Текущий ремонт общего имущества не проводится при замене лифтов

Содержание
  1. Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
  2. УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания
  3. Суд признал протокол общего собрания недействительным
  4. УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет
  5. Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС
  6. Обязаны ли жильцы МКД оплачивать проведение экспертизы лифтов?
  7. — В октябре текущего года истекает срок службы лифтов в МКД. Обязаны ли жильцы оплачивать проведение экспертизы лифтов? Ведь они оплачивали до этого содержание общего имущества, коим является и лифт. УК провело заочное голосование, по результатам которого жильцы отказались от оплаты экспертизы. На это управляющая компания ответила, что лифты будут отключены. Возможно ли уменьшить сумму оплаты проведения работ по экспертизе лифтов, если таковая обязанность все же есть у жильцов?
  8. Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:
  9. Отвечает генеральный директор УК «Самоцветы» Евгений Беляев:
  10. Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:
  11. Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
  12. Как и за чей счёт провести замену или ремонт лифта в МКД
  13. Кто отвечает за лифты в МКД
  14. В чём разница между заменой и модернизацией
  15. Какие действуют госпрограммы по замене лифтов
  16. Как заменить лифт в доме
  17. Выводы

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

В Жилищном кодексе РФ закреплено, что решение о проведении текущего ремонта общего имущества принимают собственники помещений в доме на общем собрании. Узнайте, должна ли управляющая организация, по мнению суда, ремонтировать подъезды в доме в отсутствие решения собственников и почему.

Читайте также:  Визитка по ремонту газового оборудования

УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания

Управляющая организация в Кемерово получила протокол общего собрания собственников с решением о текущем ремонте общего имущества дома – одного из подъездов (ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ). Протокол был подписан членами счётной комиссии и председателем Совета многоквартирного дома.

В протоколе ОСС было указано, что ремонт проводится за счёт средств собственников. Они должны были ежемесячно вносить дополнительную плату в адрес УО до полного погашения затраченной на работы суммы. Стоимость ремонта подъезда составила 68 000 рублей. УО согласно решению ОСС включила в счета за ЖКУ дополнительный платёж.

Собственники созвали внеочередное общее собрание и отказались платить за ремонт. На этом собрании они узнали о протоколе ОСС, согласно которому действовала управляющая организация. Оказалось, что такого собрания не проводилось, собственники помещений в доме о нём не знали и не голосовали.

Суд признал протокол общего собрания недействительным

УО отказалась делать перерасчёт, поскольку представленный ранее протокол не был оспорен. Один из собственников направил в суд иск с требованием признать протокол ОСС о проведении ремонта за счёт владельцев помещений недействительным, а ремонт оплатить из собственных средств УО (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Собственники в суде доказали, что не были извещены о проведении общего собрания в соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, не присутствовали на нём и не голосовали по заявленным вопросам. Председатель Совета МКД подтвердила, что ОСС не проводилось, а документы она подписала за себя и за членов счётной комиссии.

Суд признал протокол общего собрания собственников недействительным, и УО пришлось вернуть собственникам деньги, которые они оплатили согласно дополнительным начислениям.

УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет

После признания протокола ОСС о проведении текущего ремонта недействительным, управляющая организация подала в суд на председателя совета МКД с требованием возместить 68 000 рублей за ремонт подъезда.

Читайте также:  Новейшие материалы для ремонта

Суды первой и апелляционной инстанций иск управляющей организации отклонили. Их решения основывались на следующих аргументах:

1. По условиям договора, заключённого между УО и собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обязана за плату содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать общее имущество дома (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

При этом размер платы определяется в размере, позволяющем содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 29 ПП РФ № 491).

2. Надлежащее состояние общего имущества МКД – это соблюдение характеристик надёжности и безопасности дома, жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, а также соблюдение прав и интересов собственников помещений в доме (п. 10 ПП РФ № 491).

Чтобы обеспечить такие условия, УО должна проводить техническое обслуживание дома, осмотры, контрольные проверки и текущий ремонт (ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

3. Текущий ремонт подъездов должен проводиться с периодичностью раз в 3–5 лет в зависимости от физического износа МКД (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).

4. Все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления. Управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия в договоре или решения общего собрания собственников (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Принимая во внимание данные требования законодательства РФ, судьи установили, что управляющая организация была обязана провести текущий ремонт в подъезде за счёт средств, ежемесячно собираемых с жителей дома согласно договору управления.

Причинно-следственных связей между поддельным протоколом, подписанным председателем Совета дома, и ремонтом подъезда суд не установил. Поэтому судьи отклонили требование УО взыскать с председателя сумму ущерба, равную стоимости ремонта.

Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС

Управляющие организации и ТСЖ, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирных домов, не должны ждать обращения жителей с требованием провести текущий ремонт или решения общего собрания собственников.

УО следует помнить, что:

  1. Текущий ремонт общего имущества МКД должен проводиться раз в 3–5 лет (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
  2. Обязанность проводить ремонт возложена на УО договором управления и нормами ЖК РФ, № 384-ФЗ, ПП РФ № 491, постановлением Госстроя № 170 и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
  3. На проведение текущего ремонта, порядок финансирования которого определён в договоре управления, не требуется принятие дополнительного решения ОСС. Обязанность проводить такие работы лежит на управляющей организации, даже если собственники отказались от проведения текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
  4. Суд, рассматривая иски к УО о непроведении ремонта, не принимает во внимание доводы о том, что организация приступила к управлению дома недавно и все дефекты и нарушения содержания общего имущества имелись ранее. Данные обстоятельства не снимают с УО, управляющей на момент обращения собственника в суд домом, обязанности по выполнению текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).

За ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома УО может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за управление МКД с нарушением лицензионных требований.

Также суды удовлетворяют требования собственников о возмещении управляющей организацией морального ущерба и выплаты штрафа за отказ выполнить работы по текущему ремонту по ст. ст. 14, 15, ч. 6 ст. 13 № 2300-I «О защите прав потребителя» (решение Подольского городского суда МО от 28.09.2017 по делу № 2-2453/2017, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).

Источник

Обязаны ли жильцы МКД оплачивать проведение экспертизы лифтов?

— В октябре текущего года истекает срок службы лифтов в МКД. Обязаны ли жильцы оплачивать проведение экспертизы лифтов? Ведь они оплачивали до этого содержание общего имущества, коим является и лифт. УК провело заочное голосование, по результатам которого жильцы отказались от оплаты экспертизы. На это управляющая компания ответила, что лифты будут отключены. Возможно ли уменьшить сумму оплаты проведения работ по экспертизе лифтов, если таковая обязанность все же есть у жильцов?

Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:

Данный вопрос в полной мере урегулирован Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, лифт и лифтовые шахты принадлежат собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома на праве общей долевой собственности. Соответственно, за их состояние отвечают также собственники жилых помещений, несут все необходимые расходы на их содержание, как на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).

Однако собственники жилых помещений могут заключить договор с управляющей компанией на обслуживание, ремонт и содержание их многоквартирного дома, включая лифты и лифтовые шахты. Заключая такой договор, собственники жилых помещений как бы перекладывают обязанность содержать все общее имущество МКД на УК. В таком случае отвечать и нести ответственность за состояние лифтового оборудования будет именно управляющая компания, с которой был заключен такой договор.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ, все расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги, которые будет предоставлять управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Сюда же будут входить расходы на содержание лифтов и лифтовые шахты.

В ч. 2 ст. 154 ЖК РФ четко прописаны расходы, которые могут взиматься управляющей компанией с собственников жилых помещений, а именно:

  • расходы на содержание жилого помещения (плата за управление домом, за его содержание, текущий ремонт, коммунальные ресурсы, которые используются на территории общего имущества многоквартирного дома и т. д.). В данную статью как раз и входит плата за содержание лифта и лифтовых шахт;
  • взнос за капитальный ремонт;
  • расходы на коммунальные услуги в жилых помещениях.

Таким образом, в законе не прописано, что с собственников жилых помещений может взиматься дополнительная плата за содержание лифта и лифтовых шахт. Напротив, эти расходы предусмотрены в первом пункте и входят в расходы на содержание жилого помещения. Собственники ежемесячно осуществляют плату за данные услуги. Дополнительную сумму денег взимать неправомерно.

Существует Технический регламент Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», в соответствии с приложениями 1 и 3 которого проведение экспертизы лифта перед его заменой обязательно и является частью процесса его содержания и эксплуатации. А в силу ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 ТР ТС 011/211, такую оценку необходимо проводить раз в год для безопасной эксплуатации лифта и лифтовых шахт. Обязанность по проведению такой экспертизы ложится на плечи собственников жилых помещений, а если заключен договор с управляющей организацией – инициатором ее проведения должна быть именно она, и за свои же деньги.

Отвечает генеральный директор УК «Самоцветы» Евгений Беляев:

Эксплуатация лифтов с истекшим сроком эксплуатации запрещена действующими нормами и правилами.В содержание общего имущества не входят работы капитального характера и работы по замене общего имущества.

Лифты с истекшим сроком эксплуатации подлежат замене за счет средств собственников общего имущества МКД с оформлением соответствующего решения через ОСС (общее собрание собственников).

Существует возможность продлить срок эксплуатации имеющихся лифтов путем проведения экспертизы – также за счет средств собственников общедомового имущества МКД. Это обходится дешевле установки новых лифтов. Но в этом случае существует вероятность, что деньги на экспертизу будут потрачены, а подтвердить увеличение срока эксплуатации не удастся в связи с реальным полным износом лифтов (деньги пропадут зря). Поэтому целесообразно подробно обсудить эти вопросы на ОСС с приглашением на собрание специализированной организации по обслуживанию лифтов с докладом об их текущем фактическом состоянии и перспективах продления срока службы.

Также целесообразно принять на ОСС решение о накоплении средств на капитальный ремонт на специальном счете МКД. В этом случае появляется возможность использовать средства капитального ремонта для замены лифтов на новые с оформлением через ОСС.

Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:

К сожалению, все собственники помещений в вашем доме являются собственниками и общедомового имущества, к которому относятся и лифты. Кроме того, владельцами лифтов признаются организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится то или иное здание или сооружение. Так как управляющая компания получила ваш дом в оперативное управление, она должна нести ответственность за состояние лифтов.

Но! Очень многое зависит от того, что записано в договоре, заключенном между собственниками помещений и УК. Если там указано, что управляющая компания несет ответственность за лифты, тогда всю оплату за техническую экспертизу производит она. Если этого условия нет, платить должны собственники.

Что обязаны делать владельцы лифтов? – Проводить осмотры оборудования, техобслуживание, ремонт. Также в их ведении оценка соответствия лифтов техническому регламенту. Однако самостоятельно все эти манипуляции собственники проводить не вправе. Поэтому нужно привлекать специализированную организацию, занимающуюся данными видами работ.

Что касается стоимости экспертизы – ее можно уменьшить, проведя анализ предложений на рынке. Обязательно найдется тот, у кого услуги стоят дешевле.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Источник

Как и за чей счёт провести замену или ремонт лифта в МКД

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, административный штраф от 20 тысяч рублей и приостановление деятельности до 90 суток грозят юрлицам, которые вовремя не проведут ремонт лифта. Рассмотрим вопросы о том, кто в МКД отвечает за его исправное состояние и как провести модернизацию или замену лифта.

Кто отвечает за лифты в МКД

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав ОИ МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Если собственники заключили договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с УО, она несёт ответственность за состояние лифтового оборудования.

Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ), размер которой зависит от доли собственника в праве собственности на ОИ МКД (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не имеют значения.

Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18.10.2011 № 824.

В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене.

В чём разница между заменой и модернизацией

Контроль за соблюдением требований Технического регламента – одна из основных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

По результатам осмотров лифтов в части соблюдения требований Технического регламента Ростехнадзор обратился в Правительство РФ с предложениями о повышении безопасности эксплуатации лифтов. Специалисты надзорного органа при проверке лифтового оборудования выявили факты подмены понятий. В МКД под видом замены лифтов была проведена лишь их модернизация, требующая меньших затрат. При этом сохранение некоторых частей старого лифта снижало уровень его безопасности.

Как сообщает сайт Ростехнадзора, в Правительстве РФ по этому вопросу состоялось совещание, итоги которого отражены в письме Минстроя от 29.01.2018 № 2695-НС/06.

В документе чётко определены термин термин «модернизация» и его отличия от «замены». Согласно письму № 2695-НС/06, независимо от терминологии, внесённой в проектную документацию, лифт считается модернизированным, если после ремонта остался хотя бы один старый элемент.

Какие действуют госпрограммы по замене лифтов

Помимо теоретических и терминологических вопросов, Правительство РФ пытается решить проблему финансирования работ по ремонту и замене лифтов. Задача непростая, ведь четверть всех лифтов в российских МКД требуют модификации. И число их постоянно растёт, поскольку у собственников в МКД часто нет возможности полностью и быстро собрать средства: стоимость таких работ – от полутора миллионов рублей и выше.

К решению проблемы подключился Минстрой РФ. Благодаря работающей в регионах Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж 15 000 новых подъёмников взамен оборудования с истёкшим сроком службы. Как сообщает «Российская газета», программа позволяет привлекать средства из городских и региональных бюджетов, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования.

Минстрой РФ видит и другой путь получения средств на замену лифтов, признанных непригодными. Министерство подготовило проект Постановления Правительства РФ, который позволит в рамках региональной программы капремонта в приоритетном порядке заменить опасный для жителей лифт.

Как заменить лифт в доме

Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 ТР ТС 011/211, оценку соответствия лифтового оборудования техническим требованиям к безопасной эксплуатации нужно проводить не реже раза в год. Делать это должна уполномоченная организация. Если проверка показала, что срок службы лифта уже истёк, он подлежит обязательной замене. При обнаружении неисправности в работе оборудования лифт модернизируется.

Решение о проведении работ по ремонту или замене лифта принимают собственники помещений на общем собрании. Инициатором ОСС может выступить УО или собственник помещения в доме (ст. 45 ЖК РФ). Для принятия положительного решения по этому вопросу требуется согласие не менее двух третей от общего количества голосов собственников жилых и нежилых помещений (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Подтвердив согласие на проведение работ, ОСС решает, какой источник финансирования будет использован:

1. Средства собственников.

Собственники помещений МКД полностью оплачивают работы по замене лифта или его отдельных элементов.

Расходы делятся между собственниками и федеральным бюджетом. В таком случае необходимо пройти комиссию, которая учитывает срок службы и состояние лифта, состояние МКД и сумму, которую могут предоставить жители дома

По этой программе в регионах-участниках проводятся работы по замене вышедших из строя подъёмников за счёт бюджетных средств.

Как правило, срок ремонта не превышает одного-двух месяцев в зависимости от количества лифтов и этажей в доме. Приём работ согласно требованиям Технического регламента ТС 011/2011 осуществляют представители управляющей организации.

Выводы

Пока над решением проблемы замены десятков тысяч сломанных или отработавших срок лифтов думают высшие органы власти РФ, управляющие организации должны помнить: на них возложена ответственность за состояние лифтов и безопасность жителей при эксплуатации оборудования.

Поэтому, чтобы лифты не выходили из строя и с жителями не происходили несчастные случаи, УО должна следить за подъёмниками в доме, проводить проверку их состояния и вовремя выносить на общее собрание собственников вопрос о необходимости его ремонта или замены.

Источник

Оцените статью