Техническое обслуживание ремонт колес шин

Техническое обслуживание шин и колес

Для обеспечения наименьшего износа шин надо выполнять следующие правила:

  • регулярно проверять и своевременно регулировать установку и особенно схождение передних колес;
  • регулярно проверять балансировку (неуравновешенность) колес;
  • проверять давление воздуха в шинах (перед выездом);
  • избегать резких торможений до блокировки колес;
  • не оставлять автомобиль на полу, загрязненном нефтепродуктами;
  • соблюдать правила монтажа и демонтажа шин;
  • регулярно переставлять шины вместе с колесами согласно схемам, приведенным в инструкциях по эксплуатации автомобилей.

В соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 минимально допустимое значение остаточной высоты рисунка протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 мм.

Повышенный и неравномерный износ шин, как правило, вызывается нарушением норм эксплуатации или неисправным техническим состоянием автомобиля. Характерные виды неестественного износа шин приведены на рис. 133 .

Рис. 133. Виды неестественного износа шин: 1 — повышенное давление, 2 — пониженное давление, 3 — неправильное схождение колес, 4 — неправильный развал колес, 5 — нарушение балансировки, 6 — угловое биение колес.

Шины должны монтироваться только на предназначенные для них колеса. Монтаж и демонтаж шин следует выполнять на специальных станках и только в виде исключения вручную. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать чистоту, не допускать попадания внутрь покрышки даже мелких крупинок грязи.

Перед монтажом соприкасающиеся поверхности покрышки и камеры припудривают тальком. Борта бескамерных шин и внутреннюю поверхность полок и закраин обода увлажняют.

В дорожных условиях пользуются монтажными лопатками, которые должны быть гладкими, без зазубрин, с неострыми краями. Ни в коем случае нельзя применять кувалды и ломы — лучше использовать резиновый молоток.

Чтобы не нарушить балансировку колеса при демонтаже покрышки, необходимо против вентиля на покрышке мелом сделать соответствующую метку, которую затем учесть при последующем монтаже шин.

При проверке технического состояния колес необходимо проверить деформацию и биение обода, а также их балансировку.

Нарушение балансировки колес сопровождается усиленным износом шин и ухудшает устойчивость автомобиля при движении. Оно обычно является следствием неравномерного износа протектора по окружности, смещения балансировочных грузиков или шин при монтаже, деформации обода колеса и повреждения шины.

Камерные шины балансируются на заводе-изготовителе комплектно с камерами.

Неуравновешенность колес бывает двух видов: статическая и динамическая: статическая определяется моментом силы тяжести неуравновешенной массы колеса относительно оси вращения. Допустимый статический дисбаланс для колес легковых автомобилей составляет не более 4,9. 9,8 Нּсм в зависимости от размера шин; динамическая проявляется только при вращении колеса и является следствием неравномерного распределения массы колеса относительно вертикальной плоскости симметрии.

Статическая и динамическая балансировка колес легкового автомобиля — технологически сложные операции, выполнять которые можно только при наличии специальных стендов и приспособлений на станциях технического обслуживания автомобилей. Балансировку колес осуществляют с помощью грузиков, укрепленных между ободом и шиной пружинным держателем.

В случае отсутствия специальных стендов статическую балансировку колеса можно выполнять на ступице неведущего колеса автомобиля. Для этого надо приподнять автомобиль домкратом и ослабить затяжку подшипников ступицы неведущего колеса. После этого следует устанавливать колесо в различные положения и отпускать. Если при этом колесо не удерживается в установленном положении, а проворачивается в ту или другую сторону и останавливается только в одном положении, значит оно имеет дисбаланс.

Для балансировки колес необходимо:

  • снизить давление в шине до 20. 30 кПа и снять с обода колеса балансировочные грузики ( рис. 134, а );
  • медленно повернуть колесо против часовой стрелки и отпустить, когда оно остановится; нанести вертикальной меловой чертой метку 1 ( рис. 134, б ), определяющую верхнюю точку колеса;
  • повернуть толчком колесо по часовой стрелке и после его остановки также отметить верхнюю точку меловой вертикальной линией II, разделить кратчайшее расстояние между метками I и II пополам и нанести метку III — это и будет самое легкое место колеса (рис. 134, б );
  • установить по обе стороны метки III малые балансировочные грузики ( рис. 134, в ) массой 30 г, которые своей пружиной подходят под борт покрышки и удерживаются на ободе;
  • толчком руки повернуть колесо: если после его остановки грузики займут нижнее положение, их масса для балансировки колеса достаточна; если грузики займут верхнее положение, нужно поставить более тяжелые (40 г) и, вращая колесо, убедиться, что оно останавливается при нижнем положении грузиков;
  • отодвигая грузики на равные расстояния (А и А) от метки III ( рис. 134, г ), следует добиться равновесия колеса, когда оно после толчка рукой будет останавливаться в разных положениях (в зависимости от приложенного усилия);
  • накачать шину до нормального давления и приступить к балансировке следующего колеса.

Рис. 134. Статическая балансировка колеса: а — крепление балансировочного грузика на ободе колеса, б — определение самой легкой части колеса, в — начальное положение балансировочных грузиков, г — окончательное положение балансировочных грузиков (при равновесии колеса).

Источник

Основные работы по техническому обслуживанию шин.

ЕО-1. Очистить шины от грязи и проверить их состояние.

ТО-1. Проверить состояние шин, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами, давление воздуха в шинах и, если нужно, подкачать в них воздух,

ТО-2. Осмотреть шины, удалив застрявшие предметы в протекторе. Проверить давление воздуха и привести его к норме. Переставить колеса в соответствии со схемой. Поврежденные шины сдать в ремонт.

Исправность шин является обязательным условием безопасной работы водителя на линии. Отсутствие протекторного рисунка ухудшает тормозные возможности автомобиля, поэтому запрещается использовать шины с изношенным рисунком протектора.

Обязательным условием эксплуатации автомобиля является также надежность шин. Пробоины, а также загнивший каркас могут привести к разрыву шины при движении автомобиля и аварии. Езда на полуспущенных шинах, помимо их быстрого износа, является опасной из-за увода автомобиля в сторону.

Не исключены травматические случаи и при монтаже и ремонте шин, если не соблюдать при этом требований техники безопасности. Смонтированную на диске шину накачивают воздухом с обязательной установкой предохраняющего устройства, защищающего от удара при срыве замочного кольца. Накачивая шину воздухом, предварительно убеждаются, что замочное кольцо полностью и равномерно вошло в углубление на ободе. Выполняя эту операцию в пути, колесо нужно положить замочным кольцом вниз.

Контрольные вопросы:

1.Для чего предназначена ходовая часть автомобиля?

2.Из каких частей состоит ходоваячасть автомобиля.

3. Для чего предназначена ходовая рама автомобиля и какие бывают рамы?

4.Расскажите устройство ложеронной рамы.

5. Для чего предназначена подвеска автомобиля?

6.Из каких частей состоит подвеска автомобиля?

7.Какие виды подвесок Вы знаете?

8.Для чего предназначен амортизатор?

9Для чего предназначены рессоры и как они устроены?

10.Для чего предназначены колеса и какие они бывают?

11.Для чего предназначены шины и какие они бывают?

12.Расскажите как устроена шина.

13.Назовите типовые неисправности рамы.

14.Назовите типовые неисправности рессор.

15.Назовите типовые неисправности амортизаторов.

16Назовите типовые неисправности колес и шин.

17.Назовите основные работы, проводимые при ЕО ходовой части.

18.Назовите основные работы, проводимые при ТО-1 ходовой части.

19.Назовите основные работы, проводимые при ТО-2 ходовой части.

20.Назовите основные работы, проводимые при СО ходовой части.

21.Назовите основные работы, проводимые приЕО,ТО-1 и ТО-2 шин автомобиля.

22.Назовите составные части трансмиссии и ихназначение.

23.Назовите основные неисправности сцепления и их признаки.

24.Назовите основные работы по ТО сцепления при проведении ТО-1и ТО-2.

25. Назовите типовые неисправности коробки передач и основные работы по её ТО при проведении ТО-1и ТО-2.

26. Назовите типовые неисправности карданной передачи и основные работы по её ТО при проведении ТО-1и ТО-2.

27. Назовите типовые неисправности ведущего (заднего) моста и основные работы по его ТО при проведении ТО-1и ТО-2.

28.Назовите трансмиссионные масла и смазки применяемые в агрегатах трансмиссии.

29.Назовите типовые неисправности ходовой части автомобиля.

30.Назовите прибор используемый при установке схождения колес и расскажите порядок пользования им.

31.Назовите основные работы по ТО несущей системы (ходовой части) при проведении ЕО и ТО-1.

32.Назовите основные работы по ТО несущей системы при проведении ТО-2и СО.

Органы управления автомобилем в себя включают: рулевое управление и тормозную систему

Источник

Техническое обслуживание шин и колёс

Правильная техническая эксплуатация шин определяется: грамотным управлением автомобиля; своевременным техническим обслуживанием шин и узлов, влияющим на их ходимость; поддержанием всех регулируемых параметров в заданном пределе; грамотным выполнением шино-монтажных работ; своевременным и качественным выполнением необходимого ремонта шин.

Ежедневное техническое обслуживание. Перед выездом на линию необходимо убедиться, что за время стоянки не было утечки воздуха из шин. При подозрении на снижение давления в шине проверить давление манометром и при необходимости устранить причину утечки. При длительных остановках необходимо осматривать шины с целью обнаружения повреждения и явной утечки воздуха. Периодически необходимо осматривать шины, колеса и внешним осмотром проверять состояние деталей крепления колес. Застрявшие в протекторе, в боковинах или между сдвоенными шинами предметы должны быть удалены. Все детали крепления колес должны быть в исправном состоянии, без следов взаимного смещения. При интенсивном или неравномерном износе рисунка протектора шин следует независимо от сроков проведения технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) принять меры для устранения причин такого износа.

Техническое обслуживание ТО-1. При ТО-1 необходимо контролировать давление в шинах с помощью манометра и доводить до заданного уровня. При накачке шин давление доводится до верхнего предела. При движении автомобиля, особенно в жаркое время, давление в шинах повышается, но снижать его в нагретых шинах не следует. Давление воздуха проверяется в остывших шинах при плюсовой температуре окружающего воздуха.

Снижение давления в шинах по сравнению с нормой ухудшает устойчивость и управляемость, приводит не только к ускоренному и неравномерному износу протектора, но и к ускоренному разрушению каркаса боковин, что может быть причиной взрыва шины.

Недопустима большая разность давления в шинах сдвоенных колес,так как это вызывает неравномерное распределение нагрузки между колесами и приводит к неравномерному износу протектора шин.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Приемы определения давления воздуха в шинах на глаз, на звук при ударе по шине являются совершенно недопустимыми, так как возможная ошибка при этом достигает критических значений.

Техническое обслуживание ТО-2. При выполнении ТО-2 выполняется тщательный осмотр шин и оценка их состояния, контролируется остаточная глубина рисунка протектора и износ бововин (по размеру индикаторов-впадин на боковинах), оценивается возможность дальнейшей эксплуатации шин.

При необходимости производится перестановка колес. Основанием для перестановки колес могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора шин, необходимость правильного подбора шин для распределения по осям или сдвоенным колесам, необходимость установки более надежных шин на передней оси, а также другие причины,

МОНТАЖ ШИН

Монтаж и демонтаж шин рекомендуется выполнять на специальном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

Для обеспечения полной герметичности контакта обода с бортами шины необходимо посадочные полки обода тщательно зачищать от ржавчины и окрашивать. Отсутствие окраски и ржавчина снижают степень герметизации внутренней полости шины, а также затрудняют ее монтаж.

Обод колеса не должен быть деформирован или иметь повреждения. Зачастую преждевременное разрушение шины является следствием различных повреждений обода.

Бескамерные шины требуют осторожного обращения, так как повреждения герметизирующего слоя в бортовой части снижают герметичность шины. Для предотвращения повреждения бортов необходимо применять монтажно-демонтажные инструменты или станки для колес с глубокими ободьями. Применение специальных станков не только обеспечивает сохранность ободьев и шин, но и ускоряет операции монтажа-демонтажа и облегчает труд.

Применение тяжелых кувалд, нестандартных лопаток и ломиков приводит к появлению на посадочных поверхностях обода вмятин, царапин и заусенцев, а затем к повреждению бортов и уплотняющего слоя шины.

Особо рекомендуется выполнять монтаж и демонтаж шин на специальных стендах, предназначенных для работы с дисковыми колесами, имеющими глубокий обод. При этом порядок монтажа шин определен в руководстве по эксплуатации конкретного стенда.

При необходимости монтаж шин может быть выполнен вручную с помощью специальных монтажных лопаток. Монтажные лопатки должны соответствовать данному типу шин, быть гладкими, без зазубрин и острых кромок,так как в противном случае неизбежны повреждения бортов шины. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо выполнять только специальным монтажным инструментом для колес с глубокими ободьями, при этом следует исключить возможность попадания песка и грязи на борта шин и монтажные полки обода.

Нельзя при монтаже или демонтаже ударять молотком по лопатке, заложенной между бортом шины и закраиной обода и, передвигая лопатку ударами молотка, натягивать или снимать борт с обода, так как от этого разрушается уплотняющий бортовой слой шины.

Для облегчения монтажа бескамерных шин и предохранения их от повреждения полки и закраины обода следует смазывать специальной монтажной пастой или смоченным в воде мылом.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Запрещается использовать для этой цели масла или консистентные смазки.

Демонтаж и монтаж шин, имеющих низкую температуру, может вызвать трещины,так как резина под влиянием низких температур (ниже минус 5 °С для обычных шин) теряет эластичность и прочность. Холодную шину перед монтажом следует предварительно прогреть в помещении.

ВНИМАНИЕ: Монтаж и демонтаж шины следует выполнять только со стороны узкой полки обода.

Нередко для ускорения демонтажа или монтажа шин их натягивают или снимают с обода лопатками или ломиком, прикладывая большие усилия (без намыливания и укладки в ручей), что вызывает такие повреждения шин в бортовой части, которые не поддаются ремонту.

При отсутствии специальных станков для демонтажа шин работа выполняется вручную. Порядок правильного монтажа шин при этом следующий:

Колесо следует положить на чистую горизонтальную площадку так, чтобы узкая посадочная полка была сверху. Тщательно промазать куском мыла, смоченного водой, верхнюю кромку обода колеса. Так же тщательно необходимо промазать монтажной пастой или влажным мылом наружную поверхность борта шины. Положить шину на обод смазанным бортом так, чтобы нижний борт шины одной стороной вошел в ручей. Противоположную сторону шины с помощью небольшой кувалды осадить в ручей обода.

Второй борт шины тщательно промазать с внутренней стороны. Утопить борт шины с одной стороны в ручей, а другую часть борта перевести за кромку обода с помощью монтажных лопаток. Распространена ошибка, когда борт выскакивает из монтажного ручья, а монтажник пытается перевести противоположную часть борта через закраину обода, прикладывая чрезмерное усилие. В начальный период монтажа рекомендуется прижатием ногой удерживать борт шины в монтажном ручье.

Источник

Читайте также:  Ремонт дроссельной заслонки гольфа
Оцените статью