Текущий ремонт секций шин

Ремонт шин 1, 6, 10 кВ

В распределительных устройствах применяют медные, алюминиевые и стальные шины.
Медные шины обладают высокой электропроводностью, механической прочностью и стойкостью к атмосферной коррозии.
Алюминиевые шины менее дефицитны и поэтому их значительно чаще используют в закрытых распределительных устройствах (ЗРУ). Недостатками алюминия являются невысокая механическая прочность при растяжении, образование трудно удаляемой оксидной пленки, обладающей значительным электрическим сопротивлением, образование гальванической пары при увлажнении мест соединения алюминия с другими металлами, приводящее к его ускоренному разрушению.
Стальные шины обладают значительным удельным сопротивлением (примерно в 7 раз большим удельного сопротивления медных шин). Стальные проводники имеют низкую коррозийную стойкость, легко окисляются (ржавеют) на воздухе. Кроме того, электрическое сопротивление стали при переменном токе сильно возрастает, поскольку сталь является магнитным материалом и ток вытесняется из средней части проводника к его поверхности (поверхностный эффект). Однако стальные шины дешевы, поэтому их применяют, но в сравнительно маломощных установках при небольших токах нагрузки.
Шины могут быть прямоугольного, круглого и коробчатого сечений. В установках до 35 кВ используют главным образом алюминиевые шины прямоугольного сечения. Сечение шин выбирают в зависимости от тока нагрузки и проверяют по режиму КЗ.
Соединение шин между собой и подсоединение их к выводам электрооборудования может быть разъемным и неразъемным. К разъемным относят соединения болтовые, винтовые, сжимаемые накладками, т. е. допускающие разборку без разрушения отдельных частей шин, к неразъемным — соединения, выполненные сваркой, пайкой и опрессованием. В распределительных устройствах шины чаще всего соединяют сваркой. В местах, где по условиям эксплуатации необходим периодический разъем, соединения шин выполняют болтовыми. Электрическое сопротивление контактного соединения после сборки на длине нахлестки должно составлять не более 1,2, а цельнометаллического соединения— не более 1,0 от сопротивления целого проводника той же длины.
Температура нагрева контактных соединений медных и алюминиевых шин не должна быть выше 90 °С, а присоединений проводников к зажимам аппаратов—не выше 95 °С в установках до 1000 В и 80 °С в установках выше 1000 В. При прохождении токов КЗ температура нагрева не должна кратковременно превышать 200°С у соединений алюминиевых проводников и 300 °С у медных.
Контроль за нагревом соединений можно осуществлять стационарными или переносными термоиндикаторами.
Для продольного перемещения шин при изменении температуры применяют температурные компенсаторы — пакеты гибких лент. В этом случае жесткое крепление шин к изоляторам выполняют в середине участка между компенсаторами, при отсутствии шинных компенсаторов — в середине общей длины шин.
Разъемные соединения осуществляют непосредственно или через переходные пластины в зависимости от характера внешней среды и материала шин. Непосредственно соединяют шины из одинаковых металлов, а также алюминиевые шины с медными в помещениях с относительной влажностью не более 80 %. При относительной влажности выше 80 % соединение осуществляют через медные или медно-алюминиевые переходные пластины. При токах более 400 А плоские зажимы рекомендуется выполнять не менее чем с двумя отверстиями под болты. Алюминиевые шины между собой и с медными должны соединяться стальными болтами, гайками и увеличенными (утолщенными) шайбами с тарельчатыми пружинами.

Читайте также:  Шум от строительный ремонт


Рис. 1. Разъемное соединение шин:
а, б, в — с плоскими выводами аппаратов; г, д, е — с круглыми выводами аппаратов;1 — контактный зажим; 2 — алюминиевая шина или наконечник; 3 и 4—стальные болт и гайка; 5 — тарельчатая пружина; 6 и 7— стальные увеличенная и обычная шайбы; 8 — медная шина или наконечник: 9 — место соединения сваркой; 10 — алюминиевая шина, плакированная медью; 11 и 12 — увеличенная и обычная гайки из меди или сплавов

На рис. 1 показаны разъемные соединения шин.
Для застопоривания болтовых соединений медных и стальных шин применяют пружинные (разрезные) шайбы. При алюминиевых шинах их применять не рекомендуется. Для удобства фазировки при монтаже, т. е. нахождения одноименных фаз, шины РУ окрашивают эмалевыми красками. Окраска улучшает теплоотдачу и позволяет увеличить допускаемый ток нагрузки. При вертикальном расположении верхнюю шину (А) окрашивают в желтый, среднюю (В) — в зеленый, нижнюю (С) — в красный цвет, при горизонтальном расположении шину, наиболее удаленную от персонала, — в желтый, среднюю — в зеленый, а ближайшую к персоналу — в красный цвет.
В процессе ремонта шины очищают от пыли и проверяют их крепление. Для удобства осмотра гайки болтов контактных соединений должны располагаться с видимой стороны. Под головками болтов и гаек на контактных соединениях медных шин должны быть установлены нормальные стальные шайбы, а со стороны алюминиевых шин — специальные, усиленные (утолщенные) шайбы и тарельчатые пружины.
При проверке контактов затяжку болтов следует выполнять гаечными ключами с нормальным усилием руки (150—200 Н). Запрещается применять удлинители для увеличения силы нажатия, так как усилие может превзойти предел текучести материала шин и болтов. Качество контакта при ремонте проверяют щупом толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм, который не должен проходить на глубину более 5 мм, а в процессе эксплуатации — с помощью термоиндикатора. В качестве стационарного индикатора применяют специальную пленку, наклеиваемую вблизи контактов. При температуре 60—70 °С термопленка имеет красный цвет, при дальнейшем нагревании она темнеет, что указывает на плохой контакт. При обнаружении дефектного контакта его поверхности обрабатывают. Контактные поверхности до и после обработки проверяют стальным угольником на отсутствие завалов поверхности.
Особое внимание необходимо обратить на алюминиевые шины. Оксидную пленку с них удаляют, зачищая стальной щеткой или напильником под слоем технического вазелина. По окончании обработки шины протирают тряпкой, смоченной бензином, и на обработанные поверхности наносят чистый вазелин. Для создания надежного контакта на соединениях алюминиевых шин необходимо предварительно затянуть болты с полным усилием руки (около 400 Н), затем соединение ослабить, после чего вторично затянуть болты с нормальным усилием (150—200 Н). Такая технология рекомендуется при диаметре болтов 12 мм и более, а до 10 мм обжатие не следует выполнять во избежание срыва резьбы.

Читайте также:  Лучший набор для ремонта смартфонов

При сварных соединениях основным методом контроля является внешний осмотр. Поверхность сварных швов должна быть без наплывов, швы не должны иметь трещин, прожогов, непроваров длиной более 10 % длины шва (но не более 30 мм). Кроме того, сварные соединения проверяют на целость легким постукиванием молотка. Швы стыков соединяемых шин (алюминиевых, медных с алюминиевыми) в сырых помещениях должны быть покрыты 2—3 слоями глифталевого лака.
По окончании проверки при необходимости возобновляют окраску шин эмалевой окраской.

Источник

Ремонт шинных устройств

Шинные устройства применяют во всех распределительных устройствах независимо от напряжения и типов (открытые или закрытые). Шины выполняют в виде полос прямоугольного сечения из меди, алюминия и стали. В РУ напряжением до 10 кВ применяют шины прямоугольного сечения с соотношением сторон 1 : 5 — 1 : 10.

Ремонт шин заключается в креплении или замене болтовых соединений шинодержателей.

Неровности и пленки окиси с контактных поверхностей удаляют напильником, не допуская общего уменьшения сечения шины более чем на 1,5 %.
Если вмятины или выемки уменьшают сечение шин более чем на 1,5 % для алюминия и 1 % для меди, но не более 10 % от их общего сечения, то дефектное место усиливают накладкой, которую соединяют болтами.
Крепление алюминиевых и медных шин на изоляторах производят различными способами в зависимости от количества шин каждой фазы, которое определяют по силе тока, протекающего в них. Для установок с большой силой тока применяют многополосные шины.
Шины вследствие нагрева протекающим током изменяют свою длину, поэтому при монтаже предусматривают компенсирующие устройства. У шин длиной до 25 м в местах их крепления делают отверстия овальной формы (при креплении к изоляторам). Под головки болтов устанавливают пружинные шайбы.
Данные для выбора пластин компенсаторов для однополосных шин при толщине пластин 0,5 мм приведены в табл. При толщине пластин меньше 0,5 мм количество их должно быть соответственно увеличено.
Выбор пластин компенсаторов для шин

Читайте также:  Ремонт отделка интересные идеи

Источник

Ремонт системы шин 110 кВ — периодичность и перечень работ

Периодически во всех действующих электроустановках в установленный соответствующими нормативными документами срок выполняются ремонты всех элементов системы электроснабжения, в том числе и систем шин 110кВ.

Система шин 110кВ трансформаторной подстанции представляет собой участки шин гибкой или жесткой конструкции, имеющие малое сопротивлением, служащие для подключения различных фидеров. Это один из ответственных участков распределительного устройства, который также должен подвергаться периодическим ревизиям, ремонтам. Перед проведением ремонтных работ систему шин 110кВ необходимо отключить и заземлить.

Порядок действий при отключении системы шин 110кВ

Вывод в ремонт на практике означает отключение одного из трансформаторов подстанции и перевод электроснабжения через один трансформатор.

  1. Цепи вторичной коммутации, получающие питание от трансформатора напряжения данной секции, следует перевести на питание от второго трансформатора.
  2. Отходящие фидеры, получающие питание от данной системы шин, следует перефиксировать на другую систему. Это же касается и токовых цепей ДЗШ данных фидеров.

В противном случае, может произойти ложное срабатывание ДЗШ, которое приведет к отключению системы шин.

Проверка отсутствия напряжения производится по показаниям киловольтметров на данной системе шин.

В соответствии с ПБЭЭ, система шин 110кВ должна быть заземлена путем установки заземляющего устройства (установкой стационарных заземляющих ножей).

Периодичность выполнения ремонтов систем шин 110кВ устанавливается

  • текущий ремонт – 1 раз в год;
  • капитальный ремонт – по мере необходимости (определяется комиссией с участием главного энергетика).

Во время текущего ремонта устраняют дефекты, выявленные во время осмотров, ликвидируют причины выявленных в ходе эксплуатации неисправностей в работе электрооборудования.

Источник

Инструкция на ремонт шинопроводов и секций 0,4 кВ — Технологическая карта ремонта

Содержание материала

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. Порядок разборки.
3.1.1. Порядок разборки секций КРУ-0,4 кВ.

НТД (чертеж и т.д.)

Инструменты, материалы, приспособления

Возможные неисправности, дефекты

Рекомендации по устранению дефекта

Вывести выключатели в ремонтное положение очистить от пыли, загрязнений, проверить на включение, отключение

Выключатели четко включаются, отключаются

Отвертка, испытательный стенд

Очистить ячейки и ошиновку от пыли и загрязнений.

Произвести подтяжку болтовых соединений металлоконструкции, кабельных наконечников, аппаратов и ошиновки

Болтовые соединения должны быть затянуты согласно таблице 3.

Набор ГК, отвертка

Зачистить контактные поверхности шин, втычных и заземляющих контактов.

отсутствие окислов, нагаров

Проверить состояние изоляторов

Отсутствие сколов, трещин, сопротивление изоляции не менее 300МОм

Сколы, трещины сопротивление изоляции менее 300МОм

Очистить поверхность от пыли и загрязнений или заменить

Металлический блеск и отсутствие обгара контактных поверхностей,

Напильник с мелкой насечкой или надфиль, ветошь, уайт-спирит, набор ГК

Обгар, оплавление, нагрев (изменение цвета) контактных поверхностей

Осмотреть контактные поверхности, удалить старую и нанести новую смазку на втычные ножи.

Отсутствие обгара, оплавления, нагрева (изменение цвета) контактной поверхности.

Напильник с мелкой насечкой или надфиль, ветошь, уайт-спирит, микроомметр

Обгар, оплавление, нагрев (изменение цвета) контактной поверхности,

Осмотреть швы сварных соединений шин

Отсутствие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла

Фонарик, лупа 4х7

Наличие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла

Выполнить требование п. 3.5.16.

Произвести проверку работы ручного привода на дверцах ячейки проверку сочленения привода дверцы ячейки с валом привода выключателя

Надежный взвод, включение и отключение выключателя

Набор ГК, молоток, отвертка

Выключатель не включается или не взводится

Отрегулировать фиксирующее устройство в соответствии с требованиями
0-03-12ТИ

Проверить нахождение в одной плоскости втычного ножа (ф. «В») с крайними втычными ножами (ф.»А» и «С»)

Средний нож (ф. «В») должен находиться в одной плоскости с крайними ножами (ф. «А» и «С»)

Ножи находятся не в одной плоскости

Произвести регулировку небольшим подгибом ножей

На выключателе проверить нахождение в одной плоскости втычного контакта (ф. «В») с крайними втычными ножами (ф.»А» и «С»)

Средний контакт (ф. «В») должен находиться в одной плоскости с крайними контактами (ф. «А» и «С»)

Контакты находятся не в одной плоскости

Произвести регулировку небольшим подгибом контактных пластин выключателя, предварительно сняв ламели

Проверить на соосность, сочленение втычных контактов выключателей с контактами секции.

Соосность контактов, надежное сочленение, расстояние от втычных ножей до пластины контактов в пределах 4-5 мм

Устройство визуального контроля силовых контактов выключателя в ячейке КРУ, штангенциркуль

Контакты не соосны

Произвести регулировку небольшим подгибом контактных пластин выключателя, предварительно сняв ламели

Произвести проверку работы (в случае необходимости ремонт) фиксирующих устройств выключателей с ячейками и работу механической блокировки.

Надежная фиксация выключателей в рабочем и испытательном положениях, невозможный вкат, выкат выключателя во включенном состоянии.

Не надежная фиксация выключателей позволяющая вкат и выкат выключателя во включенном состоянии.

Отрегулировать фиксирующее устройство в соответствии с требованиями
0-03-12ТИ

Произвести осмотр силовых кабелей в местах подключения к ячейкам

Отсутствие подтеков, потемнения оплавления кабеля

Подтеки, оплавления кабеля, потемнение

Сообщить мастеру для организации работ

Сборка контактного соединения присоединения кабельного наконечника к ошиновке секции.

Набор ГК, динамометрический ключ

Измерить сопротивление изоляции ошиновки секции, предварительно отсоединив все присоединения приборов к шинам

Сопротивление изоляции каждого шкафа должно быть не менее 1МОм

Мегомметр 1000В, набор ГК, изолирующая прокладка

Сопротивление изоляции меньше допустимого

Найти и заменить поврежденный изолятор подкладывая между шиной и изолятором изолирующую прокладку

Проверить работу блокировки выключателей рабочих и резервных вводов

Блокировка должна препятствовать вводу выключателей при выдвинутом штоке механической блокировки.

Сообщить руководителю работ (мастеру)

Произвести подкраску секции, восстановить надписи

Кисть, эмаль ПФ-115 серая

Установить выключатели в испытательное положение, убедившись в их отключенном состоянии

Порядок разборки шинопровода 0,4 кВ.

НТД (чертеж и т.д.)

Инструменты, материалы, приспособления

Возможные неисправности, дефекты

Рекомендации по устранению дефекта

Снять лючки шинопровода

Очистить шинопровод от пыли и загрязнений.

Проверить состояние уплотнительной резины на лючках и прилегание лючков к шинопроводу

Резина должна обеспечивать плотное (без зазоров) прилегание лючков к шинопроводу

Неплотное прилегание лючков

Заменить уплотнительную резину

Проверить состояние опорных изоляторов.

Отсутствие сколов, трещин, сопротивление изоляции не менее 300МОм

Ветошь, мегомметр 500В

Сколы, трещины сопротивление изоляции менее 300МОм

Очистить поверхность от пыли и загрязнений или заменить изолятор

Произвести подтяжку болтовых соединений металлоконструкции и ошиновки, смазать контакты

Болтовые соединения должны быть затянуты согласно таблице 3

Набор ГК, отвертка, кисть, смазка ЦИАТИМ-221

Проверить состояние сварных швов подвесной арматуры крепления короба

Отсутствие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров

Наличие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров

Доложить мастеру для организации работ по восстановлению.

Осмотреть швы сварных соединений шин

Отсутствие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла

Фонарик, лупа 4х7

Наличие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла

Выполнить требование п. 3.5.16.

Проверить состояние проходных изоляторов (досок)

Чистая поверхность, отсутствие сколов, трещин, уплотнительной резины

Измерить сопротивление изоляции шинопровода, предварительно отсоединив все присоединения приборов к шинам.

Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм

Мегаомметр 2500В, набор ГК, изолирующая прокладка

Сопротивление изоляции меньше допустимого

Найти и заменить поврежденный изолятор, подкладывая между шиной и изолятором изолирующую прокладку

Произвести подкраску шинопровода, восстановить расцветку фаз в случае необходимости

Кисть, эмаль ПФ-115 серая

Установить лючки шинопровода

Нормативные значения.

Нормативные значения для секций 0,4кВ

Сопротивление изоляции изоляторов

не менее 300МОм

Сопротивление втычных контактов

не более: для контактов на
400А-75мкОм,
600А-60мкОм,
900А-50мкОм,
1200А-40мкОм,
свыше 2000А-33мкОм

Швы сварных соединений шин

Отсутствие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла.

Расстояние от втычных ножей до пластины контактов выключателя

в пределах 4-5 мм

Сопротивление изоляции ошиновки секции

Нормативные значения для шинопровода 0,4кВ

Сопротивление изоляции изоляторов

не менее 300МОм

Швы сварных соединений шин

Отсутствие трещин, прожогов, незаваренных кратеров и непроваров длиной более10% длины шва при глубине более 15 % толщины свариваемого металла.

Сопротивление изоляции ошиновки секции

Дефектация.

Характерные дефекты при ремонте секций 0,4кВ.

№ п/п

Дефекты.

Вероятная причина

Рекомендуемый метод устранения.

При вкатывании выкатного элемента в рабочее положение требуется прикладывать большое усилие на рычаг.

Отсутствие смазки на разъемных контактах и направляющих выкатного устройства.

Произвести смазку подвижных и неподвижных контактов, направляющих выкатного устройства.

Несоосность контактов больше допустимой (автомат не вкатывается).

Произвести регулировку небольшим подгибом контактных пластин выключателя, предварительно сняв ламели.

Дефект опорного изолятора (трещина, скол, и т.д.).

Большие механические нагрузки.

Устранить нагрузки и заменить изолятор.

Характерные дефекты при ремонте шинопроводов 0,4кВ.

Дефект опорного изолятора (трещина, скол, и т.д.).

Большие механические нагрузки.

Порядок сборки.

Порядок сборки секций 0,4кВ.

Сборка производится в обратном порядке.

Порядок сборки шинопровода 0,4кВ.

Сборка производится в обратном порядке.

3.5. Общие указания.
3.5.1. Перед началом работ рабочая зона должна быть убрана от посторонних предметов, на рабочих местах должна быть размещена необходимая оснастка.
3.5.2. При обнаружении дефектов (повреждений) во внутренних полостях и снаружи в обязательном порядке должен быть поставлен в известность мастер бригады, выполняющей работы, старший мастер участка ГС, составлен акт дефектации и определен дополнительный объем работ по устранению дефекта.
3.5.3. Отдельные мелкие детали оборудования (крепеж, болты, шпонки и т.п.) должны складываться в специальные поддоны, коробки (ящики) с фиксацией количества.
3.5.4. Демонтированные узлы и элементы оборудования должны быть уложены на деревянные или пластиковые подкладки для исключения повреждения.
3.5.5. На время перерывов в работе в течение рабочего дня, по окончании рабочего дня и на выходные дни запрещается оставлять внутри секций инструмент и приспособления, ветошь и т.п.
3.5.6. Производитель работ обязан осуществлять постоянный контроль за выполнением всеми членами бригады требований указанных в данной инструкции.
3.5.7. Ежесменно, по окончанию работ, производитель работ обязан организовать уборку рабочего места. При ремонте производитель (руководитель) работ должен обращать особое внимание ремонтного персонала на соблюдение мероприятий, исключающих попадание в оборудование посторонних предметов, а также предотвращающих повреждение фарфоровой изоляции во время ремонта.
3.5.8. Состояние резьбовых крепежных изделий проверяется внешним осмотром, а также навинчиванием гаек (ввинчиванием болтов) от руки. Гайки (болты) должны навинчиваться (ввинчиваться) плотно без люфта.
3.5.9. На поверхности гладкой части болтов повреждения допускаются устранять проточкой или опиловкой с уменьшением диаметра не более чем на 3% номинального. Чистота поверхности при этом должна соответствовать требованиям стандартов, норм или чертежу завода-изготовителя.
3.5.10. Грани и узлы на гайках и головках болтов, прорези головок винтов не должны иметь повреждений препятствующих навинчиванию. Допускается устранение повреждений при условии, что уменьшение размера гаек (головок болтов) под ключ не превысил 0,5мм или изменение одного из углов гайки (головки болта) уменьшает соответствующую диагональ шестигранника не более, чем на 0,7 мм на каждые 10 мм длины диагонали.
3.5.11. Допускается на резьбе незначительные местные повреждения — вмятины, задиры, выкрашивание на глубину не более чем на 20% общего числа витков. Такие дефекты устранять прогонкой резьбонарезным инструментом или опиловкой.
3.5.12. Болты, гайки подлежат выбраковке:
— при наличии трещин;
— если вмятины, забоины, задиры, выкрашивания и другие повреждения более чем на двух витках резьбы в конце нарезки в гайке и в начале нарезки на болте;
— если погнутость болта более 1 мм на 100 мм длинны.
3.5.13. Отверстия для шплинтов в болтах и шпильках не должны быть забиты или увеличены.
3.5.14. Отдельные мелкие задиры, заусенцы, царапины на поверхности установочных штифтов и отверстий под штифты запилить. При ослаблении посадки отверстие развернуть и установить новый штифт ремонтного размера.
3.5.15. Стопорные и пружинные шайбы подлежат выбраковке:
— при наличии трещин и изломов;
— при потере упругости;
— если развод пружинных шайб менее полуторной ее толщины.
3.5.16. Работы по устранению дефектов с применением ручной дуговой сварки производятся по наряд-допуску на проведение пожароопасных работ в электроустановках в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке организации и проведения пожароопасных работ на электроэнергетического предприятия». 0-18-04ИП.
— Для устранения дефектов с применением ручной дуговой сварки привлекаются специализированные подразделения имеющие квалифицированный персонал и оборудование для качественного выполнения ремонта. (ЦЦР электроэнергетического предприятия, цеха подрядных организаций).
— Работы выполняются в соответствии с технологическими указаниями карт технологического процесса сварки (КТПС) разработанных для данного дефектного узла в соответствии с приложением 56 СТП 16100208.
3.5.17. При текущем ремонте секции контактные соединения в шкафу ввода (стыковой панели) питания секции от стороны НН трансформатора СН и одноболтовые контактные соединения присоединения кабельных наконечников необходимо проверить на наличие в соединении тарельчатых пружин — при необходимости установить их.
3.5.18.При сборке контактных соединений болты затягивать моментным ключом с усилием:
Таблица 3.

Источник

Оцените статью