Технология ремонта автоматического выключателя

Ремонт автоматических выключателей до 1000 В

Содержание материала

Автоматическими выключателями до 1000 В производят включение и отключение электрических установок и участков сети. Они обеспечивают автоматическое отключение при перегрузке, коротком замыкании и изменений напряжения.
Ремонт автоматических выключателей проводят в соответствии с правилами технической эксплуатации в сроки, установленные на предприятии ответственным за электрохозяйство лицом, но не реже 1 раза в 3 года. В схемах подстанций нашли применение выключатели АВМ и «Электрон». При определении периодичности их ремонта следует учитывать рекомендацию завода-изготовителя: осматривать и ремонтировать 2 раза в год, а также производить осмотр после каждого отключения выключателем предельного для него тока КЗ.
Выключатели АВМ выпускают на токи от 400 до 2000 А и напряжением 500 В переменного и 460 В постоянного тока для стационарного монтажа с передним присоединением токопроводов и выкатные (для КРУ) с задним присоединением. Они могут быть с ручным и электродвигательным — дистанционным управлением. Автоматические выключатели исполняют как с максимальными расцепителями, так и без них.

Автоматические выключатели АВМ-4 и ABM-10 собирают на изолированных панелях, а АВМ-15 и АВМ-20— на стальных каркасах с рейками из изоляционных материалов. Основными элементами автоматических выключателей (рис. 1) АВМ являются неподвижные и подвижные контакты 1 и 2 с дугогасительными камерами 3, механизм свободного расцепления 4, привод ручного включения 5, расцепители минимального напряжения 6 и максимального тока 7, набор зажимов
8, а у выкатных выключателей — штепсельный разъем
9, фиксатор положения тележки 10 и подвижный заземляющий контакт 11.

Читайте также:  Камаз 5490 нео ремонт


Рис. 1. Автоматический выключатель АВМ

Контактная система каждого полюса выключателей АВМ-15 и АВМ-20 состоит из трех пар, а у АВМ-4 и АВМ-10 — из двух пар последовательно включающихся и отключающихся контактов. Подвижные контакты укреплены на изолированной части вала и при его повороте соприкасаются с неподвижными.
Контактная система и дугогасительная камера выключателей АВМ-4 и АВМ-10 изображены на рис. 2.
При отключении автоматического выключателя первыми размыкаются главные контакты 4 с накладками из серебра и никеля у подвижных контактов и серебра, никеля и графита — у неподвижных, затем предварительные, выполненные из меди, и, наконец, разрывные 12. При включении автоматического выключателя контакты замыкаются в обратной последовательности.


Рис. 2. Контактная система и дугогасительная камера автоматических выключателей АВМ-4 и АВМ-10:
I и 13 — решетки; 2 — корпус дугогасительной камеры; 3, 8 и 5 — винты; 4 — главный контакт и гибкая токоведушая связь; i — пружина главного контакта; 6, 7 в 10 — гайки;
II — пружина разрывного контакта; 12 — разрывной контакт

Контактная система каждой фазы выключателя накрывается дугогасительной камерой из огнестойкой пластмассы. Внутри камеры установлены решетки: дугогасительная 1 и деиониая 13. Дуга, возникающая на разрывных контактах 12, втягивается в деионную решетку 13, дробится и быстро гаснет. При этом выброс дуги ограничивается множеством металлических дугогасительных пластин, расположенных над деионной решеткой.
Гашение дуги в гасительных камерах практически исключает переброс ее на соседние фазы, токоведущие части соседних присоединений и заземленные части РУ.
Усилие привода передается валу через механизм свободного расцепления, детали которого показаны на рис. 3. В нем рычаг 1 жестко связан с рукояткой управления автоматического выключателя, а рычаг 8 — с главным валом автоматического выключателя.

Рис. 3. Механизм свободного расцепления автоматического выключателя:
1,3, 5, 6 — рычаги; 2 и 11 — валики; 4 — ролик; 7, 10, 13 в № — пружины; 9 — скоба; 12 — зуб рычага; 14 — защелка; 16 — винт

Читайте также:  Руководство по ремонту kia seltos

Перед включением выключателя механизм свободного расцепления взводят поворотом рукоятки управления в сторону, противоположную включению, при этом рычаги 5 и 6 выпрямляются и создают жесткую связь между рычагами 1 и 8, а зуб рычага 3 заходит за промежуточный валик 11. Для включения автоматического выключателя рукоятка управления поворачивается в сторону, противоположную взведению. В результате рычаг 1 заходит за мертвое положение и прижимается к валику 2 рычага 3, надежно удерживая автоматический выключатель во включенном положении.
При ручном отключении автоматического выключателя рычаг / выводится из мертвого положения, что вызывает излом рычагов 5 и 6, зуб рычага 3 остается в зацеплении с валиком 11, Автоматическое отключение выключателя происходит от воздействия бойка расцепителя на отключающий валик. Повернувшись, валик освободит рычаг 3, который будет повернут пружиной 13.
Расцепитель максимального тока автоматических выключателей АВМ показан на рис. 4. Основу его составляют катушка / и якорь 21, удерживаемый пружиной 4 и соединенный скобой 12 и пружинами 11с часовым механизмом. На шкале последнего нанесены три метки «Макс», «Мин» и «О». При установке часового механизма на метку «О» отключение при токах КЗ и перегрузках происходит мгновенно.

Рис. 4. Расцепитель максимального тока
1 — катушка; 2 — сердечник; 3 — упор; 4. 11 и 20 — пружины; 5, 8. 9 и 16 — винты; 6 — часовой механизм; 7 — колодка; 10 — тяга; 12 — скоба; 13 — шкала; 14 и 19 — бойки: 15 и 18 — кулачки; 17 — отключающий валик; 21 — якорь

При КЗ через катушку 1 проходит большой ток, якорь 21 мгновенно притягивается к сердечнику 2, преодолевая натяжение пружины 20, так как часовой механизм 6 задерживает движение скобы 12. Боек 19 якоря ударяет по кулачку 18 валика 17, поворачивает его и отключает автоматический выключатель. Ток срабатывания выключателей АВМ-4 и АВМ-10 регулируется or 8 до 11-кратного номинального тока, а АВМ-15 и АВМ-20 —от 8 до 10 кА.
У селективных выключателей отключение происходит с выдержкой времени, которую обеспечивает механический замедлитель расцепления (рис. 5). Валик 1 механического замедлителя поворачивается под воздействием расцепителя максимального тока и рычагом 2 натягивает пружину 3, которая приводит в движение секторный рычаг 4, находящийся в зацеплении с шестерней 5. Анкер 6, притормаживающий движение этой шестерни до выхода зубьев из зацепления, создает определенную выдержку времени. Выйдя из зацепления, секторный рычаг 4 бойком 7 поворачивает промежуточный валик // (см. рис. 3) механизма свободного расцепления, и автоматический выключатель отключается. Замедлитель позволяет регулировать время расцепления от 0,25 до 0,6 с.


Рис. 5. Механический замедлитель расцепления

Если ток КЗ проходит через выключатель, время действия которого меньше времени замедлителя расцепления, то расцепления зубчатого рычага с шестерней не произойдет и выключатель останется включенным, а механизм замедлителя расцепления примет первоначальное положение.
При токах перегрузки сила притяжения недостаточна для преодоления натяжения пружины 20 (см. рис. 4). В этом случае якорь притягивается медленно, преодолевая тормозящие усилия часового механизма 6, которые передаются ему через шарнирно присоединенную тягу 10, промежуточную скобу 12 и пружину 20. Изменение выдержки времени достигается перемещением указательного винта 9 на часовом механизме 6. Преодолев тормозящие усилия часового механизма, якорь быстро притягивается, а боек 14 промежуточной скобы 12 удаляет по кулачку отключающего валика 17, который, поворачиваясь, отключает автоматический выключатель. Если время перегрузки меньше выдержки времени, установленной на часовом механизме расцепителя, якорь возвращается в исходное положение под действием пружины 4 и выключатель остается включенным.

Винт 5 позволяет регулировать ток срабатывания в пределах 1,25—2 номинального значения.
Помимо расцепителей максимального тока автоматические выключатели АВМ могут иметь расцепитель минимального напряжения (рис. 6), отключающий выключатель при снижении напряжения до 36 % номинального. Этот расцепитель состоит из сердечника /. катушки 2, якоря 3, пружины 4 с помощью которой регулируется напряженке срабатывания расцепителя, и заклепки 5 у расцепителей постоянного тока для создания расстояния 0,4 — 0,5 мм между якорем и сердечником при замкнутой магнитной системе.

При подаче напряжения на катушку 2 расцепителя якорь 3 притягивается к сердечнику, преодолевая натяжение пружины 4. Когда напряжение на катушке расцепителя окажется недостаточным для удержания якоря, он отпадет и под действием пружины бойком 6 ударит по скобе 7 отключающего валика. В результате выключатель отключится.


Рис. 6. Расцепитель минимального напряжения
1 — якорь 2 — катушка; 3 — сердечник;

Рис. 6.7 Отключающий расцепитель:
1 — якорь 2 — катушка; 3 — сердечник; 4 — скоба промежуточного валика

Для дистанционного отключения автоматического выключателя предназначен отключающий расцепитель (рис. 7), который укрепляется на щеке механизма свободного расцепления и состоит из якоря /, катушки 2 и сердечника 3. При подаче напряжения на катушку якорь втягивается и, ударяя по скобе 4 промежуточного валика механизма свободного расцепления, отключает автоматический выключатель.
Дистанционное включение выключателя АВМ производится с помощью электродвигательного привода (рис. 8), надежно работающего при напряжении от 85 до 110% номинального. Привод состоит из электродвигателя / с маховиком 2 и щетками 3, редуктора 4 с включающим диском 5, конечного выключателя, укрепленного на корпусе редуктора, кулисы 6, кулачка 7 для связи с включающим валом выключателя 8 и тормозного устройства.


Рис. 8. Электродвигательный привод

Рис. 9. Тормозное устройство

Тормозное устройство (рис. 9) состоит из рычага /, в который входит регулировочный винт 2, стальной ленты 3, охватывающей тормозные полудиски 4, которые вращаются вместе с валом 5 двигателя и свободно раздвигаются в радиальном направлении под действием центробежных сил. При торможении стальная лента прижимается к полудискам и останавливает двигатель. После торможения диски и лента возвращаются в исходное положение.

Питание схемы управления электродвигательным приводом (рис. 10) может осуществляться как от главной цепи автоматического выключателя, так и от независимого источника достаточной мощности. Схема считается подготовленной к включению, если на нее подано напряжение, а реле блокировки РБ сработало, замкнув контакты РБ1 и разомкнув РБ2 и РБЗ. Автоматический выключатель включают кнопкой «Вкл», подавая продолжительный импульс (более 1 и менее 30 с) на катушку реле РУ.


Рис. 10. Принципиальная схема управления двигательным приводом

Рис. 11. Буферное устройство

Реле срабатывает, замыкая контакты РVI, РУ2 и PV3 в цепи двигателя. Двигатель начинает вращаться и с помощью червячной передачи заставляет вращаться диск 5 (см. рис. 8), который воздействует на кулису 6. Последняя, связанная кулачком 7 с валом 8 выключателя, обеспечивает за один оборот диска взведение механизма свободного расцепления, а затем включение выключателя. В конечный момент включения автоматического выключателя контакты конечного выключателя ВК (рис. 10) и реле управления РУ снимают напряжение с двигателя, а тормозное устройство останавливает его в положении, готовом для нового включения. Плавкий предохранитель ПР осуществляет защиту от КЗ, а резисторы R1 и R2 ограничивают ток в цепи управления.
Схема исключает самопроизвольное повторное включение выключателя, если в процессе включения выключатель отключается каким-либо расцепителем, а также включение двигателя при включенном выключателе.
С момента включения двигателя и до включения автоматического выключателя проходит 0,55 с при постоянном токе, 0,3 с при переменном.
На левом подшипнике выключателя расположено буферное устройство (рис. 11) для поглощения кинетической энергии подвижных контактов при их размыкании. В выключателях с электродвигательным приводом буфер 1 имеет шип 2 и пружину 3, которая, подталкивая при взводе главный вал, обеспечивает четкое взведение механизма свободного расцепления. Через шайбы 4 кулачок 5 главного вала не только передает энергию буферному устройству, но и перемещает рейку вспомогательных контактов с роликом 6 на конце. Расстояние А между роликом 6 и кулачком 5 при отключении выключателя должно быть не менее 0,5 мм. При включенном выключателе раствор нормально замкнутых вспомогательных контактов должен быть 4,5—5,5 мм, провал нормально открытых контактов 2—3 мм, а ход рейки с контактами при включении выключателя — 8 мм.
Все металлические части автоматического выключателя, нормально не находящиеся под напряжением, заземляют Для этого на выключателях стационарного монтажа есть заземляющий болт, а на выкатных — специальные пружинящие контакты на нижней части каркаса. На главном валу выкатного выключателя укреплен блокировочный зуб, не дающий выкатывать и вкатывать выключатель во включенном положении. Кроме того, на каркасе выкатных автоматических выключателей расположено устройство, фиксирующее выключатель в ремонтном и рабочем положениях.
Выключатели имеют механическую и электрическую блокировку, не позволяющую произвести включение, если он отключен максимальными расцепителями. Механическая блокировка установлена на левой щеке механизма свободного расцепления, а электрическая — на левом подшипнике главного вала и отключающем валике.

Источник

Техническое обслуживание и ремонт автоматических выключателей

Рассмотрение классификации электрических аппаратов, характеристик автоматизированной аппаратуры защиты. Выполнение схемы устройства автоматического выключателя. Составление последовательности технологических операций обслуживания и ремонта аппаратов.

Рубрика Физика и энергетика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 428,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подольский промышленно-экономический техникум

имени А.В. Никулина»

Письменная экзаменационная работа

Техническое обслуживание и ремонт автоматических выключателей

обучающийся гр. ЭМ-32/1

Зуйков Сергей Александрович

преподаватель Смирнова Т.Б.

электрический автоматический выключатель ремонт

Рост потребления электроэнергии — одна из основных тенденций развития мировой экономики. В соответствии с прогнозом Международного энергетического агентства, к 2025 году потребление электроэнергии в мире вырастет до 26 трлн. кВт.ч по сравнению с 14,8 трлн. кВт.ч в 2003 году. При этом установленная мощность электростанций вырастет с 3400 ГВт в 2003 году до 5500 ГВт в 2025 году.

Несмотря на великие технические и научные открытия в области электротехники в конце XIX — начале XX века, среди которых немалое число принадлежит нашим соотечественникам (П.Н. Яблочкову, А.Н. Лодыгину, М.О. Доливо-Добровольскому и др.), Россия перед революцией в техническом плане оставалась крайне отсталой страной. Решать проблему электрификации государства пришлось советскому правительству.

Ленин инициировал создание плана ГОЭЛРО, концепцию которого изложил, по существу, в двух документах: «Набросок плана научно-технических работ» (апрель 1918 года) и письмо к Г.М. Кржижановскому (январь 1920 г.). Осуществление этого грандиозного плана буквально преобразило страну. За 10 лет в результате напряженного труда была создана мощная энергетическая база России: реконструированы все существующие электростанции, построены 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций общей мощностью 1750 МВт. Созданы первые электрические сети, связывающие между собой отдельные электростанции и крупных потребителей.

В третьем году первой пятилетки (1931 г.) план ГОЭЛРО по электростроительству был выполнен. Выработка электроэнергии и мощности электростанций росли быстрыми темпами. Если в 1930 г. производство электрической энергии в СССР составляло 8368 млн. кВт-ч, то в 1931 г. уже 13540 млн. кВт-ч. Если в 1930 г. прирост новых энергетических мощностей составлял 579 тыс. кВт, то в 1931 г. он возрос почти вдвое — до 1097 тыс. кВт. Таких темпов не знала ни одна страна мира. К 1934 г. установленная мощность районных электростанций составляла 3666 тыс. кВт, что означало превышение заданий плана по электростроительству более чем вдвое.

К концу 1935 г., то есть по истечении второго, более длительного срока (15 лет), на который был рассчитан план ГОЭЛРО, программа электростроительства была в несколько раз перевыполнена. Вместо 30 было построено 40 районных электростанций, на которых вместе с другими крупными промышленными станциями было введено 6914 тыс. кВт мощностей (из них районных 4540 тыс. кВт — почти в три раза больше, чем по плану ГОЭЛРО).

На основе реализованного к началу 30-х годов плана ГОЭЛРО за 60 лет в Советском Союзе была построена грандиозная энергосистема, появились новые отрасли промышленности и энергетики. Только в системе Минэнерго работало до полутора миллионов человек, в электротехнической промышленности — около миллиона. Была создана огромная научно-техническая база. За это время мощность электростанций возросла в 115 раз, а производство электроэнергии увеличилось в 200 раз.

В 1991-1993 гг. — приватизация и акционирование предприятий, создание РАО «ЕЭС России» и вертикали корпоративного управления электроэнергетическим комплексом страны. В 1994-1998 гг. — организация Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) и 1999-2000 гг. преодоление кризиса неплатежей и начало подготовки отрасли к полной ее реструктуризации.

«Энергетической стратегией России на период до 2020 года» прогнозировался прирост потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. 46-50 млрд. кВт.ч, однако реальный прирост оказался выше более чем в 1,5 раза и составил 73 млрд. кВт.ч. В некоторых регионах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. оказался более существенным: в Белгородской области — в 1,8 раза, в Ленинградской области — в 3 раза, в Калининградской области — в 3,4 раза, в Москве и Московской области — в 3,8 раза, в Тюменской области — в 4,8 раза.

Жизнь ставит перед электротехниками новые глобальные и конкретные задачи, связанные как с оптимизацией производства электроэнергии, так и с ее более целесообразным распределением и использованием. Думается, что подготовленные специалисты внесут достойный вклад в это жизненно важное для страны дело. Сегодня современные перегрузки электросети колоссальны. Количество электрических приборов в наших домах переходит все разумные пределы, траты на электроэнергию составляют очень большую статью расхода современного жителя мегаполиса. Мы не можем себе представить жизни без холодильника, телевизора, компьютера, электрочайника, фена, кофемолки, пылесоса и т.д. Чтобы напряжение в сети не зашкалило, не произошло замыкание и другие последствия перегрузки электросети, создано специальное оборудование. Автоматические выключатели — специальные аппараты, которые способны включать и отключать электроток при нормальном состоянии электрической цепи, а также производить отключение тока в ситуациях, когда это необходимо.

Целью письменной экзаменационной работы является рассмотрение классификации электрических аппаратов, характеристик автоматизированной аппаратуры защиты, выполнение схемы устройства автоматического выключателя, описание принципа его работы составление последовательности технологических операций технического обслуживания и ремонта автоматических аппаратов защиты, рассмотрение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте автоматических аппаратов защиты.

1. Назначение автоматических выключателей

Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для оперативных включений и отключений низковольтных электрических цепей и защиты их от токов КЗ и перегрузок, а также от исчезновения или снижения напряжения сети.

Роль защитных элементов, реагирующих на отклонение той или иной контролируемой величины от своего нормального значения, выполняют расцепители.

В автоматах могут быть установлены следующие расцепители:

— максимального тока, срабатывающие мгновенно при токе КЗ в цепи;

— минимального напряжения, срабатывающие в случае понижения или исчезновения напряжения;

— обратного тока, которые срабатывают при изменении направления тока в цепи постоянного тока;

— независимые (ни от каких параметров электрической цепи), которые служат для дистанционного отключения автоматов;

— тепловые, применяемые для защиты от перегрузок (по типу тепловых реле пускателей);

— комбинированные, включающие электромагнитные и тепловые расцепители одновременно.

Автоматические выключатели снабжаются механизмом свободного расцепления (МСР), который позволяет обеспечить отключение автомата в процессе включения или после него.

2. Устройства автоматического выключателя и принцип его работы

Описание принципа работы и устройства автоматического выключателя основано на примере модульного автомата (автоматического выключателя), как наиболее часто применяемого быту для управления и защиты от коротких замыканий и перегрузок электропроводки (рисунок 1).

Корпус автоматического выключателя 1 выполнен из термостойкой пластмассы. Пластиковая рукоятка 2 служит для управления автоматом (включение или выключение). Фиксация автоматического выключателя на DIN-рейке производится защёлкой-фиксатором 3.

Принцип работы автоматического выключателя следующий: при включении автомата напряжение, подаваемое на верхнюю винтовую клемму 4 проходит через биметаллическую пластину 6 (тепловое расцепление) и через обмотку соленоида 9, поступая на подвижный контакт 7.

Далее, через неподвижный контакт 8, напряжение поступает на нижнюю винтовую клемму, к которой подключается «отходящий» провод — нагрузка. Защитное отключение автоматического выключателя происходит при срабатывании механизма расцепления, приводя к размыканию подвижного контакта 7.

Механизм расцепления, в зависимости от силы проходящего тока может быть приведён в действие двумя способами:

1) при значительном резком увеличении тока, проходящего через автомат (короткое замыкание) образуется магнитное поле, которое втягивает сердечник, что приводит в действие механизм расцепления — это магнитное расцепление;

2) при прохождении через автоматический выключатель токов со значениями, превышающими допустимые, происходит нагрев биметаллической пластины 6, что приводит к её изгибу и, как и в первом случае — расцеплению контактов.

Из-за больших токов, в обоих случаях при расцеплении контактов образуется дуга, поэтому для её нейтрализации в устройство автоматического выключателя обязательно входит дугогасительная камера 5, которая представляет собой набор металлических пластин особой формы, закреплённых параллельно.

В качестве дополнительной защиты от прогорания корпуса автоматического выключателя применяется специальная металлическая пластина 10.

Рассмотрим устройство наиболее часто применяемых автоматов А-3100.

1 — элекромагнитный расцепитель; 2 — гибкое соединение; 3 и 4 — подвижный и неподвижный контакты; 5 — основание; 6 — пластины дугогасительной камеры; 7 — кнопка; 8 — тепловой расцепитель

Наиболее часто применяемые автоматы А-3100 имеют контактную систему, состоящую из подвижных 3 и неподвижных 4 контактов с напайками из металлокерамики. Подвижные контакты гибкими связями соединены с шинами электромагнитного 1 и теплового 8 расцепителей. Замыкание и размыкание контактов происходит с постоянной скоростью, не зависящей от скорости движения рукоятки автомата 7. Чем больше нагрузка, тем быстрее отключает автомат. Так, при перегрузке на 30-40% автомат срабатывает в течение часа, при перегрузке 200% — от 20 до 100 с в зависимости от типа автомата. Повторные включения автомата возможны после остывания теплового реле (через 3—4 мин).

Электромагнитный расцепитель автомата служит для защиты сети от токов короткого замыкания и состоит из якоря с возвратной пружиной и сердечника, внутри которого расположена шина рабочего тока. Ток короткого замыкания создает в сердечнике сильное поле, под действием которого якорь перемещается и поворачивает отключающую рейку. Автомат при этом отключается мгновенно. Автоматы серии А-3100 выпускают рассчитанными на токи 50—600 А.

Автоматические воздушные выключатели имеют разнообразные конструкции и выпускаются с независимым расцепителем для дистанционного управления (А-3100), с расцепитслем минимального напряжения (А-3120), с электродвигательпым приводом для включения (АВМ), селективные с часовым механизмом (АВ), с температурной компенсацией (АЕ, А-3700).

Расцепители могут быть тепловыми, электромагнитными и комбинированными. В тепловых расцепителях для отключения автомата используют биметаллические пластинки. Комбинированный расцепитель состоит из теплового и электромагнитного. Автомат с электромагнитным расцепитслем имеет в каждой фазе электромагнитное реле максимального тока. В случае превышения тока в защищаемой цепи выше тока уставки автомата сердечник реле втягивается и через расцепитель действует как отсечка на отключение автомата.

При длительных токах перегрузки, незначительно превышающих номинальные токи расцепителей, время отключения автоматического выключателя возрастает.

Автоматические выключатели могут быть регулируемыми и нерегулируемыми и характеризуются номинальным напряжением и поминальным током, а их тепловые расцепители — номинальным током расцепителя и током уставки.

К нерегулируемым автоматам относят выключатели серий А-3100, АЕ-1000, АЕ-2000, АК-68, АБ-25.

Выключатели серий АП-50, А-3700, АВ, АВМ относят к регулируемым и они имеют регулировочные устройства, с помощью которых можно изменять значение тока установки.

3. Техническое обслуживание и ремонт автоматических выключателей

Последовательность технологических операций технического обслуживания и ремонта автоматических аппаратов защиты представим в таблице 1.

Таблица 1- Техническое обслуживание автоматических аппаратов защиты

Операция технического обслуживания

Очистка автоматического выключателя

Очистить кожух выключателя от пыли сухим обтирочным материалом. Отвернуть винты и снять крышку автоматического выключателя

Расцепить рычаг (собачку) с удерживающей рейкой, для чего повернуть осторожно рейку до момента расцепления ее с собачкой. Вынуть дугогасительные камеры. Удалить копоть и пятна обтирочным материалом, смоченным растворителем. Протереть выключатель сухим Обтирочным материалом. Осмотреть автоматический выключатель и убедиться в целости пластмассового основания и крышки

Проверка механической системы выключателя

Несколько раз включить и отключить выключатель вручную. Скорость включения и отключения выключателя не должна зависеть от скорости движения рукоятки или кнопки (выключатель АП-50). Смазать шарнирные соединения приборным маслом

У пускателей А3700 при наличии дистанционного привода необходимо: а) отвернуть винты крепления крышки дистанционного привода и снять крышку; б) осмотреть дистанционный привод и смазать шарнир привода приборным мелом; в) закрыть крышку дистанционного привода и плотно затянуть ее винтами; г) проверить надежность заземления дистанционного привода

Проверка состояния дугогасительных камер

Проверить состояние дугогасительных камер. Следы копоти удалить обтирочным материалом, смоченным ацетоном, и вытереть насухо

Проверка состояния контактов

Осмотреть подвижные и неподвижные контакты. Контакты, имеющие нагар на рабочей поверхности, очистить обтирочным материалом, смоченным бензином и вытереть насухо

Измерить толщину металлокерамического слоя контактов штангенциркулем, Толщина металлокерамического

слоя должна быть не менее О,Б мм

Проверка состояния контактных соединений

Осмотреть контакты в месте присоединения проводов или шин. При обнаружении следов перегрева контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть

Измерение сопротивления изоляции

При отключенном положении выключателя мегомметром измерить сопротивление изоляции между подвижным и неподвижным контактами каждой фазы. При включенном положении выключателя измерить сопротивление изоляции между фазами автоматического выключателя. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 мОм

Проверка работы автоматического выключателя

Собрать автоматический выключатель. Включить и выключить выключатель 3—5 раз при снятом напряжении и убедиться в четкости его работы

Во время эксплуатации повреждаются чаще всего контакты, пружины и отключающие механизмы. Дефекты деталей выражаются в износе и оплавлении поверхностей контактов, ослаблении или поломке пружин; нарушении регулировки механизма автоматов. Ремонт автоматов начинают со снятия дугогасительных камер с соблюдением осторожности, чтобы не повредить находящиеся внутри камер пластины решетки дугогасительного устройства. Стальные омедненные пластины осторожно очищают от нагара деревянной палочкой или мягкой стальной щеткой, промывают ветошью, смоченной в растворителе, и протирают чистыми тряпками. Трещины и поломки дугогасительных камер и решеток склеивают клеем БФ-2, а щели с наружной стороны дугогасительных камер заклеивают тонким электрокартоиом (во время склеивания необходимо следить за тем, чтобы подтеки клея не оставались на внутренней поверхности изоляционного материала дугогасительных камер). Неисправные решетки заменяют новыми. Дугогасительные контакты автоматов при ремонте промывают, опиливают напильником, стараясь снять наименьшее количество меди; при их сильном повреждении (более 30% размера контактов) — заменяют новыми.

Регулировку работы контактной системы автомата проводят путем одновременного касания главных, а затем промежуточных и дугогасительных контактов. При регулировке контакты перемещают так, чтобы возросло контактное нажатие. Необходимо следить в этом случае за тем, чтобы растворы и провалы оставались в допустимых пределах. Раствор контактов — это кратчайшее расстояние между неподвижным и подвижным контактами при их разомкнутом положении. Провал контакта — расстояние, на которое может сместиться место касания подвижного контакта с неподвижным из положения полного замыкания.

Контактная система регулируется таким образом, чтобы в момент касания дугогасительных контактов 3 (рисунок 2) зазор между подвижным и неподвижным промежуточными контактами был не менее 5 мм, а в момент касания промежуточных контактов зазор между подвижным о и неподвижным 7 главными контактами был не менее 2,5 мм. Провал главных контактов должен быть не менее 2 мм во включенном положении автомата. В отключенном положении автомата раствор дугогасительных контактов должен быть не менее 65 мм.

От качества регулировки на одновременное замыкание контактов зависит электрический износ контактных поверхностей. При ремонте автоматов проверяют начальное и конечное нажатие контактной системы. Начальным нажатием является усилие, создаваемое контактной пружиной в точке первоначального касания. При недостаточном начальном нажатии может произойти приваривание контактов, а при увеличенном — нарушится четкость срабатывания аппарата. Нажатие должно быть в пределах 50 — 60 кН. Конечным нажатием является усилие, создаваемое контактной пружиной в точке конечного касания при полностью включенном контакторе. Эта величина должна быть в пределах 90-100 кН.

Начальное и конечное контактное нажатие у автоматов измеряют динамометром. С помощью петли и динамометра оттягивают контакт 7 от контактодержателя 10. О начале деформации пружины судят по перемещению полоски тонкой бумаги, предварительно заложенной между контактодержателем и контактом. В некоторых случаях, когда способом вытягивания полоски по каким-либо причинам пользоваться неудобно, используют другие приемы для определения момента отсчета показания динамометра.

При ремонте автоматов проверяют правильность расположения рычагов на отключающем валике и зазор между рычагом валика и бойком расцепителя, который должен быть 2—3 мм. Проверяют и ремонтируют также и другие детали автомата: плавкую вставку предохранителя, сохранность резисторов, состояние блок-контактов, качество подсоединения проводов или кабелей и др. После ремонта проверяют легкость хода подвижных контактов, отсутствие касания подвижными контактами стенок дугогасительных камер. Для проверки взаимодействия деталей автомат медленно включают и отключают вручную 10—15 раз, а затем под напряжением (без нагрузки) 5—10 раз. После этого проверяют и устанавливают требуемые токи уставок максимальных расцепителей и испытывают при номинальной нагрузке по нормам, рекомендованным заводом-изготовителем.

4. Основные неисправности и методы их устранения

Источник

Оцените статью