Технология работ по ремонту дорожных покрытий

Основные технологии ремонта дорожного покрытия

Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.

Принципы выбора подходящей технологии

Необходимость в ремонте дорожной одежды возникает у любой автострады, вне зависимости от качества используемых при ее укладке материалов и профессионализма строителей. Причинами ухудшения качества покрытия становятся:

  • воздействие метеорологических факторов;
  • физическая нагрузка от проезжающих автомобилей и грузовых транспортных средств;
  • моральный износ в результате времени;
  • возможные отклонения от технологического процесса на этапе строительства;
  • низкая прочность или устойчивость к нагрузкам стройматериалов;
  • несоблюдение правил профилактического обслуживания и содержания автотрассы.

Выбор оптимальной технологии будущих ремонтных работ осуществляется по следующим критериям:

  • основная задача, поставленная перед строителями: устранение имеющихся дефектов трассы или повышение эксплуатационных характеристик полотна для соответствия существующим нагрузкам;
  • специфика метеорологических условий и возможность реализации технологии в данном климате;
  • возможность приобретения обязательных в рамках технологии стройматериалов и заказа необходимой спецтехники (определяется в первую очередь бюджетом ремонтных работ, а также доступностью трассы для грузовых машин);
  • требования к срокам завершения ремонтных мероприятий;
  • общий бюджет работ.
Читайте также:  Ремонт мотора стеклоочистителя touareg

Технологический процесс ремонтных работ

Вне зависимости от выбранной технологии, любые работы по ремонту дорожного покрытия начинаются с подготовительных мероприятий:

  • разметка участка прямыми линиями — выделенный фрагмент автострады называют «картой ремонта»; ( сколько стоит ремонт картами?)
  • устранение устаревшего покрытия одним из вариантов: использования холодного фрезерования, выработка станком, вырезка (осуществляется по периметру нанесенной разметки);
  • удаление с карты ремонта всех фрагментов асфальтного покрытия, а также грязи, пыли, мусора, влаги и т.д.;
  • обработка стенки и основания карты жидким битумом.
  • Укладка асфальта, чаще всего ручным способом, марка которого зависит от места ремонтируемой поверхности.

Дальнейшие работы осуществляются в соответствии с особенностями конкретной технологии, а также требованиями ГОСТ по ямочному ремонту.

Замена верхней части дорожной одежды

Этот метод применим при значительных повреждения поверхностного слоя: высокий износ, многочисленные ямы и колеи и т.д. Если проведения ямочных ремонтных работ оценивается как нецелесообразное, то для возвращения первоначального состояния трассы используют полную замену поверхностного слоя.

Алгоритм ремонтных работ:

  • снятие несущего слоя с помощью фрезы (необходимая глубина — 5-6 см);
  • заполнение полученного углубления разогретым асфальтом.

Чтобы повысить прочность дорожного покрытия, а также уменьшить бюджет последующего профилактического обслуживания рекомендуется использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Этот материал отличается жесткой структурой, которая обеспечивает равномерное распределение нагрузки и приводит к уменьшению деформации поверхностного слоя. Для дорог с малой интенсивностью движения достаточно слоя в 2,5-3 см, тогда как для трасс с активным трафиком потребуется не менее 5 см материала.

Горячее асфальтирование

Самый распространенный метод ремонта устаревших и деформировавшихся в ходе эксплуатации автомагистралей. Он позволяет восстановить все первоначальные параметры автотрассы, а также повышает сцепление стройматериалов.

Технологический процесс включает:

  • вырубку ремонтируемого участка пути отбойными молотками (по периметру);
  • застил горячим асфальтобетоном (1 или несколько слоев);
  • уплотнение еще не остывшего материала укладочными катками.

Способ отличается повышенной трудоемкостью и высокой стоимостью работ. При использовании данной технологии особое внимание уделяется соблюдению всех технологических требований: это необходимо для обеспечения высокого качества ремонтируемой автострады:

Пдробне про укладку асфальта читайте на этой странице https://asfaltsneg.ru/uslugi/ukladka-asfalta/

Обязательные услолвия

  • ремонтные работы должны проводиться при температуре не ниже +10 С°;
  • у асфальтобетонной смеси необходимо поддерживать температурный режим не ниже +120 С°;
  • асфальт должен сохранять свои физические параметры, что достигается в результате его постоянного перемешивания.

Суть технологии заключается в заполнении ремонтируемого участка автодороги слоем горячей асфальтобетонной смеси, которая выравнивается и утрамбовывается несколькими катками.

Уплотнение поверхностного покрытия

В основе данной технологии дорожно-ремонтных работ лежит использование современного строительного материала — виброплит. Этот метод получил большое распространение при проведении восстановительных мероприятий на небольших участках автомагистрали или в условиях высокой плотности застройки, что связано со следующими его особенностями:

  • простая транспортировка стройматериала и спецтехники;
  • обеспечение необходимых глубин и уплотнения полотна;
  • минимальные требования к последующему обслуживанию.

Требования к стройматериалам определяются исходя из типа автострады:

  • для ремонта асфальтовых автомагистралей используют виброплиты весом от 65 до 110 кг;
  • при проведении работ грунтовых транспортных путях применяются плиты массой от 60 до 75 кг;
  • при мероприятиях, связанных с восстановлением потребительских характеристик плиточного или каменного покрытия следует использовать особые коврики, которые исключают непосредственный контакт металлического основания плиты и укладываемого на нее слоя из плитки или камня.

Струйное нагнетание

С помощью этой технологии осуществляют ремонт оживленных автомагистралей: работы проводятся в минимальные сроки с полным устранением всех деформаций и разрушения. Стоимость работ невысока, что позволяет осуществлять ремонтные мероприятия регулярно, по мере повреждения дорожного полотна.

Данная технология чаще всего используется для ремонта:

  • городских трасс (в столицах и мегаполисах);
  • скоростных автострад;
  • федеральных дорог;
  • транспортных путей в регионах с повышенной влажностью грунта и воздуха.

В основе технологического процесса лежит использование гомогенной смеси, главный компонентом которой является смесь битумной эмульсии и мелкого щебня. Ее использование позволяет обеспечить длительную эксплуатацию отремонтированного участка.

  • очистка дороги от грязи и мелких частиц;
  • грунтовка поверхности для повышения сцепления;
  • застил участка герметизирующим материалом (эмульсия);
  • посыпка поверхностного слоя камнями мелкой фракции.

Смотрите также:

Укладка асфальта на бетон: технология и особенности дорожных работ

Один из ведущих методов дорожного строительства по созданию нового и ремонту уже существующего полотна — асфальтирование. Частой технологией, используемой при строительстве и реконструкции дорог общего пользования является укладка нового асфальта на бетон. Рассмотрим особенности проведения этих строительных работ и те аспекты, которые наиболее важны для технологического процесса проведения работ на бетонном основании

Технологии ремонта дорожного покрытия

Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.

Источник

Текущий ремонт дорожного покрытия

К современным дорожным покрытиям предъявляется множество требований, одним из которых является долгий срок службы.

Стоит отметить, что любая дорога ежедневно подвергается интенсивным нагрузкам и неблагоприятным факторам (движение и торможение транспортных средств, климатические воздействия, температурные перепады, обработка реагентами с агрессивным химическим составом и прочее).

Это приводит к ускоренному износу асфальтового покрытия, его постепенной деформации и разрушению. Эффективной мерой, позволяющей значительно продлить срок эксплуатации дороги, является текущий ремонт дорожного покрытия, выполняемый своевременно и регулярно.

Что такое текущий ремонт автомобильных дорог?

Так называемый текущий или профилактический ремонт дорожных покрытий направлен на устранение небольших дефектов и неисправностей, появившихся в ходе эксплуатации автотрассы, и направленный на восстановление ее нормальных технических параметров, способствующих обеспечению безопасных условий для всех участников дорожного движения.

В качестве основных задач, которые преследует текущий ремонт дорожного полотна, можно выделить следующее:

  • Восстановление эксплуатационной исправности дорожных покрытий для обеспечения их соответствия установленным нормам.
  • Обеспечение более длительного срока службы дороги и увеличение периодов между проведением капитальных восстановлений асфальтобетонных покрытий.
  • Устранение различных повреждений покрытия, конструкционных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений, являющихся их составной частью.
  • Экстренное устранение дефектов, появившихся в результате различных стихийных бедствий, аварийных ситуаций и других разрушительных воздействий.

Реализация работ в процессе текущего восстановления дорог осуществляется на основании утвержденной проектно-сметной документации. Их проведение предполагает комплексный подход, при котором осуществляется восстановление покрытий и других элементов на всей протяженности ремонтируемого участка дорожного полотна. Также возможно проведение выборочного ремонта, если в восстановлении нуждаются только отдельные дорожные сооружения.

Источник

Технология ремонта покрытий и дорожных одежд

(Организация дорожного движения в местах производства ремонтных работ. Ограждение места работ. Организация объездов. Ремонт дорожных покрытий переходного и низших типов. Ремонт дорожных покрытий из щебня и гравия, обработанных вяжущими. Применяемые материалы и средства механизации. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Способы повышения шероховатости покрытий. Устройство поверхностных обработок, защитных слоѐв и слоѐв износа. Ремонт цементобетонных покрытий. Выравнивание плит. Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий. Классификация способов термопрофилирования и области их применения. Основные машины, применяемые для термопрофилирования. Фрезерование старых покрытий. Регенерация асфальтобетона на заводах. Уширение и усиление дорожных одежд. Пути повышения эффективности и качества ремонтных работ. )

Гравийные и щебеночные покрытия. При их ремонте проводят периодическую ремонтную профилировку, устраняют выбоины, колеи и просадки, а также осуществляют мероприятия по обеспыливанию. Ремонтную профилировку покрытия с добавлением нового материала выполняют автогрейдерами или грейдерами при оптимальной влажности (от 10 до 15 % в зависимости от состава песчано-глинистых фракций), соответствующей такому состоянию гравийного или щебеночного материала, когда он хорошо срезается, перемещается и уплотняется

Щебеночные и гравийные покрытия, обработанные органическими вяжущими. В процессе ремонта устраняют выбоины, повреждения и неровности кромок, бугры и наплывы, небольшие проломы и просадки покрытия. Ямочный ремонт производят преимущественно холодными щебеночными (гравийными) смесями, обработанными органическими вяжущими. В отдельных случаях допускается применять холодные или горячие асфальтобетонные смеси или способ пропитки прямой или обратный. В холодных смесях в качестве вяжущего используют жидкие (или вязкие) битумы, каменноугольные дегти, битумные эмульсии. Ремонт производят: холодным способом, если температура воздуха не ниже 5°С и горячим способом, если температура воздуха не ниже 10 °С. Холодный способ целесообразен при глубине выбоин до 3 см, а горячий — при выбоинах глубже 3 см. При любом из указанных способов подготавливают ремонтируемое место, включая обрубку (раскирковку) краев, очистку от пыли и грязи, обработку очищенной поверхности органическим растворителем (соляровым маслом, керосином) по норме 0,1. 0,15 л/м с помощью краскопультов или распылителей и нанесение на нее жидкого битума, остаточного битума (гудрона) вязкостью 20-70 или дегтя в количестве 0,3. 0,5 л/м 3 , нагретых до 60 °С. Непосредственно после подгрунтовки выбоину заполняют ремонтным материалом, толщину слоя которого назначают с учетом коэффициента уплотнения.При использовании горячих смесей материал укладывают в один слой, когда глубина выбоин не превышает 5 см, и в два слоя, если глубина более 5 см, и тщательно послойно уплотняют. Если применяют способ пропитки, в подготовленную выбоину укладывают щебень размером не более 0,8 глубины выбоины, но не мельче 16 мм, и уплотняют. Затем разливают вязкий битум или деготь из расчета 0,8-1,0 л/м 2 на каждый сантиметр глубины выбоины. Температура вяжущего при розливе должна быть: битума марок БНД 200/300, БНД 130/200 — 120. 160°С. Разлив вяжущее, распределяют щебень фракции 5. 15 мм и уплотняют. Небольшие ремонтируемые площади уплотняют трамбовками.Участки покрытия, поврежденного многочисленными выбоинами, ремонтируют картами.

Асфальтобетонные покрытия. К основным работам по ремонту асфальтобетонных покрытий относят восстановление изношенных верхних слоев, устранение повреждений в виде выбоин, трещин, отдельных волн, бугров и наплывов, обломов и неровностей кромок, устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа. К выполнению этих работ приступают весной с наступлением теплой и устойчивой погоды. Ремонтные работы начинают с заделки выбоин методами ямочного ремонта с использованием холодного фрезерования покрытия. Фрезерование выполняется при помощи машин для холодного фрезерования. Ремонт покрытий с применением горячих асфальтобетонных смесей производят в сухое и теплое время года при температуре воздуха не ниже 10°С. Литой асфальт допускается укладывать и при пониженных температурах воздуха — до -5°С.Подготовку ремонтируемого места ведут в следующем порядке: границы выбоин оконтуривают прямыми линиями, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия, несколько небольших выбоин, близко отстоящих друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и (при необходимости) просушивают; дно и ее стенки подгрунтовывают битумной эмульсией жидким или вязким битумом, нагретым до 60 °С, по норме 0,3- 0,5 л/м 2 . При использовании горелок инфракрасного излучения выбоину, очистив от пыли и грязи, разогревают до 140-170°С, раскирковывают разогретые кромки на глубину 1-2 см, дно выбоины взрыхляют, а вскиркованный материал распределяют по дну и добавляют необходимое количество новой смеси, уплотняют ее (если это не литая смесь) до требуемой плотности.Термопрофилирование асфальтобетонных покрытий. Для восстановления верхнего слоя асфальтобетонных покрытий все более широкое применение находит технология, основанная на регенерации покрытий с помощью специальных машин.

Регенерацию выполняют различными способами термопрофилирования, основными операциями которых являются: разогрев покрытия; рыхление (фрезерование) его на глубину 2-5 см; планирование разрыхленной смеси; уплотнение. Способы термопрофилирования имеют разновидности: термопланирование; термогомогенизация; термоукладка; термосмешение; термопластификация.

Способ термопланирования — наиболее простой, предусматривает выполнение только основных операций, указанных выше. Средняя глубина рыхления ремонтируемого покрытия зависит от ряда факторов, в том числе от типа асфальтобетона и температуры воздуха
Способ термогомогенизации отличается от термопланирования тем, что кроме основных операций он предусматривает и регенерацию асфальтобетона путем перемешивания старой асфальтобетонной смеси. При этом повышается однородность асфальтобетона и улучшается уплотняемость слоя, что позволяет несколько расширить область применения этого способа по сравнению с предыдущим.

Способом термогомогенизации ремонтируют покрытия с водонасыщением, не превышающим 4%. Термогомогенизацию осуществляют с применением термопрофилировщиков, оснащенных мешалкой в виде одной машины или комплекта машин.

Способ термоукладки, кроме основных операций, предусматривает добавление новой смеси в виде самостоятельного слоя над разрыхленной старой смесью.

Этот способ, в отличие от предыдущих, имеет более широкую область применения, так как позволяет ремонтировать покрытия с большими амплитудами неровностей, более глубокими колеями, значительнойямочностью, неудовлетворительными поперечными уклонами и более высоким водонасыщением. Кроме того этот способ эффективен, когда по каким-либо причинам покрытие не удается разрыхлить на глубину, равную или превышающую минимально допустимую
Способ термосмешения, в отличие от термоукладки, предусматривает перемешивание новой добавляемой смеси со старой и укладку полученной смеси одним слоем.

Его преимущество — возможность коррекции в определенной мере состава старой смеси и ее регенерации. При производстве работ этим способом не предъявляется к старому покрытию требований, ограничивающих его водонасыщение. Расход добавляемой смеси устанавливают в зависимости от ровности ремонтируемого покрытия, степени его износа и желаемого изменения свойств старого асфальтобетона. Термосмешение осуществляют с применением термопрофилировщика, оснащенного, кроме оборудования для термоукладки, также и мешалкой.

Способ термопластификации отличается от предыдущих добавлением пластификатора в старую смесь в количестве 0,1-0,6 % от массы последней. Эта операция должна сопровождаться перемешиванием. Способ обладает всеми преимуществами термопланирования и термогомогенизации, так как не требует добавления новой смеси. Кроме того он позволяет регенерировать старый асфальтобетон, расширяет область применения этого способа, распространяя его на покрытия с водонасыщением, превышающим 3 %. (Единственное ограничение применимости способа термопластификации — наличие больших неровностей на покрытии и сильного износа, требующих добавления смеси.Термопластификацию осуществляют теми же машинами, что и термогомогенизацию, при условии оснащения их узлом введения пластификатора. В качестве пластификатора целесообразно использовать масла нефтяного происхождения, содержащие ароматические углеводороды не менее 25 % по массе. Наиболее доступен ренобит — пластификатор, предложенный ГипродорНИИ. Можно также применять экстракты селективной очистки масляных фракций нефти, моторную нефть.

Технология ремонта цементобетонных покрытий. Ремонт цементобетонных покрытий включает ремонт швов и трещин, заделку повреждений кромок швов, граней плит и отдельных раковин, ликвидацию местных просадок, вспучивания плит, заделку отдельных участков с шелушением поверхностного слоя бетона. Ремонтные работы должны обеспечивать требуемую ровность покрытия и плавное сопряжение его с поверхностью отремонтированного участка.

Текущий ремонт швов предусматривает исправление повреждений граней бетона плит и на их поверхности непосредственно у кромки шва, очистку и заливку мастикой. При текущем ремонте трещины предварительно разделывают пальцевыми фрезами, очищают, а затем заливают мелкие трещины шириной до 5 мм жидким битумом (дегтем), нагретым до рабочей температуры, поверхность трещин, заполненных вяжущим, присыпают песком; швы и трещины от 5 до 25 мм — преимущественно битумными мастиками (в том числе резинобитумными), составы которых подбирают в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны согласно нормативно-техническим документам. Применение полимерных герметиков для заполнения швов дает наибольший эффект. Раковины, выбоины, очаги поверхностного разрушения заделывают цементо- и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком промышленном стекле. Цементобетонные смеси применяют при возможности закрытия движения на ремонтируемых участках в период набора бетоном необходимой прочности (до 7 сут.). В отдельных случаях допускается применять асфальтобетонные смеси. Рекомендуются другие методы ремонта, например способ пропитки минеральных материалов (щебня, гравия, песка, предварительно нагретых до 120. 140 ° С) расплавленной пластифицированной технической серой или заполнение выбоин горячей литой смесью подобранного состава из серы, пластификатора и минерального наполнителя (содержание серы в смеси — 25..30 % от общего объема). Срочный ремонт сколов кромок и углов плит, раковин и выбоин (глубиной 5-15 и шириной до 50 см) можно выполнять с помощью быстротвердеющих мелкозернистых (песчаных) бетонов на промышленном жидком стекле. Если для ремонта используют асфальтобетонные смеси, то их укладывают в ремонтируемое место после подгрунтовки разжиженным битумом или битумной эмульсией из расчета 0,3. 0,5 л/м 2 . При глубине разрушения менее 5 см смесь укладывают в один слой, при большей глубине — в два слоя с послойным уплотнением ручным катком или нагретыми трамбовками массой 12. 16 кг. Литыми асфальтобетонными смесями выбоины заполняют сразу на всю глубину, а уплотнение не производят.

Озеленение дорог

Снегозащитные насаждения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

— их конструкции и размещение должны соответствовать объему приносимого к дороге снега;

— расстояние от посадок до дороги должно быть достаточным, чтобы снежный шлейф не мог выйти на дорогу;

— породно-видовой состав насаждений должен соответствовать местным почвенно-климатическим условиям произрастания и подбираться с учетом снегозащитных свойств деревьев и кустарников, их декоративных свойств и хозяйственной ценности;

— насаждения надо закладывать с минимальным отводом земельной площади и затратами.

Источник

Оцените статью