Текущий ремонт причальных сооружений

Текущий ремонт причальных сооружений

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСИЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Дата введения 1986-07-01

РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект» Одесский филиал «ЧЕРНОМОРНИИПРОЕКТ»

Заместитель директора по научной работе, руководитель темы канд. техн. наук В.С.Зеленский

Начальник сектора стандартизации и метрологии И.С.Вулихман

Ответственный исполнитель канд. техн. наук Д.А.Шварцман

канд. техн. наук А.П.Черепахин, И.П.Иванцова, Э.Ф.Шихиева

Главный специалист Союзморниипроекта Г.М.Гидаль

Ленинградский филиал «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

Главный инженер В.А.Фирсов

канд. техн. наук Ж.И.Барамидзе, Г.Н.Гришачева,

канд. техн. наук Ф.А.Мартыненко, Т.И.Шильникова

Одесским институтом инженеров морского флота

Проректор по научной работе канд. техн. наук, проф. П.С.Никеров

канд. техн. наук Ю.И.Васильевский, В.П.Коротких, Э.Н.Печко

УТВЕРЖДЕН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ»

Главный инженер Ю.А.Ильницкий

ВЗАМЕН РТМ 31.3008-75, РД 31.31.02-79, РД 31.31.12-83

Настоящая Инструкция распространяется на проектирование реконструкции и усиления причальных сооружений (далее усиление и реконструкция) морских портов и судоремонтных заводов.

1. Общие положения

1.1. Реконструкция и усиление причальных сооружений осуществляются в целях увеличения пропускной способности причалов, повышения производительности и улучшения условий труда, продления срока службы сооружений, обеспечения требований охраны окружающей среды и т.п. путем увеличения глубины у причала, повышения категории эксплуатационных нагрузок и восстановления несущей способности сооружения и его элементов.

1.2. Реконструкция причальных сооружений включает комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эксплуатационных характеристик физически изношенных и морально устаревших причалов путем изменения конструктивной схемы существующего сооружения.

Усиление причальных сооружений включает комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение или восстановление несущей способности существующего сооружения путем повышения прочностных характеристик его конструктивных элементов, в том числе получивших в процессе эксплуатации повреждения или ослабления.

1.3. Проектирование реконструкции причальных сооружений в соответствии с требованиями настоящей Инструкции осуществляется, когда существующая конструкция или ее элементы оказывают влияние на прочность, устойчивость и деформации элементов реконструкции.

При незначительном влиянии элементов существующего сооружения (неудовлетворительное техническое состояние существующего сооружения, значительный перенос линии кордона в сторону акватории и т.п.) проектирование реконструкции следует выполнять в соответствии с нормативными документами по проектированию вновь возводимых причальных сооружений.

1.4. При реконструкции и усилении необходимо:

максимально использовать в составе реконструированного причального сооружения существующую конструкцию;

отдавать предпочтение вариантам реконструкции, в минимальной степени нарушающим эксплуатационную деятельность порта (завода) и обеспечивающим выполнение строительно-монтажных работ в наиболее короткий срок;

разборку существующих конструкций, а также разуплотнение, находящегося за ними грунта допускать только при специальном обосновании;

максимально использовать существующие индустриальные конструктивные элементы и строительное оборудование.

1.5. При реконструкции и усилении причальных сооружений в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, набухающих и торфяных грунтов, на территориях, подверженных оползням и карстам, и в других особых условиях должны соблюдаться дополнительные требования соответствующих нормативных документов и рекомендации специальных исследований.

1.6. Инструкция содержит указания по проектированию реконструкции и усиления причальных сооружений, выполняемых путем устройства:

оторочек в виде заанкеренного больверка, эстакады, свайного ряда, уголковых стенок;

экранирующих и разгружающих элементов;

закрепления грунта основания и засыпки;

восстановления элементов существующего сооружения.

1.7. Задание на проектирование реконструкции или усиления должно быть составлено в соответствии с требованиями СН 202-81* и содержать следующие данные: цель реконструкции, техническое состояние существующего сооружения, эксплуатационные (технологические) требования, естественные условия и условия производства работ.

1.8. Техническое состояние существующего сооружения и его элементов следует определять на основе результатов специальных обследований, проводимых проектной организацией, с использованием материалов наблюдений порта.

1.9. Состав технологических требований и данных об условиях производства работ устанавливается * увязке с условиями действующего порта (глубинами на подходах и акватории, отметками территории причалов, допустимой продолжительностью вывода сооружения из эксплуатации и т.п.).

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует РД 31.31.55-93, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1.10. Класс надежности по назначению причального сооружения определяется в зависимости от степени экономической и социальной ответственности сооружения после реконструкции или усиления в соответствии с требованиями СНиП 2.06.01-86*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 33-01-03, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1.11. При проектировании и осуществлении работ по реконструкции или усилению причальных сооружений следует руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП, РД 31.35.10-86, , и указаниями настоящей Инструкции.

1.12. На реконструируемых и усиливаемых причальных сооружениях или их отдельных участках следует предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) и знаков геодезической сети для проведения натурных наблюдений за работой сооружений и их оснований как в процессе производства работ по реконструкции, так и при эксплуатации. Отказ от установки КИА и знаков геодезической сети в реконструируемых сооружениях должен быть обоснован.

1.13. При проектировании реконструкции, обеспечивающей увеличение глубины у причала более 3,0 м или повышение нагрузок более чем на 2 категории, следует предусматривать при специальном обосновании выполнение лабораторных испытаний.

2. Оценка технического состояния существующего причального сооружения

2.1. Техническое состояние существующего сооружения должно определяться на основе:

паспорта и проекта сооружения, а также архивных материалов о его строительстве и эксплуатации;

комплексного обследования, включающего работы по уточнению размеров конструкции и ее элементов, проверке прочностных характеристик материалов, обнаружению дефектов и выявлению возможных резервов прочности сооружения;

дополнительных инженерно-геологических изысканий, учитывающих изменение в процессе эксплуатации физико-механических свойств грунтов;

поверочных расчетов конструкции и ее элементов по современным нормативным документам.

2.2. Порядок проведения обследований, состав наблюдений и расчетов должен определяться в зависимости от наличия информации о сооружении и его конструкции, сроках постройки, режиме эксплуатации, инженерно-геологических и гидрологических условий, а также от цели и способа реконструкции или усиления.

2.3. Обследования рекомендуется проводить группой специалистов проектной организации и заказчика. Результаты обследований следует оформлять в виде акта, утверждаемого главным инженером проекта.

2.4. Состав работ по оценке технического состояния отдельных типов конструкций причальных сооружений приведен в табл.2.1, где виды обследований обозначены цифрами, соответствующими порядковым номерам перечня рекомендуемого приложения 1.

Состав работ по оценке технического состояния причальных сооружений

Источник

Текущий ремонт причальных сооружений

УКАЗАНИЯ
ПО РЕМОНТУ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Дата введения 1990-07-01

РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект» Одесским филиалом «Черноморниипроект»

Главный инженер В.М.Таран

Заведующий группой стандартизации А.Ф.Долгая

Руководитель темы А.В.Маглеванный

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Инструктивным письмом Минморфлота СССР от 02.03.90 N 24

ВЗАМЕН РД 31.35.02-71

Настоящий РД устанавливает нормы и правила ремонта причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений с обеспечением их переустройства с использованием прогрессивной технологии, оборудования, приспособлений и новых строительных материалов.

РД распространяется на все виды ремонтных работ морских портовых гидротехнических сооружений.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Классификация гидротехнических сооружений по типам и конструктивным схемам приведена в табл.1.1.

1.2. Определение категории ремонта сооружений производится согласно РД 31.35.08-84.

1.3. Характерные дефекты и разрушения элементов сооружений, выполненных из различных материалов, а также рекомендуемые способы их ремонта приведены в табл.1.2.

Характерные признаки износа и разрушений элементов сооружений

Ссылка о способах ремонта

Шифр эле-
мента (см. приме-
чание)

Виды повреждений и разрушений

Номера рис. приложения 16

Шифр нормативных документов, номера подразделов настоящего РД, литература, приложения

Коррозия металлического шпунта, смещения в плане и прогибы шпунта. Пробоины, трещины, разорванные замки

Трещины вдоль стержней рабочей арматуры, разрушение защитного слоя с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов и поперечных трещин

Каверны коррозионного разрушения с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Механические повреждения деревянной отбойной рамы и металлических креплений

41, 42, 43, 44, 45, 46, 48

Каверны коррозионного разрушения с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Разрыв анкерных тяг. Нарушение анкерных связей со шпунтом и анкерной плитой

Нарушение гидроизоляции и коррозия анкера

Трещины защитного слоя в зоне периодического смачивания. Разрушения плит

Трещины, выколы, расслоения, излом рельсов и болтовых креплений.

Местные искривления путей в плане и по высоте

Дефекты швов, просадка плит.

Каверны, раковины, механические повреждения. Коррозия арматуры

Каверна в виде раковин, откосы, выбоины, трещины, просадка покрытия

Каверны коррозионного разрушения. Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Аналогично шифру 1.1.2

Каверны коррозионного разрушения. Трещины. Расстройство швов. Смещение массивов. Нарушение проектной отметки

Источник

Особенности ремонта гидротехнических сооружений

Гидротехнические сооружения обычно подразделяются на две группы: сооружения общего и специального назначения. Сооружения общего назначения применяются во всех или нескольких отраслях водного хозяйства, а специального назначения — только в одной определенной отрасли.

К гидротехническим сооружениям общего назначения относятся: водонапорные (плотины, дамбы и т.д.), водосбросные, водопроводящие (каналы, лотки, трубопроводы, гидротехнические туннели), регуляционные, водозаборные, сопрягающие и т.д. К специальным гидротехническим сооружениям относятся: гидроэнергетические — здания ГЭС, бассейны и т.д.; воднотранспортные — судоходные шлюзы и каналы, порты, пристани, причалы, волноломы, молы, мосты; водопроводные и канализационные — водозаборы, насосные станции, резервуары, коллекторы; мелиоративные — оросительные и осушительные каналы и сооружения на них; рыбохозяйственные и т.п. Существуют также совмещенные гидротехнические сооружения, в которых совмещается несколько сооружений разного назначения, например, водосливная ГЭС, шлюз-водосброс.

Все эти сооружения, отличающиеся целым рядом специфических особенностей, объединяет один существенный фактор: постоянный контакт с водой. Причем независимо от того, с чем контактирует сооружение (морская вода, пресная вода, грунтовые или сточные воды), водная среда является агрессивной по отношению к материалам, из которых построено большинство гидротехнических объектов. Вода оказывает на них механическое, физическое, химическое и биологическое воздействие. Механическое воздействие выражается в виде статического давления воды, льда или наносов, принесенных водой к сооружению, а также динамического воздействия от удара струй или льдин, движущихся с большой скоростью. Физическое воздействие связано с истиранием поверхности сооружения водой (кавитация), наносами, содержащимися в воде, или льдом, а также с переменными циклами замораживания-оттаивания. Химическое воздействие приводит к выщелачиванию бетона под воздействием агрессивных веществ и коррозии арматуры. Биологическое воздействие связано с деятельностью микроорганизмов, обитающих в водной среде. Все эти виды воздействий приводят к преждевременному разрушению гидротехнических сооружений и их отдельных конструкций.

В настоящее время по результатам инвентаризации большинство гидротехнических сооружений России (более 52%) находится в состоянии, требующем капитального ремонта. Средний возраст подпорных дамб, плотин и других гидротехнических сооружений составляет 30-40 лет, а в ряде случаев превышает 100 лет.

Анализ современного состояния проблемы показывает, что в целом по России гидротехнические сооружения характеризуются довольно низким уровнем безопасности. Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в текущем ремонте, а более 400 находится в аварийном и предаварийном состоянии.

Основным материалом, из которого построено большинство гидротехнических объектов, является железобетон. В настоящее время существует большое количество материалов и технологий для ремонта, защиты и гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций, однако выбор оптимальных для каждого конкретного случая материалов и технологий является сложным многофакторным процессом, зависящим от множества условий.

Одним из важнейших факторов при определении стратегии ремонта является оценка условий эксплуатации всего сооружения и его отдельных элементов. Сюда входит зона расположения конструкции (подводная, надводная, переменного уровня воды), величина кавитационного воздействия, подверженность ударным и динамическим нагрузкам, агрессивность среды (контакт с морской водой, грунтовыми или сточными водами) и так далее. От точной оценки условий работы ремонтируемой конструкции зависит, насколько выбранный ремонтный материал должен быть, например, сульфатостойким, морозостойким или устойчивым к истиранию.

Большое значение имеет расположение конструкции в плане ее доступности для ремонта, то есть возможность установки опалубки или необходимость применения тиксотропных материалов.

Также необходимо определить причины и степень разрушения, то есть насколько данный дефект влияет на несущую способность конструкции. Само по себе это уже определяет выбор материала для конструкционного или неконструкционного ремонта.

Особенностью проведения ремонтных работ на гидротехнических сооружениях является их сезонность и ограничение сроков ремонта. Например, на внутренних водных путях принято проводить ремонтные работы в зимний период, после закрытия навигации. Однако появление большого количества быстротвердеющих материалов (например, серия материалов EMACO FAST производства ООО «БАСФ Строительные системы») создало возможность проведения ремонтных работ в «окна». Ведь при грамотной организации работ можно произвести быстрый ремонт за 2-3 часа, что не слишком скажется на графике пропуска судов, но позволит в кратчайшие сроки привести в порядок многие сооружения, давно требующие ремонта. Серия материалов ЕМАСО FAST представлена тиксотропным составом ЕМАСО ® Fast Tixo и литыми составами ЕМАСО ® Fast Fluid и ЕМАСО ® Fast Fibre .

ЕМАСО ® Fast Tixo — безусадочный быстротвердеющий состав тиксотропного типа для конструкционного ремонта. Применяется при температуре от — 10°С до +30°С. Предназначен для ремонта вертикальных и потолочных поверхностей без устройства опалубки, для восстановления бетонных конструкций, подверженных действию агрессивных сред, а также для ремонта армированных (в том числе преднапряженных) конструкций гидротехнических сооружений и сооружений морского и внутреннего водного транспорта, балок, опор, мостовых плит и т.д.

Результаты испытаний ЕМАСО ® Fast Tixo при различных температурах

Источник

Читайте также:  Фирмы по ремонту электропроводок
Оцените статью