует подготовка грунта: снимаются верхние слои, местность выравнивается, при необходимости отсыпается, после чего уплотняется спецтехникой.
  • 5. Укладывается геотекстиль.
  • 6. Отсыпается песчаный слой, который должен быть уплотнен.
  • 7. Укладывается геосетка.
  • 8. Отсыпается щебень разных фракций (сначала крупные, затем мелкие), после чего щебеночный слой уплотняется тяжелыми дорожными катками.

Только после этого можно приступать к укладке асфальтобетона, чтобы сформировать готовое асфальтовое покрытие. На данном этапе, как и на всех предыдущих, важно соблюсти технологию дорожного строительства, а также качественно уплотнить дорожное полотно спецтехникой.

Если же речь идет об асфальтировании пешеходных зон или стоянок для личного транспорта, технология асфальтирования упрощается. Однако потребность в качественном уплотнении никуда не пропадает. Исключением будет являться только случаи с использованием литого асфальтобетона.

Если вы хотите узнать, насколько качественно было уплотнено дорожное полотно, можно воспользоваться расчетом коэффициента уплотнения асфальта. Данный тест проводится в лабораторных условиях, и позволяет определить соответствие фактической плотности, которой обладает асфальтовое покрытие, нормам ГОСТ.

Какими преимуществами обладает асфальтовое покрытие

Как упоминалось в начале, асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для обустройства различных дорожных покрытий. Популярность достигается исключительно за счет высоких эксплуатационных характеристик и умеренной стоимости асфальтобетона.

К основным преимуществам, которыми обладает асфальтовое покрытие, относятся:

  • Высокая прочность;
  • Хорошая твердость;
  • Сопротивление деформации;
  • Износостойкость;
  • Влагоустойчивость;
  • Длительный срок службы;
  • Стойкость к высоким температурам;
  • Стойкость к низким температурам;
  • Невосприимчивость к перепадам температур;
  • Ремонтопригодность;
  • Безопасность для экологии, несмотря на использование битума;
  • Асфальтовое покрытие получается ровным и гладким;
  • Такое покрытие не пылит и не стирается;
  • Вариативность цветовой гаммы;
  • Умеренная стоимость;

Все эти преимущества делают асфальт оптимальным вариантом для обустройства покрытия, причем во множестве сфер применения. Также к преимуществам можно отнести то, что асфальтобетон имеет множество разновидностей под любые нужды и бюджет.

Благодаря этому нет необходимости покупать дорогой щебеночно-мастичный асфальтобетон для строительства, например, садовой дорожки. Достаточно приобрести бюджетную асфальтовую крошку или песчаный асфальт, чтобы удовлетворить потребность.

Если требуется отремонтировать асфальтовое покрытие, то можно использовать холодный асфальт в мешках, за счет которого можно провести ямочный ремонт без специальных навыков и использования спецтехники.

Выводы

От правильного выбора асфальтового покрытия зависит его соответствие вашим целям, срок службы, а также финансовые затраты. При выборе асфальтобетона, в первую очередь, нужно определиться с назначением полотна. Для этого нужно понять, какая нагрузка будет оказываться на будущее асфальтовое покрытие.

Нагрузку можно подразделить на 5 категорий: от малой до очень высокой. Под малой нагрузкой подразумеваются пешеходные зоны, а под очень высокой – скоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и так далее. Соответственно, чем более высокая нагрузка требуется, тем более качественной должна быть исходная асфальтовая смесь.

Одним из ключевых параметров, влияющих на эксплуатационные характеристики дорожного полотна, является состав асфальтовой смеси. Можно выделить 2 основных типа:

  • Песчаный асфальтобетон;
  • Асфальтовая крошка;
  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон;

Первые 2 варианта подходят только для территорий, предназначенных для небольших нагрузок, тогда как второй вариант может использоваться для укладки на тех же самых скоростных автомагистралях и аэродромах.

При желании можно использовать дорогой щебеночно-мастичный асфальт и для асфальтирования придомовой территории, однако в этом нет острой необходимости. Поэтому многие выбирают бюджетный песчаный асфальт или крошку, так как их характеристики вполне отвечают требованиям.

По виду можно подразделить асфальт на:

Горячие смеси обладают высокими характеристиками, могут использоваться для асфальтирования любых территорий, в том числе автомобильных дорог. Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические свойства, однако может использоваться в холодное время года. Преимущественно применяется для ямочного ремонта.

Литой асфальт является самым качественным вариантом, а также не требует уплотнения, что упрощает его укладку. Асфальтовое покрытие из литого асфальта получится ровным, гладким и прочным. Однако данный материал имеет и более высокую стоимость.

Также у асфальта есть вторичные параметры, такие как зернистость, пористость и марка. В любом случае, при асфальтировании используется асфальт различных фракций, а качественный состав асфальта будет обладать высокой плотностью. Марка же отражает процент содержания щебня в асфальтобетоне.

При планировании бюджета стоит принять во внимание, что асфальтовое покрытие будет наиболее прочным, если укладывать его в несколько слоев. При обустройстве пешеходных зон можно обойтись и одним слоем, тогда как в других случаях толщина асфальтобетона будет возрастать вместе с планируемой нагрузкой.

Для ценителей эстетичности существует цветной асфальт, который может быть окрашен в любой оттенок по таблице RAL. Такой асфальт чаще используется в частном строительстве, однако полезен и при дорожном строительстве, так как лучше привлекает внимание.

Исходя из характеристик асфальта, данный материал является наиболее оптимальным для обустройства покрытий различного назначения. Ни один другой материал не совмещает в себе такие высокие эксплуатационные характеристики, устойчивость к любому климату и умеренную стоимость.

Помимо выбора асфальтовой смеси стоит обратить внимание и на подрядчика, к которому вы обращаетесь. Если профессионализм специалистов-дорожников будет недостаточным, то даже асфальтовое покрытие из самых качественных материалов будет деформироваться и быстро изнашиваться.

Источник

Оцените статью