Технология ремонта портального крана

Книга: Башенные краны

§ 88. Система технического обслуживания и ремонта кранов

Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, для обеспечения работоспособности и исправности башенных кранов в течение всего срока их службы называется системой планово-предупредительного ремонта ППР. Система называется плановой потому, что все ее мероприятия осуществляются по заранее разработанному плану, и предупредительной — потому, что входящие в нее мероприятия носят профилактический характер.

Система ППР включает в себя работы по техническому обслуживанию и ремонту машин, для производства которых после отработки установленного нарядом количества часов краны останавливают на 1—2 смены. При этом под техническим обслуживанием крана понимается комплекс работ для поддержания его работоспособности в условиях эксплуатации. Под ремонтом крана понимается комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности крана, т. е. устранение повреждений и причин отказов.

Наиболее прогрессивный метод при проведении различных видов ремонта — это метод агрегатно-узлового ремонта. При этом методе требующие ремонта сборочные единицы и агрегаты снимают с крана и заменяют заранее отремонтированными или новыми. Внедрение Метода агрегатно-узлового ремонта возможно в том случае, когда на ремонтном предприятии создан оборотный фонд сборочных единиц и агрегатов. Этот метод позволяет сократить время пребывания кранов в ремонте и улучшить его качество.

Техническое обслуживание крана производят строго в соответствии с графиком, ремонт — при возникновении потребности. В процессе использования крана проводятся: ежесменное техническое обслуживание ЕО, выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены; плановое техническое обслуживание ТО, выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями величины наработки; сезонное техническое обслуживание СО, выполняемое два раза в год при подготовке крана к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).

Читайте также:  Ремонт плитка с чего начать

В состав ЕО входит смазывание крана, контрольный осмотр регулирование механизмов, системы управления, ограничителей и т. д. Эти работы выполняет машинист за счет сменного рабочего времени При ТО производят очистку, мойку, осмотр и контроль технического состояния механизмов, приборов безопасности, систем управления и канатов, опробование действия отдельных сборочных единиц и кран в целом, замену и восстановление изношенных деталей.

Различают два вида плановых технических обслуживании башенных кранов — ТО-1 и ТО-2, отличающихся между собой периодичностью и составом работ. Каждый вид последующего технического обслуживания включает работы предыдущего. При ТО-1 выполняют работы ЕО и добавляется ряд операций (смазывание, регулирование); ТО-2 включает ЕО и ТО-1 с добавлением ряда операций, характерных только для ТО-2 (в частности, проверку состояния редукторов, проверку электрооборудования с заменой легкодоступных элементов).

ТО-1 и ТО-2 проводят, как правило, во внесменное время или в дни отдыха строительной организации.

Технические обслуживания должны проводить в строгом соответствии со сроками, установленными месячным планом-графиком технического обслуживания и ремонта, специализированные бригады (звенья) участков планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. В состав бригад (звеньев) на период проведения работ могут включаться и машинисты башенного крана.

Установлено два вида плановых ремонтов: текущий Т и капитальный К- Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации. При ремонте устанавливают неисправности в узлах и механизмах, возникшие в процессе работы крана, заменяют или ремонтируют отдельные детали со снятием или без снятия узлов с крана, а также заменяют агрегаты, требующие капитального ремонта, на новые или отремонтированные.

Текущий ремонт должен обеспечивать работоспособность крана до очередного планового вида ремонта. Текущий ремонт может выполняться в мастерских управлений механизации во время перебазирования крана с объекта на объект либо непосредственно на строительной площадке.

Текущий ремонт проводится бригадой (звеном) участка планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, в которую может быть включен и машинист башенного крана.

Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный или близкий к полному ресурс крана путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые. При этом кран полностью разбирают, производят дефектовку крана и его сборочных единиц, ремонтируют изношенные агрегаты и сборочные единицы. Часть сборочных единиц и деталей заменяют новыми. После ремонта, как правило, должны быть восстановлены все первоначальные посадки в соединениях. Решение о проведении капитального ремонта крана принимается на основе результатов их осмотра комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе которой находится кран. Если на основании данных наружного осмотра и безразборной диагностики установлено, что кран сохранил определенный ресурс работоспособности, то комиссия должна дать разрешение на его дальнейшую эксплуатацию, установив дату проведения его очередного осмотра или ремонта. С этой целью составляют специальный акт.

Капитальный ремонт проводят централизованно на специализированных ремонтных или ремонтно-механических заводах.

Наряду с плановыми видами ремонтов существует аварийный ремонт, проводимый вне системы ППР для устранения последствий аварий.

В соответствии с «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» (1978 г.) составляют графики обслуживания н ремонта (рис. 161, а, б).

Рис. 161. Типовой график технических обслуживании и ремонта башенных кранов с грузовым моментом 250—1400 т-м: а — структура ремонтного цикла, б — структура цикла текущего ремонта ЦТ

Для кранов с грузовым моментом от 250 до 1400 т-м за полный ремонтный цикл, равный 14 400 ч, проводят 11 текущих ремонтов, 12 технических обслуживании ТО-2, 48 технических обслуживании ТО-1. Кроме того, ежегодно выполняют два сезонных технических обслуживания, не показанных на типовом графике.

Типовой график ремонтов башенных кранов с грузовым моментом до 250 т-м отличается тем, что продолжительность ремонтного цикла Ц г— 12 000 ч при сохранении циклов текущего ремонта Ц, — 1200 ч и технического обслуживания Цто — 200 и 600 ч.

Для кранов, прошедших капитальный ремонт, ремонтный цикл Ц уменьшается на 20% (т. е. вместо 14 400 ч — 12 000 ч), с сохранением Цт и Цт0.

По мере совершенствования конструкций башенных кранов структура их ремонта и технического обслуживания может изменяться поэтому нормативные сроки ремонтных циклов и периодов проведении ремонтов систематически пересматривают.

Источник

Техническое обслуживание портального крана

Техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования подразделяются на:

— техническое обслуживание при использовании;

— техническое обслуживание при хранении;

— техническое обслуживание при транспортировании.

Состав, периодичность, порядок выполнения и меры при проведении технического обслуживания подъемно-транспортного оборудования должны быть соответствовать указаниям, приведенном в инструкции по эксплуатации или в другой технической документации завода-изготовителя.

При отсутствии таких указателей они должны быть разработаны портом.

Техническое обслуживание портального крана состоит из:

1) ТО-1, которое включают в себя все виды обслуживания с периодичностью менее месяца, а именно: смежное, ежесуточное, еженедельное и т.п. Эти виды обслуживания проводятся во время приема и сдачи смены, в период отсутствия грузовых работ, а также с выводом машины из эксплуатации, но не более чем на 8 часов (одна дневная смена);

2) ТО-2,выполняемое: по кранам и перегружателям всех типов, включая зерновые, с периодичностью 1раз в месяц и длительностью не более 2 сут, а 1 раз в 3 мес. (при необходимости) длительностью до 40ч (пять дневных смен); по машинам внутрипортовой механизации через 150-200час работы машины, но не реже чем через месяц, если в заводских инструкциях не оговорены иные сроки. Длительность ТО-2 этих машин не должна превышать:

— для машин с двигателем внутреннего сгорания и грузоподъемностью до 10+- 16час (две дневные смены), грузоподъемностью 10 т и более -24ч (три дневные смены).

— для машин с электроприводом -8час (одна дневная смена).

В составе ТО-1 входят следующие работы:

— проверка перегрузочной машины и ее механизмов;

— крепежные работы, опробование механизмов агрегатов и систем в действии;

— проверка в действии блокировании устройств и приборов безопасности;

— смазочные работы; регулировочные работы;

— снабжение топливом, смазкой, водой;

— устранение отказов и повреждений.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют докеры-механизаторы, управляющие машиной, при приеме и сдаче смены.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания, входящие в ТО-1, выполняет рабочий по техническому обслуживанию и ремонту.

Перечень работ и проверок, выполняемых при ТО-1 на конкретных машинах, устанавливает порт на основании заводских инструкций по эксплуатации машины.

Докера механизатора, управляющим перегрузочными машинами, и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту запрещается самостоятельно без указания группового механика (электромеханика) или сменного (механизация) механика разбирать и регулировать:

— аппаратуру гидравлического и пневматического управления;

— предохранительные приборы и приборы безопасности; топливные насосы, регуляторы и форсунки дизелей, защитные фрикционы механизмов поворота; весовые устройства, ограничители грузоподъемности и указатели вылета стрелы;

— приборы автоматизации электронного оборудования, сигнализации и речевой связи;

— тормоза с автоматическим устройством для компенсации износа фрикционных обкладок, тормоза механизма подъема контейнерных кранов и перегружателей;

— запорное устройство подъемной консоли перегружателя;

— устройство для подогрева и охлаждения рабочей гидравлической жидкости.

Перечень таких работ устанавливается портами в зависимости от конструктивных особенностей машин.

Категорически запрещается производить регулирование тормоза механизма подъема при поднятом грузе или грейфере (грузоподъемном электромагните), а также устанавливать различные приспособления для растормаживания тормоза вручную.

При ежесуточном техническом обслуживании производится контроль качества выполнения и оформления ежесменного технического обслуживания.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания машин, входившие в режим ТО-1, проводятся в течение времени, отведенного для выполнения ежесменного обслуживания, а также в обеденные и межсменные перерывы и в периоды простоя машин при отсутствии грузовых работ.

О состоянии перегрузочных машин и выполненных работ рабочие делают запись в вахтенном журнале машины.

Организация ежесменного обслуживания и контроль за его выполнением являются обязанностью сменного механика, остальных видов обслуживания –лиц, ответственных за содержание перегрузочных машин.

ТО-2 является основным видом технического обслуживания, и включают в себя следующие работы, которые уточняются портом с учетом конструкции машин:

1) проверку технического состояния машины;

2) при необходимости замену быстроизнашивающихся деталей: резьбовых соединений, канатов, тормозных обкладок, пальцев и упругих втулок, муфт, манжет и уплотнений гидросистемы, контактов, гибких соединений и пружин командоаппаратов, контакторов и реле, щеток и щеткодержателей электродвигателей и оборудования;

3) восстановление надежности всех соединений элементов металлоконструкций, деталей механизмов, электрического, гидравлического и пневматического оборудования, а также устранение неисправностей; в случае применения сварки при восстановлении несущих металлоконструкций кранов, работа должна быть выполнена в соответствии с Правилами Госгортехнадзора;

4) регулирование устройства, механизмов, схем и систем;

5) очистку механизмов и оборудования от пыли, грязи и отработавшей смазки;

6) смазывание узлов и механизмов.

ТО-2 проводят по квартальным графикам, которые утверждает начальник (ТО-2) отдела механизации порта (ПКМ);

Отклонение от сроков выполнение ТО-2, предусмотренных графиком, допускается в исключительных случаях по разрешению начальника отдела механизации порта (ПКМ), но не более чем на 5 дней.

Перенос срока должен быть оформлен записью разрешения в журнале группового механика.

Ответственность за проведение ТО-2 возлагается на лицо, ответственное за содержание машины в исправном состоянии. Запись о постановке перегрузочной машины на ТО-2, а также о пуске ее в работу после технического обслуживания производит указанное лицо в вахтенном журнале машины. О выполненных работах ТО-2 должна быть сделана запись в журнале группового механика (электромеханика).

Для обеспечения бесперебойной работы перегрузочных машин на каждом грузовом районе (ПКМ) должен быть предусмотрен дежурный персонал по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин подчиненный сменному механику.

Перегрузочные машины должны быть закреплены:

за рабочими по техническому обслуживанию и ремонту – для обеспечения технического обслуживания с периодичностью 1 сутки и более, а также для выполнения ремонтных работ. Закрепление оформляется распоряжением начальника грузового ремонта, а при без районной структуре — начальника ПКМ;

за рабочим комплексных бригад (докерам-механизаторам) –для обеспечения управления и ежемесячного обслуживания машины. Закрепление оформляется распоряжением начальника грузового района, а при без районной структуре начальника ППК, согласованный с начальником ПКМ.

3) При закреплении рабочих следует руководствоваться РД 31.93.150-87 «нормативы численности рабочих по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин (оборудования)» и РД 31.44.16.-83 «Положение о формах закрепления, организации технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин в портах ММФ».

Докеры-механизаторы в период работы на перегрузочных машинах подчиняются инженерно-техническим работникам механизации (в том числе и лицу, ответственному за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии) и выполняют все их указания в части эксплуатации машин.

Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, должны участвовать в работах по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин и производить замену грузозахватных органов.

Бригадир комплексной бригадиры обязан обеспечить постоянное участие рабочих в техническом обслуживании перегрузочных машин в соответствии с графиком ТО-2 и с учетом закрепления машин за рабочими комплексных бригад. Выдачу задания докерами механизаторам и рабочим по техническому обслуживанию производит групповой или сменный механик после инструктажа по технике безопасности.

Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, обязаны при приемке смены проверить техническое состояние машины. Проверка должна осуществляется в соответствии с указаниями, приведенными в производственной инструкции докера-механизатора или в инструкции по технике безопасности при работе на данном виде машины.

При обнаружении неисправностей при приемке машины или во время работы докер-механизатор, управляющий машиной, должен либо не начинать, либо прекратить работу и доложить об этом сменному механику.

Машина может быть исправна для работы только после устранения неисправностей и получения разрешения сменного механика, которое должно быть записано им в вахтенном журнале машины, а если на машине журнал не предусмотрен, в вахтенном журнале сменного механика.

После окончания работы докер механизатора, управляющей машиной, обязан:

— произвести очистку машины и при необходимости заправить ее топливом, водой и маслом;

— сделать запись в вахтенном журнале машины;

— сдать машину сменному механику;

— поставить машину в отведенное для стоянки место, а краны и перегружатели установить на противоугонные захваты;

— доложить сменному механику о замеченных во время работы машины неисправностях.

Администрация порта обязана предоставить докерам-механизаторам, управляющим перевозочными машинами, 20 минут для приемки-сдачи перегрузочной машины и выполнения ежесменных работ по ТО-1.

Передача в период рабочей смены управления перегрузочной машиной одним докерам механизатором другому без разрешения сменного механика и записи в вахтенном журнале сменного механика запрещается.

При осмотре и техническом обслуживании перегрузочной машины с электроприводом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

На каждом кране, перегружателе и специализированного перегрузочного комплекса должны быть:

— вахтенный журнал перегрузочной машины;

— комплект инструментов, приспособлений и инвентаря и расходные материалы необходимые для ежесменного и ежесуточного технического обслуживания. Опись инструментов, приспособлений и инвентаря должна находиться в вахтенном журнале машины. На кранах и перегружателях, а также в гаражах и постах технического обслуживания должны быть вывешены карты механизмов машин и необходимые данные для регулировочных работ.

Выбор, контроль качества и учет расхода горюче-смазочных материалов порт должен осуществлять в соответствии с РД 31.44.08.-82 «Указания по организации смазочного хозяйства, выбору, применению и экономии горюче-смазочных материалов для перегрузочных машин морских портов».

Выбор стальных канатов для перегрузочных машин и техническое обслуживание стальных канатов следует производить с учетом рекомендаций.

Источник

Оцените статью