Технология ремонт кузова электровоза

Технология ремонт кузова электровоза

28. Ремонт кузова и его узлов, окраска кузова

Ремонт изнашиваемых элементов кузова описан выше.

При ТР-3 после выкатки тележек и демонтажа внутрикузовного оборудования кузов снизу очищают от грязи и тщательно осматривают, особенно сварные швы и элементы рамы. При обнаружении трещин их засверливают по концам, разделывают по всей длине и заваривают электродами Э42. Вентиляционные каналы кузова продувают сжатым воздухом. Особое внимание обращают на перекос кузова, который должен быть не более 30 мм по всей его высоте. Проверяют исправность крыши, крепление и уплотнение люков, состояние проходов груб и проводов.

При необходимости проведения сварочных работ внутри кузова обязательно принимают дополнительные противопожарные меры. Должны быть подготовлены огнетушители. Необходимо выделить работника, который должен следить за недопущением очагов пожара. Сетки фильтра жалюзи очищают и продувают сжатым воздухом, осматривают и ремонтируют. Устраняют неисправности водосточных желобов, поручней и лестниц.

Известно, что большое число деталей кузова изготовлено из дерева, стекла и полимерных материалов. Поэтому при ТР-3 восстанавливают внутреннюю обшивку стен и потолков, полов, двери и окна. Осматривают и ремонтируют сиденья, подлокотники, ящики и шкафы и другое оборудование кабин машиниста.

Для защиты металлических деталей от коррозии, а деревянных от гниения на них наносят лакокрасочные покрытия. Применение этих покрытий преследует и декоративные цели.

Подготовленная для окраски металлическая поверхность кузова должна быть совершенно гладкой, ровной, без задиров и шероховатостей, ржавчины и жировых пятен, пыли и грязи. Непременным условием стойкой окраски является использование качественных красителей и строгое соблюдение технологии подготовки окрашиваемых поверхностей и самого процесса нанесения красителя.

Читайте также:  Коэффициенты при ремонте крыши

Обычно старую краску кузова удаляют механическим (скребками, стальными щетками или шарошками) или химическим способом. В последнем случае на поверхность наносят специальную смесь, которую затем смывают водой. При удалении старой краски химическим способом маляры должны работать Р защитных очках, респираторах, резиновых фартуках и рукавицах. Отходы старой краски при этом необходимо удалять из цеха до их высыхания.

Подготовленный таким образом кузов обмывают слабым раствором каустической соды и затем еще раз чистой водой. Далее высушенную поверхность грунтуют вручную или распылителем. Обычно применяют грунт заводского изготовления или готовят его из смеси сурика с натуральной олифой.

После высыхания грунта наносят тонкий (до 0,5 мм) слой шпаклевки. Для шпаклевки используют стандартные фабричные мастики или готовят их из смеси молотого мела и олифы с небольшим количеством краски. Для получения ровной гладкой поверхности зашпаклеванные места шлифуют пемзой или шкуркой и при необходимости вторично шпаклюют, исправляют и вновь шлифуют.

После полного высыхания шпаклевки поверхности окрашивают. Работу выполняют с прочных и жестких подмостков либо с тележки с механическим подъемом площадок. Использовать подмостки из досок, переброшенных на стремянки, недопустимо.

Ручная окраска кистями или валиками малопроизводительна и связана с большими потерями красителей. Более эффективна окраска с использованием воздушных краскопультов, но она сопровождается значительным туманообразованием, ухудшающим условия труда маляров и вызывающим непроизводительный расход красителей.

Применение безвоздушного распыления краски с помощью установки УРБХ-1 (рис. 120) позволяет сократить туманообразование. В результате расход материалов уменьшается на 25-30% по сравнению с воздушным распылением; качество покрытия при этом выше.


Рис. 120. Установка УРБХ-1: 1 — защитный кожух; 2 — гидропневматический цилиндр; 3 — шланг высокого давления

Наиболее совершенным является способ окраски с распылением красителя в электростатическом поле, позволяющий сократить расход материалов вдвое по сравнению с ручным методом, улучшить санитарно-гигиенические условия труда рабочих и повысить качество окраски. Сущность этого способа в том, что частицы лакокрасочного материала под действием электрического поля высокого напряжения (80÷120 кВ), создающегося между распыляющим устройством (отрицательный потенциал) и окрашиваемой поверхностью (положительный потенциал), движутся к окрашиваемой поверхности. Для окраски используются установки УЭРЦ, в которых краситель насосом подается на внутреннюю поверхность вращающегося распылителя (чаши). Под действием центробежной силы краска прижимается к внутренней поверхности чаши и тонким слоем сползает к острым крошкам, срываясь с них мелкими капельками. Взаимодействуя с электростатическим полем, частицы краски устремляются к окрашиваемой поверхности.

Установка для окраски в электростатическом поле высокого напряжения состоит из высоковольтного выпрямительного устройства, высоковольтного шинопровода, укрепленного на изоляторах, красконагнетательных баков, электрораспылителей и пульта управления.

Сушка после покраски является важной составной частью технологического процесса. Естественная сушка требует много времени, поэтому применяют различные способы искусственной сушки.

В зависимости от способа передачи тепла слою красителя различают конвекционный, радиационный и индукционный способы сушки. Наибольшее распространение получил радиационный способ сушки.

Внутри кузовов электровозов окрашивают стены и потолки, предварительно удалив старую краску. При необходимости выполняют шпаклевку. Стены и потолки кабины машиниста, высоковольтной камеры, коридоров, каркасы, основания и кронштейны для установки оборудования в кузове очищают от старой краски и окрашивают.

При необходимости восстанавливают предупредительные надписи, используя для этого трафареты.

Выполнение малярных работ внутри кузова требует соблюдения определенных условий. Такие работы необходимо проводить при открытых дверях, окнах и люках и подаче очищенного приточного воздуха.

Для ускорения сушки окрашенных поверхностей внутри кузова используют установки, подающие вентилятором предварительно подогретый в калорифере воздух.

Крышу кузова окрашивают масляной краской светлых тонов. Токоприемники выделяют масляной краской красного цвета, одновременно окрашивают остальное крышевое оборудование.

Рама электровоза, рамы тележек, рессорное и люлечное подвешивание, ходовые части, рычажную передачу и тормозное оборудование окрашивают черной масляной краской или битумно-масляным лаком № 177.

Малярные работы должны проводиться в отдельном специально оборудованном помещении (малярном стойле) при соблюдении необходимых противопожарных мер, а также требований охраны труда. По окончании окраски боковых стен на кузов наносят отличительные знаки и надписи.

Автосцепное устройство полностью разбирают и ремонтируют в специализированных отделениях. Ремонту подлежат собственно автосцепка, фрикционный аппарат, места его установки в раме, тяговый хомут, его клин, упорная плита, поддерживающая планку, розетка и расцепной привод. При этом автосцепки, тяговые хомуты, центрирующие балочки и маятниковые подвески проверяют по установленным шаблонам.

После снятия пружинно-фрикционного аппарата специальным приспособлением контролируют состояние упорных угольников в переднем брусе рамы. Упорные угольники с износом или перекосом исправляют наплавкой или приваркой планок. Обращают внимание на состояние и крепление ударных розеток, маятниковых подвесок и расцепных рычагов. Детали расцепных рычагов и их кронштейнов при наличии выработки восстанавливают наплавкой, погнутые рычаги выправляют. Ослабшие болты розеток и кронштейнов укрепляют, а негодные заменяют. Также заменяют поврежденные цепи приводов. Изношенные детали маятниковых подвесок восстанавливают или заменяют новыми. Разборку фрикционного аппарата осуществляют на специальном прессе, после чего все его детали осматривают. Изношенные или имеющие трещины детали заменяют.

Клин тягового хомута при осмотре обмеряют и подвергают дефектоскопии. При наличии трещин, изгибе более 3 мм, толщине в наиболее изношенном сечении менее 30 мм и ширине 89 мм в любом сечении клин подлежит замене. Ремонтировать клин сваркой запрещено.

Если трещины обнаружены в упорной плите, ее заменяют. Износ в средней части разрешено восстанавливать электронаплавкой с последующей обработкой до чертежных размеров. Также можно восстанавливать поддерживающую планку при отсутствии в ней трещин. Изношенные и поврежденные болты, поддерживающие клин тягового хомута, заменяют новыми.

Большинство неисправностей деталей автосцепки возникает в результате их естественного износа. Восстановление осуществляют наплавкой под слоем флюса с последующей обработкой на строгальном или фрезерном станке. Завершив обработку, детали проверяют по специальным шаблонам. После ремонта и проверки на деталях автосцепного устройства проставляют клейма в определенных местах с обозначением условного номера пункта ремонта и даты. Постановка на электровоз деталей и узлов автосцепного устройства без клейм запрещена. Клеймению подлежат: замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник замка, валик подъемника, тяговый хомут, клин тягового хомута, розетка, балочка, маятниковые подвески, упорная плита, корпус фрикционного аппарата и собранная автосцепка. После клеймения все детали автосцепного устройства, кроме внутренней поверхности корпуса, зева автосцепки и деталей механизма, окрашивают краской черного цвета, а сигнальный отросток замка — красной краской.

У фрикционного аппарата окрашивают только наружные поверхности корпуса, горловины и основания. Сборку автосцепного устройства выполняют, применяя приспособления.

Путеочиститель, находящийся на раме, тщательно осматривают, при этом особое внимание уделяют состоянию сварных швов. Погнутые полосы, листы, угольники, швеллеры, косынки, кронштейны путеочистителя выправляют на месте. Для этого погнутое место нагревают газовой горелкой и ударами молотка, кувалды по гладилке, наставленной на нагретое место, выправляют погнутость; затем осуществляют проверку линейкой. Дефектные сварные швы вырубают, заваривают электродом Э42 и зачищают.

Обстукиванием проверяют надежность крепления путеочистителя к раме и крепления на нем кронштейнов для подвешивания головок тормозных рукавов, рукоятки расцепного привода автосцепки и предохранительных тросов приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации. При необходимости затягивают до отказа резьбовые соединения, ставят пружинящие шайбы и шплинты. Негодные болты и гайки заменяют.

В объем работ ТР-3 входит также ремонт иескоподающих устройств. Форсунки песочниц размещают по месту установки, отсоединяют от трубопроводов и снимают. После очистки от грязи осуществляют осмотр, ремонт, испытание и регулировку форсунок.

После предварительной разметки отворачивают болты скоб и демонтируют пескопроводные патрубки и резиновые шланги. Патрубки отжигают, обстукивают молотком для удаления окалины, обнаружения трещин и протертых мест. При необходимости патрубки заменяют или ремонтируют. От резиновых шлангов (рукавов) отсоединяют кронштейны и направляющие накладки, погнутые выправляют, негодные заменяют. Шланги тщательно осматривают, при обнаружении протертых мест или расслоения резины заменяют.

Проверяют крепление песочных бункеров и их крышек. Негодные уплотнения крышек и сетки заменяют. При необходимости ремонтируют бункеры и их крышки, используя электросварку. Утечка песка из бункеров и неплотное прилегание крышек не допускаются. Сломанные и погнутые песочные трубы заменяют. Их концы должны отстоять от головки рельса на 30-50 мм и обеспечивать подачу песка в зону контакта колеса и рельса.

Источник

Ремонт кузовов

Ремонт металлических частей кузовов. Его выполняют после очистки кузова. Обнаруженные трещины засвер-ливают по концам, разделывают по всей длине и заваривают электродами Э42. Вентиляционные каналы кузова продувают сжатым воздухом. Особое внимание обращают на перекос кузова, который допускается не более 30 мм по всей его высоте. Проверяют исправность крыши, крепление и уплотнение люков, проходов труб и проводов.

Ослабшие крышевые мостки и поручни надежно закрепляют. Убеждаются в исправности упругих переходных площадок вагонов электропоездов, порванные места брезента или уплотнительной резины ремонтируют постановкой заплат или полос резины.

Противоразгрузочное устройство разбирают на позиции подъема кузова. Предварительно измеряют расстояние от рычага до рамы кузова, которое должно быть не менее 5 мм. После этого отворачивают гайку, выбивают валик и снимают ролик с рычага, отсоединяют вертикальный рычаг от штока воздушного цилиндра противоразгрузочного устройства и отсоединяют возвратную пружину рычага. Для демонтажа двуплечего рычага с рамы предварительно удаляют стопорную планку с валика. Детали противоразгрузочного устройства после обмывки в моечной машине осматривают и обмеряют. Ослабшие в посадке или имеющие выработку втулки и валики двуплечего рычага и ролика заменяют.

Тщательно проверяют состояние рычагов и их сварных швов. Рычаги и ролики с трещинами по целому месту заменяют. Дефектные части сварных швов вырубают и вновь заваривают. Изношенные поверхности проушин, вилки рычагов, а также торцы соеди-няющей их трубы и поверхности ролика при износе более 7 мм по диаметру разрешается восстанавливать вибро-дуговой наплавкой в среде углекислого газа и наплавкой электродом Э42А с последующей обработкой. Резьбу для крепления стопорной планки проверяют метчиком. Лопнувшую пружину заменяют.

Дверной механизм электропоезда демонтируют, детали его промывают в керосине и насухо протирают салфетками. Рельсы, подвески, сепараторы, рейки, кронштейны и створки дверей осматривают с целью выявления трещин, изгибов и износов. Трещины вырубают пневматическими зубилами до полного исчезновения и заваривают электродами Э42. Сварные швы зачищают пневматической машинкой с наждачным камнем заподлицо с основным металлом.

Проверяют износ желобов рельсов и реек. Если он превышает 0,8 мм, то изношенную поверхность желобов рельсов и реек зачищают до металлического блеска, наплавляют и обрабатывают на фрезерном станке. Болты, гайки и шпильки с сорванной резьбой и резиновые буфера, имеющие выработку и надрывы, заменяют новыми. Резиновые уплотнения створок дверей и резиновую окантовку стенок осматривают и при наличии порезов, вырывов, сквозных трещин заменяют. Разбитые стекла, ролики со сквозными трещинами также заменяют.

Дверной цилиндр разбирают, все детали, кроме резиновых манжет и уплотнений, промывают в керосине или мыльной эмульсии и насухо протирают салфетками. Рабочую поверхность цилиндра и шток осматривают, незначительные забоины и задиры зачищают наждачной бумагой. При наличии трещин, задиров и забоин на рабочей поверхности глубиной более 1,5 мм у цилиндра и более 0,5 мм у штока их заменяют. Нутромером проверяют внутренний диаметр цилиндра, а непроходным калибром — состояние резьбы цилиндра и штока. Поврежденную резьбу срезают, наплавляют, протачивают н. токарном станке и нарезают новую резьбу.

Дверной цилиндр после сборки испытывают, для чего его закрепляют на стенде или в тисках и вручную производят четыре-пять полных ходов поршня. Для проверки на воздухонепроницаемость цилиндр обмыливают и соединяют с магистралью сжатого воздуха давлением 6860 кПа. Цилиндр пригоден к эксплуатации, если мыльный пузырь продержится не менее 10 с.

После монтажа дверного механизма регулируют положение створок (путем постановки прокладок под скобы крепления дверных цилиндров), зазор между нижней кромкой двери и порогом (который должен быть в пределах 2—6 мм), а также ход створок. При закрытых дверях в разъеме створок не должно быть сквозного зазора.

Поврежденные детали опор кузова ремонтируют электросваркой с последующей механической обработкой или заменой деталей. Негодные болты и гайки, просевшие пружины и негодные резиновые амортизаторы заменяют, восстанавливают смазочные отверстия и заполняют масленки и масляные ванны, регулируют зазоры и предварительную затяжку пружин.

При заводском ремонте проверяют изгиб рам кузовов, натягивая вдоль обвязочного угольника струну. Если прогиб рамы превышает 13 мм, то обшивку отсоединяют от обвязочного угольника и правят раму с помощью стяжек и домкратов, предварительно подогрев элементы рамы газовыми горелками. Для вагонов электропоездов рамы правят при прогибе более 25 мм. Дефекты (изгибы, вмятины) обшивки выявляют прикладыванием к проверяемому месту метровой линейки.

При волнистости высотой более 3 мм на длине 1 м для электровозов и высотой 5 мм на длине 1 м для вагонов электропоездов листы правят наложением с внутренней стороны тонких сварных швов. Если таким способом лист выправить не удается, его вырезают и вваривают новый, предварительно подогнанный по контуру. Поврежденные стойки и дуги каркаса выправляют скобами и домкратами с предварительным подогревом поврежденных участков газовой горелкой.

Упругие площадки снимают и разбирают, при необходимости правят их рамы и заменяют изношенные фартуки. Шпинтоны, их направляющие кронштейны и листовые рессоры ремонтируют. Вентиляционные каналы очищают от грязи, продувают сжатым воздухом, протирают и прокрашивают.

После опускания кузова контролируют и регулируют прокладками зазор между вертикальным ограничителем и верхней плоскостью рамы тележки, который должен быть не менее 15 мм, а также зазор между вкладышем горизонтального ограничителя на кузове и накладкой на боковине рамы тележки, который не должен превышать 10 мм.

Ремонт частей кузовов из дерева и полимерных материалов. И з н о с ы и повреждения; условия, вызывающие их. Большое число деталей и частей кузова изготавливают из дерева, стекла и полимерных материалов. К ним относятся: элементы деревянного каркаса обрешетки кузова, половые доски и брусья под них, детали тепловой и звуковой изоляции из полистирольного пенопласта, фанерная обшивка стен и потолков, двери, оконные рамы, настил крыш, внутренняя обшивка и отделка из линолеума, линкруста, дерматина, бумажно-слоистого пластика, обшивка ящиков подвагонного оборудования электропоездов, внутреннее оборудование кабин машиниста и пассажирских помещений электропоездов — диваны, сиденья, полки, вешалки, шкафы, столы, подлокотники и др.

Поскольку условия работы э. п. с. весьма напряженные и характеризуются действием знакопеременных нагрузок, большим диапазоном температур, высоким уровнем влажности, интенсивной эксплуатацией, а для электропоездов еще и обслуживанием большого пассажиропотока, то деревянные и полимерные части кузовов подвергаются износу и повреждениям. Часть повреждений внутривагонного оборудования электропоездов связана с нарушением установленного порядка проезда неко торыми пассажирами. Помимо механического повреждения деревянных деталей и возникновения в них трещин, надломов, сколов и прогибов, они подвержены гниению. Фанерные листы также могут загнивать, коробиться и расслаиваться, линолеум на полах истирается, на линкрусте и павеноле, используемом для облицовки стен вагонов электропоездов, появляются волнистость, порезы, ослабевает крепление диванов и полок, появляются трещины в стеклах окон и дверей и т. д.

Ремонт деталей кузовов из дерева и полимерных материалов. При эксплуатации э. п. с. внутри кузова необходимо регулярно убирать мусор, удалять пыль, протирать стекла и плафоны. Полы, стены и диваны в кабинах машинистов, пассажирских салонах и тамбурах салонов электропоездов промывают горячим мыльным раствором, туалетные помещения и мусоросборники промывают и дезинфицируют.

При приемке и сдаче, техническом обслуживании и текущих ремонтах э. п. с. необходимо проверять состояние окон и дверей, их запоров, полов и крышек люков в них, внутреннего оборудования и устранять обнаруженные недостатки.

Для сохранения деревянного настила полов при местном износе линолеума поврежденные места вырезают и ставят встык заплаты на лаковой подмазке; края линолеума прошивают гвоздями.

Проверяют крепление диванов и полок, ослабшие закрепляют. Восстанавливают уплотнение окон и дверей, разбитые стекла заменяют, а дребезжащие укрепляют полосками резины. Обращают внимание на состояние кры-шевых мостиков и поручней, ослабшие надежно закрепляют. Убеждаются в исправности переходных площадок, порванные места брезента или уплотнительной резины ремонтируют постановкой заплат или полос резины.

При ТР-3 по необходимости ремонтируют внутреннюю обшивку стен и потолков, полов, двери, окна, диваны. Осматривают и исправляют сиденья, подлокотники, ящики, шкафы и другое оборудование кабин машиниста.

В пассажирских салонах очищают и покрывают лаком диваны и другие деревянные части. Ремонтируют обивку полумягких диванов. Для сохранения деревянного настила пола при износе линолеума более чем на 20% его заменяют. Поврежденный линкруст заменяют, стены и потолки кабин машинистов, пассажирских помещений и тамбуров вагонов электропоездов окрашивают. Ремонтируют ящики подвагонного оборудования, обшивка которых не должна иметь щелей.

Источник

Оцените статью