Текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока

Ремонт масляных выключателей

Ремонт масляных выключателей сводится в основном к регулярному техническому обслуживанию и, в случае необходимости, к замене пришедших в негодность деталей на новые из числа запчастей. Изготовление каких-либо вышедших из строя деталей своими силами не рекомендуется, кроме оговоренных ниже.

Техническое обслуживание масляных выключателей

Во время эксплуатации высоковольтные выключатели подвергаются периодическим плановым осмотрам. После аварии или длительного пребывания в отключенном состоянии проводятся внеплановые осмотры в соответствии с ПТЭ, «Правилами технической безопасности» (ПТБ) и заводскими инструкциями.

При осмотре обращают особое внимание на:

1. уровень масла в полюсах выключателя,

2. отсутствие выброса масла в зоне масляного буфера,

3. течь масла из цилиндров полюсов,

4. чрезмерный перегрев

5. состояние наружных контактных соединений, изоляции и заземления,

6. запыленность, загрязненность,

7. наличие трещин на изоляторах и конструкциях выключателя.

Текущий ремонт масляных выключателей

Масляный выключатель независимо от типа очищают от пыли, фарфоровые изоляторы и изоляционные детали протирают ветошью, слегка смоченной в спирте, восстанавливают смазку трущихся поверхностей, проверяют наличие масла в масляных буферах и цилиндрах (полюсах) и в случае необходимости доливают или заменяют на свежее.

В случае течи масла подтягивают болтовые соединения. Проверяют сопротивления полюсов и заземления. Для доливки масла в масляный буфер выключателя ВМГ-10 поступают следующим образом (рис. 2): следует вывернуть гайку 3, вынуть поршень 5 и пружину 6. Уровень масла от дна цилиндра 7 должен составлять 45 мм. После этого буфер собрать и вручную проверить плавность перемещения штока 4.

Капитальный ремонт масляных выключателей включает следующие основные работы:

1. отсоединение выключателя от шин и привода,

3. разборку выключателя,

4. осмотр и ремонт приводного механизма, фарфоровых опорных, проходных и изоляторов тяги, внутрибаковой изоляции, дугогасительной камеры, неподвижного розеточного и подвижного контактов, изоляционных цилиндров, маслоуказателей, прокладок и других деталей.

Разборку выключателя ВМГ-10 выполняют в такой последовательности:

1. вынимают стержень (ось) 1, сочленяющую (рис. 3) наконечник 4 подвижного контакта с тягой,

2. контакт отделяется от тяги,

3. отвертывают упорные болты и цилиндры 1 (см. рис. 1),

4. снимают с опорных изоляторов, которые остаются на раме,

5. отвертывают болты и отсоединяют гибкую связь 3 (рис. 3),

6. вынимают подвижный контакт вместе с контактной колодкой 2 и гибкой связью,

7. отвертывают болты фланца проходного изолятора, который снимают вместе с кронштейном,

8. производится разборка внутренних изоляционных деталей цилиндра (рис. 4).

Рис. 1. Масляный выключатель: а-ВМГ-133, б-ВМГ-10; 1-цилиндр, 2 — фарфоровая тяга; 3 — двуплечий рычаг, 4 — пружинный буфер, 5 — подшипник, 6 — масляный буфер, 7 — отключающая пружина, 8 — болт заземления, 9 — рама, 10 — опорный изолятор, 11 — серьга, 12 — изоляционный рычаг, 13,14 — болты-упоры (фиксатор «вкл» положения), 15-то же, для среднего соединения с приводом

При разборке полюса ВМГ-133 вынимают верхний цилиндр 10, затем камеру 11 и нижний цилиндр 13. Вынимать цилиндр надо аккуратно, чтобы не повредить лаковые покрытия. Далее вынимают розеточный неподвижный контакт 12, предварительно отвернув гайку 15. Чтобы розетка не проворачивалась, штырь удерживают ключом за лыски. Вынимают опорное фанерное кольцо и прокладку.

Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателя ВМГ-10. Вместо фарфоровой ребристой тяги выключатель имеет двуплечий изоляционный рычаг 12, который соединен с подвижным контактом с помощью серьги 11 (см. рис.1).

Рис. 2. Масляный буфер выключателя ВМГ-10: 1 — корпус, 2 — уплотняющая прокладка, 3 — специальная гайка, 4 — шток, 5 — поршень, 6 — пружина, 7 — дно корпуса

Рис. 3. Подвижный контакт: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМПП-10; 1 — стержень, 2 -контактная колодка, 3 — гибкая связь, 4 — наконечник с проушинами, 5 — контргайка, 6 — втулка, 7 — головка, 8 — направляющая колодка, 9 — штифт, 10 — наконечник

Крайние положения выключателя ограничиваются роликами двуплечего рычага 3 (рис. 5), приваренного к валу 2 между крайним и средним основными рычагами. Один из роликов подходит к болту 7 («вкл»), другой — к штоку масляного буфера 4 («откл»).

Буферная пружина 5 выключателя закреплена на среднем двуплечем рычаге.

Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышки, позволяющие осмотр розеточного контакта, не производя полной разборки основного цилиндра.

Наиболее уязвимые узлы выключателя — неподвижный розеточный контакт и дугогасительная камера — извлекают из цилиндра снизу, не разбирая проходной изолятор. При сборке дугогасительную камеру вводят в цилиндр выключателя снизу.

Рис. 4. Цилиндр (полюс): а — выключателя ВМГ-133, б — то же, ВМГ-10; 1 — основной цилиндр, 2 — дополнительный резервуар, 3 — маслоуказатель, 4 — жалюзи, 5 — маслоналивная пробка, 6 — верхняя крышка, 7 — проходной изолятор, 8 — кронштейны, 9 — скоба, 10 — верхний бакелитовый цилиндр, 11—дугогасительная камера, 12 — розеточный (неподвижный) контакт, 13 — нижний бакелитовый цилиндр, 14 — маслоспускная пробка, 15 — выводные штырь и гайка, 16 — нижняя крышка

Рис. 5. Приводной механизм: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМГ-133, в — подшипник; 1 — рама, 2 — вал, 3 — двуплечий рычаг, 4 — масляный буфер, 5 — пружинный буфер, 6 — отключающая пружина, 7 — болт-упор, 8 — подвижный контакт, 9 — ось, 10 — серьга, 11 — изоляционный рычаг (фарфоровая тяга), 12 — подшипник, 13 — вырез в раме для установки вала, 14 — болт с гайкой и шайбой, 15 — отверстие для смазки, 16 — шайбы, 17 — шейка вала

Для облегчения установки выступающие части картонной манжеты предварительно смазывают тонким слоем солидола. Зазор между нижней поверхностью дугогасительной камеры и верхней частью розеточного контакта должен быть в пределах 2—5 мм, что легко определяется прямым (не косвенным) замером.

Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателей типа ВМП-10 и ВМПП-10 (рис. 6). Выключатель ВМП-10 конструктивно отличается от ВМГ-10. Механизмы «вкл» и «откл» его находятся в полюсе выключателя, отсутствуют гибкие связи, подвижный контакт за пределы полюса не выходит, отсутствует выводной изолятор с изоляционными деталями и пружинами.

Токосъем осуществляется роликами, полюсы выключателя смонтированы на общей сварной раме, которая является основанием выключателя. Внутри рамы расположены: вал, отключающие пружины, масляный и пружинный буфер. Полюс состоит из изоляционного цилиндра с заармнрованными металлическими фланцами на концах. Контактные выводы выключателя имеют гальваническое антикоррозийное покрытие.

Этот выключатель широко используют с различными типами приводов, например ПП-67, ПЭ-11 в ячейках КРУ.

Рис. 6. Масляные выключатели; а — ВМП-10, б — ВМПП-10; 1 — рама, 2, 12 — опорный изолятор, 3 — полюс, 4 — маслоуказатель, 5 — изоляционная тяга, 6 — изоляционная перегородка, 7, 8 — собачки, 9, 10 — тяги, 11-рама с встроенным пружинным приводом и блоком релейной защиты, 13 — болт заземления, 14 — крышка, 15 — кнопка «откл» и «вкл»

Выключатель ВМПП-10 и привод к нему совмещены и встроены в общую раму. Полюс (рис. 7) очень схож с полюсом ВМП-10. Он состоит из изоляционного цилиндра 3, на концах которого заармированы металлические фланцы 2 и 4. На верхнем фланце укреплен корпус 5, к которому крепится головка полюса 6.

Механизм перемещения подвижного контакта расположен внутри корпуса и состоит из внутреннего 12 и наружных 15 и 16 рычагов, жестко закрепленных на общем валу 14. Наружный рычаг посредством изоляционной тяги связан с валом привода, а внутренний двумя серьгами 25 шарнирно связан с подвижным контактом, на верхнем конце которого закреплены направляющая колодка 8 и головка 7 (см. рис. 3) для присоединения контакта к серьгам механизма.

Нижний конец подвижного контакта связан с планкой, в которую установлена втулка 6 для направления движения подвижного контакта. Для смягчения ударов при отключении на стержне установлены буферы. Ролики 18 (рис. 7), скользящие между двух направляющих 17, центрируют включение подвижного 24 контакта в розеточный (неподвижный) и являются токосъемными устройствами для передачи тока с подвижного контакта на направляющие стержни и далее к верхнему внешнему контакту 6. В головке предусмотрена пробка 8 для заливки масла и для прохода измерительной штанги.

Для ремонта поврежденных элементов выключателя необходим частичный или полный разбор, который производится следующим образом:

• необходимо снять междуполюсные перегородки,

• слить масло из полюсов,

• отсоединить нижние шины,

• снять нижние крышки с неподвижными розеточными контактами,

• вынуть дугогасительную камеру 21 и распорные цилиндры 23 (рис. 7).

• Вынутые детали промыть маслом и осмотреть.

• Перевести выключатель в положение «вкл» и осмотреть наконечник подвижного контакта.

Для замены или ремонта подвижного контакта необходимо произвести дальнейшую разборку полюса, для чего отсоединить верхние шины, снять корпус с механизмом, предварительно отсоединив его от изоляционного цилиндра и изоляционной тяги, снять планку 20 и вынуть роликовые токоотводы. Перевести механизм в положение «откл» и отсоединить стопорную планку и подвижный контакт 24. Сборку цилиндра выполняют в обратной последовательности.

Рис. 7. Полюс выключателя ВМПП-10: 1 — нижняя крышка, 2 — нижний фланец, 3 — цилиндр, 4 — верхний фланец, 5 — корпус, 6 — головка, 7 — верхняя крышка, 8 — пробка маслоналивного отверстия, 9 — клапан, 10 — подшипник, 11 — буфер, 12 — внутренний рычаг механизма, 13 — уплотнение, 14 — вал механизма, 15 — механизм, 16 — наружный рычаг механизма, 17 — направляющий стержень, 18 — токоотводы (4 токоотвода на 20 кА и 6 на 31,5 кА на выключатель с номинальным током 630 А, 6 на 1000 А и 10 на 1600 А), 19 — втулка, 20 — планка, 21 -дугогасительная камера, 22 — маслоуказатель, 23 — распорный цилиндр, 24 — подвижный стержень, 25 — серьга, 26 — пружина.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Осмотр и текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока

Масляные выключатели

Осмотры масляных выключателей проводят без снятия напряжения 1 раз в день на подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом и в сроки, установленные местны­ми инструкциями, но не реже 1 раза в 10 дней — на тех подстанциях, где его нет.

При осмотрах масляных выключателей проверяют:

— внешнее состояние выключателя и привода;

— отсутствие загрязнений, видимых сколов и трещин изоляторов; следов выброса масла из дополнительных резервуаров или выхлопных устройств (клапанов);

— состояние наружных контактных соединений;

— уровень и отсутствие течи масла в полюсах выключателя;

— работу подогрева выключателя и привода (в период низких температур);

— показания счетчика числа аварийных отключений;

— соответствие показании указа­телей действительному положению масляного выключателя.

Текущий ремонт масляных вык­лючателей производится со снятием на­пряжения бригадой в составе трех чело­век (на масляных выключателях напря­жением 110 и 220 кВ) и двух — на ос­тальных выключателях.

При текущем ремонте мало­объемных масляных выключателей выполняют сначала осмотр выключателя и привода. При осмотре проверяют загряз­нение наружных частей выключателя, осо­бенно изоляционных деталей, отсутствие на них трещин; наличие выбросов масла и следов его подтекания через уплотнения по­люсов; уровень масла в полюсах; отсут­ствие признаков чрезмерного перегрева (на­пример, по цветам побежалости).

Рис. 4.12. Полюс выключателя ВМПЭ-10: 1 — крышка нижняя; 2 — фланец нижний; 3 — цилиндр; 4 — фланец верхний; 5 — корпус; 6 — головка; 7 — крышка верхняя; 8—пробка маслоспускного отверстия; 9 — клапан; 10 — подшипник; 11 — буфер; 12 — рычаг механизма внутренний; 13 — уплотнение; 14 — вал ме­ханизма; 15—механизм; 16—рычаг механизма наруж­ный; 17—стержень направляющий; 18—токоотводы; 19 — втулка; 20 — планка; 21 — камера дугогасительная; 22 — маслоуказатель; 23 — цилиндр распорный; 24 — стержень подвижный; 25 — серьга; 26— пружина

Протирают изоляторы и наружные части выключателя ветошью, смоченной в керосине, возобновляют смазку на трущих­ся частях, проверяют работу маслоуказа-телъных устройств. Проверяют надежность крепления выключателя и привода; исправ­ность крепежных деталей, правильность сочленения привода и выключателя; выпол­няют пробное включение и отключение выключателя. Уточнив объем работ, при­ступают к текущему ремонту.

Текущий ремонт выключателя ВМПЭ-10 с частичной разборкой проводят в следующем технологическом порядке:

— снимают междуполюсные пере­-
городки, сливают масло из полюсов
(рис. 4.12), снимают нижние крышки 1 с

розеточными контактами, вынимают дугогасительные ка­меры 21 и распорные цилиндры 23. Вынутые из полюсов детали тщательно промывают сухим маслом, протира­ют и осматривают;

— переводят выключатель вручную в положение,
соответствующее включенному, и осматривают концы
подвижных стержней;

— если контакты и камеры имеют несущественный из­нос (небольшие наплывы металла на рабочих поверхностях контактов, поверхностное обугливание перегородок камеры
без увеличения сечения дутьевых каналов), то достаточно
зачистить их поверхности напильником или мелкой наждач­ной шкуркой, а затем промыть маслом. В этом случае следу­ющий очередной ремонт производят раньше срока в зависимости от степени износа контактов и камер. Если контакты и камеры сильно повреждены дугой (имеются раковины и сквоз­ные прожоги тугоплавкой облицовки контактов и повреждения медной части ламелей и стержней, увеличенные размеры
дутьевых каналов и центрального отверстия камеры более
чем на 3 мм по ширине или диаметру и т. п.), они должны
быть заменены из комплекта запасных частей;

— при ремонте розеточного контакта (рис. 4.13) следят за тем

Рис 4 13 Контакт неподвижный чтобы в собранном контакте ламели 4 были установлены без

розеточного типа: перекосов, при вытянутом стержне находились в наклонном

1 — крышка нижняя; 2 — кольцо положении к центру с касанием между собой в верхней части

опорное; 3—кольцо; 4—ламель и опирались на опорное кольцо 2.

(на выключателях с номинальным При необходимости замены контакта подвижного стержня

током 630 и 1000 А — пять производят дальнейшую разборку полюса в следующем

ламелей ,1600 А – шесть ламелей, порядке:

см. вид А); 5 – прокладка изоля- — отсоединяют верхние шины;

ционная; 6- пружина; 7 болт М8; — снимают корпус с механизмом, предварительно
8 — связь гибкая; 9—пробка отсоединив его от тяги, изоляционного цилиндра и верх-

маслоспускного отверстия; ней скобы изолятора;

— снимают планку 20 (см. рис. 4.12) и вынимают токоотводы 18,

— переводят механизмы во включенное положение и отсоединяют вал механизма 14, от­соединив при этом стопорную планку. При замене новый контакт подвижного стержня должен быть ввинчен до отказа (зазор между стержнем и контактом недопустим), протачивают контакт и надежно раскернивают в четырех местах. В случае значительного повреждения медной части стержня над контактом заменяют его новым из комплекта запасных частей;

— собирают детали полюсов в последовательности, обратной разборке. Токоведущие
части промывают и протирают. Контактные выводы полюсов смазывают тонким слоем
смазки ГОИ-54 или ПВК. При сборке обеспечивают плотное прилегание головки 6, верхнего фланца 4 с корпусом 5, нижней крышки 1 с фланцем 2. В собранных полюсах проверяют работу механизма. При повороте его за наружный рычаг подвижный стержень должен сво­бодно, без заеданий, перемещаться по всему ходу до розеточного контакта;

— тщательно очищают все изоляционные части, фарфоровые изоляторы и масло-
указатели;

— проверяют исправность масляного буфера, в случае необходимости его разбирают,
промывают и заполняют индустриальным маслом, буферную пружину очищают и смазывают.

При ремонте привода выключателя особое внимание обращают на рабочую поверх­ность «собачек», состояние блок-контактов и пружин.

После текущего ремонта проводят испытания по ограни­ченной программе.

Кроме измерения сопротивления постоянному току контак­тов масляного выключателя, сопротивления обмоток включаю­щей и отключающей катушек, сопротивления изоляции вторич­ных цепей, обмоток включающей и отключающей катушек и ис­пытания масла из бака выключателя, обязательно опробуют вык­лючатель трехкратным включением и отключением с определе­нием зазора между роликом на валу выключателя и упорным бол­том 4 буферного устройства (рис. 4.14). Величина зазора должна быть 1—1,5 мм при включенном положении привода.

Текущий ремонт многообъемных масля­ных в ы к л ю ч а те л е и выполняют без вскрытия баков в следующем порядке.

Технической салфеткой, смоченной в бензине, протирают вводы, проверяют отсутствие сколов и трещин фарфора и арми-ровок. Проверяют крепление ошиновок, наклеивая на контакт­ные поверхности термопленки; отсутствие течи в маслоуказате-

лях и уровень масла во вводах, доливая его при необходимости. Открывают боковые крышки механизма выключателя, проверяют сопротивление изоляции трансформаторов тока ме-

Рис. 4.14. Устройство буферное:

1, 3 — пружинодержатель; 2 — планка; 4 — болт упорный; 5 — шайба; 6- буфер масляный;

гаомметром на 1000 В, измеряют переходное сопротив- 7— вал выключателя с рыча-

ление контактов. гами; 8 — пружина буферная

Внеочередной ремонт выключателя производят после выработки механического ресурса или нормированного допусти­мого количества операций по износостойкости (табл. 4.4). Коммутационный (механичес­кий) ресурс для часто переключаемых выключателей преобразовательных агрегатов опре­деляется числом коммутаций рабочего тока и составляет для металлокерамических кон­тактов 1000 операций, для медных контактов — 250 операций.

При наличии сумматоров-фиксаторов отключаемых токов необходимость внеочередного ремонта определяется по допустимому значению суммарного коммутируемого тока (табл. 4.5).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Читайте также:  Капитальный ремонт погружных электродвигателей
Оцените статью