Технологический процесс ремонта самолета

Производственный процесс ремонта авиатехники

В авиаремонтном производстве применяют различные методы, способы и средства для ремонта авиационной техники — самолетов, вертолетов и их агрегатов. Совокупность методов, способов и средств производства, соединенных трудовым процессом специалистов для ремонта, называется производственным процессом ремонта авиационной техники, который включает в себя: управление производством, финансовую деятельность, обеспечение энергетикой, снабжение, а также сам технологический процесс ремонта.

К технологическому процессу ремонта относится та часть производственного процесса, в которой содержатся действия по определению технического состояния изделия, изготовлению новых деталей, устранению обнаруженных неисправностей, монтажу и испытанию самолетов, вертолетов и их агрегатов.

Технологический процесс ремонта самолетов и вертолетов состоит из нескольких крупных этапов:
1. Приемка в ремонт — процесс передачи ремонтируемого объекта заказчиком, ремонтному предприятию (под ремонтируемым объектом понимается самолет, вертолет или поступающий отдельно агрегат).
2. Объемная дефектация – это первый этап работы по определению технического состояния материальной части ремонтируемого объекта.
3. Разборка. Операции выполняют по утвержденным перечням работ в соответствии с технологией ремонта, после чего детали, агрегаты и весь объект очищают и промывают от различных наслоений, возникших в процессе эксплуатации объекта.
4. Комплектование изделий по группам и передача их в ремонт.
5. Техническое диагностирование — совокупность действий по определению технического состояния ремонтируемого объекта и методов устранения обнаруженных неисправностей и дефектов.
6. Ремонт и доработка конструкции — совокупность действий по устранению обнаруженных неисправностей и дефектов и доработка конструкции по нормативно технической документации на ремонт.
7. Сборка, монтаж, отработка. После окончание этих работ самолет, вертолет передается на летно-испытательную станцию (ЛИС), где ремонтируемый объект проходит сдаточные испытания.
8. Наземные и летные испытания — этап технологического процесса ремонта, представляющий собой контрольно-сдаточные испытания.
9. Сдача заказчику. Этот этап завершает технологический процесс ремонта.

Читайте также:  Сроки исковой давности по фонду капитального ремонта

Источник

РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Текущий и профилактический ремонты выполняются в период эксплуатации авиационной техники. Ремонты обеспечивают возможность полной выработки установ­ленного ранее технического ресурса и носят профилак­тический характер. Текущий, и в отдельных случаях про­филактический, ремонт выполняется авиаремонтными мастерскими.

В основном авиаремонтные мастерские в настоящее время выполняют следующие виды работ:

— ремонт, отладку и регулировку агрегатов воздуш­ных гидравлических и других систем самолетов, а также авиаприборного и радиоэлектронного оборудования;

— замену двигателя и отдельных агрегатов планера самолета, например, крыла, стабилизатора и др., с ниве­лированием их относительно строительных осей само­лета;

— ремонт стальных сварных частей самолета и ме> таллических самолетных баков при помощи сварки;

— ремонт обшивки планера самолета способом за­мены отдельных участков;

— ремонт деталей систем питания и управления са­молетом, т. е. деталей трубопроводов, кранов, фильтров, тяг, качалок и т. п.;

ремонт деталей шарнирных, неподвижных болто­вых и других соединений с восстановлением характера сопряжений;

— ремонт радиаторов, деталей остекления; удаление продуктов коррозии и восстановление лакокрасочных по­крытий самолета на отдельных участках;

— ремонт наземного оборудования.

В связи с развитием авиационной техники авиацион­ные ремонтные мастерские освоили также ремонт гер­метических кабин и отсеков самолета, мягких топливных баков и сварных стальных частей летательных аппара­тов электродуговой сваркой, а также пайку твердыми припоями металлических топливных баков и др.

Повышение требований к качеству ремонта привело к необходимости внедрения обязательного контроля ма­териалов, применяемых при ремонте самолетов, более широкого контроля качества в процессе ремонта и использования современных средств контроля.

Технологические процессы ремонта самолетов и дру­гой авиационной техники выполняются в соответствии с руководствами, инструкциями, указаниями и бюллете­нями.

Отдельные неответственные узлы и детали изготов­ляются по образцам или чертежам (эскизам), имеющим необходимые размеры, допуски на размеры, чистоту об­работки и другие технические условия.

При ремонте планера самолета основное внимание должно уделяться сохранению равнопрочности и аэро­динамических обводов, правильной подгонке деталей с соблюдением установленных допусков и посадок в сочле­нениях, правильной регулировке агрегатов и контроль­ным испытаниям в процессе и после ремонта.

Применяемые при ремонте материалы и запасные ча­сти должны соответствовать техническим условиям, уста­новленным на поставку.

Контроль качества при ремонте авиационной техники осуществляется инженерно-техническим составом ре­монтных мастерских. За качество выполненных работ несут ответственность лица, их выполнявшие. Принимают работу начальники, непосредственно давшие задание.

При ремонте для выявления трещин и других дефек­тов широко применяются современные инструментальные методы определения технического состояния, а также контроль отдельных деталей, узлов и агрегатов, особен­но наиболее нагруженных. Стальные детали, подвергав­шиеся в процессе ремонта термической обработке, допу­скаются к установке только после проверки предела прочности их материала.

По окончании ремонтных работ в формулярах само­лета, двигателя, их агрегатов, авиационного и радиоэлек­тронного оборудования делается запись о проведенном ремонте, заверяемая подписью начальника авиаремонт­ной мастерской с приложением печати.

Таким образом, технологические процессы ремонта и контроль его качества в условиях эксплуатации должны выполняться так, чтобы авиационная техника после ре­монта не уступала по своему качеству технике, выпущен­ной заводами-изготовителями и отремонтированной авиа­ционными ремонтными предприятиями.

Источник

Технологические процессы ремонта ЛА и АД, восстановление их объектов (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

«Ни одной точной науки, ни одной прикладной науки,

ни одного опыта без измерений. Новые средства

измерений знаменуют собой настоящий прогресс».

Раздел 2. Технологические процессы ремонта ЛА и АД, восстановление их объектов

Глава 5. Подготовительная стадия технологического процесса ремонта ЛА и АД

5.1 Приемка в ремонт

Этапы подготовительной стадии для ЛА показаны на рис. 5.1, 5.2 и в табл. 5.1.

Поступившие в АРП самолеты, вертолеты и их агрегаты должны быть полностью укомплектованы, иметь оформленные формуляры и паспорта. На выполнение ремонта, доработок по конструктивным бюллетеням и другие работы должны быть заказчиком открыты основной и дополнительные заказы. В АРП имеются бригады специалистов (по планеру, АД, А и РЭО) для приемки AT в ремонт.

Прибывшие в ремонт ЛА подвергаются внутренней санитарной обработке, наружной промывке с помощью моечной установки или машины. Сливаются ГСМ, производится внутренняя консервация АД (агрегаты, АД, поступающие в АРП отдельно от ЛА, должны иметь внутреннюю и внешнюю консервацию, должны быть упакованы в полиэтиленовый чехол и ящик).

Приемка ЛА в АРП

Демонтаж и разборка

Снятие ЛКП, очистка и
промывка

ОТС и комплектовка в ремонт, сборку

Рис. 5.1. Схема подготовительной стадии ТП ремонта ЛА в АРП

Заключение договора (контракта) на ремонт ЛА

Перегонка ЛА из АК в АРП

Предоставление заказчиком ЛА техдокументации в АРП

Проверка комиссией АРП финансово-заказной и технической документации

Слив ГСМ, санитарная обработка и промывка ЛА

Входной контроль технического состояния ЛА и диагностика

Оформление приемно-сдаточного акта, комплектовочной ведомости и открытие заказов на выполнение работ

Рис. 5.2. Схема сдачи-приема ЛА в АРП

Прибывший ЛА подлежит входному контролю, нивелировке, диагностике с целью определения необходимости демонтажа систем, агрегатов для их ремонта. Для осмотра ЛА при входном контроле разрабатывается специальный маршрут приемщика, предусматривающий постепенное и последовательное перемещение для контроля конструктивных элементов снаружи и внутри ЛА и с учетом высоты планера ЛА. На приемку ЛА составляется приемо-сдаточный акт, комплектовочная ведомость, которые утверждаются руководством АРП.

Последовательность выполнения подготовительной стадии технологического процесса ремонта AT в АРП

Наименование этапов и операций технологического процесса

Прием AT в АРП (комиссией):

— распаковка, расконсервация АД, агрегатов, аппаратуры;

— проверка документации, комплектности, санитарного состояния;

— предварительная внешняя промывка ЛА;

— входной контроль, нивелировка ЛА, диагностика;

— в случае несоответствия AT требованиям — принятие на временное хранение

— оформление приемо-сдаточного акта, комплектовочной ведомости, открытие заказов.

Демонтаж и разборка:

— подготовительные работы (оборудование, инструменты, средства механизации и транспортировки, сортовики, ванны, ограждения и предупредительные надписи, страхующие козелки и приспособления, стравливание давления в системах);

— демонтаж (отсоединение объектов от основного изделия);

— снятие агрегатов, аппаратуры, биркование, укладка в сортовики;

— узловая разборка систем, АД, агрегатов и аппаратуры;

— разборка на узлы, биркование и укладка в сортовики;

— транспортировка и сдача агрегатов, узлов, деталей, аппаратуры в специализированные цехи и участки;

— разборка узлов на детали, конструктивные элементы;

Снятие ЛКП, очистка и промывка, сушка:

— нанесение смывки, выдержка, сгон ЛКП в поддоны;

— очистка объектов косточковой крошкой, песком, ультразвуком и т. д.;

— промывка ручная, механизированная, автоматизированная (все виды промывки);

ОТС, комплектовка в ремонт и сборку:

— контроль техническими измерениями;

— контроль физическими и химическими методами;

— комплектовка объектов в сортовики для восстановления в специализированных цехах;

— комплектовка объектов в сортовики для передачи на сборку;

Рис. 5.3. Док для ремонта самолета.

ЛА закатывается в специализированный док (рис.5.3), устанавливаются страхующие козелки, колодки под колеса шасси, ограждение с предупреждающими знаками и надписями. В этих доках производится соответствующая работа согласно этапам ТП. Этапы подготовительной стадии ТП ремонта ЛА, АД включают значительный объем от общей трудоемкости ремонта этих изделий. Так, на ЛА общая трудоемкость ремонта в АРП по стадиям ТП распределяется:

— подготовительная стадия — 15-25%;

— основная стадия (ремонт%;

— заключительная стадия — 20-30%.

5.2. Демонтаж и разборка ЛА

До начала основных работ проверяется работоспособность средств механизации в цехе (кран-балок, тельферов подъемных кранов и т. п.), устанавливаются средства крепления конструкций, производится «стравливание» давления в гидрогазовых системах. Подготавливаются рабочие места исполнителей, устанавливаются поддоны под места возможной вытечки жидкостей, заготавливаются сортовики, тележки, стеллажи-тележки, рабочее оборудование и инструменты.

Применяются меры предосторожности согласно требованиям охраны труда.

После этого производится демонтаж — отделение от фюзеляжа ЛА
силовых установок, ОЧК, хвостового оперения, шасси, системы
управления, бытового оборудования и АиРЭО (рис. 5.4).

На демонтированные объекты навешиваются бирки с указанием номера ЛА, и они транспортируются (рис. 5.5) в соответствующие специализированные цеха и участки, где подвергаются узловой и подетальной разборке. В процессе разборки используются стандартные и специальные инструменты (рис. 5.6 и 5.7). На каждый сортовик навешивается бирка с указанием номера основного изделия.

Прибывшие в АРП отдельно от ЛА агрегаты, АД подвергаются расконсервации в специальной камере-установке («бане»), а затем подвергаются узловой и подетальной разборке.

5.3. Удаление ЛКП. Очистка и промывка

ЛКП с фюзеляжа, ОЧК, хвостового оперения при необходимости их замены удаляются соответствующими смывками. Пульверизатором или вручную — кистью наносится специальная жидкость — смывка на участок конструкции, делается выдержка для воздействия смывки на ЛКП с целью отделения последнего от металлической конструкции. С помощью неметаллических скребков отделившуюся массу ЛКП направляют вниз в поддоны, а затем на сжигание в топку. Засохшие неровности конструкции зачищаются наждачной шкуркой.

ЛКП со снятых объектов механических и гидрогазовых систем, бытового оборудования удаляются с помощью косточковой крошки, подаваемой с помощью сжатого воздуха.

На деталях и узлах в процессе эксплуатации появляются и накапливаются различные загрязнения (рис. 5.8). Их удаляют различными методами (рис. 5.9), применяя соответствующие синтетические моющие жидкости, косточковую крошку, сухой речной песок, специальное оборудование и инструменты. Часть деталей подвергается ручной машинной промывке (рис. 5.10), значительная часть — в автоматизированных моечных линиях, а в некоторых АРП применяются для промывки автоматизированные поточные линии.

Рис. 5.4. Стеллаж-тележка АД

Рис. 5.6. Винтовой съемник подшипника: 1 — подшипник; 2 — вал детали; 3 губки-захваты; 4 — ось губок захватов; 5 — упорный винт; 6 — вороток.

Рис. 5.5.Подъемник для демонтажа АД

Рис. 5.7. Выпрессовка пуансоном пресса 1 втулки 2 из детали 3

5.4. Определение технического состояния

5.4.1. Причины появления повреждений и дефектов, их

В процессе эксплуатации АТ появляются повреждения ее деталей, узлов, конструктивных элементов. Основными причинами их повреждения являются условия эксплуатации, действующие нагрузки, качество ТОиР и т. д. Но основная масса повреждений появляется из-за трения и износа в механизмах. На рис. 5.11 и 5.12 представлены виды трения и изнашивания объектов, а в табл. 5.2 даны взаимодополняющие сведения по классификации повреждений, дефектов ЛА и АД.

Задачами ОТС являются:

— выявление всех повреждений, дефектов изделий, объектов;

— назначение методов устранения обнаруженных повреждений, дефектов;

— определение объема работ, затрат, трудоемкости, запасных частей, материалов и календарного времени на ремонт изделия, объекта AT.

Образование и развитие повреждений в изделиях объясняется действием объективно существующих закономерностей.

ПО ПРИЗНАКАМ

ПО ГРУППАМ ПО ГРУППАМ

Рис. 5.8. Схема классификации основных загрязнений деталей ЛА.

Рис. 5.9 Схема классификации методов очистки, промывки деталей AT от загрязнений

Рис 5.10. Машина для промывки деталей АТ

Повреждения появляются в результате внезапного или постоянного (постепенного) снижения физико-механических свойств (характеристик) материалов деталей, их износа, усталости, старения, деформации, коррозии и т. п. В результате происходящих изменений в сопряжениях (сочленениях, соединениях) появляются нарушения заданных зазоров, натягов. Повреждения происходят по конструктивным, технологическим или эксплуатационным факторам (причинам).

При ОТС обнаруживаются различные повреждения и дефекты объектов ЛА и АД:

1. Разрушение (разрыв, обрыв, отрыв, вырыв, прорыв, прожог, скол, выкрашивание и т. п.).

2. Трещины (термические, закалочные, усталостные и др.).

4. Деформация (изгиб, скручивание, перекос, «хлопун», изменение формы и т. п.).

5. Коррозия, фреттинг — коррозия, эрозия.

6. Подрез, надрыв, порыв.

I. По наличию и характеру движения

Качения с проскальзыванием

II. По наличию смазки

Рис. 5.11. Виды трения в изделиях АТ

Рис. 5.12. Виды изнашивания в машиностроительных изделиях

Классификация повреждений и дефектов объектов AT

1.1. Разрушение, скол, вырыв, обрыв, прожог и т. д.

1.3. Износ, потертость

1.4. Деформация, вмятина, выпуклость, изгиб, прогиб, смятие

1.5. Коррозия, фреттинг-коррозия, эрозия

1.6. Перегрев, расплавление, оплавление, цвета побежалости

По конструктивной принадлежности:

2.1. ЛА, АД, агрегаты.

2.2.Планер, механические, гидрогазовые системы, бытовое оборудование, А и РЭО — по ЛА

2.3. Входное устройство, компрессор, турбина, выходное устройство, камера сгорания, агрегаты. по АД

4.1. Летный состав

4.4. Инженерно-технический состав АТБ

4.5. Инженерно-технический состав АРП

4.6. Инженерно-технический состав подразделений наземного обслуживания в аэропорту (транспорт, средства механизации и т. п.)

5.1. Без последствий

5.2. С последствиями, требующими восстановления, ремонта, эвакуации, задержки рейса и т. п.

По возможности устранения:

6.1. Устранение возможно заменой

6.2. Устранение возможно без замены, ремонтом

6.3. Устранение невозможно

По обстоятельствам проявления, обнаружения:

7. Задир, забоина, царапина, риска, волосовина.

Источник

Оцените статью