Технологические правила ремонта каменных бетонных

Технологические правила ремонта каменных, бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
РЕМОНТА КАМЕННЫХ, БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

РАЗРАБОТАНЫ НИИ мостов ПГУПСа (В.В.Кондратовым, В.П.Кузьминым, Г.С.Карапетовой) и Нормативно-технологической станцией по инженерным сооружениям и пути МПС (В.Э.Цомировым, Л.И.Чистовой) и выполнены с учетом последних работ НИИ мостов ПГУПСа, МИИТа, технических решений по ремонту опор институтов Гипротранспуть, Желдорпроект, других проектных организаций и производственного опыта по ремонту искусственных сооружений специализированных мостовых подразделений МПС и Корпорации «Трансстрой».

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем начальника Департамента пути и сооружений А.В.Бушиным 02.12.1996 г.

Технологические правила содержат общие требования к организации и производству ремонтных работ, к качеству и свойствам применяемых строительных материалов, указания по технологии ремонта массивных опор, защитных слоев, конструкций с трещинами и повреждениями, снижающими их несущую способность, указания по ремонту лотков водопропускных труб, перечень и характеристики машин и механизмов, используемых при ремонтных работах, а также основные положения техники безопасности при производстве работ.

Технологические правила предназначены в качестве руководства при проектировании и выполнении работ по ремонту и текущему содержанию массивных и железобетонных конструкций искусственных сооружений.

Источник

Технологические правила ремонта каменных бетонных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
РЕМОНТА КАМЕННЫХ, БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

РАЗРАБОТАНЫ НИИ мостов ПГУПСа (В.В.Кондратовым, В.П.Кузьминым, Г.С.Карапетовой) и Нормативно-технологической станцией по инженерным сооружениям и пути МПС (В.Э.Цомировым, Л.И.Чистовой) и выполнены с учетом последних работ НИИ мостов ПГУПСа, МИИТа, технических решений по ремонту опор институтов Гипротранспуть, Желдорпроект, других проектных организаций и производственного опыта по ремонту искусственных сооружений специализированных мостовых подразделений МПС и Корпорации «Трансстрой».

Читайте также:  Пусть вероятность того что телевизор потребует ремонта равна 0 2

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем начальника Департамента пути и сооружений А.В.Бушиным 02.12.1996 г.

Технологические правила содержат общие требования к организации и производству ремонтных работ, к качеству и свойствам применяемых строительных материалов, указания по технологии ремонта массивных опор, защитных слоев, конструкций с трещинами и повреждениями, снижающими их несущую способность, указания по ремонту лотков водопропускных труб, перечень и характеристики машин и механизмов, используемых при ремонтных работах, а также основные положения техники безопасности при производстве работ.

Технологические правила предназначены в качестве руководства при проектировании и выполнении работ по ремонту и текущему содержанию массивных и железобетонных конструкций искусственных сооружений.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технологические правила ремонта (далее везде — Правила) содержат указания по ремонту и усилению массивных опор. Рекомендации разработаны в соответствии с действующими указаниями и инструкциями Департамента пути и сооружений МПС России и охватывают наиболее распространенные ремонтные процессы: устройство железобетонных поясов, сплошных рубашек и каркасов устоев. Для каждого процесса приведены общие требования к исполнению, основные материалы и оборудование, перечислены технологические операции, даны указания по организации процесса в целом. Кроме того, приведены указания по ремонту труб с устройством железобетонных рубашек и лотков металлических гофрированных труб. В Правилах указаны меры, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов и охраны труда при выполнении ремонтных работ. Правила предназначены для выполнения работ по текущему содержанию, а также по капитальному ремонту опор мостов.

Необходимость ремонта опор мостов и водопропускных труб, сроки и объемы работ в каждом отдельном случае должны определяться по результатам текущих и периодических осмотров и в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений железных дорог. Работы следует выполнять согласно проектам, составленным и утвержденным в установленном порядке. Разработку проектов необходимо вести с учетом настоящих Правил, предусматривая использование наиболее совершенных технических средств и способов ремонта, обеспечивающих повышение производительности труда и надлежащее качество работ. При этом в состав проекта помимо основных конструктивных и технологических решений следует выключать требования к устройству вспомогательных конструкций, подмостей, а также других временных сооружений, связанных с выполнением требований безопасности и охраны труда.

Все дефекты, обнаруженные в процессе производства работ и не учтенные проектом, должны быть отмечены, и о них должна быть поставлена в известность проектная организация, обязанная внести необходимые исправления и изменения в проект, согласовать эти изменения с заказчиком и сообщить строительной организации способы исправления обнаруженных дефектов. При организации ремонтных работ наряду с указаниями настоящих Правил в первую очередь необходимо руководствоваться:

Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.

Кроме того, при выполнении отдельных видов ремонта надлежит соблюдать требования ряда других руководящих документов, на которые даны ссылки в соответствующих пунктах настоящих Правил.

1.2. Ремонт опор мостов и водопропускных труб должен производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов. В тех случаях, когда для выполнения тех или иных работ требуется закрытие движения, продолжительность перерыва следует определять на основе детально разработанного графика. Длительность отдельных операций при этом должна быть установлена по Типовым технически обоснованным нормам времени на работы по текущему содержанию и ремонту земляного полотна и искусственных сооружений, а при отсутствии нормативов — по опытным данным или Сметным нормам и единичным расценкам на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта (ЕРКР и т.д.). Продолжительность перерывов должна быть минимальной. По возможности следует использовать «окна», предусмотренные в графике движения для путевых ремонтных работ.

При необходимости ремонта нескольких мостов, расположенных на одном перегоне или участке, ремонтные работы следует спланировать так, чтобы на разных объектах их можно было осуществить в одно и то же «окно». На каждом объекте ремонт должен производиться в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительные работы необходимо выполнять в возможно большем объеме с тем, чтобы предельно уменьшить длительность основных работ, проводимых в «окно».

На время выполнения подготовительных, основных и заключительных работ по ремонту место работ должно быть ограждено соответствующими сигнальными знаками. При этом ограждение должно отвечать требованиям Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, а также Инструкции по сигнализации на железных дорогах.

1.3. В ходе выполнения ремонтных работ следует контролировать соблюдение требований проекта и оформление исполнительской документации (акты, журналы работ). Необходимо также проверять соответствие примененных материалов техническим условиям и стандартам, качество изготовления дополнительных деталей, элементов и осуществлять пооперационный контроль на всех этапах и стадиях технологического процесса.

Работами должен руководить мостовой мастер, а в сложных или особо ответственных случаях — начальник дистанции пути или его заместитель. При производстве работ специализированными организациями непосредственное руководство должен осуществлять ответственный работник данной организации, имеющий на это право по занимаемой должности и прошедший проверку на знание инструкций и правил, связанных с производством работ на действующих железнодорожных путях, а представитель дороги должен вести технический надзор за выполнением работ.

Работник, ведущий надзор (специально назначенный начальником дистанции пути или службы пути), обязан следить за качеством ремонта, соблюдением технологии производства работ, контролировать соблюдение всех правил и требований по обеспечению безопасности движения поездов и намеченного проектом режима эксплуатации моста в период работ. По окончании ремонта должна производиться приемка работ. Порядок приемки установлен Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.

1.4. Ремонт опор и пролетных строений в зависимости от объема и сложности может производиться с привлечением специализированных ремонтно-строительных организаций. Надзор, в том числе контроль на всех основных этапах работ, и приемку работ должен производить Заказчик и дистанция пути (работники, специально назначенные начальником дистанции или службы пути).

Приемка законченных работ, выполнявшихся по проектам, должна производиться комиссиями, назначенными инстанциями, утвердившими проекты, и оформляться актами, утверждаемыми указанными инстанциями. Приемка работ производится на основании исполнительной документации, представляемой исполнителем работ.

1.5. При организации и проведении ремонта опор и водопропускных труб надлежит обеспечивать безопасные условия производства работ, исходя из общих положений, изложенных в главе 7 настоящих Правил, и руководствуясь требованиями действующих нормативных документов по охране труда.

1.6. В настоящих Правилах даны ссылки на руководящие документы и государственные стандарты, действующие на 1 января 1997 г. Все последующие изменения этих документов и стандартов при пользовании Правилами должны быть соответственно учтены.

2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

2.1. Материалы для ремонта массивных опор и труб

2.1.1. Для ремонта опор и труб следует применять конструкционные тяжелые бетоны со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м и классом прочности на сжатие, соответствующим ГОСТ 25192-82 и СНиП 2.05.03-84 (табл.21). Марки бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий зоны, где производится ремонт, расположения и вида конструкции следует принимать в соответствии с табл.22 и п.3.21, а марки бетона по водонепроницаемости элементов опор — п.3.22 СНиП 2.05.03-84.

2.1.2. Марки стали для арматуры железобетонных опор, устанавливаемой по расчету, в зависимости от условий ее работы и средней температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства следует принимать в соответствии с табл.29 п.3.33 СНиП 2.05.03-84. Арматурная сталь класса A-II марки В Ст5 пс2 допускается к применению в опорах мостов, если диаметр ее стержней, мм, не более:

20 — для элементов с арматурой, не рассчитываемой на выносливость;

16 — то же, рассчитываемой на выносливость.

В качестве конструктивной арматуры при всех условиях допускается применение арматурной стали классов A-I и A-II марок, указанных в табл.29 п.3.33 СНиП 2.05.03-84, а также арматурной проволоки по ГОСТ 6727-80 гладкой класса B-I и периодического профиля Вр-I.

2.1.3. Материалы для бетонов и приготовления бетонных смесей должны отвечать требованиям СНиП 3.06.04-91. При подборе составов бетона и выборе материалов можно использовать рекомендации Руководства по подбору составов тяжелого бетона.

2.2. Материалы для ремонта защитного слоя

2.2.1. Для ремонта защитного слоя железобетонных элементов мостов и труб применяются:

цементные бетоны и растворы обычные или с пластифицирующими и воздухововлекающими добавками;

полимерцементные бетоны и растворы на основе комбинированных или синтетических вяжущих — цемента и поливинилацетатной эмульсии, цемента и латекса СКС-65 и др.;

полимерные бетоны на основе эпоксидных смол ЭД-20 и ЭД-22.

2.2.2. Материалами для приготовления цементного раствора и бетона служат: портландцемент, пластифицированный портландцемент, гидрофобный портландцемент, сульфатостойкий портландцемент, портландцемент с умеренной экзотермией и портландцемент для производства асбестоцементных изделий марок 400 и 500.

Песок и щебень должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8736-85. Наибольшая крупность щебня должна быть не больше одной трети толщины защитного слоя. Песок должен иметь модуль крупности 2,5. В бетон рекомендуется вводить порообразующие (газообразующие, воздухововлекающие) и пластифицирующие добавки. В качестве газообразующей добавки вводится, например, гидрофобизирующая жидкость ГКЖ-94 (в виде 50%-ной эмульсии). В качестве воздухововлекающей добавки рекомендуется использовать смолу нейтрализованную воздухововлекающую (СНВ). В северных условиях для климатических районов с температурой наиболее холодной пятидневки -40 °С и ниже введение добавок обязательно.

Для пластификации растворов и бетонов рекомендуется применять пластифицированный цемент или вводить в бетонную смесь сульфитно-спиртовую барду (ССБ).

Бетон, применяемый для восстановления защитного слоя и ремонта дефектных мест, должен изготовляться из бетонной смеси, обладающей достаточной пластичностью — осадкой конуса примерно 8-10 см. Бетонная смесь должна содержать несколько повышенное количество песка для облегчения бетонирования. Вместе с этим количество цемента должно быть минимальным для уменьшения усадки и не превышать 450 кг на 1 м бетона; желательно введение пластифицирующей добавки ССБ.

2.2.3. Материалами для полимерцементного и полимерного бетонов служат комбинированные связующие на основе: цемента и поливинилацетатной эмульсии ПВАЭ; цемента и латекса СКС-65ГП со стабилизатором ОП-7 или ОП-10; эпоксидной смолы с отвердителем и пластификатором; эпоксидно-тиоколового связующего с модификатором в виде сланцевого битума СБ.

Допускается применять также латексы типа СКС-30, СКС-50. В состав полимерного бетона на основе эпоксидной смолы вводится, кроме того, тонкомолотый наполнитель (до 20% по массе). Рекомендуемые составы растворов и бетонов приведены в табл.2.1-2.5.

Таблица 2.1. Состав полимерцементного раствора и бетона на основе поливинилацетатной эмульсии

Источник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА КАМЕННЫХ, БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

1 ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» Департамент пути и сооружений Утверждаю: Вице-президент ОАО «РЖД» С.Ю. Иванов «17» июня 2005г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА КАМЕННЫХ, БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ Москва 2005г.

2 Настоящая редакция Технологических правил разработана Нормативно- технологической станцией по инженерным сооружениям и пути Центра обследований и диагностики инженерных сооружений филиала ОАО «Российские железные дороги» с использованием материалов исследований и опытных работ ООО «Строительные системы», с учетом работ, выполненных институтом НИИМостов ФАЖТа, технических решений по ремонту опор института Гипротранспуть и других проектных организаций, а также производственного опыта специализированных мостовых подразделений ОАО «РЖД» и ОАО «Корпорация «Трансстрой». Технологические правила содержат общие требования к организации и производству ремонтных работ, к качеству и свойствам применяемых строительных материалов, а также технологии ремонта элементов конструкции каменных, бетонных и железобетонных искусственных сооружений и предназначены в качестве руководства для проектирования и выполнения работ по их содержанию и ремонту. 2

3 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА ИСКУССТВЕНННЫХ СООРУЖЕНИЙ Оценка типа разрушений и выбор ремонтного материала Требования к ремонтным бетонам Требования к арматуре и заполнителям Бетоны из сухих смесей Бетоны на специальном цементе Полимербетоны и полимеррастворы Высокопластичные материалы для герметизации активных трещин Материалы для прочностной заделки и герметизации активных трещин Материалы для защитных покрытий Материалы для опалубочных работ РЕМОНТ ЗАЩИТНЫХ СЛОЕВ Общие положения Подготовка поверхностей Дополнительное армирование Бетонирование Ремонт защитных слоев без применения специальных бетонов РЕМОНТ И ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ С ТРЕЩИНАМИ Общие положения Устройство защитных покрытий Внутренняя гидроизоляция трещин Восстановление монолитности конструкций и герметизация трещин полимерными композициями Восстановление монолитности конструкций и герметизация трещин специальными бетонами РЕМОНТ МАССИВНЫХ ОПОР Общие указания Цементация каменных и бетонных кладок Торкретирование кладки Устройство сплошной железобетонной рубашки на опорах мостов Общие указания Защитные рубашки Несущие оболочки 45 3

4 5.5. Устройство железобетонных каркасов опор Общие положения Устройство железобетонных поясов опор Устройство железобетонных каркасов устоев Опалубочные работы РЕМОНТ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ Общие положения Ремонт лотковой части труб Производство работ при ремонте лотков ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ Общие указания Приспособления и устройства для безопасного ведения работ Техника безопасности при работе с полимербетонами и эпоксидными смолами Требования по технике безопасности при использовании бетонов из сухих смесей Основные меры безопасности при обслуживании машин, механизмов и приспособлений, применяемых при ремонтных работах ПРИМЕРЫ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ Ремонт балластного корыта Ремонт ригеля Ремонт поперечной балки Ремонт подферменника Ремонт стыка несущих конструкций 71 ПРИЛОЖЕНИЯ 77 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98 4

5 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1 Настоящие Технологические правила (далее везде Правила) содержат указания по ремонту и усилению конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов. Правила разработаны в соответствии с действующими указаниями и инструкциями, охватывая наиболее распространенные ремонтные процессы. Для каждого из них приведены общие требования к исполнению, основные материалы и оборудование, перечислены технологические операции. Указаны меры, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов и охраны труда при выполнении ремонтных работ. Правила предназначены для выполнения работ по текущему содержанию, а также по капитальному ремонту водопропускных труб, опор мостов, каменных, бетонных и железобетонных пролетных строений. Необходимость ремонта мостов и водопропускных труб, сроки и объемы работ в каждом отдельном случае должны определяться по результатам текущих и периодических осмотров и в соответствии с Техническими условиями на проведение планово- предупредительных ремонтов инженерных сооружений железных дорог России. Работы следует выполнять согласно проектам, составленным и утвержденным в установленном порядке. Разработку проектов необходимо вести с учетом настоящих Правил, предусматривая использование наиболее совершенных технических средств и применение способов ремонта, обеспечивающих повышение производительности труда и надлежащее качество работ. При этом в состав проекта помимо основных конструктивных и технологических решений следует включить требования к устройству вспомогательных конструкций, подмостей, а также других временных сооружений, связанных с обеспечением выполнения требований безопасности и охраны труда. Все дефекты, обнаруженные в процессе производства работ и не учтенные проектом, должны быть отмечены и о них должна быть поставлена в известность проектная организация, обязанная внести необходимые исправления и изменения в проект, согласовать эти изменения с заказчиком и сообщить строительной организации способы исправления дополнительно обнаруженных дефектов. При организации и проведении ремонтных работ наряду с указаниями настоящих Правил следует в первую очередь руководствоваться: — Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; — Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; — Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; — Инструкцией по содержанию искусственных сооружений. 5

6 Кроме того, при выполнении отдельных видов ремонта надлежит соблюдать требования ряда других руководящих документов, на которые даны ссылки в соответствующих пунктах настоящих Правил. 1.2 Ремонт мостов и водопропускных труб должен производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов. В тех случаях, когда для выполнения тех или иных работ требуется закрытие движения, продолжительность перерыва следует определять на основе детально разработанного графика. Длительность отдельных операций при этом должна быть установлена по Отраслевым, технически обоснованным, нормам времени, а при отсутствии нормативов по опытным данным или Сметным нормам и единичным расценкам на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта ЕРКР и т.п. Продолжительность перерывов должна быть минимальной. По возможности следует использовать «окна», предусмотренные в графике движения для путевых ремонтных работ. При необходимости ремонта нескольких мостов, расположенных на одном перегоне или участке, ремонтные работы следует планировать так, чтобы на разных объектах их можно было осуществить в одно и то же «окно». На каждом объекте ремонт должен осуществляться в три периода: — подготовительный, основной и заключительный. Подготовительные работы необходимо выполнять в возможно большем объеме с тем, чтобы предельно уменьшить длительность основных работ, проводимых в «окно». На время выполнения подготовительных, основных и заключительных работ по ремонту место работ должно быть ограждено соответствующими сигнальными знаками. При этом ограждение должно отвечать требованиям Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, а также Инструкции по сигнализации на железных дорогах В ходе выполнения ремонтных работ следует обеспечивать контроль за соблюдением требований проекта и оформлением исполнительской документации (акты, журналы работ и т.п.). Необходимо также проверять соответствие примененных материалов техническим условиям и стандартам, качество изготовления дополнительных деталей, элементов и осуществлять пооперационный контроль на всех этапах и стадиях технологического процесса. Работами должен руководить мостовой мастер, а в сложных или особо ответственных случаях начальник дистанции пути или его заместитель. Работник, ведущий надзор (специально назначенный начальником дистанции пути или службы пути), обязан следить за качеством ремонта, соблюдением технологии производства работ, контролировать соблюдение всех правил и требований по обеспечению безопасности движения поездов и намеченного проектом режима эксплуатации моста в период работ. По окончании ремонта должна производиться приемка работ. Порядок приемки установлен Инструкцией по содержанию искусственных сооружений. 6

7 1.4. Ремонт искусственных сооружений в зависимости от объемов и сложности может производиться с привлечением специализированных ремонтно-строительных организаций. Непосредственное руководство работами в этом случае должен осуществлять ответственный работник данной организации, имеющий на это право по занимаемой должности и проверенный в знании инструкций и правил, регламентирующих производство работ на действующих железнодорожных путях. Надзор, в том числе контроль на всех основных этапах работ, и приемку работ должен осуществлять Заказчик и дистанция пути (работники, специально назначенные начальником дистанции или службы пути). Приемка законченных работ, выполняющихся по проектам, должны производиться комиссиями, назначаемыми инстанциями, утвердившими проекты, и оформляться актами, утверждаемыми указанными инстанциями. Приемка работ производится на основании исполнительной документации, представленной исполнителем работ При организации и проведении ремонта искусственных сооружений надлежит обеспечивать безопасные условия производства работ, исходя из общих положений, изложенных в главе 7 настоящих Правил, и руководствуясь требованиями действующих нормативных документов по охране труда В настоящих Правилах даны ссылки на руководящие документы и государственные стандарты, действующие на 01 января 2005 года. Все последующие изменения этих документов и стандартов при пользовании Правилами должны быть соответственно учтены До настоящего времени ремонт бетонных и железобетонных конструкций инженерных сооружений выполнялся материалами, обычно применяемыми при новом строительстве и недостаточно пригодными для восстановительного ремонта конструкций. Сказанное поясняется схемами, представленными на рис Здесь показано повреждение бетона, ремонтируемое разными составами. Обычные бетоны не сочетают пластичность и безусадочность. 7

8 Рис Ремонт повреждения конструкции бетонами: а) жесткими малоусадочными, б) пластичными усадочными, в) специальными пластичными безусадочными. Соответственно, если ремонт осуществляют жесткой смесью, на шероховатой поверхности остаются незаполненные полости; впоследствии в них попадает вода и при ее замораживании происходит отторжение ремонтного слоя. Если ремонт выполняют пластичной смесью, возникают усадочные трещины, также ведущие к разрушению ремонтного материала. Кроме того, обычные бетоны не обеспечивают достаточной адгезии к «старой» конструкции. Находившие применение полимербетоны могли сочетать пластичность с незначительной усадкой. Но коэффициент температурного расширения у них оказывался существенно отличным от бетонов на основе цемента; по этой причине ремонтные слои, выполненные из данного материала, оказывались недолговечными. В настоящее время положение существенно изменилось. Промышленность строительных материалов освоила производство сухих смесей и вяжущего для приготовления специальных ремонтных бетонов на основе портландцемента, сочетающих пластичность, безусадочность, и хорошую адгезию к материалам эксплуатировавшихся длительное время бетонных и каменных конструкций. Таким бетонам, кроме того, свойственен 8

9 быстрый набор прочности, что особенно важно при производстве ремонтных работ во время перерывов в движении поездов. Настоящее издание Правил учитывает произошедшие изменения. 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ 2.1 Оценка типа дефектов и разрушений и выбор ремонтного материала Оценка дефектов и степени их опасности производится дистанциями, мостоиспытательной станцией или иной специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию Материалы обследований должны содержать исчерпывающие данные для выполнения проекта ремонта. Сюда, в первую очередь, входит: — оценка степени агрессивности среды эксплуатации по отношению к материалам конструкций; — определение глубины разрушений бетона или каменной кладки (размера от проектного положения поверхности конструкции до границы неослабленного материала); — определение потери площади сечения арматуры вследствие коррозии; — оценка степени коррозии закладных деталей и анкеров; — оценка состояния и прочности защитного слоя в целом Разработку технических решений ремонта, включая выбор ремонтного материала, осуществляет проектная организация на основе материалов обследования сооружения При выборе ремонтного материала следует учитывать: — степень целостности и потери несущей способности элементов конструкций; — глубину разрушений; — условия эксплуатации (температурный режим, влажность и агрессивность среды, динамические воздействия); — эстетические требования; — расположение и ремонтнодоступность конструкции; — объем подлежащих выполнению работ В ходе разработки технических решений ремонта следует ориентироваться на современные материалы и технологии, обеспечивающие, при условии правильного выбора, продление срока службы конструкций до лет. Основные положения выбора способа ремонта следующие: — если толщина ремонтируемого слоя несущих конструкций не превышает 10 см, следует применять бетоны из специальных сухих смесей ( в дальнейшем изложении специальные бетоны). Бетоны и растворы, приготавливаемые на месте смешением 9

10 инертных, цемента и воды как для нового строительства, не обеспечивают требуемых для ремонта свойств: сочетания безусадочности и пластичности, повышенной прочности сцепления со «старым» бетоном, ускоренного набора прочности; — бетоны из сухих смесей предпочтительны также в случаях небольших объемов работ и недоступности места их проведения для самосвалов и миксеров; — при толщине ремонтного слоя несущих конструкций свыше 10 см следует либо использовать специальные бетоны с добавлением щебня (до 40% по массе) либо бетоны, приготавливаемые на месте смешением инертных со специальным цементом, обеспечивающим безусадочность и быстрый набор прочности. Ремонт массивных опор допускается выполнять, используя бетоны на портландцементе, не являющимся безусадочным; — если ремонту подлежат вертикальные, потолочные и наклонные поверхности проект ремонта может предусматривать применение тиксотропных бетонов из сухих смесей или наливных. Тиксотропные бетоны наносят набрызгом насосом или вручную при минимальных (до 5%) потерях (набрызг не требует высоких давлений, используемых при торкретировании). — при значительной, свыше 10% потере площади сечения арматуры вследствие коррозии оптимальными ремонтными составами служат специальные фибробетоны, изготавливаемые из сухих смесей. Благодаря высокой прочности на растяжение они компенсируют снижение несущей способности арматуры Трещины в конструкциях разделяют на активные и неактивные. Активные могут изменять раскрытие под воздействием нагрузки и изменений температуры. Неактивные не меняют раскрытия при внешних воздействиях. Активные трещины могут обращаться в неактивные за счет соответствующего усиления конструкции, восстанавливающего ее монолитность. Другой вариант ремонта активных трещин: наполнение их мастикой, не подверженной разрывам при изменениях раскрытия. Неактивные трещины герметизируют иньецированием в них состава, склеивающегося с бетоном, но не способным предотвратить изменения раскрытия при внешних воздействиях. Для герметизации волосных трещин используют защитные покрытия, создающие пленку на поверхности бетона Если на поверхности бетона наряду с неглубокими неактивными трещинами имеются сколы, раковины, участки шелущения, поверхностный слой подлежит удалению и замене. Выполнение этого вида работ относится к ремонту защитного слоя и рассматривается в главе Для устройства и ремонта сборных и монолитных лотков металлических гофрированных труб (МГТ) и лотковой части железобетонных труб, которые могут эксплуатироваться в условиях сильной 10

11 коррозионной активности грунта и воды при расчетных температурах ниже 40 С. могут применяться полимеррастворы и полимербетоны, имеющие высокую степень износостойкости и морозостойкости Требования к ремонтным бетонам Специальные бетоны и фибробетоны для ремонта несущих конструкций должны выполняться из сухих смесей, произведенных по техническим условиям, согласованным в установленном порядке для применения на инженерных сооружениях железнодорожного транспорта Специальные бетоны, применяемые в поверхностных слоях толщиной до 10 см, должны отвечать следующим требованиям. Класс прочности на сжатие: через 24 часа не ниже В15, через 28 суток не ниже В45. Прочность сцепления со «старым» бетоном через 28 суток — не ниже 1 МПа. Усадка в пластичном и затвердевшем состоянии не допускается. Морозостойкость не ниже F300. Водонепроницаемость не ниже W10. Коэффициент сульфатостойкости — не ниже 0,8. Удобоукладываемость для бетонов из смесей с крупностью наполнителя до 3 мм, определяемая по расплыву конуса, — не меньше 170 мм. Удобоукладываемость для бетонов из смесей с крупностью наполнителя свыше 3 мм, определяемая по осадке конуса, — не меньше 200 мм. Специальные бетоны должны быть самоуплотняющимися, не требующими применения вибраторов при укладке Специальные фибробетоны, применяемые в поверхностных слоях толщиной до 10 см, должны отвечать требованиям, указанным в п , и, кроме того, должны обладать прочностью на растяжение при изгибе: через 28 суток не ниже 1 МПа (10 кг/см 2 ). На открытых сооружениях железнодорожного транспорта следует применять металлическую фибру с антикоррозийным покрытием Бетоны ремонтных слоев толщиной свыше 10 см на несущих конструкциях должны отвечать следующим требованиям. Класс прочности на сжатие: чрез 28 суток не ниже В30. Требуемая морозостойкость определяется проектной организацией в зависимости от района строительства и должна быть не ниже F150. Водонепроницаемость не ниже W Бетоны и растворы для выравнивающих слоев, слоев защиты гидроизоляции и других элементов сооружений, не относящихся к несущим конструкциям, должны отвечать следующим требованиям. 11

12 класс прочности на сжатие: через 24 часа не ниже В10, через 28 суток не ниже В15, морозостойкость не ниже F150, Удобоукладываемость, определяемая по осадке конуса, — не ниже 150 мм Для ремонтных работ в аварийных условиях следует применять составы, рекомендуемые организацией-производителем сухих смесей, для специальных бетонов применительно к конкретному случаю. Сюда входят сверхбыстротвердеющие бетоны (класс В10 через 3 часа после укладки), составы для бетонирования в зимних условиях и т.п Требования к арматуре и заполнителям Марки стали для арматуры железобетонных опор, устанавливаемой по расчету, в зависимости от условий работы и средней температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе производства работ следует принимать в соответствии с табл.29 п.3.33 СНиП Арматурная сталь класса А- II марки B Cт5 пс2 допускается к применению в опорах мостов, если диаметр ее стержней в мм не более: 20 для элементов с арматурой, не рассчитываемой на выносливость; 16 то же, рассчитываемой на выносливость. В качестве конструктивной арматуры при всех условиях допускается применение арматурной стали классов А I и А II марок, указанных в табл. 29 п СниП , а также арматурной проволоки по ГОСТ гладкой класса В 1 и периодического профиля Вр Материалы для бетонов и приготовления бетонных смесей должны отвечать требованиям СниП При подборе составов бетона и выборе материалов можно использовать рекомендации Руководства по подбору составов тяжелого бетона Щебень и гравий для приготовления бетонов должны соответствовать требованиям ГОСТ Применение крупных заполнителей из осадочных пород не допускается. Морозостойкость щебня, гравия и щебня из гравия должны обеспечивать получение бетонов требуемой морозостойкости и быть не ниже Мрз Песок для приготовления бетонов должен соответствовать требованиям ГОСТ Испытания крупных заполнителей следует производить по ГОСТ , а песка по ГОСТ Крупные и мелкие заполнители должны быть сухими (влажность не более 0,5 %). Не допускается загрязнение заполнителей карбонатами (мел, мрамор, известняк), основаниями (известь, цемент) и металлической пылью (стальной, 12

13 цинковой). Влажность наполнителей должна быть не более 1 %. Кислотостойкость песка и наполнителей должна быть не ниже % Бетоны из сухих смесей Специальные бетоны ЭМАКО (EMACO), производимые по техническим условиям ТУ , согласованным с институтом ВНИИЖТ, отвечают требованиям п и включают следующие разновидности: EMACO S66 наливной. Максимальная крупность заполнителя 10 мм. Рекомендуемая область преимущественного применения ремонтные слои толщиной от 4 до 10 см. EMACO S88 наливной. Максимальная крупность заполнителя 3 мм. Рекомендуемая область преимущественного применения ремонтные слои толщиной от 2 до 4 см. EMACO S88C тиксотропный. Максимальная крупность заполнителя 3 мм. Рекомендуемая область преимущественного применения ремонтные слои толщиной от 2 до 4 см на потолочных, наклонных и вертикальных поверхностях. При необходимости получения большей толщины бетон наносится в два и более слоев. Бетон EMACO S66 приготавливают в бетономешалках и перекачивают бетононасосами. Бетоны EMACO S88 и EMACO S88C могут также приготавливаться в растворомешалках и перекачиваться растворонасосами. Примечания. 1. Сухие смеси для приготовления бетонов ЭМАКО производят в России по лицензии фирмы DEGUSSA. 2. Наряду с приведенными в настоящем разделе обозначениями сухих смесей находят применение наименования на русском языке, например, ЭМАКО S Специальные фибробетоны с металлической фиброй ЭМАКО по ТУ , отвечающие требованиям п и 2.2.3, включают следующие разновидности: EMACO SFR наливной, EMACO S150 CFR наливной, EMACO S170 CFR тиксотропный. Максимальная крупность заполнителя у перечисленных фибробетонов 3 мм. Рекомендуемая область преимущественного применения ремонтные слои толщиной от 2 до 4 см. Названные фибробетоны приготавливают в бетономешалках. Фибробетоны кроме EMACO SFR содержат гибкую металлическую фибру и могут перекачиваться бетононасосом Для высокоточной подливки под строительные конструкции и оборудование следует применять самовыравнивающиеся бетоны EMACO S33 (максимальная крупность заполнителя 10 мм) и EMACO S55 (максимальная крупность заполнителя 3 мм). Указанные бетоны отвечают требованиям п

14 Поверхностный выравнивающий и защитный слой толщиной до 2 см по «старому» бетону следует выполнять из ремонтного состава EMACO 90. Его морозостойкость, водонепроницаемость и сульфатостойкость отвечают требованиям п Элементы конструкций, не относящиеся к несущим (защитный слой гидроизоляции и т.п.), предлагается выполнять из быстротвердеющих безусадочных бетонов на специальном цементе Бетоны на специальном цементе Специальным вяжущим в бетонах, используемых для ремонта несущих конструкций, является цемент МАКФЛОУ Портландцемент пластифицированный расширяющийся МАКФЛОУ изготавливают в России по техническим условиям ТУ Используя его в качестве вяжущего, получают безусадочные быстротвердеющие бетоны, в том числе соответствующие положениям п настоящих правил. Цемент МАКФЛОУ отвечает следующим требованиям. Прочность на сжатие, МПа: через 24 часа 40, через 28 суток 62,5. Водонепроницаемость — не менее W8. Морозостойкость — не менее F300. Подвижность цементного раствора при В/Ц = 0,40, определяемая по расплыву конуса, не менее 210 мм Составы бетонов на цементе МАКФЛОУ подлежат определению путем изготовления и испытания образцов с местными заполнителями. Для предварительной ориентировки в целесообразных соотношениях приводится пример состава и данные о результатах прочностных испытаний образцов. Расход материалов, кг/м 3 : цемент 350, песок 920, щебень 1020, вода 165. Класс прочности на сжатие через 28 суток В22, Полимербетоны и полимеррастворы Допускаемые к применению при ремонте лотков МГТ и лотковой части железобетонных труб полимербетоны и полимеррастворы имеют связующие на основе эпоксидных смол, в состав которых в качестве пластификатора, способствующего уменьшению усадочных деформаций, вводится жидкий тиокол. Примеры составов связующих и их маркировки приведены в табл.2.1., а состав полимеррастворов и полимербетонов приведены в табл.2.2. В качестве крупного заполнителя для полимербетонов рекомендуется применять щебень из естественного камня или щебень из гравия. При устройстве лотков водопропускных труб из местных материалов в качестве крупного заполнителя может быть использован гравий, 14

15 удовлетворяющий требованиям ГОСТ Применение крупных заполнителей из осадочных горных пород не допускается. Эпоксид ной смолы ЭД-20 Низковя зкого тиокола НВБ-2 Т а б л и ц а 2.1. Состав связующих Количество в частях по массе Этилсиликак та ЭТС-40 Сланцев ого битума СБ Числовая маркировка связующего Полиэтиленполиамина Аминофеноль ного отвердителя АФ ‘ Для приготовления полимеррастворов и полимербетонов рекомендуется применять также кварцевые пески, отвечающие требованиям ГОСТ Зерновой состав кварцевого песка должен соответствовать кривой просеивания, приведенной в ГОСТ Модуль крупности песка должен быть от 2 до 3. При этом надо учитывать, что если в кварцевом песке содержание зерен, проходящих через сито 014, превышает 2 %, то необходимо уменьшить количество наполнителя. Содержание в песке пылевидных, илистых и глинистых частиц не должно превышать 0,5 % Высокопластичные материалы для герметизации активных трещин Для инъекции в трещины применяются тиоколовые герметизирующие мастики, состоящие из двух или трех компонентов. Основные данные по тиоколовым герметизирующим мастикам приведены в табл В качестве растворителя могут применяться: ацетон, этилацетат, циклогексан, растворитель Р-5. Наиболее эффективным растворителем является смесь ацетона с циклогексаном в отношении 1: Основными технологическими свойствами материалов, предназначенных для герметизации трещин методом инъектирования, являются консистенция герметика и его жизнеспособность. 15

16 Таблица 2.2. Полимерные композиции для ремонта железобетонных конструкций Связующее Пластификатор Отвердитель Ускоритель Наполнитель состава Наименование Кол-во частей по массе Наименование Кол-во частей по массе Наименование Кол-во частей по массе Наименование Кол-во частей по массе Наименование Кол-во частей по массе Назначение 1 Эпоксидная смола ЭД Дибутилфталат 20 Полиэтиленполиамид 12,5 Инъектирование трещин раскрытием 0,5-1,0 мм 2 Эпоксидная смола ЭД Полиэфир МГФ-9 20 Полиэтиленполиамид 10 Инъектирование трещин раскрытием 0,5-1,0 мм 3 Эпоксидная смола ЭД Дибутилфталат 20 Полиэтиленполиамид 10 Инъектирование трещин раскрытием 0,5 мм 4 Эпоксидная смола ЭД Фуриловый спирт 20 Полиэтиленполиамид 30 Инъектирование трещин при отрицательных температурах 5 Эпоксидная смола ЭД Полиэфир МГФ-9 20 Аминофенол АФ Инъектирование трещин раскрытием 0,5 мм 6 Смола ЛКС Гипериз 5 Нафтенат кобальта 5 Инъектирование трещин во влажных условиях 7 Смола ЛКС Гипериз 5 Нафтенат кобальта 5 Инъектирование трещин во влажных условиях 8 Смола ИКАС Гипериз 5 Нафтенат кобальта 5 Молотый песок Инъектирование трещин раскрытием 1,0 мм и более с заполнением каверн 16

17 Жизнеспособность мастики колеблется в среднем от 1 до 3 ч. При подборе времени жизнеспособности приготовляемого материала необходимо учитывать температуру внешней среды и количество вулканизирующих агентов. Оптимальные вязкости мастики, исключающие сползание до загустевания, приведены в табл Т а б л и ц а 2.3. Состав тиоколовых герметизирующих мастик Количество в частях по массе Компонент в составе для нанесения для инъекции кистью в трещины Герметизурующие пасты: У-30, МЭС-5 УТ-34 Паста 9 (вулканизатор) Дифенилгуанидин (ускоритель твердения) Эпоксидная смола (пластификатор) Растворители: ацетон этилацетат 0, П р и м е ч а н и е. Рекомендуется пластификация тиоколового герметика УТ-34 эпоксидной смолой ЭД-20, что повышает прочность материала в направлении ориентации трещин, делает его более хрупким и непрочным в перпендикулярном направлении и способствует образованию микропустот в герметике при его растяжении в трещине. Т а б л и ц а 2.4. Вязкость мастики для инъекции в трещины Раскрытие трещин, мм Вязкость, мин. по ВЗ-4 0,2-1,0 1,0-2,0 2,0-3, Количество растворителя, вводимого в герметизирующую тиоколовую мастику для получения необходимой вязкости материалов, не должно превышать 40% от массы мастики. 17

18 2.8. Материалы для прочностной заделки и герметизации активных трещин Для прочностной заделки рекомендуются компаунды, приготовленные на основе эпоксидных смол. В случае отсутствия их, в виде исключения, разрешается использовать компаунды на основе полиэфирной смолы ПН-1. Наиболее часто применяются составы, приведенные в табл Таблица 2.5. Состав эпоксидных компаундов для прочностной заделки трещин Компонент Количество в частях по массе в компаунде Эпоксидная смола ЭД (ЭД-22) Дибутилфталат Эпоксидные алифатические смолы: ДЭГ-1 40 ДЭГ-2 Окситерпеновый растворитель 40 Древесный деготь (наполнитель) Мономер ФАМ Отвердитель (полиэтиленполимин, гексаметилендиамин Вязкость компаунда, мпа с, при температуре 40 0 С Жизнеспособность компаунда, ч, при температуре 20 0 С 1,5 2, ,5 4 2, Таблица 2,6. Состав полиэфирных компаундов на основе комбинаций инициаторов и ускорителей для прочностной заделки трещин Компонент Полиэфирная смола ПН-1 Количество в частях по массе Компонент Нафтенат кобальта Количество в частях по массе 8-10 Перекись 3-5 Диметиланилин 8-10 бензола Гипериз Ускоритель В

19 2.9. Материалы для защитных покрытий Для защитного покрытия поверхности бетона в агрессивной по отношению к нему среде следует применять состав МАСТЕРСИЛ 540. Этот материал после затвердевания сохраняет способность к деформированию, допуская относительное удлинение на 60%. Благодаря этому он герметизирует мелкие трещины, как неактивные, так и активные. Пленка из МАСТЕРСИЛА 540 водонепроницаема, но паропроницаема. Материал изготавливается на цементной основе. Благодаря своим свойствам материал обеспечивает надежную долговечную защиту бетона от агрессивных воздействий, в том числе от сульфатной коррозии Обнаженную арматуру железобетонных конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах, следует перед восстановлением защитного слоя бетона покрывать составом МАСТЕРСИЛ Защитное покрытие поверхности бетона, эксплуатируемого в среде, не относящейся к сильно агрессивным, может выполняться из красок на основе ПВАЭ и латексов. Рекомендуемые составы приведены в таблице 2.7. Цемент Вода Таблица 2.7. Состав полимерцементных красок на основе поливинилацетатной эмульсии и латекса СКС-65ГП Количество в частях по объему Компонент для составов на основе ПВАЭ СКС-65ГП Поливинилацетатная эмульсия ПВАЭ (с 50 %-ным содержанием воды) Латекс СКС-65ГП (с 50 %-ным содержанием воды) 1 0,30 0,40 0,25 0,30-1 0,25 0,40-0,20 0, Материалы для опалубочных работ Для опалубки следует применять пиломатериалы из древесины хвойных пород, в основном сосну, ель II сорта с влажностью до 23 %. Разрешается применение древесины пихты, лиственницы и лиственных пород, удовлетворяющих требованиям к III сорту по ГОСТ , ГОСТ и ГОСТ Для подмостей может применяться ель или пихта с влажностью до 35 %. Влажность древесины, используемой для изготовления щитов, в том числе каркасов щитов, не должна отличаться более чем на 5-10 %. Прочностные характеристики (нормативное и временное сопротивления) древесины, применяемой для изготовления элементов опалубки, 19

20 должны соответствовать требованиям, указанным для сортов древесины в приложении 2 СНиП Для элементов деревянной опалубки разрешается применять обрезные и полуобрезные пиломатериалы при условии, что будет исключено вытекание цементного молока и будут обеспечены требуемые формы и чистота поверхностей сооружения. Ширина досок опалубки, непосредственно прилегающих к бетону, рекомендуется не более 15 см. Толщина досок назначается по расчету, но должна быть не менее 20 мм. При толщине опалубки 40 мм и более рекомендуется применять шпунтовые доски Для изготовления инвентарных опалубочных щитов используются, как правило, водостойкая фанера толщиной 7 20 мм, стеклопластик КАСТ-В толщиной 8 мм, анизотропный стеклопластик СВАМ, полиэфирный плоский листовой стеклопластик, древеснослоистый пластик ДСП-В. При использовании специальных защитных пленок или наклейке листовых водостойких синтетических материалов на поверхность фанерных щитов допускается применение фанеры повышенной водостойкости марки ФБС толщиной не менее 10 мм. Для склеивания элементов опалубки следует применять клеи, обладающие необходимой прочностью, водостойкостью, биостойкостью и долговечностью: фенольные, резорциновые, фенольнорезорциновые. Для склеивания древесины с металлом следует применять эпоксидные клеи Для опалубок-облицовок, выполняющих функции гидроизоляции и защиты кладок от коррозии, должна применяться сталь марки не ниже СтЗ. Элементы крепления должны выполняться из стали марки Ст5 и выше. Для изготовления элементов и деталей стальной и комбинированной опалубки используются стальные прокатные и гнутые профили, а также листовой прокат различной толщины. Для изготовления пружинных креплений (скоб, кляммер) используется сталь марок 657, 55ГС Для стальных элементов деревянных опалубок следует применять полосовую, фасонную, листовую и арматурные стали, удовлетворяющие требованном разд. 3 и 4 СНиП В случаях, когда марка стали не указана в проекте, для металлической разборно-переставной опалубки, креплений и металлических инвентарных элементов деревянной опалубки разрешается применять обезличенную (немаркированную) сталь, при условии предварительного ее испытания путем холодного загиба на 180 е вокруг стержня диаметром, равным толщине образца. 3. РЕМОНТ ЗАЩИТНЫХ СЛОЕВ 3.1. Общие положения При ремонте (восстановлении) защитного слоя необходимо учитывать причины его разрушения с целью предотвращения последующего его выхода из строя. Наиболее часто отслоение защитного слоя вдоль рабочей арматуры из-за ее коррозии связано с недостаточной его плотностью 20

21 (или толщиной), усиленной вследствие этого карбонизацией и потерей защитных свойств материала (понижения рн). Восстановление защитного слоя можно проводить только после обеспечения водоотвода от конструкции В зависимости от объема повреждений существуют следующие виды ремонта защитного слоя: — заделка отдельных выколов, раковин и других повреждений; — замена или восстановление защитного слоя (частичная или сплошная). Заделку отдельных поврежденных мест защитного слоя бетона применяют в тех случаях, когда его защитные свойства на большей части поверхности еще сохранились Замену защитного слоя бетона производят в тех случаях, когда его свойства понижены, арматура поражена коррозией или защитный слой бетона отслаивается. В этих случаях старый защитный слой подлежит полному удалению, а арматура очистке от ржавчины. Толщина защитного слоя должна быть не менее 20 мм; разрешается увеличивать толшину защитного слоя по сравнению с проектной. Новый защитный слой должен удовлетворять требованиям норм проектирования железобетонных конструкций Работы при заделке отдельных повреждений защитного слоя небольшой площади допускается выполнять вручную Качество ремонта защитного слоя контролируют осмотром, проверкой плотности материалов контрольных образцов, обстукиванием и проверкой прочности бетона на сжатие в возрасте 28 суток. Для этой цели изготавливают кубики размером 10х10х10 см в количестве трех образцов от каждой конструкции при ее бетонировании без перерывов, если же имеют место перерывы или изменение технологии, количество образцов увеличивают. Контрольные образцы следует изготовлять в жестких металлических формах предварительно смазанных расплавленным петролатумом или консистентными смазками. При недостаточной несущей способности или других дефектах вновь изготовленный защитный слой удаляют, и ремонт производят повторно Подготовка поверхностей Перед восстановлением защитного слоя поверхности должны быть очищены от грязи, краски, ослабленного бетона и продуктов коррозии арматуры. Ремонтные составы должны наносится на увлажненную шероховатую поверхность «старого» бетона, прочность которого должна быть не ниже 15 МПа. На очищенной арматуре допускаются затемнения, но не должно быть рыхлых продуктов коррозии Если основной массив конструкции состоит из бетона или каменной кладки, прочность которых ниже 15 МПа, ремонтный состав 21

22 следует наносить по сетке из катанки 5-6 мм, ячейкой 100х100, закрепленной к массиву на анкерах Для подготовки поверхностей в зависимости от объема работ и оснащенности подрядной организации применяют один из следующих методов: — очистка бетона и арматуры с помощью водоструйной установки, развивающей давление атм. — очистка бетона и арматуры с помощью водопескоструйной установки, развивающей давление 350 атм. — очистка бетона и арматуры, используя опескоструивание и воздействия механических инструментов: легких перфораторов, игольчатых пистолетов и металлических щеток. После применения этого способа очистки поверхности должны промываться водой. При очистке арматуры от продуктов коррозии по всему периметру должен быть обеспечен зазор между ней и «старым» бетоном не менее 20 мм при диаметре стержней 10 мм и больше, не менее 15 мм — при меньших диаметрах. Если обнаженная после очистки от грязи, старой краски и ослабленного бетона поверхность пропитана маслами, битумом другими подобными веществами, ее следует промыть растворяющим их составом, например, водой с добавлением fairy и т.п Если отслоение «старого» защитного слоя не имеет места и он находится в удовлетворительном состоянии, для очистки поверхности от грязи и краски следует использовать водоструйную установку, развивающую давление атм Для очистки бетона и арматуры подводных частей сооружений следует использовать специальную водоструйную установку, развивающую давление не ниже 700 атм. Для выполнения таких работ рекомендуется привлекать специализированную организацию Если железобетонные конструкции эксплуатируются в среде повышенной агрессивности, перед восстановлением защитного слоя арматуру следует покрыть пленкой из материала МАСТЕРСИЛ 300. Материал двухкомпонентный, подготавливается к применению путем смешения жидкого и порошкообразного компонентов. Наносится в два слоя суммарной толщиной 2 мм при температуре не ниже 5 о С Дополнительное армирование Прикреплять дополнительные стержни электросваркой к имеющейся рабочей арматуре не рекомендуется, а к предварительно напряженной запрещается. 22

23 Для закрепления дополнительной рабочей и конструктивной арматуры в проектном положении следует использовать стальные анкеры, заделанные в «старом» бетоне. Анкеры изготавливают из стержней периодического профиля классов АΙΙ или АΙΙΙ, диаметром 8 или 10 мм с отгибом на свободном конце, к которому крепят арматуру проволочными скрутками или сваркой. Глубина заделки должна быть не менее двадцати диаметров стержня Диаметр скважины принимают на 6 мм больше диаметра вставляемого в нее анкера и наполняют закрепляющим составом на 50-60%, после чего ввинчивают в нее стержень. От вертикальных поверхностей рекомендуется бурить скважины для анкеров с уклоном вниз (рис. З.1а). В скважинах, выполненных с уклоном вниз, в качестве закрепляющего состава следует использовать раствор из цемента МАКФЛОУ и мелкого песка, взятых в соотношении 1:1. Если скважина горизонтальная или выполнена с уклоном вверх, в качестве закрепляющего состава используют тиксотропный бетон EMACO 90, не вытекающий из таких скважин (рис. 3.1б) Зазор между дополнительными стержнями рабочей или конструктивной арматурой и поверхностью «старого» бетона или каменной кладки должен быть не менее 20 мм. В случае монтажа сетки из катанки диаметром 5 мм и менее, допускается закреплять ее на расстоянии мм от поверхности, используя кроме анкеров пристрелку дюбелями Бетонирование Специальные бетоны и бетоны на специальном цементе приготавливают путем механического перемешивания с водой. Приготовление вручную не допускается. Используется следующее оборудование: для бетонов с крупностью зерен заполнителя до 3 мм растворомешалки и бетономешалки; при более крупных зернах, а также в случаях приготовления фибробетонов только бетономешалки. Если требуется приготовить небольшое количество бетона или фибробетона, смесь перемешивают в бачке, используя дрель с насадкой. Количество воды, добавляемой к сухой смеси, ни в коем случае не должно превышать указанного в технических условиях или проекте заявленные свойства бетонов не обеспечиваются при избытке воды. Следует иметь в виду, что суперпластификаторы, имеющиеся в смесях и специальном цементе, начинают действовать через 1,5-2 минуты после начала перемешивания; до этого масса кажется слишком жесткой и не пригодной для укладки Бетоны ЭМАКО с крупностью зерен до 3 мм перекачивают, используя растворонасосы, в том числе малярно-штукатурный агрегат СО- 154А. Бетон EMACO S66, а также бетоны на цементе МАКФЛОУ можно перемещать с помощью бетононасосов. Фибробетоны ЭМАКО с гибкой металлической фиброй перекачивают, используя специальные бетононасосы: поршневой Turbosol UNI 30 или винтовой Turbosol T20. 23

24 При выборе типа специального бетона (наливного или тиксотропного) необходимо учитывать следующее. При малом количестве арматурных стержней, подлежащих обетонированию, обычно предпочтительным оказывается применение тиксотропных составов, не требующих использования опалубки. Если имеет место густая сетка арматурных стержней, целесообразно использовать наливной состав, нагнетаемый в опалубку под давлением с тем, чтобы исключить образование полостей между арматурными стержнями и «старым» бетоном. Рис Устройство анкеров для закрепления арматуры: 1 анкер, 2 арматура, 3 раствор цемента МАКФЛОУ, 4 бетон ЭМАКО В случае подводного бетонирования используют только специальные бетоны, заливаемые в опалубку; тиксотропные составы не применяют. Если необходимо выполнить защитный слой на значительном по высоте участке, бетонирование начинают, подавая массу в нижнюю часть опалубки с тем, чтобы бетон, поднимаясь, вытеснял воду. В дальнейшем, по мере наполнения опалубки, место подачи массы перемещают кверху. Могут использоваться два способа подачи: через шланг или трубу, опущенные в опалубку, либо через трубки, заранее смонтированные в опалубке Открытые поверхности защитного слоя, выполненного из бетонов ЭМАКО или бетона на цементе МАКФЛОУ, должна поддерживаться в увлажненном состоянии в течение суток после их укладки Эксплуатацию сооружений, отремонтированных с применением бетонов ЭМАКО или на цементе МАКФЛОУ, допускается начинать через 24

25 сутки после укладки. Этот срок может быть сокращен за счет применения электропрогрева или использования сверхбыстротвердеющих смесей Ремонт защитных слоев без применения специальных бетонов З.5.1. Восстановление защитных слоев обычными бетонами на цементном вяжущем и полимербетонами допускается при отсутствии возможности применения специальных бетонов на цементном вяжущем по местным условиям. Необходимо учитывать, что в защитных слоях из обычного бетона возникнут усадочные трещины, а в полимербетонных трещины из-за различия коэффициентов температурного расширения по отношению к основанию. Запрещается использовать обычные бетоны и полимербетоны для ремонта пролетных строений, подверженных вибрации при прохождении подвижного состава Ремонт элементов искусственных сооружений обычными бетонами методом торкретирования производят в соответствии с требованиями [1]. При этом допускается изменение состава сухой смеси до 1:6 и применение полимерцементных растворов (поливинилацетатная эмульсия вводится вместе с водой). Общая толщина слоев торкрета, нанесенных на конструкцию, должна соответствовать проекту. При нанесении покрытия на металлическую сетку слой торкрета должен покрывать сетку не менее чем на 15 мм При работе с обычными бетонами для увеличения сил сцепления между новым и старым бетоном рекомендуется подготавливать ремонтируемые поверхности, а также применять латексцементные и полимерцементные растворы и бетоны. Однако мероприятия, применяемые при соединении бетонов (декарбонизация поверхностей старого бетона, насечка поверхности старого бетона, виброукладка смеси), не обеспечивают прочного сцепления свежеукладываемых растворов и бетонов со старыми материалами. Повышение адгезии к старому бетону достигается при нанесении на его поверхность в качестве грунтовки слоя бетона EMACO 90 или водной суспензии цемента МАКФЛОУ толщиной 1-2 мм. Новый бетон должен быть уложен на такую грунтовку до ее схватывания. Могут также использоваться тонкие клеевые прослойки из эпоксидных композиций типа эпоксиднотиоколового клея К-153. Рекомендуемые клеевые прослойки могут применяться при нанесении полимеррастворов и полимербетонов. Клей К-153 может быть изготовлен на месте из следующих составляющих (в частях по массе): эпоксидная смола ЭД полиэфир МГФ 10 жидкий тиокол 20 полиэтиленполиамин 15 аэросил

26 Для обеспечения прочного сцепления старого бетона со свежеуложенным при наличии открытой арматуры рекомендуются также клеевые составы, приведенные в табл Составы наносят на предварительно высушенный старый бетон. Отвердитель АФ-2 в условиях высокой влажности предпочтителен, в том числе и для клея К-153. Отвердитель вводят в клеевой состав непосредственно перед употреблением При ремонте больших по размеру поверхностей защитного слоя на боковых и, особенно, на потолочных поверхностях необходимо устраивать металлическую или деревянную опалубку. Поверхность опалубки должна покрываться составом, препятствующим ее сцеплению с материалом защитного слоя. Для этих целей рекомендуется петролатум При бетонировании на вертикальных поверхностях в опалубке устраивают окна или закладные доски. При бетонировании на потолочных поверхностях опалубку крепят с помощью специального пружинноприжимного устройства. Рекомендуемая конструкция такого устройства показана в приложении 3 настоящих Правил. Номе р соста ва Таблица 3.1. Состав клеев для обеспечения адгезии старого и нового бетона Наимено вание Связующее Пластификатор Растворитель Отвердитель Количество частей по массе Наимено вание Количество частей по массе Наимено вание Количество частей по массе Наимено вание Количество частей по массе 1 Эпок 100 Р-4 10 Полиэтилен сидная полиамин смола АФ-2 ЭД-20 2 Тоже 100 Каучук СКН Р Конструкция опалубки и организация процесса бетонирования должны предусматривать непрерывность процесса бетонирования от одного деформационного шва до другого. Расстояние между деформационными швами не должно превышать 1,0 1,5 м как по вертикали, так и по горизонтали При твердении бетона под нагрузкой на потолочных поверхностях прижимные пружины опалубки (см. приложение 3) должны обеспечивать давление на материал защитного слоя не менее 0,06 МПа. Бетон в опалубке должен быть выдержан не менее 3 суток. Сразу же после разборки опалубки следует поддерживать новый защитный слой во влажном состоянии в течение 7 суток. При применении деревянной опалубки ее нужно увлажнять в течение всего периода до разборки. При применении полимерцементной смеси на основе латекса СКС-65 на потолочных поверхностях избыточное увлажнение недопустимо. 26

27 Температура воздуха во время бетонирования и ухода за обычным и полимерцементным бетоном должна быть не ниже +10 С. По окончании периода выдержки бетона и его увлажнения деформационные швы должны быть заполнены герметизирующей мастикой. Герметизацию деформационных швов осуществляют таким же образом, как и заполнение трещин (см. п. 4.4.) Для ремонта защитных слоев рекомендуется применять полимеррастворы и полимербетоны с коэффициентом наполнения не более 1:2. Работы с применением полимербетонов и полимеррастворов имеют ряд особенностей. Приготовляют эти материалы в специальных мешалках, а для уплотнения применяют вибратор с повышенным давлением с цилиндрической поверхностью Температура поверхности старого бетона, на которую укладывают полимерраствор и полимербетон, должна быть не ниже +30 С, для чего при необходимости требуется предварительный прогрев с помощью газовых горелок или паяльных ламп. Кроме того, поверхность должна быть предварительно высушена. На нее для лучшего сцепления со старым бетоном и арматурой с помощью распылителей наносят клеющую прослойку толщиной не более 300 мкм. Последняя необходима при коэффициентах наполнения, превышающих 1: Сроки укладки полимербетонов и полимеррастворов должны быть согласованы по времени с потерей липкости клеющей прослойки. Например, при укладке полимербетонов и полимеррастворов холодного отверждения на основе эпоксидных смол в качестве клеющего состава можно использовать смолу с содержанием отвердителя не менее 15 % и любой рекомендуемый для нее растворитель В качестве полимеррастворов и полимербетонов для ремонта защитного слоя можно рекомендовать практически безусадочные высокоморозостойкие материалы на основе эпоксидно- тиоколовых связующих холодного отверждения (см. п ). Защитные слои из этих высокопрочных материалов могут выполнять функции гидроизоляции. Сроки отверждения материалов можно регулировать за счет укладки смесей с заранее заданной повышенной температурой. При условии соблюдения температурных режимов прогрева свежеуложенных смесей можно рекомендовать полимербетоны, предлагаемые в СН При применении материалов на основе полимерных связующих особенно тщательно нужно соблюдать технические требования по предотвращению сцепления их с опалубкой. Как правило, в этих случаях рекомендуется применять металлические опалубки и полимерные пленки. 27

Источник

Оцените статью