Технологический процесс ремонта асинхронных двигателей

Технология ремонта асинхронных электродвигателей

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов : текущий и капитальный.

Текущий ремонт производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве. Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки.

Капитальный ремонт. Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП).

Разборка электродвигателя производится в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей.

Сборка электродвигателей после ремонта. Подшипники качения напрессовывают на вал ротора. Шариковые подшипники устанавливают целиком. У роликовых подшипников на вал насаждают внутреннее кольцо с телами качения. Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и смазывают. Внутренние крышки подшипников устанавливают на вал до посадки подшипников.

Подшипники небольших размеров насаживают на вал в холодном состоянии. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечнику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную. Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовываются в посадочные гнезда подшипниковых щитов и фиксируются стопорным винтом.

Читайте также:  Ремонт ступицы полуприцепа bpw

Для этого применяют те же приспособления, что и при разборке, но обеспечивают их обратное действие. При посадке вкладышей смазочные кольца в резервуаре щита располагают концентрично посадочному отверстию.

Ротор вводят в статор, используя те же способы и приспособления, что и при выводе ротора. В подшипники качения закладывают смазку. Подшипниковые щиты устанавливают на подшипники, вал вывешивают и удаляют из-под ротора картонную прокладку. При установке на вал щитов с подшипниками скольжения смазочные кольца выводят из прорези вкладыша, чтобы не повредить их валом. Совмещают риски на станине и щитах, крепят щиты к станине крепежными болтами. Подъемные приспособления снимают. Затем проверяют свободу вращения ротора и затягивают крепежные резьбы щитов. Устанавливают мелкие детали (фланцы, крышки) и заливают масло в подшипники скольжения. Напрессовывают на рабочие концы валов соединительные или передаточные детали (полумуфты, шкивы, тормозные диски, шестерни). От точной посадки соединительных деталей зависит успешность центровки вала электродвигателя с валом производственного механизма или с валом редуктора. После сборочных операций замеряют воздушные зазоры на обоих торцах машин в диаметрально противоположных точках окружности. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического должны быть не более 10%.

Обкатку электродвигателя производят на холостом ходу, контролируя ток холостого хода, нагрев подшипников и шумы. Осевой разбег ротора определяют смещением вала вдоль оси до упора сначала в одну, а затем — в другую сторону при неподвижном роторе; осевой разбег ротора равен удвоенному осевому зазору. Односторонние осевые зазоры, которые должны быть одинаковыми, измеряют на холостом ходу. Для этого смазанный торец надежно укрепленного деревянного бруска упирают в торец вращающегося вала и смещают ротор до упора. Ту же операцию проделывают с другого конца вала. В обоих случаях измеряют расстояние от риски до корпуса подшипника перед нажатием на вал и во время измерений; они должны быть равны соответствующим осевым зазорам. При невозможности измерения осевых зазоров на вращающемся роторе ориентировочно оценивают их по осевому разбегу ротора. Результаты измерения осевого зазора сравнивают с допустимыми значениями.

После текущего ремонта асинхронные электродвигатели подвергают следующим испытаниям: измеряют сопротивление изоляции статоров между отдельными обмотками и относительно корпуса, испытывают повышенным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин, проверяют междувитковую изоляцию на электрическую прочность, замеряют воздушные зазоры, обкатывают электродвигатель на холостом ходу, замеряют осевые зазоры в подшипниках скольжения или разбег ротора по оси.

«Капитальный ремонт асинхронных электродвигателей»

Операция Объем ремонтных работ
Измерения и оценка состояния частей Осмотр двигателя; оценка внешнего состояния сборочных узлов и целости обмотки; измерение осевого разбега ротора двигателя с подшипниками скольжения. Измерение зазора между шейкой вала и вкладышем подшипника. Измерение зазора между ротором и статором, сопротивления изоляции обмоток и колец.
Разборка двигателя Полная разборка двигателя; очистка, продувка и промывка всех узлов и деталей
Осмотр и чистка обмоток Очистка, продувка, протирка и промывка сохраняемых обмоток, устранение дефектных мест на изоляции
Ремонт подшипников и подшипниковых щитов Замена подшипников качения независимо от их состояния. Перезаливка вкладышей подшипников скольжения (при необходимости). Ремонт подшипниковых щитов (заварка трещин)
Ремонт магнитопровода Удаление мест оплавлений магнитопровода ротора и статора, устранение замыканий и распущенности листов стали, осевых сдвигов активной стали и т д.
Ремонт поврежденных деталей Замена или ремонт вентиляторов, приварка лап, заварка трещин, восстановление крепежных резьб;
Ремонт роторов Замена или перезаливка стержней обмоток, ремонт местных повреждений изоляции, ремонт бандажей и бандажирование обмоток, замена неисправных пазовых клиньев
Проверка заземления Осмотр и ремонт (при необходимости) заземляющих шин. проводов и контактов
Ремонт реостата Разборка и очистка реостата; очистка и смена масла, чистка и в случае необходимости — смена контактов. Смена поврежденных резисторов.
Сборка двигателя и выверка его на фундаменте Проверка плотности посадки передачи (муфты, шкива). Выверка электродвигателя на фундаменте, проверка болтовых соединений
Осмотр и проверка пускового аппарата Чистка аппарата при необходимости — с разборкой; очистка от окислов крепления контактов; чистка и замена контактных сухарей. Снятие нагаров и очистка контактных поверхностей; регулирование нажатия контактов динамометром, проверка площади соприкосновения ротора, проверка короткозамкнутого витка ротора. Осмотр и ремонт проводов заземления
Проверка защитного аппарата Проверка соответствия плавких предохранителей. Проверка соответствия нагревателей тепловых реле. Проверка соответствия тока расщепителя автомата расчетному току
Измерения Измерение сопротивления изоляции обмотки статора; общего сопротивления постоянному току реостатов, пускорегулирующих резисторов. Определение зазора между сталью ротора и статора
Обкатка электродвигателя после ремонта Запуск двигателя при холостом ходу; проверка тока холостого хода, температуры подшипников, шума. После работы электродвигателя в течение 1 ч включаем его под нагрузку на 5—6 ч, после этого проверка температуры нагрева обмоток, подшипников. Проверка реостата, пусковой аппаратуры

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,5 – 1,5 кВт

Предлагаю пример технологической карты текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,4 кВ мощностью 0,5 – 1,5 кВт.

Меры безопасности.

Электродвигатель должен быть обесточен, отключен АВ, установлено заземление, вывешены плакаты. На вводные концы кабеля электродвигателя наложить переносное заземление. Место работ оградить. Работать с применением СИЗ. Работать поверенными приборами и испытанным электроинструментом и приспособлениями.

Состав бригады.

Электромонтер по ремонту электрооборудования с не ниже 3 гр. по электробезопасности. Электромонтер по ремонту электрооборудования с 3 гр. по электробезопасности.

Инструмент.

Ключи гаечные 6 – 32 мм – 1 комплект.

Напильники – 1 комплект.

Набор головок – 1 набор.

Щетка по металлу – 1 шт.

Нож монтерский – 1 шт.

Набор отверток – 1 комплект.

Отвертка слесарная – 1 шт.

Плашки 4 – 16 мм – 1 комплект.

Метчики 4 – 16 мм – 1 комплект.

Набор сверл 3 – 16 мм – 1 комплект.

Монтировка – 1 шт.

Плоскогубцы – 1 шт.

Кисть плоская – 2 шт.

Щётка-смётка – 1 шт.

Приспособления, приборы, механизмы, защитные средства.

Микроомметр – 1 шт.

Мегомметр 500 В -1 шт.

Уровень микрометрический – 1 шт.

Паяльный инструмент – 1 шт.

Набор щупов – 1 комплект.

Штангенциркуль – 1 шт.

Защитные каски – индивидуально.

Указатель напряжения (380в).

Рукавицы – 2 пары.

Защитные очки – 2 шт.

Материалы и запасные части.

Припой ПОС – 0,02 кг

Припой медно-фосфорный – 0,02 кг

Герметик – прокладка маслостойкий – 50 мл

Стеклолента – 0,150 кг

Лак электроизоляционный – 0,4 кг

Бумага наждачная – 0,5 м

Материалы обтирочные – 0,5 кг

Лента ПХВ – 0,05 кг

Канифоль – 0,005 кг

Лента киперная – 0,5 м

Смазка ЦИАТИМ – 221 – 0,3 кг

Уайт-спирит – 0,3 л

Последовательность операций.

№ п/п Наименование и содержание работ Оборудование и приспособления Технические требования
1 Наружный осмотр электрической машины, в том числе систем
управления, защиты, вентиляции и охлаждения.
Соответствие техническим паспортам по эксплуатации и электрическим схемам.
2 Визуальная проверка состояния заземляющего проводника;
проверка состояния контура заземления.
Молоток, лопата Отсутствие антикорозийного покрытия, ослабление крепления, механические повреждения не допускаются.
3 Проверка на отсутствие посторонних шумов. Посторонние шумы не допускаются.
4 Чистка доступных частей от загрязнения и пыли. Уайт спирит, ветошь, щётка по металлу, щётка-смётка.
5 Осмотр элементов соединения двигателя с приводимым механизмом. Трещины по швам, разрывы, перекосы, ослабления резьбовых соединений не допускаются.
6 Проверка подсоединения и надежности уплотнения подводимых
кабелей, технического состояния и герметичности вводных коробок и
муфт уплотненного ввода;
проверка состояния уплотнителей, поверхностей и деталей, обеспечивающих взрывозащиту;
взрывонепроницаемость вводов кабелей и проводов.
Набор слесарных щупов №1 Набор инструментов набор отвёрток Набор головок. Шероховатость рабочей поверхности Rd не более 1,25 мкм.
7 Проверка крепления электропривода к раме (задвижке). Набор инструментов. Набор головок. Ослабления крепления не допускаются.
8 Осмотр состояния пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА). Набор инструментов. Набор отвёрток.
9 Продувка статора и ротора сжатым воздухом. Компрессор.
10 Проверка сопротивления изоляции обмоток;
при необходимости сушка.
Мегомметр напряжением 500В. Сопротивление изоляции не должно быть менее 0,5 МОм.
11 Проверка сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность. Набор слесарных щупов №1. Набор инструментов, набор отвёрток. Набор головок, герметик. Величины зазоров указаны в руководстве по эксплуатации.
12 Проверка наличия смазки в подшипниках электродвигателя, (при наличии пресс маслёнки пополнение). Смазка ЦИАТИМ – 221, шприц для запрессовки смазки.
13 Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений. Набор инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. Перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются.
14 Ревизия узлов автоматических выключателей. Набор инструментов. Набор отвёрток.
15 Проверка наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при необходимости восстановление. Кисть, краска (табличка). Отсутствие маркировки и надписей не допускаются.

Дополнительно, возможно указать в таблице трудоемкость, трудозатраты, и другую, необходимую информацию, применимо к вашим условиям.

Источник

Ремонт асинхронных электродвигателей

Своевременный и качественный ремонт асинхронных электродвигателей является одним из наиболее действенных средств поддержания оборудования в должном техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации. После ремонта поврежденная электрическая машина не только возвращается в строй; в нужном направлении изменяются ее технические параметры (частота вращения, напряжение и частота питающей сети, класс нагревостойкости изоляции), совершенствуется ее конструкция, повышается надежность. Электродвигатель более полно удовлетворяет конкретным требованиям и условиям эксплуатации.

В промышленности применяется система ППР, основным содержанием которой является плановое осуществление комплекса работ и мероприятий по уходу за электрооборудованием и его ремонту. Чередование, периодичность и объемы ремонтов устанавливаются в соответствии с этой системой в зависимости от режимов работы и условий эксплуатации электрооборудования с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы предприятия и безопасности эксплуатационного персонала. Система ППР является плановой системой мероприятий, обеспечивающей продолжительную безаварийную работу оборудования.

Создание зональных и ведомственных специализированных электроремонтных заводов способствовало централизации ремонта электрооборудования многочисленных мелких и средних предприятий, повышению качества ремонта и снижению затрат на его проведение. На ряде крупных предприятий созданы отдельные электроремонтные цехи, где ремонт асинхронных электродвигателей производится по технологии, принятой на специализированных электроремонтных заводах.

В промышленности применяют централизованную, децентрализованную и смешанную системы организации ремонта. При централизованной системе ремонт электрооборудования выполняют специализированные ремонтные службы, подчиненные главному энергетику предприятия. Обслуживание работающего электрооборудования и мелкий ремонт выполняет персонал, также подчиненный главному энергетику.

При децентрализованной системе специальные ремонтные службы отсутствуют. Все ремонтные работы выполняет персонал, находящийся в подчинении у начальников производственных подразделений.

Смешанная система отличается тем, что в производственных подразделениях имеются не только свои электроремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности работы, но и специализированные ремонтные службы, выполняющие сложные и большие по объему работы.

На предприятиях предусмотрено выполнение нескольких видов ремонтов: текущего и капитального, среднего и капитального или текущего, среднего и капитального. Наиболее прогрессивной формой является проведение для большей части оборудования двух видов ремонта — текущего и капитального. Средние ремонты в настоящее время практически не применяются.

Текущий ремонт асинхронных электродвигателей включает замену небольших деталей, устранение мелких дефекттов, регулировку пускорегулирующей аппаратуры и обеспечивание нормальной работы двигателя до очередного ремонта. К текущему ремонту относятся также чистка двигателя, обработка обгорелых контактов аппаратов, промывка подшипников, смена износившихся щеток, подтягивание креплений и т. д. В процессе выполнения текущих ремонтов проверяют состояние изоляции обмоток, а также проводят различные профилактические испытания с целью выявления и своевременного устранения имеющихся неисправностей. Как правило, текущий ремонт асинхронных электродвигателей выполняется без разборки электрооборудования во время кратковременных остановок технологического оборудования.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные основные узлы и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относятся перемотка роторной или статорной обмоток, перезаливка подшипников скольжения и т. д. Капитальный ремонт асинхронных электродвигателей подразумевает разборку двигателей. В ряде случаев при капитальном ремонте их модернизируют, улучшая их энергетические показатели и конструкцию, повышают надежность и ремонтопригодность. Основная цель модернизации при капитальном ремонте — приближение характеристик старого двигателя к характеристикам появившегося нового, технически более совершенного, а также максимальное приспособление серийного двигателя к конкретному механизму. Затраты средств, времени, труда и материалов при модернизации должны быть оправданы полученными техническими или экономическими результатами.

Под средним ремонтом понимают ремонт асинхронных электродвигателей , при котором предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных частей электрооборудования или предотвращают его аварийный выход из строя. В состав среднего ремонта асинхронного двигателя входит восстановление надежности электрических соединений, устранение дефектов изоляции лобовых частей обмоток, ремонт щеткодержателей с заменой пружин и гибких связей, шлифовка контактных колец и т. д.

Ремонты электрооборудования планируют на основе межремонтных периодов, ремонтных циклов и их структуры. Межремонтным периодом считается время работы электрооборудования между двумя очередными плановыми ремонтами, например между соседними текущими или текущим и капитальным.

Ремонтный цикл — отрезок времени, в течение которого электрооборудование работает между двумя капитальными ремонтами или с момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Под структурой ремонтного цикла понимают совокупность текущих и средних ремонтов, выполняемых между капитальными ремонтами, т. е. в течение одного ремонтного цикла.

Основой для определения продолжительности межремонтного периода и ремонтного цикла асинхронного двигателя служит расчетное или действительное время, в течение которого он может нормально работать в заданных режимах. Одним из факторов, определяющих минимальный период, является продолжительность работы наиболее быстроизнашивающихся частей и деталей. Обычно ремонты планируют на один год с разбивкой .по кварталам и месяцам. Такое планирование называется текущим. Наряду с текущим осуществляется и оперативное планирование с использованием сетевых графиков.

Различают два метода ремонта электрооборудования — принудительный и послеосмотровый. Принудительный метод ремонта применяется главным образом для особо ответственных машин и заключается в том, что через определенные периоды времени машины в обязательном порядке подвергают капитальному ремонту с перемоткой обмоток. Также через строго определенное время производят текущий и средний ремонты.

Основанием для определения ремонтного цикла, как указывалось, является расчетное время износа отдельных частей машины, подтверждаемое данными эксплуатации. Срок безаварийной службы наиболее слабого звена принимается как продолжительность межремонтного периода или цикла.

При принудительной системе ремонта ресурс электрической машины не всегда бывает использован полностью; перемотке может быть подвергнута машина, которая еще значительное время могла бы работать без замены обмотки. Поэтому принудительный метод ремонта является наиболее дорогим.

Послеосмотровый метод ремонтов предполагает планирование капитальных ремонтов после осмотра и профилактических испытаний во время очередной ревизии или текущего ремонта. Если дефектов при этом не обнаруживают, то машину включают в график ремонтов на последующий год. Ресурс машины при этом методе ремонта используется более полно, чем при принудительном, поэтому стоимость ремонтов снижается. Но в то же время из-за возможности внеочередных ремонтов усложняется организация их проведения.

Типовой объем работ при текущем ремонте электродвигателей

Типовой объем работ при текущем ремонте включает:

  • производство операций технического обслуживания;
  • отключение от питающей сети и отсоединение от приводного механизма (двигателя);
  • очистку наружных поверхностей от загрязнений;
  • разборку асинхронного двигателя в нужном для ремонта объеме;
  • проверку состояния подшипников, промывку их, замену подшипников качения, если зазоры в них превышают допустимые; проверку и ремонт системы принудительной смазки; замену смазки;
  • проверку, очистку и ремонт крепления вентилятора; проверку и ремонт системы принудительной вентиляции;
  • осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом обмоток и вентиляционных каналов;
  • проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток, устранение выявленных дефектов;
  • устранение местных повреждений изоляции обмоток, сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком;
  • проверку и подтяжку крепежных соединений и контактов с заменой дефектных крепежных деталей;
  • проверку и регулировку щеткодержателей, короткозамыкающих устройств, механизма подъема щеток;
  • зачистку и шлифовку контактных колец;
  • проверку состояния и правильности обозначений выводных концов обмоток и клеммных колодок с необходимым ремонтом;
  • замену фланцевых прокладок и уплотнений;
  • проверку герметичности взрывозащищенных машин;
  • сборку двигателя и проверку защитного заземления;
  • присоединение двигателя к сети и проверку его работы на холостом ходу и под нагрузкой;
  • устранение повреждений окраски;
  • проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи двигателя в эксплуатацию.

Типовой объем работ при капитальном ремонте электродвигателей

Типовой объем работ при капитальном ремонте включает;

  • производство операций текущего ремонта;
  • проверку осевого разбега ротора и радиальных зазоров подшипников скольжения с последующей перезаливкой вкладышей;
  • замену подшипников качения;
  • полную разборку двигателя с чисткой и промывкой всех механических деталей;
  • замену дефектных обмоток1 (включая ремонт короткозамкнутых обмоток ротора), очистку и продувку сохраняемых обмоток;
  • пропитку и сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровными лаками и эмалями;
  • ремонт конктактных колец и щеточных узлов (вплоть до их замены на новые);
  • ремонт магнитопровода статора и ротора, включая частичную замену листов;
  • восстановление прессовки магнитопроводов;
  • ремонт подшипниковых щитов, корпуса, восстановление размеров посадочных мест; ремонт вала;
  • ремонт или замену вентилятора;
  • замену неисправных пазовых клиньев, различных изоляционных деталей;
  • маркировку выводных концов в соответствии с ГОСТ 183—74*; сборку и окраску двигателя;
  • проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи двигателя в эксплуатацию.

Испытание асинхронных электродвигателей

После ремонта асинхронные двигатели подвергаются испытаниям, объем которых зависит от типа ремонта.

Программа испытаний асинхронных двигателей в соответствии с Нормами после капитального ремонта, производимого в сроки, устанавливаемые системой ППР (для двигателей ответственных механизмов и двигателей, работающих в тяжелых условиях, — не реже 1 раза в два года), содержит 14 пунктов;

  1. Испытание стали статора двигателей с обмоткой из прямоугольного провода.
  2. Измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора (для двигателей с фазным ротором) и подшипников.
  3. Испытание обмоток статора и ротора (фазного) на электрическую прочность повышенным напряжением промышленной частоты на полностью собранном двигателе. Результаты испытаний считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции после этих испытаний осталось прежним.
  4. Измерение сопротивления обмоток статора и фазного ротора постоянному току, а также сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулирующих резисторов, если последние входят в комплект двигателя.
  5. Испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты.
  6. Измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) и расчет эксцентриситета ротора.
  7. Измерение зазоров в подшипниках скольжения для решения вопроса о необходимости перезаливки вкладышей подшипников.
  8. Проверка работы двигателя на холостом ходу. Сравнение тока холостого хода с его каталожным значением.
  9. Измерение вибрации подшипников для высоковольтных двигателей и двигателей ответственных механизмов.
  10. Измерение разбега ротора в осевом направлении для двигателей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора при ремонте.
  11. Проверка работы двигателя под нагрузкой.
  12. Гидравлическое испытание воздухоохладителя (если такой имеется в комплекте двигателя).
  13. Проверка исправности стержней короткозамкнутой обмотки ротора электродвигателей мощностью 100 кВт и более. Все стержни должны быть целыми.
  14. Проверка срабатывания защиты двигателей напряжением до 1 кВ при питании их от сети с заземленной нейтралью.

При текущих ремонтах двигателей Нормы регламентируют проведение испытаний по пп. 2, 14. Величины воздушных зазоров, значения испытательных напряжений, допустимых сопротивлений изоляции и других контролируемых во время испытаний физических величин приводятся в соответствующих типовых положениях и нормах.

Источник

Оцените статью