Техническое обслуживание ремонт контактора

Техническая эксплуатация электромагнитных контакторов

После установки контактора перед включением его в сеть необходимо удалить смазку с рабочих поверхностей якоря и сердечника чистой ветошью, смоченной в бензине, и проверить соответствие напряжения главной цепи и цепи управления по табличным данным. Проверяется также соответствие проекту типа и номинальных данных контактора, целость всех электрических соединений.

Кроме того, следует убедиться, что регулировка контактора не нарушена, для чего нужно: проверить отсутствие заедания во всех подвижных частях контактора (включая узлы блок-контактов), несколько раз медленно от руки перемещая их до включенного состояния контактора (без камер и с надетыми камерами), надежно закрепить провода, присоединенные к втягивающей катушке контактора, проверить правильность включения контактора по схеме, затянуть до отказа все зажимные винты и гайки, путем двух-трех дистанционных включений и отключений контактора без тока в главной цепи проверить четкость его работы и устранить обнаруженные дефекты, проверить соответствие растворов и провалов и нажатий главных контактов контактора паспортным значениям.

В условиях эксплуатации электромагнитных контакторов необходимо регулярно следить за состоянием контакторов. Основными параметрами контактного устройства являются раствор контактов, провал контактов и нажатие на контактах. Поэтому они подлежат обязательной периодической проверке, регулировке и настройке.

При обычных условиях электромагнитный контактор следует осматривать после 50 тыс. срабатываний, а контакторы с защелкивающим механизмом — после каждых 2 тыс. срабатываний, но не реже 1 раза в месяц. Независимо от этого осмотр контактора следует производить после каждого отключения аварийного тока.

Прежде чем приступить к осмотру контактора, его необходимо отключить от сети. Все гайки должны быть затянуты, контакторы (узлы и детали) очищены от пыли, грязи, копоти и коррозии, контакты протерты сухой тряпкой, а при наличии нагара — тряпкой, смоченной бензином. Поверхности контактов контакторов при появлении на контактах наплывов и застывших капель меди (корольков), потемнения от перегрева зачищаются слегка мелкой стеклянной (но не наждачной) бумагой или бархатным напильником. При этом нужно снимать возможно меньше металла и не менять профиль контакта. Необходимо также зачищать рога и стенки внутри камеры. Запрещается чистить контакты наждачным полотном, так как кристаллы наждака врезаются в медь и ухудшают контакт.

Читайте также:  Ищу напарника для ремонтов

Контакты всегда должны быть сухими, смазка поверхностей не допускается, так как от дуги она выгорает и продуктами горения загрязняет контактные поверхности, вследствие чего увеличивается нагрев контактов и создаются условия для их приваривания.

При зачистке контактных поверхностей необходимо строго сохранять первоначальную форму (профиль, радиус закругления) контактов, чтобы сохранить необходимое перекатывание контактов, беречь их и не злоупотреблять зачисткой, удаляя только капли и наплывы до выравнивания поверхности, а не до выведения раковин. После обработки напильником контакты следует протереть чистой ветошью. Полировка контактных поверхностей не требуется, так как дает более высокое контактное сопротивление, чем обработка напильником.

Контакторы, работающие в продолжительном режиме, изготовляются с контактами, имеющими серебряные накладки. Применение серебра вызвано тем, что медные контакты при продолжительном режиме работы окисляются и плохо проводят ток. Серебряные контакты не обрабатываются напильником, а при обгорании протираются замшей. Если серебряная накладка износится и в месте касания контактов появится медь, такой контакт необходимо сменить.

Контакты должны касаться линейно по всей ширине без просветов как в момент начального прикосновения, так и во включенном положении. При включении контактора контакты должны касаться сначала верхними, а затем нижними частями, постепенно перекатываясь с незначительным скольжением, что поддерживает их поверхность в хорошем состоянии. При отключении процесс должен происходить в обратной последовательности.

Правильность установки разрывных контактов проверяется тонкой папиросной или копировальной бумагой, заложенной между контактами перед .их замыканием. У многополюсных контакторов следует проверить одновременное замыкание контактов всех полюсов.

Контакты при включении должны замыкаться четко, без подпрыгивания (дребезжания). Легкость хода контактора проверяется включением от руки (при снятом напряжении). Все заедания должны быть устранены. Контактор должен четко включаться без ступеней и заметных замедлений.

Необходимо проверять исправность механической блокировки, которая не должна мешать свободному и полному включению одного из сблокированных контакторов (неполное включение контактора влечет за собой перегрев контактов и катушки, которая может сгореть).

При полностью включенном одном из контакторов необходимо проверить невозможность включения другого. Между главными контактами одного из контакторов в момент первоначального касания главных контактов другого контактора должен быть зазор не менее 1/4 раствора контакта.

Замена главных контактов контактора после их износа

Замену главных контактов, выполненных с накладками, производят после того, как толщина накладки vменьшается на 80 — 90% первоначальной. Замену главных контактов, выполненных из меди, необходимо производить после того, как толщина уменьшится на 50% по сравнению с первоначальной толщиной. Срок службы контактов зависит от режима работы контактора и параметров нагрузки.

После установки новых контактов необходимо отрегулировать их положение так, чтобы соприкасание было по линии, суммарная длина которой равнялась не менее 75% ширины подвижного контакта. Смещение контактов по ширине допустимо до 1 мм. После ревизии контактной системы необходимо установить и зафиксировать дугогасительные камеры, проверить отсутствие заедания в них подвижных контактов. Работа контактора при снятых дугогасительных камерах недопустима.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

ТО и ремонт электромагнитных и электропневматических контакторов

ТО-2

Производится внешний осмотр аппаратов. Проверяется отсутствие повреждений аппаратов, состояние контактов, блокировок крепежных деталей, надежность крепления токоведущих шин, гибких шунтов, проводов и контактных деталей, а также подвижных частей. Оплавленные контакты должны быть зачищены или заменены. Изношенные контакты заменяются. Проверяется четкость работы аппаратов при подаче питания (номинальных значениях напряжения). Аппараты должны переключаться без задержки в промежуточном положении.

ТР-1

Общие положения

Проверяется крепление аппаратов и их деталей, отсутствие трещин. Снимаются дугогасительные камеры контакторов. Аппараты очищаются от пыли, грязи и подгаров.

Дугогасительные камеры осматриваются, проверяется прочность крепления болтовых соединений, камеры очищаются от металлического налета и копоти. Изношенные детали камер из асбоцемента разрешается ремонтировать с применением специальной замазки или вставок из термо- и дугостойких материалов.

Проверяется соответствие деталей аппаратов нормам допусков и износов или техническим данным. Неисправные детали ремонтируются или заменяются.

Проверяется состояние разъемных силовых и вспомогательных контактов. Обоженные, оплавленные или окислившиеся контактные поверхности контактов обрабатываются при помощи напильников с мелкой насечкой и шлифовальной шкуркой с сохранением профиля контактов. Контакты реле и вспомогательные контакты контакторов и переключателей зачищаются стальной закаленной полированной пластиной, обезжиренной в спирте или бензине и протертой насухо салфеткой. Контакты кнопочных выключателей разрешается зачищать личным напильником или надфилем. Мелкие оплавления деталей зачищаются с использованием стеклянного полотна, крупные — при помощи личного напильника. После зачистки металлические опилки удаляются с аппаратов, изоляционные детали протираются техническими салфетками, смоченными в бензине. Толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и вспомогательных контактов должны соответствовать нормам допусков и износов, техническим требованиям чертежей

Проверяется четкость срабатывания, отсутствие заедания в подвижных частях аппаратов и прочность крепления аппаратов, токоведущих частей. Проверяется состояние подводящих проводов, прочность крепления и пайка наконечников проводов и гибких шунтов. Наконечники с трещинами, изломами или с уменьшенной контактной поверхностью более чем на одну четверть вследствие обгара, изломов и других повреждений, заменяются. При обрыве более 20 % сечения жил проводов и шунтов от наконечника, наконечники перепаиваются. В остальных случаях поврежденные провода и шунты подлежат замене. При меньшем повреждении оборванные жилы заправляются так, чтобы их свободные концы плотно прилегали к целым жилам провода. Поврежденная у наконечников бандажировка проводов восстанавливается. Провода с повреждением наружного слоя изоляции изолируются лентой из натуральной резины или лакоткани согласно утвержденным технологическим процессам. В случае повреждения на консольных участках проводов их оплетки, защитной оболочки или специальных защитных трубок из резины, или полихлорвинила разрешается восстанавливать весь поврежденный участок двумя слоями липкой полихлорвиниловой или изоляционной ленты.

Стертые, отсутствующие и несоответствующие надписи на аппаратах и маркировка на проводах восстанавливаются в соответствии со схемой электровоза. Запрещается в случае смены аппарата отсоединять провода без предварительного восстановления их маркировки.

Проверяется работа контакторов (при пониженных напряжении и давлении воздуха), снимаются дугогасительные камеры, детали осматриваются на отсутствие трещин, неисправные детали заменяются. Изоляционные поверхности протираются. Проверяется крепление монтажных проводов к блокировкам контакторов. Стойки, имеющие обгары, сколы, следы переброса электрической дуги заменяются. Проверяется состояние и крепление силовых контактов и шунтов. При наличии подгаров и оплавлений контакты зачищаются. Силовые контакты, имеющие недопустимый износ, заменяются. Проверяется и регулируется раствор, провал, смещение и нажатие силовых контактов.

Проверяется состояние и крепление дугогасительных и включающих катушек. Ослабленные катушки закрепляются. Мелкие трещины в изоляции после очистки закрашиваются изоляционной эмалью. Проверяется состояние изоляции сердечника дугогасительной катушки, ослабленные крепления полюсов закрепляются.

Вспомогательные контакты осматриваются. Заменяются изношенные контакты и просевшие пружины. Регулируются разрыв и провал вспомогательных контактов. Дугогасительная камера осматривается, стенки камеры очищаются от нагара и копоти. Изломы, прогары и трещины в стенках не допускаются. При постановке камеры на контактор проверяется отсутствие заедания подвижных частей контактора о стенки камеры. Полюса дугогасительной камеры должны плотно прилегать к полюсам дугогасительной катушки. У электропневматических контакторов, имеющих на нижнем кронштейне вилку (для соединения с рычагом подвижного контакта), дугогасительный рог камеры должен плотно входить в эту вилку.

ТР-3

Ремонт электромагнитных контакторов производится в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту электромагнитных контакторов электровозов переменного тока. Электромагнитные контакторы очищаются. Контакторам производится ремонт полной разборкой со снятием с электровоза. Металлические детали с трещинами и контакты с предельными износами заменяются. Контакты со следами оплавлений, имеющие износ в пределах норм допусков и износов, должны быть зачищены с соблюдением профиля контактов. Дугогасительные камеры должны быть отремонтированы, при невозможности – заменены. Износ стенок дугогасительных камер должен соответствовать нормам допусков и износов.

Дугогасительные и включающие катушки осматриваются. Они должны быть прочно закреплены на сердечниках. Проверяется состояние выводных зажимов катушек. При обгорании или ослаблении выводы ремонтируются. Проверяется активное сопротивление катушек контакторов. Негодная изоляция сердечников катушек магнитного дутья заменяется. Изоляционные планки и кронштейны якоря при наличии трещин, сколов, подгаров заменяются новыми. Катушки контакторов включения электродвигателей главного контроллера и мотор-компрессоров проверяются на отсутствие межвиткового замыкания.

Собранные электромагнитные контакторы должны удовлетворять следующим требованиям:

· все подвижные части должны перемещаться свободно, без заеданий;

· зазор между подвижным контактом и стенками дугогасительной камеры должен быть не менее 1 мм;

· дугогасительная камера должна свободно устанавливаться и сниматься. При этом полюсы камеры должны плотно прилегать к полюсам катушки магнитного дутья;

· линия касания главных контактов должна быть в пределах норм допусков и износов;

· толщина, раствор, провал и нажатие контактов, их смещение относительно друг друга должны соответствовать требованиям чертежей и нормам допусков и износов;

· у контакторов с парным исполнением контактов должно быть обеспечено одновременное замыкание и размыкание контактов согласно требованиям чертежей;

· прилегание якоря к сердечнику катушки должно быть плотным. Допускается местное неприлегание между якорем и концом полюсного наконечника, обращенного к оси вращения якоря, не более 0,4 мм;

· контакторы должны четко срабатывать при пониженном напряжении на включающей катушке

Ремонт электропневматических контакторов производится в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту электропневматических контакторов электровозов переменного тока. Электропневматические контакторы снимаются и направляются на участок ремонта электроаппаратуры. Производится ревизия пневмоприводов электропневматических контакторов. Ревизия приводов электропневматических контакторов осуществляется со снятием приводов с электровоза. Привода разбираются, детали приводов очищаются от старой смазки. Проверяется состояние цилиндров, поршней, манжет, штоков, крышек, пружин. Негодные детали заменяются. Осматривается внутренняя поверхность цилиндров, проверяется отсутствие выработки, задиров, трещин, раковин. Неисправные цилиндры ремонтируются. Дефектные уплотняющие прокладки крышек цилиндров и погнутые штоки заменяются.

Резиновые манжеты заменяются на новые независимо от их состояния. Они должны устанавливаться со сроком хранения не более двух лет. Войлочные кольца промываются в керосине и просушиваются на воздухе в течение 2 ч. Кольцо не должно иметь разрывов, смятия, расслоений. Кольцо перед установкой в привод пропитывается в масле МВП с выдержкой не менее 12 часов. Кожаные манжеты, имеющие недопустимые износы, с оборванными краями или появлением излома при перегибе на 180 о (лицевой стороной наружу), заменяются. Допускается наличие изломанных лепестков у бронзовых пружинных шайб не более трех штук на шайбу, если они не расположены рядом и перекрываются лепестками другой шайбы.

Все электромагнитные вентили аппаратов, вентили защиты снимаются для ремонта. Рабочие поверхности клапанов и седел электромагнитных вентилей должны быть притерты для устранения утечек воздуха. При невозможности устранения утечки воздуха детали заменяются. Клапаны, не обеспечивающие по своей длине хода, предусмотренного нормами допусков и износов, заменяются новыми. Поврежденные резиновые уплотнительные шайбы и шайбы, имеющие толщину, менее установленную нормами допусков и износов, заменяются. Величина хода клапанов, магнитные зазоры под якорем, глубина уплотнительных фасок во втулке корпуса электромагнитных вентилей должны соответствовать нормам допусков и износов.

Контакторы очищаются и осматриваются. Зачищаются от нагара и брызг металла дугогасительные рога контакторов. Проверяется состояние силовых (главных) и дугогасительных контактов. При износе контактов, более установленных норм, они заменяются. Восстанавливается профиль медных силовых контактов. Линия контактного касания должна быть не менее 75 % ширины контактов. Осматриваются кронштейны подвижного и неподвижного контактов и подвижный рычаг с контактодержателем главного контакта. При обнаружении в них трещин они разделываются и завариваются газовой сваркой.

Проверяется состояние дугогасительных катушек и их выводов, при нарушении пайки, наличии трещин, оплавлений и подгаров изоляции, недостаточном расстоянии между витками катушки ремонтируются. Изоляционные тяги не должны иметь трещин, повреждений изоляции. Проверяется состояние изоляции стоек. Поврежденная изоляция восстанавливается в соответствии с утвержденными технологическими процессами или заменяются стойки. Стойки со следами перебросов электрической дуги зачищаются и окрашиваются изоляционной эмалью.

Проверяется состояние валиков и втулок шарнирных соединений, зазоры в шарнирах доводятся до нормы заменой валиков или втулок. Колодки блокировок с медными сегментами осматриваются, выработка глубиной до 1 мм запиливается. Устраняется люфт рычажной системы. Положение блокировочных пальцев на колодке с медными сегментами должно соответствовать техническим требованиям чертежей. Регулировка нажатия пальца блокировки осуществляется подгибом пальца.

Дугогасительные камеры разбираются, зачищаются стенки, перегородки. Проверяется состояние деионных решеток. Неисправные камеры ремонтируются. Толщина стенок и перегородок должна соответствовать нормам допусков и износов. Межконтакторные перегородки при необходимости ремонтируются или заменяются исправными.

После ремонта и сборки контакторы должны удовлетворять следующим требованиям:

· включение контакторов при давлении воздуха 350 кПа (3,5 кгс/см 2 ) должно быть четким, без рывков, заеданий с притиранием контактов, соответствующим нормам допусков и износов;

· толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и блокировочных контактов должны соответствовать техническим данным;

· между подвижными частями контакторов и дугогасительной камерой должен быть зазор не менее 1 мм;

· между витками катушки магнитного дутья (дугогасительной) и кронштейном неподвижного контакта должен быть зазор не менее 2 мм;

· витки катушки магнитного дутья не должны касаться друг друга;

· полюсы дугогасительных камер должны плотно прилегать к полюсам катушек магнитного дутья;

· дугогасительные камеры должны свободно сниматься и устанавливаться на место, иметь исправные запирающие устройства;

· раствор вилки для рога дугогасительной камеры должен соответствовать требованиям чертежа (7-9 мм);

· суммарный вертикальный люфт рычажной системы, измеряемый на подвижном контакте, не должен превышать размера, предусмотренного техническими требованиями чертежей.

Источник

Оцените статью