Технология проведения капитального ремонта термостата

Ремонт радиаторов и термостатов

Возможные дефекты радиаторов:

  • отложение накипи на внутренних поверхностях трубок и резервуаров
  • их повреждения
  • загрязнения наружных поверхностей трубок и охлаждающих пластин

Отложения накипи и загрязнения удаляют промывкой.

Тракторные радиаторы проверяют водой. Патрубки и заливное отверстие закрывают заглушками и через одну из них насосом накачивают воду, создавая давление 0,05-0,015 МПа. Течь воды указывает места повреждения.

Автомобильные радиаторы чаще испытывают сжатым воздухом под давлением до 0,05 МПа в ванне с водой.

При обнаружении негерметичности в сердцевине радиатор разбирают. Сердцевину помещают в ванну с водой и, подавая воздух по шлангу от ручного насоса в каждую трубку, определяют место повреждения.

Наружные повреждения запаивают. Поврежденные трубки, расположенные во внутренних рядах, запаивают (заглушают) с обоих концов. Допускается запаивать до 5% трубок, при большем числе поврежденные трубки заменяют. Для отпаивания дефектных трубок используют стержни (по форме трубок). Стержень, нагретый до температуры 800-850°С, вставляют в трубку и специальными плоскогубцами вытаскивают его вместе с трубкой. Для отпаивания трубки можно через нее продувать воздух, нагретый до 500-600°С в змеевике, укрепленном на паяльной лампе. Когда припой расплавляется, трубку извлекают специальными плоскогубцами. Новые трубки припаивают к опорным пластинам припоем ПОС 30.

Читайте также:  Ремонт коробки хонда црв рд1

По другой технологии дефектную трубку развальцовывают на больший диаметр специальным шомполом и вставляют новую, припаивая ее по концам.

Общее число установленных или гильзованных трубок на радиаторах дизелей не должно быть больше 20% от общего числа, для радиаторов карбюраторных двигателей — 20%.

После восстановления сердцевину радиатора снова испытывают под давлением.

Трещины в чугунных резервуарах заваривают или заделывают эпоксидным составом. В резервуарах, изготовленных из латуни, трещины запаивают.

Операции по ремонту масляных радиаторов аналогичны операциям по ремонту радиаторов системы охлаждения двигателей. Смолистые отложения в них удаляют препаратом AM-15 или раствором каустической соды. Пайку трубок к бачкам выполняют медно-цинковыми припоями ПМЦ газовой сваркой. Испытывают радиаторы под давлением 0,3 МПа.

При ремонте термостатов удаляют накипь с наружной поверхности. Поврежденные места пружинной коробки запаивают припоем ПОС 40. Пружинные коробки заполняют 15%-ным раствором этилового спирта. При испытании термостата в ванне с водой начало открытия клапана должно быть при температуре 70°С, а полное открытие — при 85°С. Высота полного подъема клапана 9,0-9,5 мм. Ее регулируют, вращая клапан на резьбовом конце хвостовика пружинной коробки.

Источник

Технология проведения капитального ремонта термостата

Рис. 1. Стенд для разборки и испытания на герметичность радиаторов:
1 — ванна; 2 — нижняя часть ванны; 3 — перегородка; 4 — заглушка; 5 — маховик; 6 — откидная балка; 7 — вилка; 8 — фиксатор; 9 — ось; 10 — шток; 11 — рукоятка зажима; 12 — воздушный редуктор; 13 — педаль; 14 — трубка для воздуха; 15 — трубка для воды.

Пузырьки выходящего воздуха указывают места дефектов, которые и отмечают чертилкой. Штоком управляют через педаль. Шток в любом положении может быть зафиксирован рукояткой.

На этом же стенде разбирают и собирают радиатор.

Когда нет стендов, радиатор испытывают в ванне с водой. Заглушив отверстия, радиатор погружают в воду и через одно из отверстий нагнетают в него воздух обычным ручным шинным насосом или подводят сжатый воздух от общей магистрали под давлением не более 0,1 МПа.

Радиатор не разбирают, если имеется незначительная течь из наружных трубок, которую можно устранить запаиванием мягким припоем в пяти-шести местах площадью не более 50 см2.

Радиатор, подлежащий ремонту, разбирают. Отвертывают болты, которыми прикреплены верхний и нижний баки к пластинам сердцевины, или отпаивают баки от пластин, если они припаяны. Если есть накипь в трубках сердцевины и баках, их очищают в расплаве солей на специальной установке ОМ-4944 или ОМ-4265. g тех случаях, когда нет установок, накипь удаляют в ваннах с горячим (50…60 °С) циркулирующим раствором, состоящим из 5% фосфорной кислоты, 2% хромового ангидрида и 93% воды, с последующим прополаскиванием 1%-ным раствором каустической соды, а затем холодной водой.

Часто для удаления накипи детали радиатора вываривают в течение 1,5…2 ч в 5…6%-ном растворе каустической соды при температуре 80…90 °С.

Восстановление деталей ведется следующими способами.

Баки радиаторов, отлитые из серого чугуна или штампованные из медных сплавов, имеют обычно трещины, изломы, пробоины и в штампованных баках вмятины.

Чугунные баки восстанавливают заваркой трещин биметаллическими электродами.

Пробоины заделывают наложением стальных заплат с закреплением их электросваркой или болтами. Трещины в чугунных или стальных патрубках также заваривают электросваркой биметаллическим или стальным электродом.

Вмятины штампованных баков устраняют рихтовкой. Трещины запаивают мягким или твердым припоем. Пробоины заделывают припаиванием заплат из латуни.

Восстановленные баки испытывают на герметичность водой под давлением 0,2…0,3 МПа, иногда сварочные и паяные швы проверяют керосином. В течение 3…5 мин появление течи не допускается.

Сердцевину радиатора после промывки испытывают на герметичность трубок. Для этого сердцевину устанавливают в герметично закрывающуюся коробку специального стенда так, чтобы концы трубок оставались снаружи, и в полость коробки накачивают воду. Из трубок с трещинами начнет течь вода. Такие трубки метят, чтобы затем устранить неисправность. Перед испытанием во все трубки поочередно вставляют стержни соответствующих форм и размеров, чтобы убедиться в чистоте трубок и проверить, нет ли в них вмятин.

Сердцевину выбраковывают при повреждении более 20% трубок. Если нет специального стенда, каждую трубку проверяют сжатым воздухом под давлением 25 кПа.

Это делают так: сердцевину погружают в воду и, заглушив один конец испытываемой трубки резиновой пробкой, к другому ее концу подсоединяют воздушный шланг с резиновой пробкой и специальным наконечником. Появление пузырьков воздуха из трубки укажет место трещины.

Трубки с трещинами, а также заглушенные или с большими вмятинами отпаивают и заменяют новыми. Для отпаивания и прибивания трубок используют стержни по форме трубок, а также специальные аппараты и специальные приспособления с нагретым До температуры 500…600 °С воздухом или электрическими нагревателями.

Рис. 2. Приспособление для проверки отдельных трубок сердцевины радиатора:
1 — трубка радиатора; 2 — наконечник; 3 — пробка; 4 — воздушный шланг.

Для пайки стержень, нагретый до температуры 800…850°С, вставляют в трубку и специальными плоскогубцами вытаскивают его вместе с ней.

При небольших трещинах в наружных трубках их запаивают на месте без замены.

Смятые охлаждающие пластины радиатора выправляют стальной гребенкой.

После восстановления сердцевину радиатора снова испытывают на гидравлическом стенде под давлением воды 0,1…0,15 МПа или сжатым воздухом под давлением до 0,1 МПа в течение 3…5 мин.

В отремонтированных сердцевинах радиаторов допускается запайка не более 5% трубок и установка новых не более 20%.

Сборка и испытание. При сборке радиаторов особое внимание уделяют установке прокладок и припаиванию баков к сердцевине.

Картонные прокладки, устанавливаемые между баками и сердцевиной радиатора, резьбовые соединения спускных трубок и пробок, а также подводящих и отводящих патрубков перед постановкой на место смазывают суриком или белилами.

Перед припаиванием баков необходимо проверить прилегаемость соединяемых поверхностей. При отдельных вмятинах и больших зазорах поверхности подгоняют одна к другой.

Собранные радиаторы испытывают на герметичность точно так же, как перед разборкой.

Ремонт термостата. Возможные дефекты: коробление клапана и пластины подвески, трещины в пружинной коробке. Деформированные детали правят, трещины запаивают мягким припоем и заполняют коробку 15%-ным этиловым спиртом. Проверяют термостат в горячей воде. Начало открытия клапана при 70 °С, а полное открытие при 85 °С.

Источник

Отказал термостат 2021 года: реанимируем старый или заменяем самодельной запчастью

Термостат обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе охлаждения, открывая и закрывая клапан под воздействием разных температур. Когда двигатель перегревается, потоки направляются по большому кругу через радиатор, а при холодном моторе обходят этот агрегат.

При поломках этой детали печка не может адекватно прогревать салон авто. Белый пар из-под капота свидетельствует о сбоях в работе клапана этого устройства.

Проверка работоспособности 2 способами

Признаками неисправности является температурная стрелка, которая резко падает при увеличении оборотов двигателя и поднимается при остановке авто. Кроме того, если мотор закипает, а нижний патрубок остается холодным, то это свидетельствует о заклинивании термостата в закрытом состоянии.

Не снимая

Контролировать работу можно по датчику температуры, нагреванию патрубков и времени, потраченному на это.

Для выполнения проверки следует:

  1. Запустить двигатель, дать ему поработать в течение двух минут.
  2. Затем проверить шланг, идущий от термостата к радиатору. В норме этот участок должен быть холодным.
  3. С другой стороны, если через некоторое время он так и не нагревается, то клапан заклинило.
  4. Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится на красной зоне, а при холодах машина прогревается очень долго, то это является прямым свидетельством неисправности термостата.

При появлении таких признаков нужно обращаться за профессиональной помощью специалистов. Своевременное устранение проблем является гарантией качественной работы системы охлаждения.

Нагревом

При закрытом термостате двигатель перегревается, поскольку потоки охлаждающей жидкости направляются по меньшему кругу. В таком случае тепло остается внутри силового агрегата. В другом случае двигателю может не хватать тепла.

Здесь требуется демонтаж устройства. Перед этим следует слить из него все остатки охлаждающей жидкости. На следующем этапе нужно очистить от накипи отверстие клапана.

Для проверки термостата нужно выполнить следующие действия:

  • нагреть кастрюлю с водой на плите и положить туда устройство;
  • с помощью термометра со шкалой 100 градусов по Цельсию контролировать температуру, при которой открывается клапан, а также диаметр открывающегося отверстия.

При проведении описанного теста нужно ориентироваться на температуру, обозначенную на корпусе термостата.

Еще одним способом проверки является измерение с помощью штангенциркуля расстояний между точками устройства в нагретом и охлажденном состоянии. Обычно разница в показаниях не должна превышать 7 мм.

Клапан на полное открытие рекомендуется проверять на теплом термостате. При обнаружении неисправности лучше приобрести новую деталь.

Чистка

Зачастую причиной утраты работоспособности термостата является накипь, которая забивает полости клапанов и пружин. Результатом этого становится «зависание» клапана, которое приводит к тому, что силовой агрегат не может выйти на оптимальный температурный режим, достаточно не нагреваясь или, наоборот, перегреваясь. Такой «зависший» термостат лучше всего заменить.

Реанимация устройства является доступной практически каждому автолюбителю. Для очистки подойдет любое средство для чайников или водонагревательной техники. Сама технология сводится к кипячению термостата в таком растворе на протяжении 20 минут.

После такой процедуры следует промыть всю систему охлаждения, используя специальные средства.

Самодельный термостат

Если возникают проблемы с нахождением подходящего термостата для конкретной модели, то можно сделать устройство своими руками.

Для этого нужно взять небольшой кусок пластика, вырезать из него круг и проделать в нем несколько отверстий. Установить такую пластинку вместо штатного термостата.

Это затруднит циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу, что автоматически возобновит ее подачу в систему отопления салона автомобиля при обеспечении силового агрегата рабочей температурой.

Таким образом, взяв на вооружение описанные выше методы, каждый автомобилист сможет проверять, а при необходимости восстанавливать работоспособность системы самостоятельно.

Источник

Признаки неисправности автомобильного термостата

Термостат — это важный элемент системы охлаждения автомобиля. Он необходим для того чтобы двигатель внутреннего сгорания прогревался до рабочей температуры и не превышал оптимальный уровень.

Располагается термостат на всех автомобилях в промежутке между двигателем внутреннего сгорания и радиатором. Если упрощенно говорить про его работу, то можно сказать, что это своеобразный затор в системе охлаждения с клапаном, который позволяет открывать доступ к охлаждающей жидкости.

Его работа полностью завязана от температуры двигателя. При ее повышении, клапан начинает открываться для того чтобы ОЖ интенсивно циркулировала и охлаждала двигатель. При охлаждении, клапан закрывается, позволяя двигателю прогреться гораздо быстрее.

Как выявить неисправности термостата

У данного прибора есть определенный ряд неисправностей, которые проявляются в нарушении работы охлаждающей системы. Самыми популярными неисправностями являются:

  • Протечка;
  • Заклинил клапан;
  • Поломка элемента, отвечающего за терморегулирование;
  • Не работает клапан малого круга.

Протечка термостата бывает из-за того, что прокладки начинают разрушаться и сквозь них начинает протекать охлаждающая жидкость. Явление не особо распространенное, но это возникает из-за попадания масла. Масло со временем начинает разъедать резину, прокладки портятся и полежат замене.

Клин клапана способствует перегреванию двигателя. Клапан в таком случае либо не открывается, либо не закрывается до конца. Температура из-за этого не удерживается на оптимальном уровне.

При поломке элемента, отвечающего за терморегулирование, прибор перестает своевременно реагировать на изменения температурного режима. Таким образом, происходит хаотичное открывание клапана и из-за этого двигатель внутреннего сгорания может перегреваться при работе или же наоборот слишком долго доходить до рабочей температуры.

Поломка клапана малого круга выявляется на двухклапанных термостатах, где работа системы охлаждения происходит, циркулируя по малому и большому кругу. Если на малом кругу крышка перестает открываться или открытие происходит не до конца, то антифриз начинает работать только по большому кругу. Из-за этого ДВС начинает слишком долго прогреваться.

Зачастую проблемы вызывает именно повреждение клапана, поскольку при работе, во время поступления антифриза, на него воздействует повышенная нагрузка. Из-за повышенных нагрузок он может повредиться и нарушить циркуляцию системы охлаждения.

Работа машины при нерабочем термостате

Если на автомобиле используется нерабочий термостат, то это приведет к понижению ресурса двигателя внутреннего сгорания. Легче всего устранять причины на начальных этапах, потому что это менее затратное решение. На поздних этапах эксплуатации водителю приходится уже лечить именно последствия и тратить намного больше денег.

Когда термостат неисправен именно на малом кругу, то циркуляция происходит по большому кругу. Поскольку двигатель внутреннего сгорания прогревается гораздо дольше, то большую часть работы масло не успевает нагреваться и приобрести оптимальную вязкость для работы ДВС.

Если понятно, что термостат не работает в принципе, то двигатель будет быстро нагреваться и переходить нормированный уровень температуры. Перегрев двигателя способствует сокращению его времени работы.

Необходимо понимать, к каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля и неработающего термостата. А поломки могут быть очень серьезные, — это поломка двигателя внутреннего сгорания. В лучшем случае придется делать капитальный ремонт, — в худшем искать новый мотор. Конечно можно приобрести контрактный с другого автомобиля, но стоимость не бюджетна, поскольку двигатель, — это сердце машины.

Что делать, если термостат сломался в пути

Если поломка происходит в пути, то при передвижении двигатель внутреннего сгорания будет перегреваться. На такой машине не рекомендуется передвигаться, но бывают ситуации, когда оперативно заменить запчасть нет возможности. Работающий мотор не стоит перегревать, поэтому при передвижении нужно уменьшить его нагревание. Для этого стоит включить печку на максимальную температуру и на полную мощность.

При такой езде двигатель меньше подвергается нагреванию и можно доехать до места назначения. Периодически необходимо оценивать температурную обстановку и наблюдать, чтобы она не превышала определенного уровня. При повышенной температуре рекомендуется остановить машину и открыть капот для того чтобы охладить мотор. Когда он остынет можно продолжить движения, наблюдая за стрелкой, останавливая автомобиль каждый раз, когда она достигает определенной температуры.

В зимнее время года, холодная погода способствует охлаждению автомобильного мотора. Поэтому даже если будет не работать термостат, то передвигаться за счет внешнего охлаждения до момента, пока мотор не нагреется можно значительно дольше.

Определяем работоспособность термостата

Для того чтобы понять, работает термостат или нет, достаточно завести автомобиль и подождать 5–10 минут. После этого нужно проверять патрубки системы охлаждения. Они должны быть нагретые, в этом случае система охлаждения функционирует в правильном режиме.

Есть также возможность проверить работу термостата с помощью демонтажа. Для этого необходимо его снять и отнести домой. В домашних условиях ставим на плиту кастрюлю с водой и нагреваем ее. В воду опускаем устройство и ждем. Когда температура воды достигнет отметки 90 градусов, клапан должен открыться, поскольку именно в этот момент в автомобиле он производит подачу антифриза в охлаждающую систему.

Как заменить термостат

Для того чтобы заменить термостат, не обязательно будет обращаться в автосервис. Замену можно провести даже в полевых условиях. Для этого необходимо изначально подготовить емкость, в которую будет производиться слив антифриза. После того, как жидкость будет слита, нужно провести снятие термостата.

Когда термостат снят, рекомендуется его очистить, а после проверять на работоспособность. Если термостат после очистки оказался рабочий, то устанавливаем на место, если нет производит замену на новый. Стоит посмотреть, в каком состоянии на данный момент находятся прокладки устройства. Если они уже начали разъедаться, то лучше их заменить на новые, потому что в скором времени они могут начать протекать.

Почему термостат выходит из строя

Основные признаки неисправности термостата появляются из-за того, что вещество наполнителя уже становится старым, либо же узел начинает засоряться из-за накипи. Неисправность термостата зачастую проявляется именно в заклинившем клапане. Причем его может заклинить как в открытом положении, так и в закрытом. Иногда он заклинивает даже в среднем положении.

Но у поломок могут и проявляться другие симптомы. Для того чтобы понять, какие признаки поломки могут быть нестандартными, достаточно постоянно наблюдать за прогревом двигателя внутреннего сгорания.

В первом случае автомобиль может изначально работать как обычно, не показывая никаких проблем, но после этого стрелка будет резко подниматься вверх и показывать перегрев. По прохождению 5–10 минут, работа вновь возобновится, и прибор будет нормально функционировать.

Также есть обратная сторона, когда двигатель достаточно долгое время не может нагреться. Например, он прогревается минут 20–30, а только потом начинает нормально функционировать.

Конечно же, в случаях с перегревом ДВС это не приведет к поломке двигателя сразу же при своевременном реагировании. Но если водитель не обнаружит поломку вовремя, то есть риск лишиться мотора и придется приобретать новый.

Если автомобиль полностью не прогревается до рабочей температуры, но уже начинает эксплуатироваться, то в ближайшее время ничего критичного не произойдет. Но такая эксплуатация транспортного средства снижает ресурсы двигателя внутреннего сгорания, а также увеличивает расход топлива при передвижении.

Как определить рабочий термостат или нет, было сказано ранее, но самым действенным методом является использование компьютерной диагностики.

Высококвалифицированные специалисты помогут узнать, почему не работает устройство и что необходимо сделать для ремонта за считанные минуты, подключившись к электронному блоку управления автомобилем.

Полная проверка терморегулятора

Бывает так, что термостат вроде работает корректно, но при этом отображается температура либо ниже нормы, либо наоборот выше. Именно в тот момент, когда клапанная крышка открывается отметка температуры должна быть примерно 90 градусов.

Поскольку открытие клапанной крышки нельзя проверить, не снимая запчасть с автомобиля, то можно лишь примерно определить корректность его работы. Для этого достаточно прогреть мотор до 60–70 градусов. При этой отметке верхний патрубок радиатора начинает нагреваться, при температуре ниже он всё еще остается холодным.

Также есть возможность проверить полноценную температуру открытия клапанной крышки с помощью кастрюльки с водой, по технологии, указанной ранее.

Также в некоторых случаях ход клапана уменьшается. Можно произвести замеры полного хода согласно марки и модели автомобиля, средний ход составляет на машинах от 5 до 8 миллиметров.

Видео по теме

Источник

Оцените статью