Технология текущего ремонта трактора мтз 80

Технология текущего ремонта трактора мтз 80

Универсально-пропашные тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 относятся к лучшим отечественным тракторам. С каждым годом конструкция их совершенствуется, улучшается качество, повышаются экономичность, надежность и ремонтопригодность. Они получили широкое признание механизаторов.

Вместе с тем велики еще простои тракторов из-за отказов и неисправностей, возникновение которых зачастую обусловлено низкой культурой эксплуатации машин, неудовлетворительным качеством ремонта.

Основным справочным материалом при проведении ремонта для трактористов и слесарей-ремонтников служит инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, изданная заводам и заготовителем. Несмотря на информативность инструкции, содержащиеся в ней данные о конструкции, ремонте, пр и меняемом инструменте, съемниках, приспособлениях, контрольно-измерительных приборах, об основных правилах и последовательности разборки-сборки трактора оказываются недостаточными. В результате трактор и его составные части даже опытные механизаторы нередко разбирают наугад. Из-за отсутствия данных по дефектации многие пригодные к работе детали заменяют, что приводит к удорожанию ремонта.

Настоящее пособие может оказать практическую помощь механизаторам, слесарям-ремонтникам мастерских колхозов и совхозов, арендаторам. В нем содержатся сведения о причинах возникновения неисправностей и методах их устранения, показываются правильные приемы выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ при текущем ремонте тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.

Следуем учесть, что заводы-изготовители постоянно совершенствуют продукцию с целью повышения надежности ее и лучшей приспособленности к обслуживанию. Поэтому конструкция некоторых деталей, представленных на рисунках, может отличаться от конструкции деталей реального трактора, находящегося у потребителей.

Читайте также:  Как наказать рабочих за некачественный ремонт

Пособие подготовлен о сотрудниками ГОСНИТИ Ф. Н. Пуховицким и С. В. Петровым (составители), О. М. Копыловым, Е. Ж. Сапожниковым.

Источник

Технология технического обслуживания и текущего ремонта тормозной системы трактора МТЗ-80

Назначение и устройство тормозной системы трактора. Виды тормозных систем и тормозных механизмов. Устройство главного тормозного крана. Возможные неисправности тормозной системы трактора, текущий ремонт и обслуживание. Охрана труда и техника безопасности.

Рубрика Транспорт
Вид аттестационная работа
Язык русский
Дата добавления 13.01.2014
Размер файла 949,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Пермского края

филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Краевой политехнический колледж»

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Технология технического обслуживания и текущего

ремонта тормозной системы трактора МТЗ-80

1. Теоретическая часть

1.1 Назначение и устройство тормозной системы трактора МТЗ-80

2. Практическая часть

2.1 Возможные неисправности тормозной системы трактора МТЗ-80

2.2 Технология технического обслуживания тормозной системы трактора МТЗ-80

2.3 Текущий ремонт тормозной системы трактора МТЗ-80

3. Охрана труда и техника безопасности

Список использованных источников

Управляя автомобилем или трактором, водитель постоянно изменяет скорость их движения в зависимости от состояния дороги и окружающей обстановки. Иногда возникает необходимость экстренной остановки транспортного средства в случае появления внезапного препятствия или человека на проезжей части дороги.

Замедление машины с помощью сил трения в трансмиссии, сопротивления дороги и воздуха незначительно. Поэтому для создания большего дополнительного сопротивления движению и быстрого снижения скорости автомобили и тракторы оборудуют тормозными системами. С помощью этих систем можно удержать на уклоне неподвижно машину и предупредить ее нежелательный разгон при спуске. Кроме этого, тормозную систему тракторов используют для обеспечения крутого поворота.

Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии тракторы оборудуют тормозной системой.

Различают тормозные системы следующих видов: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полной остановки с необходимой эффективностью. Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми [2].

трактор система тормозная ремонт

1. Теоретическая часть

1.1 Назначение и устройство тормозной системы трактора МТЗ-80

Тормозное управление трактора МТЗ-80 представляет собой совокупность тормозных систем. Различают следующие виды тормозных систем; рабочую, стояночную, вспомогательную, запасную. [1]

Рабочая тормозная система трактора МТЗ предназначена для уменьшения скорости трактора и его остановки с необходимой эффективностью. Стояночная тормозная система трактора МТЗ — для удержания трактора неподвижным при стоянке на уклоне или ровной поверхности. Для длительного поддержания постоянной скорости на уклоне предназначена вспомогательная тормозная система. В случае выхода из строя рабочей тормозной системы для остановки предназначена запасная тормозная система трактора МТЗ.

Каждая из рассмотренных тормозных систем состоит из механизма и привода.

Тормозной механизм (тормоз) трактора МТЗ служит для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению трактора. Тормозной привод МТЗ служит для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения.

Тракторы МТЗ-80 оборудуются рабочей и стояночно-запасной тормозными системами с механическим приводом, кроме того, имеют пневматическую систему для привода тормозных систем прицепов. [3]

На тракторах применяют сухие дисковые тормоза с механическим приводом. Они установлены на валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой сторон и закрыты кожухами.

Рисунок 1. Рабочая тормозная система трактора МТЗ-80: 1 — кожух; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 — соединительные диски; 5 — нажимные диски; 6 -вилка; 7 — контргайка; 8 — регулировочный болт; 9 — вал; 10 — тяга защелки; 11 -сферическая шайба; 12 — рычаг тормоза; 13 — планка блокировки педалей; 14 — стержни- педалей; 15 — пружины; 16 — рычаги тормозов; 17 — защелка тормозов; 18 — тяга; 19 — крышка стакана.

Каждый тормоз состоит из двух соединительных дисков 4, в соответствии с рисунком 1, с наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5, установленных между соединительными. Нажимные диски соединены с приводом тормозов, а соединительные со шлицами хвостовиков ведущих шестерен конечных передач. Между нажимными дисками установлено по три разжимных шарика 2, равномерно расположенных по окружности. Шарики заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков [5].

Торможение колес может быть одновременным и раздельным. Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13. Раздельное воздействие на левую или правую педали используется для повышения маневренности трактора.

При нажатии на педали стержни 14, перемещаясь вниз, поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается через сферические шайбы 11 и болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками. Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезда дисков и разжатие их. Нажимные диски прижимаются фрикционными накладками соединительных дисков к неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес трактора. В исходное, расторможенное, положение педали и диски возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных дисков.

Механизм привода тормозов трактора МТЗ снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10, При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правой педали. Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания трактора в неподвижном состоянии, т.е. рабочая тормозная система выполняет в данном случае функции стояночной.

Механизм привода тормозов трактора МТЗ-80 снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10. [6]

При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правой педали. Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания трактора в неподвижном состоянии, т.е. рабочая тормозная система выполняет в данном случае функции стояночной.

Рисунок 2. Стояночно-запасная тормозная система трактора МТЗ-80 1 — вал; 2 — диск соединительный; 3, 11 — пружины; 4 — диски тормозные; 5, 10, 16 — тяги; 6 — вилка; 7 -кожух; 8, 13, 17, 18 — рычаги; 9- болт регулировочный; 12 — рукоятка; 14 — защелка; 15 — сектор; 19 — кронштейн.

Тракторы МТЗ-80 оборудованы автономной стояночно-запасной системой с механическим приводом. Стояночно-запасной тормоз унифицирован с рабочими. Он установлен на кожухе правого рабочего тормоза и состоит из тормозных 4, в соответствии с рисунком 2, и соединительных 2 дисков, находящихся внутри кожуха 7. С помощью шлицевого вала 1, проходящего внутри полой ведущей шестерни конечной передачи, на соединительные диски 2 передается вращение крестовины дифференциала заднего моста.

При перемещении рычага 13 привода на себя тормозные диски 4 поворачиваются один относительно другого, раздвигаются и за счет трения накладок соединительных дисков о нажимные и стенки кожухов происходит торможение.

Для расстормаживания необходимо рычаг 13 переместить от себя (предварительно нажав кнопку рукоятки). Стояночную тормозную систему разрешается использовать в качестве запасной только в случае выхода из строя рабочей.

Для работы с прицепами и машинами, оборудованными пневматическим или гидравлическим приводом тормозных механизмов, тракторы комплектуются универсальной пневматической тормозной системой. Пневматическую тормозную систему трактора МТЗ-80 применяют также для накачки шин, питания охладителя воздуха в кабине трактора и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

Универсальная пневматическая тормозная система трактора МТЗ-80 состоит из: компрессора 1, в соответствии с рисунком 3, регулятора давления 3, ресивера 4, тормозного крана 7, пневмопереходника 8, разобщительного крана 9, соединительной головки 10 и трубопроводов [5].

Рисунок 3. Схема пневматической системы тракторов МТЗ-80 1-компрессор; 2 -клапан отбора воздуха; 3 — регулятор давления; 4 -ресивер; 5 — краник для удаления конденсата; 6 — манометр; 7 — тормозной кран; 8 — пневмопереходник.

При снижении давления в ресивере в пределах от 0,67 до 0,63 МПа регулятор подключает компрессор, и сжатый воздух снова поступает в систему. Если при выполнении работы пневмосистема не используется, компрессор нужно отключать, чтобы избежать потерь мощности на его привод и избежать износа агрегата.

Регулятор давления пневмосистемы трактора МТЗ-80 предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления воздуха в системе, а также для очистки воздуха от воды, масла и твердых частиц. В пневматической системе регулятор размещен между компрессором и ресивером и прикреплен к ресиверу с помощью штуцера. Работает регулятор следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает через входной канал Б к фильтрующему элементу 6, в соответствии с рисунком 4. Далее очищенный воздух, отжимая обратный клапан 27, по штуцеру 28 направляется в ресивер. Одновременно через канал В воздух поступает под диафрагму 13.

Рисунок 4. Регулятор давления пневмосистемы МТЗ-80 1,4, 19, 29 и 32 — пружины; 2 — уплотнитель; 3 -седло клапана; 5 — поршень; 6 — фильтрующий элемент; 7 -шток; 8 — клапан; 9 — седло клапана; 10 — корпус; 11 — поршень регулятора; 12 — корпус предохранительного клапана; 13 — диафрагма; 14 — шарик; 15 — пружина регулятора; 16 — сухарь; 17 — верхний корпус; 18 — стержень; 20 — регулировочная крышка; 21 — контргайка; 22 — колпак; 23 — регулировочный винт; 24 — клапан отбора воздуха; 25 — корпус клапана; 26 — защитная гайка; 27 — обратный клапан; 28 — штуцер; 30 — разгрузочный клапан; 31 — нижняя крышка; 33 — корпус; А и Д — полости; Б, В и Г — каналы.

При повышении давления диафрагма 13 вместе с поршнем 11 регулятора поднимается вверх, сжимая пружины 15. При этом под действием пружины 32 разгрузочный клапан 30 также поднимается вверх и, достигнув внутренней плоскости корпуса 33 разгрузочного клапана, перекрывает выход воздуха из полости Д в атмосферу через зазор между штоком 7 и корпусом 33. Сжатый воздух по сверлениям в поршне 11 и через зазор, образовавшийся между поршнем 11 и клапаном 8, поступает в полость Д. При давлении от 0,72 до 0,73 МПа поршень 5 разгрузочного клапана вместе с корпусом 33 опускается, открывая выход воздуха из полости А в атмосферу. В этом случае компрессор разгружается, и вместе с воздухом в атмосферу удаляются скопившиеся в полости А конденсат и механические частицы.

Момент срабатывания разгрузочного клапана регулируется крышкой 20. При давлении в системе от 0,67 до 0,63 МПа диафрагма 13, поршень 11 регулятора и шток 7 опускаются, и клапан 8 перекрывает выход воздуха из-под диафрагмы в полость Д, а разгрузочный клапан 30,отодвинувшись от полости корпуса 33, выпускает имеющийся в полости Д воздух в атмосферу.

Под действием пружины 1 корпус 33 разгрузочного клапана вместе с поршнем 5 поднимается и перекрывает выход воздуха в атмосферу из полости А, и компрессор начинает подавать воздух в ресивер. При давлении от 0,85 до 0,90 МПа срабатывает предохранительный клапан: воздух, преодолевая усилие пружины 19, поднимает шарик 14 клапана и через зазор между регулировочным винтом 23 и стержнем 18 выходит в атмосферу. Если предохранительный клапан срабатывает при давлении, отличающемся от 0,85до 0,90 МПа, то его нужно отрегулировать с помощью винта 23 и контргайки 21.

В регуляторе давления трактора МТЗ-80 размещен специальный клапан 24 для отбора сжатого воздуха с целью накачки шин и для других нужд. Чтобы использовать клапан, нужно снять защитную гайку 26 и на ее место навернуть гайку шланга отбора воздуха, который входит в комплект инструмента, прилагаемого к трактору [4].

2. Практическая часть

2.1 Возможные неисправности тормозной системы трактора МТЗ-80

Безопасность движения автомобилей и тракторов зависит от исправности тормозов и умелого пользования ими. При эксплуатации следует избегать частого и резкого торможения потому, что это вызывает ускоренный износ фрикционных накладок тормозных колодок и тормозных барабанов [1].

Различные неисправности тормозных систем приводят к неполному, неодновременному или непрекращающемуся торможению.

Неполное торможение происходит по следующим причинам: негерметичность гидравлического и пневматического приводов; попадание воздуха в систему гидравлического привода; недостаток тормозной жидкости в ней, воздуха в пневматическом приводе тормозов; нарушение регулировки тормозных механизмов; замасливание и износ накладок тормозных колодок и барабанов.

Негерметичность в соединениях обнаруживают по подтеканию жидкости в гидравлическом приводе или снижению давления воздуха в системе с пневматическим приводом при неработающем двигателе, в соответствии с таблицей 1 . Утечку воздуха можно определить на слух или с помощью мыльного раствора, которым смачивают места возможных неплотностей в соединении воздухопроводов. Если же давление воздуха понижается только при работающем двигателе, то это указывает на неисправность компрессора [2].

Попадание воздуха в систему гидравлического привода тормозов можно определить по опусканию педали тормоза без ощутимого сопротивления («педаль проваливается»). Воздух из гидравлического привода удаляют «прокачиванием тормозов». Эту операцию выполняют вдвоем в такой последовательности. Вначале заполняют главный цилиндр Тормозной жидкостью, чтобы уровень в нем был ниже верхнего края заливного отверстия на 20 мм. Один из исполнителей снимает резиновый колпачок с перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего колеса и надевает на головку клапана резиновый шланг длиной 400 мм. Другой конец шланга он опускает в поллитровую стеклянную банку, наполовину наполненную тормозной жидкостью, и отвертывает перепускной клапан на 1/2 или 3/4 оборота. Другой исполнитель (помощник) несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, медленно ее опуская. Это действие повторяют до тех пор, пока из трубки, опущенной в жидкость, не прекратится выделение пузырьков воздуха. Через каждые пять или шесть нажатий на педаль нужно доливать тормозную жидкость в главный цилиндр, чтобы в систему не попал воздух.

Когда выделение пузырьков прекратится, плотно завертывают перепускной клапан при выжатой до отказа педали тормоза.

С перепускного клапана снимают шланг, надевают резиновый колпачок. Затем удаляют воздух из других колесных тормозных цилиндров в такой последовательности: переднее правое, переднее левое и заднее левое колеса. При отсутствии воздуха в гидравлическом приводе и правильно отрегулированных тормозных механизмах педаль тормоза во время нажатия не должна опускаться больше чем на половину хода [1].

Масло на тормозные колодки может попадать через неисправный сальник. Неисправный сальник необходимо заменить, колодки и барабаны промыть бензином, а фрикционные накладки колодок зачистить рашпилем или стальной щеткой. Изношенные накладки колодок и барабаны заменяют. При увеличении зазора между колодкой и барабаном тормозной механизм регулируют.

Если обнаружен недостаток воздуха в пневматическом приводе тормозов, определяют неисправность и устраняют ее. Неодновременное действие тормозов на колеса может привести к заносу автомобиля (трактора). Причинами неодновременного торможения могут быть нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, заедание валиков привода тормозов, засорение трубопроводов и шлангов. Нарушенную регулировку необходимо восстановить. Если заедают валики, их надо снять, очистить и смазать. Засоренные трубопроводы и шланги следует продуть сжатым воздухом.

Непрекращающееся торможение бывает вследствие заедания тормозных механизмов колеса Причина заедания может быть из-за обрыва накладок тормозных колодок, примерзания их к тормозному барабану, поломки стяжных пружин колодок, засорения воздушного и компенсационного отверстий главного тормозного цилиндра, заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах. Примерзание накладок тормозных колодок устраняют обогревом тормозных барабанов. Поломанные детали заменяют. Засорившиеся отверстия в главном тормозном цилиндре прочищают медной проволокой. В случае заклинивания поршней меняют колесные тормозные цилиндры. Неисправность стояночных тормозов возникает вследствие, большого зазора между барабаном и колодками (или тормозной лентой). Эта неисправность устраняется регулировкой тормоза [3, c. 107].

Таблица 1. — Неисправности тормозной системы трактора МТЗ и способы их устранения [7]

Источник

Оцените статью