Технологические карты ремонт оборудования тяговых подстанций

Технологические карты на работы по текущему ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог

Технологические карты на работы по текущему ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог

Департамент электрификации и электроснабжения. Центр организации труда и проектирования экономических нормативов. ОАО «Российские железные дороги».
– М.: ТРАНСИЗДАТ, 2004. – 208 с.

Сборник «Технологические карты на работы по текущему ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог» разработан отделом организации и нормирования труда в хозяйстве электрификации и электроснабжения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) – филиала ОАО «Российские железные дороги». Книга рассчитана на широкий круг инженерно-технических работников железнодорожного транспорта, связанных с планированием и выполнением работ по текущему ремонту устройств и оборудования тяговых подстанций и постов секционирования электрифицированных железных дорог.
Настоящий сборник содержит карты технологических процессов по текущему ремонту оборудования действующих стационарных и передвижных тяговых подстанций постоянного и переменного тока с первичным напряжением до 220 кВ включительно, стационарных и передвижных установок компенсации реактивной мощности, постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения (ППС) контактной сети электрифицированных железных дорог.
Технологические карты определяют виды, объемы и порядок текущего ремонта оборудования электроустановок, регламентированные Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ЦЭ-936 14.03.03г.

Читайте также:  Ремонт пневмо сидения камаз

Источник

Технологические карты ремонт оборудования тяговых подстанций

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА РАБОТЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ УСТРОЙСТВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЛИНЕЙНЫХ УСТРОЙСТВ НЕТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ОПОРАХ КОНТАКТНОЙ СЕТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОПОРАХ НА ОБХОДАХ

Руководитель Департамента электрификации и электроснабжения МПС России Г.Б.Якимов 16 февраля 2000 г.

Сборник технологических карт по содержанию и ремонту устройств нетягового электроснабжения на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах на обходах разработан и подготовлен к изданию Нормативно-исследовательской станцией электроснабжения Проектного и внедренческого центра организации труда Министерства путей сообщения Российской Федерации (НИС Э ПВЦ МПС РФ).

Технологические карты разработаны впервые. При их разработке использованы нормативные акты по устройству и эксплуатации контактной сети Департамента электрификации и электроснабжения МПС и РАО ЕЭС.

Сборник предназначен для практического применения при эксплуатации устройств нетягового электроснабжения и при техническом обучении причастного персонала хозяйства электроснабжения железных дорог.

Технологические карты разработаны П.М.Шилкиным. В подготовке выпуска принимали участие B.C.Кравченко, Н.А.Левашина, В.Е.Чекулаев, В.М.Долдин.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Настоящий сборник содержит типовые схемы технологических процессов по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремонту (ТР) и капитальному ремонту (КР) устройств нетягового электроснабжения на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах на обходах, регламентированных Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог (ПУТЭКС ЦЭ-197)*, которые в дальнейшем будут называться «устройства нетягового электроснабжения».

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют «Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрофицированных железных дорог» ЦЭ-868, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Перечень технологических карт сборника соответствует составу работ приложения 5 ПУТЭКС, ЦЭ-197.

Сборник предназначен для руководства при организации и выполнении работ по ТО, ТР и КР устройств нетягового электроснабжения персоналом районов контактной сети (ЭЧК) и специальных бригад ремонтно-ревизионных участков (РРУ) дистанций электроснабжения (ЭЧ). Техническая оснащенность перечисленных подразделений соответствует приложению 4 ПУТЭКС ЦЭ-197.

В основу разработки технологических карт положены:

Типовые нормы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт устройств электроснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей (Москва, 1977 г.).

Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ (ЦЭ-4430).

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Сборники технических указаний и информационных материалов по хозяйству электроснабжения (Москва, Трансиздат, 1996, 1997, 1999 гг.).

Профилактические испытания силового оборудования тяговых подстанций. Сборник руководящих указаний (Москва, Транспорт, 1967 г.).

Инструкция по технике безопасности для электромонтеров контактной сети, ЦЭ-4816 (Москва, Транспорт, 1992 г.).

Технические характеристики оборудования, испытательных и диагностических аппаратов, измерительных приборов и инструмента.

Другие ведомственные инструкции и правила, пособия и справочники, материалы ВНИИЖТа, Горьковской, Свердловской и др. железных дорог.

Технологические карты дают подробное технически обоснованное описание операций по ТО, ТР и КР устройств нетягового электроснабжения и должны строго соблюдаться при выполнении работ. В них определены категории работ в отношении мер безопасности, состав исполнителей и их квалификация, изложены основные требования, обеспечивающие безопасность персонала.

В численный состав исполнителей не входят водители автомашин и машинисты используемых механизмов, а также сигналисты при ограждении места производства работ. Количество перечисленного контингента уточняется нарядом, в соответствии с действующими правилами и нормами.

В технологических картах использовались типовые нормы времени, а на работы, которые не охвачены типовыми нормативными материалами, нормы времени установлены на основании практических и расчетно-аналитических данных. В дальнейшем планируется разработка технически обоснованных норм времени на эти работы.

Затраты труда, не учтенные нормами времени в технологических картах должны определяться в соответствии с указаниями общей части Типовых норм времени на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети электрифицированных железных дорог (Москва, 1995 г.) или по фактическим затратам.

При использовании для подъема на опору и к месту выполнения операций на высоте механизмов (телевышки, машины с шарнирной стрелой и др.) вместо когтей, лазов или приставных лестниц, принятых в технологической карте, норму времени уменьшать в 0,8 раза.

Допускается совмещение выполнения работ по нескольким технологическим картам с одинаковыми по составу и квалификации исполнителями и категориями работ в отношении мер безопасности. В этих случаях норму времени на выполнение совмещаемой работы необходимо уменьшить в 0,8 раза.

При проведении ТР особое внимание должно уделяться проверке тех узлов и элементов, состояние которых не удалось оценить с достаточной достоверностью при осмотрах, измерениях и испытаниях при проведении ТО, уточняется необходимость, объемы и сроки производства КР.

Все работы по профилактическим измерениям и испытаниям должны проводиться в сухую погоду в светлое время суток, при одинаковой (как правило) и не ниже +10 °С температуре. При сопоставлении результатов измерений при различной температуре следует учитывать зависимость полученных значений от температуры.

Проверка состояния, осмотр, ремонт и замена железобетонных и металлических опор контактной сети, используемых в качестве отдельно стоящих на обходах ВЛ, а также заземление всех типов опор на обходах на тяговый рельс, осуществляются по соответствующим Технологическим картам книги I и II настоящего сборника.

Дополнительно, к указаниям технологических карт, руководитель работ по их окончании должен оформить запись в Книге произведенных работ (форме ЭУ-83А), а в случае выявления и неустранения неисправностей — в Книге осмотров и неисправностей (форма ЭУ-83), с указанием сроков устранения или включения в очередные планы текущего или капитального ремонта. О неисправностях, которые могут вызвать перерывы в электроснабжении, нарушения требований техники безопасности или безопасности движения, руководитель работ должен немедленно сообщить энергодиспетчеру и далее руководствоваться его указаниями.

ЧАСТЬ 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ГЛАВА 1.1. ОБЪЕЗДЫ, ОБХОДЫ, ОСМОТРЫ

Технологическая карта N 1.1.1. ОБЪЕЗД С ОСМОТРОМ ЛИНЕЙНЫХ УСТРОЙСТВ НЕТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

1. Состав исполнителей

Начальник района, электромеханик или электромонтер 6 разряда

Источник

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

ЦЭ 39 Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций, пунктов питания и секционирования электрофицированных железных дорог.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ, ПУНКТОВ ПИТАНИЯ И СЕКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Содержание

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1.1. Общие положения

1.1.1. Настоящая Инструкция предназначена для руководства при организации эксплуатации и выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и аппаратуры, используемых в устройствах тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог.

1.1.2. Настоящая Инструкция распространяется на действующие стационарные и передвижные тяговые подстанции постоянного и переменного тока с первичным питающим напряжением до 220 кВ включительно, автотрансформаторные пункты питания системы 2×25 кВ, стационарные и передвижные установки компенсации реактивной мощности, посты секционирования, пункты параллельного соединения контактной сети, пункты подготовки к рейсу пассажирских поездов с электрическим отоплением (в дальнейшем электроустановки).

1.1.3. Инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ. М.: Атомэнергоиздат. 1985), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ, утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г.), Правил технической эксплуатации железных дорог, а также инструкций и указаний Управления электрификации и электроснабжения МПС, других нормативно-технических материалов и указаний заводов-изготовителей.

1.1.4. Настоящая Инструкция определяет виды, объемы, нормы и периодичность технического обслуживания и ремонтов оборудования электроустановок, указанных в п. 1.2.5 и приложении 2.

В конце каждого раздела приводятся технические указания, определяющие правила эксплуатации, порядок проведения некоторых специфических работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования электроустановок.

1.1.5. Каждая электроустановка закрепляется за конкретными ответственными за эксплуатацию лицами, назначаемыми приказом начальника дистанции электроснабжения. Круг их обязанностей определяется должностными инструкциями.

1.1.6. Оперативное обслуживание тяговых подстанций осуществляется в соответствии с Инструкцией от 18.11.91 г. № ЦЭ/4874.

1.1.7. Каждая электроустановка должна быть укомплектована достаточным количеством средств защиты, обеспечивающих безопасность работ, набором (аптечкой) необходимых приспособлений и средств для оказания доврачебной первой медицинской помощи. Перечень необходимых защитных средств приведен в приложении 4.

1.1.8. Все распределительные устройства (РУ) должны быть оборудованы блокировками, предотвращающими возможность ошибочных операций, разъединителями, отделителями, короткозамыкателями, выкатными тележками комплектных РУ, заземляющими ножами. Все типы ограждений безопасности и лестницы для подъема на площадки должны быть оборудованы блокировками, обеспечивающими возможность открывания ограждений, приведения лестниц в рабочее положение только при включенных заземляющих ножах линейного и шинного разъединителей. Блокировочные устройства, кроме механических, должны быть постоянно опломбированы.

Устройства блокировок должны быть приняты в эксплуатацию комиссией дистанции электроснабжения.

Порядок действий оперативного персонала при неисправности блокировочных устройств должен быть определен местными инструкциями.

1.1.9. Все работы в электроустановках должны выполняться в соответствии с требованиями ПТБ.

1.1.10. Каждая электроустановка должна быть укомплектована противопожарными средствами в соответствии с Нормами обеспечения противопожарным оборудованием объектов тягового электроснабжения (приложение 7).

1.1.11. Эксплуатация опор, металлоконструкций, прожекторных мачт осуществляется согласно Руководству по оценке несущей способности и содержанию металлических опорных конструкций контактной сети и прожекторных мачт от 30.03.92 г. № ЦЭТ/39.

1.1.12. Границы обслуживания и разделение ответственности между персоналом ЭЧЭ, РРУ, ЭЧК при эксплуатации электроустановок, перечисленных в п. 1.1.2, утверждаются начальником дистанции электроснабжения.

1.1.13. Для определения трудозатрат на техническое обслуживание и ремонты, технического обеспечения и технологии проведения работ следует руководствоваться типовыми нормами времени на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания оборудования и устройств тяговых подстанций и постов секционирования.

1.2. Техническое обслуживание и ремонт.

1.2.1. При организации эксплуатации электроустановок рекомендуется применять прогрессивные методы технического обслуживания (ТО) и ремонта, позволяющие повысить производительность труда и качество выполненных работ:

централизованный метод — метод ТО и ремонта электроустановок специализированным персоналом и средствами одного подразделения предприятия;

кустовой метод эксплуатации электроустановок;

вахтовый метод в условиях зараженных районов, районах с тяжелыми климатическими условиями.

Метод обслуживания тяговых подстанций устанавливается начальником дистанции электроснабжения в зависимости от типа подстанции, количества и категорийности районных нагрузок, местных условий и утверждается службой электроснабжения дороги.

1.2.2. Исправность и работоспособность оборудования электроустановок должна обеспечиваться системой планово-предупредительных ремонтов электроустановок (ППР), предусматривающей все необходимые виды ТО и ремонтов с установленной периодичностью.

1.2.3. Все виды ТО и ремонтов, выполняемые в определенной последовательности, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и в наименьший повторяющийся интервал времени, составляют структуру ремонтного цикла (РЦ). РЦ выражается в годах календарного времени.

1.2.4. Для каждой электроустановки должен быть составлен годовой график ППР, увязанный с ремонтным циклом каждого вида оборудования. На основании этого графика составляют месячные планы работ. График ППР и месячный план утверждает начальник дистанции электроснабжения или его заместитель. Техническое обслуживание и ремонт оборудования допускается проводить по его состоянию и рекомендуется широко внедрять этот принцип при наличии в электроустановке или оборудовании необходимых устройств диагностики (переносных или встроенных).

1.2.5. Инструкция регламентирует объемы, нормы и периодичность следующих операций ТО и ремонта:

Для некоторых типов оборудования предусматривается внеочередной ремонт.

1.2.6. Осмотры планируют как самостоятельную операцию для большинства оборудования. Во время осмотра проверяют состояние оборудования, выявляют дефекты эксплуатации, нарушения требований техники безопасности, уточняют состав и объем работ, подлежащих выполнению при очередном ремонте.

При осмотре необходимо проверять наличие, состояние надписей (табличек), указывающих назначение присоединения, соответствие надписей диспетчерскому наименованию, соответствие сигнализации (местной и на щите управления) истинному положению оборудования.

Периодичность проведения осмотров приведена в приложении 2.

Результаты осмотра с обнаруженными неисправностями оборудования и замечаниями записывают в книгу осмотров и неисправностей.

1.2.7. Испытания (проверки) преследуют цель выявления скрытых дефектов оборудования и контроля за эксплуатационной надежностью и безопасностью обслуживания оборудования в период между двумя очередными ремонтами.

При проведении испытаний следует руководствоваться методическими указаниями, изложенными в приложении Э1 ПТЭ и ПТБ.

Испытания включают в объем текущего, внеочередного, непланового и капитального ремонтов при совпадении времени их выполнения. Если сроки их проведения отличаются от сроков производства ремонтов, то назначают межремонтные испытания.

Для некоторых специфических типов оборудования нормы испытаний приводятся в настоящей Инструкции.

1.2.8. Эксплуатационное опробование проводится с целью определения исправности и работоспособности коммутационного оборудования, защит, устройств автоматики и телемеханики.

Опробование работы коммутационного оборудования и аппаратуры защит, автоматики, телемеханики проводят после любого вида ремонта или испытаний. Опробование осуществляется трехкратной подачей команды «включить» и «отключить» (непосредственно или косвенно) на собранное в работу присоединение.

Периодичность эксплуатационного опробования приводится в соответствующих разделах настоящей Инструкции.

1.2.9. Ремонты оборудования проводят с целью восстановления его исправности или работоспособности и восстановления ресурса до очередного ремонта.

Ремонты подразделяются на:

плановые — проводимые в соответствии с требованиями нормативно-технической документации независимо от технического состояния оборудования в момент начала ремонта;

неплановые — проводимые с целью устранения последствий отказов в работе оборудования и защит, повреждений оборудования аварийными токами, атмосферными и коммутационными воздействиями, механических повреждений, течи масла.

1.2.10. Виды плановых ремонтов:

текущий ремонт — обеспечивает поддержание оборудования в работоспособном состоянии в период гарантированной наработки до очередного планового ремонта путем чистки, проверки, замены быстроизнашиваемых частей, наладки;

внеочередной ремонт — назначается при выработке оборудованием нормированного нормативно-технической документацией и настоящей Инструкцией механического или коммутационного ресурса;

капитальный ремонт — выполняется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования. При этом производят полную разборку оборудования или вскрытие, восстановление или замену изношенных деталей, обмоток, узлов и др., выполняют регулирование, наладку и полную программу испытаний согласно эксплуатационной документации с доведением всех характеристик и параметров оборудования до номинальных паспортных данных с обеспечением работоспособности на период гарантийной наработки до очередного капитального ремонта.

Капитальный ремонт может проводиться на месте установки оборудования или в специализированных организациях.

Работы, выполненные при капитальном ремонте оборудования подрядчиком, принимаются по акту комиссией под председательством начальника дистанции электроснабжения или его заместителя.

Ремонт любого вида должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку оборудования.

При проведении ремонтов рекомендуется применять прогрессивные методы, позволяющие повысить индустриализацию технологических процессов:

обезличенный метод — при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному изделию;

агрегатный метод — при котором неисправные агрегаты, блоки заменяют новыми или заранее отремонтированными.

1.2.11. Объемы технического обслуживания и ремонта оборудования приведены в соответствующих разделах Инструкции.

Периодичность текущего и капитального ремонтов и испытаний приведена в приложении 2.

1.2.12. В зависимости от местных условий с разрешения начальника службы электроснабжения допускается изменение периодичности проведения технического обслуживания и ремонта.

1.2.13. Результаты всех работ по ТО и ремонту оформляют соответствующими протоколами.

Изменения, сделанные при ремонтах оборудования, заносят в технический паспорт тяговой подстанции и в дело с технической документацией на соответствующее оборудование. Изменения, внесенные в схемы релейной защиты, управления и автоматики, отражают во всех экземплярах принципиальных и монтажных схем и доводят до сведения начальника подстанции и обслуживающего персонала.

Изменения в схемах первичной и вторичной коммутации понизительных и тяговых трансформаторов, фидеров контактной сети постоянного и переменного тока допускаются с разрешения начальника службы электроснабжения. На остальных присоединениях — с разрешения начальника дистанции электроснабжения или его заместителя.

1.2.14. При повреждениях или отказах оборудования, вызвавших брак в работе, производится расследование с составлением акта формы ЭУ-92.

При расследовании должны быть установлены: причины повреждений, дефекты оборудования, правильность работы устройств защиты, автоматики и действий оперативного персонала, виновные лица, разработаны мероприятия, предотвращающие подобные повреждения. Лицо, ответственное за эксплуатацию электроустановки, в трехдневный срок составляет акт повреждения и направляет его в дистанцию электроснабжения. После соответствующего анализа и оформления акт в декадный срок направляют в службу электроснабжения дороги. Классификация повреждений производится в соответствии с указаниями ЦЭ МПС.

При автоматизированной обработке информации на каждое повреждение составляют карточку отказа.

1.2.15. ТО и ремонт оборудования, находящегося в резерве (выведенного или не введенного в число действующих), проводят в объемах и в сроки, устанавливаемые местными инструкциями.

2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА (РУ) НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1000 В

2.1. При осмотре РУ и здания тяговой подстанции проверяют:

состояние помещения, исправность дверей и окон, наличие и исправность замков и ключей;

состояние оборудования, ошиновки, контактных соединений, поддерживающих конструкций, кабельных муфт;

исправность отопления и вентиляции;

исправность освещения и цепей заземления;

наличие и состояние защитных и противопожарных средств;

уровень, температуру и давление масла, отсутствие течи в аппаратах;

состояние кабельных каналов;

состояние рубильников щитков низкого напряжения;

целостность пломб у счетчиков и реле;

состояние изоляции (запыленность, наличие трещин, разрядов);

исправность системы общеподстанционной сигнализации и сигнализации от проникновения в здание тяговой подстанции посторонних лиц;

наличие и состояние средств пожаротушения;

соответствие собранной схемы нормально установленной для осматриваемого РУ.

2.2. Сборные и соединительные шины.

2.2.1. При осмотре проверяют:

общее состояние шин;

цвет термоиндикаторных красок;

положение сигнализаторов превышения температуры в контактных соединениях.

2.2.2. При испытаниях производят:

2.2.2.1. проверку нагрева болтовых контактных соединений;

2.2.2.2. измерение переходного сопротивления болтовых контактных соединений;

2.2.3. При текущем ремонте выполняют: удаление пыли;

проверку узлов крепления и их подтяжку.

2.2.4. Неплановый ремонт производят при обнаружении перегрева контактных соединений.

2.2.5. Объем капитального ремонта определяется состоянием объектов и результатами испытаний.

2.2.6. Технические указания.

2.2.6.1. Проверку нагрева болтовых контактных соединений производят при наибольшем токе нагрузки визуально в ночное время суток, с помощью стационарных или переносных термоиндикаторов и средств инфракрасной техники.

2.2.6.2. Измерения по п. 2.2.2.2 производят у шин на ток 1000 А и более, за контактами которых отсутствует контроль в процессе эксплуатации, а также у контактных соединений РУ-35 кВ и выше. Измерения производят на постоянном токе методом определения падения напряжения на контактах. Сопротивление участка шин в месте контактного соединения не должно превышать сопротивление участка шин такой же длины и такого же сечения более чем в 1,0 раз.

2.2.6.3. Опрессованное соединение бракуют, если:

геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствуют требованиям действующих инструкций по монтажу соединительных зажимов;

на поверхности соединителя или зажима имеются трещины;

кривизна опрессованного соединителя превышает 3% его длины;

стальной сердечник опрессованного соединителя расположен несимметрично.

2.2.6.4. Сварное соединение бракуют, если:

имеется пережог провода наружного повива или нарушение сварки при перегибе соединительных проводов;

усадочная раковина в месте сварки имеет глубину более 1/3 диаметра проводов, а для сталеалюминиевых проводов сечением 150-600 мм 2 — более 6 мм.

Швы сварных соединений жестких шин не должны иметь трещин, кратеров и непроваров длиной более 10% длины шва при глубине более 15% толщины свариваемого металла. Суммарное значение непроваров, подрезов, газовых пор, окисных и других включений сварных шин из алюминия в каждом рассматриваемом сечении должны быть не более 15% толщины свариваемого металла.

2.3. Подвесные и опорные изоляторы.

2.3.1. При осмотрах проверяют состояние изоляторов (наличие сколов, трещин, следов перекрытий, разрядов).

2.3.2. При испытаниях производят:

2.3.2.1. измерение сопротивления изоляции мегаомметром 2500 В;

2.3.2.2. испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных одноэлементных изоляторов;

2.3.2.3. контроль многоэлементных изоляторов под напряжением с помощью штанги или других средств диагностики на базе инфракрасной техники.

2.3.3. При текущем ремонте выполняют: удаление пыли с поверхности изоляторов; очистку загрязненных изоляторов; проверку исправности узлов крепления;

проверку отсутствия трещин и сколов фарфора изоляторов; состояние армировки изоляторов; устранение мелких неисправностей.

2.3.4. Капитальный ремонт назначается по результатам испытаний.

2.3.5. Технические указания.

2.3.5.1. Испытания по пп. 2.3.2.1, 2.3.2.3 производят при положительной температуре окружающего воздуха.

2.3.5.2. Нормы распределения напряжения в зависимости от числа и типа изоляторов приведены в ПТЭ. Сумма напряжений, измеренных на элементах изоляторов, смонтированных на металлических и железобетонных конструкциях и опорах, не должна отличаться более чем на ±10% от фазного напряжения установки.

2.4. Устройства защиты от перенапряжений.

2.4.1. При осмотре разрядников проверяют внешнее их состояние, исправность присоединяющих и заземляющих шин, фиксируют показания счетчиков регистраторов срабатывания.

У разрядников обращают особое внимание на положение регистратора срабатывания. Разрядники осматривают в бинокль, при этом проверяют, не имеет ли трубка трещин или следов перекрытия, не сорван ли наконечник.

2.4.2. При испытаниях разрядников производят:

2.4.2.1. измерение мегаомметром на напряжение 2500 В сопротивления разрядника;

2.4.2.2. измерение сопротивления изоляции изолирующих оснований разрядников;

2.4.2.3. измерение тока проводимости (тока утечки);

2.4.2 А. измерение пробивных напряжений при промышленной частоте;

2.4.2.5. проверку герметичности разрядников.

При испытаниях трубчатых разрядников измеряют внешний искровой промежуток, проверяют правильность расположения зон выхлопа, специальными щупами проверяют прочность заделки металлических наконечников, состояние лакового покрытия, измеряют внутренний диаметр в зоне наибольшего выгорания и длину внутреннего промежутка.

2.4.3. При текущем ремонте разрядников выполняют: запись показаний регистратора срабатываний;

проверку состояния разрядников, исправности присоединяющих и заземляющих шин, всех креплений и экранных колец, целостности фарфоровых покрышек опорных изоляторов, изолирующих оттяжек, отсутствие на поверхности разрядников сильных загрязнений или ржавых натеков, отсутствие смещений и сдвигов армировочных фланцев по цементным швам и растрескивания эмалевых покрытий этих швов;

очистку от загрязнений поверхности фарфоровых рубашек опорных изоляторов и изолирующих оттяжек;

восстановление эмалевых покрытий на цементных швах, окраски фланцев и соединяющих шин;

проверку целостности и правильности действия регистраторов срабатывания;

замену перегоревших плавких вставок.

У разрядников РВПК, РВБК, РРА, РБК открывают и очищают дугогасительные камеры.

Разрядники, состояние которых оказалось неудовлетворительным (открытый или смещенный предохранительный клапан, глубокие трещины в армировочных швах, большие сколы или трещины на фарфоровых рубашках и др.), должны быть заменены исправными.

Трубчатый разрядник заменяют новым, если внутренний диаметр, замеренный при испытаниях, превышает первоначальный более чем на 40%.

Если в процессе ремонта производилось вскрытие разрядника, то он должен быть после ремонта испытан в объеме п. 2.4.2.

2.4.4. Неплановые ремонты производят по результатам испытаний в случае неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

Неплановые испытания выполняют, если наблюдаются более частые срабатывания разрядников по сравнению с подобными, работающими в аналогичных условиях.

2.4.5. При капитальном ремонте разрядников производят их разборку, чистку, ремонт или замену неисправных элементов.

Ремонтные работы необходимо производить в специализированных мастерских. Эффективно применение агрегатного метода ремонта. После капитального ремонта производят испытания согласно п. 2.4.2.

2.4.6. Технические указания.

2.4.6.1. Для защиты от перенапряжений со стороны контактной сети к фидерам постоянного тока 3,3 кВ подключают разрядники РМБВ, РМВУ, РВКУ.

Подключение осуществляется через роговой разрядник, используемый в качестве предохранителя, с расстоянием между электродами 30 +2 мм и плавкой вставкой из медной проволоки диаметром 0,4 +0,6 мм.

Разрядник типа РВКУ-3,ЗБ01 подключают через плавкую вставку, закрепленную на роговом разряднике и состоящую из двух медных проволок диаметром 0,7 мм.

Разрядники, как правило, устанавливают на выходные опоры фидеров 3,3 кВ и заземляют так же, как эти опоры.

Разрядники, установленные на фасаде здания, заземляют на внутренний контур подстанции.

2.4.6.2. Испытания вентильных разрядников проводят при температуре не ниже +10° С. При температурах наружного воздуха менее +10° С разрядники перед испытаниями должны быть прогреты при помощи воздуходувок или занесены в помещение на время не менее 10 ч.

2.4.6.3. Значение тока проводимости, измеренного при температуре окружающего воздуха, отличающейся от +20° С, приводят к этой температуре по формуле:

где t зам — температура, при которой проводилось измерение, °С;

I изм — ток проводимости, измеренный при t зам, А.

Знак минус в скобках используется в случае, если температура t зам выше +20°С, знак плюс — при температуре ниже +20°С.

2.4.6 А. У большинства типов разрядников величина сопротивления изоляции, измеряемая мегаомметром, не нормируется, но должна сопоставляться с предыдущими результатами или с данными заводских измерений.

Сопротивление изоляции разрядника (элемента) не должно отличаться более, чем на 30% от предыдущих измерений в эксплуатации или данных приемо-сдаточных испытаний.

2.4.6.5. Значения токов проводимости (утечки), пробивного напряжения разрядников приведены в табл. 2.1.

2.4.6.6. Измерения тока проводимости должны производиться строго по заводской методике с применением эталонного конденсатора, значение емкости которого дано в табл. 2.2.

2.5. Разъединители, отделители, короткозамыкатели.

2.5.1. При их осмотрах проверяют состояние: контактов, изоляторов, приводов, поддерживающих конструкций, заземлений, блокировок безопасности.

2.5.2. В зимний период при температурах ниже -25°С 1 раз в месяц проводят эксплуатационное опробование работы отделителей и короткозамыкателей при отключенном напряжении с данного присоединения.

При гололеде производят неплановые осмотры и опробования.

2.5.3.1. измерение сопротивления изоляции поводков и тяг, выполненных из органических материалов, многоэлементных изоляторов, вторичных цепей, обмоток включающей и отключающей катушек;

2.5.3.2. испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляторов разъединителей, короткозамыкателей и отделителей, изоляции вторичных цепей и обмоток включающей и отключающей катушек;

2.5.3.3. контроль многоэлементных изоляторов под рабочим напряжением с помощью штанги или других диагностических средств;

2.5.3.4. измерение сопротивления постоянному току контактов, главных ножей, обмоток включающей и отключающей катушек;

2.5.3.5. измерение усилия вытягивания ножа из неподвижного контакта разъединителя и отделителя;

Допустимые токи проводимости и пробивные напряжения разрядников

Тип элемента разрядника

Значение испытательного выпрямленного напряжения, кВ

Ток проводимости (утечки) элемента, мкА

Пробивное напряжение при частоте 50 Гц, кВ (действ.)

Источник

Оцените статью