Технические требования при ремонте двигателя

Текущий и капитальный ремонт электродвигателя

Подписка на рассылку

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Читайте также:  План проекта капитального ремонта здания

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Источник

Организация ремонтных работ двигателя

Общие сведения

При организации и проведении работ по ремонту двигателей необходимо соблюдать требования пожарной безопасности, безопасности труда и санитарные правила и нормы. Ремонт агрегатов и узлов должен выполняться в помещениях, специально оснащенных для этих работ соответствующим оборудованием и приспособлениями. При разборке агрегатов на детали необходимо пользоваться съемниками и приспособлениями, облегчающими труд работников и обеспечивающими безопасность проведения работ.

Подъемно-транспортные устройства, применяемые при проведении ремонтных работ, должны пройти контроль и быть аттестованы органами по надзору за требованиями безопасности <Гостехнадзор России).

В случае необходимости работающие должны иметь индивидуальные средства защиты. В помещении должна быть аптечка, укомплектованная медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.

Стационарное оборудование, используемое при ремонте, должно быть установлено на фундамент и надежно прикреплено к нему болтами. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования должны быть надежно заземлены.

Соблюдение перечисленных требований позволит выполнить работы по ремонту агрегатов без травматизма.

Подготовка к работе

Для выполнения работ по текущему ремонту агрегатов и узлов в агрегатном, электротехническом цехах и цехе топливной аппаратуры привлекаются рабочие следующих профессий: слесарь по ремонту автомобилей (моторист), слесарь по ремонту топливной аппаратуры, слесарь по ремонту электрооборудования автомобилей.

Порядок проведения работ

Последовательность проведения работ по текущему ремонту двигателя, необходимое оборудование и инструмент, а также технические требования на выполнение работ, как правило, указаны в руководстве по ремонту завода — изготовителя двигателя. Для качественного выполнения ремонта двигателей необходимо использовать специализированный инструмент, разработанный заводом — изготовителем двигателя.

Источник

Требование к отремонтированным двигателям и методы их испытания:

Ко всем электродвигателям, применяемым в приборах и машинах бытового назначения, предъявляются общие и специальные технические требования. Общие требования распространяются на все электродвигатели, а специальные определяются особыми техническами условиями заказа на данный тип электродвигателя в зависимости от его назначения.

Основные технические требования следующие:

— полная надежность работы при всех условиях эксплуатации;

— хорошая коммутация коллекторных машин при любых режимах работы.

— обеспечение большой кратности пускового момента электродвигателя по

отношению к номинальному;

— достижение минимальных габаритов и массы;

— наличие защиты от радиопомех у коллекторных электродвигателей,

создаваемых ими при работе;

— надежная работа электродвигателей при отклонениях номинального значения напряжения на ± 10 % и колебаниях температуры -40. +40°С при относительной влажности воздуха 60 — 70 %;

— при длительной работе электродвигателей с номинальной нагрузкой превышение температуры обмотки (измеренное методом сопротивления) над температурой окружающей среды для электродвигателей, предназначенных для работы в среде с температурой 40 °С, не должно превышать 65 °С; для работающих в среде с температурой 50 °С —55 °С; для электродвигателей, работающих в среде с температурой 60″С, -40″С;

— сопротивление изоляции всех токоведущих частей между собой и каждой из них относительно корпуса электродвигателей, измеренное в холодном состоянии (при температуре 20 °С и относительной влажности окружающей среды 60 — 70 %), должно быть не менее 100 МОм, в нагретом состоянии при установившейся температуре — не менее 50 МОм;

— изоляция всех токоведущих частей относительно корпуса должна выдерживать без пробоя испытательное напряжение 1000 В переменного тока промышленной частоты в течение 1 мин при температуре 20 °С и относительной влажности воздуха 60 — 70 %;

— электродвигатели должны безотказно работать при тряске с ускорением 70 м/с 2 и частоте ударов до 80 мин» 1 , а также при вибрациях с частотой 10 Гц при амплитуде колебаний (1,4 ±0,2) мм;

— уровень звука электродвигателей, работающих в помещении, не должен превышать 80 дБА.

Техника безопасности при ремонте электрических машин

При проведении планово-предупредительных работ, технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов электрических машин специалисту необходимо соблюдать технику безопасности при эксплуатации.

И в свою очередь должен знать следующее:

1. Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует отвёртывания гаек или вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей: контактные кольца, шкивы, муфты, вентиляторы — должны быть ограждены.

2. Открывать ящики пусковых устройств электродвигателей, установленных в цехе, когда устройство находится под напряжением, разрешается для наружного осмотра лицам, имеющим квалификационную группу не ниже 4-ой.

3. Операции по включению и выключению электродвигателей пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с применением диэлектрических перчаток или изолирующего основания (подставки).

4. Включение и отключение выключателей электродвигателей производится дежурным у агрегатов единолично.

5. У работающего синхронного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий его кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

6. Работа в цепи пускового реостата работающего электродвигателя допускается лишь при поднятых щетках и замкнутом накоротко роторе.

Работа в цепях регулировочного реостата работающего электродвигателя должна рассматриваться как работа под напряжением в цепях до 1000В и производиться с соблюдением мер предосторожности. [8]

Шлифование колец ротора допускается проводить на вращающемся электродвигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.

7. Перед началом работы на электродвигателях, приводящих в движение насосы или тягодутьевые механизмы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма (насос может работать как турбина, дымосос может начать вращаться в обратную сторону за счёт засоса холодного воздуха через трубу и т. д.). Такими мерами являются закрытие соответствующих вентилей или шиберов, их заклинивание или перевязка цепью с запиранием на замок (или снятием штурвала) и вывешиванием плакатов «Не открывать — работают люди» или расцеплением муфт.

8. При отсоединении от синхронного электродвигателя питающего кабеля концы всех трёх фаз кабеля должны быть замкнуты на коротко и заземлены.

Заземление концов кабеля должно производиться посредством специально приспособленного для этой цели переносного заземления, выполненного в соответствии с общими требованиями.

Источник

Технические требования при ремонте двигателя

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»

Электродвигатели напряжением до 1000 В мощностью от 0,1 до 100 кВт

Общие технические условия на капитальный ремонт

Нормы и требования

Дата введения 2010-01-11

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», а правила разработки и применения стандартов организации — ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к ремонту электродвигателей напряжением до 1000 В мощностью от 0,1 до 100 кВт и требования к качеству отремонтированных электродвигателей.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями к стандартам организаций электроэнергетики «Технические условия на капитальный ремонт оборудования электростанций. Нормы и требования», установленными в разделе 7 СТО «Тепловые и гидравлические электростанции. Методика оценки качества ремонта энергетического оборудования»*.

* Документ не действует. Действует СТО 70238424.27.100.012-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами ОАО РАО «ЕЭС России» и НП «ИНВЭЛ» позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в технических регламентах по безопасности технических систем, установок и оборудования электрических станций.

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро по модернизации и ремонту энергетического оборудования электростанций» (ЗАО «ЦКБ Энергоремонт»)

2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт организации:

— является нормативным документом, устанавливающим технические требования к ремонту трехфазных электродвигателей переменного тока общего применения мощностью от 0,1 до 100 кВт включительно напряжением до 1000 В, а также на ремонт статоров и роторов вышеуказанных электродвигателей, направленные на обеспечение промышленной безопасности тепловых электрических станций, экологической безопасности, повышение надежности эксплуатации и качества ремонта;

— устанавливает технические требования, объем и методы дефектации, способы ремонта, методы контроля и испытаний к составным частям и электродвигателям напряжением до 1000 В в целом в процессе ремонта и после ремонта;

— устанавливает объемы, методы испытаний и сравнения показателей качества отремонтированных электродвигателей напряжением до 1000 В с их нормативными и доремонтными значениями;

— распространяется на капитальный ремонт трехфазных электродвигателей переменного тока общего применения мощностью от 0,1 до 100 кВт включительно напряжением до 1000 В (далее — электродвигатели) тепловых электростанций;

— предназначен для применения генерирующими компаниями, эксплуатирующими на тепловых электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.

Стандарт организации не распространяется на электродвигатели постоянного тока и специального исполнения (взрывозащищенные, водонепроницаемые, газонепроницаемые, влагостойкие, морозостойкие, химостойкие).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы:

ГОСТ 8.050-73 ГСИ. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений

ГОСТ 8.051-81 ГСИ. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.402-2004 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.019-80 ССБТ. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 27.002-89* Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 27.002-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 183-74* Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ГОСТ 26772-85, ГОСТ Р 52776-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 1033-79 Смазка, солидол жировой. Технические условия

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 2850-95 Картон асбестовый. Технические условия

ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6102-94 Ткани асбестовые. Общие технические требования

ГОСТ 6244-70 Лаки электроизоляционные пропиточные марок БТ-987, БТ-988. Технические условия

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 7217-87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испытаний

ГОСТ 7338-90 Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия

ГОСТ 8018-70 Лак электроизоляционный пропиточный ГФ-95. Технические условия

ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация

ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия

ГОСТ 9569-2006 Бумага парафинированная. Технические условия

ГОСТ 10169-77 Машины электрические трехфазные синхронные. Методы испытаний

ГОСТ 10877-76 Масло консервационное К-17. Технические требования

ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний

ГОСТ 12139-84 Машины электрические вращающиеся. Ряды номинальных мощностей, напряжений и частот

ГОСТ 12294-66 Лак электроизоляционный пропиточный ФП-98. Технические условия.

ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 15865-70 Лак электроизоляционный МЛ-92. Технические условия

ГОСТ 16372-93* Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 53148-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 19537-83 Смазка пушечная. Технические условия

ГОСТ 22061-76* Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ ИСО 1940-1-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 23360-78 Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шпоночные с призматическими шпонками. Размеры шпонок и сечений пазов. Допуски и посадки

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

ГОСТ 28173-89* Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и рабочие характеристики

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52776-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СТО 17330282.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения

СТО 70238424.27.100.017-2009 Тепловые электростанции. Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений. Организация производственных процессов. Нормы и требования

СТО 17330282.27.100.006-2008* Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования

* Документ не действует. Действует СТО 70238424.27.100.006-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СТО 17230282.27.010.002-2008 Оценка соответствия в электроэнергетике

Источник

Оцените статью