Технология ремонта тнвд камаза

ТНВД Камаз: устройство, принцип работы и ремонт

ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.

Устройство ТНВД

Рис.1 — Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.

Принцип работы

Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.

Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.

ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.

Читайте также:  Станция по ремонту сумок

В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.

Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт

В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.

Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах.

Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.

Основные причины выхода ТНВД из строя

  • Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
  • Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
  • Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь рекламе и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
  • Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.

Самые часто встречающиеся неисправности

  • Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
  • Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
  • Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.

Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.

Регулировка подачи топлива

Как снять ТНВД

  1. отсоединить тросики ручного управления рычагом остановки двигателя и рычагом управления регулятором,
  2. снимите тягу управления подачей топлива,
  3. отсоедините все трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива,
  4. отсоедините трубку для подвода масла к насосу и, масло отводящую трубку,
  5. выкрутите стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты и два болта ведомой полумуфты (для того, чтобы выкручивать болты было удобно нужно провернуть коленвал через люк картера сцепления),
  6. отсоедините топливопроводы факельных свечей,
  7. снимите топливопроводы высокого давления,
  8. отсоедините трубку, которая подводит воздух к рабочему цилиндру вспомогательного тормоза,
  9. открутите четыре болта, которые крепят ТНВД,
  10. снимите собственно сам насос.

Порядок разборки

  • вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
  • снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку 2 (рис. а) крепления муфты. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и, удерживая муфту 1 от вращения, ключом 3 отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник 5 (рис. б), снять муфту;

Рис.2 – Снятие муфты

  • распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
  • распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
  • вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
  • снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
  • вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
  • отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
  • расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
  • снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
  • выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
  • используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
  • секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000.

Сборка и установка ТНВД после ремонта

Сборка ТНВД, как и положено, проводится в обратном порядке. Чтобы установить подшипники на кулачковый вал используется приспособление И-801.27.000. Свободный ход вала должен быть не больше 0,1 мм, делается это путем подбора регулировочных прокладок под крышку переднего подшипника кулачкового вала.

Установка ТНВД:

  • проверните коленвал до его положения, которое соответствует началу впрыска топлива в первый цилиндра (фиксатор находится в зацеплении с маховиком), проверьте, чтобы метка I на заднем фланце ведущей полумуфты привода должна быть вверху;
  • установите топливный насос на двигатель, совместив при этом метки II на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топлива;
  • затяните болты крепления насоса;

Рис.3 — Порядок затяжки болтов крепления, топливного насоса высокого давления

  • не нарушая взаимного расположения меток, затяните верхний болт ведомой полумуфты привода, переставьте фиксатор в мелкий паз, проверните коленвал на один оборот и затяните второй болт ведомой полумуфты, затяните стяжной болт переднего фланца полумуфты;
  • установите крышку люка картера сцепления;
  • подсоедините трубопроводы высокого давления, маслоподводящую и маслоотводящую трубки, трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза, трубопроводы низкого давления, тягу управления подачей топлива, тросики ручного управления рычагом останова и рычагом управления регулятором.

После установки ТНВД запустите двигатель и болтом отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода, которая не должна превышать 600 об/мин.

Источник

Технология ремонта тнвд камаза

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.1.

РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ТНВД) ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Общая трудоемкость — 259,0 чел. мин.

Исполнитель — слесарь по ремонту топливной аппаратуры 4-го разряда

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ

Приспособление для разборки-сборки ТНВД; установка для мойки деталей мод. 196М; пистолет воздушный С-417; ключ динамометрический ПИМ-1754; штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 ГОСТ 166-80; микрометр МК 25-1 ГОСТ 6507-80; индикатор часового типа ИЧ-2 ГОСТ 577-68; индикаторный штатив; шпильковерт пневматический ИП-7201; ключ специальный для гайки муфты опережения впрыска; приспособление для разборки и сеятия муфты опережения впрыска И 801.16.000; камерная электропечь Н-45; съемник стопорных колец И 801.23.000; съемник подшипника регулятора И 801.24.000; съемник эксцентрика привода топливоподкачивающего насоса И 801.26.000; съемник для снятия внутренних колец подшипников с кулачкового вала ТНВД И 801.29.000; приспособление для установки подшипников на кулачковый вал ТНВД И 801.27.000; ключи гаечные открытые 10, 13,14,17, 19, 22, 32 мм ГОСТ 2839-80; головки сменные 10, 13, 17 мм ГОСТ 25604-83; ключ с присоединительным квадратом ГОСТ 25601-83; отвертки слесарно-монтажные с прямым шлицем 4,0; 6,5; 8,0 мм ГОСТ 17199-71; отвертка с крестообразным шлицем № 3 ГОСТ 10754-80; пассатижи комбинированные ГОСТ 17438-72; молоток слесарный стальной ГОСТ 2310-77; молоток медный ПИМ-1468-17-370; бородок слесарный ГОСТ 7214-72; зубило слесарное ГОСТ 7211-86; захват кузнечный; оправка для выпрессовки пальца (Д=7,0 мм, L=60 мм); оправка ступенчатая для выпрессовки втулки (Д=6,5 мм, L=20 мм, Д=8 мм, L=60 мм); оправка игольчатая (Д=2 мм, L=40 мм); оправка трубчатая (Д„„ = 18 мм, Днар=22 мм, L=50 мм); оправка /^ля выпрессовки втулки рычага управления (Д = 10 мм, L= 60 мм); оправка для выпрессовки оси ролика из толкателя топливоподкачивающего насоса (Д= 4 мм, L = 50 мм); оправка для запрессовки сальника в переднюю крышку (Д=30 мм, L=100 мм); оправка для запрессовки оси грузов (Дв„ = 18 мм, Д„ар=30 мм, L=100 мм); оправка трубчатая для напрессовки подшипника на державку (ДеН=31 мм, Д„ар=40 мм, L=100 мм); верстак слесарный с тисками ОРГ-1468-01-0801

РАЗБОРКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА Трудоемкость — 25,0 чел. мин.

1. Установить ТНВД на приспособление, снять транспортные заглушки. (Приспособление для разборки-сборки ТНВД).

2. Отвернуть гайку кольцевую 35 с пружинной шайбой 34, спрессовать муфту опережения впрыска 33 топлива, снять сегментную шпонку 40. (Ключ специальный, съемник муфты опережения впрыска). (Рис. 1.).

3. Распломбировать и отвернуть винты 13 и 16 защитных кожухов, снять защитные кожухи 15. (Отвертка 8 мм.).

4. Отвернуть гайки с пружинными шайбами топливоподкачивающего насоса, снять его. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом). (Ключ с п.к.).

5. Расшплинтовать и отвернуть болты с пружинными шайбами крепления крышки регулятора и снять крышку 18 (рис. 2) в сборе с рычагами, снять прокладку 19. (Вороток, головка сменная 10 мм, пассатижи).

6. Отвернуть винты 1,5 с пружинными шайбами 6, 7 крепления задней крышки регулятора, снять

9. Снять муфту 31 грузов из развала корпуса, снять стопорное кольцо 7 (рис. 3), снять подшипник 8 муфты грузов. (Отвертка 4,0 мм).

10. Выпрессовать палец 14, втулку 18 рычагов регулятора, снять пяту упорную 10. (Молоток, оправка Д=7 мм L = 60 мм, оправка ступенчатая Д=6,5 мм L = 20 мм, Д=8 мм L=60 мм);

11. Расшплинтовать гайку 32 корректора подачи топлива, отвернуть гайку 32, снять шайбу 33, отвернуть гайку 31 корпуса корректора, отвернуть корпус 30 пружины корректора. Пружину 29 корректора, корректор 27 подачи топлива из рычага 36 регулятора. (Пассатижи, ключ гаечный 10 мм и 22 мм).

12. Отвернуть гайку 37 (рис. 2) регулировочного болта 36, отвернуть болт 36 регулировочный. (Ключ гаечный 14 мм, пассатижи).

13. Снять стопорное кольцо 38 державки грузов регулятора, снять державку 14 грузов в сборе, спрессовать подшипник 12, снять прокладки 13 и выпрессовать ось 4 (рис. 3) груза, втулку 5 груза, оси 37 ролика, снять ролики, снять грузы 6. (Пассатижи специальные И 801.23.000, молоток медный, съемник подшипника регулятора, оправка Д=7 мм L = 60 мм, оправка ступенчатая Д=6,5 мм L=20 мм, Д=8 мм L=60 мм, оправка трубчатая Дв„ = 18 мм Д„вр=22 мм L= 50 мм).

Рис. 2. Регулятор частоты вращения:
1 — винт; 2 — крышка задняя; 3 — пробка резьбовая; 4 — прокладки; 5 — винт; 6 — шайба пружинная; 7 — шайба плоская; 8 — ввертыш; 9 — фильтр в сборе; 10 — прокладка; 11 — прокладка задней крышки регулятора; 12 — подшипник державки грузов; 13 — шайба; 14 — державка грузов в сборе; 15 — болт; 16 — шайба пружинная; 17 — шайба плоская; 18 — крышка верхняя в сборе; 19 — прокладка; 20 — пломба; 21 — шплинт-проволока; 22 — болт; 23 — рычаг; 24
— рычаг стартовой пружины в сборе; 25 — шайба рычага; 26 — ось рычага; 27 — пружина регулятора; 28 — пружина рычага реек; 29 — штифт; 30 — гайка; 31 — муфта грузов в сборе; 32 — рычаги с корректорами в сборе; 33 — втулка дистанционная; 34 — шайба оси; 35 — ось рычагов; 36
— болт регулировочный; 37 — гайка; 38 — кольцо пружинное упорное; 39 — шплинт разводной; 40
— ось промежуточной шестерни; 41 — подшипник; 42 — кольцо; 43 — шестерня; 44 — шайба; 45 — шайба; 46 — гайка; 47 — втулка упорная; 48 — шестерня; 49 — вставка; 50 — сухарь; 51 — шпонка; 52 — фланец; 53 — эксцентрик топливоподкачивающего насоса; 54 — стопорная шайба; 55— гайка

Рис. 3. Регулятор частоты вращения:
1 — трубка подвода смазки; 2 — подшипник; 3 — державка грузов; 4 — ось грузов; 5 — втулка груза; 6 — груз; 7 — кольцо стопорное; 8 — подшипник; 9 — муфта; 10 — пята упорная; 11 — палец; 12 — рычаг рейки; 13 — штифт; 14 — палец; 15 — шплинт разводной; 16 — рычаг муфты грузов; 17 — палец рычага муфты; 18 — втулка рычага; 19 — гайка; 20 — шплинт разводной; 21 — пружина обратного корректора; 22 — гайка корректора; 23 — толкатель корректора; 24 — шайба стопорная; 25 — шайба стопорная; 26 — шток корректора; 27 — корректор подачи топлива; 28 — шплинт разводной; 29 — пружина корректора; 30 — корпус пружины; 31 — гайка корпуса; 32 — гайка корректора; 33 — шайба; 34 — болт регулировочный; 35 — гайка; 36 — рычаг; 37 — ось ролика груза

14. Расшплинтовать гайку 46 (рис. 2) оси промежуточной шестерни, отвернуть гайку 46, снять шайбу 45, выпрессовать два подшипника 41, снять стопорное кольцо 42, распорную шайбу 44. Подшипники выпрессовать поочередно наружу, легкими ударами по внутреннему кольцу. (Пассатижи, ключ гаечный 13 мм, молоток, бородок, пассатижи специальные И 801.23.000).

15. Расстопоритъ гайку 55 крепления ведущей шестерни регулятора, отвернуть гайку 55, снять стопорную шайбу 54, спрессовать эксцентрик 53 привода насоса топливоподкачивающего, фланец 52 ведущей шестерни, шестерню 48, снять шпонку 51, 4 сухаря 50 ведущей шестерни и две вставки 49 ведущей шестерни, снять упорную втулку 47 с кулачкового вала. (Пассатижи, ключ гаечный 22 мм, молоток, зубило, отвертка 4,0 мм, съемник).

16. Отвернуть пробку 26 (рис. 1) рейки, снять кольцо уплотнительное 25. (Ключ гаечный 32 мм).

17. Отвернуть стопорные винты 11 крепления втулки рейки с задней стороны в корпусе, снять четыре втулки 24 реек. (Отвертка 6,5 мм).

18. Отсоединить фиксаторы реек, снять рейки 5 и 77. (Отвертка 6,5 мм).

19. Расшплинтовать и снять рычаг 18 реек в сборе с рычагом 24 (рис. 2) стартовой пружины и пружиной 28, снять шайбу 25 с оси стартового рычага 26. (Пассатижи).

20. Отвернуть гайки 72 (рис. 1) с пружинными 74, плоскими 75 и стопорными 73 шайбами, снять восемь секций насоса в сборе, снять пяту 64 толкателя, толкатель 63, направляющие, штифт установочный 44. (Головка сменная 17 мм, вороток, отвертка 4,0 мм).

21. Снять сухарь 67, выпрессовать штифты 59 из оси толкателя, снять ось 68 ролика, втулку 66 ролика, ролик 65. (Молоток, оправка игольчатая d=2 мм L=40 мм).

22. Отвернуть винты 1 и 16 (рис. 4) крепления передней 14 и задней 2 крышек подшипников, снять крышки 2 и 14, выпрессовать сальник 15 обоймы подшипника с передней стороны, снять четыре регулировочные шайбы 17—19, кольцо уплотнительное 13. (Отвертка с крестообразным шлицем, молоток, бородок, отвертка 4,0 мм).

23. Спрессовать наружные кольца 3 подшипников из крышек подшипников. (Молоток медный, бородок).

24. Снять вал кулачковый из корпуса, снять подшипники 23 и шайбы 22. (Съемник).

25. Отвернуть болт регулировочный с гайкой, пружинной и плоской шайбой. (Ключ гаечный 10 мм).

26. Вывернуть пробку 32 (рис. 1) клапана перепускного, снять прокладку 31, снять шайбы 36 регулировочные, направляющую 29 клапана, шарик 37, пружину 30, отвернуть корпус 28 клапана, снять транспортную заглушку 27, резьбовую втулку, кольцо уплотнительное. (Ключ гаечный 14 мм, 17 мм, 22 мм).

27. Вывернуть шпильки 12 (рис. 4) из корпуса ТНВД крепления секций. Шпильки из корпуса ТНВД выворачивать по мере необходимости. (Шпильковерт).

Источник

Оцените статью