Текущий ремонт скрытые работы

Содержание
  1. Текущий ремонт скрытые работы
  2. В августе 2019 года был проведен аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на ремонт помещений здания бюджетного учреждения. В соответствии с контрактом выполняются работы по текущему ремонту помещения. Условиями контракта предусмотрена возможность проведения скрытых работ, но сметой перечень таких работ не предусмотрен. Общая стоимость работ, не предусмотренных сметой, и дополнительно затраченных для выполнения таких работ материалов составляет 5,17% от цены контракта. Контракт действующий. В декабре 2019 года началась приемка, во время которой выяснилось, что были проведены скрытые работы и затрачено больше строительного материала. По данному факту был составлен акт. Заказчик проводит приемку работ: сумма контракта — 290 тысяч рублей, скрытые работы — 15 тысяч рублей. Правомерна ли приемка и оплата указанных скрытых работ?
  3. Скрытые виды работ
  4. Оформление акта.

Текущий ремонт скрытые работы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В августе 2019 года был проведен аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на ремонт помещений здания бюджетного учреждения. В соответствии с контрактом выполняются работы по текущему ремонту помещения. Условиями контракта предусмотрена возможность проведения скрытых работ, но сметой перечень таких работ не предусмотрен. Общая стоимость работ, не предусмотренных сметой, и дополнительно затраченных для выполнения таких работ материалов составляет 5,17% от цены контракта. Контракт действующий.
В декабре 2019 года началась приемка, во время которой выяснилось, что были проведены скрытые работы и затрачено больше строительного материала. По данному факту был составлен акт. Заказчик проводит приемку работ: сумма контракта — 290 тысяч рублей, скрытые работы — 15 тысяч рублей.
Правомерна ли приемка и оплата указанных скрытых работ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приемка и оплата заказчиком выявленных и выполненных подрядчиком дополнительных работ, а также использованных для выполнения таких работ дополнительных материалов будут являться правомерными при условии, что виды таких работ и материалов предусмотрены контрактом, подрядчик своевременно известил заказчика о необходимости выполнения таких работ и сторонами составлено соответствующее дополнительное соглашение к контракту.

Читайте также:  Капитальный ремонт двухкомнатной хрущевки

Обоснование позиции:
Прежде отметим, что, поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с этим Законом, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не установлено иное.
Как мы понимаем, под «скрытыми работами» в вопросе имеются в виду работы, которые в Гражданском кодексе РФ именуются «дополнительными работами» — работы, выполнение которых не было предусмотрено при подписании договора, но необходимость выполнения которых была выявлена подрядчиком при исполнении договора (п. 5 ст. 709 ГК РФ, смотрите также п. 3 ст. 743, п. 1 ст. 744 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика — контрактом, по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работ могут быть увеличены не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы по данному основанию могут быть увеличены только количество товара, объемы работ и (или) услуг, предусмотренные контрактом*(1). В порядке, предусмотренном пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и количество товаров, объем работ нельзя увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует. Аналогичные разъяснения неоднократно давали регулирующие органы (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 18.08.2015 N Д28и-2497 и письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479, а также постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Иное предусмотрено, в частности, пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который допускает изменение объема и (или) видов выполняемых работ. Однако этот пункт, внесенный в закон только с 1 июля 2019 года (пп. «а» п. 64 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ), может применяться только к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. К отношениям по контракту, предметом которого являются работы по текущему ремонту помещения, он неприменим.
Судебная практика допускает исключение из ограничений, установленных пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но только в отношении дополнительных работ, невыполнение которых грозило годности и прочности результата выполняемой работы (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Соответственно, увеличение объема работ по контракту на текущий ремонт помещения и соразмерное увеличение цены такого контракта правомерно, если речь идет о работах, предусмотренных контрактом.
Кроме того, необходимо учесть, что согласно п. 5 ст. 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Безусловно, следует обратить внимание, что в приведенной норме говорится об «определенной приблизительно цене», в то время как в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена по контракту по общему правилу определяется твердой. Однако применимость того же правила к договорам, цена по которым определена твердая, подтверждается положениями п. 6 ст. 709, п. 1 ст. 716 ГК РФ и — по аналогии — п. 3 ст. 743 ГК РФ, в котором то же правило более подробно описано применительно к выявлению дополнительных работ по договору строительного подряда. Применительно же к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязательность уведомления заказчика о выявлении необходимости выполнения дополнительных работ вытекает также из приведенных выше требований об установлении твердой цены и возможности изменения объема выполняемых работ и цены контракта только в случаях, предусмотренных законом. Как следует из того же п. 5 ст. 709 ГК РФ и неоднократно подтверждалось судебной практикой, в случае выполнения дополнительных работ без получения согласия заказчика подрядчик по общему правилу лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 22.10.2019 N Ф06-53286/19).

К сведению:
Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ если цена работ по договору установлена твердая (а по контракту на выполнение подрядных работ цена всегда является твердой в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), подрядчик не вправе требовать увеличения таковой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ в связи с увеличением или уменьшением в пределах 10% количества товара, объема работ, услуг.;
— Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ по контракту по Закону N 44-ФЗ с твердой ценой за весь объем работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

11 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что, по нашему мнению, в данном случае следует говорить не о «дополнительных работах», а о «дополнительных объемах работ», хотя законодательство этих понятий не различает. На практике в одних случаях под «объемом работ» может пониматься объем трудозатрат — затрат труда рабочих и механизмов, объемов употребляемых, перемещаемых материалов и т.п., например объемы грунта, перемещаемого при проведении земляных работ, количество проходов катка для уплотнения асфальтобетона — и материалов, необходимых для возникновения результата работ, предусмотренного контрактом. В других же случаях этим термином может определяться объем трудозатрат и материалов, затрачиваемых для обеспечения количественных, пространственных характеристик результата работ (например, «три этажа здания»), изменение которых и будет именоваться изменением объема работ. Изменение объема работ по первому определению, то есть объема трудозатрат, может обосновываться, например, п. 5 ст. 709, ст.ст. 716, 744 ГК РФ, допускающим изменение объема работ в связи с выявлением объективных обстоятельств, препятствующих исполнению договора — созданию предусмотренного им объекта — при выполнении работ в изначально согласованных объемах. В соответствии со вторым определением изменение объема работ, например «строительство 4-го этажа», может быть квалифицировано как изменение предмета контракта, то есть описание фактически нового объекта закупки (п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, это можно счесть противоречащим вышеприведенным нормам Гражданского кодекса РФ, допускающим в ряде случаев изменение объема и (или) содержания работ по требованию одной из сторон, вызванному объективным обстоятельством, но только в том случае, если это не меняет предмета договора.

Источник

Скрытые виды работ

После того как проведен капитальный ремонт, стены радуют цветом и красивой фактурой, краны в ванной комнате – отличным функционированием, а пол – стильной и современной отделкой. Однако этому результату предшествовал целый ряд сложных и довольно ответственных работ, которые не всегда можно разглядеть под финишной отделкой.

Скрытыми в строительстве называются такие работы, качество исполнения которых практически невозможно проверить, так как они перекрываются последующими этапами ремонта (штукатурка, отделка и т.д.) многие скрытые работы проводятся непосредственно еще во время постройки жилых домов. Так, укладка системы канализации, армирование стен находится в компетенции строителей. Другими словами, эти работы они производят под свою ответственность. Перепланировка квартиры и капитальный ремонт тоже требуют проведения определенного количества скрытых работ, о проведении которых должно быть написано в соответствующих документах.

Оформление акта.

Проведение скрытых работ желательно зафиксировать в специальном акте. Это официальный документ, составленный после приемки работ представителем заказчика и подрядчика, а также авторского надзора (дизайнера либо архитектора, по проекту которого производилась перепланировка или стройка). Необходимость составления такого акта заключается в том, что только его наличие дает возможность приступать к последующим этапам работы. Акт о приемке скрытых работ, как правило, носит стандартную форму, где указываются следующие данные:

  • Место расположения объекта, где производились работы.
  • Наименование работ.
  • Полный состав комиссии, которая непосредственно принимает качество выполненных работ (подрядчик, заказчик, представители авторского надзора).
  • Атрибуты проектных документов, по которым выполнялась перепланировка. Здесь должно быть указано дата составления, название организации или предприятия, номер чертежа, а также перечень использованных конструкций и материалов, дата начала и окончания работ.

После этого в акте фиксируется итоговое решение комиссии: «Работы произведены в соответствии со стандартами, проектной документацией, техническими условиями, строительными правилами и нормами и отвечают всем требованиям их приемки». Помимо этого оговаривается, что можно приступить и к последующим мероприятиям. Все члены комиссии должны подтвердить свое согласие личной подписью. Зачастую каждый конкретный вид работ требует создания отдельного акта. Наличие таких документов необходимо, главным образом, для различных технических и коммунальных служб и организаций, которые отвечают за безопасность помещений.

Переходим к делу. Скрытыми работами, которые производятся в квартире во время капитально ремонта, считаются:

  • Укладка тепло, звуко и гидроизоляции. Важно, чтобы ко всем используемым материалам прилагались соответствующие сертификаты по качеству, а также соблюдалась технология их установки. Как правило, отдельный акт составляют на гидроизоляцию санузла, ведь это помещение больше остальных подвержено влаге. Очень важно! При установке теплоизоляционного материала внимательно смотреть на места стыков с междуэтажными перекрытиями. Зачастую они пропускают холодный воздух, следовательно, требуют обязательного утепления.
  • Монтаж электропроводки производится согласно предварительно составленной схеме. В первую очередь в полу, на стенах либо потолке делают соответствующие отметки для установки выключателей, розеток и распределительных коробок. После установки всех составляющих нужно проверить систему. Идеальный вариант: если проверка будет проводиться при помощи передвижной электролаборатории, так как необходимо сделать измерения заземления, сопротивления изоляции и т.д. Очень важно, чтобы после прокладки электропроводки осталась возможность замены проводов, если они вдруг повредятся. Именно для этого и предназначены распределительные коробки. Они закрываются пластиковыми крышками и находятся под обоями или краской. Выполнять прокладку провода в стене нужно горизонтально на 15-25 см ниже потолка (для верхней разводки), и на 15-25 см выше линии пола (соответственно, для нижней разводки). В противном случае при последующих монтажах картин или светильников либо других работах есть риск их повредить.
  • Укладка сантехнических труб. Этому действию предшествует разработка конкретного плана, в соответствии с которым производят штробление стен под трубы с последующей их установкой. На этапе составления плана нужно помнить, что неверная расстановка сантехники в угоду красивому дизайну может в конечном итоге привести к нередким засорениям и другим неприятностям. Различные же изменения будут стоить нового ремонта. При выборе сантехнических труб не стоит забывать, что полипропиленовые трубы просты в монтаже и надежны, но в то, же время подвержены электрической и химической и коррозии. А медные и стальные трубы требуют сварки.
  • Теплый пол. Установка системы пола с обогревом подразумевает укладку теплоизоляционного материала, крепление нагревательных элементов и монтажной ленты, установку разделительного слоя стяжки. Затем непременно проводят на герметичность и общее функционирование конструкции. Только лишь после этого можно составлять акт и укладывать выравнивающую стяжку. Для установки теплого пола в комнате обязательно должно присутствовать заземление, а разводка должна выполняться отдельно от общей электрической сети.
  • Выравнивание пола и стен тоже можно назвать скрытыми работами, ведь после нанесения декоративной отделки исправлять ошибки будет уже поздно. Поэтому качество проделанных работ на стенах и полу следует проверять при помощи водного уровня. Важно! Если на поверхности, которую штукатурили, появились небольшие бугорки, места отслаивания или трещины, то раствор был сделан с нарушением технологии, и такую работу необходимо переделывать.

Источник

Оцените статью