Текущий ремонт наружного трубопровода

Текущий ремонт трубопроводов

20.2.1. В объем работ по текущему ремонту всех видов трубопроводов входят все операции ТО, а также следующие работы: устранение выявленных при техническом обслуживании дефектов. Замена отдельных участков трубопроводов (не более 20 % его протяженности). Частичная замена фланцев, прокладок и вышедшей из строя арматуры. Смена сальниковой набивки в арматуре и компенсаторах. Ремонт подвижных и неподвижных опор трубопроводов, термоизоляции. Восстановление антикоррозионного покрытия. Испытание на плотность. Гидравлические испытания на прочность и частичная окраска.
20.2.2. По отдельным видам трубопроводов, трубопроводной арматуры дополнительно выполняются следующие работы:
воздухопроводы сжатого воздуха: очистка трубопроводов от масляных отложений 5 %-ным раствором каустической соды с последующей промывкой горячей водой. Ремонт масловодоотделителей;
отопительные сети: промывка системы трубопроводов. Замена отдельных групп радиаторов или ребристых труб, регулировочной арматуры. Ремонт сливных и воздушных труб, вантузов и расширительных баков;
наружные трубопроводы:
ремонт колодцев, металлических колонн эстакады. Частичная замена крепежных деталей. Ремонт подвижных и неподвижных опор, термоизоляции и ее верхнего покрытия. Проверка и ремонт пожарных гидронасосов;
канализационные сети: ремонт системы трубопроводов, нейтрализаторов и жироуловителей, колодцев, металлических колонн эстакады. Частичная замена крепежных деталей. Ремонт подвижных и неподвижных опор, термоизоляции и ее верхнего покрытия. Проверка и ремонт пожарных гидронасосов. Ремонт и частичная замена электроаппаратуры в электрозащитном устройстве;
арматура: разборка, очистка и промывка всех деталей, замена изношенных деталей. Притирка клапанов и пробок кранов, перебивка сальников. Проверка работы приводной головки и ее ремонт;
водоподогреватели: внутренний осмотр состояния змеевиков у емкостных подогревателей, частичная замена трубок. Замена прокладок и крепежных деталей. Ремонт термоизоляции и арматуры.

Читайте также:  Строительство реконструкция капитальный ремонт нефтепровода

Страница обновлена: 05.02.2018

Отзывы и пожелания можно направлять по адресу energ2010@yandex.ru

Информация предоставлена для ознакомления и не является официальным источником.

Источник

Ремонт водопровода и канализации: городской, внутренней системы, промышленных частей

В число наиболее ответственных задач, которые приходится решать при эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения, входят ремонт водопровода и канализации. Это целый комплекс мероприятий, в который входят плановые и текущие работы.

В зависимости от вида сети требуются разные процедуры, в состав работ входят специфические действия, которые применяют только для данного типа систем. Большинство работ выполняются в аварийном режиме, и только плановый (капитальный) ремонт производится при полной остановке сети, с замещением ее резервными линиями. Вопрос емкий, и требует подробного освещения.

Причины ремонта

Ремонт сетей канализации производится в следующих случаях:

  • просадка грунта вызвавшая разрушение или деформацию трубопроводов;
  • частое возникновение засоров, свидетельствующее о наличии препятствий или резких поворотов линии;
  • появление протечек в участках соединения труб;
  • замерзание жидкостей из-за отсутствия или некачественного утепления трубопроводов.

Любая из этих причин требует ремонта, но нередко их имеется сразу несколько. Основная проблема канализационных сетей заключается в нарушении трассировки, вызывающей изменения уклона или разрушение соединительных элементов. Нередко ремонт канализационных систем производится из-за разрушения соединений или стенок труб. Появляются щели, трещины, нарушается герметичность линии. Если во внутреннюю полость попадет грунт, возникнет большой и трудно устранимый засор, требующий замены линии и укрепления траншеи. Почвенные воды, которые размывают грунт и вызывают просадки, способны изменить положение трубопроводов. разрушаются не только линии каналов, но и смотровые колодцы, что требует немедленного восстановления. Попадание сточных жидкостей в почву вызывает загрязнение или отравление, приводит в негодность колодцы или питьевые скважины.

Кроме этого, существует регламент, определяющий сроки и порядок плановых работ. Они предназначены для выявления неисправностей, замены изношенных деталей, проверки соединений. Для каждой сети водоотведения устанавливается собственный график ремонта, соответствующий специфике работы и особенностям сети. Например, ремонт внутренней системы канализации можно производить в течение всего года, а работы на ливневых сетях удобнее вести в зимнее время, когда они простаивают.

Виды ремонтных работ

Ремонт водопровода и канализации состоит из процедур восстановления работоспособности сетей подачи и отведения воды. Различают два вида плановых работ:

  • текущий ремонт. Производится очистка трасс от грязи, снежных или ледяных заносов, восстановление плотного прилегания крышек к люкам. Из смотровых колодцев удаляют посторонние предметы и мусор. Очищают решетки дренажных колодцев, удаляют песок из песколовок. При появлении завалов на участках размещения колодцев или вдоль линии прокладки трассы, производят уборку и обеспечивают подход техники к любой точке трассы. Очищают участок сброса коллектора от ила, наслоений, мусора;
  • капитальный ремонт. Выполняется ремонт лотков и шиберов, заделываются трещины в колодцах. При необходимости выполняется переукладка горловин или полная замена люков. Все вышедшие из строя трубы меняют с восстановлением уклона и теплоизоляции.

Текущий и капитальный ремонт водопровода и канализации отличаются друг от друга наличием земляных работ и глубиной погружения в систему. Текущие работы поверхностные, их цель состоит в удалении мусора и проведении сравнительно небольших процедур. Капитальный ремонт более глубокий и масштабный. Иногда он охватывает всю линию и мало отличается от повторного строительства. Объемы земляных работ зависят от степени износа линии, ее расположения относительно зданий, сооружений или природных объектов.

Когда копать нельзя и доступ к трубам невозможен, производится замена линии при помощи пневматического пробойника. Это новая технология, позволяющая менять линию незаметно, без разрушения верхнего слоя почвы. Как правило, таким способом выполняют ремонт городской канализации. Во внутреннюю полость системы при помощи лебедки затягивают пневмопробойник, а также новую трубу. Старые детали разрушаются с увеличением их сечения. Новая труба укладывается на место отработавшей линии с необходимым уклоном. Основным условием этого метода является меньший диаметр новой линии. Этот момент приходится учитывать при составлении плана работ. Если диаметр старой сети был принят без запаса, замена может стать причиной перегрузки новой системы.

Ремонт бытовых сетей

Бытовые сети делятся на наружные и внутренние. Это деление определяет не только расположение трубопроводов и других элементов системы, но и организации, отвечающие за эксплуатацию систем водоотведения. Например, ремонт внутренней канализации является обязанностью либо работников управляющей компании, либо самого владельца жилья. Наружные сети обслуживают городские службы (как правило, Горводоканал). Они располагают техникой, ресурсами, способны обслуживать протяженные, разветвленные линии.

Работы на внутренних участках системы делятся на две категории:

  • плановые. 2 раза в год, весной и осенью, производится осмотр, обслуживание подвальных участков системы. Один раз в год выполняются планово-предупредительные мероприятия, которые охватывает более широкий перечень позиций. Восстанавливают фановые трубы, производят замену отработавших труб, меняют детали на участке выпуска из дома;
  • аварийные. Это оперативное устранение протечек, замена труб или других элементов, вышедших из строя. Эти действия производят по требованию жителей дома, или в результате осмотра внутренней сети.

Капитальный ремонт системы канализации в многоквартирных домах производится с учетом срока службы труб или других элементов. Нередко жильцы жалуются на отсутствие капитального ремонта, хотя по регламенту для него еще не пришло время. При этом, наиболее сложным в организационном плане этапом является замена стояка. Все остальные участки заменить несложно, а квартирные лежаки меняют сами хозяева.

Ремонт промышленных и ливневых систем

Ремонт канализации промышленных предприятий производится сотрудниками, назначенными руководством. График, порядок действий четко определены регламентом, подчинены требованиям технологии. Контроль за работой промышленных систем водоотведения строгий, так как из-за неполадок в их работе возможна остановка всего предприятия. Это недопустимо, поэтому обслуживание сетей находится в списке приоритетных задач.

Ремонтные работы на ливневых сетях производятся дважды в год — весной и осенью. Делается очистка лотков, промывка подземных трубопроводов, удаление песка, мусора. Когда требуются более сложные работы, их стараются планировать на зимнее время. В этот период система простаивает, поэтому работы не создадут угрозу подтопления подвалов жилых домов. Поскольку ливневые сети не нуждаются в глубокой укладке труб, земляные работы можно выполнять при достаточно низких температурах. В более морозных регионах земляные работы планируют на последние дни осени, когда дожди уже закончились, а сильные холода еще не наступили.

Видеообзор:

Источник

Ремонт трубопроводов

В процессе эксплуатации трубопро­воды изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следующие основные работы:

1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров;

2) выверка трубопроводов, а в случае не­обходимости подгонка опор и подвесок;

3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;

4) изоляция трубопроводов;

5) испытание на прочность и плотность;

6) окраска трубопроводов.

За 2 – 3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить кероси­ном. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1 /8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопро­водов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижки фланцев используются специальные приспособления.

Рисунок – Винтовое приспособление для раздвижки фланцев

Рисунок – Приспособление для замены прокладки

1 – хомут; 2 – винт; 3 – болт.

Для вырезки прокладок применяются специальные приспо­собления.

Рисунок – Приспособление для вырезки прокладок

1 – конус; 2 – нож.

При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а вместо их ввариваются катушки. Перед удалением участка тру­бопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.

После демонтажа участка трубо­провода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке ново­го участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.

Сборка коллектора состоит из сое­динения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются при­хваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков осуществляется окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.

Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов проводятся с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов пере­дача их веса на насосы и компрессоры должна быть исключена.

На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали тру­бопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подве­шивания.

При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, а затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения указан­ных операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, нахо­дившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии и т.д.

Перпендикулярность уплотнительной поверхности фланца к оси трубы проверяют при помощи специального приспособления.

Рисунок – Проверка перпендикулярности уплотнительной поверхности фланца

При ремонте межцеховых тру­бопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может выполняться потрубно. Воз­можна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской. В условиях эстакад, насыщен­ных большим количеством трубо­проводов, ремонт становится более сложным. В этом случае замена изношенных участков или проклад­ка дополнительных линий возмож­на лишь отдельными трубами не­большой длины. Трубы поднима­ются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направ­лении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубо­проводов на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закреп­ление начинают с неподвижных опор.

При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий про­водится растяжка компенсаторов температурных удлинений.

Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми ком­пенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.

Рисунок – Винтовое приспособление для растяжки компенсаторов

1 – распорка; 2 – натяжная гайка; 3 – винт; 4 – хомут; 5 – труба.

Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвра­щения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.

Рисунок – Линзовые компенсаторы со стяжками

1 – тяга; 2 – лапа.

При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы:

1) вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов;

2) подъем этих участков на поверхность;

3) очистка наружной поверхности от следов кор­розии и остатков старой антикоррозионной изоляции;

4) замена изношенных участков трубопроводов новыми;

5) наложение новой изоляции;

6) укладка трубопровода в траншею.

При наличии мелких повреждений (трещины, раковины, потения и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и круп­ные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.

Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт осуще­ствляется непосредственно в траншее с подъемом трубопрово­дов на высоту 60 – 70 см от дна траншеи с укладкой их на ле­жаки.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлечен­ный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в кол­лектор. При подъеме и опускании трубопровода в траншею наи­более напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200 – 377 мм и 350 мм для труб диаметром 426 – 529 мм. Диаметр муфты прини­мается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должна быть одинакова. Допускаемый зазор между муфтой и трубой составляет 2 мм.

При ремонте иногда нужно подключиться к действующим тру­бопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопро­водам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод вы­полняется с использованием специального приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и ко­ронки, на которой укреплены резцы, шток, сальник, грундбукса, упорный шарикоподшипник и штурвал. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основ­ного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.

Рисунок – Приспособление для врезки отвода в действующий трубопровод

1 – трубопровод; 2 – сверло; 3 – резец; 4 – коронка; 5 – патрубок; 6,9 – фланцы;

7 – шток; 8 – задвижка; 10 – сальник; 11 – грундбукса;

12 – упорный шарико­подшипник; 13 – штурвал.

После окончания капитального ремонта трубопроводов про­водятся проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измери­тельных приборов. В наиболее низких точках ввариваются шту­церы с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в наиболее высоких – воздушки для выпуска воздуха. В на­чальных и концевых точках трубопровода устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 мин. После этого оно снижается до рабочего значения. Трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопро­вод полностью освобождается от воды.

Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 макси­мального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для трубопро­водов из стали.

Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится. Пневматическое испытание трубо­проводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом.

Источник

Оцените статью