Технологическое оборудование для ремонта сцепления

Техническое обслуживание сцепления автомобиля: порядок проведения

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Каков принцип работы сцепления автомобиля
  • В каком порядке проводится техническое обслуживание сцепления автомобиля
  • Почему техническое обслуживание сцепления автомобиля лучше выполнять в сервисе

Техническое обслуживание сцепления автомобиля предполагает диагностику узла, а также проведение мероприятий, направленных на поддержание его работоспособности (ремонт, настройка, смазка приводящих элементов и т.д.). Механизмы с гидроприводом необходимо проверять на предмет герметичности системы. Кроме того, обслуживание механизмов с гидравликой предполагает периодическую замену технической жидкости, устранение ее течи и удаление воздуха из системы. Более подробно о технологии проведения таких работ мы расскажем в нашей статье.

Принцип работы сцепления в автомобиле

Сцепление играет важную роль в системе трансмиссии автотранспорта. Его функция предполагает включение/выключение крутящего момента. Данный узел обеспечивает плавность соединения вращающегося маховика силового агрегата с первичным валом коробки передач при начале движения автомобиля, а также в процессе переключения скоростей. Еще одна задача рассматриваемого механизма состоит в защите автомобильной трансмиссии от серьезных перегрузок, возникающих в случае экстренного торможения.

Современные модели автомобилей комплектуются несколькими конструктивными вариантами сцепления. К примеру, в зависимости от количества дисков различают одно- и многодисковые системы (первый вариант встречается чаще).

Еще один важный параметр классификации сцеплений автомобилей – это рабочая среда привода. По этому признаку механизмы делятся на «сухие» и «мокрые». В современных моделях автопроизводители чаще используют «сухие» приводы, так как для их работы не нужно предусматривать наличие масляной ванны.

На рисунке представлены основные элементы сцепления автомобилей:

Читайте также:  Какая лучше шпаклевка для ремонта

1. Направляющая, по которой движется выжимной подшипник.

2. Первичный вал коробки передач.

3. Скоба регулировки свободного хода.

4-5. Вилка механизма сцепления.

8. Маховик силового агрегата.

В зависимости от вида привода различают гидравлическое, механическое, электрическое или комбинированное сцепление. Кроме того, различные конструкции могут отличаться вариантом нажатия на прижимной диск и могут иметь круговое расположение пружин либо центральную диафрагму.

Основными конструктивными элементами механизма, обеспечивающего передачу вращательного ускорения от силового агрегата автотранспортных средств, выступают: «ведомый» и нажимной диск сцепления, выжимной подшипник, приводная вилка, приводная система и педаль (выключатель соединения с маховиком силового агрегата).

Принцип работы сцепления с одним диском заключается в плавном переключении скоростей, которое происходит в результате плотного прижимании маховика, накладок ведомого диска и прижимных элементов «корзины». При включенном механизме, прижимающийся диск «корзины» сцепления давит на выжимные пружины, что обеспечивает плотное прилегание к ведомому диску, который в результате такого воздействия прижимается к маховику двигателя.

Так как первичный вал КПП заходит в муфту со лицами, то и он получает вращательное ускорение от диска. При надавливании на педаль сцепления в салоне авто, привод сцепления обеспечивает давление выжимного подшипника на пружины, что способствует отведению рабочей поверхности «корзины» от диска, поэтому вал коробки передач перестает вращаться даже при работающем моторе.

В двухдисковой конструкции механизма, передающего вращательное движение силового агрегата автомобилей, присутствует 2 диска и, соответственно у корзины есть 2-е рабочие поверхности. Между дисками такого механизма присутствуют ограничительные втулки и детали, обеспечивающие синхронное нажатие. Процесс разъединения маховика мотора и первичного вала КПП у однодисковых и двухдисковых сцеплений одинаков.

Модели авто с АКПП чаще всего комплектуются влажным многодисковым механизмом сцепления, но у некоторых производителей можно встретить и комбинацию с сухим сцеплением.

Активаторы для АКПП могут быть электрическими или гидравлическими. В первом случае используется шаговый электродвигатель, а во втором двигатель в виде гидроцилиндра. Управляет работой электрического сервопривода коробки «автомат» электроника, а гидравлического активатора гидрораспределитель.

Роботизированные КПП комплектуются двумя видами сцепления, которые работают попеременно. Первый механизм обеспечивает включение передач, а второй, при этом, ожидает команду на переключение следующей передачи.

Рекомендуем

Как осуществляется техническое обслуживание сцепления автомобиля

В перечень работ по техническому обслуживанию сцепления автотранспортных средств входит очистка и мойка картера этого узла.

В регламент первого ТО входит:

  • диагностика узла;
  • выставление свободного хода педали;
  • прокачка гидравлического привода и удаление воздуха из системы (по необходимости);
  • ревизия крепежа картера и оттяжной пружины;
  • обработка подшипника муфты, втулки валика, вилки и педального узла смазывающими материалами.

При последующих мероприятиях, связанных с техническим обслуживанием сцепления к перечисленным выше работам может быть включена работа по смене жидкой рабочей среды в гидравлическом приводе.

Проверка герметичности привода выключения сцепления предполагает ревизию на предмет потенциального подсоса воздуха и протеканий в гидросистеме привода.

Действие оттяжной пружины диагностируется по следующему сценарию: положение педали сцепления, соответствующее выключенному состоянию данного механизма, при исправной пружине соответствует самому верхнему пасположению, при этом, между рычагом и толкателем не должно быть свободного расстояния.

Для ревизии уровня жидкости необходимо открыть крышку бачка, предназначенного для приема избытка тормозной жидкости в случае повышения ее температурных показателей. При этом, в обычном состоянии уровень рабочей жидкой среды в приводящей системе механизма должен быть не более, чем на 2 см ниже верха бачка.

Регулирование привода следует выполнять после предварительного диагностирования свободного перемещения педали, а также муфты механизма, выключающего сцепление коробки скоростей с силовым агрегатом автомобиля. При выявлении несоответствия нормальным значениям необходимо провести настройку этого параметра, а также отрегулировать величину общего перемещения толкателя пневматического усилителя.

Свободный ход соединительной муфты механизма выключения сцепления (рис. 1) следует замерять, передвигая рычаг вилочного вала по направлению от сферической гайки толкателя воздушного усилителя приводной системы сцепления. Для того, чтобы выполнить такую проверку необходимо провести подготовительные мероприятия по отсоединению пружины от рычага. Если перемещение муфты, измеренное на радиусе 9 см, не превышает трех мм, то следует обеспечить его увеличение до 4-5 мм с помощью сферической гайки толкателя воздушного усилителя. После регулировки следует провести диагностические мероприятия по измерению величины хода толкателя. Для измерения следует предварительно полностью выжать педаль (она должна перемещаться не меньше, чем на 2,5 см).

В случае, когда диагностика покажет, что полный ход педали не соответствует приведенным ранее показателям, сцепление не будет выключаться полностью. Для устранения такой неисправности понадобиться дополнительная проверка для выявления ее причины. Такая диагностика проводиться следующим образом: следует провести измерение диапазона перемещения, проверить уровень гидравлической сред, а также, выполнить прокачку гидравлической системы привода.

Рис. 1. Свободный ход муфты выключения сцепления: 1 — колпачок; 2 — перепускной клапан; 3 – пружинная тяга; 4 — рычаг; 5 — круглая гайка; 6 — флажок клапана делителя.

Обращаем ваше внимание, что системы, комплектующиеся усиливающей пневматикой модификации 8250.1609200, а также усилителями, которые выпускает такой популярный бренд, как «ВАБКО» не требуют проведения технического обслуживания в форме регулировки величины перемещения муфты сцепления.

Свободный ход педали (рисунок 2), который соответствует начальной позиции работы основного цилиндра, определяется размером А от поршня до толкателя; стандартное расстояние А создает необходимые условия, обеспечивающие условия для того, чтобы педаль могла перемешаться на величину 0,6 до 1,2 см. Замер диапазона перемещения педали сцепления производится от центра поверхности педали. При отличии замеренных показателей нормативным значениям необходимо выполнить настройку расстояния от поршня до толкателя.

Выставить величину зазора А (рис. 3) от поршня до толкателя необходимо, регулировкой эксцентрика (рис. 3-8), соединяющего эти элементы привода рассматриваемого узла. Для установки необходимого значения расстояния А необходимо обеспечить расположение элементов узла, при котором оттяжная пружина обеспечивает прижатие педали в ее максимальном верхнем расположении. Проворачивать эксцентрик следует так, чтобы педаль от своего крайнего расположения до касания толкателя передвигалась на длину от 0,6 до 1,2 см. После регулировки нужно выполнить затяжку гайки 2 и установку шплинта.

Рис. 2. Свободный ход педали сцепления: 1 – оттяжная пружина; 2 — гайка коронка; 3 – пальцевый эксцентрик; 4 — серво пружина; 5 — контргайка; 6 — гайка. В — полный ход педали сцепления.


Рис. 3. Регулировка зазора 1 — пробка; 2 — толкатель; 3 — главный цилиндр; 4 — поршень; 5 – расширительный бачок.

Смазка сцепления. Для обработки подшипника муфты и втулки вала, выключающего механизм, используются пресс-масленки. Необходимо выполнять операцию шприцом не больше 3-х ходов. Если переусердствовать, то лишняя смазка может оказаться в картере.

Контроль объема жидкости в бачке главного цилиндра осуществляется при помощи измерительного щупа. Измеренный объем технической жидкости в гидравлическом приводе должен быть таким, что ее уровень в нормальном состоянии не опускался ниже 2 см от верха бачка. Общий объем жидкости в гидроприводе 0,28 л (если учесть и бачок, то 0,38 л).
Замена жидкости в гидросистеме (осенью). После заливки свежей жидкости в приводную систему, ее в обязательном порядке следует прокачать. Как отмечалось в предыдущих разделах, нормальный уровень не должен быть ниже 1,5 – 2 см от верха горловины расширительного бачка. Для выполнения операций по замене понадобятся: ключ S=14 мм, шланг из резины, линейка для проверки уровня.

Рекомендуем

Самостоятельное техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля

Своевременное техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля позволяет выявлять и устранять различные неисправности, что, в конечном итоге, продлевает срок службы узла и предохраняет от сложных поломок с дорогим ремонтом.

Ремонт сцепления автомобиля может включать замену всего механизма или отдельных его элементов. Выполнить техническое обслуживание этой системы могут только опытные специалисты с соответствующей квалификацией. Владельцам современных автомобилей для ремонта сцепления необходимо обращаться в надежный автосервис.

Стоит отметить, что техническое обслуживание и ремонт сцепления — это дорогостоящие услуги, особенно, если речь идет о современных моделях иностранного производства.

У водителей часто возникает вопрос, что делать, если неисправность данного узла выявлена в дороге? В этом случае, необходимо в срочном порядке искать ближайший автосервис. Если же сцепление уже не работает, то, включить его можно, используя прием двойного выжима педали.

Чтобы включить повышенную передачу, следует выжать сцепление, перейти на «нейтралку» и отпустить педаль сцепления. После этого, опять нужно до упора нажать на педаль, включить повышенную передачу и отпустить сцепление. Если нужно перейти на пониженную передачу, то используется такой же алгоритм действий, только, после перехода на «нейтралку» следует добавить обороты двигателя педалью газа.

Если вы имеете определенные навыки по ремонту и техническому обслуживанию сцепления, то при выполнении работ следует соблюдать технологию поиска неисправности: важно грамотно и аккуратно проводить разборку корзины этого механизма, осмотреть все диски и особенно внимательно проверить исправность изношенных элементов, а также провести диагностику количества рабочей жидкости и состояния пружин. Еще один важный момент диагностики сцепления – проверка работоспособности выжимного подшипника. Именно этог элемент часто выступает причиной нарушений в работе сцепления.

В завершение статьи хотим привести еще два полезных совета:

  • Для ремонта и технического обслуживания сцепления часто требуется снятие КПП (особенно в тех случаях, когда имеются проблемы с дисками сцепления и выжимным подшипником). Это достаточно дорогая работа: цена снятия/установки МКПП на легковом автомобиле класса B или C с передним приводом стартует от 5 тыс. руб. Именно поэтому, специалисты рекомендуют в таких случаях сразу провести замену всего комплекта, включающего нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник. Это позволит избежать повторного снятия коробки в случае выхода из строя других деталей.
  • Автомобиль с механической коробкой передач в случае поломки сцепления можно, в крайнем случае, на небольшое расстояние переместить стартером, включив, при этом первую передачу или задний ход. Если же нужно проехать значительное расстояние, то следует запустить мотор на первой передаче (если позволяет состояние аккумулятора). Такой метод нельзя назвать «полезным» для коробки передач, но он может стать выходом в чрезвычайных ситуациях.

В любом случае, при выявлении любых неисправностей сцепления нужно записаться на СТО для диагностики и технического обслуживания автомобиля.

Источник

Оцените статью