Текущий ремонт здания поликлиники

ВС РФ: если во время ремонта здание продолжает функционировать – это не капитальный ремонт

Elnur_ / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе решения нижестоящих судов об отнесении ремонтных работ в медорганизации к текущим, а не капитальным, потому что ремонт проводился в условиях действующих лечебных учреждений, здания на капремонт не закрывались, и эксперты сочли спорные работы именно текущим ремонтом (Определение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2019 г. № 304-ЭС19-20828).

Вопрос рассматривался в рамках спора между перинатальным центром и ТФОМС: последний требовал вернуть 24 млн руб. средств ОМС, израсходованных на спорный ремонт, потому что полагал их растраченными вопреки целевому назначению.

При рассмотрении дела выяснилось, что перинатальный центр заключил ряд контрактов на проведение ремонта:

  • на ремонт целого ряда помещений,
  • на выполнение работ по прокладке воздуховодов системы вытяжной вентиляции,
  • на выполнение работ по устройству пандуса и ремонту асфальтобетонного покрытия,
  • на выполнение работ по замене систем водоснабжения и водоотведения, на выполнение работ по замене стояков холодного, горячего водоснабжения, а также по прокладке выпуска канализации,
  • на выполнение работ по ремонту кровли,
  • на ремонт системы отопления, и т.п..

ТФОМС со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса доказывал, что часть указанных работ является работами капитального характера, поскольку согласно капитальный ремонт объектов капитального строительства – это замена или восстановление строительных конструкций объектов капстроительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление инженерных систем и сетей или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или их восстановление.

Читайте также:  Ремонт гбц двигателя 21124

Между тем судебный эксперт сослался на Ведомственные строительные нормы, которые являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. В документе установлено, что текущий ремонт должен производиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта до его постановки на капитальный ремонт. При этом определен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит: смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных, витражных или витринных заполнений, постановка доводчиков, пружин, упоров, смена оконных и дверных приборов, укрепление, усиление, смена отдельных участков деревянных перегородок, заделка трещин в плитных перегородках, перекладка отдельных участков, замена отдельных участков покрытия полов, восстановление штукатурки стен и потолков отдельными местами, все виды штукатурно-малярных работ во всех помещениях, смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры центрального отопления, установка воздушных кранов, гидравлическое испытание и промывка системы, регулировка и наладка систем отопления, смена отдельных участков и устранение неплотностей вентиляционных коробок, шахт, камер, воздуховодов, замена вентиляторов, воздушных клапанов и другого оборудования, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий, восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов и др.

Однако в рассматриваемой ситуации ремонты проводились в условиях действующих лечебных учреждений, здания на капитальный ремонт не закрывались, что не оспаривалось и ТФОМСом. В том числе и на этом основании судебный эксперт отнес спорные работы к текущему ремонту.

В суде он пояснил, что:

  • спорный ремонт проводился в процессе работы лечебных учреждений, без приостановления деятельности на время строительных работ;
  • без использования документации, относящейся к понятию «капитальный ремонт»;
  • ремонту подлежали только отдельные помещения или элементы здания, а не все здание в целом;
  • целью такого ремонта являлось не восстановление или замена конструкций, а только поддержание их эксплуатационных качеств.
Читайте также:  Ремонт пленочных фотоаппаратов зенит

Суды приняли позицию эксперта и отказались признавать траты на спорный ремонт нецелевым расходованием средств ОМС. Верховный Суд РФ пересматривать дело не стал.

Источник

Ремонт зданий учреждений здравоохранения. Что следует знать бухгалтерам?

«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 12

Действующее законодательство предъявляет довольно серьезные требования к содержанию имущества учреждений здравоохранения. Так, например, согласно п. п. 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений учреждений здравоохранения должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. То есть стены палат и других помещений не должны иметь трещин, отслоений штукатурки и краски, должны отсутствовать нарушения целостности напольного покрытия и т.д. В статье поговорим о вопросах обоснования, оформления и отражения в бухгалтерском учете работ по ремонту имущества учреждений здравоохранения.

СанПиН 2.1.3.2630-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.

Ремонт или реконструкция?

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объектов капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций данных объектов, кроме замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели этих конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Под линейными объектами подразумеваются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В свою очередь, реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и др.) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимаются замена и (или) восстановление (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):

  • строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций (кроме несущих строительных конструкций);
  • систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций (замена на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы).

Капитальный ремонт линейных объектов подразумевает изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет изменения класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон данных объектов.

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также в работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. То есть в рамках выполнения текущего ремонта чаще всего проводятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Перечень основных работ, выполняемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы приведен в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее — ВСН 58-88 (р)), а для объектов производственной сферы — в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88 (р) данные нормы распространяются на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно Приложению В к СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, к общественным зданиям относятся в том числе здания и помещения учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.

Как обосновать необходимость ремонта?

При осуществлении текущего и капитального ремонта учреждениям здравоохранения необходимо уделить должное внимание обоснованию проведения вышеуказанных работ.

Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В силу п. 3.2 ВСН 58-88 (р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью). Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) при весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре проверяется готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

Для проведения указанных осмотров учреждение создает комиссию, а их результаты отражаются в документах по учету технического состояния здания или объекта (в журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Для обоснования проведения капитального ремонта должны составляться дефектные ведомости или дефектные акты. Формы данных документов не утверждены, следовательно, по мнению автора, они могут составляться в произвольной форме.

Как документально оформить ремонтные работы?

После того как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается договор подряда (контракт). Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию. Необходимо отметить, что договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п. 4 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации установлены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Согласно ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В общем случае при проведении капитального ремонта оформляются следующие разделы проектной документации:

  1. пояснительная записка, которая должна содержать, в частности:

а) реквизиты документа, на основании которого принято решение о разработке проектной документации;

б) исходные данные и условия для подготовки проектной документации. Например, в пояснительной записке указываются реквизиты следующих документов (эти документы (их копии) должны быть приложены к пояснительной записке):

  • задания на проектирование — в случае подготовки проектной документации на основании договора;
  • правоустанавливающих документов на объект капитального строительства — при подготовке проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства;
  • иных исходно-разрешительных документов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе техническими и градостроительными регламентами;

в) сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристику производства, номенклатуру выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

г) сведения о наличии разработанных и согласованных специальных технических условий — в случае необходимости их разработки;

  1. мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. Этот раздел включает в себя, в частности, следующие сведения:

а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности, включающих в том числе требования к применяемым при капитальном ремонте технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, так и в процессе их эксплуатации;

б) обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;

  1. сметная документация. Напомним, что смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. При проведении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в Приложении 2 к МДС 81-35.2004 , а в случае проведения капитального ремонта кроме локальной сметы должен быть составлен сводный сметный расчет по форме, приведенной в том же Приложении. Учреждение вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (ч. 1 ст. 744 ГК РФ). Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Необходимо отметить, что в случае проведения текущего ремонта оформлять всю проектную документацию не нужно, достаточно составления сметы, обосновывающей стоимость проводимого ремонта.

Оплата выполненных ремонтных работ в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

Как отразить расходы на ремонт в бухгалтерском учете?

Ремонт имущества может быть осуществлен как подрядным, так и хозяйственным способом.

В соответствии с п. 134 Инструкции N 157н затраты на проведение ремонта объектов нефинансовых активов могут отражаться на одном из следующих счетов:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Если же ремонт осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания или за счет средств бюджетного финансирования, такие расходы отражаются по дебету счета 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества».

Согласно п. 9 Инструкции N 174н , п. 9 Инструкции N 183н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), на основании первичного учетного документа — акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. Стоматологическая поликлиника, являющаяся автономным учреждением, заключила договор подряда на проведение текущего ремонта внутренних помещений учреждения на общую сумму 354 000 руб. Заключенным договором предусмотрена уплата аванса в размере 106 200 руб. Учетной политикой учреждения установлено, что расходы на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе общехозяйственных расходов. Все расходы произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Подрядная организация не является плательщиком НДС.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Источник

Оцените статью