Техническое обслуживание электродвигателей при капитальном ремонте

Текущий и капитальный ремонт электродвигателя

Подписка на рассылку

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Читайте также:  Как принимать ремонт по осаго

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Источник

Ремонт электродвигателей: текущий и капитальный

В процессе работы электродвигатели неминуемо изнашиваются. Поэтому текущий ремонт следует производить примерно через 2500 часов после начала эксплуатации, а капитальный через 4000 часов. Данные работы могут выполняться на месте установки, в мастерских, на пунктах технического обслуживания и т.д.

Техническое обслуживание

Своевременное проведение ТО поможет избежать многих проблем в будущем. Периодичность его проведения зависит от характеристик внешних условий и агрегатов с которыми электродвигатели работают.

Техническое обслуживание предполагает выполнение следующих действий:

  • Очистка установки от пыли и грязи.
  • Проверка держателей электродвигателя и его комплектующих.
  • Проверка бездефектности заземления.
  • Контроль перегрева.
  • Замер сопротивления изоляции.
  • Состояние узла электрической машины и контактных колец.

В среднем ТО выполняется 1 раз в 2 месяца. Для двигателей, установленных на машинах для дробления зерна, прессах и молотилках необходимо проводить техническое обслуживание еще чаще (1 раз в 1,5 месяца).

Текущий ремонт электрооборудования

Параметры выполнения текущего ремонта определяются исходя из ремонтируемого оборудования (частота работы, список операций, схема ремонта). Различается для электромеханических преобразователей и пускорегулирующий аппаратуры. Периодичность текущего ремонта определяет период проведения капитального, поэтому важно хранить информацию о дефектах установки, и выбранных методах их устранения.

План выполнения текущего ремонта определяется также состоянием агрегата, типом механизма, длительностью использования (рассчитывается в часах или сутках). Процесс технического контроля проводится при разборке устройства, особое внимание уделяется щеточно-коллекторному механизму (касается электродвигателей с постоянным током или асинхронным двигателем).

Основные операции, которые выполняются при текущем ремонте:

  • Чистка фильтров и приборов для очистки воздуха, пайка радиатора (если требуется), удаление накипи.
  • Удаление нагара ГБЦ (частичная разборка).
  • Проверка работоспособности уплотнительных колец и поршневых дисков, в случае выхода из строя – замена.
  • Проверка эффективности масляного фильтра.
  • Регулирование зазоров клапана, подзарядка АКБ.
  • Чистка баков и карбюраторов, диагностика всей системы подачи топлива.
  • Подтяжка болтов, в случае полного износа вкладышей – установка новых.

Капитальный ремонт

Периодичность проведения данного вида работ не регламентируется. Она определяется владельцем электроустановки, на основании продолжительности эксплуатации и местных условий. Выполняется капитальный ремонт электродвигателей в электроремонтных цехах. Работа предусматривает полный разбор каждой машины и проведение испытаний.

Ключевым элементом при проведении капитального ремонта является ротор. Выполняется его балансировка и замена вала. В процессе работы, специалисты используют технологические карты, где указаны требуемые инструменты, порядок работ и т.д.

Главное назначение капитального ремонта – это восстановление заводских характеристик.

Для осуществления этой цели, мастера выполняют следующие работы :

  • Испытание, калибровка, сборка двигателя после замены или ремонта.
  • Сборка комплектующих, которые были заменены или отремонтированы.
  • Отбраковка деталей после их тщательной проверки.
  • Промывка, очистка, нагар разобранных деталей двигателя.
  • Внешняя очистка установки.
  • Ремонт узла составного вала.
  • Смазка, продувка, прочистка маслопроводов.
  • Замена электропроводов системы, если это необходимо (предварительная проверка).
  • Ремонт выпускных и впускных трубопроводов.

Это далеко не полный перечень работ. Полная проверка работоспособности всех систем требует времени, специального оборудования и инструментов. Разбираются, проверяются (заменяются если это необходимо) и собираются масляные насосы, вентиляторы, водяные фильтры, цилиндры, форсунки, коллекторы, бензонасосы, карбюраторы и т.д.

После выполнения всего перечня работ, связанного со сбором двигателя, производится приработка движущихся запчастей (сначала в холодном состоянии, а затем обкатка в горячем). Если после проведения диагностики неисправностей не обнаружено, двигатель может быть установлен в электростанцию.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта , буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.

Источник

Виды и объемы ремонтов

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.

Источник

Техническое обслуживание электродвигателей

Техническое обслуживание электродвигателей

При техническом обслуживании специалисты следят за нагрузкой и вибрацией электродвигателей, темпера­турой и наличием смазки в подшипниках, отсутствием ненормальных шумов и искре­ния под щетками. Специалисты также производят наружный осмотр и очищают электродвигатель от пыли и загрязнений. Периодические осмотры электродвигателей производят по графику, установленному главным инженером предприятия. Чем тяжелее условия работы и чем более изношены электро­двигатели, тем чаще планируют осмотры.

К тяжелым условиям работы относятся:

-большая продолжительность или высокая частота пусков, высокая температура или запыленность окружающей среды.

Целью осмотров является определение технического состояния электродвигателя и выявление объема работ, которые должны быть выполнены при очередном ремонте. Кроме того, при осмотре производят техническое обслуживание подшипников, колец, щеток и выполняют мелкий ремонт без раз­борки машины. Состав работ при осмотрах и техническом обслуживании асинхронных электродвигателей приведен в таблице.

Состав работ и последовательность их выполнения при техническом обслуживании

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

1. Внешний осмотр

Тщательно осмотреть электродвигатель

2. Оценка технического состояния

Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса. У электродвигателей с фазным ротором измерить сопро­тивление изоляции обмотки ротора относительно вала. Измерить значения потребляемых электродвигателем из сети токов и убедиться в отсутствии периодических колебаний стрелки прибора, измеряюще­го силу тока. Проверить степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне подшипников.

3. Очистка поверхности

Очистить поверхность электродвигателя стальной или щетинной щеткой. У электродвигателей закрытого исполнения отвернуть болты или винты крепления кожуха вентилятора. Снять кожух, очистить под­шипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор от пыли щетинной щеткой. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обти­рочным материалом, смоченным в керосине, и протереть очищенную поверхность насухо. Убедиться в отсутствии трещин в станине и в подшипниковых щитах.

4. Проверка крепления

Проверить затяжку болтов или гаек крепления электродвигателя к фундаменту или рабочей машине. Проверить затяжку болтов или гаек крепления подшипниковых щитов. У электродвигателей закрытого испол­нения проверить затяжку болтового соединения крепления вентилятора. У электродвигателей серии 4А с высотой оси вращения 56;63; 160-355 мм пошатыванием рукой проверить плотность посадки вентилятора на валу электродвигателя. Ослабленные болты, винты и гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой заменить. У электродвигателей закрытого исполнения установить кожух вентилятора и закрепить его болтами или винтами, заменить изношенные или деформированные резиновые втул­ки. При наличии стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный стопорный винт подтянуть. Шкив, полумуфта или звездочка должны быть плотно насажены на валу и не иметь осевых перемещений.

5. Проверка посадки шкива, полумуфты или звездочки на валу

Проверить состояние контакта заземления корпуса электродвига­теля. Контакт со следами коррозии разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазе­лином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта заземления. Ослабленный контакт подтянуть.

6. Проверка исправности заземления

Проверить техническое состояние шкива, звездочки, состояние резиновых втулок, пальцев муфты.

7. Проверка изоляции выходных концов

Отвернуть болты или гайки крепления крышки коробки выводов элект­родвигателя и снять крышку. Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных концов обмоток электродвигателя и проводов, подводящих пита­ние. При наличии отслоений, подгораний, обугливании или механических повреждении изоляции изолировать поврежденные участки.

8. Проверка контактных соединений в коробке выводов

У электродвигателей, имеющих доску зажимов, проверить состояние доски и электрических контактов. Доску зажимов, имеющую сколы, трещи­ны или обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или гаек. Ослабленные контакты подтянуть. У электродвигателей без доски зажимов осмотром проверить состояние изоляции мест соединения проводов.

9. Проверка состояния щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором

Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного механизма. Очистить щеточный механизм и контактные кольца сухим обтирочным материалом. Проверить состояние контактных колец, щеток, траверсы, изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть щетки из обойм щеткодержателя. Проверить состояние контактных колец. Поверхность контактных колец должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с синеватым оттенком). Если контактная поверхность колец загрязнена или потемнела, протереть ее обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Если на поверхности контактных колец появился нагар, прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на деревянную колодку, имеющую вогнутую цилиндрическую поверхность по форме контактных колец. Проверить состояние щеток и измерить их высоту.

Сколы и трещины на рабочей поверхности не допускаются. Высота ще­ток должна быть не менее 25 мм у двигателей 4-го и 5-го габаритов. Износившиеся или выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив следующие операции:

а) отсоединить токопроводящий провод щетки от клеммы;

б) вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и проверить легкость перемещения щетки (для электродвигателей АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов);

в) отвернуть винт крепления щетки, установить новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить винтом (для электродвигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов);

г) присоединить токопроводящий провод щетки к клемме. Притереть щетки. Для притирки щеток на поверхность контактного кольца по всей окружности наложить мелкозернистую стеклянную бумагу рабочей по­верхности к щетке и прижать щетку курком или пружиной. У электро­двигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов установить щеткодержатель со щеткой в рабочее положение и закрепить его пружиной. Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на пол-оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную шкурку. После притирки щетки и шлифования контактных колец удалить образовавшуюся пыль. Вставить остальные пригодные к дальнейшей эксплуатации щетки в обоймы щеткодержате­лей, опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов), установить щеткодержатели в рабочее положение и вставить крючки пружин в отверстия щеткодержателей (электродвигатели А0К2 6-го, 7-го габаритов).

Проверить контакты соединения щеточного механизма с выводными проводами. Окислившиеся, потемневшие или подгоревшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блес­ка, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный кожух щеточного механизма.

10. Проверка работы электродвигателя

Проворачивая вручную ротор электродвигателя, убедиться в отсутствии заедания в подшипниках, задевания ротора за статор и вентилятора за кожух. Ротор должен проворачиваться легко (без задеваний и заеда­ний) в подшипниках. Включить электродвигатель в сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Включить нагрузку и убедиться в нормальной работе электродвигателя под нагрузкой.

Перед включением электродвигателя в работу следует убедиться в отсутствии пос­торонних предметов на механизме, электро­двигателе, в исправности контактных колец, рукоятка пускового реостата должна быть ус­тановлена в положение «Пуск», у небольших двигателей проворачивают ротор вручную. После пуска электродвигателя следят за от­сутствием шума и гудения, нагрева корпуса и подшипников, вибрации, биения ременной передачи или соединительной муфты с ме­ханизмом. Аварийную остановку электродви­гателя производят при несчастном случае, при появлении дыма или пламени из дви­гателя или пускорегулирующей аппаратуры, при поломке приводимого механизма, при сильной вибрации, при чрезмерном нагреве двигателя с заметным снижением частоты вращения.

При избытке масла оно разбрызгива­ется, вспенивается и засасывается внутрь машины. Попадая на обмотки, масло сни­жает характеристики изоляции, что может привести к ее пробою. Недостаток масла приводит к слабой смазке подшипника и его перегреву.

Масло в необходимом количестве до­ливают не реже чем через 10 суток работы подшипника. Не позже чем через 300 ч рабо­ты масло в резервуаре полностью заменяют. Для этого отработавшее масло сливают, резервуар промывают керосином, продувают сжатым воздухом и повторно промывают, но не керосином, а маслом, предназначенным для заливки. Затем заполняют резервуар маслом до нормы. Уровень масла вследствие его значительной вязкости устанавливается не сразу. Поэтому доливку масла до нормы производят небольшими порциями.

Подшипники качения смазывают, как пра­вило, консистентными (нежидкими) составами. Объем камеры подшипника качения должен быть заполнен на 1/2 при более высо­ких частотах вращения. Если употреб­лять смазку в количествах, превышаю­щих указанные, подшипники перегре­ваются, а смазка вытекает из корпуса. При обнаружении в процессе эксплуа­тации меньших количеств смазки пос­леднюю добавляют до нормы. Смазку следует применять того же сорта, что и содержащуюся в подшипнике. В за­висимости от условий эксплуатации консистентную смазку заменяют через 3-6 мес. работы с предварительной промывкой смесью бензина Б-70 с чистым трансформаторным маслом (6- 8%). Промывку ведут при прово­рачивании вала электродвигателя до тех пор, пока из корпуса подшипника не станет вытекать незагрязненный промывочный состав. Замену смаз­ки в электродвигателях новых серий (4А) можно проводить на ходу без промывки. В подшипниковом узле для этого предусмотрено отверстие для пресс-масленки (в верхней части) и выходное отверстие для отработавшей смазки (в нижней части). Новая смазка подается за подшипник, проходит че­рез него и вытесняет старую смазку. Контактирующие поверхности колец и щеток должны быть чистыми и иметь правильную цилиндрическую форму, и щетки должны прилегать к кольцам не менее чем двумя третями контактной по­верхности.

Вредное влияние на щеточный контакт оказывает проводящая ток угольная или ме­таллическая пыль, образующаяся при трении щеток о кольца или коллектор. Загрязнения коллектора являются причиной искрения под щетками. При неблагоприятных условиях ра­боты щеточного контакта искрение бывает настолько сильным, что вызывает нагар.

При техническом обслужива­нии удаляют загрязнения контактных колец угольной и металлической пылью, тщательно протирая поверхность скольжения чистой сухой тканью. Нагар и неровности полируют стеклянной абразивной бумагой. № 000/180. Бумагу укрепляют на изоляционной (дере­вянной) колодке, имеющей рабочую выемку по форме поверхности кольца. Колодку для удобства пользования снабжают одной или двумя рукоятками.

Источник

Оцените статью