Текущий ремонт трубопроводов производится совместно с ремонтом основного

Система обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промпредприятий — Нормативы технического обслуживания и ремонта трубопроводов

Содержание материала

Глава двадцать пятая
НОРМАТИВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДОВ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ

В нормативы ремонта включены промышленные трубопроводы следующего назначения: наружные и внутренние сети горячего и холодного водоснабжения, воздухопроводы сжатого воздуха, отопительные сети, паропроводы, конденсатопроводы, бензопроводы, мазутопроводы, маслопроводы. Разработаны отдельно ремонтные нормативы на промышленную трубопроводную арматуру, тепловые пункты и водоподогреватели.
Ремонт трубопроводов и арматуры должен проводиться с соблюдением правил техники безопасности и технических условий.
По отдельным видам трубопроводов вопросы ремонта строго регламентированы действующими правилами. Так, например, ремонт трубопровода пара давлением свыше 0,2 МПа и горячей воды температурой свыше 120 °С должен производиться с соблюдением требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды», утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Предприятия, получающие тепловую энергию от районных котельных или тепловых электростанций, должны соблюдать правила эксплуатации и ремонта, действующие в данной энергосистеме.
Указанными правилами предусматриваются техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, на которые и разработаны ремонтные нормативы.
Все системы трубопроводов, подлежащие регистрации в местных органах Госгортехнадзора, должны иметь паспорта, в которые соответствующий персонал записывает обнаруженные дефекты и проведенные ремонтные работы.

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

В объем технического обслуживания входят следующие работы: наружный осмотр трубопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках и фланцевых соединениях и состояния теплоизоляции и антикоррозионного покрытия, осмотр и мелкий ремонт трубопроводной арматуры при рабочем положении, смена запорной арматуры, маховичков, перенабивка сальников и замена душевых сеток, проверка работы конденсатоотводчиков и теплового пункта, регулировка отопительной системы, проверка состояния масловодоотделителей, установленных на воздухопроводах сжатого воздуха, и спуск из них конденсата. По наружным трубопроводам кроме указанных работ проверяют состояние колодцев и колонн эстакады, подтягивают фундаментные крепления колонн, подвижных и неподвижных опор трубопровода, заменяют отдельные скобы, ремонтируют лестницы, проверяют состояние пожарных гидрантов, плотности соединений в колодцах (с помощью мыльной эмульсии), устройства электрозащиты трубопроводов. По водоподогревателям проверяется плотность крышек, арматуры и работа измерительных приборов.
Результаты осмотра вносятся в карту ремонта.

Читайте также:  Уаз тормоз усилитель ремонт

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ

В объем текущего ремонта входят все работы по техническому обслуживанию, устранение выявленных дефектов при очередном осмотре трубопроводов и, кроме того, замена отдельных участков трубопроводов, частичная замена фланцев, прокладок и вышедшей из строя арматуры, смена сальниковой набивки в арматуре и компенсаторах, ремонт подвижных и неподвижных опор трубопровода, термоизоляции, восстановление антикоррозионного покрытия, испытание на плотность, гидравлические испытания на прочность и частичная окраска.
По отдельным видам трубопроводов производятся дополнительные следующие работы для:
воздуховодов сжатого воздуха — очистка системы трубопроводов от масляных отложений 5 %-ным раствором каустической соды с последующей промывкой горячей водой, ремонт масловодоотделителей;
отопительных сетей — устранение течи в трубопроводах и арматуре путем подтягивания муфт, контргаек; постановка хомутов на резиновых прокладках; смена отдельных секций отопительных приборов и небольших участков трубопроводов при устранении утечки и засорах в трубах; прочистка ершом и промывка стояков и подводок к отопительным приборам; замена в отдельных помещениях регулировочной и запорной арматуры, укрепление существующих крючков, хомутов, кронштейнов и подвесок, утепление расширительных баков на чердаках, сливных и воздушных труб и вантузов; промывка трубопроводов, отопительных приборов, конденсационных горшков, баков и грязевиков: гидравлическое испытание системы отопления; покраска трубопроводов и приборов;
наружных трубопроводов — ремонт колодцев, металлических колонн эстакады, частичная замена крепежных деталей, ремонт подвижных и неподвижных опор, термоизоляции и ее верхнего покрытия, ремонт и частичная замена электроаппаратуры в электрозащитном устройстве;
арматуры — разборка, очистка и промывка всех деталей, замена изношенных деталей, притирка клапанов и пробок кранов, перенабивка сальников, проверка работы приводной головки и ее ремонт;
в о д о п о д о г р е в а т е л е й — внутренний осмотр для выявления состояния змеевиков у емкостных подогревате-
лей, частичная замена трубок, замена прокладок и крепежных деталей, ремонт термоизоляции и арматуры.

Читайте также:  Место ремонта кораблей это

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

В объем работ при капитальном ремонте входят работы текущего ремонта, а также разборка пришедшего в негодность и прокладка нового трубопровода основных магистралей в размере 20 % и более протяженности данного участка, замена арматуры, фланцев, прокладок сальниковых компенсаторов, подвижных и неподвижных опор, полное восстановление антикоррозионного покрытия и термоизоляции, гидравлическое испытание со сдачей местным органам Госгортехнадзора и окраска трубопроводов в цвета, соответствующие их назначению. По некоторым видам трубопроводов производятся дополнительно следующие работы для:
воздухопроводов — замена масловодоотделителей, ремонт осушителей воздуха у потребителя и их перезарядка, определение утечек воздуха по всей системе воздухопроводов до ремонта и после него. Метод определения утечки воздуха изложен в соответствующей литературе;
наружных трубопроводов — замена металлических колонн, подверженных сильной коррозии, замена верхнего покрытия термоизоляции, перекладка верхней части колодцев, замена скоб и лестниц, ремонт шкафа электрозащиты трубопроводов, кабельных сетей, трансформатора, аппаратуры низкого напряжения;
арматуры — полная разборка арматуры, замена или ремонт отдельных деталей, расточка фланцевых поверхностей и поверхностей клапанных седел, замена зубчатых пар приводных горелок, ремонт или замена приводного механизма и электродвигателя;
водоподогревателей — полная разборка, очистка от накипи и шлама, замена змеевиков у емкостных водоподогревателей.
После капитального и текущего ремонтов трубопроводы пара и горячей воды должны подвергаться испытаниям в объеме, установленном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»*.

* Следует иметь в виду, что трубопроводы диаметром до 50 мм, а также арматура капитальному ремонту не подлежат. Замена трубопроводов и арматуры с естественным износом производится за счет текущего ремонта.

При наличии на предприятии стеклянных трубопроводов должны составляться инструкции по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте применительно к данному производству с учетом свойств стекла.
Обслуживающий персонал должен быть обучен и знать, что стеклянные трубопроводы и стеклянная арматура требуют повышенной производственной культуры обслуживания и строгого соблюдения технологических инструкций.
Для проведения капитального ремонта или реконструкции стеклянных трубопроводов рекомендуется приглашать организации треста «Союзстекломонтаж».

Читайте также:  Техническое обслуживание ремонта инженерных сетей

СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЦИКЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Структура и продолжительность циклов технического обслуживания и ремонта принята на основании «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта сооружений общепроизводственного назначения», разработанного Госстроем СССР, при условии непрерывной работы трубопроводов и приведена в табл. 25.1.
Таблица 25.1. Структура и продолжительность циклов технического обслуживания и ремонта трубопроводов

Трубопроводы горячей воды и пара, имеющие в течение года сезонный перерыв, ежегодно подвергают гидравлическому испытанию на давление, равное 1,25 рабочего, а трубопроводы, работающие без перерыва, — 1 раз в 2—3 года.
Продолжительность ремонтного цикла трубопроводов из полиэтиленовых труб, гуммированных и футерованных винипластом, полиэтиленом и фторопластом, приравнивается к ремонтному циклу трубопроводов из стальных труб внутренних и наружных сетей с коэффициентом 0,75.
Трубопроводы пара и горячей воды, зарегистрированные в Госгортехнадзоре, подвергаются техническому освидетельствованию инженером-инспектором в следующие сроки: наружный осмотр — не реже I раза в 3 года; наружный осмотр и гидравлическое испытание — перед пуском вновь смонтированного трубопровода в работу; наружный осмотр и гидравлическое испытание — после ремонта, связанного со сваркой стыков, а также при пуске трубопровода после нахождения его в состоянии консервации более 2 лет.

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий регламент определяет состав технологических трубопроводов, порядок проведения технического обслуживания и ремонта технологических трубопроводов, а также перечень операций при выполнении указанных работ.

1.2. Регламент разработан на основании положений РД 153-39ТН-008-96 «Руководство по организации эксплуатации и технологии технического обслуживания и ремонта оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций».

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Технологические трубопроводы включают и себя внутриплощадочные нефтепроводы, соединительные детали трубопроводов, запорно-регулирующую арматуру, узлы учета и контроля, фильтры-грязеуловители и другие устройства.

2.2. Техническое диагностирование — комплекс работ, включающих подготовку, натурное обследование элементов технологических трубопроводов, оценку технического состояния и составление технического заключения о возможности дальнейшей эксплуатации.

2.3. Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности трубопроводов и входящих в его состав устройств при их эксплуатации.

2.4. Текущий ремонт — ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности технологических трубопроводов и входящих в его состав устройств.

2.5. Капитальный ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса технологических трубопроводов и входящих в его состав устройств с заменой или восстановлением любых элементов, включая базовые, и их регулировка.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

3.1. Техническое обслуживание и ремонт технологических трубопроводов и устройств производится в соответствии с РД 153-39ТН-008-96 («Руководство по эксплуатации и технологии технического обслуживания и ремонта оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций»). В период эксплуатации обслуживающий персонал осуществляет контроль за состоянием наружной поверхности участков трубопроводов, проложенных открытым способом, их деталей, сварных швов, фланцевых соединений, арматуры, антикоррозионной защиты и изоляции, дренажных устройств, компенсаторов, опорных конструкций и т.д.

Результаты осмотра фиксируются в журнале не реже одного раза в смену. Обслуживание технологических трубопроводов НПС производится согласно графику ППР, разработанного инженером-механиком НПС, и утвержденного главным инженером РНУ (Приложение 2 ).

Для определения технического состояния технологических трубопроводов проводится их диагностика. Диагностику рекомендуется проводить акустико-эмиссионным методом. Диагностика проводится по методике, согласованной с отделами ОГМ, ТТО, ТБиПБ, инспекцией по надзору за магистральными нефтепроводами и утвержденной главным инженером ОАО МН. Диагностика выполняется собственными силами эксплуатирующей организации или подрядчиком при условии наличия лицензии на право выполнения данных работ, необходимого оборудования и квалифицированных кадров.

На основании результатов проведенной диагностики разрабатываются планы и мероприятия по устранению выявленных дефектов и определяется срок повторной диагностики.

3.2. Испытания технологических трубопроводов проводятся не реже 1 раза в 8 лет. Давление и режим испытаний устанавливается в зависимости от срока и параметров эксплуатации трубопровода согласно документам, регламентирующим проведение испытаний на действующем трубопроводе.

По результатам испытаний составляется акт и принимается решение о проведении ремонтных работ.

3.3. Текущий ремонт выполняется по наряду-допуску, утвержденному руководством НПС, согласованному с начальниками служб НПС, инженером ОТ.

Капитальный ремонт производится согласно мероприятиям, подписанным главным инженером РНУ, заместителем начальника РНУ по ТТО, начальником ОГМ РНУ, начальником ОТБ РНУ, согласованных с ВПЧ и инспекцией по надзору за магистральными трубопроводами, ОГМ, ОТБ, ТТО ОАО МН и утвержденных главным инженером ОАО МН или заместителем генерального директора по производству.

3.4. Вывод в текущий ремонт оборудования камеры регуляторов давлений осуществляется по разрешению руководства РНУ (начальник, главный инженер, зам. начальника по производству, зам. начальника по ТТО) на основании письменного запроса руководства НПС, согласованного с начальником соответствующей службы РНУ.

Капитальный ремонт, связанный с перемонтажем или заменой регулирующих заслонок производится согласно мероприятиям. Разрешение на производство работ дается на основании письменного подтверждения за подписью руководства РНУ о выполнении подготовительных работ и готовности к проведению основных работ. Разрешение на производство работ дает главный инженер ОАО МН, заместитель генерального директора по производству, заместитель генерального директора по ТТО ОАО МН.

3.5. Вывод в ремонт клапана, аккумулятора одной струны блока гашения ударной волны производится с разрешения руководства РНУ по письменному запросу за подписью руководителя НПС при наличии отсекающих задвижек на струне. Работы выполняются по наряду-допуску. Вывод из работы всей системы производится по разрешению руководства ОАО МН на основании запроса за подписью руководства РНУ.

3.6. Вывод в ремонт фильтра-грязеуловителя производится по разрешению руководства РНУ на основании письменного запроса руководства НПС.

3.7. Вывод в ремонт или ревизию предохранительного клапана блока предохранительных клапанов при наличии на нем отсекающих задвижек производится по разрешению руководства РНУ на основании письменного запроса руководства НПС, согласованного с начальником ОГМ РНУ. При отсутствии отсекающих задвижек выполнение работ по ремонту и ревизии предохранительных клапанов производится в период плановой остановки НПС.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ТО И РЕМОНТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

4.1. Оценка работоспособности блока гашения ударной волны осуществляется согласно инструкций заводов изготовителей, кроме того, производится контроль уровня жидкости в разъединительной емкости (уровень жидкости считается допустимым при давлении в приемном трубопроводе ниже 1,5 МПа из открытого среднего вентиля потечет антифриз), а также контроль исправности клапанов сброса нефти и подпорного устройства, обеспечивающего прижатие втулок клапанов в закрытом положении. Контроль осуществляется по давлению воздуха в системе и изменению уровня нефти в емкостях сброса и гашения ударной волны. Система находится в работоспособном состоянии при условии нахождения в работе не менее 4-х клапанов из 6-ти нефтепровода Æ 1200 мм и 3-х из 4-х нефтепровода Æ 1000 мм.

В объем ТО блока гашения ударной волны входят: внешний осмотр установки для проверки возможных утечек жидкости, воздуха и уровня жидкости в разделительном баке, устранение обнаруженных дефектов, контроль герметичности дросселирующего клапана. При текущем ремонте БГУВ производятся все операции ТО, а также: устраняются все течи на технологических узлах, емкостях, задвижках, воздухопроводах; ремонт или замена неисправных клапанов, камеры гидроаккумулятора, промывка огневых предохранителей, очистка отстойника разделительной емкости от механических примесей. При капитальном ремонте выполняются все операции текущего ремонта, а также: обследование состояния емкостей сброса и гашения ударной волны, обследование и очистка аккумуляторов, разделительной емкости, ремонт компрессора, разделительной системы, замена огневых предохранителей.

4.2. Система фильтров-грязеуловителей должна иметь в резерве не менее одного исправного фильтра. Работоспособное состояние системы фильтров характеризуется перепадом давления на фильтре и уровнем вибрации. При очистке магистрального трубопровода, а также после его ремонта и пропуска диагностических устройств осуществляется непрерывный контроль работоспособности фильтров. Увеличение перепада давления на фильтре до величины более 0,05 МПа или уменьшение перепада давления до величины менее 0,03 МПа свидетельствует о засорении или повреждении фильтрующего элемента. Перепад давления определяется по показаниям манометров, установленных на входе и выходе каждого фильтра. Перепад измеряется манометрами класса точности не ниже 1,5 с пределом измерений от 0 до 4,0 МПа. В объем ТО входят проверка и устранение утечек по нефти во фланцевых и резьбовых соединениях, проверка перепада давления в каждом фильтре. При текущем ремонте производятся: проверка герметичности узлов трубопроводов, герметичности задвижек, очистка фильтров от грязи и парафина, ремонт или замена фильтрующих элементов, чистка дренажей, проверка технического состояния патрубка воздушника. При капитальном ремонте выполняются: замена фильтрующих элементов на новые, замена или ремонт задвижек, заварка дефектов корпуса, нанесение коррозионных покрытий и покраска корпусов фильтров, наземных трубопроводов. После проведения капитального ремонта, связанного с заваркой дефектов корпусов, фильтры испытываются на прочность и плотность водой давлением 1,33 Рном.

4.3. Оценка работоспособности предохранительных клапанов осуществляется дежурным и инженерно-техническим персоналом при оперативном контроле, ревизии при эксплуатации, проведении ТО и ТР, проверки на специальном стенде. Признаками неработоспособности клапана и необходимости выполнения ремонтных работ являются: негерметичность — утечка среды через затвор клапана при давлении более низком, чем установочное давление; пульсация — быстрое и частое открытие и закрытие клапана; вибрация; отсутствие срабатывания при заданном установочном давлении. Неработоспособный клапан заменяется новым, отрегулированным на стенде или производится его ремонт по месту при наличии отсекающих задвижек на клапане. В объем ТО предохранительных клапанов входят: внешний осмотр, очистка от загрязнений наружных поверхностей, контроль герметичности, пульсации и вибрации. При текущем ремонте предохранительных клапанов производится устранение неисправностей, выявленных при ревизии, а также проверка величины давления срабатывания клапана и контроль пружины и уплотнительных поверхностей сопла золотника. При капитальном ремонте производится полная разборка, дефектация и восстановление изношенных деталей, замена крепежных деталей с неисправной резьбой, притирка уплотнительных поверхностей золотника и сопла, контроль и испытание пружины, сборка, регулировка, переиспытание на стенде. Капитальный ремонт предохранительных клапанов рекомендуется совмещать с их переиспытанием.

4.4. Контроль работоспособности и надежность срабатывания автоматических регуляторов давления осуществляется оператором НПС по показаниям контрольно-измерительных приборов. При обнаружении неисправностей оборудование регулирующих заслонок должно быть выведено в ремонт. При ТО осуществляется: внешн ий осмотр блока регуляторов давления, контроль за отсутствием утечек, контроль за наличием смазок, контроль и подтяжка контактных соединений, контроль точности и срабатывания заслонок с аппаратурой, задающей режим ее работы. При текущем ремонте производятся операции ТО, а также проверка состояния и очистка поверхностей подводящих трубопроводов, разборка, осмотр и очистка поверхностей регулирующих заслонок. В объем капитального ремонта входят работы текущего ремонта, а также: опорожнение трубопровода от нефти, вскрытие регулирующих заслонок, дефектация всех узлов и деталей и замена изношенных элементов; ревизия технического состояния и проверка работоспособности привода заслонок.

4.5. Результаты выполненных ТО и ремонтов технологических трубопроводов и устройств, входящих в состав трубопроводов, отражаются в ремонтном журнале (Приложение 1 ). Результаты диагностики и капитальных ремонтов технологических трубопроводов прикладываются к исполнительской документации НПС. Ведение журнала учета ТО и ремонтов технологических трубопроводов осуществляет начальник службы НПС, эксплуатирующей трубопроводы. Изменение в исполнительной документации после реконструкции и капитального ремонта, вносит заместитель начальника НПС (главный инженер НПС).

5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ

Перечень документации, порядок и сроки ее составления, а также порядок утверждения, согласования и хранения указаны в табл. 1 .

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. РД 153-39ТН-008-96 «Руководство по организации эксплуатации и технологии технического обслуживания и ремонта оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций».

2. «Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов» РД 39-30-114-78. Утв. Миннефтепром 14.12.78 г.

3. «Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов». Утв. Миннефтепром 07.12.85 г.

Источник

Оцените статью