Технические средства для ремонта железной дороге

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2003. – 496 с.

Дано описание основных устройств вагонов, электровозов, тепловозов; приведены основные сведения о системах обслуживания и ремонта подвижного состава; сооружениях и устройствах вагонного и локомотивного хозяйства, а также о системе электроснабжения железных дорог. Изложены вопросы комплексной механизации переработки различных грузов, их типовые схемы. Рассмотрены простейшие приспособления, устройства, машины и механизмы, используемые для переработки различных грузов. Предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, будет полезен также специалистам в области организации перевозочного процесса.

ОТ АВТОРА

Учебник написан в соответствии с требованиями программы дисциплины «Технические средства железных дорог» по специальности Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте для техникумов и колледжей МПС России. Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава, железнодорожных сооружений и устройств, к которым относятся:

  • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
  • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • устройства автоматики, телемеханики и связи для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
  • устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
  • устройства водоснабжения;
  • устройства материально-технического снабжения.

В книге рассмотрены:

  • общие требования к подвижному составу железных дорог России;
  • назначение и типы грузовых и пассажирских вагонов;
  • основные элементы вагонов, их назначение и устройство;
  • назначение и классификация тормозов подвижного состава;
  • классификация локомотивов, их назначение и устройство;
  • система электроснабжения железных дорог и требования, предъявляемые к устройствам электроснабжения;
  • назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов; — типы складов и их назначение;
  • комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ при переработке различных грузов;
  • классификация, назначение и устройство различных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, области их применения.

Содержание
От автора
Введение
Раздел I. ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Глава 1. Подвижной состав железных дорог
1.1. Общие требования к подвижному составу
1.2. Габариты на железнодорожном транспорте
1.3. Надежность подвижного состава
Глава 2. Общие сведения о вагонах
2.1. Назначение и классификация вагонов
2.2. Основные элементы вагонов
2.3. Технико-экономические характеристики вагонов
2.4. Пассажирский парк вагонов
2.5. Грузовой парк вагонов
2.6. Система нумерации подвижного состава
Глава 3. Колесные пары вагонов
3.1. Назначение и устройство колесных пар вагонов
3.2. Требования к содержанию колесных пар вагонов
3.3. Техническое обслуживание колесных пар вагонов
3.4. Неисправности колесных пар подвижного состава
Глава 4. Буксы и рессорное подвешивание вагонов
4.1. Назначение и типы букс вагонов
4.2. Буксы с подшипниками скольжения
4.3. Буксы с подшипниками качения (роликовыми подшипниками)
4.4. Рессорное подвешивание
Глава 5. Тележки вагонов
5.1. Назначение и классификация тележек вагонов
5.2. Тележки грузовых вагонов
5.3. Тележки пассажирских вагонов
5.4. Рамы вагонов
Глава 6. Автосцепные устройства
6.1. Автосцепное устройство
6.2. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки
Глава 7. Грузовые вагоны
7.1. Назначение кузовов вагонов
7.2. Изотермический подвижной состав
7.3. Вагоны промышленного транспорта
7.4. Контейнеры
Глава 8. Пассажирские вагоны
8.1. Кузова пассажирских вагонов
8.2. Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов
8.3. Электрооборудование пассажирских вагонов
8.4. Система вентиляции пассажирских вагонов, их кондиционирование
Глава 9. Вагонное хозяйство
9.1. Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства
9.2. Система технического обслуживания и ремонта вагонов
9.3. Техническое обслуживание грузовых вагонов
Глава 10. Автотормоза
10.1. Назначение и классификация тормозов
10.2. Тормозное оборудование вагонов
10.3. Система тормозов. Виды тормозов
10.4. Полное и сокращенное опробование тормозов
10.5. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава
Раздел II. ЛОКОМОТИВЫ И ЛОКОМОТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Глава 11. Общие сведения о тяговом подвижном составе
11.1. Сравнение различных видов тяги
11.2. Классификация тягового подвижного состава
11.3. Основные требования к локомотивам и моторвагонному подвижному составу
11.4. Локомотивный парк
Глава 12. Электровозы
12.1. Общие сведения об электрическом подвижном составе
12.2. Механическая часть электроподвижного состава
12.3. Электрическое оборудование электровозов постоянного тока
12.4. Токоприемники
12.5. Особенности устройства электровозов переменного тока
12.6. Вспомогательные машины электровоза
12.7. Системы управления ЭПС
12.8. Электрические аппараты и приборы
12.9. Электропоезда
Глава 13. Тепловозы
13.1. Общие понятия об устройстве тепловоза
13.2. Основные технические характеристики тепловозов
13.3. Основы устройства дизеля, принцип его работы
13.4. Вспомогательное оборудование тепловоза
13.5. Передачи тепловозов
13.6. Электрические машины тепловоза
13.7. Электрические аппараты тепловоза
13.8. Экипажная часть тепловоза
13.9. Газотурбовозы, турбопоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы
Глава 14. Локомотивное хозяйство
14.1. Технические средства локомотивного хозяйства
14.2. Обслуживание локомотивов и организация их работы
14.3. Экипировка локомотивов
14.4. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов
Раздел III. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Глава 15. Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорог
15.1. Электрифицированные дороги России
15.2. Системы тока и напряжения контактной сети
15.4. Тяговая сеть
15.5. Эксплуатация устройств электроснабжения
Раздел IV. СКЛАДЫ И КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ
Глава 16. Транспортно-складские комплексы
16.1. Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов
16.2. Назначение и классификация железнодорожных складов
16.3. Устройство крытых складов
16.4. Повышенные пути, эстакады и другие сооружения и устройства грузового хозяйства
16.5. Санитарно-технические устройства складов, их освещение и средства связи
16.6. Охранная и пожарная сигнализация и противопожарное оборудование
16.7. Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ
16.8. Определение основных параметров складов
16.9. Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов
Глава 17. Тарно-упаковочные и штучные грузы
17.1. Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов
17.2. Общие понятия о транспортных пакетах
17.3. Средства и способы пакетирования
17.4. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-упаковочными и штучными грузами
17.5. Автоматизированные склады и их оборудование
17.6. Пункты сортировки мелких отправок
Глава 18. Контейнеры
18.1. Контейнерная транспортная система, ее технические средства
18.2. Техническое оснащение контейнерных пунктов, комплексная механизация и автоматизация переработки контейнеров
18.3. Определение вместимости и основных размеров контейнерной площадки
18.4. Пункты переработки крупнотоннажных контейнеров
Глава 19. Лесоматериалы
19.1. Характеристика и способы хранения лесных грузов
19.2. Перевозка лесоматериалов в пакетах
19.3. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с лесными грузами
19.4. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Глава 20. Металлы и металлопродукция
20.1. Условия хранения металлов и металлоизделий
20.2. Схемы комплексной механизации
Глава 21. Грузы, перевозимые насыпью и навалом
21.1. Характеристика грузов
21.2. Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом
21.3. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и навалом
21.4. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами
21.5. Требования техники безопасности
Глава 22. Наливные грузы
22.1. Характеристика наливных грузов
22.2. Склады нефтепродуктов
22.3. Налив и слив груза
Глава 23. Зерновые (хлебные) грузы
23.1. Качественная характеристика грузов
23.2. Склады для хранения
23.3. Комплексная механизация погрузки и выгрузки зерна
Раздел V. СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ
Глава 24. Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах и устройствах
24.1. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств
24.2. Производительность и потребный парк погрузочно-разгрузочных машин
Глава 25. Простейшие механизмы и устройства
25.1. Средства малой механизации и простейшие приспособления
25.2. Грузоподъемные устройства
25.3. Механические тележки
Глава 26. Погрузчики
26.1. Классификация погрузчиков
26.2. Электропогрузчики
26.3. Автопогрузчики
26.4. Рабочее оборудование погрузчиков
26.5. Специальные вилочные погрузчики
26.6. Ковшовые погрузчики
26.7. Определение мощности привода и производительности электропогрузчиков
Глава 27. Краны
27.1. Классификация кранов
27.2. Краны мостового типа
27.3. Стреловые краны
27.4. Кабельные краны
27.5. Устойчивость кранов
27.6. Грузозахватные приспособления к кранам
27.7. Определение мощности приводов и производительности крана
27.8. Подъемники
Глава 28. Машины и механизмы непрерывного действия
28.1. Назначение и классификация конвейеров
28.2. Ленточные конвейеры
28.3. Конвейеры с цепным тяговым органом
28.4. Винтовые и инерционные конвейеры
28.5. Элеваторы
28.6. Механические погрузчики непрерывного действия
28.7. Пневматические и гидравлические установки
Глава 29. Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства
29.1. Вагоноопрокидыватели
29.2. Машины с подъемным элеватором для разгрузки полувагонов и платформ
29.3. Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов
Глава 30. Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин
30.1. Технический надзор и содержание погрузочно-разгрузочных машин и устройств
30.2. Основные положения о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте погрузочно-разгрузочных машин
Глава 31. Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ
31.1. Принципы сравнения вариантов
31.2. Капитальные вложения
31.3. Эксплуатационные расходы и себестоимость переработки грузов

Источник

Оборудование для ТО и ремонта подвижного состава ЖД транспорта

Железнодорожный подвижной состав должен своевременно обеспечиваться планово-предупредительными видами ремонта, техническим обслуживанием и содержаться в исправном техническом состоянии, обеспечивающим надежную эксплуатацию, безопасность движения на железнодорожном транспорте, а также выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ответственными за исправное состояние, техническое обслуживание подвижного состава, его ремонт и обеспечение установленных сроков службы являются владельцы и работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (ПТЭ, приложение №5).

Система технического обслуживания (ремонта) железнодорожного подвижного состава — это совокупность средств, документации технического обслуживания (ремонта) и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления его качества.

Ремонт железнодорожного подвижного состава — это комплекс операций по восстановлению исправности и (или) работоспособности железнодорожного подвижного состава или его составных частей и (или) восстановлению их ресурса (ГОСТ Р 53341-2009 «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава»).

«ИРТРАНС» располагает всем необходимым оборудованием и оснасткой для осуществления комплекса технологических операций по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железнодорожного транспорта, соблюдая все нормы и стандарты качества выполняемых работ.

Источник

Вагонное хозяйство

Сооружения и устройства вагонного хозяйства

Основное назначение вагонного хозяйства — выполнение перевозок пассажиров и грузов исправными вагонами, отвечающими требованиям безопасности движения и обеспечивающими необходимые удобства для пассажиров и сохранность перевозимых грузов. Вагонное хозяйство — это территориально рассредоточенная система линейных предприятий, на которых осуществляется техническое обслуживание и ремонт общего парка вагонов. Инфраструктура вагонного хозяйства имеет три составляющих:

  • материально-техническую базу;
  • систему материально-технического снабжения линейных предприятий;
  • информационную базу и систему управления вагонным хозяйством.

В структуре ОАО «РЖД» руководство вагонным хозяйством осуществляет Департамент вагонного хозяйства, который руководит вагонными службами дорог.

К материально-технической базе вагонного хозяйства, относятся вагоноремонтные заводы, вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания вагонов, механизированные пункты текущего отцепочного ремонта, специализированные пути укрупненного ремонта вагонов, посты опробования тормозов, контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хозяйства входят вагоноколесные мастерские, перестановочные пункты, пункты экипировки вагонов, технические станции, резервы бригад проводников и др.

Вагонные депо (ВЧД, ЛВЧД) с соответствующими ремонтно-заготовительными цехами относятся к линейным предприятиям вагонного хозяйства железных дорог. Они предназначены для деповского, периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов, а также изготовления и восстановления запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков. Вагонные депо подразделяются на грузовые и пассажирские. При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов). Новые депо для грузовых вагонов рассчитываются на ремонт 6-10 тыс. вагонов в год. Они располагаются в основном на сортировочных станциях и в пунктах массовой подготовки вагонов к перевозкам.

Пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ) размещаются на станциях массовой погрузки-выгрузки и формирования порожних составов. Они являются основной технической базой для текущего ремонта грузовых вагонов и предназначены для обеспечения погрузочных зон отремонтированными и подготовленными к погрузке вагонами и гарантируют проследование грузовых поездов без отцепки вагонов.

Пункты технического обслуживания и текущего ремонта (ПТО) располагаются на сортировочных, участковых и пассажирских станциях, где производится устранение внезапно возникших неисправностей вагонов в сформированных составах и подготовка поездов в рейс. ПТО предназначены для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения их максимально возможных пробегов без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами.

Промывочно-пропарочные пункты предназначены для подготовки вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов. На них производят очистку котлов цистерн от остатков перевезенных грузов, при необходимости с пропаркой и промывкой горячей или холодной водой и дегазацией, а также соответствующий текущий ремонт.

Пункты опробования тормозов создаются на станциях, где производится смена локомотивов или локомотивных бригад, при отсутствии ПТО. В этих пунктах производится опробование тормозов, ремонт и обслуживание их в поездах, а также проверка и ремонт тормозного оборудования в специальных мастерских.

Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) располагают на сортировочных станциях или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов. На некоторых сортировочных и крупных участковых станциях выделяются специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов.

Пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторного подвижного состава предназначены для заправки рефрижераторных вагонов топливом, маслом, водой, хладагентом и другими материалами.

Ремонтно-экипировочные депо (РЭД) производят осмотр, текущий ремонт и экипировку пассажирских составов. Располагают РЭД в пунктах массовой приписки пассажирских вагонов и на пассажирских технических станциях. Депо для ремонта пассажирских вагонов всех категорий, включая и вагоны с установками для кондиционирования воздуха, сооружаются в пунктах приписки не менее 400 вагонов, а также в крупных пунктах оборота пассажирских составов.

Пассажирские технические станции осуществляют комплексную подготовку пассажирских составов в рейс, заключающуюся в наружной и внутренней обмывке, осмотре, текущем ремонте, экипировке, санитарной обработке вагонов и проверке исправности электрооборудования, электропроводки, холодильного оборудования и устройств для кондиционирования воздуха.

Пограничные пункты осмотра вагонов создаются на станциях примыкания железных дорог России к дорогам других государств. Основным назначением пунктов является учет технического состояния передаваемых и принимаемых вагонов, пограничное оформление граждан, пересекающих границу, осмотр товаров и грузов с целью недопущения перемещения через границу запрещенных веществ и т.д. Передача вагонов на зарубежные дороги производится в соответствии с Правилами пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.

Перестановочные пункты обеспечивают перестановку грузовых и пассажирских вагонов с тележек колеи 1520 мм на колею других стран и обратно.

Система технического обслуживания и ремонта вагонов

Система ремонта вагонов предназначена для содержания вагонов в состоянии эксплуатационной надежности и работоспособности. Системой ремонта предусмотрены мероприятия по уходу, осмотру и ремонту вагонов, направленные на восстановление изношенных деталей и узлов, на предупреждение отказов и поддержание вагонов в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.

На железных дорогах России разработана и внедрена планово-предупредительная система ремонта, предусматривающая организацию межремонтного технического обслуживания вагонов, при котором наряду с профилактическими мероприятиями (очистка, смазка, регулировка) производится ремонт (замена деталей, устранение повреждений), а также периодическое освидетельствование и ревизия особо ответственных узлов и агрегатов вагонов. Эта система предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта вагонов:

  • техническое обслуживание (ТО) вагонов, находящихся в составах транзитных поездов, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку. ТО включает в себя комплекс работ (осмотр, ремонтные и профилактические), проводимых на вагоне, не требующих его отцепки от состава;
  • текущий ремонт ТР-1 порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава и подачей на специализированные ремонтные пути. Данный вид ремонта включает в себя комплекс профилактических и ремонтных работ по уплотнению кузовов, промывке крытых вагонов, цистерн и т.д., которые без отцепки вагона и применения специальных механизмов и приспособлений выполнить невозможно;
  • текущий ремонт ТР-2 вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов. При этом виде текущего ремонта устраняются неисправности узлов и деталей, возникшие вследствие их невысокого срока службы или низкого качества ремонта. Данный вид восстановления работоспособности вагонов относится к разряду внепланового ремонта, осуществляемого по техническому состоянию;
  • деповской ремонт (ДР) производится в вагонных депо; при нем выполняются необходимые профилактические работы, ремонт или замена ряда сборочных единиц и деталей, имеющих невысокий срок службы, а также ремонт или восстановление поврежденных, установка утерянных деталей;
  • капитальный ремонт (КР), выполняется на заводах; при нем устраняются неисправности и полностью (или близко к этому) восстанавливается ресурс сборочных единиц и деталей (в том числе и базовых), подверженных механическому или коррозионному износу, разрушению, а также производятся необходимые модернизационные работы и окраска вагонов. Одним из основных признаков заводского ремонта является восстановление первоначальных технических характеристик и геометрических форм базовых частей и всех съемных деталей и узлов с максимальным приближением к состоянию нового вагона.

Периодические деповские и заводские (капитальные) ремонты обеспечивают полное восстановление работоспособности вагонов.

Межремонтные сроки деповского ремонта для грузовых вагонов основных типов составляют после постройки и капитального ремонта 2 года, после деповского ремонта — 1-2 года. Капитальные ремонты проводят через 8…12 лет.

Пассажирские вагоны проходят деповской ремонт через 1 год, а первый после постройки — через 2 года; капитальные ремонты КР-1 — через 4-5 лет, КР-2 — через 20 лет (вагоны-рестораны — через 10 лет).

Техническое обслуживание вагонов

Техническое обслуживание вагонов включает в себя технический осмотр, текущий ремонт и подготовку вагонов к перевозкам, периодическое освидетельствование важнейших узлов вагонов (букс автотормозов, автосцепки и др.), а также технический надзор за проходящими поездами в пути следования. Техническое обслуживание вагонов обеспечивается ПТО, для организации работы которых разрабатываются технологические процессы.

Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:

  • контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов;
  • выявление неисправностей;
  • выполнение необходимого ремонта, обеспечивающего безопасность движения, пожарную безопасность, сохранность перевозимых грузов.

Техническое обслуживание вагонов выполняется:

  1. в парке прибытия — выявление неисправностей, требующих отцепочного и безотцепочного ремонтов;
  2. в сортировочном парке — выявление повреждений, происшедших в процессе маневровой работы, чтобы не пропустить в парк отправления неисправные вагоны, требующие ремонта с отцепкой, на специально выделенных путях;
  3. в парке отправления — замена и ремонт неисправных деталей и узлов вагонов без отцепки от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления;
  4. в приемоотправочном парке для транзитных поездов совмещаются работы, проводимые в парках прибытия и отправления.

При техническом обслуживании вагонов проверяют:

  • наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;
  • сроки ремонта, а у пассажирских вагонов, кроме того, сроки единой технической ревизии;
  • исправность и действие автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, аккумуляторных батарей, внутреннего оборудования, климатической установки, наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования;
  • исправность элементов кузова вагона.

Работники ПТО должны в соответствии с технологическим процессом своевременно выполнять техническое обслуживание и несут ответственность за безопасное проследование вагонов без отцепки от поездов в пределах гарантийного участка, а для пассажирских поездов — на протяжении всего рейса от пункта формирования до пункта оборота и обратно.

Рабочие места осмотрщиков вагонов оснащают связью громкоговорящего оповещения с переговорными колонками (их размещают в районе работы каждой группы), общестанционной телефонной связью, устройством централизованного ограждения (в парке технического обслуживания вагонов). Пульт дистанционного ограждения составов находится в помещении оператора или ДСП. На станциях, не оборудованных системой централизованного ограждения, применяют ограждение состава переносными сигналами — красными щитами (днем) или красными фонарями (ночью). Освещение в парках в ночное время должно отвечать действующим нормам и требованиям охраны труда.

Источник

Читайте также:  Ремонт фонаря освещения номера
Оцените статью