Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия снип

Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия снип

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 78.13330.2012 (с Изменением N 1) со СНиП 3.06.03-85 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-07-01

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «СоюздорНИИ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 78.13330.2011 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО «СоюздорНИИ» (кандидаты техн. наук В.М.Юмашев, Р.А.Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С.Пшеничникова, Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман, Е.М.Гурарий, И.Ж.Хусаинов, В.И.Коршунов, инж. И.В.Басурманова, канд. техн. наук А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, инж. Ю.А.Аливер, канд. техн. наук С.Г.Фурсов, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов).

Изменение N 1 подготовлено ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» совместно с авторским коллективом ФАУ «РОСДОРНИИ»: д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников; кандидаты техн. наук А.М.Стрижевский, А.Е.Мерзликин, А.А.Домницкий, И.Ф.Живописцев, Б.Б.Анохин, А.П.Фомин, Л.А.Горелышева, Н.А.Лушников, П.А.Лушников, Р.А.Еремин, Н.Б.Сакута; инженеры Р.К.Бородин, А.В.Бобков, А.И.Босов, А.С.Козин, А.Б.Волков, В.Н.Гарманов, Ж.С.Сахно.

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил используются ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия

ГОСТ Р 55420-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.4-78 Бетоны. Методы определения показателей пористости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23467-79 Компрессоры воздушные для доменных печей и воздухоразделительных установок. Общие технические требования

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы»

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12.01-2004 Организация строительства»

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

д ля обеспечения требуемых технико-эксплуатационных характеристик городских дорог нужны регулярная оценка состояния асфальтобетонных покрытий, своевременное и качественное проведение ремонтов в необходимом объеме и с использованием эффективных материалов, технологий и оборудования. Предлагаемый способ ремонта, основанный на применении литой асфальтобетонной смеси, отвечает этим требованиям и позволяет оперативно выполнять большие объемы ремонтных работ не только в теплое время года, но и зимой.

Настоящие технологические карты предусматривают использование литой смеси, которую изготавливают на асфальтосмесительных установках периодического действия по специальному технологическому регламенту.

Литая смесь — разновидность горячей асфальтобетонной смеси, но, в отличие от стандартной (ГОСТ 9128), имеет высокую подвижность и не требует уплотнения в процессе укладки. Такие особенности обусловлены специфическим составом и высокой температурой смеси (200-220°С). Смесь характеризуется щебенистой структурой и повышенным содержанием асфальтового вяжущего вещества. Заполняя ремонтируемую карту, она легко распределяется по поверхности, прочно сцепляется с нижним слоем и кромками старого покрытия, а при остывании образует с ним трещиностойкий и сдвигоустойчивый монолит. В результате, отремонтированный участок покрытия служит продолжительный срок, сохраняя целостность, высокие коррозионную стойкость и износостойкость.

Комплекс технологических и эксплуатационных свойств достигается проектированием состава смеси с учетом качества ее компонентов и производственных факторов, а также конкретных условий эксплуатации покрытия.

Литой смесью удобно вести заделку выбоин, ремонт покрытий у люков колодцев подземных сетей, восстановление покрытия после замены бортового камня и разрытий, устройство покрытий в путях трамвая и других труднодоступных для уплотнения катками местах.

В отличие от обычных асфальтобетонных смесей, строительство и ремонт покрытий из которых разрешено производить при температуре наружного воздуха не ниже +5°С весной К +1С°С осенью, литая смесь, благодаря своим особенностям и специфике средств доставки и укладки, позволяет вести ремонт дорог зимой при температуре воздуха до -10°С.

Средство доставки литой смеси представляет собой термос-миксер различной вместимости, смонтированный на шасси грузового автомобиля (рис. 1). В Приложении 1 приведены основные технические характеристики термосов-миксеров. Термосы-миксеры должны обеспечивать возможность выполнения следующих операций:

прием готовой смеси с температурой 200-220°С из мешалки или из перегрузочного бункера асфальтосмесительной установки;

поддержание температуры литой смеси в пределах 200-220°С с момента загрузки до выдачи на объекте работ;

постоянное перемешивание смеси в пути, исключающее ее расслоение;

порционную выгрузку смеси с варьированием скорости ее выдачи;

распределение смеси по ремонтируемой карте (с помощью поворотного лотка).

Рис. 1. Термос-миксер для перевозки и укладки литой смеси

Технология ремонта покрытия у люков колодцев подземных сетей предусматривает использование, кроме указанной выше машины, специальных средств механизации для демонтажа люков, ремонта стенок горловины и восстановления опорного кольца люка.

Во всех случаях применения настоящих карт необходима их привязка к местным условиям производства работ.

Технологические карты предусматривают повышение производительности труда, качества работ, снижение себестоимости ремонта и продление строительного сезона.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологические карты предназначены для применения при организации и производстве работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий литой смесью, включая:

заделку выбоин площадью до 1 м 2 , до 3 м 2 , от 3 до 12 м 2 и от 12 до 25 м 2 , как на магистральных улицах, так и на внутриквартальных дорогах;

ремонт покрытий у люков колодцев подземных сетей и восстановление покрытия после замены бортового камня и разрытий;

устройство покрытий в путях трамвая;

устройство покрытий на тротуарах.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

3.1. Текущий (ямочный) ремонт асфальтобетонных покрытий

3.1.1. До начала работ необходимо получить разрешение установленного образца (Приложение 2) в дорожной инспекции объединения административно технических инспекций (ОАТИ), согласовать работы с ГАИ и другими заинтересованными организациями, представители которых входят в состав рабочей группы, провести обследование состояния покрытия, подлежащего ремонту, оценить причины разрушений (Приложение 3), составить дефектную ведомость и смету.

3.1.2. Выполнение текущего ремонта предусматривается без перерыва, но с ограничением движения транспорта. Поэтому началу работ должно предшествовать составление и согласование с местными органами ГАИ схемы ограждения мест производства работ и расстановки дорожных знаков. На схеме, привязанной к местности, необходимо указать: места установки ограждений и дорожных знаков, наименование организации, телефон, фамилию ответственного за проведение работ.

3.1.3. При восстановлении асфальтобетонного покрытия после разрытия основание на объекте должно быть освидетельствовано комиссией и его приемка должна быть оформлена актом на скрытые работы. Основание должно иметь требуемые геометрические характеристики: ширину, толщину, продольный и поперечный уклоны. Особое внимание подрядчик должен обратить на ровность поверхности основания и его плотность. При обнаружении изменения профиля, а также и в других сомнительных случаях, указывающих па возможность образования пустот под основанием, необходима более тщательная проверка.

3.1.4. Если в пределах ремонтируемого участка имеются смотровые колодцы подземных сетей, либо газовые коверы их крышки должны быть приведены в соответствие с отметкой покрытия.

3.1.5. К началу ремонтных работ на объект необходимо доставить передвижное бытовое помещение и подготовить его для приема пищи, отдыха и обогрева рабочих. В бытовом помещении должны быть шкафы для хранения рабочей спецодежды и обуви, аптечка с противоожоговыми средствами, огнетушители, а также отведено место для хранения инструмента.

3.1.6. Стоянку машин и механизмов следует расположить вблизи бытового помещения и оградить. На ограждение необходимо навесить гирлянду сигнальных фонарей.

3.1.7. Текущий (ямочный) ремонт асфальтобетонного покрытия выполняют в технологической последовательности, представленной на рис. 2

ЭТАП 1. Подготовительные работы

Началом работ считается установка на проезжей части первого ограждающего средства, изменяющего направление дорожного движения. К выполнению ремонтных работ разрешается приступить после полного обустройства места производства работ всеми необходимыми дорожными знаками и ограждениями в соответствии с требованиями СНиП III -4-80. Основные технические средства для организации движения транспорта приведены в Приложении 4.

Для изменения направления движения транспорта при объезде ремонтируемого участка, а также при переводе движения с одной полосы проезжей части дороги на другую, следует использовать стойки, вехи, направляющие конусы и барьеры. В этом случае ограждающие устройства и дорожные знаки следует устанавливать таким образом, чтобы образовалась плавная направляющая линия, как это показано на рис. 3.

Для ограждения места мелких ремонтных работ рекомендуется применять штакетные барьеры облегченного типа, вехи или стойки, сигнальные шнуры, используемые для ограждения мест производства работ, закрепляют к установленным штакетным барьерам, вехам или конусам. Высота подвески шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 80 см .

Этап 1. Определение потребности в машинах, инструментах и приспособлениях. Установка технических средств организации движения. Очистка и разметка карта.

Этап 2. Вырубка, отжиг или фрезерование поврежденного места покрытия с очисткой от отходов и отгрузкой в самосвал. В осенне-зимнее время производится смазка стенок и дна выбоины жидким битумом. Используются: компрессор, асфальторазогреватель, самоходные или прицепные фрезы, передвижной битумный котел.

Этап 3. Доставка самосвалом и складирование черного щебня с последующим втапливанием его в горячее покрытие па карте площадью более 3 х м 2 .

Этап 4, 5, 6. Укладка литой смеси и разравнивание ее вручную. Россыпь черного щебня по горячему покрытию карты площадью более 3 х м 2 . Охлаждение отремонтированного покрытая (в летнее время). Сметание невтопившегося щебня. Используются: термос-миксер, поливомоечная машина и ручные инструменты.

Этап 7. Снятие технических средств организации движения.

Рис 2. Технологическая схема текущего (ямочного) ремонта асфальтобетонного покрыта литой асфальтобетонной смесью.

○ — опора переносная для установки дорожных знаков

Рис. 3. Схема расстановки ограждений и дорожных знаков при текущем (ямочном) ремонте асфальтобетонного покрытия при неполном снятии движения транспорта

В темное время суток ограждения должны быть оборудованы обычными фонарями с огнями красного либо темно-желтого цвета или сигнальными фонарями с автоматическим устройством типа НИИАТ-БД-4С, обеспечивающим мигание темно-желтого цвета, или световозвращающими устройствами. Место работ осветить от местной осветительной системы, а при ее отсутствии — от передвижной электростанции из расчета: одна лампа мощностью 300 Вт на площадь не более 120 м 2 .

Максимальная высота подвески светильников принимается в зависимости от мощности ламп:

1000 Вт и более — 8,5 м

500 — 300 Вт — 7,5м

300 — 200 Вт — 6,5 м

Для лучшего освещения отдельных мест следует применять переносные светильники.

По мере движения ремонтно-строительного потока установленные в начале и по сторонам ремонтируемой полосы технические средства и дорожные знаки переставляют.

ЭТАП 2. Подготовка ремонтной карты (основания).

Перед заделкой выбоин производят очистку ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками и сжатым воздухом. Контуры выбоины размечают с помощью натертого мелом шнура прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными оси дороги с захватом неповрежденной части покрытия на ширину 2- 4 см . Несколько небольших выбоин, находящихся рядом, объединяют в одну общую карту.

Поврежденный участок обрубают по намеченному контуру отбойными молотками, а при наличии асфальтофрезерных машин (Приложение 5) фрезеруют на глубину 40- 50 мм и убирают материал старого покрытия.

На участках дороги, где произведена перестановка бортового камня, рваную кромку покрытия, образовавшуюся при извлечении старого бортового камня, необходимо ровно обрубить или обрезать по линии, отдаленной от бортового камня на расстояние не более 0,5 м . (рис. 4).

При проведении работ при отрицательной температуре воздуха (до -10°С) ремонтная карта должна иметь площадь не более 1 м 2 , тщательно очищена от льда, снега, пескосоляного наноса и просушена, а дно и стенки ее — обработаны горячим битумом из расчета 0,6-0,9 л/м 2 . При этом, обработка должна быть произведена не ранее, чем за час до укладки литой смеси.

Этап 1. Определение потребности в машинах, инструментах и приспособлениях. Установка технических средств организации движения.

Этап 2. Очистка, разметка, вырубка или отжиг поврежденных мест покрытия с очисткой от отходов и отгрузкой в самосвал. В осенне-зимнее время смазка стенок и дна карты жидким битумом и эмульсией. Используются: компрессор, передвижной битумный котел.

Этап 3, 4, 5, 6. Доставка и складирование черного щебня. Укладка литой смеси и разравнивание ее вручную. Россыпь черного щебня по горячему покрытию. Охлаждение отремонтированного покрытия (в летнее время). Используются: самосвал, термос-миксер, поливомоечная машина и ручные инструменты.

Этап 7. Снятие технических средств организации движения.

Рис. 4. Технологическая схема восстановления асфальтобетонного покрытия литым асфальтом после перестановки борта или разрытий

Этап 1. Определение потребности в машинах, инструментах и приспособлениях. Установка технических средств организации движения.

Этап 2. Очистка, исправление дефектных мест основания, установка деревянных брусьев (опалубки) но краям покрытия с закреплением их металлическими костылями. Используются: компрессор и ручной инструмент.

Этап 4, 6. Укладка литой смеси и разравнивание ее вручную. Проверка с помощью шаблона ровности и профиля покрытия. Охлаждение отрем оптированного покрытия (в летнее время). Используются: термос-миксер, поливомоечная машина и ручной инструмент.

Этап 7. Снятие опалубки. Снятие технических средств организации движения после остывания покрытия.

Рис. 5. Технологическая схема устройства покрытия тротуара из литого асфальта.

При устройстве покрытия на тротуаре, если бортовой камень не установлен, по краям основания должны быть закреплены упорные деревянные брусья или металлические трубы прямоугольного сечения для предотвращения растекания смеси в процессе укладки. Высота брусьев принимается равной толщине укладываемого слоя. По мере охлаждения слоя брусья переставляют (рис. 5).

ЭТАП 3. Доставка и складирование черного щебня

Операцию выполняют с целью последующего втапливания черного щебня в поверхность свежеуложенной смеси для обеспечения требуемой шероховатости отремонтированного участка покрытия. Втапливание черного щебня производят на картах площадью более 3 м 2 , при восстановлений покрытий после прокладки подземных коммуникации (разрытии), устройстве покрытия в трамвайных путях, расположенных на одном уровне с проезжей частью и имеющих дорожную одежду для совместного движения трамвая и автомобильного транспорта (рис. 6).

Рис. 6. Поперечный профиль проезжей части для совместного движения трамвая и автомобильного транспорта.

Черный щебень привозят в автосамосвале и, если позволяют условия, небольшими порциями выгружают в непосредственной близости от подготовленных карт. При отсутствии таких условий весь черный щебень складируют в одном месте, а к ремонтируемой карте подвозят погрузчиком или тачкой.

ЭТАП 4. Укладка литой смеси (загрузка транспортного средства на АБЗ, перевозка, распределение, окончательная планировка)

Перед загрузкой термоса-миксера смесью необходимо зажечь форсунки, нагреть емкость термоса-миксера до 120-140°С и только после этого включить мешалку. Крышка загрузочного отверстия должна быть открыта не ранее, чем за 5 минут до загрузки термоса-миксера. Общее время перемешивания смеси в термосе-миксере должно быть не менее 20 минут. В процессе транспортирования смесь должна непрерывно перемешиваться, а ее температура — поддерживаться на уровне 200 — 220°С.

Доставка литой смеси производится навстречу движения ремонтно-строительного потока. Прием машины на объекте работ осуществляет специально выделенный опытный рабочий-сигнальщик с красной повязкой, который обязан проверить наличие паспорта на поступившую смесь, удостоверяющего качество смеси, ее температуру и количество.

При проведении работ необходимо соблюдать следующие правила:

литая смесь должна иметь температуру не ниже 200°С, а укладываемый слой — толщину не менее 40 мм . При заливке глубоких выбоин (глубиной до 150 мм ) и площадью менее 1 м 2 допускается укладка смеси на всю глубину в один слой. При отрицательной температуре воздуха (до -10°С) литая смесь должна иметь температуру не ниже 220°С и ее укладку следует производить в безветренную погоду или при слабом ветре;

ремонт широких карт (шириной более двух метров) ведут полосами. С этой целью в продольном направлении устанавливают упорные деревянные брусья или металлические трубы прямоугольного сечения, которые после заливки полосы снимают и переставляют для заливки следующей полосы (рис. 7). Высота брусьев должна соответствовать толщине укладываемого слоя;

если при укладке смеси в большие карты процесс прерывается на время, большее Рис. 7. Установка периода остывания смеси, то заканчивать упорного бруса ремонт карты следует установкой упорного бруса в поперечном направлении. Поперечные сопряжения полос должны быть перпендикулярны оси дороги. Обнаруженные на покрытии дефекты, особенно в местах примыкания к краям карт, исправляют с помощью утюга и ручной трамбовки (см. Раздел 6. рис. 13).

Рис. 7. Установка упорного бруса

Процесс укладки протекает следующим образом:

термос-миксер по огороженной транспортной полосе перемещается по ходу движения и занимает положение над подготовленной картой;

рабочий-оператор при помощи штурвала открывает заслонку термоса-миксера и смесь по лотку сливается в ремонтируемую карту. Открывая или закрывая заслонку, рабочий-оператор регулирует подачу смеси в карту. После прекращения подачи смеси из термоса-миксера, водитель включает гидроподъемник. Термос-миксер наклоняется на угол до 15-20° и остатки литой смеси сливаются в карту. После опорожнения термоса-миксера рабочий-оператор, оставляя его в наклонном положении, отключает мешалку и специальным скребком (см. Раздел 6, рис. 3) тщательно зачищает дно термоса-миксера и поворотный лоток;

рабочий-асфальтобетонщик, поворачивая лоток, производит распределение смеси по карте. Для получения ровной поверхности на одном уровне с существующим покрытием разравнивание литой смеси и планировка поверхности ведутся при помощи деревянной или металлической гладилки (см. Раздел 6, рис. 13);

укладку смеси на уклонах от 30‰ до 50‰ ведут в карты площадью до 3 м , перемещая смесь сверху вниз, с тем, чтобы предотвратить отекание смеси за пределы ремонтируемой карты, а также следя за выдачей смеси малыми порциями и за ее тщательным распределением по карте. В целях предотвращения стекания смеси на уклонах производят также втапливание черного щебня из расчета 16-20 кг/м 2 .

При производстве работ навстречу движения транспорта необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности работ и движения транспорта. Термос-миксер должен работать с зажженными фарами и мигалкой, а впереди, не менее, чем за 10 м от машины — установлен предупредительный знак и место работ ограждено.

ЭТАП 5. Распределение и втапливание черного щебня

Операцию производят на картах площадью более 3 м 2 сразу после укладки литой смеси. С этой целью специально обученный дорожный рабочий совковой лопатой разбрасывает рассевом в одну щебенку черный щебень из расчета 6-3 кг/м 2 . Под собственной массой щебень втапливается в покрытие и закрепляется в нем. Невтопившийся щебень затем сметается и собирается для повторного использования.

ЭТАП 6. Охлаждение отремонтированного участка покрытия

Для ускорения ввода в эксплуатацию отремонтированной площади производят искусственное орошение поверхности холодной водой, используя для этой цели поливомоечную машину.

ЭТАП 7. Снятие технических средств организации движения

По достижении покрытием температуры наружного воздуха технические средства организации движения снимают и открывают движение автомобильного транспорта. Открытие движения транспорта по неостывшему покрытию категорически запрещается.

3.1.8. Бригада по ремонту покрытия должна состоять из обученных и опытных рабочих, сработавшихся друг с другом. Бригада должна быть оснащена комплектом инструментов, позволяющим осуществлять все работы от подготовительных до отделки поверхности покрытия и вести контроль за соблюдением проектных отметок. В состав бригады целесообразно включить водителей термосов-миксеров, а также машинистов вспомогательных машин и механизмов, которые в начале смены проверяют готовность своих машин к работе, устраняют мелкие неисправности, заправляют машины, производят их регулировку, в процессе работы управляют машинами, а в конце смены очищают машины и сообщают о замеченных неисправностях дежурному механику.

3.1.9. В процессе производства работ прораб (мастер) должен вести журнал укладки литой асфальтобетонной смеси по форме, представленной в Приложении 8. Ведение такого журнала способствует повышению качества и облегчает контроль и приемку работ, а также помогает выявить причины последующих дефектов покрытия.

3.1.10. Организация ремонтных работ как в дневное, так и в темное время суток должна быть построена таким образом, чтобы после их окончания подготовленные к заливке карты не оставались не отремонтированными.

3.1.11. Перед началом работ рекомендуется составить график производства работ, аналогичный графику, представленному в табл. 3.1.1.

График производства работ при текущем (ямочном) ремонте покрытия

Трудоемкость на 1 м 2

Трудоемкость на весь объем чел/день

Продолжительность дней 2-х сменных

Разломка поврежденных мест асфальтобетонных покрытий отбойными молотками, м 2

Асфальтобетонщики 3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Очистка основания выбоин от мусора, отходов, м

1 разряда — 1 чел.

Смазка битумом краев покрытия и основания с помощью передвижного ручного распределителя Д-124А, м 2

3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Погрузка отходов вручную на автомашину с отгрузкой на свалку, т

2 разряда — 2 чел.

Укладка литой смеси с использованием термоса-миксера и ручных инструментов, м

6 разряда — 1 чел.

5 разряда — 1 чел.

машинист 6 разряда — 1 чел.

Россыпь черного щебня, м

рабочий 2 разряда — 1 чел.

3.1.12. Организация работ по ремонту асфальтобетонных покрытий в темное время суток предусматривает выполнение дополнительных мероприятий, учитывающих не только безопасность производства работ, но и безопасность движения автотранспорта и пешеходов. В связи с этим крайне важно строгое соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, в частности:

во время работы выход за зону ограждения места работы категорически запрещается;

в темное время суток рабочие должны быть одеты в специальную форму со световозвращающим покрытием;

место работы должно быть освещено, должны быть освещены также предупредительные и запрещающие знаки;

все используемые в ночное время механизмы должны быть оборудованы сигнальным освещением, а также иметь звуковой сигнал;

следует устанавливать механизмы в безопасной для движения транспорта зоне, а в случае нахождения их на проезжей части — оградить и обеспечить освещение;

прибывающие на объект автомобили встречает и сопровождает к месту разгрузки только сигнальщик, имеющий светящийся жезл;

по окончании работ необходимо убрать все инструменты, спецодежду, защитные приспособления, остатки материалов и строительный мусор в специально отведенные места, не мешающие движению транспорта и пешеходов;

ограждения, используемые в местах производства, работ должны быть оборудованы сигнальными фонарями модели НИИАТ-БД-4 с автоматическим устройством, обеспечивающим мигание темно-желтого света или световозвращающими устройствами.

Включение освещения участков работ следует производить при снижении уровня естественной освещенности до 10 лк, а отключение — при его повышении до 15-20 лк. Одно из необходимых условий безопасного производства работ в темное время суток — наличие уличного освещения.

В целях снижения шума при подготовке ремонтных карт в ночное время в жилых кварталах города пневмоинструмент и асфальтофрезерные машины следует заменить разогревателями асфальтобетона. Применение разогревателей также позволит при глубоких выбоинах использовать в качестве подстилающего слоя старую асфальтобетонную смесь.

3.1.13. Стоимость ремонта в темное время суток оговаривается с заказчиком отдельно с учетом особенностей условий производства работ, отличающихся от обычных большими трудоемкостью работ, энергозатратами меньшими производительностью труда, уровнем безопасности работ и т.п.

3.1.14. Организация работ на городских эстакадах, мостах, путепроводах и в тоннелях должна учитывать специфику эксплуатации этих инженерных сооружений и особенности движения транспорта по ним. Необходимо на подходах к этим сооружениям дополнительно выставить соответствующие предупредительные знаки, посты сигнальщиков через 30- 40 м , а сами работы — вести оперативно и строго по огороженной транспортной полосе.

Освещенность места работ в тоннеле должна превышать освещенность дороги перед въездом в него. Минимально допустимая освещенность — 15 лк.

Ремонт начинают с крайней правой транспортной полосы, ведут его непрерывно до конца поврежденного участка и только затем переходят к ремонту следующей транспортной полосы.

3.1.15. Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений представлена ниже.

Калькуляция трудовых затрат на 100 м 2 ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий слоем 50 мм

Норма времени чел/час (маш/час)

Е20-2-15 табл. 8 п. 1 и 2

Срезка поврежденных мест асфальтобетонного покрытия с применением асфальторазогревателей

Асфальтобетонщик 2 разряда — 1 чел.

Смазка битумом краев покрытия

Рабочий 3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Погрузка отходов производства вручную на автомашину 100×0,05 ×0,75×2,2 = 8 т

Рабочий 2 разряда — 2 чел.

Хронометраж (см. Приложение 7 , п. 7.1)

Укладка литой асфальтобетонной смеси вручную с использованием машины термос-миксер

Машинист 6 разряда — 1 чел. Асфальтобетонщик 6 разряда — 1 чел.

5 разряда — 1 чел.

Россыпь черного щебня вручную

Рабочий 2 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

С учетом повышающих коэффициентов, учитывающих наличие на объекте работ движения транспорта интенсивностью более 2000 автомобиле в сутки (1,2) и степень тяжести и вредности труда (1,15) —

Всего: 48,24 31-59

При выполнении работ в зимнее время должен быть дополнительно применен коэффициент 1,1 и учтены затраты на очистку дорог от снега и льда вручную — на 100 м 2 норма времени 3,24 часа, а расценка 1,02 руб. (Е 20-2-42 п. 2).

Технико-экономические показатели отремонтированного асфальтобетонного покрытия (расчет на 100 м 2 при толщине 50 мм )

Выработка на одного рабочего в день

Прямая заработная плата звена

С учетом масштаба цен на 01.01.1995 г. (23,26×6175)=

3.2. Ремонт асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца

3.2.1. Перед началом работ место ремонта ограждают, как это показано на рис. 8. После этого необходимо убедиться в отсутствии скопления газов в колодце. Для этого нужно открыть крышку колодца и с помощью сертифицированных газоанализаторов произвести проверку, При отсутствии газоанализаторов наличие газов можно установить рудничной предохранительной бензиновой лампой. Зажженная рудничная лампа опускается на веревке в колодец. Для того, чтобы удобнее наблюдать за ее пламенем в колодце, к лампочке монтируют зеркало, устанавливаемое под углом 45°.

При обнаружении газа в колодце открывают крышки люков нескольких смотровых колодцев и коммуникационную сеть проветривают. Принудительное проветривание производится установкой вентилятора над колодцем. Удалять газ можно и промывкой колодца и коллектора. При этом, движение воды, подаваемой под давлением, создает и движение воздуха.

3.2.2. Убедившись в отсутствии газа, в колодце по центру горловины колодца устанавливают с помощью гидравлического крана, смонтированного на бортовой машине, гидравлический съемник (рис. 9). Головку съемника вводят в люк и с помощью рычага раздвигают захваты головки и подводят их под бортик люка. После установки съемника включают в действие гидроцилиндр и люк извлекают из гнезда. После демонтажа люка съемник краном грузят на платформу машины и перемещают к следующему колодцу. Производительность съемника 12 люков в час. После уборки отходов от демонтажа люка в горловину вставляют специальное устройство (рис. 10), с помощью которого осуществляют работы по ремонту стенок горловины и опорного кольца люка. Рабочий, находясь в обечайке устройства, производит указанные работы, используя ее, как опалубку для укладки быстротвердеющей цементобетонной смеси или как подмости для установки железобетонных сегментов в основание люка (см. рис. 10). После ремонта колодца и выведения отметки люка на отметку существующего покрытия люк закрывают крышкой и производят обрубку покрытия вокруг него по намеченному контуру и восстанавливают дорожную одежду.

— смотровой колодец

○ — опора переносная для установки дорожных знаков

Рис. 8. Схема расстановки ограждений и дорожных знаков при ремонте асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца при неполном снятии движения транспорта.

3.2.3. Технологическая схема ремонта асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца показана на рис. 11.

Рис. 9. Гидравлический съемник для демонтажа люков смотровых колодцев подземных коммуникаций

Устройство для ремонта стенок горловины и опороного кольца люка

Этап 1. Определение потребности в машинах, инструментах и приспособлениях. Установки технических средств организации движения.

Этап 2. Очистка, снятие крышки колодца, проветривание колодца, установка гидравлического съемника и демонтаж люка, ремонт горловины колодца, разметка, вырубка или отжиг поврежденных мест покрытия с очисткой от отходов и отгрузкой в самосвал. Используются: компрессор, асфальторазогреватель, гидравлический съемник, устройство дня ремонта колодца.

Этап 4. Укладка лигой смеси и разравнивание ее вручную. Используются: термос-миксер и ручные инструменты.

Этап 7. Снятие технических средств организации движения.

3.2.4. Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений показана ниже.

Калькуляция трудовых затрат на ремонт смотрового колодца

Норма времени чел/час (маш/час)

Установка технических средств организации движения транспорта. Установка гидравлического съемника и демонтаж люка

Машинист 6 разряда — 1 чел.

Рабочий 3 разряда — 1 чел.

2 разряда — 1 чел.

Установка устройства в горловину колодца. Ремонт стенок и опорного кольца

Машинист 6 разряда — 1 чел.

Рабочий 4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 1 чел.

ЕНиР-1973 10-26 п.59

Установка люка с крышкой

Рабочий 2 разряда — 2 чел.

Е17-34 табл. 2 п. 2

Укладка в нижний слой крупнозернистой асфальтобетонной смеси вручную с уплотнением трамбовкой, на площади до 30 м 2 , слоем в 70 мм

Асфальтобетонщик 4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 3 чел.

2 разряда — 2 чел.

1 разряда — 1 чел.

Обрубка края асфальтобетонного покрытия. Уборка обрубленных кусков в сторону. Длина обрубки на 1 колодец — 8 пм

Рабочий 3 разряда — 1 чел. 1 разряда — 1 чел.

Хронометраж (см. прил. 7, п. 7.2)

Укладка литой смеси в покрытие с помощью термоса-миксера, на площади до 3 м 2 , слоем 50 мм , при производительности термоса-миксера 145 м 2 в смену

Машинист 6 разряда — 1 чел.

Рабочий 4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 1 чел.

с учетом повышающих коэффициентов

Технико-экономические показатели ремонта смотровых колодцев (на один смотровой колодец)

Потребность в машинах

Выработка на одного рабочего

2 колодца в смену

Прямая заработная плата звена

В масштабе цен на 01.01.98 г.

3.3. Ремонт асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях

3.3.1. Перед началом работ на действующих путях трамвая подрядчик должен иметь разрешение организации, эксплуатирующей эти пути. Ограничение или закрытие движения городского транспорта в зоне путевых работ, производимых на улицах и площадях в полосе общего движения городского транспорта, должны согласовываться с местными властями. Зона путевых работ должна ограждаться в соответствии с требованиями правил дорожного движения, при этом, необходимо обеспечить проезд к предприятиям и зданиям пожарных и санитарных машин, а также средств городского транспорта. Ремонт покрытия производят под контролем регулировщика-сигнальщика, который одновременно с регулированием должен предупреждать водители трамвая об осторожном движении (жезлом или флажком), а рабочих — о своевременном удалении с пути (свистком, голосом с помощью мегафона). При разборке существующих дорожных покрытий в путях трамвая дорожно-строительные материалы, пригодные для повторного применения, должны размещаться в местах, удобных для последующих уборки или использования. При этом, должны учитываться требования безопасности движения городского транспорта.

3.3.2. Перед устройством покрытия из литого асфальтобетона в путях трамвая, основание должно быть принято подрядчиком по акту па скрытые работы. Основание должно иметь требуемые геометрические характеристики: ширину, толщину, продольный и поперечный уклоны. Особое внимание подрядчик должен обратить на ровность поверхности основания и его плотность. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 6- 8 мм . При обнаружении изменения профиля, а также и в других сомнительных случаях, указывающих на возможность образования пустот под основанием, необходима более тщательная проверка.

3.3.3. Перед заделкой выбоин на асфальтобетонном покрытии трамвайного полотна разрушенные участки краевых полос, междупутья и межколейного пространства вырубают (фрезеруют) и очищают. Боковые грани головок рельсов, пазухи рельсов и крепления очищают от ржавчины и просушивают, а в зимнее время дополнительно смазывают горячим битумом.

3.3.4. При новом строительстве и капитальном ремонте дорожного покрытия в трамвайных путях укладку литой смеси ведут, соблюдая следующие правила. Вначале асфальтируют краевые полосы трамвайного полотна, затем — междупутье и, в заключении — межколейное пространство. Перед асфальтированием краевых полос необходимо установить и закрепить упорные брусья на границе трамвайного полотна и проезжей части дороги.

Покрытие межколейного пространства устраивают на одном уровне с губками рельсов, а с наружной стороны колеи — на 8 мм ниже головки рельса. Покрытие междупутья на прямых участках пути выполняют двухскатным с уклоном 1-2% от оси междупутья. Межколейное покрытие и покрытие краевой полосы устраивают односкатным с уклоном 2% в сторону проезжей части дороги. На кривых участках пути покрытие устраивают с учетом возвышения наружного рельса так, чтобы обеспечивался поверхностный отвод воды с трамвайного полотна и плавный переезд через него автотранспорта.

3.3.5. Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях показана на рис. 12.

Этап 1. Определение потребности в машинах, инструментах и приспособлениях. Установка технических средств организации движения.

Этап 2. Очистка, разметка, вырубка и отжиг или фрезерование поврежденных мест с очисткой от отходов и отгрузкой в самосвал. Очистка и смазка битумом боковых граней головок рельсов, пазух и скреплений. В осенне-зимнее время смазка кромки покрытия проезжей части на сопряжении с обочиной трамвайного пути. Используются: компрессор, асфальторазогреватель, самоходные или прицепные фрезы, передвижной битумный котел, самосвал.

Этап 3. Доставка самосвалом и складирование черного щебня. Установка упорного деревянного бруса на внешней границе краевой полосы.

Этап 4. Укладка литой смеси и разравнивание ее вручную. Операции выполняются в следующей последовательности: вдоль Наружного рельса слева по ходу потока; вдоль наружного рельса справа по ходу потока; в междупутье; в левый путь; в правый путь. Используются: термос-миксер и ручные инструменты.

Этап 5, 6. Россыпь и втапливание черного щебня. Охлаждение покрытия (в летнее время). Сметание невтопившегося щебня. Используются: поливомоечная машина, ручной инструмент.

Этап 7. Снятие технических средств организации движения.

Рис. 12. Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях при новом строительстве и капитальном ремонте.

3.3.6. Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений приведена в табл. 3.3.1.

Калькуляция трудовых затрат на устройство 1000 м 2 верхнего слоя дорожного покрытия в путях трамвая

Норма времени чел/час (маш/ час)

Очистка от ржавчины и смазка битумом боковых граней головок рельсов, пазух и скреплений. Объем работ: 1000 м 2 покрытия при ширине полотна 3 м , общая протяженность составит 1000:3·2=670 пм. С учетом пазух и скреплений принимается общая протяженность в 1000 пм.

Маляр строительный 2 разряда — 4 чел.

расчет * (см. прил. 7. п. 7.3)

Укладка литой смеси с использованием термоса-миксера с помощью поворотного лотка и вручную

Машинист 6 разряда — 1 чел.

асфальтобетонщики 6 разряда — 1 чел.

5 разряда — 1 чел.

Россыпь черного щебня вручную и сметание невтопившегося щебня для последующего использования

Источник

Читайте также:  Ремонт тормозных механизмов дискового типа
Оцените статью