Телевизоры ссср ремонт телевизоров ссср

Телемастера в СССР. Как к ним относились и как они «Бабло Рубили»

Всем привет! Ремонт электроники — дело ответственное и крайне щепетильное. Особенно когда стоит эта вещь как целый автомобиль.

Так получилось, что я умел работать с электроникой. Раньше, когда еще были лампы, ремонт был не особо сложным. В большинстве случаев проблема решалась банальной заменой рассохшихся ламповых панелек. Тогда, умение своё приходилось тщательно скрывать. Поскольку не было никакого удовольствия от постоянных времяпровождений в гостях у родственников да знакомых, уткнувшись носом в пыльный телевизор.

Но, в 90-е всё перевернулось вверх дном. Учеба, другой город, взросление. Надо было работать и зарабатывать деньги что бы жить. Потому пришлось дать о себе знать.

Расклеенные по кварталу объявления тут же начали приносить пользу. Хоть и техника Советская была хороша, поломки никто не отменял. Люди обращались, и с каждым разом число клиентов возрастало. Как говорится, пошло в дело «сарафанное радио».

Было много случаев, о которых без смеха и не вспомнишь. Как подразумевалось, конечным итогом ремонта должно было быть денежное вознаграждение. Но не тут то было. Кто-то оплачивал ремонт сильными благодарениями, кто-то накрывал стол а кто-то вовсе давал обещания выручить, когда будут проблемы.

Скорее всего, такие ситуации приключались лишь с «частниками», тобишь с людьми, кто работал сам на себя.

Читайте также:  Ремонт акпп u440 своими руками

Про дефицит

С некоторыми запчастями тогда были реальные проблемы. Приходилось или обращаться к продавцам, которые сильно накручивали цену или ждать по несколько недель а то и месяцев в радиомагазине.

Тогда я уже был довольно долго в этой сфере. Дело обрастало полезными знакомствами. Так я познакомился с мастером, который уже сам работал на человека. То есть их мастерская была на подобии полноценной организации.

И у этого были свои плюсы. Мастер не думал о наличии радиодеталей или проблемных покупателях. Его дело- починить устройство. Остальное уже за другими людьми.

К слову, люди тогда все же старались обращаться к частникам (хоть и гарантии никакой не было). Поскольку организации в прямом смысле слова «драли» деньги. Хоть и обращались к товарищу моему реже чем ко мне, зарабатывал он точно больше и проблем у него было меньше.

Так вот, полезные знакомства тогда и пригодились. Приятель этот продавал мне дефицитные детали. Хоть и ценник был немного выше, чем с радиомагазина, но за то детали у него всегда были в наличии.

Источник

Разгадываем секрет ремонта телевизора из СССР, который лечился ударом кулака

Эпоха Советского союза преподносится всегда как нечто идеальное и не требующее доработки . Само собой, отрицать достоинства тех времен нельзя: добрые друг к другу люди, всеобщий оптимизм и постоянное движение вперед. Возможность бесплатно отдыхать на базах отдыха и честное отношение к делу. Большая часть граждан жили с хорошим настроением и в состоянии «определенности». От того и люди были братьями, но это уже совсем другая история.

Среди идеалов и реальных достижений науки и техники присутствовали и однозначные ляпы, о которых сегодня почему-то все забывают . Например, была такая штука, как ламповый телевизор .

Мы даже не будем сравнивать его функциональность с одногодками из той же Японии или Китая. Достаточно вспомнить, как работал телевизор из СССР. Первые несколько лет (нет, даже меньше!) он вполне справлялся с задачами, а потом начинал однозначно «козлить». То свистит, то картинка прыгает, то изображение сжимается до полоски.

Ведь вы помните эти бегущие кадры и проблемы с разверткой? О да! А помните, как нужно было их лечить? Правильно! Как следует звездануть кулаком по корпусу. В ответ на это телек крякнет и вновь какое-то время будет работать. Не побоюсь сказать, что мне не вспоминается ни один телевизор SONY, который нужно было пинать ногами. При немаленькой цене нового телевизора, пользователь получал сомнительное удовольствие лупить этот ящик весь вечер.

Наверняка очень интересно будет знать, что именно являлось причиной неожиданного восстановления телевизора после удара. Вообще, метод удара часто лечит очень многие поломки и про это мы уже писали тут . Он основан на восстановлении потерянного контакта , ведь электрика — это наука о контактах .

На форумах радиолюбителей часто шутят, что устройство вновь начинало работать из-за специальной микросхемы, которая включалась в цепь аварийного питания при ударе и что следовало ударить именно с определенной силой. Или же цепь не замыкалась и устройство всё равно сбоило. Ведь она измеряла и серьезность намерений по силе удара. Для советского человека это было специально спланированным испытанием. Вспоминается анекдот про мирный советский трактор, но опять в другую степь ушли. )

В первую очередь, телевизоры постоянно сбоили из-за недоработок технологического процесса их сборки. Рационализаторы заменяли материалы на более дешевые и это сказывалось на работе готового устройства. Так, если вы помните такое устройство, как лампа, выполняющую функцию полупроводника за счёт электронной эмиссии, то вы наверняка помните и как они крепились к монтажной плате.

Для ламп изготавливались специальные разъемы, которые выполнялись из керамики , и в качестве контакта использовались упругие пластины из соответствующего по свойствам металла. Рационализаторы предложили материалы контактов заменить, а подложки заменить пластмассовыми. Стоит ли говорить, что в итоге весь телевизор превращался в один большой плохой контакт.

Старение полимеров приводило к тому, что контакты на лампах ослаблялись и всё фонило .

Следующий прикол — это пайка . Изначально все детали пропаивались в ручную с помощью паяльника. Поскольку делать это было долго и даже дорого процесс был оптимизирован.

Детали уже не пропаивались в ручную, а помещались в ванну с припоем. Металлы подвержены такой штуке, как окисление, которое является причиной коррозии . Образовавшаяся окисная пленка на ножках деталей не позволяла пропаять все контакты равномерно при таком режиме. Некоторые ножки не покрывались припоем в должной мере. Это было ещё одним источником плохого контакта .

Кроме того, удешевление производства приводило и к другим трудностям. Некачественный текстолит на печатных платах деформировался от температур, а дорожки из плохого металла обрывались под действием даже небольших механических нагрузок.

Так телевизор превращался в ящик, по котором нужно было стучать, чтобы увидеть хоть что-то. Правда тут следует отметить, что в таком зомбосостоянии телевизор мог прожить долгие годы и выбрасывался в итоге уже из-за замены на более совершенный импортный аналог. Для понимания — когда мы переезжали, я выбросил советский телевизор в окно с третьего этажа, а потом включил его. Не поверите, но телевизор после этого работал!

Источник

В каких телевизорах СССР есть палладий. С фото и моделями.

Радиолюбители знают, что в советских телевизорах можно найти детали содержащие серебро, золото и даже платину. Подтверждают это и справочники по драгоценным металлам, согласно которым на один ТВ СССР приходится в среднем до 7 грамм серебра и от 0,1 до 3 грамм золота (есть модель, в которой золота 12 грамм, о ней немного ниже).

Что касается платины или палладия, стоимостью 5600р, то относительно данных металлов четкой статистики нет. Однако любой опытный радиолюбитель или охотник за радиодеталями, вам подтвердит, что при наличии определенных знаний, найти модели советских телевизоров с радиодеталями из палладия совсем не сложно. Для этого достаточно знать 2 вещи: Первая, — в каких деталях содержится палладий. Вторая, — в каких телевизорах есть детали, в которых содержится Pd.

Обо всем по порядку.

Как выглядят детали из палладия в старых телевизорах.

Многие новички во время поиска драгоценных металлов в советской электронике полагают, что золото, серебро и палладий в технике находятся в виде слитков. В лучшем случае, они думают, что из драгоценного металла отлиты какие-либо отдельные элементы.

На самом же деле, как палладий, так например и серебро в большинстве случаев присутствуют лишь в качестве напыления на отдельных радиодеталях или как вариант с золотом, в виде тонких нитей в микросхемах и лучевых лампах. Найти деталь, полностью отлитую из золота, платины и тем более палладия в телевизорах, да и в другой советской технике не реально.

Палладий в телевизорах присутствует лишь в одном единственном виде, в составе тонкого покрытия на керамических плитках КМ конденсаторов. Самые распространенные из таких конденсаторов, это серия Н90 зеленого и рыжего цвета. Встречаются также и более ранние версии конденсаторов, окрашенные в синий цвет.

В ТВ нет палладиевых ламелей, как это, например, бывает в платах ЭВМ, нет резисторов ПП-3, контакты которых изготовлены из сплава с 20% -80% Pd, также в них не встречаются и РЭС-8 с контактами из данного металла. Все что можно найти в старом «ящике» из данного благородного сплава (подчеркиваю, речь только о палладий золото и серебро бывают в разных деталях) это только КМ.

Источник

Телевизоры из прошлого: это действительно было

Помните времена, когда в помине не было интернета и тем более, сетевых магазинов бытовой техники, однако потребность в ней советских граждан была. В СССР смотрели телевизор, слушали радио, готовили еду, пылесосили. Давайте вспомним, какими были телевизоры и телевидение «того» времени.

В СССР телевизоры были цветными и черно-белыми, ламповыми и полупроводниковыми. Ассортимент телеприемников был представлен рядом моделей – «Рубин», «Изумруд», «Горизонт», «Таурус». Были еще и такие знаменитые марки как «Весна», «Фотон», «Электрон». Если что-то забыл, не обессудьте.

Первый серийный цветной телевизор выпуск которого был налажен в СССР – «Рубин-401» и появился он только в 1967 году. Конечно тусклые краски этих телевизоров вначале можно было рассмотреть только в темном помещении. И только с годами увеличивались размеры экрана, улучшались яркость, четкость и контраст. Цветной телевизор в советских семьях был роскошью. Средняя цена цветного телевизора в Советском союзе составляла 700 рублей, примерно втрое превышая стоимость чёрно-белого собрата.

Плоские экраны (в то время – кинескопы) и пульты дистанционного управления войдут в нашу повседневную жизнь гораздо позже. Существовала даже шутка о том, что пультом от телевизора служил самый младший в семье.

Для многих станет неожиданностью, но для черно-белого телевизора «Горизонт» выпуска эдак, года 1974-го, уже существовали пульты дистанционного управления. Более того, сбоку в телевизоре были предусмотрены разъемы-заглушки с надписью ПУ (Пульт Управления). Соединялся пульт с телевизором штекером на подобии магнитофонного.

Еще проблема заключалась в том, что пульты управления для телевизоров стоили недешево и в продаже бывали редко, да и спотыкаться о провод мало кто хотел, так что переключали каналы на ламповых телевизорах «по старинке» – с помощью ПТК – переключателя телевизионных каналов.

У ПТК имелось свойство ломаться, тогда изобретательный владелец телевизора приспосабливался к переключению каналов с помощью пассатижей.

Каналы на полупроводниковых телевизорах переключались с помощью кнопок.

Телевизоры имели свойство ломаться (пропадал звук, изображение и т.д). В некоторых случаях помогал удар кулаком сверху полированного корпуса и можно было дальше наслаждаться просмотром. В случаях, когда «народный метод ремонта» не помогал, прибегали к услугам телемастеров из телеателье (сейчас сервисный центр). Телеателье принадлежали государству.

Рядовой телемастер, возвративший к жизни поломавшийся телевизор, выглядел в глазах клиента корифеем, которого встречали и провожали с трепетом.

Впрочем, ремонт и особенно обнаружение причины неисправности и вправду требовали достаточно серьёзного понимания принципа работы аппарата, и в немалой степени – интуиции, в основе которой лежал постепенно накапливающийся опыт предшествующих ремонтов.

Практически с каждым телевизором рядом стояла пластмассовая коробка под названием «стабилизатор напряжения». Это была она жутко тяжелая конструкция, несмотря на свою небольшую мощность, редко превышающую 200-300 ватт. Предохраняли стабилизаторы только от перенапряжения и подходили для телевизоров с определённой мощностью. Например, на 160 ватт – чёрно-белые телевизоры. Для цветных (ламповых) они не подходили, поскольку сильно грелись сильно и пластмасса расплавлялась. И наоборот – стабилизатор с цветного телевизора был для черно-белого бесполезен, поскольку у такого аппарата мощности для этого стабилизатора не хватало. Когда телевизоры стали более модернизированными, коробки исчезли.

Сейчас телевизоры другие – с плоским экраном, жидкокристаллические или плазменные, легкие, с яркой и контрастной картинкой и пультом дистанционного управления. Трудно поверить, что когда-то все было не так.

Я понимаю, что в материале я охватил далеко не все, но самые основные моменты мне, как человеку, родившемуся в 80-е, я отметил.

Источник

Сколько моделей телевизоров выпускали в СССР?

Даже не пытайтесь угадать-все равно ошибетесь. Лучше подсчитаем вместе-так надежнее.

Недавно опубликовал статью про телевизоры «Шилялис» и судя по комментариям, многие читатели не представляют масштабов производства телевизоров в СССР. Из всех видов радиоаппаратуры СССР, больше всего моделей производили именно телевизоров.

История производства телевизоров в СССР началась с электромеханической модели «Т-1» РИК в 1932 году. До Великой Отечественной Войны было выпущено почти 30 различных моделей таких телевизоров, но мелкими сериями. Практически шло опытное освоение нового направления радиовещания, поэтому их не будем учитывать.

Послевоенное возобновление производства телевизоров началось с выпуска модели «Ленинград Т-1» в 1947 году. Началось массовое строительство телецентров в городах СССР и к 1960 году уже работало 84 телецентра. За это время было поставлено на серийное производство 71 модель телевизоров.

Еще 19 подготовленных к производству моделей было изготовлено ограниченной серией.

Если у «Ленинграда Т-1» кинескоп 18 см считался большим достижением, то у «Темп» размер кинескопа по диагонали уже составлял 53 см.

С 1960 по 1970 годы было поставлено на производство еще 125 моделей . Число телевизионных центров уже достигло 121.

19 моделей не пошли в серийное производство, хотя среди них есть очень оригинальные модели

1967 год ознаменовался началом вещания цветного телевидения. Цветных моделей телевизоров до 70 года выпустили не много: «Радуга» модели 4,5,6; «Рубин» модели 401, 401-1, 401-2; «Электрон -Ц».

В начале 70х годов начинается мода «телевизор в каждой квартире». Многие семьи уже покупают второй телевизор, но от старого не избавляются, на случай, если новый сломается, пригодится смотреть во время ремонта. В период с 1970 по 1980 год запущено в производство 128 новых моделей черно белых и 68 моделей цветных телевизоров .

Так же было много интересных моделей, которые не пошли в серийное производство, например такой симпатичный аппаратик «Электроника-микро» 1975 года разработки.

Ну и начиная с 80х и до распада СССР было запущено в производство 75 моделей ч/б и 179 моделей цветных телевизоров

В итоге получается, что всего в СССР производилось 653 модели телевизоров!

Поэтому, когда у Вас спрашивают: «Какой марки был магнитофон?» Вы тут же, без запинки, говорите марку: «Весна-202» !, а если спросить про марку телевизора. ну максимум вспомните название, а номер модели практически никто и не вспомнит.

Источник

Оцените статью