Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия дорог

Текущий ремонт дорожного покрытия

К современным дорожным покрытиям предъявляется множество требований, одним из которых является долгий срок службы.

Стоит отметить, что любая дорога ежедневно подвергается интенсивным нагрузкам и неблагоприятным факторам (движение и торможение транспортных средств, климатические воздействия, температурные перепады, обработка реагентами с агрессивным химическим составом и прочее).

Это приводит к ускоренному износу асфальтового покрытия, его постепенной деформации и разрушению. Эффективной мерой, позволяющей значительно продлить срок эксплуатации дороги, является текущий ремонт дорожного покрытия, выполняемый своевременно и регулярно.

Что такое текущий ремонт автомобильных дорог?

Так называемый текущий или профилактический ремонт дорожных покрытий направлен на устранение небольших дефектов и неисправностей, появившихся в ходе эксплуатации автотрассы, и направленный на восстановление ее нормальных технических параметров, способствующих обеспечению безопасных условий для всех участников дорожного движения.

В качестве основных задач, которые преследует текущий ремонт дорожного полотна, можно выделить следующее:

  • Восстановление эксплуатационной исправности дорожных покрытий для обеспечения их соответствия установленным нормам.
  • Обеспечение более длительного срока службы дороги и увеличение периодов между проведением капитальных восстановлений асфальтобетонных покрытий.
  • Устранение различных повреждений покрытия, конструкционных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений, являющихся их составной частью.
  • Экстренное устранение дефектов, появившихся в результате различных стихийных бедствий, аварийных ситуаций и других разрушительных воздействий.
Читайте также:  Ремонт оборудования это смр

Реализация работ в процессе текущего восстановления дорог осуществляется на основании утвержденной проектно-сметной документации. Их проведение предполагает комплексный подход, при котором осуществляется восстановление покрытий и других элементов на всей протяженности ремонтируемого участка дорожного полотна. Также возможно проведение выборочного ремонта, если в восстановлении нуждаются только отдельные дорожные сооружения.

Источник

Дефекты и ремонт асфальтобетонного покрытия

С асфальтным, а правильнее будет: асфальтобетонным покрытием, знакомы все. Оно используется на большинстве дорог, тротуарах, при благоустройстве придомовых территорий.

Как и любой другой материал, он, в силу различных факторов, повреждается и требует восстановления. Рассмотрим, как осуществляется ремонт асфальтобетонного покрытия, и в чём вообще причины его разрушения.

Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта

Причины разрушения асфальтобетонного покрытия разнообразны.

Перечислим основные из них.

  1. Некачественная смесь, использовавшаяся при укладке.
  2. Нарушения технологии укладки.
  3. Механические повреждения.
  4. Перегрузки при эксплуатации.
  5. Напряжения, возникающие при образовании льда в порах и трещинах при отрицательных температурах. Усугубляют ситуацию использующиеся соль или другие противогололедные реагенты.
  6. Просадка из-за выполненного не по технологии, или неправильно рассчитанного основания под него.
  7. Деформации из-за перепада температур.
  8. Просадка из-за повышенной влажности грунта (паводки, обильные дожди).
  9. Потеря битумным вяжущим свойств из-за повышенной температуры.
  10. Повышенная интенсивность движения, или проезд транспортных средств с нагрузкой на ось больше расчетной (в том числе и при сезонных или температурных ограничениях).
  11. Потеря битумным вяжущим своих свойств при долговременной эксплуатации.
  12. Некачественный или несвоевременный ремонт.

Обратите внимание! Как показывает практика, приходится ежегодно проводить текущий ремонт на 2-3 % процентах площади покрытия. Если дефекты занимают более 20 % площади, то дорога нуждается уже в капитальном ремонте. Капитальный ремонт заключается в удалении всего покрытия либо его слоя, и новой его укладке.

Ремонт покрытия делится на: плановый (текущий), капитальный и аварийный..

Плановый ремонт

Проводится при благоприятных погодных условиях, как правило, в теплое время года для устранения мелких дефектов. Правильное и своевременное его выполнение увеличивает срок службы покрытия, до минимума снижает вероятность возникновения критических дефектов в будущем.

Аварийный ремонт

Он проводится в случае появления на дороге критических дефектов угрожающих безопасности движения, как на фото выше. Работы проводятся в любых условиях и круглогодично. Но на такой ремонт асфальтобетонного покрытия, СНиП не предъявляет особых требований по долговечности — особенно если проводился он зимой.

Рассмотрим применяемые сегодня технологии для аварийного и планового ремонта, и их особенности.

Заделка трещин

Один из наиболее простых, но самый важный — ремонт асфальтобетонных покрытий. Обязательно выполняется перед приходом отрицательных температур, так как попавшая в трещины вода обязательно приведет к образованию выбоин.

Технология состоит из трех этапов:

  1. Трещина вычищается (выдувается) от пыли и мусора.
  2. Производится заполнение ее горячим битумным составом.
  3. Место, где проведен ремонт трещин асфальтобетонных покрытий, присыпается песком или отсевом.

Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей

Позволяет добиться наилучшего качества восстановленного полотна.

Для заделки выбоин применяют:

  1. Приготовленную в стационарных условиях смесь, в зимнее время, когда не работают асфальтобетонные заводы, материал недоступен;
  2. Литую смесь, разогретую на месте;
  3. Асфальтобетон, изготовленный методом рецинклинга. На месте ремонта куски покрытия (фрезерат), разогревают и перемешивают с добавлением битума в специальных мобильных установках — рециклерах.

На видео в этой статье — подробно показаны все этапы выполнения работы.

Технология включает в себя следующие операции:

  • Места ремонта размечают, соблюдая следующие правила:
  1. не должно быть острых углов;
  2. захватывают до 5 см неповрежденного покрытия;
  3. рядом расположенные дефекты объединяют в одну карту.
  • Проводится разборка асфальтобетонного покрытия по разметке, для этого используют отбойные молотки, ручные или смонтированные на самоходной технике фрезы.
  • Если необходимо, придают вертикальность кромкам зарезанного участка (когда использовалась фреза).
  • Очищают место ремонта от мусора, и тщательно его высушивают. Для этого используют воздуходувки, промышленные фены или просто горелки.
  • Кромки и дно карты проливают разогретым битумом либо эмульсией на его основе.
  • Укладывают смесь и уплотняют (укатывают) её. Если делается ремонт покрытия литым асфальтобетоном, то уплотнение не нужно.
  • Место стыка проливается эмульсией и просыпается мелким песком либо отсевом.

При использовании данной технологии, важно контролировать не только ее соблюдение, но и:

  1. качество материалов;
  2. температуру смеси (не ниже 115-120 о С), битума или эмульсии (согласно паспорту на материал);
  3. качество уплотнения.

С использованием холодных смесей

В этом случае, вместо горячих смесей используют специальные холодные составы на основе модифицированного битума и полимерных добавок.

  • Укладываются они без разогрева, это значительно ускоряет ремонт.
  • Смеси позволяют работать при отрицательных температурах. Но отремонтированное место не обладает такой же прочностью и водостойкостью, поэтому данный метод чаще применяют в аварийных ситуациях и на дорогах 3 категории и ниже.
  • Есть ограничение и по размеру заплат, они не должны быть больше 2м 2 . Так же, цена на эти смеси выше, чем на горячие. Но упрощение и ускорение работ, почти нивелирует разницу.
  • Смета на ремонт почти не отличается. Технология ремонта этими смесями та же, что и горячими.

Внимание: Некоторые производители холодных смесей, гарантируют качество без проливки битумом и уплотнения (хватает укатки колесами движущегося по карте после ремонта транспорта). Но лучше все же проводить эти операции.

При использовании холодных смесей, температуру при укладке не нужно контролировать. Но обязательно нужно следить за датой выпуска и условиями хранения смеси. При укладке, по истечении гарантийного срока, качество ремонта значительно ухудшается.

Метод пропитки

Самый быстрый, и наименее качественный способ. Применяют чаще всего при аварийном ремонте, или когда в небольшие сроки нужно привести в более или менее сносное состояние большой участок дороги. Такой ремонт можно выполнить своими руками, например, для восстановления дорожки на участке.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Выбоина вычищается от пыли и мусора с помощью щеток или воздуходувок.
  2. Проливается горячий битум или эмульсия.
  3. Производится засыпка мелкого (фракция до 15 мм) щебня.
  4. Если необходимо, предыдущая операция повторяется несколько раз, до полного заполнения выбоины.
  5. Уплотняется место ремонта катком либо виброплощадкой.
  6. Отремонтированное место присыпается мелким песком либо отсевом для бронирования.

Совет. Если будете проводить эту работу на участке самостоятельно, то вместо чистого битума выбирайте эмульсию на основе воды. Она пожаробезопасна (это важно при разогреве) и не требует просушки выбоины.

Струйно инъекционный метод

Метод похож на способ ремонта пропиткой. Обеспечивается быстрое восстановление асфальтобетонного покрытия и качество ремонта, но требует использования специальной машины. Монтируется она обычно на базе грузового автомобиля или прицепная.

Имеет следующие узлы:

  1. Ёмкость для битума или эмульсии с подогревающим устройством;
  2. Бункер для щебня;
  3. Компрессор;
  4. Подпружиненную выдвижную штангу с рабочим органом, подающим смесь и рукоятками для направления на участок ремонта;
  5. Дозирующе-распределяющее устройство, обеспечивающее подачу воздуха и материалов для ремонта к рабочему органу, в различных комбинациях и с разным давлением.

Работа выполняется бригадой из водителя и дорожного рабочего, управляющего штангой.

Инструкция по проведению такого ремонта состоит из следующих пунктов.

  1. Машина подъезжает к дефекту дороги так, чтобы он оказался в зоне доступа штанги.
  2. Струей воздуха под высоким давлением, из выбоины выдувается пыль и мусор.
  3. Выбоина промывается эмульсией под высоким напором.
  4. Снова производится продувка.
  5. В выбоину снова подается эмульсия, но давление уже меньше, и она смачивает поверхность.
  6. Под давлением воздуха, который обеспечивает хорошее уплотнение, и перемешивание дефект заполняется смесью эмульсии и щебня.
  7. Просыпается чистый щебень для бронирования места ремонта.

Термопрофилирование

Одна из самых современных и эффективных технологий ремонта. Используется не только для заделки дефектов, но и для восстановления покрытия, утерявшего свои свойства в силу длительного срока службы, либо других факторов.

Технология основана на разогреве и регенерации асфальтобетона, либо на нанесении сверху дополнительного слоя. Кроме устранения трещин и выбоин, удаляется колейность и просадки покрытия. Для того чтобы выполнить термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, нужен комплекс машин, либо комбинированный агрегат.

В состав его входят:

  1. Инфракрасные горелки для разогрева асфальта.
  2. Устройства для взрыхления.
  3. Перемешивающие аппараты.
  4. Вальцы для укладки.
  5. Дозаторы добавляемой смеси или компонентов.

В зависимости от состояния старого покрытия, особенностей его разрушения и других факторов, выбирают один из методов восстановления асфальтобетона.

Термопланирование

Старый асфальт разогревается и взрыхляется и снова укладывается.

Термоукладка

В этом случае кроме разогрева и перекладки старого асфальта поверх него ложится слой новой смеси.

Термопластификация

Новая смесь не добавляется. Старый асфальт перемешивается перед укладкой с пластификатором, восстанавливающим его свойства.

Ремикс

Старый асфальт смешивается с новой смесью. Также по необходимости добавляются заполнители или вяжущее.

Мы привели причины разрушения, виды ремонта (капитальный, текущий аварийный), и все наиболее применяемые на сегодня технологии ремонта асфальта. Конечно, тема не закрыта полностью, но будем рады, если наша статья помогла вам или просто расширила круг знаний.

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для обеспечения требуемых технико-эксплуатационных характеристик городских дорог нужны регулярная оценка состояния асфальтобетонных покрытий, своевременное и качественное проведение ремонтов в необходимом объеме и с использованием эффективных материалов, технологий и оборудования. Предлагаемый способ ремонта, основанный на применении литой асфальтобетонной смеси, отвечает этим требованиям и позволяет оперативно выполнять большие объёмы ремонтных работ не только в теплое время года, но и зимой.

Настоящие технологические карты предусматривают использование литой смеси, которую изготавливают на асфальтосмесительных установках периодического действия по специальному технологическому регламенту.

Литая смесь — разновидность горячей асфальтобетонной смеси, но, в отличие от стандартной (ГОСТ 9128), имеет высокую подвижность и не требует уплотнения в процессе укладки. Такие особенности обусловлены специфическим составом и высокой температурой смеси (200 — 220 °С). Смесь характеризуется щебенистой структурой и повышенным содержанием асфальтового вяжущего вещества. Заполняя ремонтируемую карту, она легко распределяется по поверхности, прочно сцепляется с нижним слоем и кромками старого покрытия, а при остывании образует с ним трещиностойкий и сдвигоустойчивый монолит. В результате, отремонтированный участок покрытия служит продолжительный срок, сохраняя целостность, высокие коррозионную стойкость и износостойкость.

Комплекс технологических и эксплуатационных свойств достигается проектированием состава смеси с учетом качества ее компонентов и производственных факторов, а также конкретных условий эксплуатации покрытия.

Литой смесью удобно вести заделку выбоин, ремонт покрытий у люков колодцев подземных сетей, восстановление покрытия после замены бортового камня и разрытий, устройство покрытий в путях трамвая и других труднодоступных для уплотнения катками местах.

В отличие от обычных асфальтобетонных смесей, строительство и ремонт покрытий из которых разрешено производить при температуре наружного воздуха не ниже +5 °С весной и +10 °С осенью, литая смесь, благодаря своим особенностям и специфике средств доставки и укладки, позволяет вести ремонт дорог зимой при температуре воздуха до -10 °С.

Средство поставки литой смеси представляет собой термос-миксер различной вместимости смонтированный на шасси грузового автомобиля (рис. 1). В Приложении 1 приведены основные технические характеристики термосов-миксеров. Термосы-миксеры должны обеспечивать возможность выполнения следующих операций:

приём готовой смеси с температурой 200 — 220 °С из мешалки или из перегрузочного бункера асфальтосмесительной установки;

поддержание температуры литой смеси в пределах 200 — 220 °С с момента загрузки до выдачи на объекте работ;

постоянное перемешивание смеси в пути, исключающее ее расслоение;

порционную выгрузку смеси с варьированием скорости ее выдачи;

распределение смеси по ремонтируемой карте (с помощью поворотного лотка).

Технология ремонта покрытия у люков колодцев подземных сетей предусматривает использование, кроме указанной выше машины, специальных средств механизации для демонтажа люков, ремонта стенок горловины и восстановления опорного кольца люка.

Во всех случаях применения настоящих карт необходима их привязка к местным условиям производства работ.

Технологические карты предусматривают повышение производительности труда, качества работ, снижение себестоимости ремонта и продление строительного сезона.

Ри с. 1. Термос-миксер для перевозки и укладки литой смеси

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологические карты предназначены для применения при организации и производстве работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий литой смесью, включая:

заделку выбоин площадью до 1 м 2 , до 3 м 2 , от 3 до 12 м 2 и от 12 до 25 м 2 , как на магистральных улицах, так и на внутриквартальных дорогах;

ремонт покрытий у люков колодцев подземных сетей и восстановление покрытия после замены бортового камня и разрытий;

устройство покрытий в путях трамвая;

устройство покрытий на тротуарах.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

3.1. Текущий (ямочный) ремонт асфальтобетонных покрытий

3.1.1 . До начала работ необходимо получить разрешение установленного образца (Приложение 2 ) в дорожной инспекции объединения административно технических инспекций (ОАТИ), согласовать работы с ГАИ и другими заинтересованными организациями, представители которых входят в состав рабочей группы, провести обследование состояния покрытия, подлежащего ремонту, оценить причины разрушений (Приложение 3 ), составить дефектную ведомость и смету.

3.1.2 . Выполнение текущего ремонта предусматривается без перерыва, но с ограничением движения транспорта. Поэтому началу работ должно предшествовать составление и согласование с местными органами ГАИ схемы ограждения мест производства работ и расстановки дорожных знаков. На схеме, привязанной к местности, необходимо указать: места установки ограждений и дорожных знаков, наименование организации, телефон, фамилию ответственного за проведение работ.

3.1.3 . При восстановлении асфальтобетонного покрытия после разрытия основание на объекте должно быть освидетельствовано комиссией и его приемка должна быть оформлена актом на скрытые работы. Основание должно иметь требуемые геометрические характеристики: ширину, толщину, продольный и поперечный уклоны. Особое внимание подрядчик должен обратить на ровность поверхности основания и его плотность. При обнаружении изменения профиля, а также и в других сомнительных случаях, указывающих на возможность образования пустот под основанием, необходима более тщательная проверка.

3.1.4 . Если в пределах ремонтируемого участка имеются смотровые колодцы подземных сетей, либо газовые коверы их крышки должны быть приведены в соответствие с отметкой покрытия.

3.1.5 . К началу ремонтных работ на объект необходимо доставить передвижное бытовое помещение и подготовить его для приема пищи, отдыха и обогрева рабочих. В бытовом помещении должны быть шкафы для хранения рабочей спецодежды и обуви, аптечка с противоожоговыми средствами, огнетушители, а также отведено место для хранения инструмента.

3.1.6 . Стоянку машин и механизмов следует расположить вблизи бытового помещения и оградит ь. На ограждение необходимо навесить гирлянду сигнальных фонарей.

3.1.7 . Текущий (ямочный) ремонт асфальтобетонного покрытия выполняют в технологической последовательности, представленной на рис. 2 .

Началом работ считается установка на проезжей части первого ограждающего средства, изменяющего направление дорожного движения. К выполнению ремонтных работ разрешается приступить после полного обустройства места производства работ всеми необходимыми дорожными знаками и ограждениями в соответствии с требованиями СНиП III-4-80. Основные технические средства для организации движения транспорта приведены в Приложении 4.

Для изменения направления движения транспорта при объезде ремонтируемого участка, а также при переводе движения с одной полосы проезжей части дороги на другую, следует использовать стойки, вехи, направляющие конусы и барьеры. В этом случае ограждающие устройства и дорожные знаки следует устанавливать таким образом, чтобы образовалась плавная направляющая линия, как это показано на рис. 3.

Для ограждения места мелких ремонтных работ рекомендуется применять штакетные барьеры облегченного типа, вехи или стойки. Сигнальные шнуры, используемые для ограждения мест производства работ, закрепляют к установленным штакетным барьерам, вехам или конусам. Высота подвески шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 80 см.

Рис 2 . Технологическая схема текущего (ямочного) ремонта асфальтобетонного покрытия литой асфальтобетонной смесью.

— веха направляющая; — конус; барьер штакетный; — опора переносная для установки дорожных знаков; — направление движения

Рис. 3 . Схема расстановки ограждений и дорожных знаков при текущем (ямочном) ремонте асфальтобетонного покрытия при неполном снятии движения транспорта

В темное время суток ограждения должны быть оборудованы обычными фонарями с огнями красного либо тёмно-желтого цвета или сигнальными фонарями с автоматическим устройством типа НИИАТ-БД-4С, обеспечивающим мигание темно-желтого цвета, или световозвращающими устройствами. Место работ осветить от местной осветительной системы, а при её отсутствии — от передвижной электростанции из расчета: одна лампа мощностью 300 Вт на площадь не более 120 м 2 .

Максимальная высота подвески светильников принимается в зависимости от мощности ламп: 1000 Вт и более — 8,5 м

500 — 300 Вт — 7,5 м

300 — 200 Вт — 6,5 м

Для лучшего освещения отдельных мест следует применять переносные светильники.

По мере движения ремонтно-строительного потока установленные в начале и по сторонам ремонтируемой полосы технические средства и дорожные знаки переставляют.

Перед заделкой выбоин производят очистку ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками и сжатым воздухом. Контуры выбоины размечают с помощью натертого мелом шнура прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными оси дороги с захватом неповрежденной части покрытия на ширину 2 — 4 см. Несколько небольших выбоин, находящихся рядом, объединяют в одну общую карту.

Поврежденный участок обрубают по намеченному контуру отбойными молотками, а при наличии асфальтофрезерных машин (Приложение 5) фрезеруют на глубину 40 — 50 мм и убирают материал старого покрытия.

На участках дороги, где произведена перестановка бортового камня, рваную кромку покрытия, образовавшуюся при извлечении старого бортового камня, необходимо ровно обрубить или обрезать по линии, отдаленной от бортового камня на расстояние не более 0,5 м (рис. 4).

При проведении работ при отрицательной температуре воздуха (до -10 °С) ремонтная карта должна иметь площадь не более 1 м 2 , тщательно очищена от льда, снега, пескосоляного наноса и просушена, а дно и стенки ее — обработаны горячим битумом из расчета 0,6 — 0,9 л/м 2 . При этом, обработка должна быть произведена не ранее, чем за час до укладки литой смеси.

При устройстве покрытия на тротуаре, если бортовой камень не установлен, по краям основания должны быть закреплены упорные деревянные брусья или металлические трубы прямоугольного сечения для предотвращения растекания смеси в процессе укладк и. Высота брусьев принимается равной толщине укладываемого слоя. По мере охлаждения слоя брусья переставляют (рис. 5).

Рис. 4 . Технологическая схема восстановления асфальтобетонного покрытия литым асфальтом после перестановки борта или разрытий

Рис. 5 . Технологическая схема устройства покрытия тротуара из литого асфальта.

Операцию выполняют с целью последующего втапливания черного щебня в поверхность свежеуложенной смеси для обеспечения требуемой шероховатости отремонтированного участка покрытия. Втапливание черного щебня производят на картах площадью более 3 м 2 , при восстановлении покрытий после прокладки подземных коммуникаций (разрытий), устройстве покрытия в трамвайных путях, расположенных на одном уровне с проезжей частью и имеющих дорожную одежду для совместного движения трамвая и автомобильного транспорта (рис. 6).

Рис. 6. Поперечный профиль проезжей части для совместного движения трамвая и автомобильного транспорта.

Черный щебень привозят в автосамосвале и, если позволяют условия, небольшими порциями выгружают в непосредственной близости от подготовленных карт. При отсутствии таких условий весь черный щебень складируют в одном месте, а к ремонтируемой карте подвозят погрузчиком или тачкой.

ЭТАП 4. Укладка литой смеси (загрузка транспортного средства на АБЗ , перевозка, распределение, окончательная планировка)

Перед загрузкой термоса-миксера смесью необходимо зажечь форсунки, нагреть емкость термоса-миксера до 120 — 140 °С и только после этого включить мешалку. Крышка загрузочного отверстия должна быть открыта не ранее, чем за 5 минут до загрузки термоса-миксера. Общее время перемешивания смеси в термосе-миксере должно быть не менее 20 минут. В процессе транспортирования смесь должна непрерывно перемешиваться, а ее температура — поддерживаться на уровне 200 — 220 °С.

Доставка литой смеси производится навстречу движения ремонтно-строительного потока. Прием машины на объекте работ осуществляет специально выделенный опытный рабочий-сигнальщик с красной повязкой, который обязан проверить наличие паспорта на поступившую смесь, удостоверяющего качество смеси, ее температуру и количество.

При проведении работ необходимо соблюдать следующие правила:

литая смесь должна иметь температуру не ниже 200 °С, а укладываемый слой — толщину не менее 40 мм. При заливке глубоких выбоин (глубиной до 150 мм) и площадью менее 1 м 2 допускается укладка смеси на всю глубину в один слой. При отрицательной температуре воздуха (до -10 °С) литая смесь должна иметь температуру не ниже 220 °С и ее укладку следует производить в безветренную погоду или при слабом ветре;

ремонт широких карт (шириной более двух метров) ведут полосами. С этой целью в продольном направлении устанавливают упорные деревянные брусья или металлические трубы прямоугольного сечения, которые после заливки полосы снимают и переставляют для заливки следующей полосы (рис. 7). Высота брусьев должна соответствовать толщине укладываемого слоя;

если при укладке смеси в большие карты процесс прерывается на время, большее периода остывания смеси, то заканчивать ремонт карты следует установкой упорного бруса в поперечном направлении. Поперечные сопряжения полос должны быть перпендикулярны оси дороги. Обнаруженные на покрытии дефекты, особенно в местах примыкания к краям карт, исправляют с помощью утюга и ручной трамбовки (см. Раздел 6, рис. 13).

Рис. 7 . Установка упорного бруса

Процесс укладки протекает следующим образом:

термос-миксер по огороженной транспортной полосе перемещается по ходу движения и занимает положение над подготовленной картой;

рабочий-оператор при помощи штурвала открывает заслонку термоса-миксера и смесь по лотку сливается в ремонтируемую карту. Открывая или закрывая заслонку, рабочий-оператор регулирует подачу смеси в карту. После прекращения подачи смеси из термоса-миксера, водитель включает гидроподъёмник. Термос-миксер наклоняется на угол до 15 — 20° и остатки литой смеси сливаются в карту. После опорожнения термоса-миксера рабочий-оператор, оставляя его в наклонном положении, отключает мешалку и специальным скребком (см. Раздел 6, рис. 13) тщательно зачищает дно термоса-миксера и поворотный лоток;

рабочий-асфальтобетонщик, поворачивая лоток, производит распределение смеси по карте. Для получения ровной поверхности на одном уровне с существующим покрытием разравнивание литой смеси и планировка поверхности ведутся при помощи деревянной или металлической гладилки (см. Раздел 6, рис. 13);

укладку смеси на уклонах от 30 ‰ до 50 ‰ ведут в карты площадью до 3 м 2 , перемещая смесь сверху вниз, с тем, чтобы предотвратить c текание смеси за пределы ремонтируемой карты, а также следя за выдачей смеси малыми порциями и за её тщательным распределением по карт е. В целях предотвращения стекания смеси на уклонах производят также втапливание черного щебня из расчёта 16 — 20 кг/м 2 .

Операцию производят на картах площадью более 3 м 2 сразу после укладки литой смеси. С этой целью специально обученный дорожный рабочий совковой лопатой разбрасывает рассевом в одну щебенку черный щебень из расчета 6 — 8 кг/м 2 . Под собственной массой щебень втапливается в покрытие и закрепляется в нем. Невтопившийся щебень затем сметается и собирается для повторного использования.

ЭТАП 6. Охлаждение отремонтированного участка покрытия

Для ускорения ввода в эксплуатацию отремонтированной площади производят искусственное орошение поверхности холодной водой, используя для этой цели поливомоечную машину.

По достижении покрытием температуры наружного воздуха технические средства организации движения снимают и открывают движение автомобильного транспорта. Открытие движения транспорта по неостывшему покрытию категорически запрещается.

3.1.8 . Бригада по ремонту покрытия должна состоять из обученных и опытных рабочих, сработавшихся друг с другом. Бригада должна быть оснащена комплектом инструментов, позволяющим осуществлять все работы от подготовительных до отделки поверхности покрытия и вести контроль за соблюдением проектных отметок. В состав бригады целесообразно включить водителей термосов-миксеров, а также машинистов вспомогательных машин и механизмов, которые в начале смены проверяют готовность своих машин к работе, устраняют мелкие неисправности, заправляют машины, производят их регулировку, в процессе работы управляют машинами, а в конце смены очищают машины и сообщают о замеченных неисправностях дежурному механику.

3.1.9 . В процессе производства работ прораб (мастер) должен вести журнал укладки литой асфальтобетонной смеси по форме, представленной в Приложении 8 . Ведение такого журнала способствует повышению качества и облегчает контроль и приёмку работ, а также помогает выявить причины последующих дефектов покрытия.

3.1.10 . о рганизация ремонтных работ как в дневное, так и в темное время суток должна быть построена таким образом, чтобы после их окончания подготовленные к заливке карты не оставались неотремонтированными.

3.1.11 . Перед началом работ рекомендуется составить график производства работ, аналогичный графику, представленному в табл. 3.1.1 .

График производства работ текущем (ямочном) ремонте покрытия

Трудоемкость чел/час на 1 м 2

Трудоемкость на весь объём чел/день

Продолжительность дней 2-х сменных

Разломка поврежденных мест асфальтобетонных покрытий отбойными молотками, м 2

Асфальтобетонщики 3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Очистка основания выбоин от мусора, отходов, м 2

1 разряда — 1 чел.

Смазка битумом краёв покрытия и основания с помощью передвижного ручного распределителя Д-124А, м 2

3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Погрузка отходов вручную на автомашину с отгрузкой на свалку, т

2 разряда — 2 чел.

Укладка литой смеси с использованием термоса-миксера и ручных инструментов, м 2

6 разряда — 1 чел.

5 разряда — 1 чел.

6 разряда — 1 чел.

Россыпь черного щебня, м 2

2 разряда — 1 чел.

3. 1.12. Организация работ по ремонту асфальтобетонных покрытий в темное время суток предусматривает выполнение дополнительных мероприятий, учитывающих не только безопасность производства работ, но и безопасность движения автотранспорта и пешеходов. В связи с этим крайне важно строгое соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, в частности:

во время работы выход за зону ограждения места работы категорически запрещается;

в тёмное время суток рабочие должны быть одеты в специальную форму со световозвращающим покрытием;

место работы должно быть освещено, должны быть освещены также предупредительные и запрещающие знаки;

все используемые в ночное время механизмы должны быть оборудованы сигнальным освещением, а также иметь звуковой сигнал;

следует устанавливать механизмы в безопасной для движения транспорта зоне, а в случае нахождения их на проезжей части — оградить и обеспечить освещение;

прибывающие на объект автомобили встречает и сопровождает к месту разгрузки только сигнальщик, имеющий светящийся жезл;

по окончании работ необходимо убрать все инструменты, спецодежду, защитные приспособления, остатки материалов и строительный мусор в специально отведенные места, не мешающие движению транспорта и пешеходов;

ограждения, используемые в местах производства работ, должны быть оборудованы сигнальными фонарями модели НИИАТ-БД-4 с автоматическим устройством, обеспечивающим мигание тёмно-желтого света или световозвращающими устройствами.

Включение освещения участков работ следует производить при снижении уровня естественной освещенности до 10 лк, а отключение — при его повышении до 15 — 20 лк. Одно из необходимых условий безопасного производства работ в темное время суток — наличие уличного освещения.

В целях снижения шума при подготовке ремонтных карт в ночное время в жилых кварталах города пневмоинструмент и асфальтофрезерные машины следует заменить разогревателями асфальтобетона. Применение разогревателей также позволит при глубоких выбоинах использовать в качестве подстилающего слоя старую асфальтобетонную смесь.

3.1.13 . Стоимость ремонта в тёмное время суток оговаривается с заказчиком отдельно с учетом особенностей условий производства работ, отличающихся от обычных большими трудоемкостью работ, энергозатратами меньшими производительностью труда, уровнем безопасности работ и т.п.

3.1.14 . Организация работ на городских эстакадах, мостах, путепроводах и в тоннелях должна учитывать специфику эксплуатации этих инженерных сооружений и особенности движения транспорта по ним. Необходимо на подходах к этим сооружениям дополнительно выставить соответствующие предупредительные знаки, посты сигнальщиков через 30 — 40 м, а сами работы — вести оперативно и строго по огороженной транспортной полосе.

Освещённость места работ в тоннеле должна превышать освещенность дороги перед въездом в него. Минимально допустимая освещенность — 15 лк.

Ремонт начинают с крайней правой транспортной полосы, ведут его непрерывно до конца повреждённого участка и только затем переходят к ремонту следующей транспортной полосы.

3.1.15 . Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений представлена ниже.

Калькуляция трудовых затрат на 100 м 2 ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий слоем 50 мм

Норма времени чел/час (маш/час)

Срезка поврежденных мест асфальтобетонного покрытия с применением асфальторазогревателей

2 разряда — 1 чел.

Смазка битумом краёв покрытия

3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Погрузка отходов производства вручную на автомашину 100×0,05×0,75×2,2 = 8 т

2 разряда — 2 чел.

Хронометраж (см. Приложение 7, п. 7.1)

Укладка литой асфальтобетонной смеси вручную с использованием машины термос-миксер

6 разряда — 1 чел.

6 разряда — 1 чел.

5 разряда — 1 чел.

Россыпь черного щебня вручную

2 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

С учетом повышающих коэффициентов, учитывающих наличие на объекте работ движения транспорта интенсивностью более 2000 автомобиле в сутки (1,2) и степень тяжести и вредности труда (1,15) —

Всего: 48,24 31-59

При выполнении работ в зимнее время должен быть дополнительно применен коэффициент 1 ,1 и учтены затраты на очистку дорог от снега и льда вручную — на 100 м 2 норма времени 3,24 часа, а расценка — 1,02 руб. (Е 20-2-42 п. 2).

Технико-экономические показатели отремонтированного асфальтобетонного покрытия (расч ёт на 100 м 2 при толщине 50 мм)

Затраты труда 4,5 ч/дня

Выработка на одного рабочего в день 20,3 м 2

Прямая заработная плата звена 23 р. 26 к.

С учётом масштаба цен на 01.01.1995 г. (23,26×6175) = 143630 р.

3.2. Ремонт асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца

3.2.1 . Перед началом работ место ремонта ограждают, как это показано на рис. 8 . После этого необходимо убедиться в отсутствии скопления газов в колодце. Для этого нужно открыть крышку колодца и с помощью сертифицированных газоанализаторов произвести проверку. При отсутствии газоанализаторов наличие газов можно установить рудничной предохранительной бензиновой лампой. Зажжённая рудничная лампа опускается на веревке в колодец. Для того, чтобы удобнее наблюдать за ее пламенем в колодце, к лампочке монтируют зеркало, устанавливаемое под углом 45°.

При обнаружении газа в колодце открывают крышки люков нескольких смотровых колодцев и коммуникационную сеть проветривают. Принудительное проветривание производится установкой вентилятора над колодцем. Удалять газ можно и промывкой колодца и коллектора. При этом движение воды, подаваемой под давлением, создает и движение воздуха.

3.2.2 . Убедившись в отсутствии газа в колодце по центру горловины колодца устанавливают с помощью гидравлического крана, смонтированного на бортовой машине, гидравлический съемник (рис. 9 ). Головку съёмника вводят в люк и с помощью рычага раздвигают захваты головки и подводят их под бортик люка. После установки съемника включают в действие гидроцилиндр и люк извлекают из гнезда. После демонтажа люка съемник краном грузят на платформу машины и перемещают к следующему колодцу. Производительность съемника 12 люков в час. После уборки отходов от демонтажа люка в горловину вставляют специальное устройство (рис. 10 ), с помощью которого осуществляют работы по ремонту стенок горловины и опорного кольца люка. Рабочий, находясь в обечайке устройства, производит указанные работы, используя ее, как опалубку для укладки быстротвердеющей цементобетонной смеси или как подмости для установки железобетонных сегментов в основание люка (см. рис. 10 ). После ремонта колодца и выведения отметки люка на отметку существующего покрытия люк закрывают крышкой и производят обрубку покрытия вокруг него по намеченному контуру и восстанавливают дорожную одежду.

— смотровой колодец; — веха направляющая; — конус; — барьер штакетный; — опора переносная для установки денежных знаков; — направление движения

Рис. 8 . Схема расстановки ограждений и дорожных знаков при ремонте асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца при неполном снятии движения транспорта.

3.2.3 . Технологическая схема ремонта асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца показана на рис. 11 .

Ри с. 9. Гидравлический съемник для демонтажа люков смотровых колодцев подземных коммуникаций

Устройство дня ремонта стенок горловины и опорного кольца люка

Рис. 10 . Схема ремонта, оборудование и материалы для восстановления стенок горловины и опорного кольца люка

Рис. 11. Технологическая схема ремонта асфальтобетонного покрытия у люка смотрового колодца литой асфальтобетонной смесью.

3.2.4 . Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений показана ниже.

Калькуляция трудовых затрат на ремонт смотрового колодца

Норма времени чел/час (маш/час)

Установка технических средств организации движения транспорта. Установка гидравлического съемника и демонтаж люка

6 разряда — 1 чел.

3 разряда — 1 чел.

2 разряда — 1 чел.

Установка устройства в горловину колодца. Ремонт стенок и опорного кольца

6 разряда — 1 чел.

4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 1 чел.

ЕНиР-1973 10-26 п. 59

Установка люка с крышкой

2 разряда — 2 чел.

Укладка в нижний слой крупнозернистой асфальтобетонной смеси вручную с уплотнением трамбовкой, на площади до 30 м 2 , слоем в 70 мм

4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 3 чел.

2 разряда — 2 чел.

1 разряда — 1 чел.

Обрубка края асфальтобетонного покрытия. Уборка обрубленных кусков в сторону. Длина обрубки на 1 колодец — 8 пм

3 разряда — 1 чел.

1 разряда — 1 чел.

Хронометраж (см. прил. 7, п. 7.2)

Укладка литой смеси в покрытие с помощью термоса-миксера, на площади до 3 м 2 , слоем 50 мм, при производительности термоса-миксера 145 м 2 в смену

6 разряда — 1 чел.

4 разряда — 1 чел.

3 разряда — 1 чел.

С учетом повышающих коэффициентов

Технико-экономические показатели ремонта смотровых колодцев (на один смотровой колодец)

Затраты труда 0,52 ч/дня

Потребность в машинах 0,02 маш/смен

Выработка на одного рабочего 2 колодца в смену

Прямая заработная плата звена 2 р. 84 к.

В масштабе цен на 01.01.98 г. 17537 р.

3.3. Ремонт асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях

3.3.1 . Перед началом работ на действующих путях трамвая подрядчик должен иметь разрешение организации, эксплуатирующей эти пути. Ограничение или закрытие движения городского транспорта в зоне путевых работ, производимых на улицах и площадях в полосе общего движения городского транспорта, должны согласовываться с местными властями. Зона путевых работ должна ограждаться в соответствии с требованиями правил дорожного движения, при этом, необходимо обеспечить проезд к предприятиям и зданиям пожарных и санитарных машин, а также средств городского транспорта. Ремонт покрытия производят под контролем регулировщика-сигнальщика, который одновременно с регулированием должен предупреждать водители трамвая об осторожном движении (жезлом или флажком), а рабочих — о своевременном удалении с пути (свистком, голосом с помощью мегафона). При разборке существующих дорожных покрытий в путях трамвая дорожно-строительные материалы, пригодные для повторного применения, должны размещаться в местах, удобных для последующих уборки или использования. При этом должны учитываться требования безопасности движения городского транспорта.

3.3.2 . Перед устройством покрытия из литого асфальтобетона в путях трамвая, основание должно быть принято подрядчиком по акту на скрытые работы. Основание должно иметь требуемые геометрические характеристики: ширину, толщину, продольный и поперечный уклоны. Особое внимание подрядчик должен обратить на ровность поверхности основания и его плотность. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 6 — 8 мм. При обнаружении изменения профиля, а также и в других сомнительных случаях, указывающих на возможность образования пустот под основанием, необходима более тщательная проверка.

3.3.3 . Перед заделкой выбоин на асфальтобетонном покрытии трамвайного полотна разрушенные участки краевых полос, междупутья и межколейного пространства вырубают (фрезеруют) и очищают. Боковые грани головок рельсов, пазухи рельсов и крепления очищают от ржавчины и просушивают, а в зимнее время дополнительно смазывают горячим битумом.

3.3.4 . При новом строительстве и капитальном ремонте дорожного покрытия в трамвайных путях укладку литой смеси ведут, соблюдая следующие правила. Вначале асфальтируют краевые полосы трамвайного полотна, затем — междупутье и, в заключении — межколейное пространство. Перед асфальтированием краевых полос необходимо установить и закрепить упорные брусья на границе трамвайного полотна и проезжей части дороги.

Покрытие межколейного пространства устраивают на одном уровне с губками рельсов, а с наружной стороны колеи — на 8 мм ниже головки рельса. Покрытие междупутья на прямых участках пути выполняют двухскатным с уклоном 1 — 2 % от оси междупутья. Межколейное покрытие и покрытие краевой полосы устраивают односкатным с уклоном 2 % в сторону проезжей части дороги. На кривых участках пути покрытие устраивают с учетом возвышения наружного рельса так, чтобы обеспечивался поверхностный отвод воды с трамвайного полотна и плавный переезд через него автотранспорта.

3.3. 5. Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях показана на рис. 12 .

Рис. 12 Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях при новом строительстве и капитальном ремонте.

3. 3.6. Экономическая эффективность принятых в технологической карте решений приведена в табл. 3.3.1 .

Калькуляция трудовых затрат на устройство 1000 м 2 верхнего слоя дорожного покрытия в путях трамвая

Источник

Оцените статью