Техническое обслуживание ремонт воздушных судов

Виды технического обслуживания самолета

Техническое обслуживание гражданского воздушного судна – это комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности ВС, включая проведение проверок вашего самолета, замену его частей, компонентов и агрегатов, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции воздушного судна или выполнение его ремонта. Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники осуществляется в целях поддержания летной годности экземпляра ВС (единичного экземпляра ВС – ЕЭВС), авиационного двигателя и воздушного винта на протяжении всего срока их эксплуатации, и направленно на поддержание постоянной исправности и готовности ВС к полёту. Грамотное и надлежащее техническое обслуживание авиационной техники является одним из основополагающих факторов безопасности полётов.

В соответствии с Федеральным законом ФЗ-60 «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (открытие документа) соблюдение норм летной годности, ограничений эксплуатации, процедур технического обслуживания ВС, установленных эксплуатационно-технической документацией разработчика (завода-изготовителя) и федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого воздушного судна АОН либо сверхлегкого ВС авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна. При нарушении требований эксплуатации и технического обслуживания ВС, уполномоченный орган имеет право приостановить действие сертификата летной годности (СЛГ) или остановить эксплуатацию воздушного судна.

В соответствии с требованиями НТЭРАТ ГА-93 «Наставления по технической эксплуатации и ремонту АТ в Гражданской авиации России», утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.06.1994 г. № ДВ-58 к полетам допускаются только исправные ВС, имеющие достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы, отвечающие техническим условиям, прошедшие проверку и подготовку в соответствии с установленной эксплуатационной ремонтной документацией. Исправность самолета обеспечивается следующими условиями:

  • планер, двигатели и комплектующие изделия имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно перечню в пономерной документации (формуляры на воздушное судно, формуляр двигателя, бортовой журнал самолета и др.);
  • на судне выполнено очередное ТО, предусмотренное регламентом обслуживания самолета, устранены неисправности и их последствия;
  • оформлена производственно-техническая и пономерная документация, исправность судна подтверждена подписями ответственных должностных лиц в карте-наряде;
  • организацией по ТОиР выдано свидетельство о техническом обслуживании самолета или талон годности компонента после выполнения ТО компонента.
Читайте также:  Ремонт автокондиционеров своими руками форд фокус 2

Техническое обслуживание самолета Cessna 172, Cessna 182

Компания «Флайт Центр» осуществляет все виды технического обслуживания самолета Cessna 172, Cessna 182 (часто употребляют название – Цессна), а также других моделей поршневых самолетов Cessna Aircraft, бренда Beechcraft, и других широко известных по всему миру авиационных производителей: Maule, Diamond Aircraft, Piper Aircraft, Cirrus Aircraft, Extra Aircraft и др.

Техническое обслуживание самолета Cessna делится по видам: оперативное ТО, периодическое ТО, особые виды ТО (сезонное, специальное, по хранению и после хранения). Основными из перечисленных видов ТО являются оперативное и периодическое обслуживание самолета. Каждый из видов технического обслуживания отличается объемом и сложностью работ, потребным временем и периодичностью их выполнения.

Специалисты Flight Center выполняют работы по обслуживанию самолетов Cessna, двигателей, воздушных винтов, авиационного и радиоэлектронного оборудования, комплектующих изделий, систем и агрегатов в соответствии с требованиями и положениями ряда нормативных и технологических документов, к которым относятся:

  • эксплуатационно-техническая и ремонтная документация завода-изготовителя Cessna Aircraft Company, а также производителей двигателей Lycoming, двигателей Continental Motors, Rotax, воздушных винтов;
  • утвержденная Росавиацией Программа технического обслуживания самолета (переход на подзаголовок – Программа ТО, на этой странице ниже);
  • сервисные бюллетени и сервисные инструкции завода-изготовителя авиационной техники (Textron Aviation), ее компонентов и агрегатов;
  • сервисные бюллетени Lycoming;
  • сервисные бюллетени Continental Motors;
  • указания и директивы летной годности авиационных властей России – Росавиации, США – FAA, Европейского Союза – EASA.

Оперативное техническое обслуживание Цессна

Компания «Флайт Центр» предоставляет услуги по оперативному техническому обслуживанию самолетов Цессна. Оперативное ТО представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния самолета, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания. Оперативное, или другими словами, ежедневное обслуживание, в большей степени проводится на аэродроме базирования, при этом выполняются следующие виды работ: по встрече ВС, обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета.

Читайте также:  Техцентр по ремонту улиц

Работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов в типовом случае в себя включают: проверка состояния и оборудования места стоянки, отсутствие на нем средств и имущества, мешающих заруливанию (установке) судна; подготовка к использованию необходимых средств наземного обслуживания Цессна (СНО) специального применения и приспособления. После заруливания и установки самолета на место стоянки, выключения двигателей и прекращения вращения воздушных винтов, необходимо:

  • установить упорные колодки под колеса основных опор;
  • заземлить самолет (по схеме «земля — воздушное судно» с соблюдением установленных эксплуатационной документацией Cessna Aircraft мер предосторожности;
  • провести внешний осмотр самолета, получить от членов экипажа устную информацию о замечаниях и техническом состоянии судна, записать в карте-наряде на ТО остаток топлива в его баках;
  • пришвартовать ВС к якорным креплениям по схеме, как это предусмотрено регламентом ТО Cessna;
  • записать в бортовой журнал о всех неисправностях, требующих устранения;
  • выполнить другие работы, предусмотренные регламентом.

В случае хранения самолета в ангаре в зимний период, ВС буксируется в ангар с соблюдением соответствующих мер безопасности при букировке воздушного судна. При базировании ВС в ангарах место стоянки должно быть оснащено средствами пожаротушения, емкостью для сбора отработанных нефтепродуктов, тарой для использованной ветоши. В ангаре постоянно хранят водила на случай быстрой эвакуации самолета из помещения.

Работы по осмотру и обслуживанию самолета Cessna-172 (Cessna-182) должны соответствовать регламенту ТО Cessna и предписаниям ЭТД, производственному заданию (включая дополнительные задания). Данные о неисправностях, выявленные экипажем в полете и записанные в бортовом журнале, неисправности, выявленные при осмотре ВС на земле (в том числе и по данным средств объективного контроля), записывают в карту-наряд (или наряд на дефектацию). Устранение неисправностей оформляется в указанных документах подписями исполнителей работ и контролирующих.

Полную наружную мойку ВС проводят при периодическом ТО, сезонной подготовке или по специальному графику, разработанному эксплуатантом самолета.

Работы по обеспечению вылета Цессна-172 (Цессна-182). Перед выполнением работ по обеспечению вылета самолета, являющихся заключительными для всего комплекса работ по подготовке ВС к полету, специалист по обслуживанию ВС, ответственный за выполнение работ по обеспечению вылета, обязан проверить карту-наряд на оперативное ТО, бортовой журнал и убедиться, что указанная документация оформлена правильно и подписана должностными лицами, ответственными за выполнение работ. Работы по обеспечению вылета (объем, последовательность, подробные действия) специалисты проводят в соответствии с регламентом ТО Cessna. Кроме работ по обеспечению вылета, предусмотренных регламентом, на ВС выполняют (при необходимости) дозаправку ГСМ, спецжидкостями и водой, дозарядку систем газами, удаление снега, инея, льда с поверхности судна.

Экипаж принимает ВС, подготовленное к полету. Подготовленным к полету считают исправное ВС, на котором:

  • ресурс планера, двигателей и изделий достаточен для выполнения задания;
  • системы заправлены ГСМ и спецжидкостями в соответствии с заданием на полет и регламентом;
  • судовая документация находится на ВС, бортовое аварийно-спасательное оборудование и снаряжение укомплектованы согласно описям (перечням) в бортовом журнале;
  • проведены работы по обеспечению вылета, убраны троса заземления, упорные колодки из-под колес;
  • в карте-наряде (бортовом журнале) подписано заключение о том, что судно подготовлено к полету и разрешен вылет.

В процессе Оперативного ТО, работы по устранению неисправностей, угрожающих безопасности полета, а также требующих большого объема демонтажно-монтажных и регулировочных работ, выполняют специалисты Организации по ТО, обладающей Сертификатом соответствия по ФАП-285. Работы по устранению дефектов, возникших при производстве полетов Cessna выполняются согласно Руководства по техническому обслуживанию Cessna.

Периодическое (регламентное) обслуживание Cessna-172 (Cessna-182)

Компания Флайт Центр выполняет все виды работ по периодическому обслуживанию Cessna: типовые самолеты Cessna-172 всех серий, Cessna-182 серий, а также ЕЭВС с двигателями Lycoming, Continental Motors, двигателями Rotax. Периодическое обслуживание ВС выполняют через установленные эксплуатационной документацией Cessna Aircraft Company значения наработки (налета, числа циклов), или интервалов времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания. Отсчет наработки и календарного срока ведут с начала эксплуатации или от последнего ремонта компонента ВС. Flight Center проводит Периодическое ТО на основании Договора на техническое обслуживание, заключенного с владельцем ВС. Работы по периодическому ТО сведены в формы технического обслуживания. Периодичность и объем каждой формы устанавливается регламентом обслуживания самолета, Программой ТО ВС конкретного Эксплуатанта, а в случае выполнения обслуживания ЕЭВС – Руководством по ТО, разработанным и согласованным с уполномоченным органом в соответствии с требованиями ФАП-118 «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 июня 1994 г. Технология выполнения операций, применяемые средства контроля, инструмент, приспособления и материалы определены технологическими указаниями.

Одним из основных эксплуатационным документом, в соответсвии с которым выполняется Периодическое ТО Cessna 172, является – Руководство по техническому обслуживанию Cessna 172 модели 1996 и позже (ревизия № 22 от 01 сентября 2016 г.). The Cessna Model 172 1996 And On Maintenance Manual (Model 172R/172S Maintenance Manual, Rev 22, 1 September 2016).

Буквенные коды Форм периодического ТО

Периодичность выполнения работ на самолете Цессна и допуски (в том числе отклонения) по наработке определяется по рекомендациям фирмы-разработчика, указанным в Разделе РТО 5-10-00-0 «INSPECTION TIME INTERVALS», где периодичность работ идентифицируется буквенным кодом интервала:

Источник

Техническое обслуживание ремонт воздушных судов

ГОСТ Р 55255-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Air transport. System of maintenance and repair of aviation equipment. Organization of works on diagnostics of aviation equipment technical state. Basic provisions

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает единый порядок организации работ по диагностике технического состояния гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов на основе достоверного контроля и прогнозирования их технического состояния на всех этапах эксплуатации, содержит рекомендации по применению методов, средств контроля и диагностирования авиационной техники, организации системного контроля процессов технической диагностики авиационной техники для обеспечения поддержания норм летной годности гражданских воздушных судов.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на все предприятия воздушного транспорта, эксплуатационные и ремонтные, независимо от форм собственности, осуществляющие организацию и контроль выполнения работ по диагностированию авиационной техники. Действие настоящего стандарта распространяется на техническое обслуживание и ремонт всех воздушных судов, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов России, независимо от места их базирования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

Действует ГОСТ Р 8.753-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы материалов (веществ). Основные положения».

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 контроль технического состояния (технический контроль): Определение вида технического состояния изделия.

3.1.2 метод контроля: Правила применения определенных принципов и средств контроля.

3.1.3 техническая диагностика: Оценка знаний, исследующая техническое состояние объектов диагностирования, разрабатывающая методы их определения, а также принципы построения и организацию использования систем.

3.1.4 система технического диагностирования: Совокупность средств, исполнителей, подготовленная к диагностированию или осуществляющая его по правилам, установленным соответствующей документацией.

3.1.5 техническое диагностирование (диагностирование технического состояния): Процесс определения технического состояния изделия с определенной точностью, результатом которого является заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причин дефектов.

3.1.6 объект диагностирования: Изделие или часть его, техническое состояние которых подлежит определению.

3.1.7 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в каждый момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

3.1.8 вид технического состояния: Совокупность технических состояний, удовлетворяющих требованиям, определяющим исправность или работоспособность изделий.

3.1.9 исправное состояние (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.10 неисправное состояние (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.11 работоспособное состояние (работоспособность): Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.12 неработоспособное состояние (неработоспособность): Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативными документами и технической и (или) конструкторской документацией.

3.1.13 поиск места отказа: Определение части изделия (сборочной единицы, элемента), отказ которой вызвал неисправность (неработоспособность) этого изделия.

3.1.14 прогнозирование технического состояния: Процесс определения технического состояния изделия на предстоящий интервал времени (при необходимости — определение интервала времени), в течение которого сохранится техническое состояние изделия, имеющегося в данный момент.

3.1.15 контролируемый сигнал: Сигнал, поступающий на вход средств контроля технического состояния изделия и несущий информацию о техническом состоянии объекта.

3.1.16 алгоритм контроля (технического диагностирования): Совокупность предписаний, определяющая последовательность действий исполнителей и средств контроля (диагностирования), необходимых и достаточных для выполнения контроля (диагностирования).

3.1.17 аттестованное значение стандартного образца: Значение аттестуемой характеристики СО, установленное при его аттестации и приводимое в паспорте и других документах на СО с указанием его погрешности.

3.1.18 погрешность аттестованного значения стандартного образца: Отклонение аттестованного значения от истинного значения аттестуемой характеристики экземпляра СО, а также любой его части (доли, навески), используемой для измерений.

3.1.19 специальное средство измерений: Средство измерений, разработанное для конкретного изделия или группы изделий авиационной техники, применяемое при испытаниях, техническом обслуживании и (или) ремонте или применяемое для обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры и не подлежащее применению в сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

Источник

Оцените статью