Технологические карты ремонт колесных пар

СБОРНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПО ПОЛНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ1ОУ

Хабаров А.Л. Сборник технологических карт по полному освидетельствованию колесных пар тепловоза 2ТЭ1ОУ: Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку. — М.: Маршрут, 2006.—200 с.

В учебном пособии описаны современные технологические процессы ремонта узлов и деталей колесной пары тепловоза 2ТЭ10У. Даны способы технического осмотра, измерительного и дефектоскопического контроля. Приведен перечень основных операций и применяемого оборудования при проведении ремонта колесной пары тепловоза.
Предназначено для учащихся технических школ и работников локомотиворемонтных предприятий, а также может быть использовано в качестве справочного материала студентами техникумов и вузов.

Введение

Приведенные в сборнике технологические карты (приложение 2) распространяются на ремонт колесных пар тепловоза 2ТЭ1ОУ в объеме их полного освидетельствования. Перечень основных операций при проведении ремонта изложен в приложении 1. В зависимости от объема ремонта в приложении 3 приведены примеры основных маршрутных карт. В сборник также частично включены работы по ревизии подшипников буксового узла, неразрывно связанные с ремонтом колесных пар.
При составлении сборника использованы нормативные документы:

  • чертежи колесных пар тепловозов 2ТЭ10У Луганского тепловозостроительного завода;
  • ЦТ/329 Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм;
  • ЦТ/330 Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • ЦТ/336 Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов;
  • ЦТт-18/1 Инструкция по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Магнитопорошковый метод;
  • ЦТт-18/2 Инструкция по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Вихретоковый метод;
  • ЦТт-18/3 Инструкция по ультразвуковому контролю деталей локомотивов и вагонов электропоездов на базе программируемого дефектоскопа УД2-102 «Пеленг»;
  • ТИ 287 Технологическая инструкция на текущий ремонт ТР-2 и ТР-3 упругого зубчатого колеса тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ10В, 2ТЭ1 ОМ, ЗТЭ1 ОМ, 2ТЭ10Л,ТЭЗ,4ТЭ10С;
  • ОСТ 32.63-96 Тяговый подвижной состав: Формирование колесных пар. Метод тепловой сборки;
  • ТИ 32 ЦТ-ВНИИЖТ-95 Технологическая инструкция по упрочнению накатыванием роликами осей колесных пар локомотивов моторных вагонов.

Общие положения

Полное освидетельствование колесных пар производится при необходимости смены хотя бы одного элемента (бандажа, центра, зубчатого колеса и т д.) в результате его износа или повреждения, при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварий, столкновений или схода с рельсов, а также при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования. При этом буксовым узлам выполняется ревизия второго объема.
При полном освидетельствовании колесных пар тепловоза 2ТЭ1ОУ выполняются следующие работы:

  • промывка колесной пары в моечной машине;
  • очистка колесной пары от краски до металла;
  • проверка установленных клейм и знаков на элементах колесной пары;
  • проведение магнитопорошкового контроля открытых частей оси колесной пары, внутренней поверхности бандажей, зубьев зубчатых колес;
  • проведение ультразвукового контроля закрытых частей оси колесной пары, бандажей;
  • проведение вихретокового контроля центров колесных пар, боковых тарелок и диска упругого зубчатого колеса;
  • ремонт упругого зубчатого колеса;
  • замена забракованных элементов;
  • ревизия 2-го объема буксовых узлов;
  • проверка соответствия размеров всех элементов колесной пары установленным нормам допусков и износов;
  • постановка клейм и знаков полного освидетельствования;
  • окраска и консервация колесных пар.

Все новые элементы установленные на колесную пару, прошедшую полное освидетельствование, должны иметь сертификаты, подтверждающие их качество.
По результатам проведения полного освидетельствования колесной пары заполняются следующие формы первичной документации:

  • ТУ-21 Книга регистрации освидетельствования колесных пар локомотивов, моторвагонного подвижного состава;
  • ТУ-92 Журнал осмотра и ремонта подшипников качения;
  • ТУ-93 Журнал монтажа подшипников качения;
  • ТУ-132 Журнал регистрации ответственных деталей локомотивов, моторвагонного подвижного состава, забракованных по трещинам и другим дефектам, обнаруженным дефектоскопом;
  • ТУ-138 Журнал регистрации результатов дефектоскопии основных деталей локомотивов, моторвагонного подвижного состава;
  • ТЭУ-39 Технический паспорт колесной пары.

Содержание
Введение
Общие положения
Конструкция колесной пары
Неисправности колесных пар и способы их устранения
Приложение 1
Перечень основных операций и применяемого оборудования при ремонте колесной пары тепловоза 2ТЭ10У со сменой элементов
Приложение 2
Технологическая карта № 1. Мойка колесной пары
Технологическая карта № 2. Разборка буксового узла
Технологическая карта № 3. Демонтаж зубчатых полувенцов
Технологическая карта № 4. Входной контроль размеров колесной пары
Технологическая карта № 5. Магнитопорошковый контроль оси колесной пары
Технологическая карта № 6. Магнитопорошковый контроль зубчатого колеса колесной пары
Технологическая карта № 7. Ультразвуковой контроль оси колесной пары
Технологическая карта № 8. Вихретоковый контроль центров колесной пары
Технологическая карта № 9. Разборка упругого зубчатого колеса
Технологическая карта № 10. Вихретоковый контроль боковых тарелок и диска венца упругого зубчатого колеса
Технологическая карта № 11. Сборка упругого зубчатого колеса
Технологическая карта № 12. Срезка прижимного бурта бандажей колесной пары
Технологическая карта № 13. Съемка бандажей колесной пары
Технологическая карта № 14. Контрольная проверка на сдвиг центров колесной пары
Технологическая карта № 15. Спрессовка правого центра
Технологическая карта № 16. Спрессовка зубчатого колеса
Технологическая карта № 17. Спрессовка правой лабиринтной втулки
Технологическая карта № 18. Обработка правой подступичной части оси
Технологическая карта № 19. Магнитопорошковый контроль правой подступичной части оси колесной пары
Технологическая карта № 20. Насадка правой лабиринтной втулки на ось колесной пары
Технологическая карта № 21. Насадка зубчатого колеса на ось колесной пары
Технологическая карта № 22. Контрольная проверка зубчатого колеса на сдвиг
Технологическая карта № 23. Наплавка отверстия ступицы центра
Технологическая карта № 24. Расточка центра после наплавки
Технологическая карта № 25. Напрессовка правого центра
Технологическая карта № 26. Спрессовка левого центра
Технологическая карта № 27. Спрессовка левой лабиринтной втулки
Технологическая карта № 28. Обработка левой подступичной части оси
Технологическая карта № 29. Магнитопорошковый контроль левой подступичной части оси колесной пары
Технологическая карта № 30. Насадка левой лабиринтной втулки на ось колесной пары
Технологическая карта № 31. Напрессовка левого центра
Технологическая карта № 32. Обточка ободьев центров колесных пар
Технологическая карта № 33. Обработка оси, внутренних торцов лабиринтных втулок
Технологическая карта № 34. Контроль колесной пары перед расточкой бандажей
Технологическая карта № 35. Расточка бандажей колесных пар
Технологическая карта № 36. Магнитопорошковый контроль внутренней поверхности бандажа
Технологическая карта № 37. Насадка бандажей
Технологическая карта № 38. Обточка бандажей колесных пар
Технологическая карта № 39. Выходной контроль колесной пары
Технологическая карта № 40. Ультразвуковой контроль бандажей колесной пары
Технологическая карта № 41. Монтаж зубчатых полувенцов
Технологическая карта № 42. Ремонт роликовых подшипников второго объема
Технологическая карта № 43. Магнитопорошковый контроль колец подшипников
Технологическая карта № 44. Вихретоковый контроль роликов подшипников
Технологическая карта № 45. Цинкование колец подшипников.
Технологическая карта № 46. Сборка буксового узла
Технологическая карта № 47. Окраска и консервация колесной пары
Приложение 3. Маршруты технологических операций в зависимости от объема ремонта
Маршрутная карта № 1. Полное освидетельствование колесной пары тепловоза 2ТЭ10У со сменой бандажей и ремонтом упругого зубчатого колеса
Маршрутная карта № 2. Полное освидетельствование колесной пары тепловоза 2ТЭ10У со сменой правого центра и упругого зубчатого колеса
Маршрутная карта № 3. Полное освидетельствование колесной пары тепловоза 2ТЭ1ОУ со сменой левого центра

Источник

Курсовой проект. Технология ремонта колесных пар

Название Технология ремонта колесных пар
Анкор Курсовой проект.doc
Дата 17.01.2018
Размер 1.41 Mb.
Формат файла
Имя файла Курсовой проект.doc
Тип Реферат
#14382
страница 1 из 4
Читайте также:  Ателье по ремонту одежды трехгорка

Подборка по базе: Методические рекомендации по курсовой работе.doc, Лукина Технология интервью.doc, Ақпараттық технологияны қолдану методологиясы..docx, Сараптаушы жүйелердегі ақпараттық технологиялар..docx, защита курсовой.docx, Толықтырылған шынайылық технологиясы.docx, Медецинадағы ақпараттық технологиялар (копия).pptx, Ақпараттық технологияларды қолданудағы мәселелер..docx, Презентация для курсовой по статистике.pptx, Шаукаров И.К. Курсовой проект по ТППН.pdf

Технология ремонта колесных пар

1. Исходные данные для разработки технологического процесса………….……………….6

1.1 Назначение и конструкция колесных пар………………………………………………. 6

1.2Условия эксплуатации, неисправности, причины появления неисправностей. 12

1.3 Неисправности колесной пары, не допускаемые в эксплуатации……………………….14

1.4 Выбор способа восстановления поврежденных деталей…………………………………16

2. Виды и срок проведения технического обслуживания и ремонта колесной пары………17

3. Способы выявления неисправностей и методы неразрушающего контроля…………. 20

4. Разработка технологического процесса ремонта колесной пары со сменой элементов…24

4.1 Выбор и обоснование метода ремонта…………………………………………. ……..…24

4.2 Технологический процесс ремонта колесной пары со сменой элементов……. …. 25

5. Механизированное приспособление, применяемое для ремонта колесной пары………..34

6. Охрана труда и техника безопасности при ремонте колесной пары………………………36

7. Перечень использованных источников ……………………………………………………..41

8. Маршрутная карта: «Магнитопорошковый контроль средней части оси»……………. 42

9. Карта эскизов – «Дефекты колесной пары» ………………………………………………. 43

Введение
Железнодорожный транспорт в РФ имеет исключительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозке пассажиров.

Железнодорожный транспорт последовательно продвигается по пути реформ, гарантированно решая транспортные задачи государства. И впредь он останется основным видом транспорта, обеспечивающим перевозки грузов и пассажиров в стране. Для решения задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, необходимо тесное взаимодействие всех служб, связанных с перевозочным процессом.

Большое значение в достижении этих целей придается вагонному хозяйству. С целью повышения безопасности движения поездов в вагонном хозяйстве необходимо:

-разрабатывать и внедрять комплексные диагностические устройства контроля основных параметров грузовых вагонов при движении поезда с размещением их на подходах к станциям, имеющим ПТО;

-совершенствовать и внедрять средства повышения надежности тормозной системы поездов;

-автоматизировать контроль за своевременным обеспечением нормативных сроков службы и плановых видов ремонта, технического освидетельствования вагонов — собственности промышленных предприятий и организаций;

-обеспечивать эффективный контроль за качеством закупаемых запасных частей, узлов вагонов, оборудования и основных эксплуатационных материалов, приобретение только сертифицированной продукции;

-создавать и внедрять технические средства для обеспечения безопасности эксплуатации пассажирских вагонов.

Главными стратегическими задачами в вагонном хозяйстве являются:

-поддержание работоспособности парка грузовых и пассажирских вагонов за счет повышения качества их ремонта и модернизации узлов:

-создание нового поколения грузовых вагонов повышенной комфортности;

-необходимо добиться уменьшения динамического воздействия вагонов на путь и резкого снижения эксплуатационных расходов на его текущее содержание и ремонт.

При создании нового поколения грузовых вагонов необходимо предусмотреть:

— расширение их специализации;

— применение в тележках конструктивных решений, обеспечивающих их работу без восстановительного ремонта от постройки до первого капитального ремонта и в период между капитальными ремонтами;

— применение новой конструкции тележек с жесткой рамой и надбуксовым

— введение новых конструктивных решений в основные элементы кузова вагона;

— внедрение буксовых узлов кассетного типа, снижающих инерционные нагрузки на путь;

— изготовление элементов конструкций из новых антикоррозийных материалов;

— использование эпоксидных покрытий для защиты от коррозии;

— совершенствование конструкцию вагонов с учетом требований экологической безопасности;

-изготовление вагонов с нагрузкой на ось 25 тонн и применение колес с повышенной твердостью обода, что продлит срок их службы за счет уменьшения износа гребней.

На протяжении всего существования вагонного хозяйства острой проблемой была и остается проблема обеспечения качественного изготовления, ремонта и диагностики в эксплуатации ходовых частей, а именно, колесных пар. Являясь наиболее ответственным узлом, колесные пары зачастую требуют ремонта со сменой элементов, но наиболее эффективно использовать ресурс колесных пар, ремонтируя их обточкой по современным

требованиям технологии ремонта, на современном оборудовании с привлечением квалифицированных работников, что обеспечит высокое качество ремонта и позволит минимизировать дефицит колесных пар, имеющий место в настоящее время.

  1. Исходные данные для разработки технологического процесса.

1.1.Назначение и конструкция колесных пар.
Колёсные пары наиболее ответственные узлы вагонов, от их исправного состояния во многом зависит безопасность движения поездов и работоспособность вагона.

Колёсные пары предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и воспринимают все нагрузки от вагона на рельсы и обратно.

В связи с этим колёсные пары должны:

— обладать достаточной прочностью – для обеспечения безопасности движения;

— иметь небольшую массу — для снижения массы вагона и уменьшения динамического воздействия на верхнее строение пути;

— обладать упругостью — для смягчения динамических сил, возникающих при движении вагона.

Типы, основные размеры и технические условия на изготовление вагонных колёсных пар определяются Государственными стандартами, а содержание и ремонт — Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) и Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колёсных пар.

Колесная пара (рис. 1 ) состоит из оси 1 с напрессованными на нее двумя колесами 2. Наружная поверхность колеса 3, соприкасается с рельсом, называется поверхностью катания. Профиль поверхности катания имеет определенную форму и размеры. Гребень 4 обода направляет колесную пару и предохраняет вагон от схода с рельсов.

Ширина обода В нового колеса – 130 мм. Диаметр колеса измеряют по кругу катания, которым называется совокупность точек на поверхности катания колеса, удаленных от внутренней грани на расстояние 70 мм. В этом же сечении следует измерять толщину обода и прокат колеса, так как с рельсами колесная пара соприкасается точками , расположенными на поверхности катания, и износ из-за трения о рельс, как правило, в этом сечении наибольший.

Расстояние между кругами катания колес одной колесной пары 1580 мм. Расстояние между внутренними боковыми поверхностями колес L составляет : для колесных пар, предназначенных для скоростей движения до 120 км/ч – 1440 (+1,-2 ) мм, свыше 120 км/ч, но не более 160 км/ч – 1440 (+2,-1 ) мм.


Рис. 1. Колесная пара:

1 – ось; 2 — колесо.

Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колёс. Для вагонов магистральных железных дорог широкой колеи, кроме вагонов электроподвижного состава (ГОСТ 4835-80), выпускаются два типа колёсных пар РУ1-950, РУ1Ш-950.
Таблица 1. Типы колесных пар

пары

Тип оси Диаметр

колеса,мм

Тип

паре

Применение
1 2 3 4 5
РУ1 — 950 РУ-1 950 Качения На всех грузовых и пассажирских вагонах
РУ1Ш — 950 РУ1Ш 950 Качения На всех грузовых и пассажирских вагонах
Усиленная для нагрузки на ось 25 т 957 Качения Грузовые нового поколения

Оси колесных пар.
Ось служит для размещения колес и представляет собой круглый стержень переменного по длине поперечного сечения. Ось (рис.2) имеет шейку 1 для размещения роликовых подшипников предподступичной части 2, являющиеся ступенью перехода от шейки к подступичной части оси и служат для установки уплотнительных деталей букс; подступичные части 3, на которые прочно насаживают колеса; среднюю часть 4. Все части оси имеют цилиндрическую форму. Средняя часть выполняется цилиндрической или с коническими переходами от подступичных осей к средней части оси.

а) с торцовым креплением гайкой, б) с торцовым креплением шайбой.
Таблица 2. Размеры вагонных осей

Тип оси  средней

части,мм

шейки, мм Длина шейки, мм

 предподсту-пичной части, мм Длина пред-подсту-пичной части, мм

подсту-пичной части, мм Длина подступичной части, мм

Длина всей оси, мм
1 2 3 4 5 6 7 8 9
РУ1 165 130 176 165 76 194 265 2294
РУ1Ш 165 130 190 165 76 194 265 2216

Ось типа РУ1 имеет на торцах шеек резьбу М110 для крепления подшипников гайкой и паз для стопорной планки. Для удержания стопорной планки на каждом торце оси предусмотрено 2 резьбовых отверстия М12. Оси типа РУ1Ш на каждом торце имеют 4 резьбовых отверстия М20.

Вагонные оси по конструкции различаются:

Размерами основных элементов – в зависимости от значения воспринимаемой нагрузки;

Формой шейки оси – для подшипников качения и подшипников скольжения;

Формой поперечного сечения – сплошные или полые.

Кроме этих признаков, определяющих конструкцию, оси классифицируются: по материалу, способу изготовления, способу торцевого крепления подшипников качения – корончатой гайкой или шайбой.

У вагонной оси имеются:

  • две шейки;
  • две предподступичные части;
  • две подступичные части;
  • средняя часть оси.

Для снижения концентрации напряжений в местах изменения диаметров оси делают плавные переходы – галтели, выполненные определенным радиусом.

Снижение концентрации напряжений, вызванных посадкой деталей подшипников качения, достигается разгружающей канавкой, расположенной у начала задней галтели шейки оси.

Рис.3. Профили галтелей шеек.
Элементы вагонной оси:

Шейки вагонных осей выполняют цилиндрической формы для размещения на них подшипников.

Предподступичные части оси — это переходные зоны от шеек к подступичным частям. На предподступичных частях размещаются задние уплотнения буксовых узлов лабиринтные кольца.

Подступичные части оси предназначены для размещения колес.

Средняя часть оси имеет конический переход от подступичных частей.
Центровые отверстия осей

На торцах всех типов вагонных осей имеются центровые отверстия для установки и закрепления оси или сформированной колесной пары в центрах токарных станков. Форма и размеры центровых отверстий установлены стандартом и должны соответствовать рис. 4.

в – оси типа РУ1

г – оси типа РУ1Ш

Торцевое крепление
В колёсных парах РУ1-950, крепление подшипников на шейке оси выполнено при помощи корончатой гайки.

В колёсной паре РУ1Ш-950 крепление подшипников на шейке оси выполнено при помощи шайбы (буква Ш означает «шайба»).
Таблица 3. Стандартные типы осей вагонов.

Для грузовых вагонов новой постройки с повышенными осевыми нагрузками разработана колесная пара с усиленной осью, у которой диаметр шейки оси 140 мм, диаметр предподступичной части – 175 мм, диаметр подступичной части – 204 мм. Средняя часть имеет цилиндрическую форму диаметром 180 мм.

Колеса
Вагонные колеса различают:

  • по конструкции — цельнокатаные и бандажные, состоящие из колесного центра, бандажа и предохранительного кольца;
  • по изготовлению — катаные и литые;
  • по диаметру, измеренному по кругу катания — 950 и 1050 мм.

При качении колес по рельсам они испытывают сложные виды нагружения:

  • Контактные нагрузки. Соприкасаясь с рельсом малой поверхностью, колесо передает ему значительные статические и динамические нагрузки;
  • Ударные нагрузки. Удары колес на стыках рельсов могут вызвать появление трещин в ободе;
  • Трение от соприкосновения с рельсами и тормозными колодками. В процессе торможения между колесами и колодками создаются большие силы трения, вызывающие нагрев обода, что способствует образованию в нем ряда дефектов.

Цельнокатаное колесо (рис. 4) имеет:

  • Обод 1. Ширина обода – 130 мм. На расстоянии 70 мм от внутренней базовой грани поверхности обода находится так называемый круг катания, по которому измеряют прокат, диаметр колеса и толщину обода.
  • Диск 2. Переход от ступицы к ободу выполнен в форме диска, расположенного под некоторым углом к этим частям, что придает колесу упругость и снижает воздействие динамических сил.
  • Ступицу 3. Ступица колеса в холодном состоянии прочно запрессована на ось.

Рис. 5. Цельнокатаное колесо:

1 — обод; 2 – диск; 3 — ступица.

Для рационального взаимодействия колес с рельсами важное значение имеет профиль поверхности катания колес. Стандартный профиль поверхности катания колеса (рис.5) характеризуется гребнем и конической поверхностью с конусностями 1:10, 1:3,5 и фаской6х45°.

Стандартный профиль колеса имеет:

  • Гребень колеса направляет движение и предохраняет колесную пару от схода с рельсов. Он имеет высоту 28 мм и толщину 33 мм, измеренную на высоте 18 мм.
  • Конусность поверхности 1:10 обеспечивает центрирование колесной пары при движении ее на прямом участке пути, предотвращая образование неравномерного проката по ширине обода, и улучшает прохождение кривых участков пути. Вместе с этим конусность 1:10 создает условия для извилистого движения колесной пары, что неблагоприятно сказывается на плавности хода вагона.
  • Конусность поверхности 1:3,5 и фаска 6х45° приподнимают наружную грань колеса над головкой рельса, что улучшает прохождение стрелочных переводов, особенно при наличии проката и других дефектов поверхности катания колес.

Рис. 6. Профили поверхности катания колес:

а – стандартный; б – объединенный; в – криволинейный.
Таблица 4. Основные размеры колесных пар.

Источник

Оцените статью