Технологический ремонта сцепления камаз

Техническое обслуживание сцепления автомобиля Камаз

Техничес­кое обслуживание сцепления заключается в периодической проверке и регулировании подвода сцепления, а также в подтяжке крепежных соединений пневматического усилителя и проверке герметичности привода

Кроме того, в соответствии с технологической картой в сцеплении смазывают опоры вала вилки выключения и подшипник муфты выключения.

Чтобы смазочный материал не попал в картер сцепления, при смазывании этих точек не следует делать более трех ходов шприцем.

Регулирование привода сцепления за­точается в проверке и установке свобод­но хода педали сцепления, свободного да муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневматического усилителя.

Свободный ход муфты выключения сцепления проверяют перемещением вруч­ную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 (см. рисунок) толка­теля пневматического усилителя (при отсо­единенной пружине от рычага).

Если свободный ход рычага, измеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, его следует отрегулировать сферической гай­кой толкателя до 3,7. 4,6 мм, что соот­ветствует свободному ходу муфты выклю­чения сцепления 3,2. 4 мм.

Полный ход толкателя пневматичес­кого усилителя должен быть не менее 25 мм.

Проверяют полный ход толкателя нажатием педали сцепления до упора. При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления.

В случае недостаточного хода толкателя проверяют свободный ход педали сцепления, количество жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления и при необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.

Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6. 15 мм. Измеряют его в средней части площадки педали сцепления.

Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, регулируют зазор В между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 9 , который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали.

При регулировании зазора оттяжная пружина 11 должна прижимать педаль сцепления к верхнему упору 10.

Поворачивая эксцентриковый палец привода, добиваются, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателя поршня составило 6. 15 мм, после чего затягивают и зашплинтовывают корончатую гайку.

Полный ход педали сцепления должен составлять 185—195 мм.

Основными неисправностями сцепле­ния и его привода являются неполное включение (пробуксовка сцепления), неполное выключение (появление шума при переключении передач), нарушение плавности включения сцепления и повы­шенное усилие на педали при выключении сцепления.

Неполное включение сцепления и, как следствие, его пробуксовка под нагрузкой происходят при ослаблении нажимных пружин, отсутствии зазора между упорным кольцом рычагов выключения и торцом подшипника муфты выключения, замасли­вании и значительном износе ведомых дисков. Для устранения этой неисправно­сти надо отрегулировать свободный ход муфты включения сцепления, проверяя его по свободному ходу рычага вала вилки выключения сцепления, как указано выше.

При попадании смазки на поверхности трения, сильном износе или разрушении фрикционных накладок необходимо снять сцепление с двигателя и заменить фрик­ционные накладки или ведомые диски в сборе.

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») приводит к затруд­ненному включению передач в коробке, так как привод не обеспечивает необходи­мого полного хода рычага вала вилки выключения сцепления.

Для устранения неисправности необходимо добиться уста­новки полного хода рычага вала вилки сцепления, как описано выше.

Неполное выключение сцепления имеет место и при деформации ведомых дисков или заедании их ступиц на шлицах первичного вала коробки передач, а также при попадании воздуха в систему гидропривода, утечке рабочей жидкости и увеличении свободно­го хода педали сцепления.

Для устранения неисправности необ­ходимо удалить воздух из гидросистемы; проверить и устранить подтекание рабочей жидкости; проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцеп­ления.

Если при нажатии на педаль сцепле­ния появляется шум (писк), то это указы­вает на отсутствие смазки или на выход из строя подшипника муфты выключения сцепления.

В случае попадания воздуха в систему ее необходимо прокачать. Для этого на головку перепускного клапана 7 (рис. 1) надевают специальный шланг, свободный конец которого опускают в сосуд с рабочей жидкостью.

Отвернув перепускной клапан на ½..-1 оборот, удаляют воздух из систе­мы последовательными (через 0,5. 1 с) резкими нажатиями педали сцепления до упора.

При этом необходимо следить за уровнем жидкости в бачке и постоянно, доливать ее, не допуская уровня ниже 40 мм от верхней кромки горловины. В про­тивном случае воздух будет попадать в систему через главный цилиндр.

Прокачи­вают систему до прекращения выделения воздуха с жидкостью, поступающей по шлангу.

По окончании прокачки следует завернуть перепускной клапан при нажа­той до упора педали.

Нарушение плавности включения, за­паздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач, заклинивание в приводе сцепления обычно связано с разбуханием уплотнительных манжет гидропривода и потерей герме­тичности из-за применения некачественных рабочих жидкостей, а также с неисправ­ным действием следящего устройства в пневматическом усилителе.

При эксплуатации автомобилей в усло­виях низких температур может произойти значительное повышение вязкости (засты­вание) рабочей жидкости в приводе, что нарушает его работоспособность.

В ука­занных случаях необходимо заменить манжеты и заправить систему гидроприво­да чистой тормозной жидкостью «Нева» или «Томь».

Источник

Техническое обслуживание и ремонт сцепления

Проверка герметичности привода выключения сцепления заключается в определении мест утечек воздуха (проверить на слух) и жидкости (проверить визуально).

Действие оттяжной пружины проверить следующим образом: если в свободном состоянии педаль находится в крайнем верхнем положении, то оттяжная пружина педали исправна. Если между толкателем и рычагом отсутствует зазор, то пружина работоспособна.

Для проверки уровня жидкости в процессе эксплуатации надо открыть пробку заливной горловины бачка. При этом уровень жидкости должен быть не ниже 15-20 мм от верхней кромки заливной горловины.

Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя.

Свободный ход муфты выключения сцепления (рис. 3-7) проверяют перемещением вручную рычага вала вилки от поверхности сферической гайки толкателя пневмоусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулировать сферической гайкой толкателя пневмоусилителя до величины 4-5 мм. Затем проверить полный ход толкателя пневмоусилителя нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм.

При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. В случае недостаточного хода толкателя пневмоусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре привода сцепления, а при необходимости прокачать гидросистему привода сцепления.

Рис. 3-7. Свободный ход муфты выключения сцепления: 1 — колпачок; 2 — перепускной клапан; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — сферическая гайка; 6 — флажок включения клапана делителя.

В приводах управления сцеплением с пневмоусилителем 8250.1609200 и с пневмоусилителем фирмы «WABCO» не требуется регулировка свободного хода муфты выключения сцепления в течении всего срока службы сцепления.

Свободный ход педали (рис. 3-8), соответствующий началу работы главного цилиндра, зависит от размера А между поршнем и толкателем главного цилиндра; нормальному зазору А соответствует свободный ход педали сцепления 6-12 мм. Замерять свободный ход педали сцепления следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, отрегулировать зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра.

Зазор А (рис. 3-9) между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра регулировать эксцентриковым пальцем 3 (рис. 3-8), который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали. Зазор А регулировать при положении, когда оттяжная пружина прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Провернуть эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затянуть и зашплинтовать гайку 2.

Рис. 3-8. Свободный ход педали сцепления: 1 — пружина педали оттяжная; 2 — гайка корончатая; 3 — палец эксцентриковый; 4 — сервопружина; 5 — контргайка; 6 — гайка. В — полный ход педали сцепления

Рис. 3-9 Регулировка зазора 1 — пробка; 2 — толкатель; 3 — главный цилиндр; 4 — поршень; 5 — бачок.

Втулки вала выключения сцепления и подшипник муфты выключения смазывать через пресс-масленки, сделав шприцем не более трех ходов. В противном случае излишки смазки могут попасть в картер сцепления.

Контроль уровня жидкости в бачке главного цилиндра проводить визуально щупом из комплекта инструмента водителя. Нормальный уровень жидкости в гидроцилиндре должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки бачка. Полный объем жидкости в гидропри воде сцепления составляет 280 см (с бачком — 380 см ).

Замена жидкости в гидросистеме привода сцепления (осенью)

Для этого необходимо после заправки системы жидкостью удалить воздух (прокачкой). Уровень жидкости должен быть не ниже 15-20 мм от верхней кромки заливной горловины компенсационного бачка (при открытой крышке бачка). Приборы, инструменты, и материал ы, необходимые для выполнения работ: ключ S=14 мм, резиновый шланг, измерительная линейка.

После устранения не герметичности гидропривода прокачать гидросистему привода сцепления в следующем порядке:

1. Очистить от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана, снять его и на головку клапана наденьте резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга опустить в тормозную жидкость «Нева», налитую в чистый стеклянный сосуд.

2. Резко 3-4 раза нажать на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отвернуть на 1/2-1 оборот перепускной клапан. Под действием давления через шланг выйдут часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух.

3. После прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления завернуть перепускной клапан.

Повторить операции по п. 2 и п. 3 до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская снижения ее уровня в компенсационной полости главного цилиндра, более, чем на 2/3 (или на 15-20 мм от верхнего края компенсационного бачка) от нормального во избежание попадания в систему атмосферного воздуха (в компенсационном бачке не допускается снижение уровня более, чем на 40 мм от верхнего края).

После окончания прокачки при нажатой педали сцепления завернуть до отказа перепускной клапан и только после этого снять с его головки шланг и надеть защитный колпачок. Далее следует установить нормальный уровень жидкости в главном цилиндре или в компенсационном бачке. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использована вновь после отстоя для полного удаления содержащегося в ней воздуха и последующей фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмоусилителя.

При заливке тормозной жидкости применять сетчатый фильтр во избежание попадание в гидросистему посторонних примесей.

Проверить наличие конденсата в силовом цилиндре пневмоусилителя. Для слива конденсата отвернуть пробку в переднем корпусе пневмоусилителя. Для полного слива слегка нажать на педаль сцепления и продуть цилиндр. Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидросистему привода сцепления с разборкой главного цилиндра и пневмоусилителя и заправлять ее свежей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидросистемы необходимо промыть спиртом или тормозной жидкостью и продуть сжатым воздухом, предварительно отсоединив оба конца. Перед сборкой поршни и манжеты гидросистемы смачивают тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы заменить.

При замене пневмоусилителя гидропривода сцепления выпустить воздух из контура IV пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне (см. схему тормозной системы), снять оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоединить пневматический трубопровод пневмоусилителя, гидравлический шланг и слить жидкость из системы гидропривода, отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять пневмоусилитель со штоком.

Для установки пневмоусилителя выполнить следующие операции: закрепить усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными шайбами; присоединить гидравлический шланг пневмоусилителя и пневматический трубопровод; установить оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления. Налить тормозную жидкость в компенсационный бачок и прокачать систему гидропривода. Проверить герметичность соединений трубопроводов, подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается. При необходимости устранить нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверить и при необходимости отрегулировать величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока включения делителя передач.

При снятии сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач вывернуть болты крепления кожуха к маховику, соблюдая при этом крестообразную схему откручивания болтов, и снять кожух с нажимным диском и проставочным кольцом в сборе, а упругий ведомый диск сцепления. Отвернуть четыре винта крепления пакетов соединительных пластин среднего ведущего диска от маховика и снять средний диск и жесткий ведомый диск.

Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом валу, заложить 15 г смазки 158.

Установить сцепление с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Обращать особое внимание на правильное взаимное расположение ведомых дисков сцепления. Первым устанавливается жесткий ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону маховика, а механизмом демпфера в сторону коробки передач, после установки среднего ведущего диска устанавливается упругий ведомый диск, при этом выступающая часть ступицы и механизм демпфера направлены в сторону коробки передач. Таким образом, механизмы демпферов обоих ведомых дисков направлены в сторону КП, а выступающие части ступиц направлены в разные стороны, при этом категорически не допускается менять ведомые диски местами. Нажимной диск с кожухом в сборе и проставочным кольцом установить на маховик и закрепить восемью болтами Ml0 с крутящим моментом 5,5-6,3 кгс. м, добиваясь равномерной затяжки всех болтов во избежание сильного перекоса диафрагмы. После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, обратить внимание на положение диафрагмы, при правильной сборки сцепления диафрагменная пружина должна занять горизонтальное положение относительно плоскости маховика. Выступание отдельных лепестков диафрагмы не допускаются.

Возможные неисправности сцепления и его привода, причины и методы их устранения

Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления

Источник

Читайте также:  Ремонт платы управления вебасто термо топ с
Оцените статью