Текущий ремонт привода разъединителя

Ремонт разъединителей

Ремонт разъединителей складывается из ремонта изоляторов, токопроводящих частей, приводного механизма и каркаса.

Сначала удаляют с изоляторов (слегка смоченной в бензине тряпкой) пыль и грязь, внимательно осматривают с целью выявления дефектов и их устранения. Далее проверяют:

— крепления подвижных и неподвижных контактов разъединителя на изоляторах, а также токопроводящих проходных изоляторов,

— отсутствие при включении смещения подвижного контакта разъединителя относительно оси неподвижного. Если смещение вызывает удар подвижного контакта о неподвижный, его устраняют изменением положения неподвижного контакта,

— надежность контакта в месте соединения шин с неподвижными контактами разъединителя (стягивающие болты должны быть законтрены),

— плотность соприкосновения подвижного и неподвижного контактов разъединителя с помощью щупа толщиной 0,05 мм, который должен проходить на глубину не более 5 — 6 мм. Изменение плотности достигается затяжкой спиральных пружин на подвижном контакте разъединителя. Плотность контакта, однако, должна быть такой, чтобы втягивающие усилия не превышали 100 — 200 Н для разъединителей РВО и РВ на ток до 600 А,

— одновременность качание ножей с губками трехфазного разъединителя. При разновременности касания расстояние А не должно превышать 3 мм. Регулировка достигается изменением длины поводков или тяг отдельных фаз. Нож разъединителя во включенном положении должен находится от основания неподвижного контакта на расстоянии, равном не более 5 мм,

— момент замыкания блок-контактов разъединителя. В процессе включения цепь блок-контактов разъединителя должна замыкаться при приближении ножа к губке (допускается недоход ножей до губки 5 градусов), а в случае отключения — при прохождении ножом разъединителя 75% его полного хода. Регулировка достигается изменением длины тяги блок-контактов и поворотом контактных шайб на шестигранном валу,

— целостность пластин гибкой связи вала заземляющих ножей с каркасом разъединителя, присоединение заземляющей шины к разъединителю. Для надежности соединения поверхности заземляющей шины и рамы разъединителей вокруг отверстия для болта зачищают до блеска, смазывают тонким слоем вазилина и соединяют болтом. Во избежание коррозии вокруг места соединения болт необходимо покрасить,

— четкость работы механической блокировки вала разъединяющих и заземляющих ножей разъединителя. Трущиеся части разъединителей и привода покрывают незамерзающей смазкой, а при необходимости предварительно протирают смоченной в бензине тряпкой и зачищают шкуркой, затем устраняют ржавчину и окрашивают.

Место контакта ножа и губки разъединителя покрывают тонким слоем незамерзающей смазки или вазелина. Последовательно контактные поверхности зачищают мягкой стальной щеткой.

капитально отремонтированный разъединитель должен пройти испытания.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Текущий ремонт и испытания разъединителей

Разъединители — самые распространенные аппараты в распределительных устрой­ствах (РУ) высокого напряжения и В Л (число разъединителей в 2,5—4 раза больше, чем выключателей). Поэтому весьма важными их характеристиками являются занимаемая пло­щадь и объем, простота обслуживания, удобство проведения ремонтных и монтажных ра­бот. Разъединители должны обладать высокой надежностью, поскольку число их переклю­чений в течение года эксплуатации может достигать нескольких сот и более в зависимости от схемы соединений РУ, а их повреждение может привести к серьезным авариям и наруше­нию схемы электроснабжения, как, например, отключение разъединителей необесточенного участка цепи, когда возникающая открытая электрическая дуга между размыкаемыми кон­тактами может достигнуть очень больших размеров и перекинуться на соседние фазы и заземленные конструкции, что мгновенно приведет к возникновению двух- и трехфазных КЗ.

Кроме того, разъединители открытых распределительных устройств (ОРУ) должны надежно работать в неблагоприятных атмосферных условиях (ветер, гололед, увлажнения, загрязнения и др.). В замкнутом положении через контактную систему разъединителя про­текает длительно рабочий ток и кратковременно — токи КЗ. Наиболее уязвимым местом токоведущих соединений при сквозных токах КЗ разъединителей являются контакты. Воз­действие электродинамических усилий в значительной мере может уменьшиться контакт­ное нажатие, создаваемое пружинами, что, в свою очередь, приводит к росту переходного сопротивления контакта, а следовательно, и к его нагреву, вплоть до расплавления матери­алов контактов.

Конструкция разъединителей тесно связана с компоновкой РУ, главной схемой элек­трических соединений, конструктивным исполнением других аппаратов: выключателей, трансформаторов тока и напряжения, защитных аппаратов. Поэтому не может быть уни­версального разъединителя, который можно применять во всех случаях, чем и объясняется большое разнообразие их конструкций.

Основными элементами разъединителей всех типов являются: контактная система, содержащая подвижные и неподвижные контакты; привод с изоляционной тягой для пере­дачи движения к подвижному контакту; контактные соединения; изоляция.

Осмотры разъединителей проводятся под напряжением вместе с другим оборудовани­ем, на подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом — ежедневно, а на подстанциях без него — в сроки, установленные главным инженером ЭЧ, но не реже одного раза в 10 дней.

Осмотры проводятся обычно оперативным дежурным или электромонтером. При ос­мотрах проверяют состояние: контактов но термоиндикаторам, изоляторов (на их поверх­ности не должно быть сколов площадью > 3 см 2 трещин по ребру длиной 60 и глубиной 5 мм); приводов; заземлений в местах их соединения с основаниями разъединителей (плот­ный контакт и отсутствие следов коррозии); поддерживающих конструкций, а также всех дверей ячеек в ЗРУ, которые должны быть закрыты на специальные замки с блокировкой, исключающей попадание внутрь ячейки без отключения находящихся там аппаратов.

Текущий ремонт разъединителей наружной установки проводится со снятием напря­жения бригадой из двух, а при напряжении 110—220 кВ — из трех человек один раз в год; внутренней установки — по мере необходимости.

Ремонт начинают с чистки изоляторов и ножей. Салфетками, смоченными в бензине, протирают подвижные и неподвижные контакты, очищая их от старой смазки, а также поверхность изоляторов, выявляя на них сколы и трещины с недопустимыми размерами. Такие изоляторы заменяют. При обнаружении подгаров ножей их очищают стеклянной бумагой до медного блеска, протирают сухой салфеткой и смазывают тонким слоем техни­ческого вазелина.

Жесткость пружины проверяют при включенном положении разъединителя нажатием руки на подвижные контакты. В этом положении щуп толщиной 0,5 мм не должен прохо­дить между витками пружины. При потере жесткости пружину регулируют или заменяют.

Осматривают и производят пробную подтяжку контактов ошиновки, проверяют на­дежность контактов ошиновки, контактных соединений гибких связей. При обнаружении ослабленных контактов их разбирают, зачищают и снова затягивают.

Проверяют главный контакт разъединителя. Поверхность контактов зачищают, шли­фуют и смазывают. Все трущиеся части разъединителя покрывают труднозамерзающей смазкой ЦИАТИМ-201. При необходимости заменяют изношенные детали. Ножи (под­вижные контакты) разъединителя должны входить в губки неподвижных контактов без ударов и перекосов. Допускаемое несовпадение контактных поверхностей должно быть не более 10 % площади соприкосновения. Кроме того, при полном включении разъедините­лей ножи не должны доходить до упора ближе, чем на 3—5 мм. В противном случае при ударе подвижных контактов об упоры дополнительные толчковые нагрузки передаются на фарфоровые

Рис. 4.41. Токоведущая система горизонтально-поворотного разъединителя:

1 — зажим; 2 — гибкая связь; 3 — пластина ножа; 4 — ламель; 5 — стальные пластины; 6— шпилька;

7— фиксирующий болт; 8—пружина

изоляторы и разрушают их. Регулируют ход ножей изменением длины тяги или хода ограничителей и упорных шайб. Возможна также регулировка небольшими пере­мещениями изолятора на цоколе или губок на изоляторе.

У разъединителей горизонтально-поворотного типа коммутирующий контакт (рис. 4.41) состоит из одной или более пар ламелей 4, которые закрепляются непосредственно на пластине ножа стальными фиксирующими болтами 7 и шпильками 6 и прижимаются к ней с помощью пружин 5. Поверх ламелей наложены стальные пластины 5, образующие магнитный замок. При больших номинальных токах (Iном > 1000 А) на ламели напаивают серебряные пластины, используют также и гальваническое серебряное покрытие. При от­ключении разъединителя оба полуножа поворачиваются в горизонтальной плоскости в одном направлении, при этом пластина одного из них выходит из контактных ламелей, после чего под воздействием пружины последние сближаются. Однако сближение ограни­чивается дистанционными шайбами, установленными на болтах, что исключает поломку контакта при включении и заходе пластины ножа в них.

Ножи трехполюсных разъединителей должны входить в губки одновременно, что проверяют с помощью ламп накаливания и понижающего трансформатора, собранных в схему (рис. 4.42). Допускается разновременность включения ножей не более 3 мм при на­пряжении до 35 кВ и не более 5 мм — 35 кВ и выше.

Углы поворота главных но­жей проверяют по шаблону: для разъединителей рубящего типа они должны быть не менее 74°; для ко­лонковых разъединителей при от­ключении 90—92°; для заземляю­щих ножей 59°.

Ремонт привода начи­нают с его очистки, причем мотор­ные приводы при текущем ремон­те не разбираются. Трущиеся час­ти очищают от старой смазки и грязи.

Мерительным инструментом проверяют отсутствие чрезмерных износов и выработки валиков, защелок; проверяют состояние блок-контактов и зачищают их поверхность стек­лянной бумагой. Наносят новую смазку на трущиеся поверхности. В моторных приводах зачистку и смазку проводят только в доступных местах.

Важное значение для разъединителей, особенно наружной установки, имеет подо­грев привода. Это обеспечивает надежную работу разъединителей в холодную погоду, по­этому при проверке системы подогрева обязательно проверяют целостность предохрани­телей. Включение подогрева приводов на тяговых подстанциях может производиться дис­танционно или автоматически, что проверяют пробным включением напряжения. Мегаом-метром на 1000 В измеряют сопротивление изоляции вторичных цепей, а также кабелей и проводов приводов, которое должно быть не менее 1 Мом.

Блок-контакты привода при включении разъединителей должны срабатывать в мо­мент касания подвижных и неподвижных контактов, а при отключении — после прохож­дения главными контактами расстояния, равного 75 % полного хода.

После окончания ремонта разъединителя и привода производят пробное включение, где проверяют точность попадания ножей в неподвижные контакты; отсутствие боковых ударов ножей о контактные скобы, а также ударов ножа о головку изолятора; прямоли­нейность ножей, исправность гибкой связи между ножом и зажимом, угол поворота ножей и работу блок-контактов.

При необходимости окрашивают приводы, металлоконструкции, шапки изоляторов, восстанавливают порядковые номера разъединителей.

Неплановые ремонты производятся при поломке изоляторов или моторного привода.

Испытания разъединителей проводят не реже 1 раза в 8 лет. При этом мегаомметром напряжением 2500 В проверяют сопротивление изоляции поводков, тяг, выполненных из органических материалов. Их допустимые значения зависят от номинального напряжения и составляют: не менее 300 МОм при номинальном напряжении 6—10 кВ; 1000 МОм при 15—150 кВ; 3000 МОм при 220 кВ. Сопротивление изоляции многоэлементных опорных изоляторов, которое проверяется только при положительной температуре окружающего воздуха и тем же мегаомметром, должно быть не менее 300 МОм у каждого элемента.

Одноэлементные опорные фарфоровые изоляторы испытываются повышенным напря­жением промышленной частоты, величина которой указана в [20], а опорные многоэлемен­тные и подвесные изоляторы — напряжением 50 кВ, приложенным к каждому элементу. Для опорно-стрежневых изоляторов электрическое испытание не обязательно. Изоляцию вто­ричных цепей испытывают напряжением 1000 В или мегаомметром на 2500 В.

Контроль состояния многоэлементных изоляторов проводят под напряжением штан­гой ШДИ (см. рис. 3.1) при положительной температуре окружающего воздуха. Изолятор бракуется, если на него приходится напряжение менее допустимого [20].

На разъединителях напряжением 35 кВ и выше, а также на 600 А и более всех на­пряжений измеряют сопротивление обмоток включающей и отключающей катушек и контактов постоянному току, которое должно быть не выше 150 % следующих исход­ных значений: 175 мкОм для разъединителей с номинальным током 600 А; 120 мкОм — 1000 А и 50 мкОм — 1500—2000 А. Измерения проводятся миллиомметром или мостом постоянного тока.

Рекомендуется производить измерение усилия вытягивания ножа из неподвижного контакта у разъединителей, работающих с токовой нагрузкой больше 90 % номинального значения. Для этого с помощью динамометра определяют усилие вытягивания ножей из губок, которое должно находиться в пределах 0,2—0,4 кН (20—40 кгс) для разъединителей на номинальные токи от 400 до 2000 А.

Последним испытанием является 3—5-кратное включение и отключение разъедините­ля с моторным приводом при номинальном напряжении оперативного тока.

Источник

Техническое обслуживание разъединителей

Для поддержания разъединителя в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации необходимо регулярно проводить его техническое обслуживание.

Устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания разъединителей:

1. Технический осмотр:

1) осмотр проводится без отключения разъединителя от сети. При внешнем осмотре необходимо проверять:

2) отсутствие повреждений, следов коррозии;

3) состояние изоляторов (отсутствие трещин и сколов фарфора, загрязнений, следов прикрытий и т.п.)

4) отсутствие посторонних предметов, влияющих на работу разъединителя

5) состояние контактных соединений и заземлений

6) отсутствие нагрева контактов (визуально по термоиндикаторам). При необходимости проверяется парафиновой свечой или пирометром «Икар»

7) состояние привода заземляющих и главных контактных ножей

8) состояние блок-контактов привода

9) отсутствие посторонних шумов при работе разъединителя

10) отсутствие разрядов, коронирования.

11) осмотр разъединителя должен производиться:

а) на подстанциях с постоянным дежурством персонала – не реже 1 раза в 3 суток и, кроме того, в темноте – не реже 1 раза в месяц.

б) на подстанциях без постоянного дежурства персонала – не реже 1 раза в месяц, в соответствии с картой-графиком работы оперативного персонала.

2. Профилактический контроль:

1) профилактические испытания производить, как правило, при текущих и капитальных ремонтах разъединителя, находящегося в эксплуатации, в целях проверки состояния изоляции и контактной системы разъединителя и одновременно проверки качества выполнения ремонта.

2) при необходимости профилактические испытания осуществляются в межремонтный период при внеплановом техническом обслуживании.

3) профилактические испытания проводить в объёме, предусмотренном действующими нормами испытаний электрооборудования.

3. Текущий ремонт

Для проведения текущего ремонта разъединитель необходимо выводить из работы. Текущий ремонт разъединителей наружной установки производится 1 раз в год, разъединителей внутренней установки 1 раз в 3 – 4 года.

При текущем ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1) внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ. Замер переходного сопротивления.

2) проверка состояния главных ножей с ламелями (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, ламелей, смазка).

3) проверка состояния главных ножей без ламелей (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, правка их, зачистка накладок от оплавлений, смазка).

4) проверка состояния опорных и поворотных колонок изоляторов (осмотр, очистка изоляторов, армировочных швов, проверка плавности их вращения, смазка подшипников).

5) проверка состояния привода, блокировки (подтяжка болтовых соединений, смазка, регулировка). Проверка работы привода.

6) проверка состояния приводного механизма (осмотр, очистка тяг, рычагов, смазка, регулировка).

7) контрольная обтяжка болтовых соединений разъединителя, привода, проверка заземления).

8) восстановление антикоррозийного покрытия – удаление ржавчины, покраска, восстановление расцветки фаз.

9) регулировка разъединителя (фиксация положения подвижных контактов в отключенном и включенном состоянии, регулировка давления и плавности хода).

10) измерение переходного сопротивления контактов.

11) проверка состояния заземляющего ножа (осмотр, проверка, очистка), смазка контактов, шарнирных соединений, регулировка, измерение переходного сопротивления.

12) опробование работы разъединителя.

4. Капитальный ремонт

Капитальный ремонт разъединителей в первый раз необходимо проводить в сроки, указанные в технической документации завода-изготовителя, а в дальнейшем – разъединителей наружной установки 1 раз в 4 года, разъединителей внутренней установки – по мере необходимости.

При капитальном ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1) внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ.

2) разошиновка разъединителя.

3) разборка контактных ножей, губок гибких связей, пружин кожухов.

4)дефектация и ремонт контактной системы.

5) дефектация и ремонт изоляторов поворотных колонок, замена дефектных изоляторов.

6) дефектация и ремонт, смазка подшипникового узла. Сборка, проверка работы подшипников.

7) дефектация и ремонт заземляющих ножей.

8) дефектация, разборка и ремонт механизма привода. Смазка, сборка и регулировка.

9) измерение сопротивления изоляции.

10) общая сборка разъединителя, установка.

11) контрольная обтяжка.

12) проверка работы заземляющих ножей.

13) покраска разъединителя.

14) ошиновка разъединителя.

15) измерение переходного сопротивления контактов, в том числе заземляющих ножей.

16) пробование работы разъединителя

3. Практическое задание.

Задача

Билет №5

1. Согласование уставок защит смежных участков сети. Селективность. Карта селективности.

2. Перегрузочная способность силового трансформатора, проверка трансформатора по перегрузочной способности.

В системах электроснабжения мощность силовых трансформаторов должна обеспечивать в нормальных условиях питание всех приемников эл/э. При выборе мощности силового тр-ра следует добиваться экономически целесообразного режима работы и соотв-го обеспечения резервированного питания приемников при отключении одного из тр-ов, причем нагрузка тр-ов в нормальных условиях не должна вызывать сокращения естественного срока его службы.

Мощность силовых тр-ов определяется с учетом их перегрузочной способности. Перегрузочная способность определяется в зависимости от графика нагрузок для устанавливаемого тр-ра. Допускаются аварийная и возможная систематическая в условиях эксплуатации перегрузки тр-ов.

Аварийная перегрузка трансформатора – перегрузка, возникшая в результате аварии в системе электроснабжения (приведшей, например, к отключению одного из трансформаторов двухтрансформаторной подстанции).

Аварийная перегрузка трансформаторов может быть выбрана независимо от длительности предшествующей загрузки по графикам для сухих трансформаторов и М, Д, ДЦ, Ц.

Трансформатор М, Д, ДЦ, Ц можно перегружать до 40% в течение 5 суток, если его нагрузка до аварийной перегрузки не превышала 0,93 паспортной мощности. При этом продолжительность перегрузки не должна превышать 6 ч в сутки. Необходимо применять средства для форсирования охлаждения.

Системати­ческая перегрузочная способность транс­форматора с масляным охлаждением типа ТМ, ТМД, ТДГ и других старых выпусков зависит от особенностей графика нагрузок, который характеризуется коэффициентом заполнения графика:

Имея величину продолжительности максимальной нагрузки tпм, по кривым, определяют величину допу­стимой перегрузки, которой можно под­вергать трансформатор ежедневно в часы максимума его нагрузки. Допустимая перегрузка тран-ра:

,

где Sдоп — допустимая дополнительная нагрузка трансформатора в часы максимальной на­грузки сверх номинальной паспортной мощности за счет неполного использова­ния трансформатора в течение остального времени суток.

Кроме того, трансформатор может быть перегружен зимой за счет снижения его нагрузки в летнее время, т. е. когда нагрузка снижается вообще и естествен­ный срок службы трансформатора увели­чивается за счет снижения температуры металла обмоток при летних нагрузках. В соответствии с этим допускается пере­грузка в зимнее время на 1% на каждый процент недогрузки в летнее время, но всего за этот счет не более чем на 15%. Обе перегрузки допускается суммировать, но общая перегрузка не должна превы­шать 30%, или SдопΣ ≤ Sнт.

Перегрузка систематическая. Системати­ческая перегрузочная способность транс­форматора с масляным охлаждением типа ТМ, ТМД, ТДГ и других старых выпусков зависит от особенностей графика нагрузок, который характеризуется коэффициентом заполнения графика:Кзг=Sср/SМ

При выборе мощности тр сначала определяется суммарная макс мощность нагрузки ТП Sтп. Ориентировочная мощность тр определяется как Sтп/2. К рассмотрению принимается ближайшая стандартная мощность, после чего осуществляется проверка выбранного тр по перегрузочной способности. Для этого график зимнего максимума преобразуют в двухступенчатый эквивалентный прямоугольный. Преобразования необходимо выполнять в следующей последовательности:

на исходном графике провести линию номинальной нагрузки (номинальная мощность выбранного тр); пересечение линии номинальной нагрузки с исходным графиком позволяет выделить участок наибольшей перегрузки; его продолжительность обозначить через h’; рассчитать начальную нагрузку К1 эквивал графика; рассчитать K2 ’ эквивал графика, определить Кmax исходного графика нагрузки; сравнить полученное значение K2 ’ с Кmax;

если K2 ’ ³ 0.9*Кmax, то принимать К2 = K2 ’ ; если K2 ’ Kn, то трансформатор может систематически перегружаться по данному графику нагрузки. В противном случае должны быть приняты меры по снижению нагрузки трансформатора.

Сухие тр-ры можно перегружать в соответствии с кривыми, приведенными в документации. Допустимую перегрузку тр-ров можно определять по формуле: Sдоп = Sн.т.(1-Кз.г.)0,3 кВА,где

Sдоп – допустимая дополнительная нагрузка тр-ра в часы max нагрузки сверх номин. знач-я паспортной мощности за счет исп-я тр-ра в течении остального времени суток.

3. Практическое задание.

Задача

Билет №6

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Читайте также:  Делая ремонт главное не развестись
Оцените статью