Технологии при ремонте авиационных двигателей

Ремонт авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Некоторые характеристики повреждений деталей, узлов АД, ВСУ представлены на рис 1

Каждый, поступивший в АРП АД или ВСУ, проходят три стадии ТП ремонта (подготовительную, основную — ремонт, восстановление и заключительную). В подготовительной стадии изделия подвергаются демонтажу с ЛА, разборке, очистки, промывке и ОТС (дефектации), комплексовке.

В процессе ОТС, поступивших в АРП для ремонта АД, ВСУ, ЛА и их систем, агрегатов, узлов и деталей, обнаруживается большое количество разнообразных повреждений. Полученные данные систематизируются, обрабатываются и анализируются. Выявляются типовые часто повторяющиеся повреждения конкретных элементов, деталей и узлов объектов, изделий АТ (см. таб. 1.7) и разрабатываются соответствующие методы и способы ремонта восстановления

Полные результаты ОТС деталей авиационных двигателей в АРП представлены в таблице 1.8

Результаты ОТС авиационных двигателей в АРП (средние данные – в % к общему количеству деталей)

Детали, требующие значительных затрат трудоемкости на ремонт

Детали, требующие незначительных затрат трудоемкости на ремонт

Детали, не требующие ремонта, годные к дальнейшей эксплуатации

Рис. 1.1 Схема технологического процесса ремонта АД, ВСУ, отработавших гарантийные ресурсы до 1ого ремонта или межремонтные.

Типовые часто повторяющиеся повреждения основных конструктивных элементов, деталей и узлов АД, ВСУ, агрегатов систем, обнаруживаемые при ремонте в АРП.

Наименование объектов АТ

Типовые часто повторяющиеся повреждения

Места появлений повреждений

Возможные методы, способы ремонта, восстановления объектов АТ (в пределах ТУ)

I При ОТС АД, ВСУ, приводов, агрегатов

Толстостенные корпусные детали, узлы.

Износ, царапины, забоины, наклёп

Бобышки, ухо, проушина, прилив.

Около малых отверстий, бобышек, у канавок, поясков, пазов, шлиц, буртиков и др.

В местах трения деталей, попадания посторонних предметов, небрежного выполнения работ при ТОиР

На внешней реже на внутренней поверхности.

Разделка, ремонт сваркой.

Слесарно-механическая обработка, гальваническая обработка, напыление, не металлических покрытий.

Тонкостенные детали, узлы (входное, выходное –выхлопное устройство, камера сгорания, жаровая труба и др.)

Износ, царапины, забоины, наклеп.

Деформация (коробление, изгиб, вмятины, скручивание)

В местах сварки, изгиба, около отверстий, в зоне действия высоких температур.

В местах соединения деталей; попадания посторонних предметов, воздействия потоков воздуха, газов; небрежное выполнения работ при ТОиР

На внешних, внутренних поверхностях, в местах попадания воздуха, газов.

В местах соединения деталей, воздействия высоких перепадов рабочих температур, попадание посторонних предметов.

Дополнительная сварка, вырезка поврежденного участка и вварка нового.

Слесарная обработка — зачистка; удаление поврежденного участка и вварка нового.

Правка, установка усилений, вставок сваркой.

Валы, валики, оси, пальцы, втулки.

Разрушение (редко), трещины

Износ, царапины, забоины, наклеп.

Около канавок, пазов.

В местах трения деталей, попадания посторонних предметов, небрежного выполнения ТОиР

Слесарно-механическая обработка, металлизация, неметаллические покрытия.

Диски (компрессоров, турбин)

Износ, царапины, забоины, наклеп.

В замках лопаток, около отверстий под вал.

В любом месте, в зоне воздействия высоких температур.

Слесарно-механическая обработка, напыление, алитирование, хромаалитирование.

Разрушение (обрыв), оплавление, деформация

Трещина, износ, забоина, царапина, наклёп.

В верхней части. У лобовой кромки.

На лобовой верхней части кромки, в замковой частях

Чаще — брак (замена), реже вывидение трещины в верхней части и наплавка, наварка напыление.

Слесарная обработка, напыление, наварка, наплавка.

Разрушение (скол зуба), Трещина

Износ, наклеп, выкрашивание, питтинг, забоины, царапины, коррозия.

У основания зубьев, около пазов, канавок, отверстий

На рабочих поверхностях зубьев, в местах опоры.

Слесарно-механическая обработка, напыление, наплавка, наварка.

Цилиндрово-поршневая и кривошипно-шатунная части ПАД

Износ, наклеп, забоины, царапины.

В местах воздействия высоких температур, циклических нагрузок, в местах резких переходов поверхностей при механической обработке деталей.

В местах трения, воздействия ударных нагрузок, высоких температур, попадания посторонних предметов.

Ребер охлаждения, стержней клапанов, коленчатых валов, шатунов.

На внешних, внутренних поверхностях.

Брак (замена). Разрешается слесарная обработка при наличии трещин, вырывов до 3% общей поверхности рёбер охлаждения на цилиндрах.

Слесарно-механическая обработка, нанесение, металлических неметаллических покрытий.

Правка ребер охлаждения. Другие детали браковать (заменить)

Слесарно-механическая обработка, нанесение металлических, неметаллических покрытий.

Секции хвостового вала

Износ, наклеп, забоины, царапины.

Деформация, (скручивание, изгиб).

В местах переходов поверхности при механической обработке, около отверстий, в пазах.

В местах трения, попадания посторонних предметов.

Слесарная обработка, восстановление защитного покрытия.

Слесарная обработка, восстановление защитного покрытия

Разрушение, трещины деформации

Износ, бринеллирование, наклеп, забоины, царапины

В местах переходов поверхности при механической обработке

В местах трения, попадания посторонних предметов

Слесарно-механическая обработка, нанесение металлических покрытий.

Слесарно-механическая обработка, нанесение металлических покрытий.

Кольца опорные, упорные, маслосбрасывающие, маслоотражательные.

Разрушения, трещины, деформация, забоины, царапины

В местах трения и соединения деталей

Слесарно-механическая обработка, нанесение защитного покрытия.

Слесарно-механическая обработка, нанесение защитного покрытия.

Резинотехнические детали (кольца, манжеты, прокладки и др.)

Разрушение, трещины, расслоение, набухание, потеря эластичности.

Отбраковка при каждом ремонте независимо от технического состояния.

II При ОТС гидрогазовых систем АД, ЛА.

Баки, балоны, бачки металлические

Износ, забоины, царапины

В нижней части (на днище)

Вырезка поврежденного участка, вварка накладки, лючка.

Засверловка концов, заварка ее.

Правка, наварка накладки.

Слесарная обработка (зачистка).

Слесарная обработка (зачистка), возможна замена поврежденной части и установка накладки

Разрушения (пробоины, проколы, порывы, порезы)

Деформация (разбухание, расслоение, изменение толщины)

В местах установки деталей соединения или соприкосновения с другими деталями

Приклейка снаружи резиновой накладки, возможна вклейка снаружи конусного ступенчатого вкладыша.

Вырезка повреждённого участка, вклейка снаружи конусного, ступенчатого вкладыша

Вклейка резиновой накладки, возможно с предварительным удалением поврежденного участка и вклейкой снаружи конусного, ступенчатого вкладыша.

Баллон для газов

Разрушение, трещина, деформация

Износ, забоины, царапины

На наружной, внутренней поверхности

Зачистка (слесарные обработка)

Разрушение (пробоина), трещины, деформация (вмятина) корпуса

Разрушение, трещины, деформация сот

Износ, забоины, царапины, коррозия корпуса

В местах соединения

На наружной поверхности

Слесарная обработка места повреждения, напайка накладки (заплаты)

Брак (замена сот)

Запайка, дополнительная припайка

Слесарная обработка — зачистка, при необходимости припайка накладки.

-Агрегаты (краны, клапана, фильтры, насосы, Насосные станции, гидроуселители, бустера, гидроакумуляторы маслосборники, маслоотстойники, форсунки, плунжера, золотники и т. д.

-Другие металлические детали

-резино-технические детали (кольца, манжеты, прокладки, диафрагмы)

-бумажные, тканивое фильтровое полотно

-металлические сетки фильтров

Разрушения, трещины, деформация

Износ, забоины, царапины

Разрушения, трещины, деформация, износ, забоины, царапины

Разрушения, трещины, деформация, износ, потеря эластичности

Разрушение, деформация, износ

Шток, валик, ручка и другие места

Слесарно-механическая обработка, металлическое покрытие или поставка втулок

Брак (замена)Слесарно-механическая обработка, нанесение метталопокрытий

Слесарно-механическая обработка, нанесение метталопокрытий.

Бракуются при каждом ремонте не зависимо от технического состояния

Браковка при каждом ремонте

Слесарная обработка, правка, пайка.

Забоина, царапина, следы износа, коррозия

В любом месте, но поперечные чаще около нипеля, а продольное по длине трубы

Вмятина внутрь трубы

Брак (замена) На дренажных участках можно заварить, запаять.

Слесарная обработка (зачистка)

Шланги (резинотехнические трубопроводы)

Разрушение, трещины, разбухание, расслоение, износ резины

Забоины, царапины, следы износа на наконечниках.

На наружной поверхности

Брак (замена). Замена и по сроку годности.

Слесарная обработка (зачистка)

Разрушение, трещины, расслоение, разбухание, износ

Брак (замена) при каждом ремонте.

Арматура — детали для установки агрегатов гидрогазовых систем (кронштейны, панели, штыри, петли и т. д.)

Забоины, царапины, следы износа, коррозия

Слесарная обработка, сварка

Слесарные обработка, правка

Слесарная обработка, зачистка

III При ОТС воздушных, хвостовых (рулевых) и несущих винтов ЛА

Корпусные детали. (Траверса, скоба, стакан, втулка, палец вертикального, горизонтального или осевого шарнира; поводок, демпфер, тяга, опора, шток, букса, цапфа, хомут, кронштейн; рычаг, конус и т. д.

Разрушение, трещины, деформация

Износ, наклеп, забоины, царапины

В любом месте, чаще в местах перехода от одного метода механической обработки к другой

На рабочих поверхностях, в местах попадания посторонних предметов

В местах значительных нагрузок (давления, действия больших сосредоточенных нагрузок)

Слесарно-механическая обработка, металлические, неметаллические покрытия.

Слесарно-механическая обработка, металлические, неметаллические покрытия.

Слесарно-механическая обработка, металлические, неметаллические покрытия.

Разрушение, трещины, деформация

Износ, наклеп, забоины, царапины

По передней кромке, на концевой части и по перу

Слесарная обработка и восстановление защитного покрытия, замена секций лопастей несущего винта.

Слесарная обработка и восстановление зачищеного покрытия

Разрушение, трещина, деформация

Износ, забоина, царапины коррозия

В любом месте, но чаще у отверстий

На наружной поверхности

Зачистка, восстановление защитного покрытия

Разрушения, трещины, разбухание, расслоение, вырыв, обрыв

На внешней поверхности

Резиновые кольца, манжеты, прокладки

Разрушение, трещины, расслоение, набухание, потеря эластичности

Бракуется при каждом ремонте независимо от технического состояния

IV При ОТС открытых, закрытых авиационных подшипников вращения, скольжения

Разрушение, трещина, деформация, цвета побежалости

Обойма опора, втулка, цилиндр, палец, Поршень, крестовина, кардан, сепаратор, крышка, шаровая опора

Износ, наклёп, забоины, царапины, бриннелирование.

В местах трения, попадания посторонних предметов

Очень высокие требования ТУ: зачистка, механическая обработка, металлические, неметаллическое покрытия (напыления, гальваническая обработка на нерабочих поверхностях)

Шарики, ролики, иглы и другие детали вращения, скольжения

Износ, забоины, царапины, гранёность.

Коррозия (неглубокая поверхностная)

В местах вращения, скольжения

Зачистка мелкой шкуркой

Наразборный (закрытый подшипник)

Хруст, заедание, тугое вращение, шум при вращении

В местах деформации, износа деталей; при отсутствии или загустевании смазки

Брак (замена) подшипника, замена перепрессовка смазки.

V При ОТС авиационных резьбовых деталей «крепежа»

Болт, винт, шпилька

Разрушение (обрыв) срыв резьбы, трещина

Забоины, царапины, смятия, потянутость резьбы

В местах перехода стержня к резьбе, в галтельном переходе у головки, около отверстия под деталь контровки

В местах перехода стержня к резьбе

В местах соединения деталей

На резьбовой части

На не резьбовой части

Не силовые детали – править, силовые – брак (замена)

Слесарная обработка, нанесение металлических защитных покрытий.

На несиловых деталях — правка, на силовых — брак (замена)

Слесарная обработка, нанесение металлических защитных покрытий

Зачистка нанесение металлических, защитных покрытий.

Источник

Как обслуживают авиадвигатели?

Авиационные двигатели — самая дорогая часть воздушного судна, и перевозчик заинтересован в поддержании своих силовых установок в хорошем состоянии. Помимо того, что двигатели важны для быстрого и безопасного полета, внеплановое обслуживание из-за возникших проблем может стать очень дорогим удовольствием. Бизнес по обслуживанию и ремонту авиационных двигателей стоит миллиарды долларов. Но что происходит за кулисами?

Бизнес на миллиарды

Объем рынка технического обслуживания и ремонта авиационных двигателей оценивается более чем в $2,5 миллиарда. Несмотря на сбой, вызванный кризисом в отрасли, он неизбежно еще больше вырастет, как только спрос на воздушные перевозки снова наберет обороты после эпидемии.

Двигатели современных самолетов — самая дорогая его составная часть. Самые дорогие части двигателя — это системы управления, лопатки турбины и подшипники. Цены на силовые установки самолетов колеблются от $12 миллионов до $45 миллионов.

Несмотря на то, что они изготовлены из самых современных и прочных материалов, реактивные двигатели не могут избежать износа. Это происходит в результате вибрации, трения, высоких температур и коррозии от внешнего воздействия. Иногда возникают повреждения от посторонних предметов, например, от мусора или столкновения с птицей.

На крыле или вне крыла

Нормы технического обслуживания авиационных двигателей являются важнейшей вещью в обеспечении безопасности полетов и оказывают огромное влияние на финансовое состояние авиакомпаний во всем мире. Обслуживание и ремонт двигателей, как мы уже говорили, очень дорогостоящие операции. Но это ничто по сравнению с тем, во сколько в конечном итоге могут обойтись постоянные проблемы с двигателями.

Техническое обслуживание на крыле по требованию важно для авиакомпаний, если возникают проблемы с двигателем, когда самолет находится вне собственной базы технического обслуживания. Например, GE Aviation ежегодно делает более 4,5 тысяч быстрых ремонтов двигателей своим клиентам по всему миру. Компания гарантирует, что в течение 24 часов бригада по обслуживанию двигателей вылетит в любую точку мира.

Такой ремонт на крыле часто выполняется быстро, и самолет может продолжать полет через несколько часов. С другой стороны, легкое обслуживание со снятием двигателя с самолета может занять от 15 до 35 дней. Тяжелое техническое обслуживание, когда восстанавливаются все составные части двигателя, может занять до двух и более месяцев.

Как текущее обслуживание, так и капитальный ремонт двигателя обычно проводятся регулярно и по плану, чтобы не нарушать работу авиакомпании. Планирование технического обслуживания и ремонта — одна из областей, в которой искусственный интеллект, как полагают специалисты, окажет огромное влияние на экономию средств перевозчиков в ближайшие годы.

Время между капитальным ремонтом

Помимо срочного вмешательства при возникновении проблем, таких как отказ двигателя и планового легкого обслуживания, существует утвержденный межремонтный период. Это рекомендуемое производителем время работы до того, как двигателю или какому-то из компонентов потребуется капитальный ремонт.

Для современных силовых установок это обычно около 15 тысяч часов. Однако бывают исключения, в 2019 году двигатель Rolls-Royce Trent 700 налетал без капитального ремонта более 50 тысяч часов на самолете Аэрофлота Airbus A330, установив мировой рекорд.

Так что же происходит при капитальном ремонте? Если сказать коротко, двигатель разбирают и очень тщательно проверяют. Детали, которые требуют замены, меняются на новые. Затем собирают, тестируют и отправляют в отличном состоянии. Но давайте посмотрим внимательнее, как это происходит.

Можно сказать, что двигатель капитально отремонтирован, когда он осмотрен, разобран, снова осмотрен, очищен, снова осмотрен, отремонтирован в соответствии с протоколом производителя, осмотрен снова, а затем протестирован с применением процедур, утвержденных регулятором.

После первичного осмотра двигатель и все его детали разбираются полностью. Затем они изучаются снова перед обработкой в химическом растворе для удаления любых загрязняющих веществ.

Все очищенные составляющие направляются в центр обслуживания, где лицензированные специалисты проводят их ремонт. Это около двух тысяч деталей, каждая из которых стоит тысячи долларов, и которые необходимо проверить и произвести с ними соответствующие манипуляции.

Балансировка вращающихся частей

Инженеры следят, чтобы вращающиеся части каждого двигателя были полностью сбалансированы. В противном случае это может вызвать ненужные вибрации. Это не только некомфортно для пассажиров, но и не эффективно с точки зрения потребления топлива и снижения долговечности двигателя.

Напряжения на вращающихся частях двигателя огромны. Поэтому замена таких деталей обязательна после определенного периода работы.

Затем начинается ответственная и кропотливая процедура повторной сборки.

После сборки капитально отремонтированный двигатель отправляется на испытательный стенд. Когда инженеры получают доказанное аппаратурой подтверждение его 100% готовности, они подписывают акт выполненных работ.

Его масса достигает 10 тонн

Обслуживание и ремонт современных силовых установок имеет некоторые риски и должны проводиться по специальным протоколам. Так, GE9X, самый большой в мире авиационный двигатель, разработанный для Boeing 777X, весит колоссальные 9,63 тонны. Он больше, чем фюзеляж Boeing 737.

Но и такие двигатели, как Rolls-Royce Trent 900, весящий 6,2 тонны тоже не шутка. Даже с частями такой махины нелегко управляться при проведении работ.

Рабочие компании TechOps Delta в Атланте, крупнейшем предприятии в Северной Америке по техническому обслуживанию самолетов, или на крупнейшем в Азии центре технического обслуживания авиационных двигателей в Чэнду, должны всегда проявлять максимальную осторожность и здравый смысл. И для собственной безопасности, и для безопасности работающего рядом товарища.

Так все происходит в упомянутой выше TechOps Delta:

Источник: Simple Flying

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Источник

Читайте также:  Технологический процесс ремонта редуктора конвейера
Оцените статью