Текущий ремонт агрегатов механизмов трансмиссии

Текущий ремонт агрегатов механизмов трансмиссии

Текущий ремонт сцепления. Износ и поломка деталей сцепления — результат нарушения регулировок в процессе эксплуатации, а также соосности вала сцепления с валом двигателя. Нарушение регулировки отжимных кулачков и свободного хода педалей вызывает повышенный износ накладок, коробление и трещины дисков, а нарушение соосности вала сцепления с первичным валом коробки передач — износ деталей сцепления, карданной передачи, подшипников первичного вала коробки передач, опор двигателя и коробки передач.

Тракторные сцепления разбирают на универсальных пневматических стендах ОПР-2827 и ОПР-2157А. При сжатии нажимных пружин сцепления разбирают резьбовые соединения и освобождают нажимные рычаги. Фрикционные накладки, изношенные до толщины меньше допустимой или выкрошенные, заменяют новыми. Поверхности накладок отремонтированных дисков должны быть перпендикулярны оси ступицы. Торцевое биение ведомого диска, установленного на оправке, допускается не более 1,5 мм в крайних точках. Толщина отремонтированных дисков должна быть 10 … 12 мм для различных тракторов и автомобилей.

Если неравномерно изношены рабочие поверхности ведущих дисков, их протачивают на токарном станке до удаления следов износа и шлифуют шкуркой. Параллельность поверхностей проточенного диска и перпендикулярность его оси должны быть не менее 0,1 мм. Изношенные кулачки отжимных рычагов наваривают, опиливают и зачищают по шаблону, после чего закаливают.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Сборку сцеплений ведут на тех же стендах, пружины подбирают одинаковой длины и упругости. Окончательно сцепления регулируют после установки муфты на маховик двигателя, при этом регулируют зазор между концами отжимных рычагов и подшипников выключения.

Коробка передач, ведущий мост и конечные передачи. Коробки передач, раздаточные коробки, главные передачи и дифференциалы ремонтируют при возникновении дефектов в деталях корпусов, при износе и повреждении шестерен, валов, шлицевых и шпоночных соединений, подшипников качения и гнезд под подшипники, а также деталей механизмов поворота гусеничных тракторов.

Читайте также:  Кузовной ремонт по новым технологиям

Детали корпусов агрегатов трансмиссии ремонтируют при появлении трещин заваркой, эпоксидными смолами, при ослаблении посадочных отверстий под втулки и подшипники качения постановкой втулок и гильз, повреждения резьбы — нарезкой резьбы большего размера или постановкой резьбовых втулок.

Характерные дефекты шестерен: износ зубьев по толщине и длине, разрушение пазов под вилку переключения у коробок, износ шлицевых канавок, одностороннее выкрашивание зубьев. Неравномерно изношенные зубья шестерен зачищают до удаления неровностей, а поврежденные торцы зубьев закругляют наждачным кругом или шлифуют так, чтобы зубья были одинаковой длины. Укорачивать зубья при обработке допускается не более 15 … 20%. Изношенные пазы под вилку переключения протачивают до получения ровных боковых поверхностей, а вилки наваривают и обрабатывают в соответствии с шириной паза. Шестерни с изношенными шлицевыми канавками ремонтируют, растачивая отверстия с последующей запрессовкой в них шлицевой втулки. Втулки в отверстиях закрепляют штифтами или сваркой.

Наиболее часто встречаемые дефекты валов агрегатов трансмиссии— это изгиб, скручивание, износ посадочных мест, повреждение шлицев и резьб.

Изогнутые валы подвергаются правке вхолодную, под прессом. Биение вала, превышающее 0,1 мм, не допускается. Скрученность валов определяется рейсмусом по прямолинейности шлицевых пазов. Скрученные валы подлежат выбраковке. Посадочные места восстанавливаются наплавкой, осадкой, раздачей или постановкой втулок. Осадка применяется при износе вала не более 0,3 мм. Конец вала нагревается до 1000° С, а после осадки подвергается термообработке и шлифуется до нужного размера. Втулками восстанавливают шейки вала с большим износом. Втулка крепится штифтами или сваркой. Изношенные шлицевые выступы и шпоночные канавки на валах ремонтируют наваркой с последующей обработкой.

Изношенные посадочные отверстия под подшипники восстанавливают расточкой и запрессовкой стального кольца. После обработки до номинального размера кольца стопорятся штифтами, винтами или приворачивают к корпусу.

При сборке агрегатов трансмиссии подшипники нагревают в масле до 80 … 90°С и устанавливают на валы прессом в специальных приспособлениях. Установленные в корпусе валы должны вращаться свободно, без осевого перемещения. Шестерни должны входить в зацепление плавно на всю Длину зуба. Собранные агрегаты трансмиссии после заправки маслом обкатывают без нагрузки и под нагрузкой на специальных стендах. Коробки передач обкатывают при частоте вращения 1200 … 1500 мин-1 на всех передачах по несколько минут на каждой. Передачи должны включаться плавно, без стука. Нагрев деталей свыше 60° С и подтекание смазки через уплотняющие элементы не допускается. Целесообразно обкатывать одновременно коробку передач, ведущий мост и конечные передачи одновременно.

Источник

Ремонт агрегатов трансмиссии

Агрегаты трансмиссии передают крутящий момент от двигателя к колесам; к ним относят сцепление, коробку передач, карданный вал, задний мост, условно можно отнести и подвеску.

В процессе эксплуатации автомобиля наблюдаются два основных дефекта в работе сцепления: или оно пробуксовывает, или неполностью включается. Сцепление пробуксовывает, если нет свободного хода муфты выключения сцепления, изношены, сожжены или промаслены фрикционные накладки ведомого диска. Устраняют эти дефекты главным образом заменой фрикционных накладок и регулировкой свободного хода муфты выключения сцепления. Сцепление включается частично, если механизм выключения сцепления не обеспечивает полного хода муфты выключения. Происходит это из-за дефектов, допущенных при регулировании и установке педали и гидро- или пневмоусилителей механизма выключения. Сцепление включается не полностью также в тех случаях, если покороблен нажимный диск, мал или велик отход среднего ведущего диска двухдискового сцепления, велик зазор между упорным кольцом оттяжных рычагов и нажимным подшипником, велик свободный ход муфты выключения сцепления. Необходимость ремонта сцепления чаще всего возникает в результате износа фрикционных накладок ведомого диска. Заменяют и другие детали сцепления. Так, у автомобилей КрАЗ-256Б после пробега 5770 тыс. км появляется пробуксовывание сцепления из-за износа фрикционных накладок. Эту неисправность устраняют регулированием свободного хода педали выключения сцепления. После более продолжительного пробега автомобилей МАЗ, ЗИЛ, КрАЗ фрикционные накладки изнашиваются настолько, что их приходится заменять, на нажимном диске появляются трещины и обломы, происходит коробление, ослабление заклепок ступицы и диска гасителя крутильных колебаний, изнашиваются шлицевые пазы ступицы, наблюдаются поломки пружины гасителя крутильных колебаний.

Средние значения пробега автомобилей КрАЗ-256Б до замены фрикционных накладок из-за износа первого комплекта составляют 67 тыс. км, а последующего 22,5 тыс. км; до замены нажимного диска из-за трещин и рисок 107ПО и 3032 тыс. км соответственно. Для замены деталей сцепление снимают с автомобиля вместе с коробкой передач.

Снятие сцепления с автомобиля. При снятии коробки передач с двигателя ЯМЗ вместе с картером сцепления коробку передач поддерживают снизу, чтобы не повредить ведомые диски сцепления или ведущий вал коробки передач. Перед снятием сцепления нужно нанести метки на кожухе сцепления и на маховике, с тем чтобы их взаимное расположение после сборки и первоначальная заводская балансировка не изменились. Не допускается поднимать механизм сцепления автомобиля ВАЗ за упорный фланец нажимной пружины. Разборка сцепления. Разбирают нажимный комплект только тогда, если установлена необходимость замены или ремонта его деталей, выявленная при работе или внешнем осмотре; при этом пользуются приспособлением (рис. 63) или прессом и деревянной подставкой. В процессе разборки необходимо пометить взаимное положение всех деталей сцепления. Разборку нажимного диска сцепления автомобиля ЗИЛ-130 производят на дополнительном вспомогательном маховике с использованием вспомогательного ведомого диска (или диска из любого твердого материала, но с размерами ведомого) и центрирующих болтов длиннее нормальных на 10 12 мм . Нажимный диск с ведомым диском крепят центрирующими болтами на вспомогательном маховике. Удлиненные центрирующие болты позволяют при разборке полностью разгрузить нажимные пружины. Чтобы освободить нажимные пружины, нужно снять опорные пластины с кожуха, к которому они привернуты двумя болтами, специальным ключом отвернуть регулировочные гайки, отвернуть болты крепления парных пружинных пластин и вынуть направляющие втулки из фасонных отверстий этих пластин. Постепенно вывернуть все центрирующие болты крепления кожуха к маховику, разгрузить нажимные пружины. После этого можно снять кожух, нажимные пружины и теплоизолирующие шайбы.

При отсутствии удлиненных болтов нажимный диск с ведомым диском крепят на вспомогательном маховике нормальными болтами. При разборке нажимного диска снимают опорные пластины с кожуха, отвертывают болты крепления парных пружинных пластин и Еынимают направляющие втулки из фасонных отверстий пластин. Регулировочные гайки при этом отвинчивают не полностью (примерно до половины резьбовой части гайки). Затем отвертывают все нормальные болты крепления кожуха сцепления на маховике, нажимают рукой на кожух и окончатель-

но отвертывают все регулировочные гайки в диаметральном порядке.

При дальнейшей разборке нажимного диска следует помечать взаимное положение деталей перед разборкой, в частности, рычагов выключения сцепления относительно нажимного диска.

Нажимный и средний ведущий диски заменяют новыми при наличии задиров, глубоких кольцевых канавок или трещин на поверхности, коробления из-за чрезмерного нагрева сцепления при работе. При ремонте сцепления автомобиля ЗИЛ-130 допускается ставить нажимный диск, у которого толщина после проточки на 1,00 мм меньше нормального, неплоскостность не более 0,10 мм ; без проточки можно использовать нажимный диск с неплоскостностью до 0,8 мм . При проверке ведомого диска автомобиля ЗИЛ-130 па плите щуп 0,5 мм не должен проходить; биение рабочих поверхностей фрикционных накладок при центрировании по боковым поверхностям шлиц допускается не более 0,8 мм у сцепления двигателя ЗИЛ-130 и 0,7 мм у двигателя ЯМЗ па радиусе 175 мм . Биение можно уменьшить правкой. Проверяют биение на шлицевой оправке, закрепленной в центрах специального приспособления или в центрах токарного станка. Фрикционные накладки заменяют при появлении растрескиваний, односторонних задиров, при расстоянии до головки заклепки 0,2 мм и менее. Если после замены биение рабочей поверхности фрикционных накладок сцепления автомобиля ВАЗ превышает 0,25 мм , то диск рихтуют, правят. У автомобилей ЗИЛ-130 ведомый диск с фрикционными накладками можно использовать с износом по толщине не более 3,3 мм . Предельный износ шлиц, увеличение шлицевой ступицы 0,10 0,15 мм ; биение рабочей поверхности ведомого диска в сборе с фрикционными накладками при установке ступицы на шлице-вую оправку не более 0,8 мм . Накладки к ведомому диску крепят латунными заклепками; первые две заклепки ставят в диаметральном порядке. При ремонте ведомого диска сцепления рекомендуется заменять одновременно обе фрикционные накладки, чтобы из-за разницы в толщине накладок не нарушать нормальную работу сцепления.

Допускаются только мелкие радиальные трещины накладок около заклепок без выхода на край или в другое отверстие под заклепку. При расстоянии 0,1 мм и меньше от рабочей поверхности фрикционной накладки до головки заклепок накладку заменяют. С этой целью высверливают расклепанные части латунных заклепок со стороны сверления в самой заклепке и аккуратно выбивают их бородком. Заклепки выбивают и ставят очень осторожно, иначе может деформироваться ведомый диск, повредиться демпфер. У новой накладки расстояние от поверхности накладки до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм .

Износ опорных концов оттяжных рычагов сцепления ЯМЗ (допускается до 0,5 мм ) проверяют шаблоном с радиусом 15 мм .

Сборка сцепления. Сборку сцепления производят из деталей отремонтированных, новых или годных к дальнейшей эксплуатации по результатам проверки. Устанавливают картер сцепления на блок с помощью двух установочных втулок, запрессованных в торец блока. При смене картера сцепления двигателя ЗИЛ-130 его устанавливают на установочные втулки и закрепляют болтами; момент затяжки 810 кгс-м. Биение внутренней поверхности отверстия и торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала допускается не более 0,10 мм .

Контроль плоскости дисков сцепления после фрезерования или шабрения производят с помощью набора щупов на контрольной плите или лекальной линейке. Дисбаланс ведомого диска сцепления двигателя ЗИЛ-130 допускается не более 25 гс-см. Дисбаланс снижают установкой не более трех грузиков на один диск, которые затем закрепляют неподвижно.

Работу гасителя крутильных колебаний проверяют на специальном приспособлении без радиальной нагрузки на закрепленный диск. При проворачивании ступицы относительно закрепленного диска момент трения гасителя крутильных колебаний сцепления двигателя ЗИЛ-130 должен быть в пределах 14 кгс-м. Сборку сцепления производят на вспомогательном маховике с диском, аналогичным ведомому. С этой целью можно использовать также специальное приспособление для регулирования положения рычагов выключения однодискового сцепления (рис. 64).

0,05 мм) рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска. Плавающие сухари при этом располагаются заподлицо с поверхностью оправки. При установке игольчатых подшипников в рычаг стенки отверстия смазывают консистентной смазкой или вставляют технологический резиновый шарик, который прижимает ролики к стенке отверстия после постановки. Ролики перед постановкой в рычаг слегка смазывают маслом. Игольчатые подшипники рычагов нажимного диска при сборке смазывают консистентной смазкой ЯНЗ-2 (ГОСТ 943260) или смазкой 1-13С (ВТУНП558). Рычаги устанавливают в пазы кронштейна нажимного диска в соответствии с пометками, сделанными перед разборкой (каждый в свой прежний паз). Под нажимные пружины ставят теплоизолирующие шайбы и прокладки. Взаимное положение кожуха и нажимного диска при сборке восстанавливают по меткам, сделанным перед разборкой. После установки кожух прессом поджимают привалочной поверхностью к приспособлению и закрепляют болтами. Болты крепления парных пружинных пластин сцепления ЗИЛ затягивают с усилием 1,01,5 кгс-м. Регулировочные гайки завинчивают специальным ключом 4 (см. рис. 64).

0,25 мм; при этом все рычаги должны быть в одной плоскости; непараллельность плоскостей рычагов и нажимного диска допускается не более 0,5 мм . Удобнее регулирование выполнять в специальном приспособлении. После окончания регулирования рычагов выключения сцепления ЗИЛ ставят и крепят с усилием 1 1,5 кгс-м опорные пластины, шплинтуют болты, ставят керн в резьбовом соединении регулировочной гайки с резьбовым концом вилки. Положение оттяжных рычагов сцепления ЯМЗ регулируют гайками. Стопорные шайбы болтов крепления опорных пластин отгибают в отверстия кожуха сцепления. У правильно собранного сцепления ЯМЗ нажимный диск отходит не менее чем на 1,2 мм (ход оттяжных рычагов 10 мм ) у однодискового и 2,0 мм (ход рычагов 15 мм ) — у двухдискового сцепления. Установка сцепления на двигатель. При установке сцепления на автомобиль ВАЗ ведомый диск выступающей частью направляют в сторону коробки передач, сцентрировав его специальным приспособлением или вспомогательным ведущим валом коробки передач. При установке однодискового сцепления ЗИЛ на двигатель ведомый диск выступающей частью должен быть направлен к маховику. При этом должны быть совмещены поставленные перед снятием метки на маховике и кожухе нажимного диска. Шлицевая часть вала специального приспособления должна входить в ступицу ведомого диска, а другой его конец в подшипник фланца коленчатого вала.

Болты крепления кожуха сцепления к маховику затягивают постепенно, в диаметральной последовательности с тем, чтобы не допустить перекосы кожуха относительно рабочей поверхности маховика. Перед окончательной затяжкой болтов кожуха сцепления в сборе с нажимным диском центрируют ведомый диск с помощью вспомогательного ведущего валика коробки передач. Болты кожуха сцепления ЗИЛ затягивают с усилием 2,03,0 кгс-м. Величина хода концов рычагов нажимного диска сцепления ЗИЛ, допускаемая в пределах 9,611,6 мм, обеспечивает полное выключение сцепления. Перед установкой сцепления на двигатель заполняют смазкой полость коленчатого вала под ведущий вал коробки передач, а поверхности трения маховика нажимного диска и среднего диска протирают куском чистой ткани, смоченной в бензине.

При установке двухдискового сцепления ЯМЗ передний ведомый диск ставят длинной частью ступицы и головками болтов тарельчатых пружин демпфера в сторону маховика, а демпфером в сторону коробки передач.

Отжимные пружины большим витком ставят в отверстие среднего ведущего диска; этот виток и удерживает в диске пружину при монтаже диска на маховик.

Задний ведомый диск устанавливают длинной частью ступицы и головками болтов крепления тарельчатых пружин демпфера в сторону коробки передач. Шлицевой оправкой, которая входит передним концом в подшипники под ведущий вал коробки передач, а шлицами в ступицу ведомых дисков, центрируют положение дисков относительно оси коленчатого вала. При таком положении ведомых дисков закрепляют постепенно болтами кожух нажимного диска на маховике. Момент окончательной затяжки составляет 33,5 кгс-м (для двигателя ЯМЗ).

Положение среднего ведущего диска сцепления ЯМЗ регулируют четырьмя винтами с контргайками. Вначале эти винты ввертывают до упора в средний диск, затем вывертывают на один оборот и стопорят контргайками. При установке на двигатель ЯМЗ положение переднего диска регулируют с помощью щупа. Щуп толщиной 1 мм кладут между диском и винтом. Когда регулировочный винт упрется в щуп, его контрят, а щуп затем удаляют.

Кольцевую канавку муфты подшипника выключения сцепления ЗИЛ заполняют консистентной смазкой ЯНЗ-2 (ГОСТ 943260) или смазкой 1-13С (ВТУНП558). Напрессовывание подшипника выключения сцепления производят в соответствии с общепринятым правилом, при этом усилие запрессовки, чтобы разгрузить шарики, передают на внутреннее кольцо. Перед установкой коробки передач шлицевой конец ведущего вала смазывают тонким слоем консистентной смазки (ЛСЦ-15 или др.).

После ремонта, а также при необходимости производят прокачку привода выключения сцепления и регулирование хода сцепления с помощью специального измерительного приспособления. Величина свободного хода педали автомобиля ЗИЛ-130 при этом должна быть в пределах 3550 мм . При такой величине свободного хода зазор между концами рычагов и выжимным подшипником устанавливается в пределах 1,53,0 мм. Регулируют величину свободного хода изменением длины тяги выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ регулируют изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя; он должен быть в пределах 3,24,0 мм после установки на автомобиль. Регулировать отход нажимного диска сцепления гайками вилок рычагов на автомобиле категорически запрещено, так как при этом нажимный диск будет перекошен, вследствие чего в работе он перегреется, на нем могут появиться трещины.

Источник

Оцените статью